Ивдельские скалы что это
Река Ивдель
Ивдель – живописная горно-таежная река на севере Свердловской области. Длина реки Ивдель невелика – 124 км.
Притоки: Медянка, Средний Ивдель, Малиновка, Малый Ивдель, Малый Крутой, Кентнер, Пома, Мундыр, Тошемка, Талица, Тальтия, Толтия, Лаксия, Шапша, Шайтанка, Серьговка.
Что означает название реки Ивдель? В поисках ответа обратимся к книге уральского исследователя топонимов А.К. Матвеева «Географические названия Свердловской области»:
По берегам реки Ивдель очень много красивых скал. Их высота достигает 100 м. Красивые берега сочетаются с дикими, почти безлюдными местами.
Ближайшие скалы находятся немногим выше по течению от города Ивдель, на левом берегу реки. Вдоль берега к ним идет тропа. Скалы имеют общее название камень Ивдельский. Достигают в высоту до 70 м, тянутся около 2 км. Имеют многочисленные столбовидные выступы, местами даже напоминая знаменитые Усьвинские Столбы. Склоны и вершины покрыты хвойным лесом.
Внизу быстро бежит река. Русло реки под скалами разделено на две части. Судя по всему, это результат золотодобычи.
Выше по течению находятся еще более красивые скалы, но добраться до них иначе как на сплаве непросто.
Некоторое время самой протяженной пещерой Свердловской области считалась пещера Большая Юртищенская на реке Ивдель с длиной ходов в 930 м. Позже спелеологами были открыты еще более протяженные пещеры на других северных реках.
Интересно, что многие пещеры на северных реках (в том числе на Ивделе) служили жертвенными местами для живших тут предков манси. Например, святилища обнаружены археологами в пещерах Мамонтова (Лаксейская) и Шайтанская, расположенных неподалеку от города Ивделя. Пещера Мамонтова с 1983 года имеет статус геоморфологического памятника природы.
И еще один любопытный исторический факт. Здесь проходила так называемая Чердынская дорога: от города Чердынь вверх по рекам Вишера, Вёлс, Посьмаг и далее через водораздел на речку Тальтию, вниз по рекам Ивдель, Лозьва, Тавда, Тобол. В частности, этим путем воспользовались в 1483 году отряды князя Федора Курбского и Ивана Салтыкова для похода на пелымских вогул.
При впадении реки Ивдель в Лозьву в 1589 году построили Лозьвинский городок. Это был первый русский населенный пункт на территории современной Свердловской области. Увы, после появления города Верхотурья он утратил свое значение и прекратил существование.
Начиная с XIX века на реке Ивдель добывали золото. Это была территория Заозерской дачи Всеволожских. Сохранились фотографии В.Л. Метенкова, сделанные в конце XIX века. На них можно увидеть ивдельские скалы и работы по добыче драгоценного металла.
До недавнего времени река Ивдель прекрасно подходила для туристических сплавов и рыбалки. В реке водилась следующая рыба: плотва, окунь, ерш, щука, лещ, хариус, таймень, налим, тугун, нельма, гольян, елец, язь.
В результате поступления ядовитых вод с рудника, вода в реке Ивдель приобрела зеленоватый цвет, на дне выпал светлый осадок, а всё живое погибло. Поскольку до недавнего времени город Ивдель для городского водоснабжения брал воду из реки, такая же мутная вода текла и из-под кранов. Местные жители рассказывают, что в городе выросло количество онкологических заболеваний.
В наши дни УГМК продолжает загрязнение реки, поэтому во избежание серьезных проблем со здоровьем воду из нее пить не стоит.
Город Ивдель (до революции – село Никито-Ивдельское) расположен за 14 км до устья реки. В этом месте река покидает горы. В черте города вдоль реки построена живописная набережная.
В 1830 году по распоряжению министра финансов графа Е.Ф. Канкрина в этих местах работала экспедиция для исследования Северного Урала. В отчете экспедиции ее начальник М.И. Протасов писал о реке Ивдель следующее:
«…Течение Ивделя большею частию совершается в узком ущелии, между высокими и утесистыми горами, и есть беспрерывное сцепление порогов или переборов, глубоких ям, плесов; а потому количество воды и быстрота оной весьма изменчивы. Есть места в средине течения сей реки, где, не взирая на прозрачность вод, уже не видно дна ее. Есть места, недалеко от устья оной, по которым челнок, вмещающий в себе четырех человек и проводимый верною памятью и опытною ловкостью между огромными камнями, орошаемыми брызгами разбивающихся об них волн, пробегает более 10 верст в продолжении четверти часа!
…Ивдель несет воды свои по таким местам, которые могут быть изображены только искусною кистью живописца, взгляд на которые производит в душе какое-то неизъяснимое ощущение и невольно поселяет мысль, что изящное может существовать во всех странах и во всех климатах, не завися от зноя экваториального солнца, ни от холода сурового севера. Ужасные крутизны, каменные берега его, разнообразия форм каждой скалы, каждой части ее составляют прекрасные и величественные картины. Описание самое искусное, самая верная кисть живописца не могли бы передать в полном виде красот здешней природы».
Видео
Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик из нашей поездки (в том числе есть кадры с высоты птичьего полёта).
Как добраться?
Чтобы сюда попасть, нужно выехать на автомобиле из Екатеринбурга на Серовский тракт. Перед городом Серов повернуть на Ивдель. Река течет через город Ивдель. Отсюда можно заказать заброску в верховья реки на технике повышенной проходимости, либо полюбоваться красотами в окрестностях города. Услуги по заброске тут стоят недешево.
Также до города Ивдель ходят автобусы из Екатеринбурга и пассажирские поезда, следующие до Приобья. Расстояние от Екатеринбурга – 520 км.
Ивдельлаг: плотина в скалах и «каменные казематы» на реке Талице
Об этом необычном месте я впервые узнал лет 15 назад, просматривая в библиотеке журналы «Уральский следопыт». По-моему, там не было даже фотографий, но рассказ о затерянной в тайге плотине с пробитым заключёнными Ивдельлага каналом в скале крепко запал в душу. Добраться туда мне удалось лишь в 2019 году. В реальности место впечатлило ещё больше.
Немного в целом об Ивдельлаге
Ивдельлаг был создан в августе 1937 года на севере Свердловской области. Лагеря Ивдельлага располагались практически по всему Ивдельскому району, а его штаб был в Ивделе. Заключённые заготавливали, перевозили и сплавляли древесину, строили дороги и предприятия.
Среди заключённых первое время было много осуждённых по политическим статьям, а позже стали преобладать уголовники. В 1942 году в Ивдельлаг было департировано ещё и несколько тысяч советских немцев-трудармейцев. Хотя официально они не были заключёнными, их жизнь почти ничем не отличалась от лагерников. При Сталине число осуждённых Ивдельлага колебалось от 16 до 30 тысяч, позже стало меньше. В 1951 году тут насчитывалось 57 лагерных подразделений.
Среди известных узников Ивдельлага были учёный, биофизик, основоположник гелиобиологии А.Л. Чижевский, офицер русского императорского флота и советский полярный исследователь П.К. Хмызников, гидростроитель Р.М. Гольднер, строитель московского метро И.Н. Бажанов, строитель и почётный житель города Троицка В.И. Рыбка, потомок известного дворянского рода Симбирской губернии В.Ф. Гельшерт и другие.
Плотина с каналом на реке Северная Талица
К северу от города Ивделя и посёлка Полуночного, вдали от населённых пунктов течёт кристально чистая река Талица. Она образуется в результате слияния рек Северная и Южная Талица, впадает в реку Лозьву. Название означает талая, незамерзающая зимой. Вода в ней прозрачная и очень холодная.
На Северной Талице заключёнными Ивдельлага была построена необычная плотина с каналом в скале, образовался живописный пруд. От ближайшего населённого пункта – посёлка Северный – досюда 20 км.
До этого места можно дойти от дороги Ивдель – Вижай. После нескольких километров пути по лесной дороге деревья расступаются и впереди показывается красивое озеро. На другом его берегу возвышается отвесная скала. Этот водоём называют Талицким прудом или Голубым озером. Туристы тут бывают редко, место малоизвестное. Сюда заглядывают в основном лишь местные жители из северных городов и посёлков.
Пруд небольшой: длина около 1 км, средняя ширина 80 м. Около плотины глубоко. Дно резко уходит далеко вниз, в загадочную темноту.
На левом берегу прямо в скале заключёнными пробит внушительный канал – глубокий и довольно протяжённый. Стенки канала совершенно отвесные, его глубина примерно до 10 м, ширина порядка 3 м, а длина 60 м. Кое-где на стенках видны следы от шпуров. В прошлом уровень воды регулировался с помощью затворного механизма. В этом месте канал частично засорён попавшими сюда деревьями.
Перейти через канал можно по мостику, сооружённому из нескольких брёвен. По нему можно попасть к дамбе плотины. В основе плотины деревянный каркас, который затем засыпали глиной и камнями. Дамба состоит из огромной массы камней. В центральной части дамбу частично размыло водой, здесь видна деревянная конструкция.
Стоит подняться и на скалу на правом берегу пруда. Оттуда открывается живописный вид на водоём. Дополнительную прелесть придают растущие тут мхи и лишайники.
Эта достаточно хорошо сохранившаяся плотина с каналом – уникальный объект в масштабах Урала, аналоги которого в наших краях мне не известны! Место очень красивое и необычное.
В Ивдельском районе есть плотины, построенные заключёнными Ивдельлага, также на реках Тальтия («Первая плотина») и Ивдель («Вторая плотина»), но там они деревянные, без каналов в скалах. Сейчас плотины размыты. Также планировалось строительство плотин на реках Лозьва и Вижай.
История строительства плотины
В интернете нет почти никаких данных о строительстве этой плотины и о лагерях на Талице. В поисках информации мне повезло познакомиться с исследователем темы Ивдельлага Юрием Навроцким, который сообщил много важного и интересного.
Выяснилось, что с декабря 1937 года по май 1941 года Ивдельлаг возглавлял Сергей Артемьевич Тарасюк (1899 – 1948). Тарасюк умел ставить масштабные цели и отбирать для их реализации талантливых и энергичных людей из числа заключённых. Под его руководством по итогам сезона 1937-38 года лагерные отделения достигли высоких результатов по заготовке и вывозке древесины, план был перевыполнен. Бывшая заключённая Вера Ивановна Рыбка в переписке с исследователем Юрием Навроцким вспоминала, что Тарасюк с политическими осуждёнными всегда вёл себя корректно, вежливо, обращаясь к ним исключительно на «вы», однако при этом был жёстким и чрезвычайно требовательным руководителем, скорым как на поощрения, так и на наказания.
Лагерный пункт Талица возник в 1938 году. Он разместился в бывшем посёлке спецпоселенцев Талица на берегу одноимённой реки, недалеко от места её впадения в Лозьву. Позднее его перенесли выше по течению Талицы. Талицкое лаготделение в 1938-42 годах носило порядковый номер ОЛП № 6. В 1943-45 годах было переименовано в ОЛП № 15, а с 1947 года и до момента ликвидации — снова ОЛП № 6. Как и в целом в Ивдельлаге, здесь содержались как мужчины, так и женщины. Заключённые заготавливали лес и сплавляли его по рекам Талице и Лозьве к лесобирже, располагавшейся в посёлке Першино (ныне микрорайон города Ивделя «Лесозавод»).
Так как лес в районе посёлка Талица ранее был уже большей частью вырублен спецпоселенцами (ссыльными кулаками), часть заключённых решили перевести выше по реке Талице и её рукавам (Северная и Южная Талица) для заготовки леса и сплава его в Лозьву в период весеннего половодья. С.А. Тарасюк, собрав группу из заключенных с высшим и средним техническим образованием, поручил им обследовать речную пойму Талицы и её рукавов и разработать проекты гидротехнических сооружений. Целью было обеспечение лесосплава по мелководной Талице не только в период весеннего половодья, но и вплоть до ледостава на реке Лозьве. Сама же Талица зимой не замерзает и лес по ней можно было сплавлять хоть круглый год.
В составе занимавшейся обследованием рек комиссии был и бывший подводник, полярный исследователь П.К. Хмызников. По итогам работы был составлен отчёт с рекомендациями постройки на крутых поворотах рек и мелководьях «отбойников» вдоль берегов (стенок из толстых брёвен), которые в большую воду должны были предохранять сплавляемую древесину от заноса в лес. Кроме того, постройка «отбойников» предусматривала сужение русел рек и «отшивки» проток и стариц для поднятия уровня воды в реках и свободного прохода сплавляемой древесины.
Для накопления запасов воды и регулирования её уровня в период сплава древесины было решено построить на Северной Талице плотину капитального типа, а на Южной Талице – деревянную плотину в районе лагпункта «Пещерный».
Проектировалась и строилась плотина на Северной Талице силами заключённых Талицкого ОЛП. Для свободного сплава леса в скале пробили тоннель под шлюзовый створ плотины.
Михаил Кузьмич Исакиди вспоминал:
«Когда в Талицах строили плотину, нам дали задание бурить скалу буром диаметром в 30 мм. Один держит бур, другой сверху бьёт. 9 кг кувалда. Скважины готовили под аммонал. Бурили на глубину до 9 м. Норма за смену была 1 м. Я с напарником выполнял 2 м. Но обманули и не дали дополнительную пайку».
Когда С.А. Тарасюк узнал о злоупотреблениях начальника лагпункта «Северная Талица», чьи действия могли привести к срыву сроков окончания строительство плотины, тот немедленно был переведён с понижением в должности в отдалённое Вижайское отделение.
Одной из участниц строительства плотины и шлюза была Вера Ивановна Рыбка. Позже Юрию Навроцкому она рассказала, что Тарасюк отметил её почётной грамотой, как отличившуюся на строительстве Талицкой плотины, а в сентябре 1941 года забрал её в числе своей команды осуждённых ИТР на строительство Лобвинского гидролизного завода. Тарасюк добился для Рыбки досрочного освобождения. Уже после реабилитации Вера Ивановна Рыбка была одним из руководителей строительства Троицкой ГРЭС, стала почётным жителем города Троицка Челябинской области.
Известно, что бригадиром строительства и электриком на Северной Талице работала заключённая Ася Павловна Гроссман – москвичка с высшим техническим образованием. Строительство плотины было закончено в 1939 году.
Встречаются предположения, что в шлюзе стоял электрогенератор, однако, по мнению Юрия Навроцкого, это не так. Хотя в своих воспоминаниях бывший заключённый, врач лаготделения «Пристань» В.Ф. Гельшерт упоминал шлюз с «первобытным, но знаменательным» гидро-электрогенератором на Северной Талице, шлюзовой створ талицкой плотины, впервые обследованный Юрием Навроцким ещё в 1987 году и находившийся на то время в относительно высокой сохранности, представлял собой створки-шандоры. Никаких признаков размещения в них ранее гидротурбин не было.
Электростанции в лагпунктах представляли собой локомобили или дизеля с электрогенераторным оборудованием. Можно лишь предположить, что до доставки на Северную Талицу локомобиля, в шлюзовом створе каким-то способом мог устанавливаться гидромеханизм, вроде водяного колеса с ременным или иным приводом к стоящему над шлюзовым створом электрогенератору. Однако, такое водяное колесо было необходимо демонтировать всякий раз при открытии шлюзового створа и пропуска сплавной древесины.
Скалы на реке Талице
Ещё одно интересное и красивое место, заслуживающее внимания, расположено слева от дороги Ивдель – Вижай, не доезжая до моста через Талицу. Здесь, на берегу реки Талицы, возвышаются впечатляющие скалы, по форме напоминающие гигантские зубцы. Забравшись на одну из скал, вы будете вознаграждены живописными видами. Здесь же есть удобное место для стоянки. Природа на Талице вообще очень красива. А во время летнего солнцестояния можно оценить ещё и белые ночи.
Близ этих скал тоже была подкомандировка лесозаготовителей. На одной из скал раньше было изображение Сталина. Его было видно при спуске с горы по старой дороге. После закрытия лагеря и развенчания культа личности его уничтожили.
На полянке у скал можно заметить металлическую пирамидку. Как рассказала жительница Ивделя Надежда Алексеева, раньше она была на кладбище, которое было выше за скалой. На нём остался только один железный крест.
Есть скалы и выше по течению. А на правом берегу Южной Талицы был лагпункт «Пещерный». По словам знакомых Юрия Навроцкого, в имеющихся там пещерах содержали военнопленных немцев из числа эсесовцев. Воспоминаний заключенных об этом лагпункте не встречается, лишь поверхностные упоминания. На месте «Пещерного» я пока не побывал.
Остатки фундаментов лагерных построек можно увидеть поблизости вдоль дороги на Вижай. Встречаются отдельные кирпичи, брёвна, различные железные конструкции, просто ямы и т.д. За мостом через Талицу справа от дороги есть родник.
Руины карцера («каменные казематы»)
Как уже писал выше, комендантский лагерный пункт Талица сначала располагался в бывшем посёлке спецпоселенцев Талица близ устья одноимённой реки, а позднее был перенесён выше по течению реки Талицы, где и находился вплоть до ликвидации.
Единственная сохранившаяся в этом месте постройка – это руины бывшего карцера (так называемые «каменные казематы»). Они стоят на зарастающей полянке, слева от проходящей по ней грунтовой дороги. Сооружение основательно заросло деревьями и кустами, со стороны его не видно.
Здание сложено из природных камней, состоит из нескольких небольших камер с земляным полом. За прошедшее время постройка основательно разрушилась – крыши нет, остались лишь стены, да и те не полностью. На входе в некоторые камеры видны фрагменты дверных косяков.
После Великой Отечественной войны карцер перестали использовать по прямому назначению, а приспособили под вещевой и продуктовый склад. Тогда же стены укрепили и отштукатурили. Одна из решёток с этого карцера хранится в Ивдельском краеведческом музее.
По данным на 1951 год, в Талицком ОЛПе содержалось 1003 заключенных, большую часть которых в то время составляли уголовники, бандеровцы, граждане СССР, сотрудничавшие с фашистами, и лица, осуждённые за воинские преступления.
В конце 1957 года Талицкий ОЛП был расформирован. Причиной стали общая реорганизация ГУЛАГа и Ивдельлага в частности, а также исчерпание лесных ресурсов. К тому времени вырубили всё, что можно было. Бараки разобрали и вместе с оставшимися заключёнными перевезли в посёлок Шипичный, где располагалось подразделение строгого режима.
Фото Талицы из книги Ф.Я. Соломоновича «Узники совести» в краю белых ночей»
Чтобы попасть к карцеру, нужно преодолеть реку в брод. Это не так-то просто, как может показаться (если вы без болотников). Даже в середине лета вода очень холодная. Более ледяную воду, чем в Талице, вряд ли найти. От обжигающего холода ноги ломит не на шутку, а речка довольно широка. Нам переход через реку дался непросто.
Ещё один интересный факт. Талица упоминается в одном из дневников печально известной туристической группы Игоря Дятлова, трагически погибшей при загадочных обстоятельствах в начале февраля 1959 года. Мимо Талицы они добирались к горам Северного Урала.
«Не обошлось, однако, и без приключений. Автобус сделал небольшой отход в сторону от шоссе, в дер. Шипичное, для чего нам было предложено выйти прогуляться, что мы проделали с удовольствием. Четверка наиболее шустрых ушла далеко вперед и в пос. Талица зашла посмотреть электростанцию. Вдруг возглас: «Автобус». Мы кидаемся в двери, но, увы, поздно…».
По мнению Юрия Навроцкого, здание электростанции стояло около дороги на правом берегу Талицы. Электростанция обеспечивала работу лесозаготовительной подкомандировки. В то время электростанции представляли собой локомобиль, тракторный дизель или нефтяные дизеля с электрогенераторами. Поскольку работающим в дневном или круглосуточном режиме двигателям требовалось водяное охлаждение, электростанции ставили на берегах рек, чтобы не строить отдельную водяную насосную. В то время дятловцы могли видеть лишь заброшенное здание электростанции, поскольку за год с небольшим до этого Талицкий ОЛП был ликвидирован.
Видео
Первая серия видео, снятого во время нашего посещения этих мест, посвящена плотине на реке Северная Талица.
Вторая серия: что осталось от лагерного пункта Талица, карцер и красивые скалы.
Как добраться до остатков Ивдельлага на Талице?
Эти места расположены на севере Свердловской области. После того, как сгорел посёлок Вижай, никакой общественный транспорт здесь не ходит. Можно доехать только на личном автотранспорте.
На автомобиле нужно выехать из Екатеринбурга на Серовский тракт. Перед Серовом повернуть налево – на Ивдель. Доехав до Ивделя, проехать через этот город и двигаться на Полуночный и далее до реки Талицы. Кстати, именно по этой дороге едут на ставший популярным перевал Дятлова.
Примерно через 500 м после моста через реку Талицу налево (в гору) будет уходить плохая грунтовая дорога к плотине Талицкого пруда. На обычной машине туда не проехать. До плотины предстоит идти 2,5 км по лесной дороге.
GPS-координаты плотины на Северной Талице: N 61° 07.721´; E 60° 21.716´ (или 61.128683°, 60.361933°).
Скалы на реке Талице будут видны слева от дороги, не доезжая 200-300 м до моста через эту реку.
GPS-координаты скал: N 61° 06.974´; E 60° 23.955´ (или 61.116233°, 60.39925°).
Ну а к карцеру можно дойти по грунтовой дороге, которая отходит направо за 1 км до моста, в месте, где вижайская дорога только-только приближается к реке Талице. От перекрёстка до карцера менее 1 км, но предстоит брод через реку.
GPS-координаты карцера: N 61° 06.773´; E 60° 24.761´ (или 61.112883°, 60.412683°).
Проехать до Талицы можно практически на любой машине, но лучше делать это в сухую погоду и не в межсезонье. Дорога грунтовая. Состояние где-то лучше, где-то хуже. От ближайшего города Ивделя до описанных в статье мест порядка 60 км. Расстояние от Екатеринбурга – 580 км, от Перми – 660 км, от Челябинска – 810 км.
За помощь в подготовке статьи выражаю благодарность Юрию Навроцкому! Также в статье используются некоторые данные из серии статей Ф.Я. Соломоновича «Ивдельлаг» (Уральский следопыт, № 2-4, 2009) и его книги «Узники совести» в краю белых ночей» (Екатеринбург, 2009).