История создания зачем и о чем говорить бунин

Зачем и о чём говорить. Иван Бунин. Фильм-романс

Carmen Cinema. Зачем и о чём говорить | Иван Бунин. Фильм-романс
/ К 150-летию Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953).
/ К 75-летию со дня рождения Георгия Тараторкина (1945-2017).

Фильм-романс (Vimeo): https://vimeo.com/327818837
/ фильм-романс: на основе телеспектакля «Живой труп» (Театр им. Моссовета, 1987) по пьесе Л.Н.Толстого (1900)
/ в гл. ролях Леонид Марков (1927-1991) и Георгий Тараторкин (1945-2017).


Исходное стихотворение Иван Бунин написал в 1890 г. (опубл.: Орловский вестник. 1891. № 22, 22 янв.). Оно перекликается со знаменитым тютчевским Silentium! («Молчи, скрывайся и таи»)

…Зачем и о чём говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Всё сердце стараться раскрыть —
И чем же? — одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж всё было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

——
Немного расскажу об истории создания фильма-романса.

Стоит обратить внимание, что экранизация поэзии в моём подходе, как правило, опирается на ключевой промежуточный этап: сначала создаётся музыкальное произведение (кармен-романс, типографика музыки) и лишь потом именно оно и экранизируется.

Сначала на эти стихи Александр Суханов написал музыку, превратив их в замечательный романс. Правда, музыкальная форма была им выбрана достаточно простая: куплеты-четверостишия идут подряд, без каких бы то ни было проигрышей-интерлюдий.

Всё лаконично, строго, закончено. Но мне виделось нечто иное. Когда стихи перекладываются на музыку, создаётся совершенно иное произведение. О нём и не мог подозревать автор.

Это чем-то сродни экранизации литературных произведений: новая среда — музыка — должна бережно доносить поэтическое слово, но при этом не быть его рабыней. И совсем необязательно пытаться сохранить все без исключения строки — в романсе иное дыхание, иная пульсация, возможно и несколько иная драматургия.

Первым желанием было ничего не трогать и лишь немного поправить музыкальную форму. Но в ходе работы стало понятно, что новая форма вызвала к жизни и необходимость небольшой вставки. Найти у Бунина (приём поэтической инкрустации) её не удалось. Тогда одно четверостишие дописал сам. Собственно оно и стало точкой кульминации нового романса.

ЗАЧЕМ И О ЧЕМ ГОВОРИТЬ
муз. Александр Суханов, сл. Иван Бунин

Зачем и о чём говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Всё сердце стараться раскрыть —
И чем же? — одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж всё было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

——
Зачем и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

Не сможет понять никогда
Всю боль откровенья былого —
Не смоет живая вода
Болезнь равнодушья людского.

——
Зачем и о чём говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Всё сердце стараться раскрыть —
И чем же? — одними словами!
И чем же? — одними словами!

Когда под новую музыкальную форму была готова аранжировка (Сергей Каминский), и новый вариант романса был записан в студии, потребовался следующий этап: экранизация самого романса.

Ранее уже не раз писал о принципе создания фильмов-романсов. Но тогда ещё только интуитивно это нащупывал.

Перебирая в памяти подходящие сюжеты, вспомнил постановку «Живой труп» (1900) по Льву Толстому (Театр им. Моссовета, 1987) с пронзительной сценой в исполнении Леонида Маркова (в роли Протасова) и Георгия Тараторкина (в роли Каренина). Дальше — дело техники: небольшие нюансы монтажа, подчёркивающего драматургию кармен-романса.

Так постепенно, шаг за шагом и родился новый фильм-романс.

/ муз. Александр Суханов, сл. Иван Бунин (1890)
/ аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев (remastered, 2020)

Источник

Анализ стихотворения «Зачем и о чем говорить» Ивана Бунина

История создания зачем и о чем говорить бунин. Смотреть фото История создания зачем и о чем говорить бунин. Смотреть картинку История создания зачем и о чем говорить бунин. Картинка про История создания зачем и о чем говорить бунин. Фото История создания зачем и о чем говорить бунин

Исповедальные стихи «Зачем и о чем говорить» Ивана Алексеевича Бунина относятся к ранней лирике поэта.

Стихотворение написано примерно в 1890 году. Начинающий поэт трудится в редакции «Орловского вестника», влюблен в коллегу Варвару Пащенко, готовит к печати дебютный сборник, ведет переписку о своих планах и делах с любимым братом Юлием. По жанру – философская лирика, 3 строфы с перекрестной рифмовкой. На заре Серебряного века И. Бунин черпает вдохновение в классической поэзии, подражает не только форме, но и ее духу. Его стих – перекличка со знаменитым «Silentium» Ф. Тютчева. Впрочем, молодой автор не столь категоричен, он готов делиться мыслями и чувствами, и жалуется на отсутствие родственной души. Стих начинается с многоточия, будто автор продолжает давно начатый разговор. Вопрос, ставший названием стиха, кажется лирическому герою риторическим. Что нового можно добавить к уже сказанному великими людьми прошлого? Почему слова расходятся с делом? Да и в эпоху декаданса слову – грош цена. Все высокие понятия подвергнуты переоценке, а то и осмеянию: душа, любовь, мечта, сердце. Поставлена под сомнение и миссия поэта, искусства в целом. В череде восклицаний и вопросов чувствуется еще юношеский идеализм, максимализм. «О чем говорить?»: темы бытовые, повседневные для героя слишком незначительны. А разговор о «высоком, прекрасном» мало кто способен поддержать. Чаще всего такая беседа выливается в пустопорожнюю болтовню. Необходимо вернуть слову первоначальную ценность, сакральность. «Кому рассказать?»: люди нелюбопытны и быстро забывают чужие чувства и «силу чужого страданья». Но даже искренний открытый человек «не сумеет понять». Остается только поверять бумаге «всю душу». Но какое «страданье» хотел бы высказать молодой И. Бунин? Тут и несовершенство мира, и темные глубины собственного сердца, трудная любовь, поиск своего предназначения в жизни, наконец, непростое материальное положение. Интонация стиха взволнованная, бескомпромиссная, лексика чуть старомодная. Множество отрицаний: не так уж, не сыщете, никто. Перечисления, повторы, анафоры (значенье), инверсия (словах-то людских). Эпитеты: искреннем желанье, чужого страданья. Во второй строфе герой обращается к читателям: не сыщете в них.

Произведение «Зачем и о чем говорить» И. Бунина впервые появилось на страницах газеты «Орловский вестник».

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Иван Алексеевич Бунин. «Зачем и о чем говорить?…»

История создания зачем и о чем говорить бунин. Смотреть фото История создания зачем и о чем говорить бунин. Смотреть картинку История создания зачем и о чем говорить бунин. Картинка про История создания зачем и о чем говорить бунин. Фото История создания зачем и о чем говорить бунин

Иван Алексеевич Бунин

…Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть —
И чем же? — одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

История создания зачем и о чем говорить бунин. Смотреть фото История создания зачем и о чем говорить бунин. Смотреть картинку История создания зачем и о чем говорить бунин. Картинка про История создания зачем и о чем говорить бунин. Фото История создания зачем и о чем говорить бунин

Иван Бунин

Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания — эти мотивы привлекают молодого автора как близкие по мироощущению.

«Зачем и о чем говорить?» является бунинским прочтением знаменитого «Silentium!» Тютчева. Несовершенность, драматическая неточность слова является причиной его неспособности выразить «таинственно-волшебный» душевный космос. Стоит сосредоточиться на своем внутреннем мире, наслаждаться красотой и глубиной мыслей и чувств, не растрачивая силы на напрасные попытки «высказать себя», — таково идейное наполнение поэтического шедевра Тютчева.

Подхватывая мысль мастера, молодой Бунин начинает стихотворение с риторического вопроса. Декларируется недостаток тем и поводов, которые могли бы подтолкнуть собеседников к задушевному искреннему разговору. Развивая идею, лирический герой находит главную причину диссонанса — «слова людские». Их точное значение стерлось, оно растрачено и «позабыто». Оставшиеся отголоски, осколки смысла не способны передать мечты и чувства в их первозданной чистоте.

Еще одно препятствие для общения — отсутствие достойного слушателя. «Чужое страданье» не дано понять даже самому чуткому и близкому собеседнику.

Из разнообразия идей, кроющихся в «Silentium!», начинающий автор извлекает ту часть, которая касается внешних трудностей общения и недостатков инструментария. За пределами внимания остается важная идея души как микрокосма. Не получила развития и мысль, предлагающая выйти из конфликта, развивая и обогащая свой внутренний мир. Бытовая ситуация непонимания воспроизведена довольно точно, с юношеской искренностью и непосредственностью. Однако глубинный философский смысл, составляющий истинную мощь «Silentium!», оказался слишком отвлеченной категорией для пера поэта-ученика.

Пережив период подражания и постоянно совершенствуя художественный стиль, Бунин придет к собственному пониманию вечности, природы и роли человека. Время для широких обобщений настает в зрелый период: возвращаясь к мысли о несовершенстве слова, лирический герой обращается к другим критериям. Ценность и богатство поэзии определяется багажом «наследства», которое оставил творцу цикличный и бесконечный мир («В горах»).

Источник

«Зачем и о чём говорить. » И. Бунин

…Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть –
И чем же? – одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

Дата создания: 1889 г.

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить. »

Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания – эти мотивы привлекают молодого автора как близкие по мироощущению.

«Зачем и о чем говорить. » является бунинским прочтением знаменитого «Silentium!» Тютчева. Несовершенность, драматическая неточность слова является причиной его неспособности выразить «таинственно-волшебный» душевный космос. Стоит сосредоточиться на своем внутреннем мире, наслаждаться красотой и глубиной мыслей и чувств, не растрачивая силы на напрасные попытки «высказать себя», – таково идейное наполнение поэтического шедевра Тютчева.

Подхватывая мысль мастера, молодой Бунин начинает стихотворение с риторического вопроса. Декларируется недостаток тем и поводов, которые могли бы подтолкнуть собеседников к задушевному искреннему разговору. Развивая идею, лирический герой находит главную причину диссонанса – «слова людские». Их точное значение стерлось, оно растрачено и «позабыто». Оставшиеся отголоски, осколки смысла не способны передать мечты и чувства в их первозданной чистоте.

Еще одно препятствие для общения – отсутствие достойного слушателя. «Чужое страданье» не дано понять даже самому чуткому и близкому собеседнику.

Из разнообразия идей, кроющихся в «Silentium!», начинающий автор извлекает ту часть, которая касается внешних трудностей общения и недостатков инструментария. За пределами внимания остается важная идея души как микрокосма. Не получила развития и мысль, предлагающая выйти из конфликта, развивая и обогащая свой внутренний мир. Бытовая ситуация непонимания воспроизведена довольно точно, с юношеской искренностью и непосредственностью. Однако глубинный философский смысл, составляющий истинную мощь «Silentium!», оказался слишком отвлеченной категорией для пера поэта-ученика.

Пережив период подражания и постоянно совершенствуя художественный стиль, Бунин придет к собственному пониманию вечности, природы и роли человека. Время для широких обобщений настает в зрелый период: возвращаясь к мысли о несовершенстве слова, лирический герой обращается к другим критериям. Ценность и богатство поэзии определяется багажом «наследства», которое оставил творцу цикличный и бесконечный мир («В горах»).

Источник

Анализ стихотворения Бунина “Зачем и о чем говорить?…”

Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания – эти мотивы привлекают молодого автора как близкие по мироощущению.

“Зачем и о чем говорить?” является бунинским прочтением знаменитого “Silentium!” Тютчева. Несовершенность, драматическая неточность слова является причиной его неспособности выразить “таинственно-волшебный” душевный космос. Стоит сосредоточиться

Подхватывая мысль мастера, молодой Бунин начинает стихотворение с риторического вопроса. Декларируется недостаток тем и поводов, которые могли бы подтолкнуть собеседников к задушевному искреннему разговору. Развивая идею, лирический герой находит главную причину диссонанса – “слова людские”.

Их точное значение стерлось, оно растрачено и “позабыто”. Оставшиеся отголоски, осколки

Еще одно препятствие для общения – отсутствие достойного слушателя. “Чужое страданье” не дано понять даже самому чуткому и близкому собеседнику.

Из разнообразия идей, кроющихся в “Silentium!”, начинающий автор извлекает ту часть, которая касается внешних трудностей общения и недостатков инструментария. За пределами внимания остается важная идея души как микрокосма. Не получила развития и мысль, предлагающая выйти из конфликта, развивая и обогащая свой внутренний мир.

Бытовая ситуация непонимания воспроизведена довольно точно, с юношеской искренностью и непосредственностью. Однако глубинный философский смысл, составляющий истинную мощь “Silentium!”, оказался слишком отвлеченной категорией для пера поэта-ученика.

Пережив период подражания и постоянно совершенствуя художественный стиль, Бунин придет к собственному пониманию вечности, природы и роли человека. Время для широких обобщений настает в зрелый период: возвращаясь к мысли о несовершенстве слова, лирический герой обращается к другим критериям. Ценность и богатство поэзии определяется багажом “наследства”, которое оставил творцу цикличный и бесконечный мир (“В горах”).

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *