Первый Удел Пресвятой Богородицы — Иверия (Грузия)
В православном предании Удел (Жребий) Богородицы это святая земля, которая находится под Ее особенным покровительством. На Земле известны 4 места: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия).
Иверия (Грузия)
В 44 году н.э., когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, и обезглавил апостола Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и решили метнуть жребий кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Богородице достались земли Иверии.
Когда Богоматерь была уже готова отправиться в путь Ей явился Ангел Божий и сказал:
«Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».
Господь же возвестил Ей волю Свою:
«О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».
После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему:
«Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем».
Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела:
«Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».
Св. равноапостольная Нина (Нонна), память которой совершается 14 января, была родом из Каппадокии. Она принадлежала к числу тех посвященных Богу девственниц, которые во дни гонения Диоклетианова, спасая свою веру и девство, удалились из пределов Римской империи в Армению, где многие из них были замучены Тиридатом. В это время с одною из спутниц своих Нина, избежавшая смерти, поспешила укрыться в соседней Грузии. И здесь, будучи взята жителями в плен, своим необыкновенным постничеством, непрестанными молитвами и сохранением чистоты девственной невольно привлекла к себе общее внимание и уважение, что в дальнейшем послужило началом важнейшего переворота в судьбе Грузинского народа, принятие Христианства. Это случилось в 318 г.
Главной святыней Грузии и всего христианского мира является Риза Господа нашего Иисуса Христа, которая хранится в храме Светисцховели (Животворный столб), кафедральном патриаршем соборе Грузинской православной церкви в г. Мцхета. Когда-то Мцхета был древней столицей Грузии, колыбелью христианства, историческим местом просветительской деятельности Святой равноапостольной Нины. Благодаря этому Мцхета — называют Вторым Иерусалимом.
Самым значительным городом была столица Иберии — Мцхета. В ней, а также в городах: Урбниси, Уплисцихе и др. процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II в. н. э.).
В IV в. в Иберии начинают развиваться феодальные отношения; в 337 Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце VI в. Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В V в. во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасал. После подавления восстания персы упразднили царскую власть в Иберии, превратив её в свою провинцию.
Правящие династии
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Иверия» в других словарях:
иверия — картли, иберия Словарь русских синонимов. иверия сущ., кол во синонимов: 2 • иберия (5) • картли … Словарь синонимов
Иверия — («Иверия»,) грузинская литературно политическая газета. Выходила в Тбилиси с 1877 по 1906. Основателем и редактором до 1902 был И. Г. Чавчавадзе. С 1879 по 1886 еженедельный журнал. С января 1886 стала ежедневной газетой; в 1902 03… … Большая советская энциклопедия
Иверия — под этим именем была известна у классических писателей Грузия … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«ИВЕРИЯ» — ( Грузия ) лит. политич. газета на груз. яз., издавалась в Тифлисе в 1877 1906, сначала как еженедельная, в 1879 85 как ежемесячный журнал, с 1886 ежедневная газета. Основатель и редактор (до дек. 1901) И. Чавчавадзе, редакторы А. Сараджишвили… … Советская историческая энциклопедия
ИВЕРИЯ — (Ивирия) см. Грузия … Православная энциклопедия
Иверия — таково древнее название Грузии … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Иверия (ВИА) — У этого термина существуют и другие значения, см. Иверия (значения). ВИА «Иверия» ვია ივერია Жанры Рок Фолк рок Поп рок Годы С 1968 … Википедия
На рубеже VI—III веков до н. э. в результате длительного развития местных восточно-грузинских племён на территории современной области Картли образовалось классовое государство. Возникновению Картлийского царства (Иберии) способствовали выгодные этнополитические условия, сложившиеся на Кавказе и Ближнем Востоке после скифо-киммерийского нашествия в VIII—VII веках до н. э.: была значительно ослаблена мощь западногрузинского Колхидского царства, а такие серьёзные противники картвельских государств, как Урарту и Ассирия вовсе исчезли. Эти обстоятельства в совокупности с крахом империи Ахеменидов в IV веке до н. э. привели к возникновению этнополитического вакуума в восточной Грузии, который и заполнило молодое Картлийское государство.
Классовое разделение в ранней Иберии было изначально довольно сильным. Так, часть объединённых в общины картлийских земледельцев была свободной, другие подчинялись царскому роду и знати. Труд рабов (в основном из военнопленных) использовался на строительных и других тяжёлых работах, а также в дворцовом хозяйстве. Главенствующее положение среди поселений иберов ещё в догосударственный период занимала Мцхета, которая впоследствии стала столицей Иберии. В ней, а также в Урбниси, Уплисцихе и других городах процветали ремёсла и торговля. В первых веках н. э. в Иберии применяли греческую и арамейскую письменность. В это же время происходит значительное усиление Иберии, особенно в царствование Фарсмана II (II век н. э.).
В IV веке в Иберии начинают развиваться феодальные отношения. В период 318—332 г.г. (по разным источникам) году Мириан III объявил христианство государственной религией. В конце IV века Иберия была подчинена Персии и обложена тяжёлой данью. В середине V века во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасали.
Древнейшая история
Уже в эллинистический период слово Иберия обозначало определённую политическую единицу (государство), которая располагалась на территории юга и востока нынешней Грузии. На этой территории, в большинстве своём, жили грузинские племена (картвелы-иберы). В эллинистический период здесь создавалось множество межплеменных союзов и уже наблюдались зачатки раннего классового государственного образования. В эпоху Ахеменидов существовавшее в этом районе объединение грузинских племён известное под названием «ариан-картли», подразумевало восточно-грузинское объединение, которое непосредственно входило в Персидское царство.
На рубеже III—II веках до н. э. это объединение смогло распространить свою власть на Шида Картли. Таким образом было создано государство с центром в окрестностях Мцхета. Название «Мцхета», вероятно, происходит от грузинского корня «მცხ», обозначающих жизнь, живущих, но более распространена версия появления этого названия от одного из древнегрузинских племён месхов. Месхи, прибывшие сюда из Малой Азии, должны были принести с собой и культ поклонения хеттским божествам (Армази, Задени), которые постепенно стали считаться верховными божествами. В окрестностях Мцхета были построены две большие крепости в честь этих божеств — Армазцихе и Заденцихе.
Период расцвета Иберии
Период упадка
Иберия эллинистического периода была ранним классовым дофеодальным государством. Основную массу производителей составляли свободные земледельцы и воины. Покоренные земледельческие племена эксплуатировались в основном представителями царской фамилии. Привилегированные слои населения были представлены также военными, придворной аристократией и жрецами. В описываемый период ещё не был окончательно утверждён принцип наследования царского трона. И на трон возводился самый старший из ближайших родственников умершего царя. Что касается обычаев, то жители горных районов сильно отличались от обитателей низменности не только манерой одеваться и характером, но и укладом жизни. В тот период они жили ещё первобытно-общинным строем. В 65 году до н. э. римский военачальник Гней Помпей Великий предпринял поход на Иберию. Несмотря на энергичное сопротивление, царю иберов Артаку пришлось подчиниться римлянам.
Союз с Римом
Но довольно быстро Иберия перестала быть зависимой от Рима. В I—II веках н. э. Иберия вновь окрепла и нередко выступала в роли противника Рима в Закавказье и на Ближнем Востоке. Усилению Иберии способствовало установление контроля над перевалами Кавказского хребта и использование в походах кочевников, живших на территории Северного Кавказа. Во второй половине I века н. э. Иберия сохраняла дружеские отношения с Римом, но в 130—150-е годы н. э., во времена царя Фарсмана II, в период наивысшего могущества Иберии, отношения с Римом осложнились. Царь Фарсман II игнорировал приглашения римского императора Адриана, и только во время правления его сына — Антонина Пия, посетил Рим вместе с супругой, сыном и большой свитой приближённых. Император поставил в Риме конный памятник царю Иберии.
Правящие династии
Примечания
Центром возникшего на рубеже IV—III веков до н. э.
Во всяком случае, классическое Иберийское государство, объединенное общим грузинским языком…
Археологические раскопки могильников подтверждают существование единой религии на территории Картли. Так, распространенный в VI—IV вв. до Р. Х. … способ погребения усопших в позе эмбриона головой к западу … становится доминирующим. Даже после установления христианства гос. религией в Вост. Грузии данный способ захоронения продолжал существовать в V—VIII вв., особенно в горных и предгорных районах страны, что связывают с сохранением на этих территориях элементов язычества.
Настоящие грузины, называвшиеся в древности иберийцами, образовали государство гораздо позже, чем их колхидские сородичи.
Основание армянских царств Артаксием и Зариадрием, о котором идёт речь в вышеприведенном сообщении Страбона, произошло в 190 году до н. э.. Таким образом, до этого (следовательно, именно в III веке до н. э.) «склоны Париадра, Хордзена и Гогарена» принадлежали иберам.
Страбон пишет в своей «географии», что иберийцы, или восточные грузины, потеряли обширные земли, расположенные в верховьях реки Мтквари (Куры), прежде всего провинцию Гогаренов, в то время как мосинойки и халибы лишились большей части своих исконных земель, расположенных к югу от Трапезунда. Все эти территории перешли к набиравшему силу Армянскому царству.
Литература
Сенковский О. Некоторые вопросы относительно истории грузином С-Птб. 1838 г.
иверия — картли, иберия Словарь русских синонимов. иверия сущ., кол во синонимов: 2 • иберия (5) • картли … Словарь синонимов
Иверия — («Иверия»,) грузинская литературно политическая газета. Выходила в Тбилиси с 1877 по 1906. Основателем и редактором до 1902 был И. Г. Чавчавадзе. С 1879 по 1886 еженедельный журнал. С января 1886 стала ежедневной газетой; в 1902 03… … Большая советская энциклопедия
Иверия — под этим именем была известна у классических писателей Грузия … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«ИВЕРИЯ» — ( Грузия ) лит. политич. газета на груз. яз., издавалась в Тифлисе в 1877 1906, сначала как еженедельная, в 1879 85 как ежемесячный журнал, с 1886 ежедневная газета. Основатель и редактор (до дек. 1901) И. Чавчавадзе, редакторы А. Сараджишвили… … Советская историческая энциклопедия
Иверия — Закавказье в античности Албания, Армения и Иберия. Клавдий Птолемей, 1561 Иберия, Иверия (греч. Ἰβηρία, лат. Iberia) древнее название Восточной Грузии (Картли … Википедия
ИВЕРИЯ — (Ивирия) см. Грузия … Православная энциклопедия
Иверия — таково древнее название Грузии … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Иверия (ВИА) — У этого термина существуют и другие значения, см. Иверия (значения). ВИА «Иверия» ვია ივერია Жанры Рок Фолк рок Поп рок Годы С 1968 … Википедия
Дорогие друзья! В майские праздники состоялась наша долгожданная поездка в Грузию. С помощью этих записок, надеемся, участники путешествия вновь переживут его незабываемые мгновения, ну, а тем, кто с нами не был, предлагаем открыть для себя святыни древней Иверии.
Текст: Анастасия Коренькова Фото: Анастасия Коренькова, Николай Медин, Евгений Горин, Андрей Сафонов
Открывая древнюю Иверию: Удел Богородицы
Грузия стала для нас настоящим открытием. Говорю не только про себя, но и про поколение наших родителей – а к нему принадлежало большинство моих спутников. Поездка в эту страну для большинства из нас стала первой. Какое представление о бывшей союзной республике формировалось у россиян последние 23 года, прошедшие с момента распада СССР? Сначала мы читали в газетах о военных конфликтах, потом глядели по телевизору на Саакашвили и других представителей политической элиты, которые враждебно смотрели в сторону Москвы и с интересом – на Запад. О «неэлите» мы чаще судили по криминальным хроникам…
А жизнь, как всегда, оказалась шире наших представлений о ней. И, приглядевшись, мы увидели очень близкую нам по духу страну, которая более чем на 600 лет раньше Руси крестилась и на протяжении нескольких веков отстаивала свое право исповедовать Христа в мусульманском окружении. Наши южные соседи гораздо лучше сберегли свои древние храмы в разрушительном 20-м веке (не последнюю роль тут, конечно, сыграло и происхождение «вождя народов») и свою веру.
Церковь Троицы в Гергети. Находится у подножия Казбека на высоте более двух тысяч метров
Факт: грузины гораздо более религиозны и не стесняются этого. Мы видели молодых мужчин, которые, выйдя утром из дома, крестятся, заприметив храм. Мы видели множество молодежи в церквах. Дни памяти великомученика Георгия Победоносца и апостола Андрея Первозванного, на которые пришлась наша поездка, – государственные праздники. И это не просто лишний выходной, как было бы у нас – люди пришли на службу и молились. 12 мая, а это был понедельник, в день памяти апостола Андрея Первозванного, мы зашли в один из храмов в центре Тбилиси и удивились большому количеству прихожан на Божественной Литургии. А потом наш знакомый, местный житель, объяснил: этот день объявлен в Грузии официальным выходным. В школах отменены занятия, предприятия не работают.
Они обожают своего католикоса-патриарха Илию II. «Он святой!» – так и говорят. И не представляют, как будут жить дальше, когда он уйдет. Ну, а пока предстоятель Грузинской Православной Церкви лично крестит каждого третьего ребенка и становится ему крестным отцом – в целях повышения рождаемости. И это работает.
А как нас принимали! Иногда мне было даже неловко – чем заслужили? Пропускали вперед на Причастие, на помазание на полиелее: «Вы гости». Улыбались, обнимали и расспрашивали, как там, в России, куда их последние годы (после событий 2008 года) не впускают. Мы дарили им привезенные из Петербурга иконки, какие-то другие мелочи, а в ответ получали… ну хотя бы пару яблок, когда больше и дать-то было нечего.
Встреча в аэропорту Тбилиси: сирень и вино. По-другому здесь никак
Было невыносимо больно видеть просящих милостыню стариков (и это на Кавказе-то!). Но, с другой стороны, нам есть чему поучиться у грузин – например, нашим властям не лишне поинтересоваться у коллег, как они победили коррупцию в судах и в полиции. На грузинских дорогах не берут взяток. А сами дороги, между прочим, неплохие.
Нуждающийся в ремонте, но невероятно изящный Тбилиси! Я еще долго буду его вспоминать и петь вместе с Нани Брегвадзе:
Расцветай под солнцем, Грузия моя, Ты судьбу свою вновь обрела. Не найти в других краях твоих красот, Без тебя и жизнь мне не мила.
Тбилиси («теплые воды») впервые упоминается в 4-м веке. Река Кура делит город на левосторонний и правосторонний
Одна из доминант города – кафедральный собор Цминда Самеба («Пресвятая Троица»)
Метехская скала. Успенская церковь и памятник основателю города, царю Иверии Вахтангу Горгасали
Знаменитая крепость Нарикала и улочки старого города
Удел Пресвятой Богородицы
Пожалуй, самой главной причиной выбора Грузии как цели очередной паломнической поездки было то, что эта страна в православном мире считается одним из четырех Уделов Пресвятой Богородицы. Прихожане нашего Свято-Троицкого Измайловского собора уже бывали и в Дивеево, и в Киево-Печерской лавре, и на Афоне не раз… Оставалась только Грузия. И Царица Небесная не раз явила нам в этой поездке свою милость, позволив прикоснуться к таким святыням, о которых мы и мечтать не могли.
Но обо всем по порядку. Вспомним православное предание. Оно гласит: после Вознесения Спасителя Его ученики в Сионской горнице бросали жребий, кому и куда предстоит идти на проповедь Евангелия. Не осталась в стороне и Богородица, Которой досталась Иверия – по тогдашним меркам, край света. Чтобы добраться до Кавказских гор из Иерусалима, нужно было пройти немалый путь – пересечь территории современных Сирии и Турции. Пешком, наверное, не один месяц. Тем не менее, Пресвятая решилась на этот путь и пошла бы, если бы Господь через Ангела не велел ей оставаться в Иерусалиме, а вместо себя отправить в Грузию апостола Андрея. Христос пообещал Своей Матери, что Иверия просветится светом Истины, но произойдет это не сразу, и всегда эта земля будет находиться под особым Ее покровительством.
Взяв с собой икону Божией Матери, апостол Андрей сначала отправился в Грузию один, а потом к нему присоединились еще несколько учеников Христа, и среди них – Симон Кананит и избранный вместо Иуды Искариота Матфий. Придя в языческие земли Кавказа, апостолы низвергали идолов, проповедовали Евангелие, рукополагали во иерея и даже строили храмы. Они прошли по территории современных Аджарии, Абхазии, Осетии, поднялись в горы Сванетии и Мингрелии (запад и юг Грузии). Симон Кананит был убит недалеко от теперешнего Сухуми, и там же его похоронили. Апостол Андрей же, как мы помним, прошел через нынешний Крым и, по преданию, дошел до Днепра, предсказав появление великого христианского города на его берегах. Андрея Первозванного распяли на кресте в 55 году в греческих Патрах.
… Как я уже сказала, в Уделе Своем Матерь Божия обласкала нас. Специально для нашей группы был открыт доступ к уникальной святыне – нетленной Ризе (еще ее называют Плащаницей) Богородицы. Что это за реликвия? Риза представляет собой кусок ткани размером 150х180 см. Краски на ней уже выцвели, поэтому сейчас эта материя однородного, коричневатого цвета. Как говорят специалисты, Богородица не надевала ее, а укрывалась ею.
Риза хранится под стеклом
С Ризой связано такое предание. Перед своим Успением Пресвятая Богородица передала этот покров благочестивой вдове, завещав хранить его. Что та и исполнила, передав перед смертью реликвию некой деве. Так христианки и хранили ризу в своих домах, передавая друг другу, – до 5-го века, когда ее увидели два путешествующих по Палестине византийских сановника, приближенные императора Льва Великого. Узнав о существовании вещи, принадлежавшей Самой Богородице, и увидев, как почитают Ее одежду благочестивые еврейки, византийцы решили завладеть святыней. Но решили действовать не силой, а хитростью: изготовили ларец, похожий на тот, где лежала Риза, и подменили его. Ковчег привезли в Константинополь, где к нему приложились Лев и патриарх, святой Геннадий. Для Ризы был выстроен Влахернский храм, куда 2 июля 458 года и положили ее. С тех пор в этот день (15 июля по новому стилю) Православная Церковь отмечает такой праздник – Положение Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
В таком ковчеге раньше находилась святыня
Святыня эта не раз уберегала от беды Константинополь. Однажды, между прочим, она спасла столицу Византии от славянского князя Аскольда, который пришел с внушительными силами к Царьграду и мог стереть его с лица земли. Горячие молитвы и крестный ход с Ризой спасли город, а сам Аскольд вскоре крестился. Так что реликвия имеет непосредственное отношение и к истории Руси тоже.
Как Риза оказалась в Грузии, сложный вопрос. По одной из версий, ее привезли в страну в 12-м веке, по другой – в 8-м, во время иконоборчества в Византии. Несколько веков святыня хранилась в Хобском монастыре, а сейчас находится в краеведческом музее города Зугдиди на западе Грузии. Только раз в год, 15 июля, реликвию выносят на поклонение верующим в кафедральный собор Влахернской иконы Богоматери, расположенный на территории музея. Можно представить, сколько паломников приезжают в Зугдиди, чтобы поклониться этой реликвии и помолиться Богородице! И можно представить, что творилось бы в Москве и Петербурге, если бы Ризу привезли в Россию. Километровые очереди, многочасовое ожидание…. Мы избежали этого всего. Во время посещения Зугдидского музея нас пригласили в кабинет директора учреждения Лили Берая и в присутствии самой Лили мы смогли приложиться к Ризе, помолиться Пресвятой Богородице и сделать несколько снимков на память.
А вот так выглядит Риза в развернутом виде (копия, представленная в музее)
Краеведческий музей Зугдиди. Раньше дворец принадлежал княжескому дому Дадиани – правителям здешних мест
А это и есть собор Влахернской иконы Божией Матери, куда раз в год выносят Ризу
И еще одна радость. В те дни, которые мы провели в Тбилиси, в город привезли мироточивую Гавайскую Иверскую икону Божией Матери – одну из самых главных святынь русского зарубежья. Она практически непрерывно мироточит с октября 2007 года. Образ впервые покинул Северную Америку и был доставлен в Грузию по приглашению патриарха Илии.
Конечно, все происходило настолько стремительно, что мы едва успели прикоснуться к образу и приложить свои крестики. Осмысление и чувство благодарности – все пришло уже потом. Но то, что я не забуду никогда, – это невероятно сильный запах мира, обильно источаемого иконой!
Вот что происходило в кафедральным соборе в момент принесения мироточащей Гавайской Иверской иконы Божией Матери
Если увеличить это фото, то можно заметить: богослужение в кафедральном соборе возглавляет сам католикос-патриарх Илия II
На следующий день в одном из церковных магазинов в центре Тбилиси мы встретили батюшку из Вашингтона – протоиерея Виктора Потапова, приехавшего на международный симпозиум о почитании Пресвятой Богородицы в Православной Церкви (к этому мероприятию и было приурочено пребывание Гавайской иконы в Грузии). Он еще раз помазал нас маслом с благоухающим миром от чудотворной иконы – в том числе и саму М.И., которая смиренно пропустила нас к образу в Троицком соборе, уступив свое место молодежи. Вот такое утешение послала Царица Небесная!
Это фото найдено на просторах Интернета. Та самая мироточивая икона, к которой мы имели счастье приложиться
А неземной запах сопровождал каждый наш шаг в этой прогулке по улочкам старого Тбилиси.