Исвн метрополитен что это

4 миллиарда рублей на систему интеллектуального видеонаблюдения для Московского метрополитена

Амбиции и инновации

Начать, пожалуй, стоит с того, что в России безопасность в метро, как и во многих других странах, находится в юрисдикции полиции. На плечах обычных сотрудников – исключительно эксплуатационные вопросы. Тем не менее, мы знаем, что полиция сегодня проходит через оптимизацию (читай: сокращение), а количество пассажиров в метро столицы вряд ли будет уменьшаться.

В 1998 году Московский метрополитен обзавелся первыми системами видеонаблюдения с записью видео. Если мыслить позитивно, то сейчас уже сложно подсчитать, в каком количестве административных и уголовных дел фигурировали эти записи. Сегодня камеры установлены на всех станциях и во всех переходах, а также во всех вагонах Кольцевой линии.

С другой стороны, огромное количество видеоматериала остается непросмотренным из-за банального человеческого фактора: никто из нас не может одновременно следить за несколькими экранами, да еще и несколько часов подряд.

Потому и появилась идея реализации самого, пожалуй, амбициозного проекта по видеоаналитике в России и СНГ, и с точки зрения бюджета, и с точки зрения технологий – внедрение интеллектуальной видеоаналитики в сфере транспорта.

Вопрос с интеграцией оборудования и ПО решается довольно просто: впервые в истории государственных проектов такого масштаба, ONVIF прописан в техническом задании как обязательное требование, что соответствует закону о переходе федеральных учреждений на использование свободного программного обеспечения. Предполагается использовать ONVIF для трансляции живого и архивного видео, метаданных и событий видеоаналитики, а также для централизованного управления всеми компонентами.

Данные решают все

Сопоставление информации, полученной от обзорного видеонаблюдения, биометрической и ситуационной видеоаналитики, позволит в автоматическом режиме выявлять противоправные действия, фиксировать нарушителей и проверять их по базам розыска. А также прогнозировать маршрут их перемещения для осуществления задержания службой охраны.

Для выполнения этих задач будут использоваться камеры двух типов: для обзорного и ситуационного видеонаблюдения – IP-камеры, а для биометрического видеонаблюдения – камеры машинного зрения.

Информационно-аналитическая подсистема также играет важную роль, ведь ежедневно столичное метро пропускает более 8 млн. пассажиров. Получение статистических данных о распределении пассажиропотоков позволит скорректировать работу эскалаторов, интервалы между поездами, работу касс и обслуживающего персонала.

Точно!

В соответствии с «Системой категорирования объектов по степени потенциальной опасности и террористической уязвимости», ГУП «Московский метрополитен» относится к Первой категории и предъявляет жесткие требования к показателям точности видеоаналитики на объекте. Требования вот такие:

Требования к показателям точности ситуационной видеоаналитики

ХарактеристикаЗначение
вероятность истинно положительных срабатыванийне менее 98%
вероятность ложно положительных срабатыванийне более 0,5%

Требования к показателям точности биометрической видеоаналитики

ХарактеристикаЗначение
вероятность детектирования лица в пассажиропотокене менее 95%
вероятность истинно положительно идентификации человекане менее 85%
вероятность ложно положительной идентификациине более 0,5%

В техническом задании не описана методика испытаний и оценки фактических показателей точности видеоаналитики. Скорее всего, тут разработчики ТЗ опирались на методику наиболее масштабных испытаний видеоаналитики, проведенных на станции Новокосино.

3D и приоритетность

Для обоснования размещения камер ИСВН, оценки показателей точности видеоаналитики и исключения мертвых зон предполагается провести трехмерное моделирование объектов метрополитена и зон действия камер.

Исвн метрополитен что это. Смотреть фото Исвн метрополитен что это. Смотреть картинку Исвн метрополитен что это. Картинка про Исвн метрополитен что это. Фото Исвн метрополитен что это

Московский метрополитен настолько многолюден, что неизбежно ежедневное выявление видеоаналитикой огромного количества событий. Некоторые из них не требуют молниеносной реакции персонала метрополитена и внешних служб, но есть и другая категория событий, например, падение человека на рельсы или обнаружение опасного преступника. Для того чтобы реагировать на наиболее важные, не терпящие отлагательств, события в первую очередь, в системе интеллектуального видеонаблюдения будет предусмотрена система приоритетов (ранжирования событий). Приоритет события может зависеть от различных признаков: типа события, зоны наблюдения, точности распознавания, дальности объекта и других, а также от комбинации этих факторов. Причем для разных категорий пользователей приоритеты будут разными, так как у каждой службы своя зона ответственности.

Мобилизация «мобильников»

Исвн метрополитен что это. Смотреть фото Исвн метрополитен что это. Смотреть картинку Исвн метрополитен что это. Картинка про Исвн метрополитен что это. Фото Исвн метрополитен что этоДля оперативного получения информации о тревожных событиях, патрульные службы, осуществляющие контроль за порядком на территории метрополитена, а также другие сотрудники метрополитена будут оснащены мобильными терминалами. На них будут поступать оперативные уведомления о тревожных событиях, требующих быстрого реагирования, в том числе о появлении лиц, представляющих интерес для патруля. При обнаружении такого лица система интеллектуального видеонаблюдения будет определять возможную траекторию его следования и отправлять уведомление на мобильные терминалы нарядов, находящихся в непосредственной близости от этой траектории. В уведомлении будет отображаться фотография зафиксированного лица, время и место его обнаружения, а также причина привлечения внимания патруля и инструкция по действиям. Время доставки тревожного события на мобильное устройство составит не более 10 секунд, а передача информации будет осуществляется при помощи беспроводных Wi-Fi точек доступа и с использованием сетей GSM 2G\3G.

Метро 2033

Конечно, Московскому метрополитену еще предстоит провести большую работу по подготовке регламентов и обучению персонала, и пока не ясно, как созданной инфраструктурой будет пользоваться метрополитен, ведь вся документация по системе интеллектуального видеонаблюдения сфокусирована на технологии. Но в том, что ИСВН на порядок повысит безопасность и качество работы метрополитена, сомнений нет.

Автор: Николай Конохов,
директор по развитию направления «Безопасность» в Синезисе

Источник

ТБ Эксперт

Обеспечение транспортной безопасности

Создание интеллектуальной системы видеонаблюдения в московском метрополитене

Исвн метрополитен что это. Смотреть фото Исвн метрополитен что это. Смотреть картинку Исвн метрополитен что это. Картинка про Исвн метрополитен что это. Фото Исвн метрополитен что это

В 2011 и 2012 годах, на станциях Московского метрополитена были организованы пилотные зоны для проведения тестовых испытаний технических средств обеспечения безопасности различного функционального назначения, в том числе, проводилось тестирование оборудования и программного обеспечения интеллектуальной системы видеонаблюдения, представленное рядом компаний-разработчиков, среди которых можно отметить Синезис, Вокорд, Техносерв.

Исвн метрополитен что это. Смотреть фото Исвн метрополитен что это. Смотреть картинку Исвн метрополитен что это. Картинка про Исвн метрополитен что это. Фото Исвн метрополитен что это

3 декабря 2015 г., ГУП “Московский метрополитен” объявил тендер на сумму свыше 3 млрд рублей на право выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работах в рамках первого этапа по созданию системы интеллектуального видеонаблюдения объектов Московского метрополитена.

Цель выполнения работ — Повышение устойчивости и безопасности функционирования транспортной инфраструктуры Московского метрополитена, защита интересов пассажиров и персонала от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также защита от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Сроки выполнения работ — Не более 330 календарных дней с даты заключения договора. Срок поставки оборудования – не более 90 дней с даты заключения Договора.

Этап 1 “Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена” включает в себя:

Функциональные возможности “Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1 этап)” должны решать следующие задачи:

Архитектура “Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1 этап)” должна предусматривать возможность дальнейшего наращивания функций по решению следующих задач биометрической видеоаналитики в зонах биометрического видеонаблюдения:

Источник

Петербургская подземка внедряет интеллектуальную систему видеонаблюдения

Организация:
ГУП «Петербургский метрополитен»

Место:
Санкт-Петербург, Россия

Отраслевой сегмент:
Пассажирский транспорт

Целевое использование:
Обеспечение безопасности на транспорте

Партнер: АО «Аспект Северо-Запад», Milestone

Сетевые камеры Axis в Петербургском метрополитене.

Исвн метрополитен что это. Смотреть фото Исвн метрополитен что это. Смотреть картинку Исвн метрополитен что это. Картинка про Исвн метрополитен что это. Фото Исвн метрополитен что это

Задача

Решение

Современная ИСВН как один из главных элементов обеспечения транспортной безопасности должна строиться на базе сетевой архитектуры. Для организации системы обзорного видеонаблюдения, создания видеоархива и систем видео-аналитики было выбрано сетевое оборудование Axis, которое показало лучшую надежность и функциональность во время пилотных испытаний. Техническое задание интегратору — компании «Аспект Северо-Запад» — включало в себя создание двух непрерывных видеопотоков для наблюдения в режиме онлайн и архива, трансляция видео одновременно для нескольких потребителей (режим multicast) и подключение питания по технологии Power over Ethernet.

“ Современное видеонаблюдение в таком крупном транспортном комплексе, как Петербургский метрополитен, невозможно представить без удаленного доступа к оборудованию для получения онлайн- видеоизображений и архивных записей, без удаленного мониторинга и конфигурирования элементов системы, оперативного устранения неисправностей. Сетевое оборудование Axis позволяет в полной мере предоставить такой функционал и эффективно масштабировать систему.” Федоров Михаил Романович, ГУП «Петербургский метрополитен».

Результаты

Исвн метрополитен что это. Смотреть фото Исвн метрополитен что это. Смотреть картинку Исвн метрополитен что это. Картинка про Исвн метрополитен что это. Фото Исвн метрополитен что этоМасштабный проект начался в 2014 году и развивается до сих пор. За три года системой интеллектуального видеонаблюдения оснащено 24 станции метро, где установлено более 3200 видеокамер Axis. Еще 7-8 станций планируется оснастить в 2017 году.

Система успешно решает возложенные на нее задачи: видеонаблюдения, хранения архива видеозаписей не менее 30 суток, автоматического обнаружения оставленных предметов.

Применение сетевых видеокамер Axis

Техническая служба Петербургского метрополитена накопила большой опыт применения систем видеонаблюдения для обеспечения безопасности перевозок и транспортной инфраструктуры. К примеру, аналого-цифровая система уже долгое время использовались для решения таких задач, как контроль за посадкой-высадкой пассажиров из вагонов, их поведением на входных и сходных площадках эскалаторов и т. д. Нынешний проект ИСВН отличается тем, что основан на применении исключительно IP-камер. Это обосновано как несомненными преимуществами IP-камер перед аналоговыми в качестве картинки и функциональности, так и требованиями контролирующих органов.

Выбранные заказчиком сетевые устройства четко соответствуют возложенным на них задачам. Так, на входах в метро, в вестибюлях и на эскалаторах используются надежные сетевые видеокамеры AXIS серии P13 в защитных кожухах. Их функции цифрового управления панорамированием, наклоном и зумом, передачи потоков с нескольких секторов обзора и дистанционного управления задним фокусом позволяют сотрудникам Ситуационного центра метрополитена централизованно наблюдать за всеми критичными объектами, используя минимальное количество экранов. Оптимальное соотношение резкости и разрешения объектива, достигаемое благодаря системе P-Iris, а также способность камер адаптироваться под различные условия освещения позволяет рассчитывать на точность применяемой видео-аналитики.

В переходах между станциями, а также в других местах, где требуется компактное решение, установлены купольные вандалозащитные камеры AXIS серии P33, также отличающиеся высоким разрешением и светочувствительностью.

Поддержка ПО разных вендоров

ИСВН в Петербургском метрополитене построена на платформе Milestone Xprotect®. «Самой сложной задачей в проекте была и остается видео-аналитика в условиях плотного пассажиропотока на станциях. Пропускная способность ряда станций составляет более 100 тысяч пассажиров в сутки. По нашему опыту, существует ограниченное количество ПО, пригодного для таких условий. Необходима возможность сопряжения, в том числе одновременного, платформы видеонаблюдения с аналитическими программами разных производителей», — говорит генеральный директор АО «Аспект Северо-Запад» Дмитрий Гаевский.

Благодаря тому, что камеры Axis могут быть интегрированы с программным обеспечением большинства ведущих российских и мировых производителей, для технических специалистов не составит труда дополнить систему любым необходимым программным продуктом.

Перспективы проекта

Проект построения ИСВН в Петербургском метрополитене будет постепенно развиваться. К завершению проекта система должна быть растиражирована на всех станциях города. Помимо решения повседневных задач, новая система безопасности сыграет существенную роль в 2018 году, когда Санкт-Петербург среди других российских городов примет Чемпионат мира по футболу и поток пассажиров в метрополитене возрастет за счет туристов. Любопытно, что среди историй успеха Axis уже есть одна похожая: камерами Axis были оснащены станции Метрополитена Сан-Паулу в Бразилии в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2014 года.

Источник

Система интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН) Московского метрополитена

Содержание

2017: Создание системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов

В 2015-2017 гг. компанией «Энсис Технологии» выполнен проект по созданию системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена. Подробнее о проекте здесь.

Совет директоров «Ростелекома» и ГУП «Мосгортранс» одобрили в октябре 2015 года договор по оснащению вестибюлей и станций метро камерами наблюдения. Об этом «Газете.Ru» рассказал пресс-секретарь «Ростелекома» Андрей Поляков.

Система видеонаблюдения позволит значительно поднять уровень безопасности пассажиров метро. Видеокамеры смогут фиксировать лица и получат возможность биометрической идентификации. «Ростелеком» займется подготовкой инфраструктуры метрополитена и обеспечением строительно-монтажных работ. Начальная цена договора составляет 3,7 млрд руб.

Различные компании смогут участвовать в тендере на выполнение непосредственно технической части работ в срок до 9 ноября. Это уже второй тендер от руководства московского метро на установку видеонаблюдения, первый прошел в марте и был признан недействительным по требованию Федеральной монопольной службы, так как не была опубликована полная проектная документация.

Конкурс на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ

Характер работ

Согласно техзаданию исполнитель проекта должен был в течение 330 дней в вестибюлях 188 станций метро установить технические средства системы интеллектуального видеонаблюдения. На постах транспортной безопасности станций и в ситуационном центре должны были быть организованы автоматизированные рабочие места системы, Помимо этого, требовалось создать узлы коммутации для сбора поступающих видеоданных, а также построить и оснастить центр обработки данных на территории электродепо «Печатники».

Система должна была обеспечивать обзорное видеонаблюдение в вестибюлях станций, обладать видеоаналитическими возможностями с функциями автоматического обнаружения нештатных ситуаций и автоматическим отображением места тревожной ситуации.

Архитектура системы должна была предусматривать дальнейшее наращивание функций, в том числе за счет добавления возможностей автоматической биометрической идентификации, автоматического выявления «безбилетников» и лиц входящих в список нарушителей.

Всего в рамках проекта должно было быть установлено порядка 450 обзорных и 5 тыс. ситуационных видеокамер.

Итоги проекта

Итоги конкурса были подведены в ноябре 2015 года. На конкурс были поданы 4 заявки от компаний «Энсис Технологии», «Ростелеком», «Газпром автоматизация» и ФГУП «Свэко» ФСО России. Однако, к участию было допущено только одно предприятие «Свэко». Остальные предложения были забракованы. В протоколе рассмотрения заявок было сказано, что они не отвечали условиям конкурса, поскольку содержали нарушения требований документации.

Победителем закупки стало «Свеко», стоимость договора составила 3633 млн рублей.

Сторонние подрядчики

2014: «Оптима»

23 сентября 2014 года пресс-служба компании Optima сообщила о завершении работ в проекте внедрения системы видеонаблюдения на станции «Спартак» Московского метрополитена. Систему видеонаблюдения создала компания Optima Transport, структурное подразделение Группы Optima, на основе разработанной специалистами прикладной программной платформы «Регламент-ПП».

Подробнее о проекте смотрите здесь.

2013: Конкурс на разработку проектной документации ИСВН

В конце декабря 2013 года состоялся конкурс на разработку проектной документации на оснащение системой интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН) категорированных объектов ГУП «Московский метрополитен». Сумма контракта составила более 387 млн. рублей. Это лишь 10% от общей суммы, составляющей приблизительно 4 млрд. рублей, выделенной из федерального и городского бюджета на внедрение в Московском метрополитене современнейшей ИСВН. Это самый амбициозный проект по видеоаналитике с точки зрения технологий и бюджета в России и СНГ.

Система интеллектуального видеонаблюдения будет объединять в себе шесть основных подсистем

Таблица 1. Подсистемы ИСВН Московского метрополитена

Источник

Московский метрополитен: интеллектуальное видеонаблюдение за 4 миллиарда рублей

Исвн метрополитен что это. Смотреть фото Исвн метрополитен что это. Смотреть картинку Исвн метрополитен что это. Картинка про Исвн метрополитен что это. Фото Исвн метрополитен что это

В конце декабря 2013 года состоялся конкурс на разработку проектной документации на оснащение системой интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН) категорированных объектов ГУП «Московский метрополитен». Сумма контракта составила более 387 млн. рублей. Это лишь 10% от общей суммы, составляющей приблизительно 4 млрд. рублей, выделенной из федерального и городского бюджета на внедрение в Московском метрополитене современнейшей ИСВН. Сегодня это самый амбициозный проект по видеоаналитике с точки зрения технологий и бюджета в России и СНГ.

Система интеллектуального видеонаблюдения будет объединять в себе шесть основных подсистем.

Таблица 1. Подсистемы ИСВН Московского метрополитена

Обзорное и ситуационное видеонаблюдение

Автоматическое выявление и информирование о следующих событиях:

Автоматическое обнаружение и распознавание лиц пассажиров в зонах биометрического видеонаблюдения в том числе:

Предоставление функций анализа статистики пассажиропотоков (в виде таблиц и графиков):

Управления и мониторинга

Подсистема должна обеспечивать:

Выявление основных видов угроз информационной безопасности:

На данный момент, ни одна компания в мире не способна самостоятельно решить такой огромный перечень задач, в связи с чем интеллектуальная система видеонаблюдения метрополитена будет состоять из решений разных поставщиков, но все же представлять собой единое целое, в котором все подсистемы взаимодействуют друг с другом.

Информационно-аналитическая подсистема также играет важную роль, ведь ежедневно столичное метро пропускает более 8 млн. пассажиров. Получение статистических данных о распределении пассажиропотоков позволит скорректировать работу эскалаторов, интервалы между поездами, работу касс и обслуживающего персонала.

Таким образом, интеллектуальная система видеонаблюдения должна решить не только задачу повышения безопасности перевозки пассажиров, но также стать инструментом управления работы всего метрополитена.

В соответствии с «Системой категорирования объектов по степени потенциальной опасности и террористической уязвимости» ГУП «Московский метрополитен» относится к Первой категории и предъявляет жесткие требования к показателям точности видеоаналитики на объекте.

Таблица 2. Требования к показателям точности ситуационной видеоаналитики

доля истинно положительных срабатываний от общего числа числа событий, которые требовалось обнаружить

доля истинно положительных срабатываний от общего числа срабатываний

Таблица 3. Требования к показателям точности биометрической видеоаналитики

вероятность детектирования лица в пассажиропотоке

вероятность истинно положительно идентификации человека

вероятность ложноположительной идентификации

Для обоснования размещения камер ИСВН, оценки показателей точности видеоаналитики и исключения мертвых зоны предполагается провести трехмерное моделирование объектов метрополитена и зон действия камер.

Московский метрополитен настолько многолюден, что неизбежно ежедневное выявление видеоаналитикой огромного количества событий. Некоторые события не требуют молниеносной реакции персонала метрополитена и внешних служб, но есть и другая категория событий, например падение человека на рельсы или обнаружение опасного преступника. Для того чтобы в первую очередь реагировать на наиболее важные, не терпящие отлагательства события, в системе интеллектуального видеонаблюдения будет предусмотрена система приоритетов ( ранжирования событий ). Приоритет события может зависеть от различных признаков: типа события, зоны наблюдения, точности распознавания, дальности объекта и других, а также от комбинации этих факторов. Причем для разных категорий пользователей приоритет будут разными, так как у каждой службы своя зона ответственности.

Для оперативного получения информации о тревожных событиях, патрульные службы, осуществляющие контроль за порядком на территории метрополитена, а также другие сотрудники метрополитена будут оснащены мобильными терминалами. На них будут поступать оперативные уведомления о тревожных событиях, требующих быстрого реагирования, в том числе, о появлении лиц, представляющих интерес для патруля. При обнаружении такого лица система интеллектуального видеонаблюдения будет определять возможную траекторию его следования и отправлять уведомление на мобильные терминалы нарядов, находящихся в непосредственной близости от этой траектории. В уведомлении будет отображаться фотография зафиксированного лица, время и место его обнаружения, а также причина привлечения внимания патруля и инструкция по действиям. Время доставки тревожного события на мобильное устройство составит не более 10 секунд, а передача информации будет осуществляется при помощи беспроводных Wi-Fi точек доступа и с использованием сетей GSM 2G\3G.

Конечно, Московскому метрополитену еще предстоит провести большую работу по подготовке регламентов и обучению персонала, и пока не ясно, как созданной инфраструктурой будет пользоваться метрополитен, ведь вся документация по системе интеллектуального видеонаблюдения сфокусирована на технологии. Но в том, что ИСВН на порядок повысит безопасность и качество работы метрополитена, сомнений нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *