Изучите легенду и определите что и как показано на карте
Приемы работы с различными источниками географической информации и планы характеристик
Приемы работы с картой
Приемы анализа физико-географического профиля
План характеристики компонента природы
План характеристики ПТК
Схема характеристики природы региона
Какие задачи можно решать на основе анализа карт
Современная картография — это наука, охватывающая теорию, методику и технические приемы создания и использования картографических произведений (географических карт, глобусов, рельефных карт, карт Луны, планет, звездного неба и т. д.).
Картографический метод исследования — это использование карт для познания изображенных на них явлений, процессов и их динамики. Применение картографического метода исследования основано на работе с картами как пространственными моделями действительности.
Для изучения явлений по их изображениям на картах используются различные способы анализа.
Визуальный анализ карт используется наиболее часто. Основан он на том, что любая карта — это образно-знаковая модель, наглядно воспроизводящая пространственные формы, отношения и структуру территорий. Уже непосредственный взгляд на карту, например физическую карту России (см. атлас для 8 класса, выпущенный издательством «Дрофа», с. 4—б), позволяет получить общее представление о формах поверхности на территории нашей страны, их размещение относительно друг друга.
При более внимательном изучении карты можно установить преобладающие высоты территории, обнаружить особенности размещения форм поверхности и т. д. (Вспомните план анализа карты (прием чтения карты).)
Картометрические исследования заключаются в измерении и исчислении по картам количественных характеристик явлений, например определение координат, расстояний, длин, высот, площадей и др.
Определите протяженность Западно-Сибирской равнины в градусной мере и километрах по 70° в. д.
Графический анализ заключается в исследовании различных построений, выполняемых по географическим картам: профилям, разрезам, блок-диаграммам, диаграммам и т. д.
Такие построения часто применяют для наглядного представления о размещении явлений в иных плоскостях: в вертикальной плоскости с помощью профилей и разрезов; в наклонной плоскости в виде блок-диаграмм. Профили широко используют для изучения рельефа земной поверхности, геологического строения земной коры, комплексного изучения территории.
По учебнику (рис. 13) расскажите, что изображено на профиле. Подробно охарактеризуйте рельеф нашей страны.
По разрезу (рис. 84) охарактеризуйте геологическое строение Восточно-Европейской платформы.
Совместный анализ карт различной тематики широко используется для изучения взаимосвязей, например, между размещением полезных ископаемых и геологическим развитием территории; между рельефом и климатом; между рельефом, почвами и растительностью. С помощью совместного анализа карт различной тематики, сопоставления и наложения карт можно выявлять и объяснять причинно-следственные связи.
Вспомните состав приема сопоставления карт. Сопоставьте карты атласа — климатическую и карту начала ледостава на реках и режима рек (см. атлас для 9 класса, выпущенный издательством «Дрофа»). Сделайте выводы.
Географы не зря называют карту «вторым языком географии», не зря говорят: «карта раскрывает» многие явления. Умение читать и анализировать карты разного содержания избавляет от необходимости механически заучивать сведения об особенностях географического положения территории, размещении форм рельефа и полезных ископаемых, пограничных государствах и многом другом. По карте можно совершать интереснейшие путешествия. Ведь карта действительно рассказывает о многом. Надо только понимать ее язык, уметь читать ее.
Геологические карты. На этих картах способом цветового фона и буквенными обозначениями (индексами) показывают возраст магматических и осадочных пород, их состав, а с помощью геологического профиля — характер залегания. Четвертичные отложения показаны лишь там, где нижележащие, более древние породы не изучены.
Тектонические карты. Способом цветового фона и специальными знаками изображают размещение плит, платформ, геосинклинальных областей, разломов в земной коре, краевых прогибов, их возраст. На этих же картах дополнительно показано и распространение полезных ископаемых.
Вы сможете получить из карт учебника и атласа необходимую информацию о климате любой территории России, о причинах его разнообразия.
Синоптические карты — карты погоды. Они составляются на основе наблюдений за погодой, проводимых сетью метеорологических станций, в том числе и космических, на определенный срок.
На синоптических картах показаны следующие сведения: давление воздуха, атмосферные фронты, области высокого и низкого давления и направление их движения, области с осадками и характер осадков, скорость и направление ветра, температура воздуха.
Сопоставление карт позволяет получить карту прогноза погоды.
Карты земельных ресурсов и почв. На почвенной карте показаны разные типы почв, их размещение, дана характеристика типов почв. Карта сочетается с почвенными разрезами и профилями.
Карты мелиорации. Характеризуют состояние почв и мероприятия по сохранению и восстановлению почвенных ресурсов.
Карты растительности. Отражают ее зональные типы и локальные особенности, показывают площади лесов, состав леса по породам.
Карты заповедников и природных зон. Дают представление о размещении природных зон, типичных представителях растительного и животного мира в этих зонах, а также о размещении и профиле заповедников.
Общая характеристика рельефа. Рассмотрим, как можно дать общую характеристику рельефа России, пользуясь только картами атласа. Например, по физической карте России (см. атлас для 8 класса, выпущенный издательством «Дрофа») можно получить следующие данные о формах поверхности на территории нашей страны, их размещении: «Рельеф нашей страны весьма разнообразен. Равнины, низменности, горы, плоскогорья, возвышенности — все эти формы рельефа видим на карте нашей страны. Большую часть территории России занимают равнины: в европейской части страны расположена Русская (Восточно-Европейская равнина), в азиатской — Западно-Сибирская низменность. Эти равнины разделены невысокими Уральскими горами. К югу от Русской равнины расположены Кавказские горы, где находится высшая точка России — г. Эльбрус (5642 м).
На юго-востоке от Русской равнины расположена Прикаспийская низменность. Здесь находится самая низкая точка России — на 28 м ниже уровня океана. К востоку от Западно-Сибирской равнины, за Енисеем, расположена обширная возвышенная равнина — Среднесибирское плоскогорье.
На востоке и на юге азиатской части нашей страны поднимаются горы: хребты — Верхоянский, Становой, Черского, Джугджур, Срединный (на Камчатке); нагорья — Алданское, Колымское, Чукотское, Корякское, горы Сихотэ-Алинь.
На юге Восточной Сибири расположены горы Алтай, Западный и Восточный Саян, Яблоновый хребет. Общий уклон поверхности страны направлен к северу, о чем можно судить и по направлению течения крупных рек в европейской и азиатской частях страны.
С помощью шкалы высот можно определить преобладающие высоты для каждой из форм рельефа, а также максимальные высоты, специально подписанные на карте».
Значение легенды карты. Предъявляемые к ней требования
Легендой принято называть условные обозначения и объясняющие их подписи, сведенные в систему, облегчающую чтение карты. Назначение легенды не ограничивается пояснением отдельных обозначений.
Прежде всего к легенде обращаются для получения общего представления о содержании карты, об объектах картографирования, встречающихся на изображаемой территории. Легенда показывает, что может быть прочитано на карте, заранее раскрывая ее содержание. Детальное изучение легенды может дать представление о принципах выделения объектов и о различных сторонах их характеристики, о степени обобщения выделяемых понятий, об основных закономерностях и связях между явлениями, которые могут быть изучены при чтении карты, например, зональности, высотной поясности, последовательности во времени и т. п. Для этого необходимы следующие свойства легенды:
Легенда неотделима от карты, это ключ для ее чтения. Помещение легенды в отдельных сводных таблицах для многолистных карт, на оборотах листа карты, в тексте, дополняющем карту, перенесение в текст пояснительных подписей к обозначениям и т. п. во всех случаях наносит определенный ущерб потребителю, усложняет работу с картой. Даже на топографических картах с общепринятыми условными знаками изучение содержания часто затрудняется из-за отсутствия на полях таблицы обозначений.
Легенда располагается на полях карты (сбоку или внизу). Она может быть врезана в карту и размещена в пределах смежной территории, не захватывая границ изображаемой страны или района. Основные требования читателей к размещению легенды — это возможность охватить ее одним взглядом, чтобы быстро ознакомиться с основным содержанием карты, и удобство пользования легендой в процессе работы с картой.
Разработка легенды — это первый этап создания карты, начало авторской работы. Вместе с тем окончательная систематизация легенды возможна при завершении авторского оригинала, а иногда и лишь после составления всей карты. Дополнения и изменения почти неизбежны в процессе использования источников, но они должны укладываться в принятую систему, не меняя ее коренным образом. Удачно и своевременно составленная легенда — залог успеха создания специальной карты.
Разработка легенд для новых оригинальных карт, не имеющих единой утвержденной системы обозначений, нередко является сложным процессом, результатом теоретических обобщений и изучения обширного фактического материала. Работа над легендой еще более осложняется при комплексном картографировании природных условий, при составлении серий карт или комплексных атласов, когда важно облегчить сравнение и сопоставление карт.
Во многих отраслях специального картографирования работают над созданием единых легенд, обеспечивающих единую систему картографирования, но есть общие вопросы, решаемые аналогично для карт разной тематики. Многообразие легенд, принципов и приемов их построения требует систематизации и разработки общих методов в целях облегчения труда авторов и редакторов картографических произведений.
Источник: И.П. Заруцкая. Составление специальных карт природы. Изд-во Московского университета. Москва. 1966
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Какую информацию содержит легенда карты?
Какую информацию содержит легенда карты?
Ну это же легко вычислить. Находим в интернете географическую широту Москвы (55,75222° с.ш.), это расстояние в градусах от экватора, прибавляем расстояние от экватора до южного полюса (90°), получаем 145,75222°. Зная среднюю длину меридиональной окружности 40008,5, вычисляем расстояние в километрах (40008,5/360)*145,75222=16198,133 км.
Поселок городского типа Бира находится в Еврейской автономной области, относится к Облученскому району( до 1945 года данный район носил название Бирский, так как до этого года районный центр располагался в Бире).
Поселок лежит на берегу реки Бира, которая является левым притоком Амура, был основан в 1884 году ( по другим данным в 1908 году),статус поселка городского типа был присвоен в 1929 году.
Поселок Бира- это административный центр муниципального образования «Городское поселение Бирское», на его территории находится железнодорожная станция с таким же названием, относящаяся к Дальневосточной железной дороги.
Площадь поселка городского типа Бира составляет 4568,20 квадратных километров.
Дорогой, юный историк. Работа с контурной картой.
Отправляясь в историческое путешествие, можно использовать карты. В них много информации, нужно учиться их читать и уметь их заполнять:
Легенда карты – это перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним. Легенда должна содержать все использованные на карте условные знаки, которые должны быть расположены в таком порядке, чтобы из чтения легенды можно было составить представление о содержании карты, не глядя на нее. Изображения знаков в легенде и на карте должны быть одинаковыми.
Порядок выполнения работы в контурной карте.
Легенда карты – это перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним. Легенда должна содержать все использованные на карте условные знаки, которые должны быть расположены в таком порядке, чтобы из чтения легенды можно было составить представление о содержании карты, не глядя на нее. Изображения знаков в легенде и на карте должны быть одинаковыми.
Порядок выполнения работы в контурной карте.
Легенда карты – это перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним. Легенда должна содержать все использованные на карте условные знаки, которые должны быть расположены в таком порядке, чтобы из чтения легенды можно было составить представление о содержании карты, не глядя на нее. Изображения знаков в легенде и на карте должны быть одинаковыми.
Порядок выполнения работы в контурной карте.
Памятка «Как подготовить домашнее задание по географи»
Памятка в помощь учителю географии.
Можно раздать ученикам, можно поместить в информационном уголке.
Просмотр содержимого документа
«Памятка «Как подготовить домашнее задание по географи»»
Как готовить домашнее задание по географии.
1. Приготовьте учебник и атлас.
2. Прочитайте нужный параграф учебника, отыскивая по ходу чтения все упомянутые в тексте географические названия (объекты).
3. Ответьте на вопросы после данного параграфа, обязательно используя при этом нужные карты атласа и учебника.
4. Чтобы проверить себя, постарайтесь с помощью карт, вспомнить основные положения изученного текста.
Как работать с географической картой
1. Прочитайте название карты.
2. Определите ее масштаб.
3. Изучите легенду карты и определите, что и как показано на карте.
4. Найдите на карте заданную территорию и, используя легенду и номенклатуру, расскажите, что показано на карте.
5. Если для ответа на поставленный вопрос данных этой карты недостаточно. Используйте другие, нужные вам карты.
Как работать с текстом учебника географии
1. Внимательно прочитайте название параграфа. Что вы уже знаете об этом?
2. Прочитайте вопросы перед параграфом, продумайте ответы на них. Подумайте, как эти знания могут быть использованы при изучении данной темы.
3. Внимательно изучите текст: все новые термины и понятия найдите в словаре, все географические названия в атласе или на карте. Особое внимание обратите на слова и предложения, выделенные другим шрифтом, так как именно они имеют главное значение для понимания главного материала. Если в тексте есть ссылки на рисунки, карты, схемы, необходимо проанализировать их.
4. После того, как параграф изучен, проконтролируйте себя: ответьте на вопросы после параграфа и постарайтесь воспроизвести основной материал с помощью карт и иллюстраций.