Итальянские гуманисты считали что средние века

Итальянские гуманисты считали что средние века

Возрождение (Ренессанс) – это период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация – для Италии – XIV-XVI в., для всех остальных стран – XV-XVII в.в. Черты Возрождения: гуманизм, античное наследие, светский характер.

Гуманизм – идейная основа Возрождения; это мировоззрение, подразумевающее ценность человека, охватывающее науки и искусство. Наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии, т.к. в Италии не было единого государства: основная форма политического существования – небольшие города-государства с республиканской формой правления; феодалы слились с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества м/д городами, ставила на 1 место не происхождение, а личные способности. Была потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Появляется новый тип человека: делового, хозяина жизни.

Итальянские гуманисты считали что средние века. Смотреть фото Итальянские гуманисты считали что средние века. Смотреть картинку Итальянские гуманисты считали что средние века. Картинка про Итальянские гуманисты считали что средние века. Фото Итальянские гуманисты считали что средние века

Возрождение принято делить на Раннее (н. 14 – к. 15 в.) и Высокое (к. 15 – 1 четв. 16 в.): такое деление применимо непосредственно к Италии. К этой эпохе относят величайших художников Италии: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Хотя наивысшего расцвета Возрождение достигло на Апеннинском п-ове, его феномен распространился и на др. части Европы. Сходные процессы к Северу от Альп получили название «Северного Возрождения». Сходные процессы во Франции, в городах Германии.

Средневековый человек и люди Нового времени свои идеалы искали в прошлом. В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в Римской империи, продолжается и культурная традиция: латынь, изучение римской литературы. Но в эпоху Возрождения люди устремили свой взгляд в античность, в которой увидели нечто, в корне отличающееся от средневековья. Главным образом: отсутствие всеобъемлющей власти церкви, духовная свобода, отношение к человеку как к центру мироздания. Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы, столь созвучные новым тенденциям развития, породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого.

Возрождение вошло в историю как период необыкновенного взлёта искусства. Если раньше произведения искусства служили больше церковным интересам, то теперь создаются произведения, чтобы удовлетворить эстетические потребности человека. Гуманизм считает, что жизнь должна приносить удовольствие и средневековый монашеский аскетизм ими отвергался. Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли Данте Алигьери, Петрарка, Джованни Боккаччо: «Декамерон», Лоренцо Валла «Размышления о подложном и вымышленном Даре Константина». Они и явились основоположниками и ренессансной литературы, и самого гуманизма.

Свою эпоху Гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным противоречием было то, что Гуманизм оставался идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих Гуманистов было иногда пессимистичное настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Наиболее показательно в этом смысле было напряжение ожидание конца света в 1500 г.

Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности. Зрелых форм Итальянский гуманизм достиг в 15 в. Тогда наметилось несколько направлений Гуманизма:

Таким образом гуманизм отрицал традиции Средневековой культуры: учение гуманизма шло вразрез с учением церкви: антропоцентризм, рационализм, светская этика, призыв к свободомыслию — знаменовали отход от принципов Средневекового мировоззрения.

Итальянские гуманисты считали что средние века. Смотреть фото Итальянские гуманисты считали что средние века. Смотреть картинку Итальянские гуманисты считали что средние века. Картинка про Итальянские гуманисты считали что средние века. Фото Итальянские гуманисты считали что средние века

Это конспект по теме «Итальянский гуманизм и Возрождение». Выберите дальнейшие действия:

Источник

ИТАЛЬЯНСКИЕ ГУМАНИСТЫ XIV-XV ВЕКОВ, АНТИСХОЛАСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ИХ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возникновение гуманистического мировоззрения в XIV в. происходило как бы параллельно с развитием поздней схоластической философии, завершившимся имен­но в этом веке. В 1323 г. произошла канонизация (при­числение к лику святых) Фомы Аквинского, а его учение после довольно длительной борьбы стало официальной философско-теологической доктриной римско-католиче­ской церкви. Поэтому, когда мы в дальнейшем будем говорить о схоластике, в той или иной оппозиции к которой находились гуманисты, то будем иметь в виду главным

образом эту систему. С другой стороны, в том же столетии возникли оппозиционно-схоластические учения позднего номинализма, теоретическое острие которых было направ­лено против томизма и идеи которых были столь пло­дотворны, что без учета их воздействия невозможно многое понять и в западноевропейской философии XVII в.

Главным центром гуманистического движения – при этом во всех его аспектах – стала Флоренция, которую можно назвать столицей итальянского Ренессанса. Здесь родился и провел многие годы своей политически весьма активной жизни великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265–1321). Многие гуманисты рассматриваемого перио­да видели в его произведениях источник своих настроений и идей. В наше время историки-ренессансисты тоже усмат­ривают в произведениях Данте – и в его бессмертной «Божественной комедии», важнейшем памятнике итальян­ского литературного языка, и в философском сочинении «Пир» (1303–1308, тоже на вольгаре), и в его политиче­ском трактате «О монархии» (1310–1311, на лат. яз.) – источник важнейших идей гуманистического мировоззре­ния. Действительно, по определению Энгельса, Данте – «. последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» [1, т. 22, с. 382]. Разумеется, речь здесь идет об особенностях поэтического мировоззрения автора «Божественной комедии».

С одной стороны, она представляет собой как бы энциклопедию христианского мировоззрения средневе­ковья с его важнейшими геоцентрическими идеями в том виде, в каком они выражались в доктринах столь право­верных философов, как Августин и Фома Аквинский (не упоминая менее крупных). С другой же стороны, во многих местах «Комедии» (как и в названных собственно фило­софских сочинениях) четко ощутим начавшийся кризис этого мировоззрения. Он выражается и в значительной дани, отдаваемой Данте столь неприемлемому для католи­ческой ортодоксии философскому учению, как латинский аверроизм (Сигер Брабантский наряду с Фомой Аквинским и Альбертом Болыштедтским помещены в «Раю»), и в той роли, какую играет здесь идея двоякой доли человека; предназначенного не только к блаженству «вечной», по­смертной жизни. Другую, не меньшую ценность пред­ставляет собой его реальная, земная жизнь.

В латинском трактате Данте «О монархии» император, осуществляющий и олицетворяющий земную власть, полу­чает ее не от папы, а непосредственно от бога. Полная

независимость монарха от верховного духовного влады­ки – необходимое условие, обеспечивающее людям мир и благополучие, без чего невозможна реализация земного назначения человека.

Для направленности формирования ренессансной куль­туры показательно, что при изображении посмертного существования персонажей «Комедии» (особенно в «Аду») их земные черты резко преобладают над небесны­ми. В целом ее автору чуждо прославление аскетических идеалов официального христианства. С большой художе­ственной силой он изображает нового человека с его напряженной психологией. Отношение Данте к папам весь­ма критично, и некоторых из них он не побоялся поместить в «Ад». Очень большое место в «Комедии» занимают ан­тичные поэты и философы – начиная с «учителя» Данте Вергилия, олицетворявшего земной разум и руководившего поэтом в его странствиях по «Аду» и «Чистилищу», и кон­чая всеми крупнейшими античными философами (в их числе и «философ знаменитый Демокрит», как затем и Авиценна с Аверроэсом, которые в качестве нехристиан помещены в самый легкий, первый круг «Ада»). Поэма полна античных образов, теснящих образы христианские и порой причудливо переплетающихся с ними.

Но главное, что делает ее исходным документом гума­нистической мысли, – это интерес Данте к человеку, ибо «из всех проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо» [53, с. 181]. Причем этот интерес глубоко социален, ибо судьба «благородного человека» отнюдь не предопределена условностью рождения в том или ином сословном звании и должна складываться не на основе его «животной доли», а на основе неустанного стремления «к доблести и знанию» [«Ад», XXVI 119-120].

Если Данте – вдохновитель множества гуманистов, то общепризнанный родоначальник гуманистического движе­ния в Италии – поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374).

Он явил собой яркий пример творчески многогранной личности эпохи Возрождения. Петрарка – один из вели­чайших лирических поэтов Италии, автор книги стихов, посвященных его возлюбленной Лауре, стихов, в которых противоречие между средневеково-аскетическим восприя­тием жизни и весьма заинтересованным, чувственно окра­шенным отношением к земной красоте женщины и приро­ды разрешается в пользу второй тенденции. Поэзия Пет-

Итальянские гуманисты считали что средние века. Смотреть фото Итальянские гуманисты считали что средние века. Смотреть картинку Итальянские гуманисты считали что средние века. Картинка про Итальянские гуманисты считали что средние века. Фото Итальянские гуманисты считали что средние века

рарки и многих других поэтов той эпохи (не говоря уже о «Божественной комедии» Данте) играла огромную, в ря­де отношений ведущую роль в развитии гуманистического, антиаскетического движения. В противоположность схола­стическим произведениям, отражавшим средневекового человека, она вскрывала сложность чувств и мыслей ново­го, ренессансного человека, стремясь постичь их в много­образной целостности.

Как родоначальник гуманистического движения Пет­рарка проявил огромную активность в поисках не изве­стных его современникам произведений античной литера­туры и философии. Он полностью отдавался литературной и научной работе. Много путешествовавший по Италии и Франции, философ стремился постичь жизнь во всей ее сложности и противоречивости.

Петрарка – верующий христианин, но он решительно и бескомпромиссно отвергает схоластическую ученость как «болтовню диалектиков», совершенно бесполезную, по его убеждению, для активного человека того времени. В этом отношении показателен его памфлет «О невежестве соб­ственном и многих других» (1367–1370). В нем, как и в предшествующих ему трактатах, Петрарка демонстри­рует, как накопившийся у него огромный морально-соци­альный опыт рвет всякие формализованные рамки схола­стической учености, по отношению к которой он охотно признается в своем «невежестве», ибо считает эту ученость тщетной и иллюзорной. Он далек от отрицания логики, в которой схоластики столь искусны, ибо философию, познающую реального человека, невозможно постичь в ка­ких-то упрощенных и надуманных (так казалось и другим гуманистам) формулах. Итальянский гуманист – едва ли не первый, кто свою вражду к схоластике перенес и на Аристотеля как ее главного вдохновителя, хотя и ценил ученость и глубину этого древнегреческого мыслителя.

Генезис гуманистического мировоззрения Петрарки наиболее ярко раскрывает его более ранний философский диалог «Моя тайна» (или «О презрении к миру», 1342– 1343). В нем святой Августин, выражающий последова­тельно христианское понимание жизни, настойчиво упре­кает своего собеседника Франциска (образ которого более или менее совпадает с самим автором) в постоянном от­ступлении от ее аскетических правил, а также порицает его за стремление к славе и плотской любви. Такое обращение к крупнейшему из «отцов церкви» как к весьма уважаемо­му авторитету со стороны зачинателя итальянского гума-

Одним из самых выдающихся был Колюччо Салютати, (1331–1406), друг Петрарки и Бокаччо, длительное время канцлер Флорентийской республики много сделавший для распространения гуманистической образованности в ней. Он написал ряд произведений на морально-философские и другие темы.

Ученик Салютати Леонардо Бруни (1374–1444) тожемногие годы был канцлером Флоренции. Он уже хорошо владел греческим языком и перевел на латинский некото­рые диалоги Платона, а также произведения Плутарха, Демосфена. Бруни одним из первых понял неудовлетвори­тельность тех переводов Аристотеля, которые были осуще­ствлены в XIII в. Вильемом Мёрбеке. Сам он осуществил переводы «Этики Никомаха» (1417) и «Политики» (1438). Бруии пришлось защищать свои переводы от нападок со стороны тех консервативных католических клерикалов,

которые, как он выражался, считали что переводить следу­ет не то, что сказал Аристотель, а то, что он должен бьиг сказать [см. 55, с. 143]. Продолжая дело Салютати, Бруни расширял программу studia humanitatis (эти латинские словосочетания впервые были употреблены им), т. е. гума­нитарного образования, ориентированного на изучение античной культуры с позиций их современности. Одним из ее элементов и была переводческая деятельность Бруни. Перевод названных произведений Аристотеля (а не общефилософских и логических) был совершенно закономерен, ибо он полностью отвечал программе «гуманистических занятий», в центре которых стояла именно моральная философия. Одно из главных произведений самого Бруни называлось «Введение в моральную науку» (1421–1424). Бруни был также историком, автором труда «История флорентийского народа» (в 12-ти томах). Эту его работу современники ценили особенно высоко. Значение ее, в частности, связано с тем, что здесь впервые обозначена грань между античностью и средними веками (падение Римской империи). В последующей гуманистической исто­риографии появился и термин «средневековье» (medium aevum). Начиная с Бруни, страстного поклонника Данте и Петрарки, гуманисты все больше осознают принципиаль­ное отличие их времени и их культуры от времени и куль­туры эпохи средневековья.

В развитии философской мысли раннего итальянского гуманизма видное место принадлежит Поджо Браччолини (1380–1459), тоже ученику Салютати. Плодовитый автор очень много сделал и для выявления забытых произведений античной литературы, истории, философии. Важнейшая его находка – знаменитая поэма Лукреция Кара «О при­роде вещей» (1417).

Другой гуманистический философ того же круга – упоминавшийся выше Джаноццо Манетти (1396-1459), в молодости торговец и банкир (сам господь-бог в его пред­ставлении – банкир, строго наблюдающий за отпущенным им людям временем), затем видный государственный деятель Флоренции. Его важнейший философский трактат «О достоинстве и превосходстве человека» (De dignitate et excellentia hominis, 1451-1452).

Флорентийцем по происхождению, однако тесно свя­занным с римской курией был и выдающийся гуманист этого века Леон Батиста Альберти (1404–1472). Его дея­тельность – ярчайший пример универсальных стремлений гуманистов, которые в принципе обращаются ко всему

человеку, стремясь к его многостороннему выражению. Альберти – видный архитектор раннего Возрождения, он был также живописцем, поэтом, музыкантом. Вместе с тем он не только практик, но и теоретик искусства, автор трак­татов «Десять книг о зодчестве» (1452), «Три книги о живописи» (1435–1436). Обобщая опыт античной и со­временной ему архитектуры, углубляясь в проблемы искусства, он считал, что высшее эстетическое наслажде­ние доставляет та красота, которая создана самой приро­дой. Учиться у нее – первая задача художника. В отличие от всех названных выше гуманистов, Альберти интересо­вался и естественными науками, в особенности математи­кой, ибо хорошо видел ее необходимость для архитектора, скульптора, живописца.

Общая черта мировоззрения ранних гуманистов, выте­кавшая из свойственного им всем стремления максимально возродить идеи и дух античной культуры, сохраняя вместе с тем и все главное содержание христианского вероучения, состояла в его паганизации, насыщении античными, «язы­ческими» морально-философскими идеями. Например, Энео Сильвио Пикколомини, один из гуманистов этого Века, писал, что «христианство – не что иное, как новое, более полное изложение учения о высшем благе древних» (цит. по Зба, с. 59). Автор этого изречения стал впослед­ствии римским папой Пием II (1458–1464).

Не менее важной чертой гуманистического мировоззре­ния следует признать и антиклерикализм, выражавшийся в резко критическом отношении к профессиональным слу­жителям католической церкви, особенно к монахам, наибо­лее многочисленному ее корпусу. Бруни, а затем и Поджо Браччолини пишут диалоги «Против лицемеров», в кото­рых бичуются ханжество и развращенность не отдельных монахов, а монашества в целом. Сходные произведения писали и другие гуманисты, а тема разоблачения пороков профессиональных носителей христианского вероучения стала одной из острых тем их художественных произведе­ний, например «Декамерона» Боккаччо.

Гуманистический антропоцентризм и его философская суть. Об обращенности к человеку в определенном смысле можно говорить и применительно к христианскому (и даже к любому монотеистическому) мировоззрению. Однако присущий ему антропоцентризм в основном должен быть расценен как ущербно-фантастический антропоцентризм, поскольку в религиозном мировоззрении принцип антропо­центризма подчинен принципу геоцентризма. Хотя бог

и творит мир в принципе ради человека, но человека ущер­бного, отягченного грехопадением, обреченного на беспрос­ветный труд, на аскетическую жизнь.

Один из устоев религиозно-монотеистического миро­воззрения средневековья составляла идея уподобления богу (она восходила к Платону). Бог мыслился при этом как внемировое, сугубо трансцендентное, таинственное су­щество, субстанционально противопоставленное природе и человеку. Уподобление богу (обожение – theiosis, deificatio) при таких предпосылках становилось мистическим актом – тщетной попыткой слабого и конечного человека дотянуться до бесконечного и сверхприродного божествен­ного существа (за исключением мистико-пантеистических построений, пытавшихся ввести идею сходства, если не тождественности, божеской и человеческой субстанций).

Гуманисты, о которых идет сейчас речь, хотя и не сразу, отказались от такого псевдоантропоцентризма. Первым – а у них, можно сказать, даже единственным – предметом интересов стало человеческое бытие во многих его аспек­тах. Это не значит, что гуманисты, большинство которых были еще весьма религиозны, отказывались от бога и отвер­гали положения христианского вероучения. Нет, они этого не делали, да и не могли делать, но нередко игнорировали многие из этих положений и постепенно вставали на путь переосмысления понятия бога, его известного приближе­ния к человеку и т. п. Если религиозно-монотеистическое мировоззрение в целом утверждало, что сначала всегда должен стоять бог и лишь затем человек, то гуманисты стали руководствоваться тем, что выдвигали на первый план человека, а уж затем говорили о боге (конечно, это произошло не сразу и по-разному у разных гуманистов).

Среди ряда проблем нового осмысления человека гума­нистами одна из главных – это проблема человека как единства души и тела. Теистическо-аскетическое осмысле­ние этой проблемы, полностью уничижительное по отноше­нию к его телу и мнимо восхвалительное по отношению к его духу, было еще в самом конце XII в. сформулировано одним кардиналом, который вскоре стал могущественным папой Иннокентием III, в сочинении «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческой жизни». В XIV и XV вв. это сочинение было широко распространено. Гуманисты полемизировали с ним и, опровергая его положения, фор­мулировали собственное понимание важнейшей антрополо­гической проблематики. Одно из наиболее интересных сочинений написал Манетти, и само название его – «О до-

стоинстве и превосходстве человека» – является как бы ответом на сочинение Иннокентия III.

В противоположность ему Манетти стремится к полной реабилитации телесного начала в человеке. Прекрасен весь мир, созданный богом для человека, но вершиной его творе­ния является только человек, тело которого многократно превосходит все другие тела. Как удивительны, например, его руки, эти «живые орудия», способные ко всякой работе! Человек – это «разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное (. animal rationale, providum et sagax. » [55, с. 82], он отличается от последнего тем, что если каждое животное способно к какому-то одно­му занятию, то человек может заниматься любым из них. Духовно-телесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением бога, вместе с тем служит основной моделью, по которой уже древние язычники, а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей. Христианско-монотеистический тезис о творении мира богом для человека Манетти антропоцентрически заостряет против пренебрежительно-аскетической трактовки человека.

Можно также подметить, что креационизм Манетти довольно формален. Он не столько восторгается мудростью творца, как это типично для любого геоцентризма, особенно средневекового, сколько прославляет величественность и красоту созданной богом природы, которая даже пред­ставляется ему иногда как «искуснейшая и умнейшая, единственная учительница дел (sollertissima et callidissima atque profecto unica rerum magistra. )» [55, с. 81].

Произведение Манетти иногда создает впечатление, что природа у него вытеснила бога. Такое воззрение присуще и другим гуманистам данной эпохи (например, у Альберти и сочинении «О семье» имеются даже слова: «. природа, то есть бог» [см. 55, с. 46; 42, II, с. 320]). Но было бы преждев­ременно говорить о пантеизме, притом о натуралистиче­ском пантеизме Манетти, Альберти и других гуманистов данной эпохи. Природа как базис человека и его деятельно­сти интересует их еще очень мало, их антропология, во многом обогатившаяся по сравнению со схоластической за счет познания античного материала (как иногда и в резуль­тате их собственного опыта), еще почти совсем не под­креплена какими-то онтологическими принципами.

Сколь бы ни интересовала Манетти и других гумани­стов телесная природа человека, как бы ни подчеркивали они ее возвышенность и органическую необходимость для

жизни его духа, именно новые запросы человека и его многократно возросшая активность приводили их тогда не столько к сближению человека с природой, сколько к сбли­жению его с понятием бога. Для Манетти человек – «словно некий смертный бог» [55, с. 70], он как бы со­перник бога в творческой деятельности. Бог – творец всего сущего (хотя, как мы видели, творец довольно формаль­ный), человек же – творец великого и прекрасного цар­ства культуры, материальной и духовной. Манетти ука­зывает на некоторые наиболее удивительные творения человека – египетские пирамиды, римские башни, порази­тельный купол Флорентийского собора, построенный Бруналлески незадолго до того, как Манетти написал свое произведение. Как удивительный пример человеческой изобретательности он называет и Ноев ковчег, но говорит и о смелых путешествиях своих современников в Британ­ском и других морях (за несколько десятилетий до путеше­ствия Колумба). Здесь также названы и произведения античной и ренессансной живописи, как и поэтические творения, свидетельствующие об огромной творческой ода­ренности человека.

Все сказанное в этом отношении Манетти в различных вариантах было сформулировано и другими итальянскими гуманистами той эпохи. Можно поэтому утверждать, что антропоцентризм как фокус их мировоззрения означал замену понятия обожения как одного из основных понятий религиозно-аскетического мировоззрения средневековья понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности, запечатленной тогда в стольких произведениях искусства, до сих пор восхищающих людей. Наиболее высокую оценку получило в этой связи поэтическое творчество. Только посредством его, полагали некоторые гуманисты, и можно постичь не досягаемого другими путями бога. Поэтому и великое произведение Данте, самим автором названное «Комедией», его восторженным поклонником Боккаччо, а затем и другими гуманистами было переименовано в «Бо­жественную комедию».

Историческое значение антропоцентрического обоже­ствления человека гуманистами рассматриваемой эпохи чрезвычайно велико в связи с тем, что оно вместо «царства Бога» (regnum Dei), неосуществимого на земле, выдвинуло идею «царства человека» (regnuin hoininis). Конечно, в тех условиях эта идея вполне утопична, ибо человеческий дух-творец мыслился здесь как самосущее начало. Но даже

и при этих предпосылках она означала эпохальный перево­рот в мировоззрении. Божественность человека означает для Манетти его мировое могущество, его право на все не только земное, но и небесное, включая планеты, звезды и даже ангелов, якобы созданных прежде всего для службы людям.

Огромную роль в гуманистическом антропоцентризме играет понятие человеческой деятельности, без которого нет нового понимания человека. Само это понятие со вре­мен Платона и стоиков и в особенности со времен «отцов церкви» составляло важнейший аспект категории свободы человеческой воли и ее отношения к божественному прови­дению, руководившему в принципе каждым человеком. Эти представления были, конечно, обязательны и для гумани­стов, выработавших, однако, свою позицию в этом трудней­шем вопросе философии. Весьма интересно здесь произве­дение Салютати «О фатуме, фортуне и случае» (De fato, fortuna et casu, 1396–1399; можно перевести и как «О роке, судьбе и случае»).

В этом произведении (остающемся в рукописи, но неоднократно исследовавшемся ренессансистами) и в сво­их письмах Салютати говорит о трех пониманиях фатума: 1) сила, исходившая от звезд, от неба; 2) порядок причин, восходящий к первой причине; 3) божественное провидение, управляющее как небесным, так и земным [см. 39, с. 57]. Первое понимание фатума совершенно неприемлема для христианства и должно быть отвергнуто. Вполне приемлемо только третье понимание. В нем божественный фатум не исключает свободы человеческой воли, согласующейся с ним на основе представления о благодати.

Более характерно для него, как и для других гумани­стов, представление о соотношении свободной воли с поня­тием фортуны. Понятие это широко употреблялось едва ли не всеми гуманистами, начиная с Петрарки, написавшего особый трактат «О средствах против всякой (т. е. как бла­гоприятной, так и неблагоприятной – В. С.) фортуны». В отличие от фатума, выражающего власть над человеком неких абсолютных, внеземных сил, фортуна выражает понятие социальной необходимости, причудливо склады­вавшейся в обществе развивающейся торговли и конку­ренции, все более усложнявшихся отношений между людь­ми в условиях возрастающего отчуждения от них результа­тов их деятельности. И вот по отношению к фортуне, сколь бы ни была она повелительной во множестве случаев, с наи­большей силой и проявляет себя свобода человеческой

воли. Если перед лицом фатума свобода человеческой воли остается сверхприродной тайной бога, то по отноше­нию к фортуне она в принципе в руках самого человека. Отсюда дружное провозглашение свободы человеческой воли всеми гуманистами рассматриваемой эпохи, начиная с Данте.

Весьма показательно в этом контексте отвержение ими так называемого астрологического детерминизма, в силу которого расположение звезд и небесных светил полностью предопределяет все особенности человеческой жизни, со­вершенно исключая свободу воли человека. Впрочем, отно­шение гуманистов к астрологии или к тому, что называли тогда этим именем, неоднозначно. Манетти, например, называет астрологами Фалеев и Архимеда заих наблюде­ние движений небесных светил и за умение предсказывать на этой основе солнечные и лунные затмения и даже уро­жаи хлеба, оливок и винограда (Фалес). Такое проявление «натуральной астрологии» – один из признаков боже­ственности человеческого ума. Другое дело астрология, как мы понимаем ее теперь (тогда ее называли «юдициарной»). Ее грубый и предельно упрощенный детерминизм скорее сближался Салютати с понятием фатума, но, как мы видели, отвергался даже в этом смысле.

Опираясь на понятие свободы воли, фактически ото­ждествляя его с понятием свободы, гуманисты всемерно подчеркивали жизненную необходимость человеческой де­ятельности и в этой связи решительно вступили на путь преодоления созерцательного понимания познания, кото­рый преобладал у античных философов и полностью опре­делял его средневековые трактовки. Манетти убежден, что «дар познавать и действовать», которым всемогущий бог наделил человека, лежит в основе могущества и самого человека [ см. 55, с. 70]. Прославление человеческой дея­тельности составляет один из основных лейтмотивов фило­софского мировоззрения Альберти. По его убеждению, сформулированному, в частности, в сочинении «О семье», вся природа, начиная с растений, свидетельствует о не­устанной деятельности. Тем более она должна быть свой­ственна человеку, который «рожден не для того, чтобы, покоясь, увядать (в бездействии), но чтобы находиться в действии» [55, с. 45]. При этом прославление человече­ской деятельности касалось множества ее конкретных аспектов – деятельности художественной, государствен­ной, военной, торговой, как и всякой трудовой, например ремесленной и т. п. Здесь проявлялась жизненная конкрет-

ность философских стремлений гуманистов как идеологов нарождавшегося буржуазного общества, преодолевавшего общество феодально-застойное. Всемерное подчеркивание роли деятельности как неотъемлемого и первостепенного компонента человеческой личности можно было бы про­иллюстрировать рядом рассуждении Альберти, в частности его соображениями о факторе времени, искусстве использо­вать его и т. п.

Все рассмотренные аспекты гуманистического антропо­центризма находили наиболее общее свое выражение в морально-этических построениях, рассуждениях, идеях, уче­ниях, так или иначе ориентированных на соответствующие доктрины античных философов. Именно морально-этиче­ский аспект составлял наиболее общее и характерное выражение studia humanitatis. При этом вполне законо­мерно для гуманистов рассматриваемого периода, что они начиная с Петрарки не видели почти никакой практиче­ской ценности в естественных науках (известное исключе­ние должно быть сделано здесь для Альберти), ибо их абстрактный натурфилософский уровень, присущий к тому же многим средневеково-схоластическим доктринам, дей­ствительно не имел тогда практического звучания. Ко­нечно, сосредоточенность на моральном аспекте человече­ской жизни (обычно переплетавшемся у гуманистов с ан­тропологическим, психологическим и другими ее аспекта­ми), к тому же ориентированном на абстрактного человека, на «человеческую природу», мы должны расценить как проявление идеализма. Но несмотря на это, невозможно не увидеть в гуманистическом морализировании, охватившем человека и как природное, и как социальное существо, эпохальных философских и социальных достижений.

В особенности они связаны с провозглашением принци­пиальной доброты человеческой природы и, что еще более важно, принципиального равенства всех людей, независи­мо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословию. Уже Петрарка подчеркнул, что фортуна сильнее происхождения, социальной принадлежности че­ловека, но сам человек, его доблесть (virtus) должны быть сильнее фортуны (фортуна и доблесть борются за челове­ка). Определение человеческой личности через личные заслуги благодаря ее собственной деятельности, а не через родовую принадлежность к тому или иному сословию было, возможно, наиболее ярким выражением роли гуманистов как идеологов нарождавшегося буржуазного общества, от­рицавшего общество феодально-сословное.

Другой важнейший аспект морально-этических поисков гуманистов, особенно ярко выраженный Бруни, опирав­шимся на Аристотеля, состоял в подчеркивании органиче­ской необходимости общества, социальности для гармо­ничного развития и существования человеческой личности. Этические поиски гуманистов – понимание необходимо­сти дружбы, любви, человечности, подчеркивание блага общества как высшей цели человеческих стремлений – отражали во многом республиканские идеалы пополанских слоев итальянских городских коммун той эпохи. Это очень влиятельное тогда направление философской мысли и эти­ческих поисков гуманистов некоторые историки этого периода называют «гражданским (гражданственным) гу­манизмом».

Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *