Изучение алхимии с чего начать
Наука без науки: алхимия в реальности и в фэнтези Статьи редакции
От скрижалей Гермеса Трисмегиста до зельеварения с Северусом Снейпом.
Сейчас уже сложно представить образ классического мага или волшебника, который между киданием фаерболов и призывом потусторонних сущностей не варил бы зелья и не смешивал бы всякие странные субстанции. То есть, по сути, пользовался бы алхимией. Но откуда всё это пошло?
Разберёмся, какими были алхимики в нашем с вами мире и как менялся их образ в фэнтези.
Во времена испанской Реконкисты и Крестовых походов в Европу начали регулярно попадать арабские книги. Это стало огромным подспорьем для европейской науки, ведь в те времена большая часть античных трудов сохранилась только в арабских переводах, а учёные Ближнего Востока намного опережали европейцев в астрономии, медицине и многих других областях.
При таком внимании к арабским научным трудам учёные просто не могли не увлечься идеями алхимии — одного из тех искусств, в котором преуспели на Ближнем Востоке. После переводов ряда ключевых книг на латынь в XII веке началась волна популярности алхимии в Европе.
Одной из ключевых работ для становления европейской алхимии был перевод «Изумрудной Скрижали», якобы отлитой из расплавленных изумрудов.
Алхимики рассказывали, что её создал Гермес Трисмегист — божество, в чертах которого соединялись древнеегипетский бог мудрости Тот и греческий бог Гермес.
По легендам, в глубокой древности Гермес Трисмегист одарил человечество знаниями обо всех науках и искусствах. Но он скрыл намёки на самое важное учение посреди египетской пустыни — в виде говорящих деревьев с изумрудными листами. Их нашёл Александр Македонский, завоевавший с помощью тайн деревьев почти всю Ойкумену.
Часть алхимиков принимали миф о Трисмегисте за метафорическую историю о том, как античный философ написал свои алхимические работы на листах дерева, которые египтяне называли «говорящим».
Как бы то ни было, в Изумрудной Скрижали изложены ключевые основы алхимии. Согласно ей, всё сущее состоит из четырёх первоэлементов: огня, воздуха, земли и воды. Благодаря философскому камню можно менять соотношения первоэлементов, трансформируя одни вещества в другие. Так можно трансформировать неблагородные металлы в благородные, а себя изменить так, чтобы попасть на высший уровень развития.
Как и многие другие алхимические книги, текст Изумрудной Скрижали воспринимали иносказательно.
Слова тайн Гермеса:
Истинно без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно. То, что находится внизу, аналогично (соответственно) тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.
И аналогично тому, как все вещи произошли от Единого через посредство Единого, так как все вещи родились от этой единой сущности через приспособление.
Солнце ее отец. Луна ее мать. Ветер ее в своем чреве носил. Земля ее кормилица. Вещь эта — отец всяческого совершенства во всей Вселенной. Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю.
Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством.Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира.
Таким образом, ты приобретаешь славу всего мира, и темнота уйдет от тебя.
Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утонченную вещь и проникнет собою всякую твердую. Так был сотворен мир. Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых таков.
Поэтому я был назван Гермесом Трижды-Величайшим, ибо я владею познанием трех частей всего мира.
Полно то, что я сказал о работе произведения (действия) Солнца.
Анахсор
сайт Фавна
Главное меню
Популярное
Баннер сайта
Основы алхимии
Второе, что это длительный процесс.
И третье (самое важное) алхимию надо разгадать как загадку, а не прочитать ее как ответ в конце книги.
Наиболее правдоподобная версия происхождения слова алхимия связана с арабскими источниками т.к. аль-хем можно перевести как «наука египта». Хотя слово Хем использовали так же в античной греции для названия исскуста плавки металлов (металургия).
Древние греки использовали множество алхимических формул и оборотов в справочниках по металургии.
Алхимия в то время была тесно связана с астрологией и многие символы, понятия и названия веществ в алхимии имели прямое соотношение с астрологией.
Эти две очень древние науки развивались в едином ключе совместно с западной герметической философией и «христианской» каббалой.
Из алхимии родились такие современные разделы науки как химия, фармакология, минералогия, металургия и.т.д.
Согласно легенде оснавателем алхимии был греческий Бог Гермес. И наиболее древним текстом по алхимии считают «Изумрудную скрижаль» Гермеса Тримидаста.
Поначалу данным исскуством занимались металурги.
Философские взгляды алхимии базировались на следующих тезисах:
2. Вся физическая вселенная существует благодаря присутствию полярности или двойственности (дуальности). Любое понятие и явление можно рассматиривать как имеющее свою противоположность: мужской / женский, солнце / луна, дух / тело, и т.п.
5. Все вещество материи сложено из четырех Элементов Огня (тепловая энергия), Вода (жидкость), Воздух (газ), и Земля (обьединитель). Знание и использование четырех Элементов есть весьма важная часть Алхимической работы.
7. Все эволюционирует по направлению к предопределенному состоянию совершенства.
У многих слово Алхимия вызывает ассоциации с неумелой лабораторией, где безрассудно смело работают псевдо-ученые стремясь обогатиться получив алхимическое золото.
Однако истинное определение Алхимии связанно с доктриной эволюции человека к высшему совершенству.
Трактаты Алхимии посвящены не только началам химии, но и полны философско-мистического и магического смысла.
Таким образом, часть алхимиков занимались натуральной химией и физико-химическими эксперементами с веществом, а другая интерисовалась алхимией как духовным процессом, хотя основой философии и тех и других была именно духовная трансформация.
Это искусство сложно изучать, потому что в основу алхимического «языка» заложено использование обозначений в аллегориях и мифах, которые могут интерпретироваться с широким диапазоном понимания, как в духовном так и в прикладном к эксперементальной химии смысле.
Так как теория алхимии утверждает, что Вечная Мудрость так долго остается латентной, бездеятельной и малопонятной для человечества из-за большого колличества невежества в обществе и на поверхности сознания человека.
Это и является той духовной алхимией, которая сокрыта за химическим искусством некоторых алхимиков.
Стадии философского процесса алхимического превращения символизированы четырьмя различными цветами: черый (вина, происхождение, латентные силы) обозначение Духа в начальном состоянии, белый (малая работа, первое превращение или опыт, ртуть), красный (сера, страсть), и золотой (духовная чистота).
Базой для всех алхимических теорий является теория четырех элементов.
Если изобразить все теории алхимиков геометрически, то получится тетрактикс Пифагора. Тетрактикс Пифагора представляет собой треугольник, состоящий из десяти точек.
Три великих принципа
Имена и алхимические обозначения этих трех принципов:
Сульфур (Сера) Меркурий (Ртуть) Соль
Эти субстанции будучи очищенными имеют такое же название. Эта триада принципов может считаться как неразделенное целое.
Однако, это целое существует только перед алхимическим очищением (процесс изучения).
Когда три компонента очищаются они возвышают целое
Его превращения являются частью преобразования в алхимическом процессе. Меркурий является весьма важным компонентом, самым важным из всех трех принципов, которые взаимодействуют друг с другом, изменяя свои свойства.
Меркурий и Сера как антагонисты
В практической алхимии, Меркурий представлен двумя веществами.
Второе (фиксированное) вещество после возвращения серы.
Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.
Пожалуй, это определение достаточно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.
Металлы, отнесенные к Планетам в Алхимии
Взгляд алхимика на природу металлов совсем другой нежели в металургии.
Творец создал металлы, как вещи равные животным и растениям.
У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особо следует выделить две из них:
1 Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных.
2 Символ средство познания и Путь Истины.
Бытие символа распространяется в трех планах:
2 Символ – образ, аллегория
Как отличить символ от знака и аллегории?
Знак – изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным.
Аллегория – своего рода понятие картинка, понятие выраженное не словом а изображением. Основной ее критерий – у аллегории нет возможности для интерпретации.
Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием находиться в неразрывной связи.
Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно.
Символ – конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак или аллегория, а в динамической целостности. Символ предполагает наличие внутренней тайны он никогда не может быть до конца разгадан.
Существует четыре основных вида символов:
1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет:
2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины:
4 Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов:
Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения.
Основных сложностей в понимании алхимической символики три:
Пять методов анализа алхимического символа
Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких.
Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых.
Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение.
Выделить главную идею сюжета.
Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.
Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Вот несколько примеров различных алхимических знаков для обозначения времени: