Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик

по тексту Нуйкина На обочине тротуара лежал кусок хлеба (ЕГЭ по русскому)

Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Он убежден в том, что некоторые люди не ценят то, что у них есть.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, многие вещи, окружающие нас в мире, некоторым людям кажутся незначительными, а иногда они просто на просто их не замечают, а вот для других они являются неотъемлемой частью жизни. Свою позицию я готова подтвердить аргументами из литературы.

Так например в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» автор показывает мальчика довольствующегося тем, что у него есть. Хоть мальчик и не доедал, он ценил то что у него есть и всячески отказывался от продуктов, которые ему давала учительница.

Также на ум приходит еще одно произведение Валентина Григорьевича Распутина «Прощание с Матерой». В нем автор показывает, отношение жителей в деревне Матёра, к новости о том, что их деревня будет затоплена. Трагично восприняло новость пожилое поколение, ведь здесь прошла его жизнь, на кладбище покоятся близкие и любимые люди. Всё должно исчезнуть. А вот молодое поколение напротив радостно отнеслось к этой новости, ведь они смогут жить в домах со всеми условиями.

Этот аргумент наглядно показывает, что одно тоже событие, для одних людей заканчивается утратой нравственных ценностей, а для других радостной новостью о новом месте жительства.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Интегрированный урок по русскому языку и культуре родного края

Интегрированный урок по русскому языку и культуре родного края в 5 классе

Цели урока: 1)показать важность хлеба во все времена как основы жизни человека;

2) познакомить с трудной работой земледельца;

3) прививать детям любовь к труду, бережное отношение к хлебу, ведь с этого и начинается воспитание любви к Родине.

Эпиграф: Хлеб – наша гордость, наше богатство .

Встреча гостей со словами:

Презентация темы и эпиграфа. 2-3 слайд

Хлебом – солью принято в нашей стране встречать гостей. Позвольте Вам преподнести хлеб-соль. (подносится гостям хлеб – соль).

Чăваш челхи учителĕ:

— Çăкăртан пуласси, асра тыттă кашни.

Çăкăра уарани – çĕр-шыва упрани.

Вăл пур – тăк, пулнă ун хĕвелĕ,

Вăл çук – тăк çуннă тамăкра.

Çăкăр… Этемшĕн чи хакли. Унăн хакĕ пурнăç. Вăл – пурăнăç сĕткенĕ, пурăнăç тыткăчи. Çак çăкăр пирĕн сĕтел çинче пултăр тесен ылтăн пек сарă пучахсене пĕрчĕн – пĕрчĕн тенĕ пек пуçтармалла, пирĕн аттесемпе аннесен çĕрне – куне пĕлмесĕр ĕçлмелле. Вара тутдă, сĕтеклĕ, çемçе çăкăр пирĕн сĕтел.

– Ачасем, ман сĕтел çинче тĕрлерен тырăсем выртаççĕ. Тыр-пул ячĕсене каласа тухăр-ха. (ыраш, сĕлĕ, урпа, тулă)

— Ачасем, çăкăра мĕнле тырăраран пĕçереççĕ? (ачасен хуравĕ)

— Маттур ачасем, тĕрĕс çăкăра ырашçăнăхĕнчен пĕçереççĕ. Тулă çăнăхĕнчен – сайра хутра.

— Çăкăр пĕçересси ĕç вăл ансат ĕç мар. Çакна эпир видеороликре курапар.

(Исполняется песня «Вот она какая хлеба корка»)

На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб еще дышит теплым ароматом печи.

Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнул туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прокаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…

Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носиком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.

— Грех. Грех-то. Большой грех! – раздалось возле.

Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продубленный солнцем и годами. Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понес к ближайшему газону:

— Пусть хоть птички поклюют!

— Обратите внимание, почему автор после слова «люди» поставил многоточие, знак, который в русском языке означает «умалчивание.» Как вы думаете, с какой целью использован этот знак? ( люди проходят, спешат по своим делам, не обращая внимания на какой-то кусок хлеба. Они равнодушны, им все равно, что там лежит.)

-Каким был старик? ( морщинистый, дряхлый). Почему, как вы думаете, автор обращает наше внимание на внешность старика, что этим он хочет подчеркнуть? ( Он все видел на своем веку, все пережил: и голод, и войну, видел, как умирали люди от голода). Как он отнесся к хлебу? О чем он задумался, глядя на хлеб? ( Для него этот кусок хлеба –самое дорогое в жизни.) Он, наверное, был свидетелем того, как гибли молодые совсем юные мальчишки, спасая хлеб, как горело хлебное поле во время войны. Все это пронеслось в его голове и заставило задуматься. Он поражен равнодушию людей, перешагнувших через хлеб.

-Ребята, скажите, что на первый план выдвигает автор, какую мысль подчеркивает? (бережное отношение к хлебу)

-А почему, как вы думаете, он поклонился хлебу, поднимая его? (он поклонился труду человека, который его вырастил, рукам хлебороба и хлебу как главному продукту).

— Как поступили бы вы, увидев такую картину? (дети высказываются)

— Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающих лет,

Помни, что были лихие года,

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтобы в футбол играли

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал

Ты человеком быть перестал.»

(ребята читают стихи на чув. и рус. языке о хлебе)

Халăхăмăр çапла шухăшлатăн,

Çĕр çинче асли çук çăкăртан!

Ял ĕçченĕ хирте тар тăкать,

Уншăн чунĕ çунать ун ялан.

Тус-тăванăм, çакна эс ан ман;

Çĕр çинче асли çук çăкăртан.

Пуç тайса хисепле эс ăна,

Вăй та пурнăç парать вăл сана.

Çăкăр вăл – çĕр-аннемĕр парни,

Вăл пулсан – эпир вăйлă, пуян.

Ĕçлĕ халăх ăна хаклани

Ĕмĕртен вăл пырать, авалтан.

Ачаран пултăр пирĕн асра

Тĕпретме юрамасть çăкăра!

Пирĕн пурнăç хăвачĕ унта,

Унăн ячĕ ялан чи малта.

Не боюсь я в стихах повторится

Хлеб не знает предела похвал-

Если рожь на Руси колосится,

Значит, кто-то всерьез недоспал.

Зори росные, свет полуденный

Хлеборобской заботы тропа,

Перебродят и пламенем зерна,

Запылают в колосьях снопа,

Ничего нет на свете вкуснее

Благородной работы жнеца,

Если рожь где-то жемчугом зреет,

Кто-то трудится в поте лица

Эп астёватёп вёр=ё =ёкёрне:

Унта эрем вёрри темчул:

+ынсен хуйхи: в.ри ку==уль:

Ун тутине – халь те туятёп?

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частным гостем

Им были детства дни полны.

Особо помним мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны

Поле вспахано у нас

Мы присели, ощутили

От земли идет тепло

Сеем раз и два и три

Колоски у нас взошли

Их мы будем собирать

Наклоняется и вставать

Их мы сразу растираем,

Зернышки все собираем

Смелем зерна на муку

Из муки замесим тесто

Будет нам пирог чудесный

Что изображено на картине?

Какое время дня изобразил художник?

Что прежде всего бросается в глаза?

Впечатления от картины

золотая, солнечная, яркая, светлая, сияющая, обильная, волнующаяся как море, бескрайняя, богатая, щедрая.

Тонкие, ломкие, длинные, склоняются к земле.

Заросшая, убегает, теряется во ржи.

Огромные, могучие, как великаны, уходящие кронами в небо, подпирающие небо,древние, величественные, богатырские.

Голубое, высокое, чистое, ясное, светлое,прозрачное, глубокое

Величие родной природы, простор и мощь, спокойствие, свобода.

Подбор клише: ( Уч-ся заканчивают предложения).

1. На картине Шишкина изображена( золотая и обильная рожь)

2. Она создает впечатление (колышущегося моря)

3. Отдельные колосья ( четкие, склоняются под своей тяжестью)

4.Во ржи растут (полевые цветы: ромашки, васильки)

5. Тропинка (заросла травой, убегает вдаль)

6.На втором плане изображены (могучие сосны, уходящие кронами в небо)

7. Сосны как ( Часовые, сторожат хлеб)

— О чем хотел рассказать художник? В чем выражается главная мысль произведения? (о просторе поля, где зреет рожь)

— Картина проникнута любовью художника к родной природе. Мы чувствуем величие природы и человека, взрастившего хлеб.

Учитель русского языка: Объяснительный диктант

Свежий хлеб! Он пахнет небом, пахнет ранним ветерком, зернами, что стали хлебом спелым, спелым колоском. А еще, еще работой! Кто-то хлеб тот убирал, на муку молол, а кто-то продавал. Без него любые блюда кажутся не такими вкусными. На столе стоит, как чудо, свежий хлеб страны родной!

— Çăкăр халăхшĕн мĕнле вырăн йышăнать(ачасен хуравĕ)

— Ачсем, халĕ сиренпе пĕр вăйă выляса илетпĕр. «Ваттисен сăмахĕсене вĕçле»

(детям раздается карточки – задания: на одной – начало пословицы, на другой – конец. Одни читают начало – другие находят конец)

Без хлеба – не будет обеда

Земля матушка – хлеб батюшка

Много снега – много хлеба

Без соли, без хлеба – худая беседа

Çăкăр пулсан ĕç ăнать

Çăкăр пĕрчĕрен пулать

Çăкăр – тăвар хире – хирĕç

Учитель русского языка:

А теперь немного отдохнем и поиграем.

Жок-жок-жок – это (пирожок)

Шки-шки-шки – мама жарит (пирожки)

Шки-шки-шки – мы любим (пирожки)

Жок-жок-жок – кушает Женя (пирожок)

Чи-чи-чи – пекутся в печке (калачи)

Чи-чи-чи-на празднике будут (калачи)

Итак, ребята, мы сегодня много говорили о хлебе, а теперь сделаем вывод, составим кластер.

Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть картинку Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Картинка про Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старикжизнь

Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть картинку Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Картинка про Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старикеда

Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть картинку Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Картинка про Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старикИзложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть картинку Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Картинка про Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старикИзложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть картинку Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Картинка про Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старикгл. продукт

Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть картинку Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Картинка про Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старикнеобходимость спасение от гол.

Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть картинку Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Картинка про Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик

радость когда он есть

Составление памятки.( Предлагаются ситуации, связанные с бережным отношением к хлебу. Учащиеся составляют и зачитывают предложения. Например: 1). Не топчи хлеб и не бросай его на пол. 2). Не отрезай кусок хлеба больше, чем можешь съесть. 3). Всегда делись с хлебом с другими. 4). Цени в хлебе свой и чужой труд).

Учитель русского языка: Знайте, дорогие ребята, для того, чтобы хлеб у всех был сегодня, и завтра, и всегда – трудится вся страна.

Чăваш челхи учителĕ: Ачасем, паян эпир мĕн çинчен калаçрăмăр? (ответ учеников)

— Мĕн çĕнни илтĕр? (ответ учеников)

— Сĕтел çинче апат-çимĕçрен чи асли мĕн шутланать? (ответ учеников)

— Çăкăра мĕнле туса илеççĕ? (ответ учеников)

— Паянхи урока çирĕплетсе хăварма, сиренпе синквейн тăвăпăр. Синквейн вăл 5 йĕркеллĕ рифмăсăр сăвă. 7-8 слайд

— Çăкăр пире пурнăç парать, вăй-хала çирĕплетет, кăмăла çĕклет. Пирĕн кĕрекере çăкăр яланах хисепре пултăр, эсир ăна типтерлĕ тытăр, ун тутине пĕлсе кăмăлпа çийĕр.

С детских лет запомнил навсегда:

Хлеб – земля. Хлеб – воздух. Хлеб – вода.

Солнечное в нем живет светило,

В нем живет душа родных полей, Нежность доброй матери моей.

Жизнь – от хлеба, и от хлеба – сила.

Домашнее задание : составить небольшое стихотворение на русском и на чувашском языках. 9 слайд

Источник

Презентация по русскому языку на тему: «учимся писать сжатое изложение»

Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть картинку Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Картинка про Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учимся писать сжатое изложение

Работа с текстом Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожил предупредил директора школы, что разговор у них будет серьёзный. Старик развернул на столе белый платок. На нём лежал засохший, видавший виды кусок хлеба. Сухомлинский был удивлён этому. «Это Святой хлеб!» − сказал Иван Степанович и тяжело вздохнул. Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришёл Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуков бросают чёрствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши! Дедушка говорит внукам: «Разбойники! Что вы делаете! Хлеб целовать надо, а не бросать его». Засмеялись мальчишки. Бегают по саду, резвятся. Поймал их дед, надрал им уши. Пустили слезу внуки, но не от стыда, а от боли. А болело сердце их деда. «Разве вырастут настоящими людьми эти дети?» − сказал он с болью Сухомлинскому. Вскоре в селе узнали, что умер Иван Степанович. Запомнил директор школы разговор с мудрым стариком, поэтому и положил сухарь вместе с белым платком в шкаф на видное место. Смотрит Василий Александрович на хлеб и вспоминает он строгие, тревожные глаза старожила. Упрёком его внукам и всем ученикам школы звучат в ушах директора слова: «Это Святой хлеб!»

Особенности текста: 1. Тема. 2. Основная мысль. 3. Предложения связаны по смыслу и грамматически (средствами связи). 4. Завершённость по смыслу.

Выделение ключевых слов Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожил предупредил директора школы, что разговор у них будет серьёзный. Старик развернул на столе белый платок. На нём лежал засохший, видавший виды кусок хлеба. Сухомлинский был удивлён этому. «Это Святой хлеб!» − сказал Иван Степанович и тяжело вздохнул. Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришёл Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуков бросают чёрствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши! Дедушка говорит внукам: «Разбойники! Что вы делаете! Хлеб целовать надо, а не бросать его». Засмеялись мальчишки. Бегают по саду, резвятся. Поймал их дед, надрал им уши. Пустили слезу внуки, но не от стыда, а от боли. А болело сердце их деда. «Разве вырастут настоящими людьми эти дети?» − сказал он с болью Сухомлинскому. Вскоре в селе узнали, что умер Иван Степанович. Запомнил директор школы разговор с мудрым стариком, поэтому и положил сухарь вместе с белым платком в шкаф на видное место. Смотрит Василий Александрович на хлеб и вспоминает он строгие, тревожные глаза старожила. Упрёком его внукам и всем ученикам школы звучат в ушах директора слова: «Это Святой хлеб!»

Правила построения абзаца В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема. Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка. Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена тема или основная мысль) обычно помещается вначале или в конце абзаца. Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.

План текста: Разговор будет серьёзный. Чёрствый кусок хлеба на столе. Рассказ старого пастуха. Болело сердце деда. Запомнил директор школы разговор со стариком.

Работа над сжатием текста 1 абзац. Однажды к Василию Александровичу Сухомлинскому пришёл в школу самый старый житель села Иван Степанович. Он очень волновался. Старожил предупредил директора школы, что разговор у них будет серьёзный. Однажды к В.А. Сухомлинскому пришёл в школу взволнованный старожил Иван Степанович. Он предупредил директора о серьёзном разговоре.

Работа над сжатием текста 2 абзац. Старик развернул на столе белый платок. На нём лежал засохший, видавший виды кусок хлеба. Сухомлинский был удивлён этому. «Это Святой хлеб!» − сказал Иван Степанович и тяжело вздохнул. Старик принёс с собой в белом платке кусок чёрствого хлеба и сказал, что это святой хлеб. Василий Александрович был этому удивлён.

Работа над сжатием текста 3 абзац. Василий Александрович услышал рассказ старого пастуха и узнал, как появился у него этот хлеб. Накануне пришёл Иван Степанович с пастбища и застал в саду неприглядную картину. Четверо его внуков бросают чёрствый кусок хлеба на дерево, сбивают им спелые груши. Сладкие уродились в этом году груши! Из рассказа старого пастуха директор школы узнал, как к нему попал хлеб. Вечером он вернулся с пастбища и увидел в своём саду неприглядную картину. Его внуки сбивали хлебом спелые груши.

Работа над сжатием текста 4 абзац. Дедушка говорит внукам: «Разбойники! Что вы делаете! Хлеб целовать надо, а не бросать его». Засмеялись мальчишки. Бегают по саду, резвятся. Поймал их дед, надрал им уши. Пустили слезу внуки, но не от стыда, а от боли. А болело сердце их деда. «Разве вырастут настоящими людьми эти дети?» − сказал он с болью Сухомлинскому. Дед пристыдил сорванцов. Однако они только посмеялись над ним. С болью сказал Сухомлинскому старожил, что не вырастут такие дети настоящими людьми.

Работа над сжатием текста 5 абзац. Вскоре в селе узнали, что умер Иван Степанович. Запомнил директор школы разговор с мудрым стариком, поэтому и положил сухарь вместе с белым платком в шкаф на видное место. Смотрит Василий Александрович на хлеб и вспоминает он строгие, тревожные глаза старожила. Упрёком его внукам и всем ученикам школы звучат в ушах директора слова: «Это Святой хлеб!» Вскоре умер Иван Степанович. А директор школы положил сухарь на видное место, чтобы все его ученики помнили о святом хлебе.

Инструкция «Как писать сжатое изложение» Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. Найдите среди них главную мысль. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы. Озаглавьте каждую часть и составьте план. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Обдумайте средства связи между частями. Переведите отобранную информацию на «свой» язык (используйте приемы сжатия). Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Святой хлеб Однажды к В.А. Сухомлинскому пришёл в школу взволнованный старожил Иван Степанович. Он предупредил директора о серьёзном разговоре. Старик принёс с собой в белом платке кусок чёрствого хлеба и сказал, что это святой хлеб. Василий Александрович был этому удивлён. Из рассказа старого пастуха директор школы узнал, как к нему попал хлеб. Вечером он вернулся с пастбища и увидел в своём саду неприглядную картину. Его внуки сбивали хлебом спелые груши. Дед пристыдил сорванцов. Но они только посмеялись над ним. С болью сказал Сухомлинскому старожил, что не вырастут такие дети настоящими людьми. Вскоре умер Иван Степанович. А директор школы положил сухарь на видное место, чтобы все его ученики помнили о святом хлебе.Да. Хлеб всему голова. Мы должны беречь хлеб и помнить о его настоящей цене.

Источник

Конспект урока:»Изложение с элементами сочинения. Слово о хлебе»

Выбранный для просмотра документ 11. Изложение.docx

Предмет: русский язык класс:8 урок:39

Тема: Изложение с элементами сочинения.

Основная цель урока – научить писать изложение с элементами сочинения на материале публицистического текста.

Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Смотреть картинку Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Картинка про Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старик. Фото Изложение кусок хлеба о чем мог задуматься старикВспомогательные цели урока:

Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия текста;

Развивающая: способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная: формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание литературного вкуса.

Задачи урока:1. Повторить приемы сжатия текста. 2.Научить применять приемы сжатия текста на практике. 3.Повторить особенности публицистического текста. 4. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения). 5. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Задача ученика – продемонстрировать следующие умения: выделять главную, наиболее сущест венную, и второстепенную информацию; производить исключение и обобще ние; определять родовые и видовые поня тия; различать целые объекты и их части; показать грамотность устной и письменной речи.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари, презентация «Этапы работы над сжатым изложением», на закрытой перед уроком внутренней доске написан эпиграф к уроку:

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,

И слезой, и ветром, и грозой.

Сколько в нём заботы и труда,

Сколько людям он несёт добра.

Цель : психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

2. Постановка цели и задач урока.

Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста. Частная цель уро ка — сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого.

Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы .

Цель: повторить отличительные черты текста публицистического типа, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием.

Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек с небольшими текстами повторить приемы сжатия текста.

4. Первичное знакомство с текстом (учитель читает исходный текст для его сжатого изложения).

Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста.

Цель : дать толкование непонятных ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.

Цель: указать на правописание «трудных» слов.

Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.

Учащиеся должны написать изложение с использованием приемов сжатия, о которых велась речь на уроке.

Цель : дать возможность учащимся проверить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу — одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.

Подведение итогов урока.

Цель: обозначить недопонятые учащимися моменты урока для закрепления их на последующих уроках.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами урок по развитию речи.

Актуализация полученных ранее знаний. (12 мин.)

Постановка цели и задач урока.

Учитель: Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока: Сжатое изложение публицистического текста.

Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.

(Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.)

Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

— Учитель: Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать?

Учитель: Вспомним, что такое публицистика?

( Литература по общественно – политическим вопросам современности)

Учитель: Назовите характерные стилевые черты публицистики.

( Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция)

Учитель: А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

(Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.)

Учитель: Какие жанры публицистики вам известны? ( Статья, репортаж, интервью, заметка)

Учитель: С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке.

— А что значит сжать текст?

Рассуждение. Заслушиваются 1 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

— Учитель: Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

Обсуждение. ( Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)

Повторим приемы сжатия текста.

Учитель: какие приёмы сжатия текста нам известны?

1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.

2. Обобщение. С начала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)

Практическая работа на уроке. (26 минут)

Прочитайте их и подумайте, о чем будет текст, над которым мы будем сегодня работать?

(Учащиеся читают эпиграф. Затем учитель вслух выразительно читает его еще раз.

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,

И слезой, и ветром, и грозой.

Сколько в нём заботы и труда,

Учащиеся высказывают свои предположения о тексте: текст о ценности хлеба.)

Первичное знакомство с текстом. Учитель вслух читает исходный текст.

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.

Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(По Н.В.Беседину) 161 слово

2. Работа с презентацией «Этапы работы над сжатым изложением»

Учитель: Определим тему, основную мыслью, тип и стиль речи исходного текста.

Слайды 3-5 (Тема прослушанного текста – о хлебе. Основная мысль текста отражена в эпиграфе к уроку. В словах поэта В. Штурмина заключена мысль о ценности хлеба. Эти строки раскрывают предназначение хлеба на земле – нести людям радость и доброту! Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический. Кратко повторяем признаки типа текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод.)

Языковой анализ текста. Слайды 6-9 Деление текста на микротемы.

Учитель: Что такое микротема? Определите микротему каждого абзаца . Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.)

(1 микротема о большой ценности хлеба в жизни человека)

Давайте поработаем со словами, значение которых требует нашего объяснения. (Работа с толковым, орфографическим и фразеологическим словарями поручается группе учащихся).

Что значат выражения «…люди, преломившие хлеб»;

«Хлеб – посол мира и дружбы…»

( «…люди, преломившие хлеб», т.е. разделившие с кем-либо трапезу. Они должны были стать друзьями на всю жизнь.

— Учитель: Как связан хлеб с нравственным состоянием общества? Об этом 2 микротема текста.

— Что обозначает выражение «ест свой хлеб»? (Так говорят о человеке, который живёт честным трудом.)

— Кого называют нахлебниками? (Людей, живущих за чужой счёт.)

— Учитель: Определите 3 микротему исходного текста. (Автор текста в 3 микротеме называет хлеб чудесным даром и призывает нас, читателей, уважительней относиться к хлебу. От этого мы станем чище душой, совестливей и добрей).

Самостоятельная работа учащихся. (20минут)

Учащиеся работают с черновиком по созданию собственного текста на основе прослушанного, используя приёмы сжатия.

Самопроверка работы (15 минут)

Учащиеся проверяют получившиеся изложения, выявляют ошибки и устраняют их. Переписывают изложение на чистовик.

Подведение итогов урока. (3 минуты)

— Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?

— Какие приёмы сжатия текста вы использовали в работе?

1. Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»

Выделите в тексте важные, необходимые мысли.

Найдите среди них главную мысль.

Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

Обдумайте средства связи между частями.

Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

Запишите получившийся вариант текста.

К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

замена прямой речи косвенной.

Текст для прослушивания

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.

Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(ПО Н.В.Беседину) 161 слово

Текст для прослушивания

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.

Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(ПО Н.В.Беседину) 161 слово

Текст для прослушивания

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.

Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(ПО Н.В.Беседину) 161 слово

Текст для прослушивания

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.

Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом, человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *