Изба что это такое
Значение слова «изба»
1. Деревянный крестьянский дом. Изба Игната стояла на выгоне. Чехов, Нахлебники. Одна за другой появлялись деревни, где среди серых строений желтели новые избы, крытые пышной соломой, с палисадами, с воротами из свежих шелковых досок. С. Антонов, Лена.
2. Внутреннее помещение крестьянского дома; жилое помещение. Подмести избу.□ Антон припер как можно плотнее дверь из крылечка в избу. Григорович, Антон-Горемыка. Они прошли через сени, через жилую избу хозяев и вошли в заднюю комнату, в которой стояла кровать Марка. И. Гончаров, Обрыв.
3. с определением. Ист. Присутственное место, канцелярия. Посольская изба. Съезжая изба.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Первоначально, в традиционной терминологии избой называлась постройка или камера большого дома-комплекса в пределах четырех стен, отапливаемая варочной печью. В этом последнем изба отличалась от горницы, в которой находилась отопительная печь и от бани. Изб в доме могло быть несколько (до восьми в известных больших домах-комплексах Заонежья).
На рубеже XIX-XX вв. в связи с распространением в крестьянском домостроительстве новых типов планировок и отказом от традиционного зонирования жилой части дома, термин стал употребляться всё реже и его первоначальное значение постепенно забывалось.
В настоящее время термин изба применяется к деревянному дому в целом, что глубоко неверно, т.к. дом, как правило, включает в себя, кроме избы ещё и сени, а также, возможно, горницу, крытый двор и проч.
ИЗБА’, избы́, вин. и́збу́, мн. и́збы. 1. Деревянный крестьянский дом в деревне. Пятистенная и. 2. В Московской Руси — канцелярия, присутственное место (истор.). Воеводская и. Посольская и. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
изба́
1. деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в России ◆ Широкая пятистенная изба незаметно переходила в другие пристройки, из которых образовался крепкий деревянный четырёхугольник. Мамин-Сибиряк, «Три конца», 1890 г. ◆ На краю распаханной под огород пустоши стояла старая изба лесника. Константин Симонов, «Живые и мёртвые», 1955–1959 г. (цитата из НКРЯ)
2. внутреннее жилое помещение такого дома ◆ Она сделалась дюжей толстой бабою, он видел, как она колотила слюнявых ребят, мела избу, бранила пьяного мужа самыми отвратительными речами… Лермонтов, «Вадим», 1833–1834 г. ◆ Антон припёр как можно плотнее дверь из крылечка в избу. Д. В. Григорович, «Антон-горемыка», 1847 г. ◆ Они прошли через сени, через жилую избу хозяев, и вошли в заднюю комнатку, в которой стояла кровать Марка. Гончаров, «Обрыв», 1869 г.
3. истор. в Московской Руси XVI века — канцелярия, присутственное место, о́рган центрального управления ◆ Посольская изба. ◆ Воеводская изба.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова ростовщица (существительное):
Изба что это такое
Изба́ — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России, Украины, Белоруссии. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты).
Содержание
История
Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.
До XIII века избы не имели печей, имелся лишь очаг, дым выходил через входной лаз или появившиеся к этому времени специальные отверстия в стене. В золотордынский период и вплоть до XV века, печи не были распространены, этим и объясняется появление самого слова «очаг», слово очаг является тюркским словом, судя по всему было привнесено кочевниками и так стали называть специальное место в избе где разжигался огонь. К XV веку в избах стали получать распространение примитивные печи,которые также топились по черному.
В период до XVII века печи не имели ни труб, ни иных приспособлений для отводы дыма, затем стали появляться устройства для вывода дыма сверху, не через двери. Но это еще не было печной трубой в современном понимании. Просто в верхней части, в потолке делалось отверстие, откуда горизонтально вел деревянный короб, называемый боров. Этот боров далее выводил дым наверх. В период с XVII по XIX век, у зажиточных людей и в городах, стали получать распространение печи с трубами. Однако избы многих крестьян вплоть до конца XIX века топились по чёрному.
Курная изба
Курными избами назывались избы топившиеся по «черному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся курной печью или черной. Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью. Чтобы копоть и сажа не падала на пол и людей,для оседания сажи служили полавочники — полки, располагавшиеся по периметру внутренних стен избы, они отделяли закопченный верх от чистого низа. В более поздние времена, к 13-му веку появилось небольшое отверстие в стене, а затем и в потолке избы — дымоволок. Курные избы, несмотря на все свои недостатки, просуществовали в российских деревнях вплоть до 19 века, встречались они даже и в начале 20 века, по крайней мере можно встретить фотографии (именно фотографии, а не рисунки) курных изб. Полы в курных избах были земляные, то есть земля поливалась водой и утрамбовывалась, со временем становясь очень твердой. Это было связано с тем, что технология изготовления досок была очень сложной для того времени, следствием чего доски были очень дорогими. Для дверей же использовались доски, полученные путем раскола на две части бревна и их обтесывания. Одновременно с существованием курных изб постепенно получали распространение устройства для вывода дыма, сначала это были деревянные дымоходы на потолке, так называемые «боровы». Окон курная изба, как правило, не имела, были оконца — небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались бычьим пузырем (желудок), при необходимости они закрывались (заволакивались) деревяшкой, это были так называемые «волоковые оконца». В ночное время изба освещалась лучиной, впрочем, люди в те времена старались лечь с наступлением темноты. Белые же избы получили распространение лишь в 18 веке, а массово они стали строиться лишь в 19-ом веке.
Белая изба
С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору.
Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населенных пунктах они продолжали строиться до XIX века.
Именно «белая» шестистенная изба является «классической» русской избой, венцом её развития. Отличительной особенностью северной (территории севернее Москвы) русской избы является то, что в ней под одной крышей сосредотачивалось всё крестьянское хозяйство. Круглогодичное жилое помещение с русской печью занимало от одной трети до половины площади избы и было приподнято над уровнем земли на метр — полтора. Помещение, находящееся под полом жилого помещения называлось подпольем. Попасть в подполье можно было только из жилого помещения вынув деревянный люк в полу (открывалось отверстие размером приблизительно 1х1 метр). Подполье освещалось несколькими маленькими окошками, имело земляной пол и использовалось для хранения запасов картофеля (иногда других овощей).
Другая половина избы имела два этажа. Нижний этаж имел земляной пол и ворота для прогона скота. Дальняя от ворот половина нижнего этажа была разделена на несколько изолированных помещений с маленькими окошками (для коровы с телёнком и овец). В конце узкого коридора были насесты для ночёвки кур.
Верхний этаж делился на горницу и сеновал (над помещениями для скота и птицы), где кроме запасов сена складировались поленницы с дровами на зиму. На сеновале находился туалет (возле одной из стен дыра в полу, человеческие испражнения падали вниз между стеной и насестами для кур). Для загрузки осенью сена имелась дверь наружу (высота от земли около 2,5 — 3 метров).
Все помещения избы соединял небольшой коридор, который имел один уровень с жилым помещением, поэтому к двери горницы вела небольшая лестница вверх. За дверью, ведущей на сеновал, имелись две лестницы: одна вела вверх на сеновал, другая — вниз к животным.
Возле входа к избе обычно пристраивали (использовали брусы и доски) небольшое помещение с большими окнами, которое называли сенями. Таким образом, чтобы попасть в избу нужно было подняться на крыльцо и войти в сени, там подняться по ступеням и войти в коридор, а уже из него в жилое помещение.
Иногда к тыльной стене избы пристраивалось помещение наподобие сарая (обычно для хранения сена). Его называли приделом. Такое устройство сельского жилища позволяет в суровые русские зимы вести домашнее хозяйство, не выходя лишний раз на мороз.
Полы в крестьянской избе были земляные, то есть земля просто утаптывалась. Лишь к XV веку стали появляться деревянные полы, и то лишь в городах и у богатых людей. Что касается деревень, то они считались роскошью и в XIX веке. Полы изготавливали из колотых пополам брёвен, в богатых домах — из досок. Полы настилались вдоль избы от входа.
Как уже было сказано, окон как таковых изба не имела. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей лишь к XV веку. Это так называемые Красные окна или косячные окна. Знакомые нам избы с полами, с окнами и печными трубами стали получать распространение лишь в XVIII веке и стали массовыми лишь в XIX веке.Отверстия в доме-окошки закрывали слюдой или бычьим пузырем, в зависимости от времени года.
Кровля
Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Позднее появились стропильные кровли трёх- и четырёхскатные.
Фундамент
Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.
Внутренняя отделка
Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку — матицу. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для очепа. К очепу подвешивали колыбель.
Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в небогатых домах кровать играла декоративную роль — хозяева продолжали спать на полу.
На стенах устраивали полки. Над входом между стеной и печью устраивали полати.
Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») — напротив печного чела. Мужской угол, или «коник» — у входа. Закут — за печью.
Какое устройство русской избы внутри и снаружи
Что такое изба в архитектуре
Современный архитектурный термин «изба» означает русское традиционное крестьянское жилище срубной конструкции. Но у него есть и другие значения:
Происхождение слова «изба» не ясно, но распространено мнение, что это изменённое древнеславянское «истьба». Истьбою, истопкою в летописи называют отапливаемый жилой сруб. Этого же мнения придерживался и М. Красовский. Однако, в других славянских языках (чешский, польский, словацкий) слово «изба» определяет помещение для хранения имущества и продовольствия, т.е. без очага или печи.
2 способа строительства деревянных жилищ
Славяне избы строили из брёвен, которые укладывали горизонтальными рядами — венцами. На углах они врубались с остатком («в обло») или без остатка («в лапу»). Чем больше венцов, тем выше жилище. Длина стены определялась естественными размерами дерева.
Стены избы, срубленные «в обло»
Рубка без остатка, «в лапу»
В Европе стены бревенчатых домов устраивали из брёвен, расположенных вертикально.
Достоинством данного метода было то, что длина стен могла быть произвольной. Недостатком — то, при усыхании между брёвнами образовывались щели, в которых конопатка (утеплитель: пакля, мох, шерсть) держался плохо.
Метод, практиковавшийся славянами, был лишён этого изъяна. При усадке брёвна опускались одно на другое, что только увеличивало надёжность и плотность швов между брёвнами.
Чем отличается горница от светелки
В отличие от светелок, горницы родились намного раньше, уже в начале 12 века, и по своему складу также относятся к разряду жилых комнат. Это самые предпочтительные и нарядные апартаменты, где принимают и угощают близких гостей, пьют чай, ведут беседы. Если присмотреться, что такое горница и светелка, то внешних различий между этими двумя определениями практически не заметно. Но всё же горницы имеют характерные признаки по планировке и предназначению. Перечислим основные:
Светлицы, в свою очередь:
Горницы также в большинстве случаев проектировали на втором или третьем этажах теремов и вилл. Отсюда они и переняли своё название из древнего толкования – горынь (гора).
Утварь
Сложно представить крестьянскую избу без многочисленной посуды и предметов домашнего обихода. Утварь (чугунки, сковороды, латки из глины) хранили в печи или возле неё. А вот фарфоровые изделия размещали на видном месте, чтобы их красоту смог оценить каждый гость. Она символизировала достаток и была предметом гордости славянских хозяек.
Посуду для праздничных мероприятий расставляли в горнице, в шкафчике-заблюднике размещали тарелки. Для хранения повседневной утвари использовали навесные полки. Обеденная посуда состояла из глиняной или деревянной миски, ложки, солонки из бересты или меди, чашек для кваса.
Для хранения хлеба использовали расписные короба, оформленные красочно и ярко. Это выделяло предмет, символизируя его важность и значимость. Чай пили из самовара. |
Для просеивания муки применяли сито. Наиболее распространенная посуда – глиняный горшок. В них готовили вкусную кашу и наваристые щи. Также в хозяйстве использовали бочки и кадушки для солений.
Жарили на сковороде, тесто замешивали в деревянных емкостях. Для хранения и ношения воды брали ведра либо кувшины.
Чтобы достать еду из печи использовали ухват. В девятнадцатом веке глиняные горшочки сменились металлической утварью, которая именовалась чугунками.
Для приема пищи использовали чашу, которая отличалась по величине. Часто по краям предмета имелась роспись из растительного орнамента. Для питья применяли деревянную или глиняную кружку, покрытую узорами.
Виды изб
Все жильё славян можно разделить на несколько категорий, в зависимости от типа отопления и количества стен.
По способу нагрева помещений избы делились на:
В первом случае речь идет о древнем сооружении. Отличительная черта строения – отсутствие трубы для вывода дыма. Народ часто использовал выражение «топить по-чёрному». Печи в таких домах именовали «курными». Дым покидал комнату через входное отверстие. В результате на стенах и потолке оседала копоть. Чуть позже стали появляться окошечки с задвижками.
Изба шестнадцатого века – это видоизмененное строение, принявшее облик «белого дома». В них уже были печные трубы, которые исключали риск проникновения дыма в помещение. Первыми позволить себе такие постройки могли только состоятельные люди. |
В восемнадцатом веке Петр I запретил возведение «курных изб» в Санкт-Петербурге. Несмотря на указ правителя, черные дома продолжали строить вплоть до девятнадцатого столетия.
По количеству стен жильё делили на следующие виды:
Курная изба
Самый древний вариант жилища — курная изба. Называли её так, потому что внутри устраивали очаг без дымохода.
Дым во время топки окуривал помещение, выходя через дверь, окно и специальное отверстие в крыше — «дымницу». Другие старинные названия этого вида избы — рудная или чёрная. Дымоход появился в XII в.
Дымовые деревянные трубы (дымницы)
В чёрных избах устраивали деревянные трубы («дымницы», «дымники»), удаляющие дым из-под крыши сеней. Трубы эти делали из досок и иногда их украшали резьбой и стамиками (столбиками).
Сайт «Светелка»
На просторах интернета «Светелка» уже дарит радость людям, призывая их объединяться в пары и семьи. Для таких целей создан сайт. Он так и называется – клуб знакомств для православных «Светелка». Хотя аналогичных ресурсов в России более десяти, но этому нужно уделить особенное внимание. Организован портал для верующих качественно и без лишних премудростей. Здесь одинокие постояльцы ищут вторую половинку, объединяясь по вероисповеданию и месту обитания. На «Светелке» всё устроено таким образом, что подать объявление не составит никакого труда. Все афиши клиентов попадают на общую доску, откуда и начинается знакомство. В личном аккаунте можно расписать свои преимущества и недостатки, включая главные параметры: имя и почту, возраст и место проживания, цель и стиль жизни. Это хороший вариант для православных из России и стран СНГ.
Традиционная русская изба сегодня
Давно канули в небытие времена, когда славяне жили в курных домах. По мере развития народа, менялись и избы. Конечно, существуют уникальные шедевры от русских умельцев, которые не имеют аналогов.
Но посетив в наши дни любое сельское поселение, можно отметить тот факт, что практически все дома напоминают братьев-близнецов. Именно этот вариант жилья и является окончательной формой русской избы.
Несмотря на внешнюю схожесть, каждое строение остается уникальным, благодаря необычной отделке.
Вернуться к оглавлению
Окна русской избы
Окна русской избы первоначально были волоковыми, в высоту одного бревна. Они закрывались изнутри деревянными задвижками либо сверху вниз, либо справа налево и имели очень малый просвет (задвижки волочили).
Горизонтальное волоковое окно русской избы (Источник: https://elima.ru/)
Волоковое окно русской избы с вертикальной задвижкой. (Источник: https://www.wikiwand.com/ru/
Позднее появились «красные» (или косящатые) окна. Это такие окна, просвет которых закрывается не щитом, а переплетом. Термин «косящатые» указывает на то, что в бревне проём для окна вырубался косо: снаружи он был шире и сужался ко внутренней поверхности стены. Это можно увидеть на первых двух рисунках ниже.
Делали так для того, чтобы рама окна плотно прилегала к проёму в любую погоду (влажной осенью, когда дерево набухает, и сухим летом, когда оно усыхает). Термин «красный» значит красивый.
Каким было косящатое или красное окно
Первоначально переплеты окон поднимались вверх, подобно щитам волоковых окон. Такие красные окна были распространены в избах Рязанской и Архангельской губерний. Высота косящатых окон была не менее трех диаметров бревна в срубе.
Окно русской избы с переплётом
Резной наличник окна
Вариант красного окна русской избы
Окна амбара деревни Шуньги Олонецкой губернии России
Оконные стекла до Петра были редкостью на Руси. Их место заменял бычий пузырь или слюда, высокая цена которой, исключала возможность употребления ее в крестьянских избах.Что касается художественной обработки резных наличников и наружных ставен, то они могли получить широкое применение опять-таки лишь в послепетровскую эпоху. В это время дорогой тес стал быстро вытесняться более дешёвыми досками, получавшимися путем распиловки бревен.До этого же времени рама окна («колода») обычно не закрывалась наличником. Резьба (или порезки) делались непосредственно на ней. Точно так же устраивали и украшали двери.
Где можно услышать про светелку?
Кстати, что такое светелка, можно услышать везде. В настоящее время этим лёгким словом называют не только комнаты, но и красивые природные места, организации и общины и даже дают названия сайтам. Имена светелки носят:
Иногда, поймав такой лёгкий отзвук, хочется понаблюдать, что за живописное место или какая героиня кроются за ним. Слово, рождённое с лёгкой руки наших предков, продолжает нести в мир чистую и светлую энергию.
Мужской угол (Коник)
Он располагался с правой стороны от входа. Здесь размещали широкую лавку, огороженную досками из дерева. Их вырезали в форме конской головы, отсюда такое необычное название мужского угла.
Под скамьей парни размещали инструменты, используемые для проведения ремонтных или иных работ. В «конике» мужчины плели корзинки, создавали красивые вещи из лозы, латали обувь и ремонтировали утварь.
На лавку, расположенную в углу, присаживались все гости, даже заглянувшие в дом на пару минут. Здесь же мужчина спал и отдыхал в свободное время.
Светелка в нашей жизни
Вообще всё, что относится к данному понятию, должно источать наслаждение и удобство. Это слово пришло в нашу жизнь и принесло не просто олицетворение домашнего убранства, но и более глубокие предначертания. Значение слова “светелка” расширилось далекоза пределы понимания и символизирует:
В прежние столетия в светелках жили купчихи и барыни, гувернантки и крестьянки, и все они вдыхали вольность великолепных и чистых палат. Именно такие картины рисует воображение, когда читаешь сказки и поэмы А.С. Пушкина, героини которого большую часть жизни проводили в своих милых и уютных комнатках. Сегодня светелки представляют собой шикарные студии новостроек и частных теремов с обширными окнами и просторными периметрами.
Полы в русской избе
Полы жилых помещений устраиваются или набивные (из земли или глины), или из досок по лагам («мостить по кладям» или брусьям). Если дом был двухэтажный, то полы второго этажа стлали по балкам («по матицам»). В больших избах их делали две, но обычно клалась одна матица.
Матица — это потолочная балка.Направление матицы всегда параллельно входной двери в избу. В середине, а иногда в двух местах, матицы подпираются стойками.
Полы же таких помещений, как большой сенник, делали из тонких бревен («кругляков»), просто притесанных друг к другу.
Русская печь
Интерьер избы славян сложно представить без печки. Ее использовали для обогрева помещений, приготовления еды, отдыха и проведения гигиенических процедур. Наверх вели небольшие ступеньки, в стенках печи делали миниатюрные выемки для хранения домашней утвари. Топку оснащали заслонками из железа.
Устройство «сердца» избы было уникальным и одновременно функциональным. Печку размещали в центральной зоне дома, с левой или правой стороны от входа. Ее считали главным украшением и достояния жилища.
Научно доказано, что пища, приготовленная в печи, является самой полезной, поскольку сохраняет все питательные вещества и витамины. С отопительным прибором связано огромное количество приданий и традиций.
Древние славяне верили, что на печи облюбовал себе местечко домовой. Сор никогда не выносили из избы, его сжигали. Таким образом, наши предки сохраняли энергию в пределах жилища, что способствовало повышению благосостояния семейства.
В некоторых регионах печь применяли для проведения банных процедур и лечения тяжелых недугов. Древние лекари утверждали, что от серьезной болезни можно избавиться, просто полежав пару часов на прогретой полати.
Кровля русской избы из тёса
Кровлю делали из двух слоев теса, между которыми прокладывали для устранения течи древесную кору, чаще бересту. Нижние концы тесин упирались в водотечники (№ 9 на рис. ниже), а верхние зажимали по коньку «охлупнем» (№1 на рис. ниже).
Охлупень — толстое выдолбленное бревно, заканчивающееся на фасаде корнем, обработанным в виде коня, оленьей головы, птицы и т.п.
Водотечник — выдолбленное в виде жёлоба бревно, служащее для отвода воды с кровли.
По верхнему ребру охлупня иногда ставили или решетку, или ряд стамиков (№12 на рис. ниже). Стамики имеют древнее происхождение.
Раскольники очень любили украшать ими свои моленные. Во время гонений полиция узнавала их тайные моленные именно по стамикам. Поэтому их стали избегать и стамики вывелись из употребления.
Тесовая кровля русской избы. 1-охлупень; 2-огнивы; 3-причелина; 4-гнёты; 6-князевая слега; 7-повальная слега; 8-повал; 9-водотечник; 10-курицы; 12-стамики; 14-самцы.
Причелина или подкрылка оберегает торцы от загнивания
Загнутые слеги и причелины соломенной крыши
Для того, чтобы свес крыши над фронтоном был больше, концы бревен верхних венцов постепенно удлиняли один над другим. Эти выступающие вперед концы назывались «повалами» (№ 8 на рис. выше) и зашивались иногда вместе с повальной слегой «малыми подкрылками» (резными досками, защищающими торцы повалов и слеги от загнивания).Сами фронтоны делали рублеными из бревен, которые тут носят название «самцов» (№ 14 на рис. выше).
Внутреннее пространство избы
У крестьян дом состоял из одного или двух жилых комнат, в редких случаях встречалось три. Самая распространенная конструкция избы – это отапливаемое помещение и сени. Зажиточные славяне дополнительно строили горницу. Комната, предназначенная для летнего периода, активно использовалась в бытовой жизни. Для ее отопления приобретали печь-голландку.
Изба внутри отличалась простотой, основную часть помещения занимала печка. Стол занимал почетное место в углу, по диагонали от отопительного прибора. На нем размещали иконы. Вдоль стен устанавливали скамейки, над которыми висели полки. |
В задней части дома оборудовали полати – деревянный настил, предназначенный для сна и отдыха. Также в жилище имелся женский, мужской и красный угол. В последнем отмечали все значимые события в семейной жизни.
Небольшое пространство дома на Руси (около двадцати пяти квадратных метров) было настолько грамотно организовано, что в нем без проблем размещались семь человек. Поскольку каждый член семейства знал свое место в хате.
Крыльца русской избы
Слово «крыльцо» или «крылец» Владимир Даль (отец архитектора Л.В. Даля) выводит от слова «крыло». Это — наружный вход в дом —лестница с пристроем, навесом, или сама по себе; каменная или дощатая площадка перед домом, со ступенями.
3 основных типа крылец
Приемы композиции крылец очень разнообразны, но все же их можно разделить на 3 основных типа:
Первые устраиваются таким образом, что их свободная от перил сторона находится прямо против двери, и покрываются односкатной или двухскатной кровлей, поддерживаемой обычно двумя столбиками.
Крыльца русской избы по В. Суслову
Крылец русской избы по В. Суслову
Крыльцо русской избы по В. Суслову
Крыльцо по В. Суслову
Марши лестниц, у которых нет нижних площадок, оставляют без крыш, хотя, конечно, встречаются и исключения (последний рисунок).
Чтобы в доме в течение длительного времени сохранялось тепло от печи, славяне предпочитали отделять жилую зону от улицы. Для этой цели использовали сени. Это то помещение, куда человек попадает сразу при входе в дом. Помимо сохранения тепла сени использовали для размещения необходимых вещей (подобие кладовки), некоторые организовали в помещении чулан для продуктов.
Для отделения сенок от жилой зоны выстраивали высокий порог. Это предотвращало попадание холодного воздуха в избу. Согласно древним традициям, каждый гость при входе в дом должен поклониться. А попадая в избу через высокий порог, было нереально не склонить голову. В противном случае человек стукался об косяк.
Вернуться к оглавлению
Устройство древнерусской избы внутри
Начальной формой древнеславянского жилища был прямоугольный в плане сруб, называемый «клетью». Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от числа их, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называлась совокупность двух клетей, поставленных одна на другую. Нижняя клеть называлась «подклетом» или «порубом».
Устройство клети-истопки по существу везде одинаково. Планировка крестьянского дома была очень устойчивой: под одной крышей возводились собственно изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.
Крестьянская изба в окрестностях города Дерпта (нынешний Тарту в Эстонии)
Пятистенка литовского крестьянина
Планы самых примитивных изб, ещё существовавших на рубеже ХIХ – ХХ веков, привёл историк архитектуры М. В. Красовский. Он отметил, что приёмы строительства жилищ прибалтийских и древнерусских народов совпадают.
«Поэтому мы можем в некоторых случаях найти у них то, что у русских уже исчезло совершенно или в значительной мере изменило свою прежнюю форму.» (М. В Красовский. Энциклопедия древнерусской архитектуры. Деревянное зодчество. С.-П., 1916 г., переизд. 2002, стр. 25)
Внутри избы делали очаг из камней и без трубы (курная изба). Он располагался ближе к двери, чтобы дым выходил через нее в сени. Из сеней дым поднимался на чердак и выходил наружу через дымницы. Около печи и вдоль всей задней стены избы устраивали нары для спанья.
Клеть служила для хранения в ней того домашнего скарба, который может пострадать от дыма, например, сундуков с платьем. В жаркое время года в ней спали.
Как изба, так и клеть, освещались маленькими «волоковыми» окнами, а сени оставались темными. Здание делали «поземным» («на пошве»), то есть ставили непосредственно на земле без фундамента, отчего и полы обычно были из утрамбованной земли или глины.
Что такое сени в избе и зачем они нужны
Сени — это входная часть традиционного русского дома. Это нежилое тёмное помещение, которое служило тепловым барьером между улицей и жилой частью. В сенях могли устраивать чуланы для хранения добра, снимать верхнюю одежду и обувь, держать какую-нибудь утварь (вёдра, корыта и пр.). Играли роль перехода из одной части дома в другую. Слово произошло от «сень» — защита, покров, убежище (по В. Далю).
Устройство русской избы внутри и снаружи в южной части России
По деталям крестьянские избы Малороссии (современная Украина) являются следующей ступенью развития, но размещение основных частей такое же. На рисунке хата Волынской губернии состоит из пятистенного сруба, большая часть которого отведена под теплое жилье, а меньшая разделена стеной на сени и чулан; к последним примыкает клеть. Печь, хотя и снабжена трубой, но остается по старой памяти у двери.
План крестьянской избы на юге России
На этом плане, мы видим, что изба внутри имеет нары (коник), которые начинаются от печи и переходят в лавки для сидения у двух других стен.
Изба снаружи, у ее отапливаемой части, имеет земляную насыпь — завалинку. Её назначение удерживать тепло, поэтому с тех сторон, где нет окон, завалинка поднимается иногда почти под самую крышу. Для той же цели (сохранения тепла), все жилье несколько вкапывали в землю, так что в сени приходилось спускаться по ступеням.
Красный угол в русской избе
Здесь же можно видеть, что по диагонали от печи находится красный угол. На Руси слово «красный» значило «красивый». Это было самое почётное и торжественное место в избе. Его устраивали ещё в дохристианской Руси для почитания предков, хранения культовых символов и сакральных предметов.
Как продолжение этой традиции, со времён христианства в красном углу ставили иконы, сосуд с богоявленской водой, громничные свечи, веточки освящённой вербы, пасхальные яйца и другие религиозные предметы. Стены красного угла в большинстве случаев имели окна, т.к. выходили почти всегда на южную и восточную стороны. Под образами ставили стол. В волынском доме его ножки врыты в земляной пол.
Русская изба на юго-востоке России
Более развитый характер имеют старые избы донских казаков в бассейне нижнего и среднего Дона. Основной сруб здесь низкий и делится продольной капитальной стеной на две равные части. В доме были сени (А), кладовая (Б), чистая комната (В), спальня (Д) и кухня (Е). Три последних помещения отапливались одной печью, кроме которой в кухне имелся очаг для приготовления пищи.
План русской избы на Дону
Изба донских казаков
По берегам рек избы ставили на высоких подвалах, чтобы избегать затопления во время разлива. К крыльцам вели лестницы («ступеницы»). Галерейки («опасании») охватывали жилье с трех сторон и имели навесы.
Окна оформляли снаружи наличниками и снабжали для защиты от жгучих лучей южного солнца ставнями. Внешние стены выравнивали толстым слоем глины и белили известью. Крыши делали соломенные или тесовые.
Красный угол
Самое светлое пространство в комнате, которое считалось священным. При возведении избы его размещали на восточной стороне, где пара смежных оконцев образует угол. Благодаря необычному расположению проемов, свет падал на участок и максимально освещал его.
Здесь хранили лики святых и расшитые рушники, некоторые размещали снимки предков. В красном углу ставили стол и кушали пищи только здесь. Под иконостасом размещали свежую выпечку.
Вернуться к оглавлению
Отношение к русской избе в русской народной культуре
Крестьяне относились к дому, как к живому существу. Изба считалась сокровенным местом, в котором человек мог выразить собственное представление о мире и жить по своим законам. По внешнему виду строения легко определить статус его владельца. В одном поселении невозможно было встретить две одинаковые избы.
Внутреннее убранство дома ассоциировалось с женщиной, ведь она наводила там порядок и следила за уютом. А вот внешнее пространство (двор, усадьба и т.д.) считалось мужским владением.
Одной из главных функций избы была защита. Изображение солнца под кровлей символизировало счастье и благополучие, рисунок льва считался оберегом от дурного глаза. Дом на Руси содержали в чистоте и порядке. Даже в семьях с большим количеством детей изба поражала красотой и уютом. |
Женский угол (Середа)
Это было важное пространство в девичьей судьбе. Ведь именно из-за занавески барышня выходила в праздничном наряде, когда жених со сватами приезжали на смотрины. Там же она поджидала суженого в день свадьбы. В «середе» женщины рожали детей и кормили их грудью, подальше от посторонних глаз.
Если девушке нравился парень, то в «середе» его дома, она прятала обметалочку, чтобы в ближайшее время выйти замуж. Существовало поверье, что подобный обряд поможет невестке поладить с будущей свекровью и стать хорошей хозяйкой в своем доме.
Особенности древнерусской избы снаружи и внутри на подклети
Следующим по степени развития типом избы является тот, в котором всё здание поставлено на подклет. Делали это для облегчения доступа в избу во время зимы, когда на улице много снега. Подклет использовали для склада различных хозяйственных инструментов, хранения продуктов и содержания для мелкого скота.
При наличии подклета появилась необходимость в наружной лестнице ко входной двери сеней. Лестница почти всегда идет вдоль дворовой стены по направлению к улице и покрывается крышей. Такие лестницы называются «крыльцами». Их появление в русском зодчестве М. В. Красовский относит к Х веку, так как слово «крыльцо», и притом именно в этом значении, впервые встречается в летописном сказании об убиении в Киеве Феодора и Иоанна Варягов (первых христианских мучеников на Руси).
Крыльцо крестьянской избы в Нижегородской губернии
Первоначально крыльца делались с боков открытыми, как на рисунке выше. Позже их стали иногда закрывать досками и тогда пришлось отказаться от устройства окон в стене, вдоль которой идет крыльцо. Это нововведение привело к тому, что появилась необходимость повернуть печь хайлом (отверстие для выхода дымовых газов) к уличным окнам, иначе было темно готовить еду.
Но если изба устраивалась курной (без дымохода), то при таком повороте печи дым с трудом уходил из нее в сени. По этой причине печи стали выдвигать хайлом в сени и прорезать стену. Однако, в большинстве случаев, печи в таких жилищах имели трубы и это дало возможность отгородить в избе переборкой особое помещение — «стряпущую» (кухню), как на плане избы ниже.
План и рисунок русской избы Владимирской губернии
Рисунок фасада крестьянской избы Владимирской губернии России
В остальном изба внутри остается почти такой же:
Появляются шкафы, столы и скамьи в стряпущей.
Полати в русской избе
Чтобы спать было теплее, устраивали «полати» — дощатый настил, который представлял собою продолжение верхней поверхности печи. Занимал половину площади избы (не считая стряпущей). Влезали на полати по ступеням, прилаженным к стенке печи.
Задняя изба или чистая половина
Иногда клеть таких изб обращалась в чистое помещение — в «боковушу», а складами для разного добра служили чуланчики в сенях с маленькими оконцами. В боковуше же делали коники, скамьи и ставили в красном углу стол. При дальнейшем развитии боковуша делалась теплой с печью, и тогда она получала название «задней избы».
Сложившийся таким образом тип избы вполне удовлетворял весьма незатейливым личным потребностям русского крестьянина и его семьи.
Горница: что это такое
Наконец, при очень многочисленной семье возникала необходимость в отдельном помещении. Тогда рубили избу по другую сторону ворот, но под одну крышу с главной избой, а над воротами (на горе) устраивали «горницу».
Горница — это холодная комната с маленькими окнами и полом, поднятым выше пола главной избы, как на рисунке ниже. Она соединяется непосредственно со стряпущей и подобно ей предоставляется в полное владение баб.
Рисунок фасада русской избы с горницей Ярославской губернииТак определил горницу М. В. Красовский в своём «Курсе древнерусской архитектуры» в 1916 году. Но в конце ХХ века архитектурные словари дают уже несколько иные определения этого термина:
Русская изба в северной и других частях России
На севере России часто строили двухэтажные («двужирные») избы. Вероятно, раньше их называли «двужильными», т.е. избами в два жилья. По своему плану они повторяли схемы изб с подклетом, только подклет заменялся первым этажом. Но назначение помещений уже были другие:
Рисунок двужирной избы со светёлкой в селе Гавриловском, Олонецкой губернии, Каргопольского уезда
В этом доме мы видим светёлку — жилую комнату в чердаке передней избы. Перед ней тянется балкон, явление в устройстве русской избы снаружи сравнительно позднее.
Таковы главные типы изб северных и центральных частей России. Что же касается изб на Урале и в Сибири, то они такие же, т.к. строились русскими переселенцами.Южные жилища отличаются тем, что печь часто ставили не у двери, а в противоположном углу, несмотря на то, что избы в большинстве случаев курные. Остаётся добавить, что в районах, где леса мало, избы строили тесные, низкие и очень часто без подклетов. Например, изба в Орловской губернии в ХIХ веке на рисунке ниже.
План русской избы в Орловской губернии
Мебель и убранство
Русская изба внутри обязательно имела стол, который использовали для праздничного или повседневного приема еды. Это один из древнейших типов передвижной мебели. В доме славян он имел постоянное место, в красном углу, где располагались иконы.
Наши предки придавали особое значение правилам поведения за столом. Об этом символизирует четкое закрепление места мебели в пространстве. Передвижение предмета происходило в исключительных случаях. |
Стол покрывали скатертью, которую создавали из домотканины. Для повседневного использования шили пестрые полотнища или применяли грубый холст.
Во время приема пищи стол покрывали скатертью, после завершения трапезы убирали. Для праздничных изделий использовали ткань лучшего качества, декорировали кружевами или кисточками по краям.
Обязательным элементом убранства русской избы являются скамейки. Славяне использовали три типа лавок: переметную, переносную и приставную. Первая имела перекидную спинку, подходила для сидения или ночного отдыха. Переносная скамья оснащена четырьмя ножками или парой глухих досок, ее приставляли к столу по мере необходимости.
Приставная лавка имела две ножки, размещенные на одном конце. Чаще всего для ее изготовления брали цельный кусок древесины.
Роль кровати в старинные времена выполняла скамейка, приставленная к стене или другой лавке. На них размещали постель, включающую в себя перину, подушку и изголовье. Для простыни брали шелк или полотно. В праздничные дни постели убирали понарядней, в будние – поскромней. Роль изголовья выполняла подставка из дерева с резными столбиками по углам, которую клали под подушку.
Невероятно, но факт, в давние времена постель была прерогативой состоятельных людей. Крестьяне предпочитали отдыхать на печи или голых скамейках.
Посуду размещали в поставцах – столбы, оснащенные многочисленными полочками. На нижних хранили тяжелые изделия, на верхних размещали мелкую утварь. Главное украшение избы – иконы. Их ставили на открытую полку или шкафчик, именуемый божницей. Его готовили из дерева, декорировали резьбой или росписью.
Обычно божница состояла из двух ярусов. В верхний ставили старые иконы, в нижнем – новые. Также там хранили важные документы и предметы, освященные в храме.
Что такое светёлка
Это чердачное помещение обязательно с красным окном. Светёлки не отапливались и могли использоваться только в теплое время года как запасное жилое или спальное помещение. Там могли устраиваться на ночлег гости или молодежь, расстилая постельное принадлежности прямо на полу. В светёлку могли селить наемных работников.Иногда там хранилась верхняя одежда, уложенная в большие плетеные корзины – «коробейки». Вообще следует помнить, что светёлки появились в структуре русской избы достаточно поздно. Во многом их обстановка и характер использования зависели от традиций, сложившихся в той или иной конкретной семье.А вот «светлица» — это светлое помещение. Иногда светлицей был отдельный сруб, в каждой стене которого были окна. В самой светлой комнате занимались рукоделием или принимали гостей.
[spoiler title=”Источники”]