Изобразительное искусство что это для детей
Изобразительное искусство в жизни ребенка
Одной из важных задач дошкольного воспитания является введение дошкольников в мир культуры. Накопленные ребенком в этом возрасте впечатления и знания реализуются затем на протяжении всей жизни.
Однаиз главных задач детского сада — создать условия для воспитания ребенка творческой,всесторонне развитой личностью. Для этой высокой цели по самой своей природе предназначено искусство, и втом числезанятия по изодеятельности. Именно они обладают таким воздействием на ребенка,что формируют иразвивают его всесторонне:
углублют и направляют эмоции;
развивают глазомер и ручную умелость;
развивают мыслительную способность и расширяют кругозор;
формируют нравственные принципы;
участвуют в развитии универсальных способностей.
Мнение современных ученых таково: работа пальцев способствует развитию речи. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Предварительно нарисовав события, ему легче рассказать о нем. Вот почему, по мнению специалистов,рисовать ему так же необходимо, как и разговаривать.
Вот оно, счастье творческого труда, о котором писал в своей книге «мудрость красоты» наш современник народный художник и педагог Б. М. Неменский. Вот она, та сила, которая поможет ребенку подняться из любой жизненной трудности. И когда он станет взрослым, память обязательно будет возвращать его в детство, в состояние радости и счастья, подаренное ему минутами общения с красками, когда он создавал свои произведения.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Выставка — очень важный момент в жизни вашего ребенка. Ребенок получает возможность сравнивать работы и видит, что у других получается иначе. В эти минуты он лучше видит свои работы и лучше понимает работы товарищей.
Небудем забывать педагогических заповедей:
Нужно помнить, что если взросломутважен результат деятельности, то для ребенка- дошкольника первостепенное значение имеет сам процесс деятельности. Ведь в процессе рисования маленький художник выражает через линию и цвет свои переживания, радость, любовь, печаль, страх.
Выплескивая эти эмоции на лист бумаги, ребенок как бы освобождается от них, выпускает их на волю, и в этом заключается психотерапевтическийи эффект рисования.
Приобретя умение рисовать, делать «настоящие» иллюстрации к любимым сказкам и изображать окружающий мир, ваш ребенок радуется этому не меньше, чем новой игрушке,а даже больше: ведь он познает радость творчества!
Дорогие родители, давайте будем помнить, что в рисовании у детей не бывает удач или не удач.Они умеют рисовать всегда: сегодня так, а завтра — не хуже и не лучше, а просто иначе.
Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Вязание крючком пальчиковый театр Пальчиковый театрСвоевременное овладение речью имеет важное значение для формирования полноценной, всесторонне развитой личности ребенка.
Конспект внеклассного занятия «Что такое искусство? Что мы называем искусством?»
Что такое искусство? Что мы называем искусством?
Цель: повышение общего культурного уровня учащихся, посредством
ознакомления с таким понятием как искусство.
Задачи: заинтересовать учащихся тематикой и содержанием занятия, способствовать развитии творческих способностей учащихся, нацелить на самостоятельное приобретение знаний о русской культуре и искусстве.
Оборудование и материалы: Выставка книг по русской культуре и искусству, кроссворд, начерченный на доске.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня мы с вами начинаем удивительное путешествие в мир прекрасного, что такое искусство? Что мы называем искусством? Так будет называться классный час, который мы проведем в интересной форме и узнаем много нового и полезного о русской культуре и искусстве.
Посмотрите какие книги представлены на этой необычной выставке, которая поможет вам понять, о чем пойдет у нас в дальнейшем речь.
Классный руководитель показывает и называет книги, энциклопедии, словари.
«Что такое искусство? Что мы называем искусством?»
Итак, вы увидели книги, которые помогут нам в проведении классных часов.А теперь ответьте на вопросы:
• Как вы понимаете слово «культура?»
• Каких известных композиторов, скульпторов, художников, артистов вы знаете? (композиторы:Шаинский, Бетховен, Моцарт, Бах, Рим Хасанов (башкирский композитор) ;скульпторы: Бернини, Шадр,художники: Андрей Рублев, Рембрандт, Рубенс, Эль Греко, Леонардо да Винчи.)
• Какие телевизионные передачи вам нравятся больше всего?
• Как вы понимаете слово «искусство»?
Работа с карточками (они в свободном порядке прикреплены к классной доске)
Классный руководитель объясняет, что будет читать и пояснять значение каждого из этих слов, а детям нужно будет отгадать нужное слово, найти ему место в кроссворде. Одна буква в каждом слове выделена жирным шрифтом.
Слова для кроссворда с объяснением значения каждого из них.
ЖИВОПИСЬ – один из основных видов изобразительного искусства. Произведения его создаются с помощью красок, которые наносятся на какую-нибудь поверхность. (искусство изображать предметы и явления реального мира с помощью красок.)
ХРАМ – культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. (здание для богослужения.)
ЦИРК – особый вид актерского искусства, в основе которого лежит трюк, действие, впечатляющее зрителей и происходящее на круглой площадке.
ПОРТРЕТ – изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры.
ГАЛЕРЕЯ – длинное крытое светлое помещение, удлиненное, со сплошным рядом больших колон, предназначенное для хранения собраний произведений живописи, она стала синонимом музея.
ОПЕРА – представление, в котором объединены музыка и пение.
ОБРАЗ – специфическая, присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого отдельного вида искусства приемами, это общие представления, которые возникают у человека на основе различных ассоциаций (звуковых, слуховых, зрительных).
КРЕМЛЬ – центральная укрепленная часть древнерусских городов, находящаяся на высоком месте на берегу реки или озера или у слияния двух рек.
АРХИТЕКТУРА – вид искусства, которое позволяет возводить красивые и удобные постройки, соответствующие определенным целям (жилые дома, общественные, административные, представительные и другие типы зданий). Ее считают одним из ведущих видов пластического искусства.
ИГРУШКА – предмет, предназначенный для детской игры, средство эстетического воспитания, произведение искусства.
БАЛЕТ – сценическое искусства, основанное на сочетании танца и музыки. (вид музыкально-театрального искусства, представляющий собой сочетание танца, музыки и драматургии)
МАСКА – при помощи ее актер может полностью изменить свой внешний и внутренний облик, создать образ любого животного, различных по характеру людей.
ГУЛЯНЬЯ – одна из разновидностей городских и сельских увеселений,приурочивались к главнейшим церковным праздникам: на Рождество и Масленицу это было катание с гор на санях, постройка снежных городков, на Пасху преобладали различные виды каруселей и качелей.
ИКОНА – образ, таинственный символ божества, «книга для неграмотных», не в единственном числе она есть в любом храме, церкви, монастыре.
ГУСЛИ – название музыкального инструмента, представляющего плоский полый ящик с натянутыми над ним струнами. Этот инструмент прославил былинного героя Садко. (старинный русский многострунный щипковый музыкальный инструмент.)
КОЛОКОЛ – непременная принадлежность христианского храмового богослужения, издает звуки, разные по тональности, длине и диапазону. (отлитый из меди, медного сплава ударный самозвучащий музыкальный инструмент в форме полого усеченного конуса с подвешенным внутри металлическим стержнем.)
Про искусство для детей: сквозь время и пространство
Искусство – неотъемлемая часть жизни человека. История искусств для детей познакомит юных эстетов не только с видами живописи, архитектуры и скульптуры, но и с тем, как они развивались на протяжении эволюции человечества.
Какие бывают виды искусства
Творчество тесно связано с искусством. Недаром талантливых художников, скульпторов и композиторов называют творцами. Они не просто знакомят окружающих со своим внутренним миром, но и расширяют мировоззрение людей, доставляют им эстетическое удовольствие.
Существует множество видов искусств, но самые известные из них ведут свое начало еще с древних времен.
Живопись
Живопись – один из древнейших видов искусства. Оно зародилось с появлением человечества.
До нашей эры
Первыми художниками были первобытные люди, которые рисовали на стенах своих пещер сцены из своей повседневной жизни:
Краски первобытных представителей искусства были сделаны из натуральных пигментов, например, из сажи, угля, сока растений или ягод. Кисти делали из волос животных или же просто рисовали пальцами.
Античность
В период античности художники писали, стараясь добиться более реалистичного изображения. Они пытались изобразить объемное пространство на плоскости. Это можно заметить на уникальных фресках, которые дошли до наших дней (кносские, индийские, итальянские).
Средние века
В Средневековье искусство стало более религиозным. Художники старались подчеркнуть в своих картинах духовность. Большинство сюжетов бралось из Библии. Средневековая живопись кажется более плоской, но при этом имеет четкие контуры и интересную колористику.
Ренессанс
В эпоху Возрождения представители изобразительного искусства провозгласили, что главное – это человек и его отношения с природой и окружающим миром. В это время пишется большое количество портретов самых разных людей: от аристократов и церковников до простых граждан. В искусстве возникают новые направления, такие как барокко и классицизм. Изобретаются новые приемы – светотень и перспектива.
Современное изобразительное искусство
В начале XX века появляется абстрактная живопись. Ее главная задача – это не скопировать какой-либо объект, а передать эмоции художника. Привычные вещи предстают в новом свете и фантазию творца уже ничто не ограничивает. Благодаря этому в изобразительном искусстве появляются новые направления: авангардизм, абстракционизм.
История одной картины для детей
Картина «Утро в сосновом бору» хорошо известна и всем поклонникам живописи, и любителям шоколадных конфет. Однако на самом деле авторами этого произведения искусства являются два человека: Иван Шишкин и Константин Савицкий. Дело в том, что Шишкину никак не удавалось нарисовать медведей, в итоге он обратился за помощью к своему близкому другу – художнику Савицкому. Павлу Третьякову – заказчику картины, не понравилось то, как были нарисованы медведи. В итоге он стер скипидаром фамилию Савицкого и авторство стали приписывать только Шишкину.
Скульптура
Скульптура – одна из самых влиятельных форм искусства. Именно в камне увековечивали себя все римские императоры, и именно благодаря скульптуре мы можем себе представить, как выглядел Аристотель и Александр Македонский, Сенека и Ахилл.
Доисторическая скульптура
Вырезать фигурки птиц и животных первобытные люди начали еще в доисторический период (примерно 38-35 тысяч лет назад). Основным материалом первых скульпторов был оолитовый известняк, стеатит, глина, мамонтовая кость. Самой древней скульптуре без малого 230 тысяч лет. Это небольшая статуэтка из базальта была найдена на Голанских высотах в Израиле.
Древние цивилизации
В Древнем Египте для украшения зданий широко использовались различные рельефы. Помимо каменных скульптур, у знати и богатых торговцев пользовались популярностью изделия из меди и драгоценных металлов. Особенно известна своими металлическими скульптурами была Минойская цивилизация.
В Древнем Китае успешно работали с бронзой. Знаменитые Саньсиндуйские бронзовые маски были изготовлены еще в 1100 году до н.э. Сегодня эти предметы искусства являются национальным достоянием. Однако самой известной работой древнекитайских скульпторов считается терракотовая армия, состоящая из 8000 терракотовых воинов и лошадей.
Античность
Скульптуру Древней Греции до сих пор называют примером классического пластичного искусства. Она отличается удивительным реализмом. Именно эти традиции переняла древнеримская школа, добавив к греческому реализму римский героизм. Скульптуру этого периода отличает экспрессия, а главными объектами скульпторов становятся герои, боги, императоры.
Ренессанс
Эпоху Возрождения в искусстве нередко называют «вторым открытием» античности. Объектом художников по камню стал простой человек, а не святые и мученики, как в предшествующий период Средневековья. Величайшим скульптором итальянского Возрождения является Микеланджело, а самыми известными произведениями искусства этого периода стали «Давид» и «Пьета».
XIX век и современность
Приемником традиций Микеланджело называл себя и Огюст Роден – французский скульптор, подаривший миру «Мыслителя». В XX веке в искусстве произошла революция, вызвавшая волну экспериментов буквально во всех его сферах. Не миновало это и скульптуру. Она стала отражением своего времени: новых механизмов и машин, новых представлений о человеке и его роли.
В качестве материала теперь использовался не только камень, глина или дерево, но и автомобильные детали, войлок, бытовые приборы, сантехника. В искусстве возникли новые направления: концептуализм, поп-арт, минимализм, лэнд-арт.
Скульптура тесно связана с еще одним видом искусства – архитектурой. Самыми известными творениями архитектурной скульптуры являются Статуя Свободы, колонна Нельсона и Колосс Родосский. Последний, к сожалению, не сохранился до наших дней.
Архитектура
Человек всегда стремился возвести укрытие. Изначально это были простейшие объекты из камня. Сегодня используются более современные материалы и конструкции. Некоторые архитектурные строения настолько удивительны, что могут составить конкуренцию предметам искусства: знаменитым картинам и известнейшим скульптурам.
Древний Египет
Первые строения дошли до нас еще с эпохи неолита. Это были простейшие конструкции из балок и плоской крыши. Позже они получили развитие благодаря древнеегипетским зодчим, которые первыми придали смысл архитектурным формам. Именно в Египте впервые появились колонны, которые были украшены резьбой и орнаментом. Сегодня они считаются предметами искусства.
Древняя Греция и Древний Рим
Не остались в стороне и греки, чьи удивительные храмы до сих пор поражают своим великолепием и логичностью постройки. Чего стоит один только Парфенон. Впрочем, если говорить о величии архитектурного искусства, нельзя не вспомнить Древний Рим и его Колизей. Римляне освоили арку, но при этом усердно продолжали традиции греческой архитектуры.
Византия
После падения Западной Римской империи византийские архитекторы внесли свои коррективы. К стойкам и балкам добавились деревянные стропила – конструкции, позволяющие удерживать кровлю. Появились первые купольные храмы на парусах (хотя купол был изобретен еще в Древнем Риме). Паруса – это двояковогнутые треугольники, символизирующие четырех апостолов, которых называли четырьмя столпами церкви.
Средневековье и Ренессанс
В Средние века «правили бал» два основных стиля архитектуры: романский и готический. Для зданий в романском стиле характерны арочные конструкции, сглаженные формы, каменные своды. Это – истинный наследник «римского» стиля.
В готике арки и своды стали стрельчатыми, в итоге создавалось впечатление большей торжественности, строгости и порядка. Все это подкреплялось многочисленными витражами, которые активно использовали при строительстве сооружений в готическом стиле.
Эпоха Возрождения подарила архитектурному искусству новые направления, такие как
XIX век
Большое влияние на архитектуру оказала промышленная революция. Уже в начале XIX столетия в строительстве начали активно использовать металлические конструкции. Возможность производства стекла больших размеров сделало возможным использовать в архитектуре и этот материал. Яркий пример – Хрустальный дворец, возведенный в Лондоне к выставке 1851 года.
Современность
В конце XIX века началось промышленное применение железобетона, который сегодня является одним из основных строительных материалов. В сочетании с металлической арматурой железобетон многократно увеличивает прочность деталей.
Современные конструкции из железобетона могут перекрывать пролеты любой ширины. Больше нет нужды в балках и колоннах, поэтому теперь они носят исключительно декоративный характер. Зато появилась возможность полностью остеклять здания, придавая им современный и привычный нам вид.
Это далеко не все виды искусства, достойные упоминания. Есть еще музыка и литература, театр и балет, кино и фотоискусство.
Музеи, галереи, парки, выставки, кинотеатры и библиотеки – все это места, где можно познакомиться с шедеврами человеческой мысли, воли и фантазии. Даже просто пройдя по улице, можно увидеть уникальный архитектурный ансамбль, а гуляя по парку наткнуться на необычную скульптуру.
Говоря про искусство, нельзя забывать, что оно очень тесно связано с жизнью людей. По нему легко проследить историю человечества даже в самые тяжелые периоды его развития. Но главное, настоящее искусство способно разбудить в людях самые светлые эмоции и чувства.
Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства детей младшего школьного возраста
Презентация к уроку
Работая с детьми младшего школьного возраста, я столкнулся с проблемой введения их в мир жанров и видов изобразительного искусства. Современных «компьютеризированных» детей сложно удивить, поэтому возникла острая необходимость в создании презентации, которая помогла бы увлечь, заинтересовать данной темой, предоставить доступный, для понимания визуальный ряд. В процессе объяснения учащиеся открывают для себя удивительно разнообразный мир искусства, вот почему подбор образцов и репродукций для презентации особенно важен.[3]
У каждого педагога сформировано своё видение мира, которое он транслирует ученикам, школьники интегрируют разные представления о мире, и на их основе формируют своё видение. Но для того чтобы ученики смогли сформировать собственную систему ценностей преподавателю нужно спроектировать условия, предоставляющие возможности выбора, осмысленных поступков и решений, нравственного выбора в проблемных ситуациях. [1] Использование презентации в практической педагогической деятельности поможет учителю наполнить социализацию школьников культурным смыслом, обеспечить трансформацию культурных ценностей, познавательную мотивацию, в изучении изобразительного искусства. Прежде чем говорить об искусстве, изначально необходимо объяснить понятие «культура».
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere – возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание) [2]
«Культура» – это то, что создано руками, умом человека.
Особое место в культуре занимает искусство. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок, искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. Именно оно обладает предельно широким спектром воздействия на развитие и формирование личности в силу объединения в нем всех видов деятельности: ценностно-ориентационной, созидательной. Л.С Выготский, пишет о том, что все прикладное значение искусства, в конечном счете, сводится к его воспитательному действию.
Изобразительное искусство в начальной школе нацелено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, эмоционального оценивания, способности к познанию мира через чувства и эмоции. В соответствии с Федеральным Государственным
Образовательным Стандартом нового поколения, задачи изучении курса изобразительного искусства в контексте основных педагогических задач образовании следующие:
Восприятие интереса к изобразительному искусству – обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле – развитие нравственных чувств – уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. [5]
Поэтому, необходимо, начиная с истоков детства, показывать младшему школьнику мир с любовью и ценить все проявления этой жизни.
Начнем с определения понятия.
Слайд 2-й Изобразительное искусство это один из наиболее крупных разделов искусства.
Изобразительное искусство – вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры
В своей презентации рассмотрим лишь основные виды и жанры.
Слайд 3 Изобразительное искусство делится на виды и на жанры. Классифицируют их по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества
скульптура
живопись
графика
фотоискусство
декоративно-прикладное искусство
Слайд 4 Жанры изобразительного искусства. Жанр (от фр. genre – род) – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения; исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр и др.) Рассмотрим лишь самые основные жанры:
Слайд 5 Портрет – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.»На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет можно поделить на «поджанры» Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.[2]
Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемый по воспоминаниям или воображению мастера.
Посмертный (ретроспективный) портрет – сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
Портрет-картина – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми.
Портрет-прогулка – изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.
Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.
Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.
Религиозный портрет – древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).
По характеру изображения
Парадный портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост.
Полупарадный – обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары.
Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.
Более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет ещё и определенное функциональное назначение. Так, поскольку идейно-оценочная позиция художника- портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным, камерным, интимным и пр.[4]
Слайд 6 Пейзаж – жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров.
Слайд 7 Натюрморт – (Мёртвая природа) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Зародился в XV-XVI веках, но как самостоятельный жанр оформился только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи, в том числе и в творчестве русских художников.[4]
Слайд 8 Жанровая композиция является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в средневековье, получив особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени.
Слайд 9
Слайд 10
Скульптура (лат.sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов – в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах. Основано на принципе объёмного, физически трехмерного изображения.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором, или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.
Слайд 11
Живопись вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет живописи не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности исторических процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей [4]
Слайд 12
Графика (греч. γραφικος – письменный, от греч. γραφω – пишу) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.[4]
Слайд 13
Фотоискусство – искусство создания художественной фотографии. То есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Это один из новых, «молодых» видов современного изобразительного искусства.
Слайд 14
Декоративно—прикладное искусство (от лат. deco – украшаю) – широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Слайд 15
Скульптура. Художественно-выразительные средства скульптуры – построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае – барельеф, во втором – горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка – искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина; литейное дело, или скульптура в тесном смысле – искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство). [6]
Слайд 16 Главные жанры скульптуры – портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). [6]
Слайды 17, 18, 19, 20 В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может быть исполнена масляными красками, темперой, акриловыми красками и акварелью.[7]
Слайды 21, 22, 23 Графика использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях – два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже – фактурной) поверхностью бумаги – главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, – «воздух белого листа»). В графике может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).[6]
Слайды 24, 25 Особое место Фотографии в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории «техническим» искусством, которое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике. Один из изобретателей фотографии Л. Ж. М. Дагер был художником, и первые фотографические снимки (дагеротипы) создавались в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта. Как и на рубеже 19–20 вв., современная художественная фотография развивается, чутко отражая многообразные направления изобразительного искусства, в том числе и многие кризисные его тенденции. Современные фотохудожники изменяя масштабы и фактуры до неузнаваемости, создают композиции в духе абстрактного искусства, или следуют более традиционным направлениям и жанрам.
Слайды 26, 27 Декоративно-прикладное искусство – собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Хотелось бы, чтобы первичное знакомство с видами искусства запомнилось и явилось сильным мотивационным стимулом для их дальнейшего развития. [4]
Список литературы: