Изобразительны в богослужении что это

Православная Жизнь

Отвечает священник Андрей Чиженко.

Изобразительны в богослужении что это. Смотреть фото Изобразительны в богослужении что это. Смотреть картинку Изобразительны в богослужении что это. Картинка про Изобразительны в богослужении что это. Фото Изобразительны в богослужении что это

Слово «антифон» в переводе с греческого языка обозначает «отвечающий звуком на звук или противогласие», т. е. попеременное пение. Эта манера пения была свойственна еще древнегреческим театральным представлениям, так как уже тогда была подмечена особенность человеческой психологии, которая заключается в том, что удержать внимание слушателя можно тогда, когда его ухо слышит новые звуки, например, новую мелодию другого хора, которая исполняется за песней хора предыдущего.

Православная Церковь также применила этот проверенный и хорошо зарекомендовавший себя метод и ввела его в богослужение (Следует сказать, что сейчас, конечно, антифонное пение в храмах – редкость. В виду организационной сложности построения двух хоров. Именно конкретно антифонное (попеременное пение двумя хорами песнопений) становится свойственным большим архиерейским или монастырским хорам. Например, хору Киево-Печерской Лавры.)

Собственно говоря, после проскомидии Литургия начинается со священнического возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков», на который хор отвечает «Аминь» (с еврейского «да будет так, истинно так»). После этого начинается пение трех изобразительных антифонов.

Изобразительными они называются потому, что в древности эти псалмы (102-й, 145-й) и заповеди блаженств, или просто «блаженства» (Мф. 5:3–12), входили в состав келейного чина самопричащения запасными Дарами палестинских монахов. Они для них словно бы изображали Литургию. Отсюда и название «изобразительные».

В VIII–IX веке монахи Студийского монастыря объединили чинопоследования византийских и палестинских богослужебных традиций в единое целое, получившее наименование Студийский устав. Так изобразительные антифоны становятся на свое современное место – в начале Литургии. Позже Свято-Успенский Киево-Печерский монастырь получает Студийский устав для богослужений. И такое чинопоследование Литургии начинает распространяться на Руси.

Собственно говоря, все три изобразительных антифона начала Божественной литургии отвечают духу и смыслу этого богослужения. Служится евхаристия (с греческого «благодарение»), благодарственная жертва. А именно 102-й и 145-й псалмы имеют своей целью благодарение Богу. Они начинаются стихами: «Благослови, душе моя, Господа…» и «Хвали, душе моя, Господа»…Третий же изобразительный антифон «блаженства» показывает людям связь Ветхого (102-й и 145-й псалмы) и Нового (заповеди блаженств) Заветов и то, что во Христе Иисусе Господе нашем Ветхий Завет исполнился. Кроме того, именно в заповедях блаженств, в краткой форме, удобной, чтобы их вложить в песенно-вокальные композиции, говорится о главных принципах (заповедях) учения Спасителя, которые должен знать каждый православный христианин. Поэтому они точно так же, как и молитвы «Символ веры» и «Отче наш», поются на Божественной литургии. И если предыдущие антифоны – наша молитва к Богу, то третий антифон – слово Господа, обращенное к нам. Господь говорит нам о том, какими мы должны быть, чтобы наследовать жизнь вечную и войти в рай.

Как видим, в православном богослужении нет ничего лишнего, всё увязано в единую ткань, в единый богослужебный «организм», с помощью которого человеку открывается дверь в Царствие Небесное.

Источник

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ

Происхождение чина

По происхождению чин И. является палестинским последованием, возникшим в практике келлиотского монашества. В лавре прп. Саввы Освященного и др. палестинских мон-рях монахи-келлиоты посещали церковную службу в храме центрального мон-ря лишь единожды в неделю, самостоятельно пропевая все последования суточного круга в келлиях. При этом те келлиоты, кто причащались чаще одного раза в неделю, после литургии в воскресный день получали в центральном мон-ре уже освященные Св. Дары (см. ст. Запасные Дары) и сами себя приобщали Св. Таин в проч. дни (см.: Patrich J. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism: A Comparative Study in Eastern Monasticism, 4th to 7th Cent. Wash., 1995. P. 229-253. (DOS; 32)). Чин И. и был той келейной службой, во время к-рой это происходило. В нее вошли нек-рые элементы чина литургии (а именно, иерусалимского чина литургии ап. Иакова), в т. ч. Символ веры, молитва Господня «Отче наш», песнопение «Един свят. » и др.

Впервые И. упоминаются в «Завещании прп. Саввы Освященного» как служба, предваряющая литургию: в многоязычной обители прп. Саввы сирийцам, грузинам и франкам было предписано совершать полную литургию вместе с греками; на родном языке им дозволялось петь в своих храмах лишь И. с чтением Апостола и Евангелия до начала литургии в главной церкви. Чин И. также совершался в гробнице прп. Саввы (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 222-223, во втором случае И. обозначены как προλειτουργία). Как сокращенное описание И. можно толковать рассказ о причащении прп. Марии Египетской в пустыне из Жития преподобной, согласно к-рому до причащения прп. Зосима прочитал Символ веры и «Отче наш», а после прп. Мария прочла «Ныне отпущаеши».

И. в Студийском уставе

В нек-рых случаях И. исполнялись перед литургией: согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, такой порядок соблюдался в день Пасхи (Пентковский. Типикон. С. 257). Пение И. перед литургией в день Пасхи упоминается в серб. Служебнике 2-й пол. XIV в. РНБ. Погод. 37 (см.: Диаковский. 1913. С. 271) и в послании митр. Московского свт. Киприана к игум. Афанасию, 1390-1405 гг. (РИБ. Т. 6. Стб. 253).

И. в Иерусалимском уставе

В греч. Часословах XII в. (напр., греч. Часослов XII в. Lesb. Leim. 295. Fol. 158-161; сир. перевод греч. Часослова XII в.- Black. 1954. P. 81-82) в последование И. впервые включается молитва «Ослаби, остави. », характерная и для более поздних Часословов, составленных в соответствии с Иерусалимским уставом. В этих памятниках еще сохраняется стих «Един свят. », а после «Отче наш» нет тропарей или кондаков. Какие-либо песнопения после «Отче наш» на И. не упомянуты и в древнейших иерусалимских Типиконах (см.: Lossky. Typicon. P. 248). В сир. Часослове XII в. указано чтение тропарей после Пс 33; возможно, это один из ранних вариантов добавления тропарей в последование И.

В нек-рых списках и изданиях Часослова сохраняется припев к Пс 102 «Благословен еси, Господи», в греч. же изданиях помещается 1-й стих Пс 102 с этим припевом, затем излагается весь псалом с начала, эта форма изложения становится нормой и в рус. изданиях после патриарха Никона. Перед тропарем «Единородный Сыне» может стоять «И ныне» («Слава» перед Пс 145) или же вместе «Слава, и ныне».

В нек-рых изданиях, основанных на сербских рукописях Часословов и Псалтирей (Часослов. Вильно, ок. 1522. Псалтырь с восследованием: Венеция, 1520, 1546, Милешев, 1544, Цетинье, 1495), а также в ряде греч. изданий (см., напр., Часослов. Венеция. 1832) в чине опущена молитва что ослабляет историческую связь И. с литургией (в поздних греческих изданиях кон. XIX в. молитва присутствует). Напротив, в московских изданиях Часослова XVII в. к чину добавляется тропарь литургии и заменявшая его в дониконовской рус. практике на литургии Преждеосвященных Даров молитва (см. изд. 1632 г. и др.; в более ранних изданиях (М., 1565; Заблудово, 1570) этой молитвы нет).

В греч. Типиконах и Триодях, начиная с печатных изданий XVI в. и вплоть до современных, приводится указание (вряд ли оправданное с т. зр. истории и содержания чина) о чтении молитвы часов ῾Ο ἐν παντ καιρῷ̇ ( ) на И., совершаемых в будние дни Великого поста.

В первый день Пасхи и на Светлой седмице

Соотношение И. и литургии

В Часословах, изданных в Москве в 1652 и 1653 гг., в последование И. вставляются рубрики об исполнении тех или иных песнопений И. на литургии. В этих же изданиях приведены указания о разделении «Достойно есть» на 2 части возгласом священника (этот обычай удерживается как в старообрядческой, так и в новообрядческой практиках: см.: Розанов. Устав. 1998. С. 438; Арсений (Швецов), еп. Уральский. Устав. М.; СПб., 2001р. Л. 98 об.). После исправления книг в сер. XVII в. рубрики о песнопениях на литургии были большей частью удалены из последования, но в него была заново включена песнь (отсутствующая в изданиях 1652 и 1653 гг.).

В XIX в. в старообрядческих и единоверческих книгах фиксируется совершение И. сразу после 9-го часа перед литургией (Арсений (Швецов), еп. Уральский. Устав. Л. 110 об.- 111 об.). Эта практика вызвала появление уставных рубрик в нек-рых единоверческих переизданиях Часовников XIX в. Части И., вычитываемые перед литургией (исполняются только те песнопения, к-рые не будут спеты на литургии), обозначаются рубрикой на полях: «По часе девятом» (см., напр., Часовник. М., 1864, Л. 37-38).

Особенности уставной регламентации

Одной из новых черт послениконовских рус. Часословов (как и греч. печатных Орологиев) стало включение в ряд кондаков на И. после «Отче наш» кондака праздника Преображения Господня. Появление этого кондака в рядовом чине И. одни толкователи Устава объясняют тем, что во время Преображения Господь беседовал с Моисеем и Илией о Своих крестных страданиях (см.: Никольский. Устав. С. 354); др. связывают с тем, что издание, ставшее основой последующих, опиралось в свою очередь на некий Часослов из церкви или мон-ря, посвященных Преображению Господню. Ни общепринятый в РПЦ Типикон, ни укр. издания Часословов и др. книг (см., напр.: Часослов. К., 1711; Правило к Божественному причащению. К., 1863) не указывают чтения на И. кондака Преображения. Исследователи богослужебного Устава по-разному подходят к этому вопросу, одни следуют только указаниям Типикона и поэтому не упоминают кондак Преображения (Розанов. Устав. 1998. С. 269-273; 437-443; Неаполитанский А., прот. Церковный устав в таблицах. М., 1894, 1992р. С. 58; Ρήγας. Τυπικόν. Σ. 113, 249, 761), др. же учитывают указания Часослова (Никольский. Устав. С. 354; Николаjeвић B., прот. Велики Типик. Београд, 1984. С. 29).

В греч. пособиях по Уставу отмечен обычай оканчивать И. исполнением не только Пс 33, но и Пс 144 (Ρήγας. Τυπικόν. Σ. 113, 249; ср. с практикой, зафиксированной в Мессинском Типиконе), не соответствующий указаниям Часослова.

Лит.: Дмитриевский А. А. Что такое κανὼν τῆς ψαλμωδίας, так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного? // РукСП. 1889. № 38. С. 69-73; Тураев Б. А. Греческий Часослов в эфиопской транскрипции // ВВ. 1904. Т. 11. С. 385-389; Диаковский Е. П. Последование часов и изобразительных. К., 1913. С. 269-300; Black M., ed. A Christian Palestinian Syriac Horologion. Camb., 1954; Mateos J. Un horologion inédit de St.-Sabas: Le Codex sinaïtique grec 863 (IXe siècle) // Mélanges E. Tisserant. Vat., 1964. Vol. 3. P. 47-77. (ST; 233).

Источник

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ

Происхождение чина

По происхождению чин И. является палестинским последованием, возникшим в практике келлиотского монашества. В лавре прп. Саввы Освященного и др. палестинских мон-рях монахи-келлиоты посещали церковную службу в храме центрального мон-ря лишь единожды в неделю, самостоятельно пропевая все последования суточного круга в келлиях. При этом те келлиоты, кто причащались чаще одного раза в неделю, после литургии в воскресный день получали в центральном мон-ре уже освященные Св. Дары (см. ст. Запасные Дары) и сами себя приобщали Св. Таин в проч. дни (см.: Patrich J. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism: A Comparative Study in Eastern Monasticism, 4th to 7th Cent. Wash., 1995. P. 229-253. (DOS; 32)). Чин И. и был той келейной службой, во время к-рой это происходило. В нее вошли нек-рые элементы чина литургии (а именно, иерусалимского чина литургии ап. Иакова), в т. ч. Символ веры, молитва Господня «Отче наш», песнопение «Един свят. » и др.

Впервые И. упоминаются в «Завещании прп. Саввы Освященного» как служба, предваряющая литургию: в многоязычной обители прп. Саввы сирийцам, грузинам и франкам было предписано совершать полную литургию вместе с греками; на родном языке им дозволялось петь в своих храмах лишь И. с чтением Апостола и Евангелия до начала литургии в главной церкви. Чин И. также совершался в гробнице прп. Саввы (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 222-223, во втором случае И. обозначены как προλειτουργία). Как сокращенное описание И. можно толковать рассказ о причащении прп. Марии Египетской в пустыне из Жития преподобной, согласно к-рому до причащения прп. Зосима прочитал Символ веры и «Отче наш», а после прп. Мария прочла «Ныне отпущаеши».

И. в Студийском уставе

В нек-рых случаях И. исполнялись перед литургией: согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, такой порядок соблюдался в день Пасхи ( Пентковский. Типикон. С. 257). Пение И. перед литургией в день Пасхи упоминается в серб. Служебнике 2-й пол. XIV в. РНБ. Погод. 37 (см.: Диаковский. 1913. С. 271) и в послании митр. Московского свт. Киприана к игум. Афанасию, 1390-1405 гг. (РИБ. Т. 6. Стб. 253).

И. в Иерусалимском уставе

В греч. Часословах XII в. (напр., греч. Часослов XII в. Lesb. Leim. 295. Fol. 158-161; сир. перевод греч. Часослова XII в.- Black. 1954. P. 81-82) в последование И. впервые включается молитва «Ослаби, остави. », характерная и для более поздних Часословов, составленных в соответствии с Иерусалимским уставом. В этих памятниках еще сохраняется стих «Един свят. », а после «Отче наш» нет тропарей или кондаков. Какие-либо песнопения после «Отче наш» на И. не упомянуты и в древнейших иерусалимских Типиконах (см.: Lossky. Typicon. P. 248). В сир. Часослове XII в. указано чтение тропарей после Пс 33; возможно, это один из ранних вариантов добавления тропарей в последование И.

В нек-рых списках и изданиях Часослова сохраняется припев к Пс 102 «Благословен еси, Господи», в греч. же изданиях помещается 1-й стих Пс 102 с этим припевом, затем излагается весь псалом с начала, эта форма изложения становится нормой и в рус. изданиях после патриарха Никона. Перед тропарем «Единородный Сыне» может стоять «И ныне» («Слава» перед Пс 145) или же вместе «Слава, и ныне».

В нек-рых изданиях, основанных на сербских рукописях Часословов и Псалтирей (Часослов. Вильно, ок. 1522. Псалтырь с восследованием: Венеция, 1520, 1546, Милешев, 1544, Цетинье, 1495), а также в ряде греч. изданий (см., напр., Часослов. Венеция. 1832) в чине опущена молитва что ослабляет историческую связь И. с литургией (в поздних греческих изданиях кон. XIX в. молитва присутствует). Напротив, в московских изданиях Часослова XVII в. к чину добавляется тропарь литургии и заменявшая его в дониконовской рус. практике на литургии Преждеосвященных Даров молитва (см. изд. 1632 г. и др.; в более ранних изданиях (М., 1565; Заблудово, 1570) этой молитвы нет).

В греч. Типиконах и Триодях, начиная с печатных изданий XVI в. и вплоть до современных, приводится указание (вряд ли оправданное с т. зр. истории и содержания чина) о чтении молитвы часов ῾Ο ἐν παντ καιρῷ̇ ( ) на И., совершаемых в будние дни Великого поста.

В первый день Пасхи и на Светлой седмице

Соотношение И. и литургии

В Часословах, изданных в Москве в 1652 и 1653 гг., в последование И. вставляются рубрики об исполнении тех или иных песнопений И. на литургии. В этих же изданиях приведены указания о разделении «Достойно есть» на 2 части возгласом священника (этот обычай удерживается как в старообрядческой, так и в новообрядческой практиках: см.: Розанов. Устав. 1998. С. 438; Арсений (Швецов), еп. Уральский. Устав. М.; СПб., 2001р. Л. 98 об.). После исправления книг в сер. XVII в. рубрики о песнопениях на литургии были большей частью удалены из последования, но в него была заново включена песнь (отсутствующая в изданиях 1652 и 1653 гг.).

В XIX в. в старообрядческих и единоверческих книгах фиксируется совершение И. сразу после 9-го часа перед литургией ( Арсений (Швецов), еп. Уральский. Устав. Л. 110 об.- 111 об.). Эта практика вызвала появление уставных рубрик в нек-рых единоверческих переизданиях Часовников XIX в. Части И., вычитываемые перед литургией (исполняются только те песнопения, к-рые не будут спеты на литургии), обозначаются рубрикой на полях: «По часе девятом» (см., напр., Часовник. М., 1864, Л. 37-38).

Особенности уставной регламентации

Одной из новых черт послениконовских рус. Часословов (как и греч. печатных Орологиев) стало включение в ряд кондаков на И. после «Отче наш» кондака праздника Преображения Господня. Появление этого кондака в рядовом чине И. одни толкователи Устава объясняют тем, что во время Преображения Господь беседовал с Моисеем и Илией о Своих крестных страданиях (см.: Никольский. Устав. С. 354); др. связывают с тем, что издание, ставшее основой последующих, опиралось в свою очередь на некий Часослов из церкви или мон-ря, посвященных Преображению Господню. Ни общепринятый в РПЦ Типикон, ни укр. издания Часословов и др. книг (см., напр.: Часослов. К., 1711; Правило к Божественному причащению. К., 1863) не указывают чтения на И. кондака Преображения. Исследователи богослужебного Устава по-разному подходят к этому вопросу, одни следуют только указаниям Типикона и поэтому не упоминают кондак Преображения ( Розанов. Устав. 1998. С. 269-273; 437-443; Неаполитанский А., прот. Церковный устав в таблицах. М., 1894, 1992р. С. 58; Ρήγας. Τυπικόν. Σ. 113, 249, 761), др. же учитывают указания Часослова ( Никольский. Устав. С. 354; Николаjeвић B., прот. Велики Типик. Београд, 1984. С. 29).

В греч. пособиях по Уставу отмечен обычай оканчивать И. исполнением не только Пс 33, но и Пс 144 ( Ρήγας. Τυπικόν. Σ. 113, 249; ср. с практикой, зафиксированной в Мессинском Типиконе), не соответствующий указаниям Часослова.

Источник

Изобразительны в богослужении что это. Смотреть фото Изобразительны в богослужении что это. Смотреть картинку Изобразительны в богослужении что это. Картинка про Изобразительны в богослужении что это. Фото Изобразительны в богослужении что этоИзобразительны в богослужении что это. Смотреть фото Изобразительны в богослужении что это. Смотреть картинку Изобразительны в богослужении что это. Картинка про Изобразительны в богослужении что это. Фото Изобразительны в богослужении что этоИзобразительны в богослужении что это. Смотреть фото Изобразительны в богослужении что это. Смотреть картинку Изобразительны в богослужении что это. Картинка про Изобразительны в богослужении что это. Фото Изобразительны в богослужении что этоИзобразительны в богослужении что это. Смотреть фото Изобразительны в богослужении что это. Смотреть картинку Изобразительны в богослужении что это. Картинка про Изобразительны в богослужении что это. Фото Изобразительны в богослужении что этоИзобразительны в богослужении что это. Смотреть фото Изобразительны в богослужении что это. Смотреть картинку Изобразительны в богослужении что это. Картинка про Изобразительны в богослужении что это. Фото Изобразительны в богослужении что этоИзобразительны в богослужении что это. Смотреть фото Изобразительны в богослужении что это. Смотреть картинку Изобразительны в богослужении что это. Картинка про Изобразительны в богослужении что это. Фото Изобразительны в богослужении что это

Изобразительны в богослужении что это. Смотреть фото Изобразительны в богослужении что это. Смотреть картинку Изобразительны в богослужении что это. Картинка про Изобразительны в богослужении что это. Фото Изобразительны в богослужении что этоИзобразительны – часть литургии, в которую входят определенные псалмы, заповеди блаженства, Символ веры, отрывки из апостольских посланий и Евангелия.

В те дни, когда по каким-то причинам в храме литургии нет, изобразительны совершаются как отдельное богослужение, в котором сохраняется ее образ, подобие, то есть она как бы изображается. Верующие могут читать изобразительны дома, если не смогли придти в церковь в воскресный день. В просторечии изобразительны называют обедницей.

Преподобный Савва Освящённый. Отрывок из «Завещания»

Не иметь права ни грузинам, ни сирийцам или франкам совершать полную литургию в их церквях, но собираясь в них, произвольно петь часы и изобразительны.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Глава седьмая. Изобразительные (обедница)

Есть несколько определений чина изобразительных, и все они связываются с его наименованиями, греческими и славянскими.

1. Названия службы

2. Понятие об изобразительных

3. Литургия и пролитургия

Симеон Солунский, говоря о последовании изобразительных, замечает, что оно имеет «тип», т. е. чин, или устав, «на подобие священной литургии». К этому следует добавить, что изобразительные и по назначению своему довольно близко соприкасаются с литургией, вполне оправдывая в данном случае свое название – «пролитургия», т. е. служба, совершаемая перед литургией, или же вместо литургии.

Таким образом здесь устанавливается непосредственная связь изобразительных с раздачей антидора и с причащением. Это показывает, что рассматриваемая служба является пролитургией, или же обедницей, не только по положению, но и по цели; при чем на ней вместо св. Даров предлагается верующим священный антидор.

4. Изобразительные и обычное начало

В силу своего основоположительного значения, изобразительные, по свидетельству древних памятников, могли входить в состав всех суточных последований, и при этом, подобно нынешнему обычному началу, являющемуся в сущности лишь видоизменением изобразительных, помещались как в начале, так и в конце, и даже в середине тех или других последований, служа печатью их церковности.

Те же изобразительные молитвословия, т. е. символ веры и Отче наш, вместе с молитвой «Богородица Дево, радуйся» (Аvе, Maria), по римскому чину, положены в начале утрени и 1-го часа и, в виду своей высокой важности, читаются тайно (см. выше, гл. 4, часть 20 «Латинские часы»).

Напротив, в синайском монастыре аввы Нила (VI в.) читали «Верую», «Отче наш» и «Господи, помилуй» в конце всенощного бдения, после великого славословия 396 ; а по Синайскому Часослову VIII в., № 863, молитвословия «Святый Боже», «Верую» и «Отче наш» составляли обычное заключение 1-го часа (см. выше, гл. 4, часть 5 «В Палестине»).

Свое место в чине суточных последований изобразительные уступили теперь т. н. обычному началу.

Само по себе обычное начало представляет видоизменение, или подобие изобразительных. В частности, Трисвятое соответствует трисвятой ангельской песни, заключающей собою молитвословие «Лик небесный»; «Пресвятая Троице» напоминаетъ моление «Помяни нас, Господи, – Владыко, – Святый», а также отчасти символ веры 398 и молитву «Ослаби, остави» 399 ; молитва Господня одинаково свойственна обоим последованиям и составляет средоточие каждого из них. В виду этого, замена изобразительных обычным началом является вполне естественной и законной.

В настоящее время обычное начало соединяется со всеми службами, за исключением изобразительных, как своей основы, и литургии, обычным началом и концом которой служат сами изобразительные. – Впрочем, и остальные службы, даже в соединении с обычным началом, не порывают все же непосредственной связи с изобразительными, составляющими по-прежнему объединяющее начало всего нашего богослужения.

Заметные следы непосредственного общения с изобразительными сохраняют также и прочие суточные службы, т. е. вечерня, повечерие, полунощница и утреня.

Характер и строй первой части великого повечерия в свою очередь заставляет предполагать непосредственное влияние изобразительных. «С нами Бог» и по характеру исполнения и по месту вполне соответствует «блаженнам»; троекратное «День прешед, благодарю Тя, Господи, – Владыко, – Святый»» заменяет собою такое же троекратное «Помяни нас, Господи»; молитвословия «Безплотное естество херувимское» и «Пресвятая Дево, Мати Божия» с заключительной «ангельской песнью» напоминают «Лик небесный»; далее в обоих чинах приводится символ веры; следующий затем ряд молитвенных воззваний повечерия, с возгласом «Пресвятая владычице» – в начале – и «Боже, очисти нас грешных» – в конце, можно сопоставить с молитвой изобразительных «Ослаби, остави»; наконец, и в одном и в другом последовании полагается молитва Господня, предваряемая на повечерии Трисвятым. Следовательно, повечерие составляет подобие чина изобразительных как по расположению, так и по характеру молитвословий.

Не без влияния изобразительных и на полунощнице употребляется напоминающее их сочетание: символ веры, Трисвятое – Отче наш и троичны – на субботней, троичный канон – на воскресной, «Се жених» с победной песнью в конце – на повседневной полунощнице.

Утреня почти не сохранила следов общения с изобразительными, и, кажется, единственной точкой соприкосновения их между собой являются «блаженны», встречающиеся в составе последования св. страстей и великого канона. А что общение их могло быть и полнее, это видно из всенощной, совершавшейся в синайском монастыре аввы Нила.

Основоположительное значение в кругу суточных служб изобразительные приобрели не сами по себе, а в силу своего коренного сродства с литургией, которая составляет подлинную основу всего христианского богослужения.

Первоначально все христианские службы, надо полагать, имели одинаковый молитвенный состав и видоизменялись только в подробностях, применительно к времени и обстоятельствам. А так как первым богослужебным священнодействием христиан было «преломление хлеба», или таинство причащения, то и первой христианской службой, по чину которой слагались все остальные службы, должна поэтому считаться литургия (λιτή – моление, молитва; ἔργον – дело, действие), как последование таинства причащения. – Неприуроченная к определенному сроку литургия с «преломлением хлеба» могла совершаться во всякое время, и таким образом вначале заменяла полный круг церковных служб. Затем постепенно, под влиянием священных воспоминаний, связанных с определенными церковными временами, к ней стали присоединяться молитвословия суточного и иного характера, положившие начало всему разнообразию нынешних церковно-богослужебных последований.

5. «Типика» и Типикон

Соответственно такому положению, изобразительные по праву приобрели в древнецерковном обиходе значение не только обычного, но и руководящего богослужебного начала, т. е. значение устава, определяющего круг общеобязательных церковных молитвословий. Круг этот, на первых порах ограничивавшийся одними изобразительными молитвословиями, затем стал постепенно расширяться, включая в свой объем наиболее устойчивые, или уставные молитвословия как суточных, так и годичных служб. – О переходе изобразительных, или уставных молитвословий (τὰ τυπικά) в устав, или типикон, наглядное представление дают древнегреческие Следованные Псалтири.

Эта древнейшая Следованная Псалтирь, с изобразительными молитвословиями на первом месте, несомненно, употреблялась как руководство при совершении всех суточных служб и заменяла в отношении их нынешний Устав.

В дальнейшем развитии, расширяя постепенно сферу своего влияния, первоначальный устав, или τὰ τυπικά, превращается в нынешний Типикон, обнимающий собою полный круг церковно-богослужебных последований со всеми их особенностями.

Наряду с этим τὰ τυπικά не только не утрачивают своего основного значения пролитурги, или обедницы, но приобретают еще такое же значение и в частном богослужении, становясь чином самопричащения.

6. Самопричащение

7. Состав и чин изобразительных

В связи с широким распространением обычая самопричащения естественно должен был сложиться и соответствующий чин.

Конечно, естественнее всего было воспользоваться для этого уже готовым чином церковно-общественного причащения, т. е. литургией, в общедоступном виде изобра-зительных, или обедницы. По своему содержанию обедница вполне соответствует такому назначению. Приступающий к св. Тайнам обязан соблюдать правую веру: по свидетельству св. Киприана, отпавшая от веры не смела прикоснуться к святыне Господней; – и на обеднице читается символ, или исповедание православной веры. Затем, желая причаститься тела Христова, мы должны, по мысли отцов и учителей церкви, просить у Бога, «да подастся нам ежедневно сей насущный хлеб»; – соответственно этому, на обеднице после символа веры положена молитва Господня. Заключительной хвалебно-благодарственной молитвой по причащении является псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время».

Но кроме общих соображений есть и прямые указания на употребление обедницы при самопричащении.

Изобразительные, или обедница, как общедоступное последование литургии, по-видимому, вообще служили в древности чином причащения запасными Дарами, или особой литургией преждеосвященных Даров.

Полнее и ближе к нынешнему последованию изобразительных излагается тот же чин в Синайском Часослове № 863, VIII–IX в. В этой рукописи, после 9-го часа, положена такая служба εἰς τὴν μετάληϕιν, «для причащения»: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем», «Блажени нищии духом» – «Радуйтеся и веселитеся», Слава, «Помяни нас, Святый», «Лик небесный», «Приступите к Нему и просветитеся» ( Пс. 33:6 ), «Лик небесный», Слава, «Верую», «Отче наш», «Господи, помилуй», 3-жды, «Един свят», «Вкусите и видите ( Пс. 33:9 ), яко Христос Господь, – аллилуиа», «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих; о Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся» ( Пс. 33:2–3 ), Слава, молитва по причащении – «Приях тело Твое святое и кровь Твою честную во оставление всех (грехов), яже согреших Тебе, едине человеколюбче; исполни уста моя хваления, Господи ( Пс. 70:8 ), – Сам бо еси хвала моя, – и спаси мя», «Буди имя Господне» ( Пс. 112:2 ), молитва причащения – «Благодарим Тя, Господи Боже наш, яко сподобил ecи нас причаститися пречистых Твоих Таин во оставление и очищение прегрешений наших; сподоби нас восприяти милости Твоя со всеми святыми Твоими во веки веков» (л. 75).

По сравнению с нынешними изобразительными, в приведенном чине причащения недостает начальных псалмов 102-го и 145-го, песни «Единородный Сыне», молитвы «Ослаби, остави» и кондаков; «Господи, помилуй» читается 3-жды, а не 40 или 12 раз; из молитвы «Всесвятая Троице» удержан только заключительный возглас «Един свят»; из псалма 33-го приводятся лишь отдельные стихи (33, 2. 3. 6. 9), по смыслу своему соответствующие чину причащения. Но, с другой стороны, в этом чине есть две неизвестные теперь молитвы по причащении.

Синайский Часослов № 863, судя по составу, предназначался для келейного употребления, а потому и находящийся в нем чин причащения должен собственно считаться чином самопричащения, бывшего в обычае у всех монахов, подвизавшихся в пустынях, где нет иерея (св. Василий В.). Такими пустыножителями по-временам являлись и монахи лавры св. Саввы, по уставу (κατὰ τὸν κανόνα) которой сложился указанный Часослов. Ревностнейшие из них, подобно своим великим наставникам Евфимию В., Савве Освященному и другим, удалялись на известный срок (большею частью, от Крещения до Пасхи) из лавры в пустыню и там предавались уединенным подвигам; а чтобы не оставаться долго без причащения, они могли брать с собою из монастыря запасные Дары. В определенный час, когда совершалась литургия в монастыре, монахи-отшельники прочитывали положенное в Син. 863 последование «на причащение», или изобразительные, и затем причащались св. Таин.

Син. 863 представляет пока единственный пример явного приспособления изобразительных для самопричащения. В других древних памятниках последование изобразительных, за немногими исключениями, имеет уже вполне нынешний вид, – и не будь у нас Син. 863, едва ли даже можно было бы догадаться о прежней связи этого последования с причащением.

По Синайскому Часослову № 866 (ХIII в.), в чине изобразительных допущена лишь та особенность, что из кондаков удерживаются только «Яко начатки естества», «Со святыми упокой» и «Предстательство христиан»; после них полагается: «Господи, помилуй» 3-жды (теперь – 12 или 40 раз), Слава и ныне, «Именем Господним», «Боже, ущедри ны» и три поклона; затем – «Буди имя Господне» 3-жды, «Благословлю Господа» ( Пс. 33 ), «Достойно есть», – и отпуст.

Точно также и в Синайском Часослове № 867 (ХIII в.) изобразительные отличаются, главным образом, составом кондаков, среди которых есть кондаки св. И. Златоусту, св. Василию В. и друг.

В Синайском Часослове № 868 (XIII–XIV в.) обращает на себя внимание то, что возглас «Един свят» на изобразительных не стоит в связи с молитвой «Всесвятая Троице» (которая в данном случае опускается), а произносится отдельно, как в Син. 863 и на литургии.

Кроме повседневного чина, нынешний Устав и древнеславянские памятники излагают еще особый пасхальный чин изобразительных.

Почти такой же состав имеет пасхальная обедница и теперь. – Зри, – предписывается в нашем Типиконе (гл. 50), – аще ли когда по нужде не будет литургии, вместо изобразительных глаголем сице: Христос воскресе, 3-жды, – Воскресение Христово, 1-жды; посем – Предварившыя утро, – Слава, кондак Аще и во гроб, – И ныне, Единородный Сыне; посем блаженны, с 3-й и 6-й песнями канона, апостол и евангелие; таже – Помяни нас, Господи, – Лик небесный, и посем – Верую во единаго Бога, – Ослаби, остави; и по Отче наш – кондак Аще и во гроб, – Слава и ныне, богородичен Вышняго освященное, – Господи помилуй, 40; таже Един свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь; и посем – вместо Буди имя Господне – Христос воскресе, 3-жды; таже псалом Благословлю Господа на всякое время – конец:–не лишатся всякаго блага; и посем отпуст, – и исходим в трапезу.

Уставным замечанием о совершении изобразительных вместо литургии («аще ли когда по нужде не будет литургии») подтверждается, между прочим, обоснованная выше руководящая точка зрения на изобразительные, как на пролитургию, или обедницу, которая, заменяя в известных случаях полную литургию, по-видимому, нередко сопровождалась в древности причащением или же самопричащением и таким образом являлась особой литургией преждеосвященных Даров, а впоследствии стала совершаться «ради принятия антидора».

С этой точки зрения получает надлежащее освещение вся история чина изобразительных и вполне естественно объясняются все особенности рассматриваемой службы.

8. Объяснение службы

Произносимый затем символ веры и по содержанию, и по положению следует сопоставлять с евхаристическими молитвами, на основе которых, по всей вероятности, он и развился.

Итак, в чине изобр-ных опущены лишь песнопения, соответствующие молитвам об освящении Даров. Но таких песнопений нет даже в полной литургии; а в чине изобр-ных их и не должно быть.

Дальше, по нынешнему чину, положено чтение кондаков праздничных и дневных в честь Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых, а также в память усопших и мучеников. Они по смыслу своему соответствуют молитвам поминовения и должны были бы, поэтому, стоять раньше «Отче наш», наряду с молитвой «Ослаби, остави»; тогда кондак Преображения 435 или какой-либо иной в честь Спасителя напоминал бы о времени таинственного пресуществления св. Даров. Почему-то из кондаков в честь и славу Господа отдается предпочтение именно кондаку Преображения, – не потому ли, что преображение Господне с особенной живостью и наглядностью может напоминать об акте пресуществления, как явлении подобном.

Сопоставление изобр-ных с литургийными молитвословиями наглядно показывает, что изобразительные подлинно изображают, или отображают литургию. Но так как литургия, будучи таинством причащения, совершается, по заповеди Спасителя, «в Его воспоминание» и должна напоминать о совершенном Им деле искупления, то в молитвословиях ее выражается, поэтому, вся сущность христианского вероучения. Являясь подлинным отображением литургии, изобр-ные и здесь остаются верными своему первообразу. Содержание их представляет хотя и краткое, но вполне законченное изложение основных истин веры и нравственности: в «заповедях блаженства» и молитве Господней дается живое и образное изложение наших нравственных обязанностей; в символе веры предлагается раздельное и точное раскрытие христианской догматики. Словом, исчерпывается все содержание христианского катехизиса.

9. Чины самопричащения

Все известные нам греческие и славянские чины самопричащения встречаются лишь в памятниках сравнительно позднего времени. Однако состав этих чинов сложился под несомненным влиянием древнего чина изобразительных.

В изложенный сводный чин самопричащения вошли, как мы видим, все важнейшие молитвословия изобразительных. Эго показывает, что чины самопричащения не являются чинами самостоятельными, а представляют лишь видоизменение обедницы. Однако главное место в них занимают не изобразительные молитвословия, а чисто внешние обрядовые предписания. И в этом заключается их существенное отличие от обедницы.

Близкое сродство чинов самопричащения с обедницей как по составу, так и по расположению молитвословий, естественно заставляет предполагать наличность такого же сродства между ними и по чисто обстановочным, обрядовым особенностям. А потому нужно думать, что указанные выше особенности не были исключительной принадлежностью позднейших только чинов самопричащения, но могли иметь место и в древнем последовании изобр-ных, когда оно являлось чином самопричащения.

10. Общие замечания

Из предыдущего обзора вполне выясняется важное историческое значение изобр-ных. Это последование употреблялось в древности не только в качестве чина самопричащения, но имело и более общее значение, обусловливавшееся, главным образом, близкой связью изобр-ных с литургией. В частности, их взаимная близость заставляет смотреть на изобр-ные как на органическую часть литургии, которая, выделившись в самостоятельное последование, заняла особое положение пролитургии, или обедницы.

Исполнение обедницы в связи с литургией предназначалось собственно для предстоящих; при чем отдельные молитвословия ее должны были совпадать с соответствующими молитвами литургии: «блаженны» – с молитвами поминовения, символ веры – с евхаристическими молитвами. И когда священнодействующий тайно читал в алтаре литургийные молитвы, предстоящий народ произносил те или другие молитвословия изобр-ных: «тогда как иерей, посредствуя, тайно молится внутри алтаря, – говорит Симеон Солунский, – возносятся к Богу прошения народа». Изобр-ные при этом в полном смысле изображали, или отображали литургию и таким образом, как нельзя лучше, оправдывали свое название.

Являясь отображением литургии, простой и состоящий из общеизвестных молитвословий чин изобр-ных легко мог служить общедоступным руководством для священнослужителей при обычной в древности импровизации литургийных молитв: следовало только добавить недостающие слова освящения, – и получалась полная схема, изображение (τὰ τυπικά) литургии.

Что же касается других церковных служб, то при их совершении не только можно, но и должно было полагать в основу последование изобразительных, как освященный церковным употреблением в связи с евхаристией молитвенный канон, который и поныне составляет объединяющее «обычное начало» всех чинопоследований, а в древности являлся не только обычным, но и руководственным началом, или уставом, определявшим общеобязательный состав церковного богослужения.

Наряду с этим изобр-ные могли находить для себя и более частное применение, напр., при оглашении. А именно, «сеновно изображенная» обедница могла заменять для оглашенных сокрытую от них до времени завесой таинственности (disciplina arcani) литургию и быть как бы преддверием ее. Кроме того в качестве устойчивого строго и точно определенного изложения «(τὰ τυπικά – – ἠκριβομενα), так сказат, «образца (ὑποτύπωσις) здравого учения» ( 2Тим. 1:13 ), изобр-ные могли служить для них кратким катехизисом, или начальным наставлением в истинах веры. Самая последовательность изобр-ных молитвословий вполне соответствует тому порядку, который соблюдался в древности при наставлении оглашенных. Так, заповеди блаженства, без сомнения, могли сообщаться даже язычникам; символ веры подробно преподавался оглашенным за 3–20 дней до крещения, а молитва Господня изучалась ими уже перед самым крещением.

Известно, наконец, употребление изобр-ных при домашнем самопричащении. Ставши чином самопричащения, изобр-ные, естественно, включили в свой состав и соответствующие молитвы причащения; но впоследствии, когда связь изобр-ных с самопричащением прекратилась, эти молитвы, как излишние, были исключены.

Значение чина самопричащения от обедницы перешло к особым чинам самопричащения, унаследовавшим от нее и большую часть своего состава. Однако эти чины, равно как и самый обычай самопричащения, уже с давнего времени не приемлются православной церковью и составляют достояние лишь раскольнических общин.

Между тем последование изобр-ных удерживается в церковном употреблении до настоящего времени; совершается оно как в соединении с литургией, так и отдельно от нее, неизменно сохраняя свое историческое значение пролитургии, или обедницы. Применительно к этому определяется смысл и значение изобр-ных и в нашем «учительном известии», где дается такое наставление священнослужителю: «на изобразительных же (аще и литургии не будет) да благодарит усердно Спасителя сицевых ради лютых страданий, яже волею нас ради претерпе, да от мучительства диаволя нас свободит, и излияния ради пречистыя Его крове, еюже нас от клятвы законныя искупи, и живот дающия ради Его смерти, еюже род человеческий, умерший грехом, оживотвори, – и прилежно в смиреннем сердцы да молится, яко да сих ради всех благодеяний Своих, имиже род человеческий облагодетелствова, подаст и ему благодать оставления грехов, во еже достойно принести ему безкровную жертву и неосужденно причаститися святым Его Тайнам» (Служебник, Спб. 1890, стр. 482).

См. Орологион, cиpеч Часослов, Львов 1642 г., л. 134: «начало уставных, или сеновно изображенных»; слич. л. 135 об,: «уставные псалмы», л. 133 об.: «уставная служба».

См. Часослов, Киев 1625 г., л. 145: «начало типиком, еже есть обедница». – Слич. также рукописи Син. № 12, л. 72 об., Типогр. № 45, л. 94 об., № 46, л. 209, № 133, л. 43, где названия «обедница» и «обедня» стоят перед 3-м часом, объединяя таким образом часы 3-й и 6-й с изобразительными.

Син. ркп. XII–ХIII в., № 1096, л. 145; Синод. № 380/330, л. 163.

Синайский Часослов VIII в., № 863, л. 75.

Migne, Patrol. graec. t. 155, col. 593.

Мансветов, «Церковный устав (типик)», М. 1885, стр. 207.

Син. ркп. XII–XIII в., № 1096, л. 145 (Дмитриевский, «Путешествие по Востоку», Киев 1890, стр. 181–183; его же, Τυπικά 1, стр. 222). – См. Житие преп. Саввы (Палест. Патерик, в. 1), стр. 43.

Синод. 380/330, л. 163.

Ркп. Спб. Имп. Публ. б-ки, Погод. № 37, л. 8–9 (см. Лисицын, «Первонач. сл.-рус. Типикон, стр. 54, примеч. 39).

См. Павлов, «Русская историч. библиотека», VI, 253.

Дмитриевский, Τυπικά 1, стр. 233.

О нем см. выше, гл. 4, часть 12 «Общий состав часов и междочасий» и часть 21 «Свойства монастырских часов»; М. Н. Скабалланович, «Толковый Типикон», вып. II. (Киев 1912), стр. 12.

Книга (Великая) преп. Никона. Слово 29, л. 207.

Тураев, «Часослов эфиоп. церкви», стр. VI. – См. выше, гл. 4, часть 18 «Копто-эфиопские часы».

См. Скабалланович, «Толковый Типикон», в. II, стр. 18.

См. Тураев, «Часослов эфиоп. церкви», стр. 29.

Типикон, М. 1896, гл. 50, л. 465.

См. выше, гл. 6, часть 15 «Славянские памятники», и гл. 7, часть 1 «Названия службы».

Кекелидзе, «Лит. груз. памятники», стр. 276.

См. «Известие учительное, како иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к божественней литургии» (Служебник, Спб. 1890, стр. 465).

Мансветов, «Церковный устав (типик)», стр. 3.

Описание ее дано архим. Амфилохием в «Чтениях О-ва любит. дух. просв. за 1873 г.», октябрь, стр. 376.

Ркп. Афин. публ. б-ки № 7, X в., и № 47, XI в.

Типикон, М. 1896, гл. 7, л. 15 об.–16.

Св. Иустин, «Апология I». гл. 67, в перев. прот. П. Преображенского, М. 1892, стр. 99.

Тертуллиан, «К жене», кн. II, гл. 5; слич. «Об идолопоклонстве», гл. 7.

Св. Киприан, «Книга о падших» («Творения», ч. 2, К. 1891 г,), стр. 167.

Все эти свидетельства приведены у Ветринского: «Памятники древней христ. церкви или христ. древностей» (Спб. 1844), т. III, ч. 6, стр. 222 – 227.

См. «Луг Духовный», гл. 29 и 78.

Тертуллиан, «О молитве», гл. 6, перевод Д. И. Богдашевского, в «Трудах К. Д. Академии 1908 г.», январь, стр. 9.

Киприан, «О молитве Господней», гл. 6 («Творения», ч. 2, стр. 212–213).

Свидетельства о частом причащении первых христиан приводится у Ветринского «Памятники», т. III, ч. 6, стр. 267–270.

Василий В., Письмо 89(93): к Кесарии, жене патриция (Тиорония. ч. 6, М. 1859 г., стр. 219–220).

«Луг Духовный», гл. 29: «она пошла к соседке, чтобы приобщиться».

Великие Минеи – Четии, собранные митр. Макарием. Апрель 1: Житие и жизнь преп. Марии египтяныня, 35 («Памятники славяно-русской письменности, изданные Имп. Археограф. Комиссиею», М. 1910), столб. 29.

См. Син. ркп. № 12, Спб. Публ. б-ки № 57, Соф. № 1052, Типогр. №№ 46, 47 и 48.

«Писания (литургич.) св. отц. и учит. церкви», т. II, стр. 402, 403, 509.

Ту мысль, что ходатайственная молитва первоначально предваряла совершение евхаристии, подробно раскрывает и обосновывает А. Петровский: «Апостольские литургии восточной церкви», Спб. 1897, стр. 100–104, 133.

Апост. Пост. VIII, 10, в рус. перев. стр. 262 – 265.

Петровский, «Апост. литургии», прилож. I, стр. 10 – 11.

«Писания (литургич.)», т. II, стр. 445.

Петровский, «Апост. лит.». Прилож. I, стр. 16.

Апост. Пост. VII, 27, в рус. перев. стр. 224.

«Собрание древних литургий», вып. 2, Спб. 1875 г., стр. 65–66.

Там же, стр. 68–69 (см. Апост. Пост. VIII, 12).

Там же, вып. I, стр. 178.

Там же. стр. 183. – П. Сырку, «К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке», Т. I, вып. 2; «Литургические труды патр. Евфимия Терновского», Спб. 1890, стр. 209, 228–229 («Записки Историко-филолог. факультета Спб. университета», ч. 25, в. 2. Спб. 1894 г.). – Еп. Софония, «Современный быт и литургия – – иаковитов и несториан» (Спб. 1876), стр. 117.

См. выше, гл. 7, часть 6 «Самопричащение».

См. Часословы Московской печати и греческие.

Еп. Софония, «Соврем. быт и литургия – – иаковитов», стр. 125.

Петровский, «Апост. лит.». Прилож. II, стр. 53.

«Собр. др. лит.», в. 1, стр. 189. – Кекелидзе, «Лит. груз. пам.», стр. 19.

Кекелидзе, «Лит. груз. пам.», стр. 51, 92, 192.

Петровский, «Апост. лит.». Прилож. I, стр. 31. – Кекелидзе, «Лит. груз. пам.», стр. 98, 205.

Петровский, «Апост. лит.». Прилож. 1, стр. 72–73. – Кекелидзе, «Лит. груз. пам.», 21, 52, 105, 205. – Сырку, «К истории исправления книг в Болгарии», т, I, в. 2, стр. 214. – Еп. Софония, «Соврем. быт и литурии – – иаковитов», 125.

«Писания (литургич.)», т. II, стр. 445.

«Собр. др. лит.», в. 1, стр. 190. – Кекелидзе, «Лит. груз. пам.», стр. 21.

Этот рассказ в подлиннике и переводе излагается в сочинении А. Алмазова «Тайная исповедь в православной восточной церкви», т. II, Одесса 1894 г., стр. 117–118.

Симеон С., «Ответы на некоторые вопросы», отв. 32, в «Писаниях (литургич.)», т. III, Спб. 1857, стр. 166–167.

См. Алмазов, «Тайная исповедь», т. II, стр. 120.

Там же, стр. 121–124; т. III, отд. 2, стр. 26–28. – Сборник из б-ки Киев. дух. Акад. № 4239, л. 55 об.–63.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *