Иудаизм и христианство в чем различие
Краткий обзор отношений Православия и иудаизма. Часть 1
|
Побиения камнями святого архидиакона Стефана |
Полемика и апологетика
С ранних времен христианские авторы, в том числе и святые отцы, писали сочинения, посвященные осмыслению раввинистического иудаизма, полемическому и миссионерскому диалогу с ним.
Самым ранним дошедшим до нас подобным святоотеческим произведением является «Разговор с Трифоном иудеем» [1] святого Иустина Философа. Святой отец утверждает, что силы Святого Духа перестали действовать у иудеев с приходом Христа (Триф. 87). Он указывает, что после пришествия Христа уже больше не было у них ни одного пророка. Вместе с тем святой Иустин подчеркивает продолжение ветхозаветных действий Святого Духа в новозаветной Церкви: «К нам перешло то, что прежде существовало в вашем народе (Триф. 82)»; так что «можно видеть среди нас и женщин, и мужчин, имеющих дары от Духа Божия» (Триф. 88).
Тертуллиан († 220/240) в работе «Против иудеев» обосновывает Божественность Христа через пророчества Ветхого Завета, чудеса Нового Завета и жизнь Церкви. Ветхий Завет является подготовкой к Новому, в нем существует два ряда пророчеств о Христе: одни говорят о Его пришествии в образе раба для страдания за род человеческий, вторые относятся к Его будущему пришествию во славе. В лице Господа Христа соединяются оба Завета: к Нему приводят пророчества, и Он Сам приводит в исполнение чаемое.
Святитель Ипполит Римский в кратком «Трактате против иудеев» показывает на цитатах из Ветхого Завета предсказанные крестные муки Мессии и грядущее призвание язычников и обличает иудеев за то, что, когда уже явлен свет истины, они продолжают блуждать во тьме и спотыкаться. Их падение и отверженность также предсказана пророками.
Священномученик Киприан Карфагенский († 258) оставил «Три книги свидетельств против иудеев». Это тематическая подборка цитат из Ветхого и Нового Заветов. Первая книга содержит свидетельства о том, что «иудеи, согласно предсказаниям, отступили от Бога и утратили благодать, которая дарована была им прежде… и что их место заняли христиане, угождающие Господу верой и приходящие от всех народов и со всего мира». Во второй части показывается, как основные ветхозаветные пророчества исполнились во Иисусе Христе. В третьей части на основе Священного Писания кратко излагаются заповеди христианской нравственности.
Святитель Иоанн Златоуст († 407) в конце IV века произнес «Пять слов против иудеев», адресованных к тем христианам, которые посещали синагоги и обращались к иудейским ритуалам. Святитель объясняет, что после Христа иудаизм потерял свое значение, и потому соблюдение его обрядов противно воле Божией и соблюдение ветхозаветных предписаний теперь не имеет никакого основания.
Блаженный Августин († 430) в начале V века написал «Рассуждение против иудеев» («Tractatus adversus Judaeos»), в котором утверждает, что, даже если иудеи заслуживают самого сурового наказания за то, что отправили Иисуса на смертную казнь, они были сохранены живыми Божиим Промыслом, чтобы служить вместе со своим Писанием невольными свидетелями истины христианства.
Преподобный Анастасий Синаит († ок. 700) написал «Диспут против иудеев». Здесь тоже указывается на окончание времени действия ветхозаветного закона; кроме того, уделено внимание обоснованию Божественности Иисуса Христа, а также иконопочитания, о чем преподобный говорит так: «Мы, христиане, поклоняясь кресту, не дереву поклоняемся, но распятому на нем Христу».
Западный святитель Грегентий Тафрский в VII веке составил запись своего диспута с иудеем Хербаном – диспут проходил в присутствии короля Омерита. Хербан, несмотря на аргументы святителя, продолжал упорствовать, тогда по молитве святого произошло чудо: среди присутствовавших при диспуте иудеев явился видимом образом Христос, после чего раввин Хербан вместе с пятью с половиной тысячами иудеев принял крещение.
Преподобный Никита Стифат (XI в.) написал небольшое «Слово к иудеям», в котором напоминает о прекращении ветхозаветного закона и отверженности иудаизма: «Бог возненавидел и отверг и служение иудеев, и субботы их, и праздники», о чем предсказывал еще через пророков.
В XIV веке император Иоанн Кантакузин написал «Диалог с иудеем». Здесь, помимо прочего, он указывает иудею Ксену, что, согласно пророку Исаие, Новый Завет явится из Иерусалима: «Из Сиона явится Закон, и Слово Господне – из Иерусалима» (Ис. 2: 3). Невозможно допустить, что это было сказано о Ветхом Законе, ибо он был дан Богом Моисею на Синае и в пустыне. Здесь же не говорится «дан», но «явится» из Сиона. Иоанн спрашивает Ксена: если Иисус был обманщиком, то как получилось так, что ни Бог, ни язычники-императоры не смогли уничтожить христианство, которое было проповедано по всему миру. Диалог заканчивается обращением Ксена в Православие.
В святоотеческих трудах можно найти немало резких слов об иудеях, например таких: «Всем они (иудеи) преткнулись, всюду сделались злоумышленниками и предателями истины, оказались богоненавистники, а не боголюбцы» (Ипполит Римский, святитель. Толкование на книгу пророка Даниила).
Но следует помнить, что, во-первых, это вполне соответствовало тогдашним понятиям о ведении полемики, а во-вторых, иудейские сочинения того же времени, в том числе и религиозно авторитетные, содержали ничуть не менее, а порой и более резкие выпады и предписания в отношении христиан.
В целом Талмуд насаждает резко негативное, презрительное отношение ко всем не-иудеям, в том числе и к христианам. Книга поздних галахических постановлений «Шулхан-арух» предписывает по возможности уничтожать храмы христиан и все им принадлежащее (Шулхан-арух. Иоре де’а 146); запрещается также спасать христианина от смерти, например если он упадет в воду и станет обещать даже все свое состояние за спасение (Иоре де’а 158, 1); разрешается испытывать на христианине, приносит лекарство здоровье или смерть; и, наконец, иудею вменяется в обязанность убивать еврея, который перешел в христианство (Иоре де’а 158, 1; Талмуд. Абода зара 26).
Отношения православных и иудеев в истории
Как известно, с самого зарождения христианства иудеи стали резкими противниками и гонителями его. О гонениях их на апостолов и первых христиан немало сообщается в новозаветной книге Деяний апостольских.
Позднее, в 132 году по Р. Х., в Палестине вспыхнуло восстание под началом Симона Бар-Кохбы. Еврейский религиозный лидер рабби Акива провозгасил его «мессией». Есть сведения, что по рекомендации того же рабби Акивы Бар-Кохба убивал христиан-евреев.
После прихода к власти в Римской империи первого императора-христианина святого Константина Великого эти напряженные отношения нашли новые выражения, хотя многие меры христиан-императоров, которые иудейские историки традиционно представляют как гонения на иудаизм, преследовали цель просто защитить христиан от иудеев.
Например, иудеи имели обычай принуждать к обрезанию приобретаемых ими рабов, в том числе и христиан. Святой Константин по этому поводу предписал освобождение всех рабов, которых евреи станут склонять к иудаизму и обрезанию [4] ; также было запрещено евреям покупать рабов из христиан. Затем, иудеи имели обычай побивать камнями тех евреев, которые обращались в христианство. Святой Константин принял ряд мер к тому, чтобы лишить их такой возможности. Кроме того, отныне иудеи не имели права состоять на военной службе, а также занимать государственные посты, где от них зависели бы судьбы христиан. Человек, перешедший из христианства в иудаизм, лишался своего имущества.
Юлиан Отступник разрешил иудеям восстановить Иерусалимский храм, и они быстро принялись за его постройку, однако случившиеся бури и землетрясения, когда даже огонь вырывался из-под земли, уничтожая рабочих и строительные материалы, сделали это предприятие невозможным.
Меры, ограничивающие общественное положение иудеев, часто были вызваны их поступками, демонстрирующими гражданскую ненадежность в глазах императоров. Например, при императоре Констансе в 353 году евреи Диокесарии перебили гарнизон города и, выбрав своим главой некоего Патрикия, начали нападать на соседние деревни, убивая и христиан, и самарян. Это восстание было подавлено войсками. Нередко иудеи, жившие в византийских городах, оказывались предателями во время войн с внешними врагами. Например, в 503 году при осаде персами Констанции евреи прорыли подземный ход за город и впустили неприятельские войска. Евреи поднимали восстания в 507 и в 547 году. Еще позднее, в 609 году, в Антиохии восставшие евреи перебили много богатых граждан, сожгли их дома, а патриарха Анастасия влачили по улицам и после многих истязаний бросили в огонь. В 610 году восстало четырехтысячное еврейское население Тира.
Кроме того, нужно учитывать, что православные императоры принимали и указы, направленные на защиту иудеев.
Так, император Аркадий (395–408) вменил в обязанность наместникам провинций не допускать случаев оскорбления иудейского патриарха («наси») и нападений на синагоги и указал, что местные правители не должны вмешиваться в общинное самоуправление евреев. Император Феодосий II в 438 году также издал указ, в котором евреям гарантировалась защита государства в случае нападения толпы на их дома и синагоги.
При Феодосии II обнаружилось, что иудеи в праздник пурим завели обычай сжигать крест, тогда же в городе Имме иудеи распяли на кресте христианского ребенка, а в Александрии в 415 году было несколько примеров избиения христиан евреями. Все эти случаи вызывали как народное негодование, выливавшееся иногда в погромы, так и репрессии со стороны власти.
На православном Западе в отношении иудеев принимались меры, аналогичные византийским. Например, при вестготском короле Рикардо в 589 году иудеям Испании было запрещено занимать правительственные посты, иметь рабов-христиан, подвергать своих рабов обрезанию и предписано, что дети от смешанных еврейско-христианских браков должны быть обязательно крещены.
В отношении иудеев в христианских странах раннего средневековья действительно случались преступления, когда, например, толпа могла разрушить синагогу или подвергнуть избиению евреев, а некоторые указы императоров с точки зрения современных реалий кажутся дискриминационными. Однако стоит учитывать, что в тех случаях, когда иудеи приходили к власти, подчиненных им христиан ждала ничуть не лучшая участь, порой же намного худшая.
Жестокие иудейские гонения на христиан произошли также и в 610–620-х годах в Палестине, захваченной персами при активной поддержке местных евреев. Когда персы осадили Иерусалим, иудеи, жившие в городе, войдя в сговор с врагом Византии, открыли ворота изнутри, и персы ворвались в город. Начался кровавый кошмар. Церкви и дома христиан поджигались, христиане вырезались на месте, причем в этом погроме евреи зверствовали даже больше персов. По данным современников, 60 000 христиан были убиты и 35 000 проданы в рабство. Притеснения и убийства христиан иудеями происходили тогда и в других местах Палестины.
Неудивительно, что в то время император Ираклий отнесся к предателям-иудеям сурово. Эти события во многом определили антисемитские настроения всего европейского средневековья.
Иудеи часто, говоря об истории христиано-иудейских отношений, педалируют тему насильственных крещений, представляя их как повсеместную и обычную практику для Церкви в средневековье. Однако такая картина не соответствует действительности.
Тиран Фока в 610 году, после упомянутого выше антиохийского восстания, издал указ, чтобы все иудеи крестились, и послал в Иерусалим префекта Георгия с войсками, который, когда евреи не согласились креститься добровольно, принудил их к этому с помощью солдат. То же случилось в Александрии, и тогда иудеи подняли мятеж, во время которого убили патриарха Феодора Скрибона.
Свергнувший Фоку император-еретик Ираклий, насаждавший монофелитство, был, как уже сказано, раздражен предательством иудеев во время войны с персами, объявил иудаизм вне закона и попытался насильственно крестить иудеев. При этом он посылал письма западным христианским правителям, призывая их поступать с иудеями так же.
Вестготский король Сисебут под влиянием писем Ираклия также издал указ о том, что иудеи должны либо креститься, либо покинуть страну. По некоторым оценкам, тогда крестилось до 90 000 испанских евреев, которые при этом, помимо прочего, письменно клялись не заниматься ростовщичеством. Аналогичные шаги и по той же причине предпринял тогда на своих землях франкский король Дагоберт.
Православная Церковь отреагировала на эту попытку негативно – как на Востоке, так и на Западе.
На Востоке в 632 году преподобный Максим Исповедник осудил произошедшее в Карфагене насильственное крещение иудеев, произведенное местным правителем во исполнение воли Ираклия.
В Византии еще одну попытку насильственного крещения предпринял в 721 году другой император-еретик Лев III Исавр, насаждавший иконоборчество, издавший эдикт о крещении иудеев и монтанистов, что вынудило многих евреев переселиться из городов Византии. Преподобный Феофан Исповедник сообщает об этом событии с явным неодобрением: «В этом году царь принудил крестить иудеев и монтанистов, но иудеи, против воли крещенные, очищались от крещения как от осквернения, принимали святое причащение поевши и таким образом глумились над верой» (Хронография. 714).
Еврейские историки также указывают, что будто бы насильственное крещение евреев произошло при императоре Василии I (867–886), однако византийские источники, в частности Продолжатель Феофана, хотя и упоминают стремление Василия к христианизации евреев, свидетельствуют, что делал он это мирными средствами – устроением полемических диспутов и обещанием для новообратившихся чинов и наград (Жизнеописания царей. V, 95). Еврейские же источники (хроника Ахимааца) говорят о том, что отказывавшихся креститься иудеев обращали в рабство, и будто были даже случаи пыток, хотя и единичные. Как бы то ни было, есть сведения, что и при Василии Православная Церковь отнеслась к его инициативе отрицательно.
Таким образом, видны четыре важных обстоятельства в данном вопросе.
Во-первых, попытки насильственной христианизации иудеев имели место позже известных в истории попыток насильственной иудаизации христиан.
Во-вторых, эти попытки были исключением, а не правилом в политике христианских правителей раннего средневековья.
В-третьих, Церковь негативно оценила эти попытки и недвусмысленно осудила саму подобную идею.
В-четвертых, во многих случаях эти попытки предпринимали не православные императоры, а еретики, которые также гнали в то время и православных.
Еврейские авторы, нехотя говоря об известных из истории фактах обращения из иудаизма в Православие, вероятно, потому пытаются назвать практически каждый из них «насильственным» или «вынужденным из-за антисемитских дискриминаций», что не могут помыслить, что человек, принадлежащий к иудаизму, способен самостоятельно, добровольно и разумно сделать выбор в пользу Православия. Однако это подтверждается множеством фактов, например таких, как примеры обращения в Православие евреев, живущих в католических странах, примеры их верности христианству даже до смерти в коммунистическом государстве, примеры обращений в Православие в фашистских и коммунистических концлагерях и т.п.
В целом, несмотря на вышеуказанные законы, иудеи в Византии жили благополучно; известно, что евреи в других странах изумлялись их богатству и переселялись в православную империю; например, известно, что в Византию бежали евреи, преследуемые в фатимидском Египте.
О том, что византийцы не испытывали предубеждения к самой по себе еврейской национальности, свидетельствует тот факт, что в XIV веке православный еврей Филофей стал даже Константинопольским патриархом, а согласно некоторым историкам, еврейские корни имел император Михаил II.
Еще одной популярной темой истории православно-иудейских взаимоотношений являются погромы. Они, действительно, имели место, однако желание еврейских историков за каждым таким случаем видеть непременную сознательную инспирацию со стороны Церкви является, по меньше мере, тенденциозным. Напротив, Православная Церковь в лице авторитетнейших своих святых неоднократно осуждала действия погромщиков. В частности, праведный Иоанн Кронштадтский выступал с резким обличением кишиневского погрома, говоря: «Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами – громилами и разбойниками людей, живущих в одном с вами отечестве?» (Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе). Также Святейший Патриарх Тихон писал: «Доносятся вести о еврейских погромах… Православная Русь! Да идет мимо тебя этот позор. Да не постигнет тебя это проклятие. Да не обагрится твоя рука в крови, вопиющей к Небу… Помни: погромы – это бесчестие для тебя» (Послание от 8 июля 1919 г.).
Во время еврейских погромов на Украине периода гражданской войны, а также на оккупированных немецкими войсками землях в годы Второй мировой войны многие православные священники и простые верующие укрывали у себя евреев, спасая их. Кроме того, Русская Православная Церковь благословляла на ратный подвиг воинов Красной армии, освободивших в 1944–1945 годах узников таких лагерей, как Освенцим, Майданек, Шталаг, Заксенхаузен, Озаричи, и спасших сотни тысяч евреев из Будапештского гетто, Терезинского, Балтского и многих других. Также клирики и миряне Элладской, Сербской и Болгарской Церквей в годы войны принимали активные меры для спасения множества евреев.
В целом можно сказать, что в истории отношений иудеев и православных христиан было действительно немало темных страниц, однако факты не дают оснований к тому, чтобы одну из сторон этих отношений представить безвинной страдалицей и жертвой, а вторую – беспричинным гонителем и мучителем.
Христианство и иудаизм. Сходство и различия
Христианство и иудаизм тесно связаны. И фактически христианство развилось из иудаизма. Из всех основных мировых религий христианство и иудаизм обычно считаются наиболее близкими. Каковы же их сходства и различия? Так ли это? Сегодня насчитывается около 2,2 миллиарда последователей христианской веры и 14 миллионов последователей иудейской веры.
Будучи крупнейшей религией в мире, христианство имеет приверженцев по всему земному шару. В большинстве своем это Австралия и Новая Зеландия, Европа, Северная и Южную Америка, Россия.
Первоначально еврейский народ существовал только в Израиле, а теперь рассеялся по всему миру. Сегодня большинство из них проживает в Израиле, США, Канаде, России, Франции и Англии. Таким образом, обе религии имеют сходное происхождение и много общего. Но есть несколько ключевых различий как в практике, так и в вере. Давайте рассмотрим их в этой заметке.
Христианство и Иудаизм. Авраамические религии
Во-первых, и иудаизм, и христианство, наряду с исламом, являются авраамическими религиями. Авраамические религии – это религиозные общины семитского происхождения, которые утверждают, что происходят от иудаизма древних израильтян. И термин “авраамический” происходит от фигуры в Библии, известной как “Авраам”, который является общим патриархом трех авраамических религий. В иудаизме он считается отцом-основателем Завета, то есть особых отношений между еврейским народом и Богом, в то время как в христианстве он представляет собой прототип всех верующих.
Универсальность религий
Сегодня и иудаизм, и христианство являются универсальными религиями.
Иудаизм, однако, всегда оставался наследием одного конкретного народа. Еврейское понимание мира основано на их вере в то, что израильтяне – это избранный Богом народ. И что Бог заключил с ними Завет, закрепив их статус избранного народа и право собственности на их землю, землю обетованную. Божий Завет требует, чтобы еврейский народ следовал Божьим правилам, изложенным в Десяти Заповедях, Торе и позже Талмуде. В ответ на то, что Бог прежде всего любит Израиль, еврейский народ должен любить Бога безоговорочно. Должен служить Ему и повиноваться закону, а также соблюдать многие еврейские ритуалы и обычаи.
В отличие от иудаизма, христианство никогда не было религией только одного конкретного народа. Она традиционно была прозелитической религией и стала религией многих народов с различными корнями и обычаями.
Прозелитическая религия – та религия, которая старается обратить других в свою веру.
Христианство возникло в Иерусалиме, который всегда считался еврейским народом своей столицей. Но ранние христиане отказались от физического Иерусалима и говорили только о духовном Иерусалиме.
Хотя иудаизм принимает новообращенных, он не активно поощряет обращение в иудаизм. Вера иудеев не имеет миссионеров как таковых. Это разительный контраст с Христианством, которое поощряет попытки убедить других принять христианскую веру. Многие христианские организации посылают миссионеров в нехристианские общины по всему миру. А насильственное обращение в христианство было задокументировано на протяжении всей истории.
Христианство и Иудаизм. Ветхий Завет
С точки зрения священных писаний, иудаизм и христианство принимают Ветхий Завет, который в иудаизме также упоминается как еврейская Библия и считается ключевым писанием.
Иудаизм, однако, отвергает Новый Завет, который содержит учения и рассказы об Иисусе и его первых последователях. Новый Завет имеет центральное значение для христианской веры. Таким образом, христианство верит в авторитет как Ветхого, так и Нового заветов. Они оба включены в Священное Писание.
Христианство и Иудаизм. Один Бог
Еще одно сходство между иудаизмом и христианством заключается в том, что и Иудеи, и христиане занимаются богослужением и молятся одному и тому же богу, Яхве. Авторы Нового Завета считали само собой разумеющимся существование Бога Ветхого Завета и верили в Яхве как в Бога Авраама, Исаака и Иакова, которому евреи поклонялись как Единому Истинному Богу.
Места для поклонений
Обе религии имеют специальные места поклонения, а именно церкви в христианстве и синагоги в иудаизме. Кроме того, обе религии назначили религиозных лидеров, которые обычно являются священниками в христианстве и раввинами в иудаизме.
Монотеистические религии
Кроме того, и христианство, и иудаизм являются монотеистическими религиями, то есть они верят в Единого Бога. А также в то, что Бог является творцом Вселенной. Тем не менее есть различие в вере между обеими религиями в этом отношении.
Иудаизм верит в строго одного Бога. А догмат христианства – это вера в учение о Троице, которая видит Бога в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Понятие Троицы отвергается иудаизмом, так как оно несовместимо с еврейской теологией.
Преданная Вера
Наконец, идеология, сопоставимая как в Христианстве, так и в Иудаизме, – это концепция преданной веры. Для обеих религий это описано в Книге Исход, которая является второй книгой еврейской Торы (еврейской Библии) и христианского Ветхого Завета. Здесь Бог требует полного подчинения и недвусмысленно заявляет, что у людей не должно быть других богов, потому что “Я, Господь Бог ваш, Бог ревнитель” (Исход 20:5). Отсюда следует: если люди не верят исключительно в этого единственного бога, они будут наказаны.
Рассмотрев ключевые сходства обеих религий, в следующем разделе мы обсудим некоторые различия в верованиях между иудаизмом и христианством.
Роль Иисуса
И Иудеи, и христиане верят, что слово Божье передавалось через пророков, причем особое значение придавалось Моисею иудаизмом, а Иисусу – христианством. Для христиан Иисус является Сыном Божьим, рожденным от Девы Марии и воплощением самого Бога. Убеждение в том, что Иисус был мессией, является центральным принципом христианства.
Иудаизм, с другой стороны, не принимает эту роль, приписываемую Иисусу христианской верой. И вместо этого верит, что он родился обычным человеком, а не пророком или мессией.
На самом деле, еврейский народ верит, что Мессия еще не пришел в будущем. Они надеются, что избранная Богом фигура Мессии в конце концов появится на Земле и положит начало его царствованию.
Следовательно, важно, что они полностью отвергают христианское представление об Иисусе как мессии.
Согласно же христианской вере, Иисус был тем самым мессией, которого ждет еврейский народ.
Поэтому христиане верят, что Иисус умер на кресте за их грехи и впоследствии он воскрес.
Евреи отвергают эту идею, потому что, как уже говорилось, они не принимают Иисуса как мессию или пророка Божьего. В частности, люди иудейской веры не верят в воскресение. И некоторые утверждали, что ученики Иисуса просто сняли его тело, чтобы обмануть людей, заставив их поверить в воскресение.
Таким образом, общепринятая иудейская вера состоит в том, что Иисус был обычным человеком, а не Сыном Божьим или мессией.
Моральные кодексы и законы
И христианство, и иудаизм связаны моральными кодексами и законами.
Еврейский народ в основном связан Талмудом – учениями и комментариями раввинов, и десятью заповедями, продиктованными Богом непосредственно Моисею на горе Синай. Иудеи считают Десять Заповедей основой для остальных заповедей.
Важно отметить! Десять Заповедей связаны с Богом и предписывают моральные принципы в обеих религиях. Они были первоначально установлены в иудаизме и продолжены в христианской традиции.
Христианство выходит за рамки Десяти Заповедей и также придает большое значение учению Иисуса. Оно сосредоточено на любви к Богу и любви к ближнему. Это считается величайшей заповедью и центральным догматом христианской веры.
Христианство и Иудаизм. Первородный грех
Кроме того, христианство верит в концепцию первородного греха, которую иудаизм полностью отвергает.
Согласно христианским доктринам, каждый рождается грешным. Первородный грех был совершен Адамом и Евой в Эдемском саду. Там они ослушались Бога, и впоследствии первородный грех был передан всем остальным людям.
В иудаизме, напротив, люди не рассматриваются как фундаментально греховные по своему рождению.
Вместо этого люди считаются ответственными за свои собственные действия и выбор. Ответственными за страдание от последствий, хороших или плохих.
Загробная жизнь
Кроме того, иудаизм и христианство также имеют различные представления о загробной жизни.
Христиане верят в воскресение души и тела, а также в вечное небо или ад.
С другой стороны, в иудаизме основное внимание уделяется времени на Земле сейчас, а не потенциальной загробной жизни. Понятие загробной жизни не имеет особого значения в иудаизме. Существует множество различных взглядов на загробную жизнь среди еврейского народа.
В дополнение к этим различиям в верованиях, между иудаизмом и христианством существует также несколько различий в практике, которые мы рассмотрим ниже.
Христианство и Иудаизм. Ритуалы
Обе религии имеют свои собственные важные обряды и ритуалы. Прежде всего, святым днем в иудаизме является суббота, а в христианстве – воскресенье.
В христианстве центральные обряды включают молитву, изучение Библии по воскресеньям и несколько таинств, включая крещение, причастие/конфирмацию, евхаристию, покаяние, помазание больных, брак и священный сан.
Для еврейского народа основными обрядами являются соблюдение субботы, обрезание новорожденных еврейских мужчин, ношение талита и тефилина, посещение молитвенных служб и бар/бат-мицва для 13-летних мальчиков/девочек, которые должны читать Тору перед собранием, чтобы официально вступить во взрослую жизнь.
Примечательно также, что в христианстве нет религиозных диетических законов. А значит, нет никаких ограничений на виды пищи и, в частности, животных, которые можно употреблять.
Иудейская вера, напротив, имеет ряд строгих диетических законов, известных как кашурат, которые должны соблюдаться. Они предусматривают, например, что нельзя есть свинину, а молоко и мясо всегда должны быть разделены.
Млекопитающие и птицы должны быть убиты в соответствии с ритуальным процессом убоя, известным как шхита. Это делает мясо кошерным, что является единственным разрешенным способом для еврейского народа потреблять мясо и птицу. Центральный постулат иудаизма состоит в том, что законы шхиты были даны Богом Моисею на горе Синай и поэтому имеют огромное значение.
В заключение
В заключение следует отметить, что, несмотря на их общее происхождение и значительное совпадение во многих областях, между религиями Христианства и Иудаизма существует ряд значимых различий как в верованиях, так и в практике.
Хотя христианство действительно считает иудаизм истинной религией, оно считает его неполным. Потому что ему не хватает принятия Нового Завета и веры в Иисуса как мессию.
В свою очередь, иудаизм считает, что христиане ошибаются, полагая, что Иисус был мессией.
Несмотря на свое еврейское происхождение, христианство явно должно рассматриваться как отдельная религия, а не просто ветвь иудаизма. Как мы уже видели, обе религии тесно связаны и имеют общее происхождение. Но при этом они придерживаются ряда весьма различных верований и практик.