Избиратель порвал бюллетень что делать уик
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Наиболее часто задаваемые вопросы
Какие избирательные комиссии действуют в Российской Федерации в настоящее время?
В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии.
Какие меры может принять избирательная комиссия в случае нарушений законодательства о выборах кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума?
В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.
Могут ли быть расклеены предвыборные агитационные материалы на зданиях, в которых размещены избирательные комиссии и в помещении для голосования?
Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Может ли кандидат обеспечить доставку избирателей для участия в голосовании?
Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и(или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.
Может ли наблюдатель опрашивать избирателей в помещении для голосования, за кого они хотят проголосовать?
Если наблюдатель в ходе голосования в помещении для голосования опрашивает избирателей, за кого они хотят проголосовать, то это должно расцениваться как нарушение принципа тайного голосования, установленного п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Может ли наблюдатель предлагать помощь членам участковой избирательной комиссии в выдаче избирательных бюллетеней?
Федеральное и областное законодательство запрещает наблюдателям выдавать избирателям избирательные бюллетени.
Может ли наблюдатель давать советы избирателю, за кого голосовать?
Если наблюдатель в помещении для голосования дает избирателям советы, за кого голосовать, то это должно расцениваться как влияние на волеизъявление избирателя. Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона №67-ФЗ «никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью… воспрепятствовать его свободному волеизъявлению».
Может ли избиратель обратиться за помощью к наблюдателю, чтобы тот расписался за избирателя в получении избирательного бюллетеня или заполнил за избирателя избирательный бюллетень?
Наблюдатель не вправе:
расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени.
Как осуществляется процедура голосования?
Каждый избиратель голосует лично. Избирательный бюллетень заполняется в кабине, ином специально оборудованном месте, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случаев, когда избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень.
Избиратель получил избирательный бюллетень, но, не опустив его в стационарный ящик для голосования, пытается вынести из помещения для голосования. Какие действия может предпринять УИК в этом случае?
В выборном законодательстве определено предназначение избирательного бюллетеня, а также определена последовательность действий избирателя с избирательным бюллетенем. В случае выявления попытки избирателя вынести из помещения для голосования избирательный бюллетень член участковой комиссии вправе выяснить, что намерен делать избиратель с этим избирательным бюллетенем, разъяснить возможные последствия действий избирателя в том случае, если он пытался вынести избирательный бюллетень с целью передачи его другим лицам, то есть, в конечном счете, в целях фальсификации итогов голосования, и убедить избирателя в необходимости исполнить положения закона о порядке голосования. Об этой ситуации должен быть проинформирован председатель УИК, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования.
Избиратель порвал бюллетень что делать уик
Статья 81. Порядок голосования
1. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Если на территории избирательного участка находится место жительства (место пребывания) избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или при работе вахтовым методом), решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. Лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования.
3. На избирательных участках, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью 1 настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса непосредственно перед наступлением времени голосования получают от председателя участковой избирательной комиссии список избирателей или книги, на которые разделен список избирателей, а также избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. После этого председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и приглашает избирателей приступить к голосованию.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
11. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается.
12. Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования. Если Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 79 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненные избирательные бюллетени в конверт, который выдается ему членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, составляется участковой избирательной комиссией на основе представленных данными лицами документов.
15. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка.
16. Политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, кандидатам, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается совершать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.
Ст. 81 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 154-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.
17. В случаях и порядке, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования.
(часть 17 введена Федеральным законом от 23.05.2020 N 154-ФЗ)
Приложение 2. Деятельность УИК в вопросах и ответах
Деятельность УИК в вопросах и ответах
1. Что делать, если уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам в помещении для голосования в день голосования агитирует избирателя голосовать за кандидата?
Если уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам в помещении для голосования агитирует за кандидата, то в этом случае УИК предупреждает его, а при продолжении противоправных действий он, по мотивированному письменному решению УИК, удаляется с помощью сотрудника полиции из помещения для голосования. При этом принимаются меры по привлечению данного лица к ответственности за совершение указанных действий.
2. Наблюдатель пришел в помещение для голосования в день голосования. Каковы действия УИК?
3. Наблюдатель дает избирателю советы, за кого голосовать. Каковы действия УИК?
Если наблюдатель в помещении для голосования дает избирателям советы, за кого голосовать, то это должно расцениваться как агитация и влияние на волеизъявление избирателя. В этом случае председатель УИК должен предупредить наблюдателя о недопустимости подобных действий, а при продолжении противоправных действий наблюдатель, по мотивированному письменному решению УИК, удаляется с помощью сотрудника полиции из помещения для голосования. При этом принимаются меры по привлечению данного лица к ответственности за совершение указанных действий.
4. Наблюдатель в помещении для голосования опрашивает избирателей, за кого они хотят проголосовать. Каковы действия УИК?
Если наблюдатель в ходе голосования в помещении для голосования опрашивает избирателей, за кого они хотят проголосовать, то это должно расцениваться как нарушение тайны голосования. В этом случае председатель УИК должен предупредить наблюдателя о недопустимости подобных действий, а при продолжении противоправных действий наблюдатель, по мотивированному письменному решению УИК, удаляется с помощью сотрудника полиции из помещения для голосования. При этом принимаются меры по привлечению данного лица к ответственности за совершение указанных действий.
5. Избиратель обратился за помощью к наблюдателю, чтобы тот расписался в получении избирательного бюллетеня или заполнил за него избирательный бюллетень. Каковы действия наблюдателя?
Наблюдатель не вправе выполнить просьбу избирателя. Избирателю должно быть разъяснено его право воспользоваться помощью иного лица.
6. Наблюдатель предлагает помощь членам УИК в сортировке избирательных бюллетеней при проведении подсчета голосов. Как быть в такой ситуации?
Наблюдатель не имеет права принимать непосредственное участие в проводимом членами УИК с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней. В этом случае председатель УИК должен разъяснить наблюдателю указанное требование Федерального закона.
7. Может ли кто-нибудь из лиц, присутствующих при голосовании и подсчете голосов избирателей в УИК, носить нагрудные знаки с признаками предвыборной агитации?
Нет, не может. Формы нагрудных знаков члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателя, присутствующих при голосовании и подсчете голосов избирателей в УИК при проведении выборов депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва установлены постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 14 ноября 2011 г. N 18/254-5 «О формах нагрудных знаков члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателя, присутствующих при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях при проведении выборов депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва».
8. Должны ли члены УИК прервать свою работу в день голосования, если требуется принять решение комиссии?
Да, члены УИК должны приостановить свою работу в день голосования, если требуется принять безотлагательное решение УИК, в том числе и по поступившей жалобе либо обращению. При этом председатель УИК обязан обратиться к присутствующим в помещении для голосования с соответствующим объявлением о необходимости проведения голосования членов УИК с правом решающего голоса, после чего он доводит до сведения членов УИК суть вопроса, требующего решения, и проект решения, затем проводит голосование. Секретарь УИК соответствующим образом фиксирует рассмотрение данного вопроса и результаты голосования в протоколе заседания УИК, при необходимости осуществляет подготовку проекта принятого решения для подписания председателем и секретарем УИК и последующей выдаче заявителю.
9. Члены УИК с правом совещательного голоса предлагают прекратить голосование раньше 20 часов в связи с тем, что проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей. Каковы действия УИК?
Досрочное завершение голосования на дополнительных выборах депутата Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 19 не допускается.
10. Вносятся ли какие-либо сведения в увеличенную форму протокола N 1 УИК до начала голосования в день голосования?
Да. Необходимо внести номер избирательного участка и адрес помещения для голосования, а также уточнить соответствие фамилий, имен, отчеств зарегистрированных кандидатов в строках увеличенной формы протокола N 1 УИК об итогах голосования (начиная со строки 18) фамилиям, именам, отчествам зарегистрированных кандидатов, внесенным в избирательные бюллетени. Заполнение всех остальных данных в строках увеличенной формы протокола производится в процессе подсчета голосов избирателей после завершения голосования.
11. В какое время в день голосования наблюдатель вправе приступить к работе?
Наблюдатель вправе приступить к работе в день голосования в любое время с момента начала работы УИК.
12. В день голосования по состоянию на 10.00, 12.00, 15.00 и 18.00 по местному времени УИК должна передавать в ОИК информацию об участии избирателей в выборах. Как должна быть организована работа по подготовке этой информации?
Решением УИК либо решением председателя УИК не позднее чем накануне дня голосования между членами УИК с правом решающего голоса распределяются обязанности в день голосования. Как правило, обязанности по подготовке информации об участии избирателей в голосовании и по их передаче в ОИК возлагаются на секретаря УИК. Что касается позиции «Число избирателей, включенных в список избирателей», то она вычисляется как сумма данных о числе избирателей, включенных в список избирателей по состоянию на момент начала голосования (на 8 часов утра по местному времени), и данных о числе избирателей, включенных в список дополнительно к моменту отчетного времени (в основном это избиратели, проголосовавшие по открепительным удостоверениям), за исключением числа избирателей, исключенных из списка избирателей на основании соответствующих официальных документов. Что касается позиции «Число избирателей, получивших избирательные бюллетени», то она вычисляется как сумма соответствующих данных каждого из членов УИК, которые в соответствии с распределением обязанностей осуществляют выдачу избирателям избирательных бюллетеней. При этом член УИК, после выдачи избирателю избирательного бюллетеня и простановке избирателем подписи за получение избирательного бюллетеня, проставляет свою подпись в соответствующей строке списка избирателей и ставит отметку в табличке для оперативного подсчета числа избирателей, принявших участие в выборах (форма приведена в части третьей Рабочего блокнота). Секретарь УИК подходит к каждому из этих членов УИК и суммирует данные из указанных табличек.
13. Как избиратель голосует по открепительному удостоверению?
По предъявлении паспорта и открепительного удостоверения в день голосования избиратель должен быть включен в список избирателей на любом избирательном участке, где данный избиратель обладает активным избирательным правом в соответствии со статьей 3 Закона края, при этом открепительное удостоверение у него изымается. Избиратель, получая на основании открепительного удостоверения избирательный бюллетень, указывает в списке избирателей адрес своего места жительства.
14. Как заполнить избирательный бюллетень?
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Избирательный бюллетень заполняется шариковой ручкой (фломастером, перьевой ручкой и др.). Заполнение избирательного бюллетеня карандашом не допускается.
В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии, имени, отчества только одного зарегистрированного кандидата в пользу которого сделан выбор.
15. Что проверяет член УИК перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня?
Перед выдачей избирательного бюллетеня член УИК обязан удостовериться в том, что:
избирателю не было выдано открепительное удостоверение;
избиратель не проголосовал вне помещения для голосования (устанавливается по отметке в списке избирателей);
письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре и к избирателю не направлены члены УИК с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования.
17. Избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня в помещении для голосования он допустил ошибку, и просит выдать ему новый избирательный бюллетень. Как быть в этой ситуации?
Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня в помещении для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член УИК с правом решающего голоса делает соответствующую запись: «Испорчен избирателем (Ф.И.О.)» и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря УИК, после чего этот избирательный бюллетень незамедлительно погашается.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 64 Федерального закона (избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень). Каждый член УИК должен знать, что в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях выдача членом УИК гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать за других лиц влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей (статья 5.22).
19. Избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня. Как быть в этой ситуации?
Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем кандидата, избирательного объединения, в том числе по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.
В этом случае избиратель устно извещает члена избирательной комиссии о своем намерении воспользоваться помощью другого избирателя.
Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в графе списка избирателей «Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня», указывая в графе «Особые отметки» свою фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.
20. Избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень. Как быть в этой ситуации?
Избирательный бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем кандидата, избирательного объединения, в том числе по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.
В этом случае избиратель устно извещает члена избирательной комиссии о своем намерении воспользоваться помощью другого лица для заполнения избирательного бюллетеня.
При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.
21. Избиратель не включен в список избирателей, но желает проголосовать. Как быть в этой ситуации?
Избиратель должен быть включен в список избирателей на любом избирательном участке на территории одномандатного избирательного округа N 19 по предъявлении открепительного удостоверения.
22. Избиратель получил избирательный бюллетень, но, не опустив его в стационарный ящик для голосования, пытается вынести из помещения для голосования. Какие действия может предпринять УИК в этом случае?
В федеральном избирательном законодательстве определено предназначение избирательного бюллетеня, а также определена последовательность действий избирателя с избирательным бюллетенем. В случае выявления попытки избирателя вынести из помещения для голосования избирательный бюллетень член УИК вправе разъяснить возможные последствия действий избирателя в том случае, если он пытался вынести избирательный бюллетень с целью передачи его другим лицам, то есть в конечном счете в целях фальсификации итогов голосования, и убедить избирателя в необходимости исполнить положения Федерального закона о порядке голосования. Об этой ситуации должен быть проинформирован председатель УИК, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования.
23. Можно ли кандидату, избирательному объединению обеспечить доставку избирателей для участия в голосовании?
Кандидатам, избирательным объединениям, их уполномоченным представителям и доверенным лицам, а также организациям, учредителями, собственниками или владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.
24. Как быть, если кто-то нарушает избирательное законодательство и препятствует работе УИК?
Член УИК немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают избирательное законодательство и препятствуют работе УИК.
Соответствующее мотивированное решение в письменной форме принимается УИК.
Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена УИК, удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
25. На избирательный участок пришло голосовать значительное число избирателей с открепительными удостоверениями. Каковы действия УИК?
В этом случае председатель УИК незамедлительно ставит в известность соответствующую ОИК и запрашивает дополнительное количество избирательных бюллетеней. После получения по актам избирательных бюллетеней председатель УИК должен организовать подготовку избирательных бюллетеней к выдаче (подписи двух членов УИК с правом решающего голоса, заверение печатью УИК).
26. Какая информация доводится до сведения наблюдателей при организации голосования вне помещения для голосования?
Председатель УИК не позднее чем за 30 минут до выезда двух членов УИК с правом решающего голоса для организации голосования вне помещения для голосования в день голосования доводит информацию о времени предстоящего выезда. В связи с тем, что федеральным избирательным законодательством предусмотрена обязанность обеспечения не менее чем двум наблюдателям, членам УИК с правом совещательного голоса от разных кандидатов, равных условий для доставки к месту проведения голосования вне помещения для голосования, председатель УИК обращается к присутствующим наблюдателям и членам УИК с правом совещательного голоса с предложением определиться, кто из них отправится вместе с двумя членами УИК с правом решающего голоса. При наступлении ранее объявленного времени выезда двух членов УИК с правом решающего голоса для организации голосования вне помещения для голосования председателю УИК, после выдачи членам УИК с отметкой в соответствующей ведомости необходимого числа избирательных бюллетеней, реестра (либо выписки из реестра) учета заявлений о проведении голосования вне помещения для голосования, выдачи опечатанного переносного ящика для голосования и соответствующих письменных принадлежностей, следует проинформировать присутствующих о готовности к выезду членов УИК, о количестве избирателей, чьи заявления зарегистрированы в этом реестре (либо в выписке из реестра).
27. Сколько необходимо избирательных бюллетеней для проведения голосования вне помещения для голосования?
В соответствии с пунктом 9 статьи 66 Федерального закона для проведения голосования вне помещения для голосования члены УИК получают избирательные бюллетени.
В соответствии с пунктом 9 статьи 66 Федерального закона избирателю должна быть обеспечена возможность получения избирательного бюллетеня взамен им испорченного. Общее число получаемых членами УИК избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) (но не менее двух избирательных бюллетеней).
28. Избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня вне помещения для голосования допустил ошибку, и просит выдать новый избирательный бюллетень. Как быть в этой ситуации?
Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня вне помещения для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в заявлении.
Избиратель на своем заявлении расписывается в получении избирательного бюллетеня взамен испорченного. Испорченный избирательный бюллетень незамедлительно погашается.
На испорченном избирательном бюллетене члены УИК с правом решающего голоса делают соответствующую запись: «Испорчен избирателем (фамилия, инициалы)» и заверяют ее своими подписями.
29. Могут ли члены УИК, прибывшие к избирателю по его заявлению для проведения голосования вне помещения для голосования, предоставить возможность проголосовать иным лицам, не подавшим соответствующее заявление?
Члены УИК, прибывшие к избирателю по его заявлению для проведения голосования вне помещения для голосования, не вправе предоставить возможность принять участие в голосовании иным избирателям, если они не подали соответствующих заявлений в УИК в порядке, определенном Федеральным законом.
30. Каков порядок голосования прибывшего в помещение для голосования избирателя, от которого ранее поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования?
Если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены УИК с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член УИК не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень до возвращения членов УИК, организующих голосование вне помещения для голосования, в том числе и по заявлению (обращению) этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.
31. В работе УИК возникла нештатная ситуация. Что делать?
При подготовке и проведении выборов возникают непредвиденные ситуации и случаи, для разрешения которых необходимы оперативные действия УИК, не нарушающие избирательные права граждан и в то же время позволяющие найти решение, не противоречащее действующему избирательному законодательству.
Необходимо при этом иметь в виду:
— избирательная комиссия обязана работать открыто и гласно, что обуславливает целесообразность присутствия на заседаниях комиссии при рассмотрении нештатных ситуаций всех лиц, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу;
— о возникшей ситуации незамедлительно информируется вышестоящая комиссия, при необходимости проводится заседание комиссии с участием членов вышестоящей комиссии, представителей органов местного самоуправления и соответствующих ведомств.
Ниже приводятся характерные ситуации, имевшие место в ходе выборов последних лет.
32. В результате аварии коммунальных сетей испорчены избирательные бюллетени. Что делать?
Об этом незамедлительно ставится в известность ОИК и ИКСК, глава местной администрации, предоставивший помещение для голосования избирательного участка, для принятия мер по ликвидации аварии. В этом случае на заседании УИК проводится пересчет испорченных бюллетеней, их гашение, упаковка и организуется их отдельное хранение, составляется соответствующий акт, оформляется заявка и принимаются меры для получения из вышестоящей комиссии дополнительного числа избирательных бюллетеней.
33. Получен телефонный звонок о минировании помещения для голосования. Что делать?
УИК немедленно извещает правоохранительные органы и ОИК.
Организует сохранность избирательной документации.
После окончания проверки помещения для голосования избирательного участка сотрудниками полиции составляется акт, в котором указывается причина приостановления процесса голосования, время начала и окончания проверки, ее результаты, а также заключение о возможности либо невозможности возобновления процесса голосования. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается председателем УИК и руководителем группы сотрудников полиции.
Для обеспечения в подобных случаях непрерывности процедуры голосования возможно оборудовать на базе автобусов несколько передвижных помещений для голосования.
Однако решение об использовании специально оборудованных автобусов принимает вышестоящая комиссия с установлением порядка голосования, не нарушающего свободу волеизъявления граждан, тайну голосования, гласность, права других лиц, находящихся в помещении для голосования избирательного участка.
34. В помещении для голосования неожиданно отключено освещение. Что делать?
Члены УИК обеспечивают сохранность избирательной документации, ящиков для голосования, включают фонари, которые рекомендуется иметь в помещении для голосования, председатель УИК незамедлительно оповещает ОИК, главу местной администрации и предпринимает все меры по включению аварийного освещения в помещении для голосования.
35. Члены УИК, проводившие голосование вне помещения для голосования, не вернулись до 20 часов в помещение для голосования. Что делать?
Члены УИК при проведении голосования вне помещения для голосования по возможности должны быть обеспечены мобильной связью.
В случае если члены УИК, проводившие голосование вне помещения для голосования, не вернулись до 20 часов по местному времени в помещение для голосования, председателю УИК необходимо принять срочные меры, в том числе и с помощью работников правоохранительных органов, по определению места нахождения членов комиссии с переносным ящиком для голосования, установлению причины задержки, уточнению времени их возвращения, а также по их безотлагательному возвращению в помещение для голосования избирательного участка.
Соответствующая информация должна быть доведена председателем УИК до сведения лиц, присутствующих при подсчете голосов.
В отсутствие указанных членов комиссии находящиеся в помещении для голосования избирательного участка члены УИК могут начать работу по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней, но к работе со списком избирателей и к другим последующим действиям можно приступать только после прибытия членов комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования.
36. Кто может присутствовать при подсчете голосов?
С момента начала работы УИК в день голосования и до получения сообщения соответствующей вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола УИК об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей в помещении для голосования вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота.
37. Вправе ли наблюдатель вести видео съемку процесса подсчета голосов?
В целях обеспечения реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, закрепленного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона, наблюдатели могут вести фото- и (или) видео съемку в помещении для голосования.
Наблюдатели могут вести фото- и (или) видео съемку в помещении для голосования с места, определенного председателем УИК, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК.
Во время голосования место для ведения наблюдателями фото- и (или) видео съемки в помещении для голосования определяется с учетом требований пункта 9 статьи 30 и пункта 11 статьи 61 Федерального закона таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей.
При подсчете голосов избирателей, составлении протокола об итогах голосования УИК место для ведения наблюдателями фото- и (или) видео съемки в помещении для голосования определяется с учетом требований пункта 9 статьи 30 и статьи 68 Федерального закона таким образом, чтобы наблюдателям был обеспечен полный обзор действий УИК, в том числе обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей.
Наблюдатели могут вести фото- и (или) видео съемку в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей.
Изображение избирателя не должно занимать большую часть кадра (экрана).
Запрещается вести фото- и (или) видео съемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видео съемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов.
Наблюдатели могут вести фото- и (или) видео съемку в помещении для голосования, соблюдая положения статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие ограничения доступа к информации.
Фото- и (или) видео съемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
38. Должна ли УИК допустить опоздавшего к началу подсчета голосов наблюдателя либо иное лицо, указанное в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, имеющих соответствующие документы, в помещение, где производится подсчет?
39. Могут ли члены УИК в целях экономии времени параллельно осуществлять какие-либо действия, например работать со списком избирателей и вести непосредственный подсчет голосов?
Нет. Федеральным законом определено, что нарушение установленного порядка подсчета голосов влечет признание протокола об итогах голосования недействительным.
40. Как УИК оформляет свое решение об итогах голосования?
УИК оформляет свое решение об итогах голосования протоколом N 1 об итогах голосования на соответствующем избирательном участке (образец N 2 приложения 4 части второй Рабочего блокнота).
41. Как правильно вносить данные в строки протокола УИК?
Числа по всем строкам заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Цифры вносятся в предназначенные для этих целей клетки, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола количество цифр в строке окажется менее четырех, то в свободных клетках, стоящих в начале ряда, проставляются нули. Например:
В случае если в строку должна быть внесена цифра «0», то нули проставляются во всех четырех клетках, а справа от них записывается слово «ноль».
42. Как осуществляется погашение избирательного бюллетеня?
Для погашения избирательного бюллетеня отрезается его левый нижний угол. Не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от данных о зарегистрированных кандидатах.
Рекомендуется на избирательном участке применять единообразный способ погашения избирательных бюллетеней. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели и другие лица, присутствующие при подсчете голосов.
43. Кто заносит данные в увеличенную форму протокола УИК об итогах голосования?
44. На избирательный участок пришло голосовать значительное число избирателей с открепительными удостоверениями, которые были дополнительно включены в список избирателей на дополнительных вкладных листах. Что должна сделать УИК после завершения голосования?
В случае если список избирателей был разделен на отдельные книги, по завершении работы с ним такие книги, а также титульный лист, листы списка со сведениями об избирателях, включенных в список дополнительно в день голосования, и последний лист списка должны быть сброшюрованы (прошиты) в один том, что подтверждается печатью соответствующей УИК и подписью ее председателя на месте скрепления. Исключение составляют книги списка, содержащие сведения об избирателях, представленные командиром воинской части.
При этом разброшюрование отдельных книг списка избирателей не допускается.
В случае если список избирателей не был разделен на отдельные книги, он должен быть сброшюрован с листами списка со сведениями об избирателях, включенных в список дополнительно в день голосования, и последним листом списка в один том, что подтверждается печатью соответствующей УИК и подписью ее председателя на месте скрепления.
45. Что должна сделать УИК после завершения работы со списком избирателей, чтобы определить правильность проведенной работы?
Указанная предварительная проверка не отменяет проведение проверки контрольных соотношений после составления протокола УИК об итогах голосования.
46. Какие действия обязана предпринять УИК, если имеются признаки повреждения печатей (пломб) на стационарных либо переносных ящиках для голосования?
В случае обнаружения признаков повреждения печатей (пломб) на стационарных либо переносных ящиках для голосования УИК до вскрытия соответствующего ящика должна установить возможную причину появления признаков повреждения, определить возможность несанкционированного вскрытия данного ящика при обнаруженных признаках повреждения печатей (пломб), составить акт о выявлении факта обнаружения признаков повреждения печатей (пломб), указав при этом в данном акте возможную причину появления признаков повреждения и возможность несанкционированного вскрытия данного ящика при обнаруженных признаках повреждения печатей (пломб). Председатель УИК должен огласить указанный акт, который подписывается председателем, секретарем и не менее чем двумя членами УИК с правом решающего голоса. Указанный акт вправе подписать и иные присутствующие при подсчете голосов лица, в том числе члены УИК с правом совещательного голоса, наблюдатели. Данный акт приобщается к первому экземпляру протокола УИК об итогах голосования.
После составления, оглашения и подписания акта производится вскрытие данного ящика для голосования и производятся дальнейшие, определенные Федеральным законом, действия.
47. Что делать, если возникло сомнение в определении волеизъявления избирателя при сортировке избирательных бюллетеней?
В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки УИК решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования. При этом необходимо иметь в виду, что пунктом 17 статьи 68 Федерального закона, пунктом 15 статьи 49 Закона края определено, что недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов или в которых отметки проставлены более чем в одном квадрате, расположенном напротив фамилии кандидата.
После проведения голосования на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его признания действительным или недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее чем двух членов комиссии с правом решающего голоса и печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней.
48. Считается ли избирательный бюллетень недействительным, если в квадрате справа от фамилии кандидата написано слово «Против»?
Каждый избирательный бюллетень содержит разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня и в связи с этим УИК должна исходить из того, что избиратель сделал выбор именно в пользу того кандидата, в квадрате справа от которых он поставил любой знак. В федеральном избирательном законодательстве это понятие охватывает все, что можно отметить в квадрате авторучкой либо иными письменными принадлежностями, за исключением карандаша. Отметки в избирательном бюллетене в виде надписи в квадрате либо части квадрата (содержательные и бессодержательные, с ясным и не вполне ясным смыслом, выходящие или не выходящие за рамки квадрата) следует учитывать как обычную отметку (знак). В данном случае бюллетень является действительным и избиратель проголосовал именно в пользу того кандидата, в квадрате справа от наименования которого он поставил этот знак (знак в виде слова).
49. Должна ли вместе с избирательными бюллетенями упаковываться и увеличенная форма протокола УИК об итогах голосования?
Федеральное избирательное законодательство не содержит прямого указания на упаковку увеличенной формы протокола УИК об итогах голосования. Вместе с тем она является отражением протокола (необходимо подчеркнуть, что в увеличенной форме данные по строкам протокола отражаются только цифрами), хотя и не подписывается членами УИК, поэтому увеличенную форму протокола УИК об итогах голосования, заполненную в ходе подсчета голосов избирателей, следует упаковывать вместе с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями и т.д.
50. Может ли УИК признать итоги голосования на избирательном участке недействительными?
Нет. УИК обязана составить протокол и представить его в ОИК вместе с жалобами, поступившими в данную УИК в день голосования и при подсчете голосов избирателей, решениями по указанным жалобам УИК, актами и особыми мнениями (если они были представлены в УИК) членов УИК с правом решающего голоса. На основе документов, представленных в УИК, иных официальных документов данный вопрос может рассмотреть окружная либо вышестоящая избирательная комиссия.
51. Вправе ли лицо, присутствовавшее при подсчете голосов УИК, самостоятельно изготовить копию протокола и потребовать у УИК заверить эту копию?
Нет, не вправе. Пункт 29 статьи 68 Федерального закона, часть 22 статьи 49 Закона края обязывает УИК после подписания протокола об итогах голосования выдать заверенную копию протокола лицам, перечисленным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, по их требованию. При этом УИК отмечает факт выдачи заверенной копии протокола в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию протокола, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
52. Вправе ли наблюдатель, не присутствовавший при подсчете голосов и пришедший в помещение для голосования уже в ходе выдачи копий протокола УИК об итогах голосования, потребовать у УИК выдать ему копию протокола?
Наблюдатель либо иное лицо, указанное в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота и имеющее право на получении копии протокола, вправе получить копию протокола УИК даже в том случае, если они пришли в помещение для голосования в процессе выдачи председателем, заместителем председателя либо секретарем УИК копий протокола об итогах голосования.
53. Вправе ли председатель УИК выехать в ОИК с первым экземпляром протокола об итогах голосования и приобщенными к нему документами, если к этому моменту не завершена выдача копий протокола?
Пунктом 3 статьи 68 Федерального закона установлено, что первый экземпляр протокола УИК об итогах голосования незамедлительно направляется в соответствующую ОИК после выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение. Если процесс выдачи заверенных копий протокола не завершен, то председатель УИК не вправе направиться с первым экземпляром протокола в ОИК.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.