Изучите легенду и определите что и как показано на карте россии

Приемы работы с различными источниками географической информации и планы характеристик

Приемы работы с картой

Приемы анализа физико-географического профиля

План характеристики компонента природы

План характеристики ПТК

Схема характеристики природы региона

Какие задачи можно решать на основе анализа карт

Современная картография — это наука, охватывающая теорию, методику и технические приемы создания и использования картографических произведений (географических карт, глобусов, рельефных карт, карт Луны, планет, звездного неба и т. д.).

Картографический метод исследования — это использование карт для познания изображенных на них явлений, процессов и их динамики. Применение картографического метода исследования основано на работе с картами как пространственными моделями действительности.

Для изучения явлений по их изображениям на картах используются различные способы анализа.

Визуальный анализ карт используется наиболее часто. Основан он на том, что любая карта — это образно-знаковая модель, наглядно воспроизводящая пространственные формы, отношения и структуру территорий. Уже непосредственный взгляд на карту, например физическую карту России (см. атлас для 8 класса, выпущенный издательством «Дрофа», с. 4—б), позволяет получить общее представление о формах поверхности на территории нашей страны, их размещение относительно друг друга.

При более внимательном изучении карты можно установить преобладающие высоты территории, обнаружить особенности размещения форм поверхности и т. д. (Вспомните план анализа карты (прием чтения карты).)

Картометрические исследования заключаются в измерении и исчислении по картам количественных характеристик явлений, например определение координат, расстояний, длин, высот, площадей и др.

Определите протяженность Западно-Сибирской равнины в градусной мере и километрах по 70° в. д.

Графический анализ заключается в исследовании различных построений, выполняемых по географическим картам: профилям, разрезам, блок-диаграммам, диаграммам и т. д.

Такие построения часто применяют для наглядного представления о размещении явлений в иных плоскостях: в вертикальной плоскости с помощью профилей и разрезов; в наклонной плоскости в виде блок-диаграмм. Профили широко используют для изучения рельефа земной поверхности, геологического строения земной коры, комплексного изучения территории.

По учебнику (рис. 13) расскажите, что изображено на профиле. Подробно охарактеризуйте рельеф нашей страны.

По разрезу (рис. 84) охарактеризуйте геологическое строение Восточно-Европейской платформы.

Совместный анализ карт различной тематики широко используется для изучения взаимосвязей, например, между размещением полезных ископаемых и геологическим развитием территории; между рельефом и климатом; между рельефом, почвами и растительностью. С помощью совместного анализа карт различной тематики, сопоставления и наложения карт можно выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Вспомните состав приема сопоставления карт. Сопоставьте карты атласа — климатическую и карту начала ледостава на реках и режима рек (см. атлас для 9 класса, выпущенный издательством «Дрофа»). Сделайте выводы.

Географы не зря называют карту «вторым языком географии», не зря говорят: «карта раскрывает» многие явления. Умение читать и анализировать карты разного содержания избавляет от необходимости механически заучивать сведения об особенностях географического положения территории, размещении форм рельефа и полезных ископаемых, пограничных государствах и многом другом. По карте можно совершать интереснейшие путешествия. Ведь карта действительно рассказывает о многом. Надо только понимать ее язык, уметь читать ее.

Геологические карты. На этих картах способом цветового фона и буквенными обозначениями (индексами) показывают возраст магматических и осадочных пород, их состав, а с помощью геологического профиля — характер залегания. Четвертичные отложения показаны лишь там, где нижележащие, более древние породы не изучены.

Тектонические карты. Способом цветового фона и специальными знаками изображают размещение плит, платформ, геосинклинальных областей, разломов в земной коре, краевых прогибов, их возраст. На этих же картах дополнительно показано и распространение полезных ископаемых.

Вы сможете получить из карт учебника и атласа необходимую информацию о климате любой территории России, о причинах его разнообразия.

Синоптические карты — карты погоды. Они составляются на основе наблюдений за погодой, проводимых сетью метеорологических станций, в том числе и космических, на определенный срок.

На синоптических картах показаны следующие сведения: давление воздуха, атмосферные фронты, области высокого и низкого давления и направление их движения, области с осадками и характер осадков, скорость и направление ветра, температура воздуха.

Сопоставление карт позволяет получить карту прогноза погоды.

Карты земельных ресурсов и почв. На почвенной карте показаны разные типы почв, их размещение, дана характеристика типов почв. Карта сочетается с почвенными разрезами и профилями.

Карты мелиорации. Характеризуют состояние почв и мероприятия по сохранению и восстановлению почвенных ресурсов.

Карты растительности. Отражают ее зональные типы и локальные особенности, показывают площади лесов, состав леса по породам.

Карты заповедников и природных зон. Дают представление о размещении природных зон, типичных представителях растительного и животного мира в этих зонах, а также о размещении и профиле заповедников.

Общая характеристика рельефа. Рассмотрим, как можно дать общую характеристику рельефа России, пользуясь только картами атласа. Например, по физической карте России (см. атлас для 8 класса, выпущенный издательством «Дрофа») можно получить следующие данные о формах поверхности на территории нашей страны, их размещении: «Рельеф нашей страны весьма разнообразен. Равнины, низменности, горы, плоскогорья, возвышенности — все эти формы рельефа видим на карте нашей страны. Большую часть территории России занимают равнины: в европейской части страны расположена Русская (Восточно-Европейская равнина), в азиатской — Западно-Сибирская низменность. Эти равнины разделены невысокими Уральскими горами. К югу от Русской равнины расположены Кавказские горы, где находится высшая точка России — г. Эльбрус (5642 м).

На юго-востоке от Русской равнины расположена Прикаспийская низменность. Здесь находится самая низкая точка России — на 28 м ниже уровня океана. К востоку от Западно-Сибирской равнины, за Енисеем, расположена обширная возвышенная равнина — Среднесибирское плоскогорье.

На востоке и на юге азиатской части нашей страны поднимаются горы: хребты — Верхоянский, Становой, Черского, Джугджур, Срединный (на Камчатке); нагорья — Алданское, Колымское, Чукотское, Корякское, горы Сихотэ-Алинь.

На юге Восточной Сибири расположены горы Алтай, Западный и Восточный Саян, Яблоновый хребет. Общий уклон поверхности страны направлен к северу, о чем можно судить и по направлению течения крупных рек в европейской и азиатской частях страны.

С помощью шкалы высот можно определить преобладающие высоты для каждой из форм рельефа, а также максимальные высоты, специально подписанные на карте».

Источник

Систематизируем информацию о полезных ископаемых России

Перед вами стоит задача систематизировать (организовать) информацию о полезных ископаемых России так, чтобы эффективно использовать её для разных целей. Ниже предложены варианты заданий и комментарии к их выполнению.

Задания следует выполнять в том объёме и в тех форматах, которые укажет учитель. Это могут быть доклады, презентации, сообщения, аналитические справки и т. д. Выполняя задания индивидуально или в группе, не забывайте, что начинать нужно с планирования своей работы, а заканчивать обсуждением полученных результатов.

1. Подготовить материалы о полезных ископаемых России для включения их в общий доклад на международной конференции «Природные ресурсы мира: проблемы и перспективы».

2. Подготовить конспект (или выступление) «Связь тектонического строения земной коры и минеральных ресурсов на примере России» для чтения лекции в клубе «Юный геолог».

3. Для привлечения инвесторов в крупный проект «Укрепление ресурсной базы России» подготовить аналитическую справку (электронную презентацию). Задача — обоснование проведения поисковых, оценочных и разведочных работ с целью пополнения уже разведанных запасов полезных ископаемых.

4. Написать статью «Геологическая история моего края» в школьную газету.

5. Подготовить материал «Полезные ископаемые моего края» для размещения на школьном интернет-сайте.

Перед выполнением заданий проведите подготовительную работу.

1. Изучите легенду карты «Тектоника и полезные ископаемые» (см. Приложение, с. 250—251). Определите, какие полезные ископаемые приурочены к платформам, какие — к складчатым областям. Обратите внимание, что в легенде указаны типы месторождений.

2. Изучите таблицу на с. 81. Найдите на карте упомянутые в ней районы залегания полезных ископаемых.

3. Используя карту и таблицу, определите, каких полезных ископаемых у нас много, а каких — мало.

При выполнении заданий 1 и 3 обратите внимание на следующую информацию. В нашей стране многие виды полезных ископаемых находятся в малоосвоенных и труднодоступных районах. Многие месторождения стратегически важных полезных ископаемых истощены. Некоторых видов полезных ископаемых нам не хватает (например, марганца, хрома, меди, титана, ртути, сурьмы).

Приоритетные направления развития минерально-сырьевой базы: разработка нефтегазовых месторождений юга Сибири и континентального шельфа; создание новых сырьевых баз на территориях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.

При выполнении задания 2:

Изучите четвёртую колонку геохронологической таблицы (см. с. 66—67). Соотнесите её данные с картой. Проверьте утверждение, что железные руды широко распространены на древних платформах. Определите, в какие периоды шло образование нефти и каменного угля. Какой климат господствовал на Земле в это время? Соотнесите эти данные с картой.

При выполнении заданий 4-5:

Установите, на какой тектонической структуре располагается ваша местность и как она выражена в рельефе. По геологической карте определите, какие породы слагают территорию вашей местности и каков их возраст.

Подготовьте ответы на вопросы: какие полезные ископаемые залегают в недрах вашего края? Какие разрабатываются? Как называются месторождения? Каковы объёмы добычи и куда идёт сырьё? Есть ли на территории вашего края перспективные месторождения и как они называются? Каково значение полезных ископаемых вашего края для России?

Подумайте, какую информацию можно оформить графически — в виде схем и диаграмм, какие фото можно найти по данной теме.

Источник

Памятка «Как подготовить домашнее задание по географи»

Памятка в помощь учителю географии.

Можно раздать ученикам, можно поместить в информационном уголке.

Просмотр содержимого документа
«Памятка «Как подготовить домашнее задание по географи»»

Как готовить домашнее задание по географии. Изучите легенду и определите что и как показано на карте россии. Смотреть фото Изучите легенду и определите что и как показано на карте россии. Смотреть картинку Изучите легенду и определите что и как показано на карте россии. Картинка про Изучите легенду и определите что и как показано на карте россии. Фото Изучите легенду и определите что и как показано на карте россии

1. Приготовьте учебник и атлас.

2. Прочитайте нужный параграф учебника, отыскивая по ходу чтения все упомянутые в тексте географические названия (объекты).

3. Ответьте на вопросы после данного параграфа, обязательно используя при этом нужные карты атласа и учебника.

4. Чтобы проверить себя, постарайтесь с помощью карт, вспомнить основные положения изученного текста.

Как работать с географической картой

1. Прочитайте название карты.

2. Определите ее масштаб.

3. Изучите легенду карты и определите, что и как показано на карте.

4. Найдите на карте заданную территорию и, используя легенду и номенклатуру, расскажите, что показано на карте.

5. Если для ответа на поставленный вопрос данных этой карты недостаточно. Используйте другие, нужные вам карты.

Как работать с текстом учебника географии

1. Внимательно прочитайте название параграфа. Что вы уже знаете об этом?

2. Прочитайте вопросы перед параграфом, продумайте ответы на них. Подумайте, как эти знания могут быть использованы при изучении данной темы.

3. Внимательно изучите текст: все новые термины и понятия найдите в словаре, все географические названия в атласе или на карте. Особое внимание обратите на слова и предложения, выделенные другим шрифтом, так как именно они имеют главное значение для понимания главного материала. Если в тексте есть ссылки на рисунки, карты, схемы, необходимо проанализировать их.

4. После того, как параграф изучен, проконтролируйте себя: ответьте на вопросы после параграфа и постарайтесь воспроизвести основной материал с помощью карт и иллюстраций.

Источник

Приемы работы с различными источниками географической информации и планы характеристик

Приемы работы с картой

Приемы анализа физико-географического профиля

План характеристики компонента природы

План характеристики ПТК

Схема характеристики природы региона

Какие задачи можно решать на основе анализа карт

Современная картография — это наука, охватывающая теорию, методику и технические приемы создания и использования картографических произведений (географических карт, глобусов, рельефных карт, карт Луны, планет, звездного неба и т. д.).

Картографический метод исследования — это использование карт для познания изображенных на них явлений, процессов и их динамики. Применение картографического метода исследования основано на работе с картами как пространственными моделями действительности.

Для изучения явлений по их изображениям на картах используются различные способы анализа.

Визуальный анализ карт используется наиболее часто. Основан он на том, что любая карта — это образно-знаковая модель, наглядно воспроизводящая пространственные формы, отношения и структуру территорий. Уже непосредственный взгляд на карту, например физическую карту России (см. атлас для 8 класса, выпущенный издательством «Дрофа», с. 4—б), позволяет получить общее представление о формах поверхности на территории нашей страны, их размещение относительно друг друга.

При более внимательном изучении карты можно установить преобладающие высоты территории, обнаружить особенности размещения форм поверхности и т. д. (Вспомните план анализа карты (прием чтения карты).)

Картометрические исследования заключаются в измерении и исчислении по картам количественных характеристик явлений, например определение координат, расстояний, длин, высот, площадей и др.

Определите протяженность Западно-Сибирской равнины в градусной мере и километрах по 70° в. д.

Графический анализ заключается в исследовании различных построений, выполняемых по географическим картам: профилям, разрезам, блок-диаграммам, диаграммам и т. д.

Такие построения часто применяют для наглядного представления о размещении явлений в иных плоскостях: в вертикальной плоскости с помощью профилей и разрезов; в наклонной плоскости в виде блок-диаграмм. Профили широко используют для изучения рельефа земной поверхности, геологического строения земной коры, комплексного изучения территории.

По учебнику (рис. 13) расскажите, что изображено на профиле. Подробно охарактеризуйте рельеф нашей страны.

По разрезу (рис. 84) охарактеризуйте геологическое строение Восточно-Европейской платформы.

Совместный анализ карт различной тематики широко используется для изучения взаимосвязей, например, между размещением полезных ископаемых и геологическим развитием территории; между рельефом и климатом; между рельефом, почвами и растительностью. С помощью совместного анализа карт различной тематики, сопоставления и наложения карт можно выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Вспомните состав приема сопоставления карт. Сопоставьте карты атласа — климатическую и карту начала ледостава на реках и режима рек (см. атлас для 9 класса, выпущенный издательством «Дрофа»). Сделайте выводы.

Географы не зря называют карту «вторым языком географии», не зря говорят: «карта раскрывает» многие явления. Умение читать и анализировать карты разного содержания избавляет от необходимости механически заучивать сведения об особенностях географического положения территории, размещении форм рельефа и полезных ископаемых, пограничных государствах и многом другом. По карте можно совершать интереснейшие путешествия. Ведь карта действительно рассказывает о многом. Надо только понимать ее язык, уметь читать ее.

Геологические карты. На этих картах способом цветового фона и буквенными обозначениями (индексами) показывают возраст магматических и осадочных пород, их состав, а с помощью геологического профиля — характер залегания. Четвертичные отложения показаны лишь там, где нижележащие, более древние породы не изучены.

Тектонические карты. Способом цветового фона и специальными знаками изображают размещение плит, платформ, геосинклинальных областей, разломов в земной коре, краевых прогибов, их возраст. На этих же картах дополнительно показано и распространение полезных ископаемых.

Вы сможете получить из карт учебника и атласа необходимую информацию о климате любой территории России, о причинах его разнообразия.

Синоптические карты — карты погоды. Они составляются на основе наблюдений за погодой, проводимых сетью метеорологических станций, в том числе и космических, на определенный срок.

На синоптических картах показаны следующие сведения: давление воздуха, атмосферные фронты, области высокого и низкого давления и направление их движения, области с осадками и характер осадков, скорость и направление ветра, температура воздуха.

Сопоставление карт позволяет получить карту прогноза погоды.

Карты земельных ресурсов и почв. На почвенной карте показаны разные типы почв, их размещение, дана характеристика типов почв. Карта сочетается с почвенными разрезами и профилями.

Карты мелиорации. Характеризуют состояние почв и мероприятия по сохранению и восстановлению почвенных ресурсов.

Карты растительности. Отражают ее зональные типы и локальные особенности, показывают площади лесов, состав леса по породам.

Карты заповедников и природных зон. Дают представление о размещении природных зон, типичных представителях растительного и животного мира в этих зонах, а также о размещении и профиле заповедников.

Общая характеристика рельефа. Рассмотрим, как можно дать общую характеристику рельефа России, пользуясь только картами атласа. Например, по физической карте России (см. атлас для 8 класса, выпущенный издательством «Дрофа») можно получить следующие данные о формах поверхности на территории нашей страны, их размещении: «Рельеф нашей страны весьма разнообразен. Равнины, низменности, горы, плоскогорья, возвышенности — все эти формы рельефа видим на карте нашей страны. Большую часть территории России занимают равнины: в европейской части страны расположена Русская (Восточно-Европейская равнина), в азиатской — Западно-Сибирская низменность. Эти равнины разделены невысокими Уральскими горами. К югу от Русской равнины расположены Кавказские горы, где находится высшая точка России — г. Эльбрус (5642 м).

На юго-востоке от Русской равнины расположена Прикаспийская низменность. Здесь находится самая низкая точка России — на 28 м ниже уровня океана. К востоку от Западно-Сибирской равнины, за Енисеем, расположена обширная возвышенная равнина — Среднесибирское плоскогорье.

На востоке и на юге азиатской части нашей страны поднимаются горы: хребты — Верхоянский, Становой, Черского, Джугджур, Срединный (на Камчатке); нагорья — Алданское, Колымское, Чукотское, Корякское, горы Сихотэ-Алинь.

На юге Восточной Сибири расположены горы Алтай, Западный и Восточный Саян, Яблоновый хребет. Общий уклон поверхности страны направлен к северу, о чем можно судить и по направлению течения крупных рек в европейской и азиатской частях страны.

С помощью шкалы высот можно определить преобладающие высоты для каждой из форм рельефа, а также максимальные высоты, специально подписанные на карте».

Источник

Географическая карта. Легенда карты

План-конспект урока географии

Тема урока: Географическая карта. Легенда карты

Образовательные: формировать представления о значении географических карт; знание определений «географическая карта», «легенда карты», «изолинии», «горизонтали»;

Воспитательные: воспитание внимательности, целеустремленности.

Тип урока: изучение нового материала.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

Изучение нового материала

Одним из наиболее совершенных изображений земной поверхности является географическая карта.

Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

Географическая карта — чертеж большого участка земной поверхности, выполненный по специальным правилам. Эти правила во многом совпадают с правилами построения плана. Как и план, карта строится в масштабе с использованием условных знаков.

Задание: найдите определение и запишите в тетрадь.

Карта гораздо менее подробна, чем план местности. Одному сантиметру карты могут соответствовать десятки и сотни километров, тогда как одному сантиметру плана, как правило, десятки и сотни метров. Глобус удобен, когда мы хотим рассмотреть Землю целиком, план — когда мы работаем с небольшим участком местности. Значительные по площади территории изображают на географических картах. Географическая карта схожа с планом в том, что поверхность Земли тоже изображается на плоскости, в масштабе и с помощью условных знаков. Однако, по сравнению с планом, карта обладает рядом очень важных отличительных свойств.

Во-первых, карта далеко не так подробна, как план. Из-за того, что на карте изображают крупные по размерам территории, приходится использовать обобщение, и более мелкий масштаб. На карте показаны не все, а только главные объекты или явления. Одному сантиметру на карте могут соответствовать реальные расстояния от десятка до сотен километров.

Во-вторых, многие условные знаки, которыми пользуются при составлении карт, отличаются от тех, которые приняты на планах. Например, на плане зеленым цветом изображаются леса, а на физической карте полушарий и России — наиболее низкие места суши — низменности. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде четко очерченных контуров голубого (синего) цвета, горы — разными оттенками коричневого. Чтобы показать разную глубину морей и высоту гор, на картах применяют шкалу высот и глубин и метод послойной окраски.

Условные знаки с их расшифровкой образуют легенду карты.

Слово «легенда» обозначает «то, что читают». Легенда — это ключ, с помощью которого раскрывается содержание карты. Работу с картой всегда нужно начинать с изучения ее легенды.

— Итак, что же мы видим в легенде карты? (прежде всего шкалу глубин и высот, которая показывает высоту места)

— Что обозначает зеленый цвет?

— Почему зеленого цвета два оттенка?

— Какими еще цветами представлена карта? Что они обозначают?

Наибольшая трудность при построении карты заключается в том, что на плоском чертеже необходимо изобразить выпуклую земную поверхность. При этом неизбежно возникают искажения. И чем большую территорию изображают на карте, тем больше становятся искажения.

Географическая карта — это обобщенное уменьшенное изображение Земли или большого участка ее поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Карты очень многообразны.

Рассмотрите и скажите какого масштаба карты в атласе. Вы видите, что: — чем большее пространство надо изобразить, тем мельче должен быть масштаб; чем мельче масштаб, тем менее подробно содержание карты.

В зависимости от масштаба различают карты:

— крупномасштабные — от 1:10 000 до 1: 200 000;

— среднемасштабные — от 1:200 000 до 1: 1 000 000;

— мелкомасштабные — мельче 1: 1 000 000.

Самый мелкий масштаб используют для карты мира. По пространственному охвату выделяют карты мира, карты материков и океанов, отдельных стран и их частей.

Очень многообразны карты по содержанию. Они могут быть общегеографические и тематические.

На общегеографических картах отображен общий облик пространства — горы, равнины, реки, моря и другие важнейшие природные объекты. Тематические карты посвящены отдельной теме. Например, карта землетрясений и вулканов, карта природных зон, политическая карта, на которой показаны страны мира. Существуют и разные контурные карты — на них нанесены только контуры, очертания географических объектов. Эти карты будете в дальнейшем использовать и вы, нанося на них необходимую информацию.

-Что вы узнали для себя нового сегодня на уроке?

-Как вы считаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *