Ису что за предмет

Информационные системы управления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие информационной системы управления

Информационная система управления (ИСУ) является совокупностью организационных, технических, программных и информационных средств, которые объединены в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации, которая предназначена для выполнения функций управления. С помощью информационной системы накапливается и перерабатывается поступающая нормативная, плановая и учетная информация в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития системы управления, корректировки целей и планирования нового цикла воспроизводства.

Требования к обработке информации в информационной системе:

Классификация информационных систем управления

Классификация ИСУ проводится по наиболее характерным чертам (признакам), которые присущи информационным системам. Например:

По характеру представления и логической организации информации:

По функциям и задачам:

Готовые работы на аналогичную тему

Информационные системы управления предприятием

Принято выделять 3 уровня систем управления: стратегический, тактический и оперативный. Каждый из этих уровней имеет собственные задачи, для решения которых необходимо получить соответствующие данные, например, путем запроса к информационной системе. С помощью информационных технологий запросы обрабатываются и формируется ответ на конкретный запрос. Следовательно, на каждом из трех уровней управления формируется информация, которая служит основой для принятия соответствующих решений.

С помощью информационных технологий, которые применяются к информационным ресурсам, создается новая информация или информация в качественно новой форме. Такая продукция информационной системы называется информационными продуктами и услугами.

Требования к информационной системе компании (в частности, информационной системе управления предприятием):

Таким образом, информационная система управления предприятием (ИСУП) – это система, которая содержит описание полного рыночного цикла – от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия.

Задачи ИСУП

Задачи, которые решает ИСУП, большей частью определены областью деятельности, структурой и особенностями предприятий:

Ису что за предмет. Смотреть фото Ису что за предмет. Смотреть картинку Ису что за предмет. Картинка про Ису что за предмет. Фото Ису что за предмет

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 02 06 2017

Ису что за предмет. Смотреть фото Ису что за предмет. Смотреть картинку Ису что за предмет. Картинка про Ису что за предмет. Фото Ису что за предмет

Эксперт по предмету «Информационные технологии»

Источник

Введение.

Создание ИСУ – это программа которая состоит из последовательности проектов.

Информационная система управления— это набор, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство, элементов для сбора, обработки и хранения и предоставления информации о деятельности предприятия.

Архитектура ИСУ.

См. схему «Информационная Система Управления Предприятием. Архитектура, Стадии ЖЦ ИСУ, Основные Процессы ЖЦ»

Жизненный цикл.

Понятие ЖЦ ИСУ является исходным понятием для исследования проблем и задач, связанных с ИСУ, а также принятия соответствующих решений.

Модель ЖЦ ИСУ – концептуальная структура, которая включает процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания/построения ИСУ.

Основой и ключевой составляющей ЖЦ ИСУ является ЖЦ ее программного обеспечения. Хотя программное обеспечение, это базовый компонент для эффективного построения и функционирования ИСУ, рассмотрение только ЖЦ ПО является недостаточным, а также требует дополнительного анализа и реализации более широкого круга процессов.

Это связанно с тем, что на сегодняшний момент построение ИСУ рассматривается не просто как технический процесс внедрение определенного ПО, а более сложный и комплексный процесс, затрагивающий на прямую бизнес-процессы предприятия.

Регламентирующими стандартами в области ЖЦ ПО являются международные стандарты серии ISO/IEC 12207 «Software Life Cycle Processes», а также государственный стандарт ДСТУ 3918-1999 «Процеси житевого циклу програмного забезпечення».

Хотелось бы отметить интересный факт: При подготовке доклада и пересмотре источников касательно данной темы оказалось, что на сегодняшний день осуществляется FDIS стадия (финальный проект международного стандарта) в рамках введения в действия первого международного стандарта ISO/IEC серии 15288 (рабочее название: «Управление жизненным циклом. Процессы жизненного цикла системы»), рассматривающего процессы ЖЦ информационной системы, включающей ПО, АО и организацию взаимодействия людей и бизнес-процессов. Планируемая дата публикации стандарта: Октябрь 2002 года. Планируется, что совместное использование/применение стандартов серии 15288 и 12207 даст более значительный эффект для предприятий (http://www.15288.com ).

Это говорит о том, что новый уровень использования ИТ для управления требуют новых методик и более широко подхода к понятию ИСУ и его ЖЦ на предприятии. J Приятно узнавать о том, что НАШЕ понимание необходимости расширения понятия ЖЦ ПО до ЖЦ ИС, можно сказать «совпало» по времени с понимание Международной Организацией по Стандартизации J.

Надеемся, что разрабатываемый стандарт будет полезным и применимым не только для зарубежных, но и для отечественных предприятий. Во многом это зависит от Держстандарту Украины, который не отличается активностью в разработках собственных и адаптации международных стандартов в области ИТ.

Модели жизненного цикла ИСУ.

Основной характеристикой каскадной модель является разбиение всего построения/разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущем (рис. 1.1). Каждый этап завершается достижением результатов, достаточных для того, чтобы перейти к следующей стадии.

выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Ису что за предмет. Смотреть фото Ису что за предмет. Смотреть картинку Ису что за предмет. Картинка про Ису что за предмет. Фото Ису что за предмет

Рис. 1.1. Каскадная модель

Каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при построении ИС, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования. Однако, в процессе использования этого подхода обнаружился ряд его недостатков, вызванных прежде всего тем, что реальный процесс создания ПО (или построение ИСУ) никогда полностью не укладывался в такую жесткую схему. В процессе постоянно возникала потребность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений. В результате реальный процесс построения ИСУ принимал следующий вид (рис. 1.2):

Ису что за предмет. Смотреть фото Ису что за предмет. Смотреть картинку Ису что за предмет. Картинка про Ису что за предмет. Фото Ису что за предмет

Рис. 1.2. Реальный процесс по каскадной схеме

Для преодоления перечисленных проблем была предложена спиральная модель ЖЦ (рис. 1.3), делающая упор на начальные этапы ЖЦ: анализ и проектирование. На этих этапах реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали. Таким образом углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.

Ису что за предмет. Смотреть фото Ису что за предмет. Смотреть картинку Ису что за предмет. Картинка про Ису что за предмет. Фото Ису что за предмет

Рис 1.3. Спиральная модель ЖЦ

Теперь давайте поговорим о том, какие этапы и процессы входят в структуру ЖЦ ПО и ЖЦ ИСУ.

Процессы жизненного цикла ИСУ.

ISO/IEC 12207 и ДСТУ 3918-1999

Стандарт ISO/IEC серии 15288.

Литература.

1 Борис Позин, Стандарты и методологии в жизненном цикле программного обеспечения информационных систем. Журнал «Директор ИС», №10, 2001 год.

2 Михайловский Николай. Архитектура информационной системы, оценка рисков и совокупная стоимость владения. Журнал «Директор ИС», №6, 2002 год.

3 ДСТУ 3918-1999 (ISO/IEC 12207:1995). Процеси життєвого циклу программного забезпечення.

4 ГОСТ 34.601-90. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы стадии создания.

5 ГОСТ 34.602-89. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

6 CASE – технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем.

Источник

Ису что за предмет

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.

Система – это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов) и существующий как единое целое.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты. Информационные системы также предназначены для своевременного обеспечения определенной категории людей определенной информацией, т.е. для удовлетворения конкретных информационных потребностей в определенной предметной области, причем результатом работы информационной системы является информационная продукция, к которой относятся документы, массивы информации, базы данных и информационные услуги.

Актуальность темы очевидна, т.к. информационные системы – один из самых необходимых элементов знания, который требует умения работать с большими объемами с информации в современном мире.

Объектом изучения в проектной работе являются информационные системы.

Предметом изучения являются информационные системы в современном мире.

Цель работы – изучение темы «Информационные системы в современном мире».

— изучить понятие «информационные системы» и историю его появления.

-изучить основные задачи информационных систем в современном мире.

1. Информационные системы

1.1. Понятие информационной системы

Информационная система (ИС) представляет собой систему, которая предназначена для поиска, хранения и обработки информации, и соответствующие ей организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и пр.), обеспечивающие и распространяющие информацию.

Понятие ИС интерпретируется в зависимости от контекста. В широком понимании информационной системы подразумевается, что ее основными компонентами являются данные, техническое обеспечение и программное, кроме того, организационные мероприятия и персонал. Федеральным законом РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» трактуется понятие об информационной системе, подразумевая совокупность информации, которая содержится в базах данных, и информационных технологий и технических средств, которые обеспечивают ее обработку.

Российские ученые в области информатики также дают определение понятию информационной системы. Наиболее полное определение дается М.Р. Когаловским, который считает, что в понятие ИС кроме данных, программного и аппаратного обеспечений и людских ресурсов необходимо включить коммуникационное оборудование, лингвистические средства и информационные ресурсы, и все это в совокупности образует систему, которая будет обеспечивать «поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей».

В узком понимании в состав информационной системы включают данные, программы и аппаратное обеспечение. Интегрируя эти компоненты можно выполнить автоматизацию процессов управления информацией и целенаправленной деятельностью конечных пользователей, которая направлена на получение, модификацию и хранение информации. Так, российский стандарт ГОСТ РВ 51987 под информационной системой подразумевает автоматизированную систему, результатом работы которой является представление информации на выходе системы для дальнейшего использования. В ГОСТ Р 53622-2009 используется термин информационно-вычислительной системы, чтобы обозначить совокупность данных (или БД), СУБД и прикладных программ, работающих на вычислительных средствах как одно целое для решения конкретных задач.

В работе любой организации информационную систему рассматривают как программное обеспечение, которое реализует стратегию деятельности организации. При этом хорошей практикой может стать создание и развертывание единой корпоративной ИС, которая удовлетворяет информационным потребностям всех сотрудников и структурных подразделений организации. С практической же точки зрения создание подобной всеобъемлющей информационной системы достаточно затруднено, если не сказать невозможно, в связи с чем, на предприятиях обычно используется несколько разных систем, которые решают конкретные задачи: управление производством, финансово-хозяйственную деятельность, электронный документооборот и т.д. Некоторые задачи могут обрабатываться одновременно несколькими ИС, а некоторые вообще не являются автоматизированными. Подобная ситуация называется лоскутной автоматизацией и является типичной для большого количества предприятий.

1.2. История возникновения первых информационных систем

В 1950-е гг. была осознана роль информации как важнейшего ресурса предприятия, организации, региона, общества в целом; начали разрабатывать автоматизированные ИС разного рода. Первые ИС были предназначены исключительно для обработки счетов и расчёта зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счётных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Вначале, когда появилась возможностьобработки информации спомощью вычислительной техники, был распространён термин «системы обработки данных» (СОД), этот термин широко использовался при разработке систем радиоуправления ракетами и другими космическими объектами, при создании систем сбора и обработки статистической информации о состоянии атмосферы, учётно-отчётной информации предприятий и т.п. По мере увеличения памяти ЭВМ основное внимание стали уделять проблемам организации баз данных (БД). Это направление сохраняет определённую самостоятельность и в настоящее время и занимается в основном разработкой и освоением средств технической и программной реализации обработки данных с помощью вычислительных машин разного рода. Для сохранения этого направления по мере его развития появились термины «базы знаний», «базы целей», позволяющие расширить толкование проблемы собственно создания и обработки БД до задач, которые ставятся в дальнейшем при разработке ИС.

1960-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчётности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату на предприятии, как было ранее.

Рис. 1. Потоки информации в современном мире.

— техническое обеспечение систем составляли маломощные ЭВМ 2–3 поколения;

— информационное обеспечение (ИО) представляло собой массивы (файлы) данных, структура которых определялась той программой, в которой они использовались;

— программное обеспечение – специализированные прикладные программы, например, программа начисления заработной платы;

архитектура ИС – централизованная. Как правило, применялась пакетная обработка задач. Конечный пользователь не имел непосредственного контакта с ИС, вся предварительная обработка информации и ввод производились персоналом ИС.

— прямая взаимосвязь между программами и данными, т.е. изменения в предметной области приводили к изменению структуры данных, а это заставляло переделывать программы;

— трудоемкость разработки и модификации систем;

сложность согласования частей системы, разработанных разными людьми в разное время.

В 1970-х – начале 1980-х гг. ИС предприятий начинают использоваться в качестве средства управления производством, поддерживающего и ускоряющего процесс подготовки и принятия решений. В своём большинстве ИС этого периода предназначались для решения установившихся задач, которые чётко определялись на этапе создания системы и затем практически не изменялись. Появление персональных ЭВМ приводит к появлению распределённых вычислительных ресурсов и децентрализации системы управления. Такой подход нашёл своё применение в системах поддержки принятия решений (СППР), которые характеризуют новый этап компьютерной ИТ организационного управления. При этом уменьшается нагрузка на централизованные вычислительные ресурсы и верхние уровни управления, что позволяет сосредоточить в них решение крупных долгосрочных стратегических задач. Жизнеспособность любой информационной технологии (ИТ) в немалой степени зависит от оперативного доступа пользователей к централизованным ресурсам и уровня информационных связей как по «горизонтали», так и по «вертикали» в пределах организационной структуры. В то же время, для обеспечения эффективного управления крупными предприятиями была развита и остаётся актуальной идея создания интегрированных автоматизированных систем управления (АСУ).

К концу 1980-х гг. – началу 1990 гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях предприятия любого профиля. ИТ этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнёров, организовывать выпуск продукции высокого качества и по низкой цене и др. Стремление преодолеть недостатки предыдущего поколения ИС породило технологию создания баз данных и управления ими. База данных создаётся для группы взаимосвязанных задач, для многих пользователей, и это позволяет частично решить проблемы ранее созданных ИС. Вначале СУБД разрабатывались для больших ЭВМ и их количество не превышало десятка. Благодаря появлению ПЭВМ технология БД стала массовой, создано большое количество инструментальных средств и СУБД для разработки ИС, что в свою очередь вызвало появление большого количества прикладных ИС в прикладных областях.

— основу ИО составляет база данных;

— программное обеспечение состоит из прикладных программ и СУБД;

— технические средства: ЭВМ 3–4 поколения и ПЭВМ;

— средства разработки ИС: процедурные языки программирования 3–4 поколения, расширенные языком работы с БД (SQL, QBE);

— архитектура ИС: наиболее популярны две разновидности: персональная локальная ИС, централизованная БД с сетевым доступом.

Большим шагом вперёд явилось развитие принципа «дружественного интерфейса» по отношению к пользователю (как к конечному, так и к разработчику ИС). Например, повсеместно применяется графический интерфейс, развитые системы помощи и подсказки пользователю, разнообразные инструменты для упрощения разработки ИС: системы быстрой разработки приложений (RAD-системы), средства автоматизированного.

— большие капиталовложения в компьютеризацию предприятий не дали ожидаемого эффекта, соответствующего затратам (увеличились накладные расходы, но не произошло резкого повышения производительности);

— внедрение ИС столкнулось с инертностью людей, нежеланием конечных пользователей менять привычный стиль работы, осваивать новые технологии;

— к квалификации пользователей стали предъявляться более высокие требования (конкретных прикладных программ и СУБД, способность постоянно повышать свою квалификацию).

С конца 1990 гг. в связи с указанными выше недостатками постепенно стало формироваться современное поколение ИС.

— техническая платформа состоит из мощных ЭВМ 5-го поколения, используются разные платформы в одной ИС (большие ЭВМ, мощные стационарные ПК, мобильные ПК). Наиболее характерно широкое применение вычислительных сетей – от локальных до глобальных;

— информационное обеспечение направлено на повышение интеллектуальности банков данных в следующих направлениях:

1) новые модели знаний, учитывающие не только структуру информации, но и активный характер знаний; 2) новые формы представления информации;

более естественные для человека (мультимедиа, полнодокументальные БД, гипердокументальные БД, средства восприятия и синтеза речи).

1.3. Признаки информационных систем

Классифицировать информационные системы можно по различным признакам. В отечественной литературе по информационным системам управления ИС классифицируют обычно по следующим признакам:

— по типу объекта управления (ИС управления технологическим процессом, ИС организационного управления);

— по степени интеграции (локальные, интегрированные);

— по уровню автоматизации управления (информационно-справочные системы, системы обработки данных, информационно-советующие системы, системы принятия решений, экспертные системы);

— по уровню управления (информационные системы управления предприятием, корпорацией, отраслью);

— по характеру протекания технологических процессов на объекте управления (автоматизированная система управления дискретным производством, автоматизированная система управления непрерывным производством)

Рис.2. Сетевая информационная система.

2. Структура информационной системы

2.1. Типы обеспечивающих подсистем

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Итак, подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

О
бщую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения(см. схему 1). В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем

Схема 1.Структура информационной системы.

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

2.2. Информационное обеспечение

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

·к унифицированным системам документации;

·к унифицированным формам документов различных уровней управления;

·к составу и структуре реквизитов и показателей;

·к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;

одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;

работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;

имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации(См.Рис.3), ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:

исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

классификацию и рациональное представление информации.

Рис.3. Виртуальные информационные потоки.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

понимание целей, задач, функций всей системы;

выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования, представленной для анализа в виде схем информационных потоков,

наличие и использование системы классификации и кодирования;

владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

·создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

2.3. Техническое обеспечение

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

компьютеры любых моделей;

устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

устройства передачи данных и линии связи;

оргтехника и устройства автоматического съема информации;

эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

1. общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

2. специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

3. нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств соответственно предполагает реализацию функциональных подсистем на ПК непосредственно на рабочих местах.

2.4. Математическое и программное обеспечение

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

средства моделирования процессов;

методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

2.5. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

· анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

· подготовка задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

· разработка управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1-м этапе построения баз данных.

Рис.4. Организационное обеспечение.

2.6. Правовое обеспечение

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

В правовом обеспечении можно выделить:

общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы,

локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:

статус информационной системы;

права, обязанности и ответственность персонала;

правовые положения отдельных видов процесса управления;

порядок создания и использования информации и др.

Рис.5. Защити себя сам.

3. Классификация информационных систем

3.1. Классификация информационных систем по признаку структурирования задач

Понятие структурированности задач

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

1. Структурированная (формализуемая) задача – задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.

2. Неструктурированная (неформализуемая) задача – задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.

3. Частично структурированная задача.

Типы информационных систем, используемые для решения частично структурированных задач

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида:

создающие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, человек принимает решение;

разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

составление комбинаций данных, получаемых из различных источников;

быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;

логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;

автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.

1) Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

Основными функциями модельной информационной системы являются:

· возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы?», «что будет, если?», анализ чувствительности и др.;

· достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

· оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

· возможность графического отображения динамики модели;

· возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

2) Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.

3.2. Классификация информационных систем по степени автоматизации

В зависимости от степени автоматизации информационных процессов ИС определяются как: ручные, автоматические, автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.

Рис.6. Мировая информационная система.

3.3. Классификация информационных систем по характеру использования информации

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерными являются типы задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером может служить система бухгалтерского учета.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Схема 2. Информационно-поисковая система.

Разработка информационной системы, как правило, выполняется для вполне определенного предприятия. Особенности предметной деятельности предприятия, безусловно, оказывают влияние на структуру информационной системы, но в тоже время структуры разных предприятий в целом схожи между собой. Каждая организация, независима от рода её деятельности, состоит из ряда подразделений, непосредственно осуществляющих тот или иной вид деятельности компании и эта ситуация справедлива практически для всех организаций, каким бы видом деятельности они ни занимались.

Внедрение современных информационных технологий позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных маркетинговых и производственных проектов, уменьшить непроизводительные затраты при их реализации, исключить возможность появления ошибок в подготовке бухгалтерской, технологической и других видов документации, что дает коммерческой компании прямой экономический эффект.

Разумеется, для раскрытия всех потенциальных возможностей, которые несет в себе использование компьютеров, необходимо применять в работе на них комплекс программных и аппаратных средств, максимально соответствующий поставленным задачам. Поэтому в настоящее время велика потребность коммерческих компаний в компьютерных программах, поддерживающих работу управленческого звена компании, а также в информации о способах оптимального использования имеющегося у компании компьютерного оборудования.

Список использованных источников и литературы:

1. Архипова З.В., Пархомов В.А. Информационные технологии в экономике. Учебное пособие. – Иркутск, Издательство БГУЭП, 2003

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *