Ису смбк лукойл что это
Интегрированная система управления
В соответствии с корпоративной политикой ЛУКОЙЛ руководствуется принципами, направленными на создание безопасных условий труда для работников, защиту здоровья персонала и населения, проживающего в районах деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ», а также на рациональное использование природных ресурсов на основе применения наилучших доступных технологий для сохранения окружающей среды.
Более 20 лет в Компании действует Интегрированная система управления промышленной, пожарной, радиационной безопасностью, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, гражданской обороной, охраной труда и окружающей среды (далее — ИСУ). В рамках ИСУ проводятся идентификация и управление рисками и экологическими аспектами. На основе риск-ориентированного подхода обеспечиваются системное планирование и внедрение изменений и современных технологий.
Интегрированная система управления ПБ, ОТ и ОС
Смотреть подробнее
ИСУ постоянно совершенствуется: ежегодно вносятся улучшения, разработанные по итогам внешних аудитов и мер корпоративного контроля на соответствие требованиям законодательства и корпоративным стандартам. Также на постоянной основе пересматриваются методология подготовки отчетной информации и практика взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Количество организаций, в которых проведены проверки состояния систем управления
2017 | 2018 | 2019 | |
---|---|---|---|
Внешние аудиты (на соответствие требованиям стандартов ISO 14001 и OHSAS 18001) | 20 | 19 | 20 |
Внутренние проверки (на соответствие корпоративным требованиям) | 26 | 27 | 23 |
Примечание. Внешние аудиты проводятся в рамках трехлетнего цикла в соответствии с рекомендациями комитета ISO. В течение этого периода проверяются все заявленные к сертификации организации Группы «ЛУКОЙЛ», в которых проводятся сертификационные или надзорные аудиты.
Мероприятия целевых программ обеспечены финансированием и являются составной частью бюджета и инвестиционной программы ЛУКОЙЛа. Кроме того, в рамках программы научно-технических работ выполняются исследовательские проекты.
В 2019 году общие затраты на промышленную и экологическую безопасность и охрану труда составили 0,6% от консолидированной выручки Группы.
Примечания. 1) При расчете затрат в зарубежных организациях Группы «ЛУКОЙЛ» применен курс на 2018 год 1 долл. = 63 руб., на 2019 год 1 долл. = 65 руб. 2) Данные по затратам в рамках Программы экологической безопасности за 2017 год приведены только по российским организациям-участникам программы; данные за 2018 и 2019 годы включают также затраты в зарубежных организациях-участниках программы (всего 15 организаций, см. Приложение 8). 3) Структура затрат по программе промышленной безопасности изменена в соответствии с содержанием программы на 2020–2022 годы. Программа на 2020–2022 годы утверждена в 2020 году. Более подробная информация о ее содержании будет представлена в Отчете за 2020 год. 4) Изменение затрат по проектам НИОКР обусловлено графиками финансирования утвержденных проектов.
Наши цели
Данная цель включена в Программу стратегического развития Группы «ЛУКОЙЛ». Мы стремимся соответствовать лучшим мировым практикам, достигая низкого уровня рисков возникновения аварий, инцидентов, пожаров и чрезвычайных ситуаций на производственных объектах, а также производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Основным механизмом достижения цели является устойчивое функционирование ИСУ.
Изменения в системе управления
В 2019 году мы продолжили подготовку к переходу на новый стандарт ISO 45001:2018 (вместо действовавшего ранее OHSAS 18001:2007). В нем представлены современные требования к организации системы охраны труда и обеспечения промышленной безопасности, расширяющие периметр управления. В частности, стандарт предписывает активное взаимодействие с работниками и другими заинтересованными сторонами, повышение ответственности в работе с подрядчиками и рост вовлеченности высшего руководства. Усилена значимость риск-ориентированного подхода, профилактических мер, превентивных действий и постановки целей.
В 2019 году обновлены корпоративные стандарты, регламентирующие работу с подрядчиками, учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний и микротравм на производстве, а также порядок регистрации, оповещения и расследования причин техногенных событий. Информация о новых подходах включена в программу Дней безопасности.
В ходе внутренних аудитов проводится оценка организаций на соответствие новым требованиям. Переход на новый стандарт планируется осуществить начиная с 2020 года.
Лидерство и культура безопасности
Для повышения вовлеченности работников и руководителей в 2019 году была проведена усиленная работа по внедрению инструментов лидерства и взаимодействия с работниками. Такой подход позволяет преодолевать сопротивление изменениям и укреплять контроль результатов.
Дни безопасности
Мы проводим это мероприятие ежегодно В организациях Группы «ЛУКОЙЛ» Дни безопасности проводятся не реже двух раз в год. для обмена информацией и распространения лучших практик в области ПБ, ОТ и ОС, которые выявлены не только в организациях ЛУКОЙЛа, но и у наших ключевых подрядчиков. В рамках Дня безопасности, который состоялся в январе 2020 года и был посвящен итогам 2019 года, участники обсудили не только вопросы безопасности и охраны труда, но и возрастающие требования к нефтяным компаниям со стороны общества в области устойчивого развития, климата и охраны окружающей среды.
Лидерские визиты
Руководители структурных подразделений ПАО «ЛУКОЙЛ» и организаций Группы «ЛУКОЙЛ» принимают участие в оценке состояния безопасности на производственных площадках в рамках лидерских визитов.
Цифровые технологии
Помимо автоматизации рутинных процедур (электронные инструктажи и оформление наряд-допусков на проведение работ повышенной опасности) на объектах Компании внедряются такие инструменты, как видеофиксация работ повышенной опасности и программно-аппаратный комплекс «Мобильный обходчик». Разработан оригинальный мобильный сервис «Культура безопасности 4.0».
МОБИЛЬНЫЙ СЕРВИС «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ 4.0»
Развитие культуры безопасности в современном мире невозможно без применения современных технологий, которые упрощают и ускоряют обучение и информирование работников. Одновременно они позволяют повысить контроль соблюдения требований безопасности и исключить влияние человеческого фактора там, где это необходимо.
Цифровые технологии (в частности, дополненная реальность и мобильные приложения) обладают значительным потенциалом воздействия на сознание и восприятие человека. Их применение может гораздо быстрее изменить его поведение, чем традиционные методы убеждения, снижая тем самым роль человеческого фактора в причинах травматизма и аварийности. Цифровые продукты обеспечивают широкий охват работников и более устойчивый результат. Благодаря яркой визуализации и нестандартной подаче информации они вызывают удивление и интерес, удерживая внимание и обеспечивая высокое усвоение материала.
Мобильное приложение «Культура безопасности 4.0» — оригинальная разработка ЛУКОЙЛа, которая уже привлекла внимание в отрасли. Идея продукта основана на быстрой доставке необходимых сведений и знаний в рабочий поток, в том числе с использованием дополненной реальности. Пользуясь только своим телефоном, работник может оперативно найти нужный документ, получить инструкцию о том, как действовать в нештатной ситуации или как оказать помощь коллеге при несчастном случае, когда счет идет на минуты и даже секунды. Вместо чтения длинного текста ему достаточно одного взгляда на экран, чтобы сразу начать действовать. В вопросах безопасности оперативность реакции может спасти не только здоровье, но и жизнь.
Все обучающие сервисы приложения оперативно обновляются в режиме реального времени, одномоментно по всем регионам деятельности Компании. Благодаря единому сервису мобильного приложения упрощены процедура проведения лидерских визитов и информирование об их итогах работников организации. Еще одна полезная (мотивирующая) функция — счетчик дней, которые прошли без происшествий в организации, в которой состоит работник, с возможностью сопоставления данного показателя с организациями всего бизнес-сектора. Пилотная реализация проекта завершена, в 2020 году планируется тиражирование по организациям Группы «ЛУКОЙЛ».
Пропаганда путем направленного воздействия
Учитывая особенности восприятия людьми информации, применяются три основных направления пропаганды: визуализация, коммуникация и мотивация. Средства визуализации (например, логотип «Лидер безопасности» на документах, карточки остановки работ и самоконтроля, счетчики безаварийности и др.) постоянно напоминают о необходимости безопасного поведения на рабочем месте. Для развития коммуникаций на внутреннем портале размещаются материалы и медиа-ролики по вопросам безопасности. Работники и трудовые коллективы, демонстрирующие высокую культуру безопасности, поощряются знаками отличия и наградами в тематических конкурсах.
Информирование и обучение
В данном направлении также планируется широкое применение цифровых продуктов, например визуализации разбора всех несчастных случаев на основании актов расследований. Запланирована реализация интерактивного обучающего календаря «Культура безопасности» для размещения в цехах и бригадах. Данный календарь будет объединен с нашим мобильным приложением «Культура безопасности 4.0» и встроенным сервисом дополненной реальности, что позволит сделать из календаря систему годового обучения и информирования по всем актуальным вопросам безопасности. Данная технология уже реализована для обучения руководителей; в 2020 году разработаны обучающие комплекты и запущена годовая программа обучения по теме «Управленческое лидерство».
Широкое применение цифровых технологий в организации обязательного обучения работников Группы «ЛУКОЙЛ», в том числе с помощью корпоративной системы дистанционного обучения, позволяет оптимизировать затраты и более эффективно их распределить между обязательным обучением и обучением, направленным на развитие профессиональных, управленческих и лидерских компетенций.
Показатели обучения
2017 | 2018 | 2019 | |
---|---|---|---|
Объем обучения в области ПБ и ОТ по организациям Группы «ЛУКОЙЛ», человеко-курсов | 56 481 | 60 106 | 59 314 |
Затраты на обучение в области ПБ и ОТ по организациям Группы «ЛУКОЙЛ» (категория «Подготовка и повышение уровня квалификации работников»), млн руб. | 327,9 | 323,2 | 263,8 |
Примечания. 1) Данные по объему обучения включают факты очного и заочного обучения работников. 2) Данные по затратам на обучение за период годов включают сведения по российским организациям Группы «ЛУКОЙЛ», а также по LUKOIL Uzbekistan Operating Company LLC и LUKOIL MID-EAST LIMITED.
Право на отказ от работ, угрожающих жизни
Смотреть подробнее
Работникам предоставлено право отказаться от выполнения своих профессиональных обязанностей, если они считают невозможным их выполнение без угрозы для жизни и здоровья. Данное право закреплено в п. 6.1.9 соглашения между работодателем и профобъединением Публичного акционерного общества «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» на 2015–2020 годы и Ключевых правилах безопасности при нахождении на объектах организаций Группы «ЛУКОЙЛ» в соответствии с СТО ЛУКОЙЛ «Лидерство и культура безопасности».
Вовлеченность работников
Информационные технологии в Лукойл
Содержание
2021: SAP все глубже пускает корни в «Лукойл». Отечественных решений на рынке не хватает
На фоне курса российской нефтегазовой отрасли на технологическую независимость от импортных ИТ-решений в повестке «Лукойла» – масштабный переход на S/4 (SAP S/4 HANA – прим. TAdviser). Начальник департамента информационно-технологического обеспечения «Лукойл» Александр Подольский на отраслевом форуме 15 сентября рассказал, что речь идет о переходе всей группы одновременно по всем сегментам и упомянул внедрение корпоративного шаблона, отраслевых шаблонов, платформенных решений для подъёма данных «снизу».
Для этого пересматривается вся картина владения и структурирования как бизнес-модели, бизнес-процессов, так и перевнедрение информационно-технологического обеспечения в компании в целом.
По состоянию на 2021 год на сайте «Лукойла» говорится, что в компании применяются бизнес-критичные локальные решения на базе «1С», включающие учетные информационные системы централизованного бизнес-процесса бухгалтерского и налогового учета предприятий.
На форуме Александр Подольский не уточнил дальнейшую судьбу решений «1С» в компании в связи с переходом на единую интегрированную систему производственно-хозяйственной деятельности на базе SAP S/4 HANA. И в самой компании не смогли к моменту публикации пояснить TAdviser этот момент.
С одной стороны, в отличие от других крупнейших игроков нефтегазового рынка, «Лукойл» является частной компанией, в то время как правительственные директивы об импортозамещении ИТ-решений нацелены на госкомпании и компании с госучастием. С другой стороны, на фоне западных санкций в отношении России, в том числе нефтяного сектора, риски использования импортных решений существуют для всех игроков, независимо от их формы собственности.
Да и сам Александр Подольский на форуме отметил, что для крупных международных вендоров Россия составляет совсем небольшой процент и в стоимостном выражении, и в масштабах внедрения, поэтому они спокойно уходят с российского рынка.
Но отечественных цифровых платформ, которые могли бы полноценно заменить решения крупнейших иностранных вендоров, не хватает. Для того чтобы создать на российском рынке ПО на замену решений мировых поставщиков и ту вендорскую компанию, которая будет его впоследствии поддерживать и выпускать релизы, нужен масштаб, отметил Подольский. При этом создавать такое ПО для какой-то одной из отраслевых компаний вендору экономически невыгодно.
Начальник департамента информационно-технологического обеспечения «Лукойла» считает правильной идею унификации части технологических, производственных платформ, т.к. так как в целом нефтяные компании делают одно и то же. И стоит инвестировать в это вместе с другими отраслевыми игроками.
Александр Подольский рассказал, что за последние два года «Лукойл» попробовал с поставщиком ИТ-решений «Цифра» создать промышленные платформы. Проект он считает успешным, потому что это математически очень сложная задача.
Но тенденция другая, считает начальник департамента информационно-технологического обеспечения «Лукойл»: нужна унификация и не нужен внутренний DevOps, потому что на его содержание, на поддержание различных сред программирования нужны «сумасшедшие затраты».
Управление информационно-технологическим обеспечением деятельности «Лукойла» осуществляет ее 100-процентная «дочка» «Лукойл-Технологии». Ранее эти функции выполняла ее компания «Лукойл-Информ». Но в 2020 году «Лукойл» сообщил о выводе «Лукойл-Информ» за периметр группы и развитии «Лукойл-Технологии» как ИТ-инсорсинговой компании. По состоянию на 2021 год, по данным базы юрлиц «Контур.Фокус», «Лукойл-Информ», переименованная в просто «Информ», на 50,1% принадлежит «Башинформсвязи», дочерней компании «Ростелекома». «Лукойл» владеет в «Информ» долей в 49,9 %.
2020: Треть добычи углеводородов «Лукойла» перешла на цифровые рельсы
На конец 2020 года в «Лукойле» в рамках концепции интеллектуального месторождения в общей сложности была построена 61 интегрированная модель месторождений, обеспечивающих уже более трети добычи углеводородов компании. Об этом «Лукойл» сообщил в своем годовом отчете.
В 2020 году, в частности, было создано 16 новых интегрированных моделей, в том числе по таким крупным месторождениям, как Имилорское, им. В. Виноградова и им. В. Грайфера.
Концепция интеллектуального месторождения (LIFE-Field) заключается в интеграции процессов управления месторождением на основе автоматизированных компьютерных систем и высокотехнологичных систем сбора данных. Она покрывает полный производственный цикл развития проекта – от стадии поиска и разведки до завершения разработки – и включает такие блоки, как интегрированные моделирование и планирование, центр интегрированных операций и др.
При этом на Имилорском месторождении – одном из крупнейших месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе – модель построена в двух конфигурациях. Первая – упрощенная, для оперативной работы и проведения расчетов на постоянной основе, вторая – интегрированная с гидродинамической моделью, для проведения долгосрочных расчетов.
В 2020 году объём добычи на Имилорском месторождении вырос более чем на 20% по сравнению с 2019 годом. А с момента начала реализации проекта интеллектуального месторождения от мероприятий с применением комплексного подхода, повышения скорости принятия и качества решений дополнительная добыча углеводородов составила 15 млн барр. н.э. (баррели нефтяного эквивалента – прим. TAdviser).
Применение концепции интеллектуального месторождения на ранних стадиях освоения показывает высокую эффективность, заявляют в «Лукойле». Одним из примеров может служить месторождение им. В. Филановского, крупнейшее нефтяное месторождение в российском секторе дна Каспийского моря. По нему на фазе реализации с использованием интегрированной модели эффективно корректировались решения по размещению и конструкции эксплуатационных скважин.
Это позволило в «рекордно короткие сроки» – менее двух лет – вывести месторождение на проектную мощность. Накопленный опыт будет применен на другом крупном месторождении «Лукойла» – им. В. Грайфера.
Программы цифрового развития в бизнес-сегменте разведки и добычи «Лукойла» направлены в первую очередь на увеличение добычи нефти, снижение операционных затрат и повышение эффективности разработки месторождений, указано в годовом отчете компании.
В 2020 году в этом сегменте также велась работа по созданию центров интегрированных операций, единой цифровой платформы анализа и управления данными, моделированию условий и процессов бурения, а также автоматизации различных процессов управления, планирования и контроля. На пилотных участках зрелых месторождений подтверждена высокая эффективность применения нейронных сетей для управления добычей и заводнением, а также проводились работы по подготовке к началу промышленной эксплуатации данной технологии.
2019: Ключевые результаты цифровизации
В годовом отчете за 2019 год, опубликованном в начале июня 2020-го, «Лукойл» сообщил о результатах цифровизации. Внедрение цифровых технологий в компании велось в соответствии с информационной стратегией группы, утвержденной в 2018 году. Ее ядром является цифровизация бизнес-процессов с целью повышения эффективности. Информационная стратегия является частью долгосрочной программы стратегического развития «Лукойла» на 2018–2027 гг. и включает около 100 инициатив.
В отчете приведены результаты цифровизации в «Лукойле» по трем бизнес-сегментам. Есть и четвертый – корпоративный центр, но по нему конкретики компания в отчете не привела.
Разведка и добыча
Программы цифрового развития в сегменте «Разведка и добыча» направлены в первую очередь на увеличение добычи нефти, снижение операционных затрат и повышение эффективности разработки месторождений, отмечают в «Лукойле». В 2019 году были созданы два центра интегрированных операций, внедрены две автоматизированные системы оперативного диспетчерского управления, построены новые интегрированные модели разрабатываемых месторождений и разработана мобильная отчетность по приоритетным проектам бизнес-сегмента.
На пилотных участках зрелых месторождений подтверждена высокая эффективность применения нейронных сетей для управления добычей и заводнением, заявляют в компании. Планируется начать масштабирование данной технологии.
Также впервые в «Лукойле» была создана модель наземной инфраструктуры на примере Ватьеганского месторождения для разработки долгосрочного плана развития актива.
Интеллектуальное месторождение
Важным проектом в области цифровизации является внедрение концепции интеллектуального месторождения, подчеркивают в «Лукойл». На конец 2019 года было построено 45 интегрированных моделей месторождений, обеспечивающих более четверти добычи углеводородов компании, что на 55% больше, чем было в 2018 году.
С момента начала реализации проекта от мероприятий с применением комплексного подхода, повышения скорости принятия и качества решений дополнительная добыча углеводородов составила более 7 млн барр. н.э., по данным компании.
Применение концепции интеллектуального месторождения к месторождениям на ранних стадиях освоения показывает высокую эффективность, говорят в «Лукойле». Одним из примеров может служить месторождение им. В. Филановского, по которому на фазе реализации с использованием интегрированной модели эффективно корректировались решения по размещению и конструкции эксплуатационных скважин. Это позволило в сроки менее двух лет вывести месторождение на проектную мощность.
На месторождении им. Ю. Корчагина на Каспии концепция интеллектуального месторождения применяется с 2015 года. На основании результатов применения данной концепции в дополнение к уже эксплуатируемым гидравлическим системам интеллектуального заканчивания с 2018 года на скважинах месторождения вводится сверхсовременная электрическая система. Она позволяет более гибко управлять притоком отдельных зон скважины и оперативно блокировать возможные прорывы газа из газовой шапки месторождения.
Переработка, торговля и сбыт
Программы цифрового развития в этом бизнес-сегменте направлены в основном на повышение эффективности и надежности оборудования, качества обслуживания клиентов и уровня контроля воздействия на окружающую среду.
В 2019 году в бизнес-сегменте «Переработка, торговля и сбыт» реализовывался ряд успешных проектов в области цифровизации. Например, на Пермском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) была внедрена система предиктивной аналитики состояния динамического оборудования.
На НПЗ в г. Бургасе внедрена система мониторинга и прогноза состояния оборудования для прогнозирования сроков и необходимости ремонтов, сокращения затрат на обслуживание и количества отказов оборудования.
На Волгоградском НПЗ была введена в эксплуатацию система видеоаналитики с интеграцией в автоматизированную систему управления технологическим процессом.
«Лукойл» сформировал программы цифрового развития
В 2018 году году «Лукойл» утвердил информационную стратегию группы, ядром которой является цифровизация бизнес-процессов с целью повышения эффективности. Это неотъемлемая часть долгосрочной программы стратегического развития группы на 2018–2027 годы, которая включает около 100 инициатив.
В рамках реализации этой стратегии в 2018 году компания провела работу по формированию программ цифрового развития по бизнес-сегментам. Об этом «Лукойл» сообщил в своем годовом отчете, опубликованном в мае 2019 года.
Цифровизация в бизнес-сегменте «Геологоразведка и добыча»
Программы цифрового развития в этом сегменте направлены в первую очередь на увеличение добычи нефти, снижение операционных затрат и повышение эффективности разработки месторождений. Одним из успешных примеров цифровизации в 2018 году в «Лукойле» называют тестирование на пилотных участках зрелых нефтяных месторождений Западной Сибири нейронных сетей для управления заводнением. По итогам тестирования подтверждена эффективность данной технологии.
Важным проектом в области цифровизации является внедрение концепции интеллектуального месторождения (LIFE-Field). Она заключается в интеграции процессов управления месторождением на основе автоматизированных компьютерных систем и высокотехнологичных систем сбора данных. Концепция покрывает полный производственный цикл развития проекта – от стадии поиска и разведки до завершения разработки – и включает такие блоки, как интегрированное моделирование, интегрированное планирование, центр интегрированных операций и др.
В «Лукойл» полагают, что концепция имеет большой потенциал для оптимизации операционных процессов в целях увеличения добычи и снижения затрат. Основным источником для такой оптимизации служит идентификация узких мест с последующим эффективным устранением. Например, существенный эффект дает повышение координации геологического моделирования и моделирования обустройства месторождения инфраструктурой.
На конец 2018 года построено 29 интегрированных моделей месторождений, расположенных в различных регионах деятельности Компании. Добыча на таких месторождениях в 2018 году составила 29% от суммарной добычи углеводородов группы «Лукойл», говорится в годовом отчете.
Цифровизация в бизнес-сегменте «Переработка, торговля и сбыт»
Программы цифрового развития в этом сегменте направлены в основном на повышение эффективности и надежности оборудования, качества обслуживания клиентов и уровня контроля воздействия на окружающую среду.
Здесь в 2018 году реализовывался ряд проектов в области цифровизации. Например, на Пермском НПЗ было внедрено решение по оптимизации распределения энергетических потоков с целью повышения энергоэффективности.
Цифровизация в бизнес-сегменте «Корпоративный центр»
Здесь программы цифрового развития в основном направлены на повышение скорости и эффективности принятия управленческих решений, производительности труда, автоматизацию процессов управления персоналом и организационного развития, а также снижение рисков кибератак, указано в годовом отчете «Лукойла».
В 2018 году компания внедряла технологии роботизации рутинных операций в Пермском учетном региональном центре «Лукойл», а также в зарубежных организациях группы.
Создание компании «Лукойл-Технологии»
Одним за ключевых проектов «Лукойл-Технологии» является создание в группе интегрированной системы управления на базе SAP.
2016: Меморандум о стратегическом сотрудничестве с SAP
В том числе они будут работать над оптимизацией используемых ИТ-систем, а также над внедрением новых технологий для оптимизации добычи и переработки углеводородного сырья, прогнозирования розничных продаж, более эффективного управления запасами материально-технических ресурсов, рисками, промышленной безопасностью, персоналом и цепочкой поставок.
К этому моменту «Лукойл» уже имел многолетний опыт сотрудничества с SAP. Оно началось еще в 1996 году, когда было принято решение о внедрении ERP-системы в группе «Лукойл» на базе SAP. C тех пор компании реализовали много проектов, ключевым из которых являлось создание в «Лукойле» интегрированной системы управления (ИСУ).
По данным годового отчета «Лукойла», по состоянию на 2015 год ИСУ на базе решений SAP была внедрена в 118 организациях группы, а число ее пользователей превысило 18 тыс. человек.
2014: Разработка ПО для проведения гидроразрыва пласта
В июле 2014 года «Лукойл» в рамках тендера по разработке и внедрению технологии направленного гидроразрыва пласта (ГРП) заказал разработку методики, алгоритмов и ПО геолого-геомеханического моделирования для целей проведения направленного и многозонного ГРП.