История и обществознание что общего

Понятийные и хронологические связи между предметами социально-гуманитарного цикла (история и обществознание)

заместитель директора, учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»,

Одним из факторов совершенствования историко-обществоведческого образования является приведение содержания учебных предметов в единую систему, выявление в содержании курсов истории и обществознания совокупности идей и понятий, обеспечивающих межпредметную координацию этих дисциплин и использование этой координации для повышения научности и доступности обучения, усиления познавательной деятельности учащихся, а в конечном счете, для улучшения качества знаний, экономии учебного времени.

Современная наука выделяет два типа связей между учебными предметами:

— понятийную, предполагающую одинаковую трактовку научных понятий на основе общих методических (научных) положений;

— хронологическую (временну́ю), предполагающую согласование во времени прохождения программ по смежным предметам.

Сравнительный анализ элементов содержания программных курсов истории и обществознания с 5 по 11 класс позволил скоординировать материал на основе трех видов временны́хсвязей.

Это связи, которые при изучении обществознания опираются на знания, полученные при изучении истории (история дает средства и приемы общего и точного выражения зависимости между духовным и материальным миром общества, человека). Курс истории создает знаниевую базу для осознанного освоения обществознания.

В курсе истории в 5-7 классах при изучении тем «Возникновение государства», «Религиозные верования», «Развитие земледелия, ремесла, торговли», «Афинская демократия», «Политическая раздробленность», «Феодальные повинности», «Культурное наследие (Древнего Востока, Античности, Средневековья)», «Древнерусские города», «Складывание крупной земельной собственности (в Древнерусском государстве)», «Русская правда», «Судебник (1497г., 1550г.)», «Соборное Уложение 1649г.», «Сословно-представительная монархия», «Первые буржуазные революции» необходимо уделить внимание формированию таких понятий как «государство», «демократия», «культура», «собственность», «хозяйство», «закон», которые являются одними из основных при изучении обществознания и права.

Учителю обществознания необходимо глубоко знать содержание школьного курса истории, принятую в нем терминологию и трактовку материала для того, чтобы обеспечить на уроках обоих предметов общий обществоведческий понятийный аппарат. Очень важно добиться единого понимания обучающимися встречающихся терминов. Следует учитывать, что, владея понятиями, школьники еще недостаточно подготовлены к глубокому анализу и решению познавательных и практических задач, отражающих ситуации в различных сферах жизни общества.

Это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются и по истории, и по обществознанию. Это такие вопросы, как «Экономика (экономическое развитие)», «Признаки государства», «Религия», «Государственное устройство», «Политический режим», «Политика», «Социальный конфликт», «Эволюция и революция», «Глобализация», «Гражданское общество» и др. Кроме того, при изучении обществознания развиваются умения соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать источник исторической информации. При изучении обществознания также происходит закрепление знаний по курсу истории.

Таким образом, необходимо изучить программы смежных предметов и использовать только одинаковые трактовки научных понятий на основе общих научных и методических положений.

На уровне среднего общего образования роль координации межпредметных связей усиливается. Знания, полученные на уроках обществознания, могут быть использованы на уроках истории следующим образом:

— материал по типам мировоззрения можно применить при изучении мифологической картины мира и формировании научной формы мышления в античном обществе;

— знания о традиционном (аграрное) обществе можно использовать при изучении динамики развития европейской средневековой цивилизации;

— знания о понятиях «цивилизация» и «формация» можно применить при изучении становления и развития античной цивилизации.

Изучение материала по истории иногда опережает изучение необходимых тем по обществознанию, т.е. при обучении обществознанию не всегда своевременно формулируются понятия, необходимые для курса истории. История «снабжает» обществознание богатым учебным материалом, анализ которого требует разностороннего применения. Фактический материал курса истории должен служить одним из рычагов формирования осмысленных обществоведческих знаний. Его использование содействует развитию навыков в применении обществоведческого аппарата, помогает формировать у учеников представление о роли обществознания (как учебного предмета) в изучении окружающего мира, помогает видеть неразрывную связь и различия между материальным и духовным миром, вызывает дополнительный интерес и мотивацию к учению.

Процесс установления межпредметной координации заключается не только в том, что в рамках изучения одного учебного предмета используется информация из других школьных курсов. Речь идет о более глубокой связи между учебными предметами, формирующими у обучающихся общие, синтезированные понятия, умения и навыки. В преподавании истории и обществознания следует выделить исключительную важность и значимость активных методов и приемов обучения (работа с документами, разрешение сложных и дискуссионных проблем с помощью дебатов, дискуссий, «мозговой штурм», деловые игры и моделирование, тренинги), а также единые, понятные и открытые для обучающихся, критерии оценивания.

Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.

Иоффе А. Современный урок по общественным дисциплинам: планирование и принципы // Общественные науки. – №1. – 2012. – С. 22-23.

Источник

Куда поступать, если сдаёте обществознание и историю

Комбинации предметов, учебные направления в вузах, список перечневых олимпиад и советы преподавателей

История и обществознание что общего. Смотреть фото История и обществознание что общего. Смотреть картинку История и обществознание что общего. Картинка про История и обществознание что общего. Фото История и обществознание что общего

История и обществознание что общего. Смотреть фото История и обществознание что общего. Смотреть картинку История и обществознание что общего. Картинка про История и обществознание что общего. Фото История и обществознание что общего

Уже в январе следующего года одиннадцатиклассники должны будут выбрать, какие экзамены сдавать. Выбор повлияет и на последующее поступление в вуз. Где понадобятся результаты ЕГЭ по обществознанию и истории, а также какие профильные олимпиады проводятся по этим предметам, рассказывают преподаватели «Фоксфорда»: кандидат философских наук, доцент НИУ ВШЭ Иван Александрович Карпенко и завкафедрой истории и экономики «Фоксфорда» Ольга Вадимовна Малова.

Обществознание

Обществознание — междисциплинарный предмет, оно связано практически со всеми предметами гуманитарного цикла. В рамках обществознания изучаются концепции из философии, политологии, социологии, экономики и права. Во время изучения обществознания для объяснения теории используются примеры из истории и литературы. Получается, что хотя самого предмета «обществознание» в вузе нет, он нужен для успешного изучения разных вузовских дисциплин.

Что входит в обществознание:

ФилософияСоциология
ПолитологияУправление
ЭкономикаПраво
ПсихологияКонфликтология
ЛингвистикаКультурология
ГрадостроительствоТуризм

Самые распространённые комбинации с обществознанием при поступлении в вузы

Обществознание + математика

Эта комбинация встречается на тех направлениях, которые связаны с экономикой, бизнес-информатикой, менеджментом, государственным и муниципальным управлением, управлением персоналом, градостроительством.

Обществознание + история

Второе по популярности сочетание. Оно требуется для поступления на такие направления, как культурология, политология, туризм, социология и социальная работа, издательское дело, юриспруденция.

Иван Карпенко: «На уроках обществознания школьники изучают законы и другие нормативные акты, законодательные системы, основные отрасли права. Эти базовые знания впоследствии очень помогают осваивать университетскую программу соответствующего направления».

Обществознание + иностранный язык

Эта комбинация часто встречается на таких направлениях, как реклама и связи с общественностью, лингвистика, гостиничное и таможенное дело, правоохранительная деятельность, социология и культурология.

Обществознание + литература

Встречается на таких направлениях, как филология, журналистика, театр, кино и телевидение, дизайн, издательское дело, информационно-аналитическая деятельность, менеджмент социально-культурной сферы, искусствоведение.

Иван Карпенко: «Знание литературы в любом случае необходимо, если вы собираетесь сдавать обществознание. Во второй части ЕГЭ по обществознанию для решения практических задач творческого характера и написания эссе примеры из литературы можно использовать для аргументации».

Обществознание + биология

Чаще всего эти экзамены сдают, чтобы поступить изучать педагогику и психологию.

Связь обществознания и биологии тоже очень тесная. Например, биологическая эволюция Чарльза Дарвина оказала воздействие на философию и науку, а эволюционные концепции изучаются в вузах в рамках обществоведческих теорий.

Связь обществознания с другими предметами гуманитарного цикла облегчает подготовку к ЕГЭ: знания, полученные на других предметах, пригодятся на экзамене по обществознанию, и наоборот.

Обществознание и олимпиады

Для участия практически во всех олимпиадах гуманитарного направления требуется знать обществознание. Право льготного поступления в вузы дают дипломы Всероссийской олимпиады школьников и других олимпиад из Перечня Минпросвещения.

История и обществознание что общего. Смотреть фото История и обществознание что общего. Смотреть картинку История и обществознание что общего. Картинка про История и обществознание что общего. Фото История и обществознание что общего

Какие бывают льготы

Каждый вуз сам определяет условия, на которых принимает победителей и призёров. Это может быть:

Учитываются победы за 11 класс, за 10–11 или сразу за 9–11. Также вуз сам устанавливает соответствие профиля олимпиады направлению подготовки — то есть по каким предметам олимпиад на какие образовательные программы вуз принимает льготников.

Правила льготного поступления с дипломом олимпиады устанавливают сами вузы. Иногда с олимпиадой 2-го или 3-го уровней можно поступить без экзаменов или получить 100 баллов ЕГЭ. Конкретную информацию необходимо узнавать в приёмной комиссии вуза.

Вузы также устанавливают или не устанавливают требование подтвердить диплом олимпиады баллами ЕГЭ. В большинстве крупных вузов такое подтверждение требуется. Обычно нужно получить на ЕГЭ не менее 75 баллов по профильному предмету, но иногда планка может быть установлена на уровне 80 баллов.

Перечневые олимпиады по обществознанию 2020–2021

1 уровеньМежрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»;
олимпиада школьников «Ломоносов»;
олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»;
олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета.
2 уровеньГосударственный аудит;
Московская олимпиада школьников;
олимпиада школьников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
олимпиада МГИМО МИД России для школьников (профиль олимпиады — гуманитарные и социальные науки);
Междисциплинарная олимпиада школьников имени В. И. Вернадского (профиль олимпиады — гуманитарные и социальные науки).
3 уровеньВсероссийская олимпиада школьников «Миссия выполнима. Твое призвание-финансист!»;
Всероссийская Толстовская олимпиада школьников;
Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных организаций;
Многопрофильная олимпиада школьников Уральского федерального университета «Изумруд»;
олимпиада «Океан знаний».

Иван Александрович Карпенко: «Обществознание и предметы, которые в него входят, дают возможность получить хорошее гуманитарное образование, которое везде пригодится. Это культура, знания, эрудиция, и они нужны не только в любой профессии, но и всем для общего развития».

История

ЕГЭ по истории для поступления в вузы требуется реже, чем обществознание. История — в большей степени теоретическая научная дисциплина, в отличие от обществознания, которое теснее связано с конкретными сферами и профессиями.

Ольга Малова: «Часто спрашивают, зачем вообще учить историю в школе в таком объёме или зачем вообще её изучать, если многие исторические события можно трактовать по-разному и трактовки со временем изменяются. Но знание истории необходимо любому школьнику, особенно тому, кто собирается поступать на какое-либо гуманитарное направление. Без знания истории невозможно понять взаимосвязи событий: история объясняет, как то, что было когда-то, связано с тем, что произошло потом. Она даёт обширное количество фактов и знаний, почву для рассуждений, исследований и выводов».

Направления, где нужна история:

историяюриспруденция
социальная работаполитология
антропология и этнологиямеждународные отношения
культурологияреклама и связи с общественностью
искусствоведение и музееведениетуризм
документоведение и архивоведениеиздательская деятельность
регионоведениежурналистика
религиоведение/теологиялингвистика

Это неполный список, а все направления могут быть связаны с научной деятельностью, преподаванием, археологией, архивным делом.

Основные сочетания с историей при поступлении

История + обществознание

Направления с таким набором экзаменов мы уже разобрали выше, когда говорили об обществознании.

История + иностранный язык

Это сочетание экзаменов требуется при поступлении на такие направления, как международные отношения, перевод и переводоведение, зарубежное регионоведение, преподавание иностранных языков, туризм.

История и олимпиады

Победа на олимпиаде по истории может гарантировать льготы при поступлении в обширном списке вузов. Важно и то, что в этом году перечень олимпиад довольно широк.

История и обществознание что общего. Смотреть фото История и обществознание что общего. Смотреть картинку История и обществознание что общего. Картинка про История и обществознание что общего. Фото История и обществознание что общего

1 уровеньМежрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»;
олимпиада школьников «Ломоносов» (2 профиля по предмету: история, международные отношения и глобалистика);
олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета.
2 уровеньВсероссийская Толстовская олимпиада школьников;
Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи — будущее науки»;
олимпиада «В начале было слово…»;
Московская олимпиада школьников;
олимпиада РГГУ для школьников;
Открытая региональная межвузовская олимпиада вузов Томской области (ОРМО);
олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»;
олимпиада школьников Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
Турнир имени М.В. Ломоносова;
олимпиада МГИМО МИД России для школьников (профиль — гуманитарные и социальные науки).
3 уровеньМногопрофильная олимпиада школьников Уральского федерального университета «Изумруд»;
Олимпиада школьников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» «В мир права»;
Всероссийская олимпиада школьников «Миссия выполнима. Твоё призвание — финансист»;
олимпиада «Океан знаний».

Ольга Малова: «Информация об олимпиадах по обществознанию касается и профиля „История“. Здесь всё то же самое — Всерос и олимпиады из Перечня Минпросвещения трёх уровней. Ещё можно обратить внимание на олимпиады по профилю „Культурология“ и „История искусства“, они тоже бывают полезны при поступлении на определённые направления».

Что запомнить:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Разница между обществознанием и историей

Содержание:

Социальные науки против истории

Что такое история?

История относится к изучение различных событий, имевших место в прошлом в царстве человеческого мира. Эти события включают также исторические события. Они включают в себя различные виды правления, пережитые разными странами в мире, развитие различных цивилизаций по всему миру, постройки и вклады, внесенные с течением времени в течение нескольких столетий, и тому подобное.

Поскольку предмет истории имеет обширную область изучения, он делится на разные части. Каждая страна включает историю своей страны как часть уроков истории.Например, США включают историю Соединенных Штатов Америки, чтобы американские дети могли знать, что происходило в прежние времена, например, кто стал первым президентом Америки, как возникли Соединенные Штаты, Американская революция и т. Д. Исходя из этого, каждая страна включает в школьную программу часть всемирной истории. Это сделано для того, чтобы дети узнали о важных событиях, произошедших в мире, которые влияют на мир в целом. Например, Французская революция проложила путь к Декларации прав человека и гражданина. Это было важно, потому что это знаменует важный момент в истории прав человека. История вносит большой вклад в развитие предмета социальных исследований.

Что такое общественные науки?

В социальных исследованиях, если дети усваивают урок об Африке, этот урок включает в себя множество факторов. Например, они узнают что-нибудь об истории Африки. Они узнают кое-что об экономическом состоянии Африки. Они также узнают о политической системе страны, а также о культуре народа. Как видите, этот урок социальных исследований шире, поскольку он включает в себя разделы истории, политологии, социальных наук и экономики.

В чем разница между историей и обществознанием?

• Определение:

• Объем:

• Сфера социальных исследований заключается в ознакомлении учащихся с обществом или миром в целом, в котором они живут.

• Цели или результат обучения:

• Социальные исследования:

Некоторые из целей социальных исследований заключаются в следующем:

• Обучение тому, как собирать, использовать и интерпретировать доказательства.

• Применение географических рассуждений.

• Понимание экономики и экономических систем.

• История:

• Некоторые из целей истории таковы:

• Воспитание национальных чувств.

• Развитие правильного отношения.

• Развитие международного взаимопонимания.

• Обучение моральным принципам.

• Подключение:

• История является частью социальных исследований, поскольку история влияет на поведение людей.

• Фокус:

• Социальные исследования имеют более широкий акцент на мире.

• История ограничивается изучением того, что произошло в минувшую эпоху.

• Уроки:

• Урок социальных исследований будет сосредоточен на обществе, географии местности, в которой живет это общество, существующей политической системе, истории этого общества и т. Д.

• Урок истории посвящен прошлым историческим событиям. Здесь рассказывается, что произошло, как это произошло, результат события и т. Д.

В этом разница между обществознанием и историей.

Изображения любезно предоставлены:

Источник

Особенности преподавания истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

Особенности преподавания истории и обществознания в рамках реализации ФГОС ООО

В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы. Приоритеты современного образования: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими, часто не похожими на тебя, людьми – это учение для совместной жизни.

Научить учиться – лозунг стандартов II поколения.

В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания.

Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника. Готовит его жить в меняющемся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.

Главной задачей исторического образования на современном этапе является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения и до наших дней.

Историческое образование в школе должно обеспечивать реализацию функций образовательного процесса:

— познавательно-развивающая функция заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии;

— познавательно-обучающая функция предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа;

— воспитательная функция предусматривает формирование личности, ответственной перед обществом и государством.

Требованивания ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основноного общего образования по истории и обществознания:

· Личностные: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

· Метапредметные. Освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

· Предметные. Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Предметные результаты История России. Всеобщая история:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

В соответствии с этими идеями требования государственного стандарта по истории впервые сформулированы не в виде перечня отдельных знаний, а в виде умений по оперированию этими знаниями! Мы должны научить ребенка самостоятельно добывать знания, критически оценивать новую информацию, решать практические задачи.

Таким образом, мы должны полностью отказаться от традиционных, репродуктивных вопросов к параграфу (перескажи, назови и т.д.) Одной из актуальных задач учителя является поиск образовательных технологий, которые позволяют реализовать компетентностный и деятельностный подход в обучении. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, обращаться с другими людьми.

Активные стратегии или методы кругового воздействия

— любые виды дискуссий;

— различные беседы (эвристические, сократические и т. п.).

Характер взаимодействия преподавателя и учащихся меняется, хотя учитель и остается центральной частью занятия. Он остается главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы, прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. Учебно-воспитательный процесс не может быть полностью подготовлен взрослыми, занятия не имеют жесткой структуры, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. Формулирование тем и проблем также происходит в ходе совместного обсуждения.

Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия

— ролевые и деловые игры;

— обсуждение альтернативных решений;

При использовании данной формы роль учителя перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации — книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они также обращаются к социальному опыту — своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы.

Требования предъявляемые к уроку истории:

· урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

· урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;

· урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

· современный урок развивает у детей креативное мышление;

· современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

· урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности;

· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

· в центре внимания урока – дети;

· умение демонстрировать методическое искусство учителя;

· планирование обратной связи;

Типы уроков истории по ФГОС:

— урок «открытия» нового знания;

— урок комплексного применения знаний и умений;

— урок актуализации знаний и умений;

— урок систематизации и обобщения знаний и умений;

— урок контроля знаний и умений;

— урок коррекции знаний, умений и навыков;

— урок развивающего контроля.

Применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации.

Поэтому свои уроки стараюсь строить как систему задач, выделяя вместе с ребятами ключевую задачу в начале урока и выполняя по ходу урока задачи разного уровня. Таким образом, реализую в работе системно-деятельностный подход. Роль учителя на уроке стараюсь сводить до минимума, то есть выполняю только роль организатора работы на уроке. При этом главнее действующие лица – дети, которые заняты активной мыслительной деятельностью. Осуществляю систематический контроль за уровнем развития знаний, умений и навыков каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий.

Таким образом, для достижения цели своей работы необходимо использовать как традиционные, так и современные технологии обучения:

1.Обязательные моменты урока работа с картой.

2.На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника.

3. Игровые технологии: урок – игра, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игры – соревнование, урок – путешествие, викторины, загадки, мини-олимпиада.

— игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);

— работу с карточками;

— составление рассказа или схемы по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);

— выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль);

— разгадывание и составление разнообразных кроссвордов по истории и обществознанию и т.д.

— восстановление логической цепочки событий;

— анализ текста с ошибками;

— рассказ о событии по иллюстрации.

Часто использую дидактические игры на повторение и обобщение исторического материала. Для закрепления учебного материала чаще всего использую неролевые игры. Например, игра « Что? Где? Когда?» Также применяю кроссворды, викторины.

5.Применяю исследовательские технологии, а именно практические занятия, творческие задания, исследование, экскурсии.

6.Развитию познавательной активности на уроке способствуют информационно- коммуникативные технологии: презентация и проектная деятельность.

В результате применения различных методов и технологий обучения происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных навыков, навыков мыслительной деятельности, умений анализировать, обобщать, делать выводы.

Таким образом на уроках истории возможно использование следующих форм деятельности учащихся на уроке:

· составление опорных конспектов в виде плана, схемы

· заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий;

· составление биографических справок – характеристик исторических личностей;

· работа с исторической картой;

· анализ исторических источников (документов);

· подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата;

· рецензия на ответ товарища;

· презентация творческих работ;

· защита исследовательских проектов;

· ролевые и интеллектуальные игры;

· викторины и конкурсы;

· решение и составление познавательных задач;

· домашнее задание исследовательского характера

Формы контроля: самостоятельная работа, практическая работа, тестовые задания, презентация исследовательского материала, устный опрос, диктанты, эссе.

В учебном процессе истории и обществознания следует придерживаться следующих ориентиров:

— умение работать с историческим документом, обобщать и систематизировать исторический материал, соотносить ряды представленной информации между собой, анализировать научные версии, оценки, исторические ситуации, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических явлений, процессов;

— ориентироваться на переход от знаниевого к деятельностному образованию, на обновление методики и технологии обучения, на применение практико-ориентированных заданий в учебном процессе, на формирование у выпускников школ тех учебных умений и навыков, которые позволят успешно выполнять задания повышенного и высокого уровня сложности.

Таким образом, роль учебных предметов «История» и «Обществознание» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связаны с тем, насколько они помогают им ответить на сущностные вопросы миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность?

Свое выступление я хочу закончить следующим высказыванием: «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *