Известно что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы

Принципы гражданского права

Принципы применяются и в том случае, если они не находят своего воплощения в конкретной норме ввиду отсутствия этой самой нормы. При наличии пробелов в гражданском праве к отношениям, прямо не урегулированным законом, договором или обычаем делового оборота, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, т.е. применяется аналогия закона. В тех же случаях, когда использование аналогии закона невозможно ввиду того, что данные отношения не имеют сходных отношений, урегулированных гражданским правом, к ним применяется аналогия права (общие начала и общий смысл гражданского законодательства, т.е. принципы гражданского права). Таким образом, применение аналогии права есть прямое применение принципов гражданского права.

Принципы гражданского права в концентрированном виде отражают социально-экономическую сущность регулируемых отношений и экономической политики, осуществляемой государством применительно к этим отношениям через нормы гражданского права. А если это так, то принципы гражданского права — изменяемая категория. Они в различных правовых системах весьма существенно различаются в зависимости от того, что собой представляют отношения собственности в данном обществе и какую экономическую политику государство проводит в области отношений собственности. В этом смысле принципы советского гражданского права и принципы гражданского права современной России весьма существенно различаются, а по некоторым параметрам являются прямо противоположными.

Преобразования отношений собственности, суть которых состоит в том, что государственная собственность в большей части экономики заменяется и вытесняется частной собственностью, не могли не предопределить появления совершенно новых принципов гражданского права, складывающихся в результате происходящих в России реформ и преобразований.

Принципами гражданского права, закрепленными в ст. 1 ГК, являются следующие:

1. Равенство участников регулируемых им отношений. Фиксируя этот принцип, закон закрепляет равенство возможностей, признаваемых и обеспечиваемых гражданским правом. По сути дела, это равенство исходного правового положения субъектов гражданского права, и оно выражается в том, что все участники гражданских правоотношений наделяются гражданской правоспособностью как определенной мерой социальных возможностей в сфере применения гражданского права.

Иными словами, все субъекты отношений могут иметь на праве собственности или ином аналогичном вещном праве определенное имущество, могут приобретать это имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Все участники гражданских отношений имеют право участвовать в гражданском обороте, совершать сделки, заключать договоры по отчуждению или приобретению имущества, обладать исключительными правами на созданные ими произведения в сфере интеллектуальной деятельности и т.д. При этом все граждане вообще обладают совершенно одинаковой правоспособностью в сфере гражданского права. Правоспособность юридических лиц может быть в зависимости от вида юридического лица общей или специальной, но любая из них тем не менее включает в себя необходимый объем правовых возможностей, которые позволяют им выступать полноправными субъектами в отношениях собственности и гражданского оборота.

2. Принцип неприкосновенности собственности. Фактически содержание этого принципа далеко выходит за рамки приведенного термина. Неприкосновенность собственности понимается как сама возможность существования таких видов собственности, которые закреплены в Конституции РФ. На равных допускается существование частной собственности (в том числе на средства производства, на землю, на иные ресурсы) и собственности публичной, т.е. собственности Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований. Неприкосновенность собственности состоит в признании равного правового режима всех видов собственности. Любая собственность, возникшая и существующая в соответствии с Конституцией и законом, находится под охраной права и государства. Таким образом, принцип неприкосновенности собственности обусловливает необходимость существования в гражданском праве институтов, обеспечивающих защиту любого права собственности от каких-либо посягательств.

3. Свобода договора. Этот принцип является, несомненно, одним из ключевых для гражданского права. Поскольку гражданское право практически проявляет себя в большей мере как право имущественного, товарно-денежного оборота, а в основе этого оборота лежат сделки, договоры, то правовая постановка принципа свободы договора является для гражданского права первостепенной задачей. Это наиболее значимый принцип в практическом его претворении.

Институт свободы договора получил новую жизнь и интенсивное развитие с переходом к рыночной экономике. В этих условиях договор полностью вытесняет другие акты индивидуального регулирования, такие как плановое задание, плановое распределение имущественных ценностей, централизованное формирование условий договора, например цен, по которым реализуются товары, работы и услуги.

Договор при переходе к рыночной экономике в сфере гражданского оборота становится основным юридическим фактом. Все товарно-денежные связи осуществляются на договорной основе. Договор становится главным регулятором экономических отношений. Именно при заключении договора его участники устанавливают условия, на которых они и строят свои отношения по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Свобода договора выражается, во-первых, в том, что любой участник гражданского оборота вправе самостоятельно решать, заключать договор или не заключать. Во-вторых, свобода договора выражается в выборе контрагентов — лиц, с которыми договор или договоры будут заключены. В-третьих, сами договаривающиеся стороны решают, какой именно договор будет заключен между ними. Это может быть договор купли-продажи, поставки, мены и т.д. Стороны по своему усмотрению могут заключать комплексные договоры — договоры, которые включают в себя элементы различных видов договоров. И наконец, стороны сами определяют условия договора, т.е. определяют предмет договора, права и обязанности, содержание обязательств, которые они между собой устанавливают.

Свободу договора, однако, не следует понимать как нечто абсолютное и безграничное. Свобода договора имеет свою меру, диктуемую существующими социально-экономическими условиями, интересами и потребностями. Как показывает исторический опыт, ничем не ограниченная свобода договора может самым негативным образом сказаться на экономических отношениях и экономических интересах. Безбрежная свобода договора является одной из причин появления такого опасного явления в экономике, как монополизм. Экономически сильный субъект, пользуясь свободой договора и злоупотребляя ею, может вытеснять из экономического поля более слабых субъектов, занять в экономике доминирующее положение и, используя его, навязывать всем другим участникам экономических отношений односторонне выгодные для него условия.

Таким образом, неограниченная свобода договора — это опасность для свободного рынка и для нормальной, здоровой конкуренции. Неограниченная свобода договора, как показывает практика, может быть использована для существенного ущемления интересов экономически слабого участника со стороны экономически более сильных субъектов. Поэтому во всех странах рыночной экономики наблюдался и наблюдается исторический переход от лозунга полной свободы договора к установке на использование свободы договора, имеющей определенные границы. Эти границы формируются с использованием различных правовых способов и приемов. Многие из них были введены в действие с появлением так называемого антитрестовского, т.е. антимонопольного, законодательства — законодательства, направленного на обеспечение здоровой конкуренции.

4. Недопустимость какого-либо произвольного вмешательства в частные дела. По сути дела, этот принцип представляет собой самоограничение государства, которое тем самым обязуется не вмешиваться в дела и отношения, являющиеся сферой частных интересов. Данный принцип означает также, что государство обязано пресекать действия иных лиц, представляющие собой произвольное незаконное вмешательство в чьи-либо частные дела.

Само понятие частных дел в ходе экономических преобразований в России существенно расширилось. Если раньше под частной сферой понималась в основном сфера личной жизни граждан, то теперь под частными понимаются все дела и отношения, в которых государство не участвует в качестве стороны. Поскольку экономика базируется теперь преимущественно на основе частной собственности, то этот принцип означает недопустимость вмешательства в осуществление права частной собственности, в том числе в предпринимательскую деятельность, основанную на праве частной собственности.

В ст. 1 ГК не случайно говорится о недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Под произвольным следует понимать вмешательство, не основанное на законе. Для допущения вмешательства нужно, чтобы оно было прямо предусмотрено законом в виде определенных законом полномочий того или иного государственного органа или представителя власти. Разумеется, не является недопустимым вмешательством регулирование государством частной собственности и частной экономики, т.е. установление правил, которым все участники экономических отношений должны подчиняться.

Пункт 2 ст. 1 ГК прямо указывает на то, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона, но только в той мере, в какой это необходимо для целей защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение прав, о котором идет речь, представляет собой, следовательно, во-первых, установление определенных правил законом и, во-вторых, возможность принятия государственными органами определенных решений, касающихся частных дел, если эти акты и решения основаны на законе.

5. Обеспечение беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Суть данного принципа состоит в том, что никто не может препятствовать другому лицу осуществлять его гражданские права, а сам обладатель субъективного права пользуется юридической возможностью требовать устранения препятствий к осуществлению права либо восстановления права, которое уже нарушено. При этом каждому гарантируется судебная защита. В рамках судебного разбирательства и на основе судебного решения государством принудительно устраняются препятствия к осуществлению субъективного гражданского права или принудительно восстанавливаются нарушенные гражданские права за счет правонарушителя.

6. При применении ГК выявилась потребность в предотвращении недобросовестного поведения участников гражданских правоотношений друг с другом, защите от недобросовестных действий, наносящих ущерб контрагентам.

Эти правила закрепляют в ст. 1 ГК принцип добросовестности поведения участников гражданских правоотношений на всех стадиях возникновения и осуществления прав и обязанностей, включая стадию защиты права. В соответствии с данным требованием стороны должны быть честными по отношению друг к другу, не допускать обмана контрагента в активной (путем сообщения неверной информации) или пассивной (путем сокрытия необходимых сведений) форме. Это требование должно соблюдаться при совершении сделки, заключении договора, их исполнении сторонами, при применении мер защиты.

Было бы неточным утверждение, что до внесения описываемых дополнений действующий ГК не предусматривал требования добросовестности к участникам гражданских отношений. Путем толкования ст. 10 ГК судебная практика выводила это требование и использовала его при разрешении споров. Именно на основе использования анализа и обобщения судебной практики, как отечественной, так и зарубежной, и были подготовлены предложения о введении в содержание ст. 1 ГК рассматриваемого требования как одного из основополагающих принципов гражданского правового регулирования.

Но одного формулирования принципа добросовестности было бы недостаточно. Требовалось также учесть судебную практику и по последствиям выявления судами фактов недобросовестного поведения участников гражданских правоотношений. Принципиально важно то, что п. 4 ст. 1 ГК по применяемым последствиям недобросовестное поведение приравнивает к поведению незаконному.

На это же указывают дополнения, внесенные в ст. 10 «Пределы осуществления гражданских прав» ГК. В п. 1 ст. 10 внесено дополнение о том, что не допускаются при осуществлении гражданских прав «действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)».

Пункт 4 ст. 10 указывает на то, что, «если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков».

Источник

Методическая разработка урока по теме «Международные документы по правам человека»

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Форма: урок с использованием мультимедиа презентации.

Учебно-организационная деятельность: фронтальная в сочетании с работой малыми группами, индивидуальная.

Средства обучения: наглядные (Приложение 1) мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; рисунки студентов о правах и свободах человека) и печатно-словесные (учебник, дидактические материалы – Приложение 2, документы: выдержки из Конституции РФ – Приложение 3, выдержки из «Всеобщей декларации прав человека» – Приложение 4).

Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран, фотоаппарат.

Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа студентов, стандартизированный контроль (Тест Приложение 5).

Продолжительность: 1 час 20 мин.

Межпредметные связи: история Отечества, основы социологии и политологии, русский язык, право.

Внутрипредметные связи: темы «Право в системе социальных норм», «Государственное право», «Гражданское право», «Правовое государство».

Содержание и последовательность учебного занятия

I. Организационный момент (1 мин.)

Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.

II. Сообщение целей и задач занятия (1-3 мин.)

Образовательные: формирование знаний о параметрах правового обеспечения общечеловеческих факторов.

Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений, таких как сравнительный анализ правовых документов, самостоятельного мышления; в процессе активной учебной деятельности развитие познавательных интересов студентов средствами самого урока.

Воспитательные: воспитывать у студентов умение отстаивать свои права гражданина, содействовать профессиональной направленности студентов, формировать потребность в непрерывном совершенствовании знаний, продолжить приучать работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место.

III. Работа над темой (1 час 10 мин.)

План работы над темой:

IV. Подведение итогов. (5 мин.)

Проводится анализ работы студентов и выставление оценок.

V. Домашнее задание:

Развёрнутый конспект урока

Тема: Международные документы по правам человека.

Содержание урока (с методическими рекомендациями).

(мультимедиа, название темы «Международные документы по правам человека», слайд 1)

(мультимедиа, план темы, слайд 2)

План:

Тема нашего занятия «Международные документы по правам человека». На уроке мы должны с вами раскрыть сущность понятий «права и свободы человека», определить какие международные документы защищают права человека любого государства, а также, куда можно обратиться, если ваши права нарушены. Работа на уроке будет организована по группам. Поэтому просьба ко всем участникам быть терпимыми к любой высказываемой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.

1. Социально-экономические, политические и личные права и свободы.

На прошлом занятии каждая группа получила задание художественно изобразить свои ассоциации с понятиями «права и свободы человека». Предлагаю защитить свою работу. А затем, мы попытаемся определить, чье творчество было ближе всего к истине. (творческая защита по группам)

– Есть ли различие между двумя этими понятиями? В чем оно заключается? (Обсуждение)

– А теперь давайте посмотрим на экран. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», различие понятий «Права» и «Свободы», слайд 3) (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», слайд 4)

Учение о естественных правах разработал Джон Локк (англ. философ) в XVII в. Естественные права появляются с рождения и неотъемлемы. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Естественные права, слайд 5)

Естественные права
ОсновныеДругие
на жизнь,
– на свободу,
– на собственность
:
на имущество,
на личность,
на свои действия,
на свой труд и его результаты
– на равенство (прав)
– на охрану своей собственности:
своей жизни, свободы, имущества,
на восстание против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободы

Как вы думаете, на какие группы можно условно разделить права человека? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 6)

Сегодня существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация в соответствии со сферами общественных отношений: гражданские (личные) права, экономические права, социальные права, политические права. Мы сегодня рассмотрим социальные, экономические, политические и личные права. В связи с этим, предлагаю выполнить задание каждой группе на соответствие. Приведите в соответствие понятие и определение. (В данном случае используются знания студентов по дисциплине «Право», изучаемой в школе) (работа в группах по заданию в дидактическом материале)

Правильный вариант ответа (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Права человека, слайд 7)

А теперь запишите в тетради правильный вариант. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», коллаж «Права человека», слайд 8)

В качестве закрепления определить, какие права человека представлены на иллюстрациях на экране. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», таблица «Права и свободы граждан», слайд 9)

Заполните таблицу. Ознакомьтесь со статьями Конституции РФ. Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина. Задание выполняем в тетради. (Индивидуальная работа, но каждая группа характеризует только одну группу прав. Затем общая проверка по группам)

Права и свободы граждан РФОбязанности граждан РФ
Личные
(гл. II, ст. 19-25, 27, 28, 45-54, 59, 60-63)
Политические
(гл. II, ст. 29-33)
Социальные
(гл. II, ст. 38-43)
Экономические
(гл. II, ст. 34-37)
(ст. 15, 44, 57, 58, 59)

По сообщениям СМИ вам необходимо было подготовить материал о том, как реализуются в государстве права человека. Что вам известно о проблеме соблюдения прав личности в нашей стране?

– А теперь рассмотрим данный вопрос с позиции студентов и преподавателей нашего учебного заведения. Таймасова Татьяна провела небольшое социологическое исследование по теме «Права человека», анализ которого вам представит. (См. Приложение 6) (мультимедиа, раздел «Анализ данных социологического исследования», слайды 10-12)

На одном из занятий по разделу «Политика» мы рассматривали тему «Правовое государство». Давайте вспомним принципы правового государства. (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Принципы формирования правового государства, слайд 13)

Проблемное задание. Известно, что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы:

Можно ли говорить о существовании правового государства в России? (мультимедиа, раздел «Социально-экономические, политические и личные права и свободы», Вывод, слайд 14)

Таким образом, действующее сегодня Российское законодательство предоставляет гражданину широкий спектр прав. Мы знаем, что не все права человека у нас соблюдаются. В Конституции РФ записано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими». Это значит, что гражданин может осуществлять свои права, защищать их, обратившись в суд и ссылаясь на Конституцию.

А что делать, если твои права нарушаются, и суд не может их защитить?

Ответ на данный вопрос мы получим, рассмотрев следующий вопрос нашего занятия – «Международные документы по правам человека».

2. Международные документы по правам человека.

(мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 15)

После Второй мировой войны (1939-1945 гг.) развивалось международное сотрудничество в области защиты прав человека, которое привело к созданию организаций и законов, обеспечивающих совместные действия стран в этом направлении.

Во Всеобщей декларации прав человека записано, что «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Послание Генерального секретаря ООН Бутрос Бутрос Гали гласит «…всеобщее уважение прав человека является общей заботой всех правительств и всех народов». (мультимедиа, раздел «Международный Билль о правах человека», слайд 16)

Были приняты основополагающие документы по правам человека, которые составляют Хартию прав человека, или Международный Билль о правах человека. Это комплекс документов:

– Многие ученые и государственные деятели считают, что Декларация – самый совершенный и эффективный в мире договор в области прав человека. Откройте стр. 3 «Всеобщей декларации прав человека» и назовите назначение данного документа (Ответ: служить в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства» в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в ней прав и свобод).

– Как вы думаете, с какой целью были приняты Международные пакты? (Ответ: если положения Всеобщей декларации не обязательны для выполнения, то данные пакты имеют силу закона для стран, которые их ратифицировали). (мультимедиа, раздел «Международные документы по правам человека», слайд 17)

– Какой вывод можно сделать, сравнивая эти два документа?

Итак, в Конституции РФ отражены права и свободы, провозглашенные в Декларации. Это связано с тем, что в СССР данный документ был ратифицирован, поэтому эти положения страна обязана соблюдать. (мультимедиа, раздел «Права человека в нашей стране», слайд 18)

Но всегда ли соблюдались и соблюдаются права человека в нашей стране? Еще в СССР появилось инакомыслие (мнение и идеи некоторых граждан шли в противовес мнению большинства или тех, кто находился у власти). 5 декабря 1965 г. в Москве состоялась первая демонстрация в защиту прав человека – эта дата День рождения правозащитного движения. Правозащитники требовали соблюдения законности, выступали против жестокости и произвола чиновников. Большую роль в этом движении сыграл А.Д. Сахаров, выдающийся физик, участвующий в создании водородной бомбы. Он говорил: «Я … против стремления огородить нашу страну… от Запада… только в глобальном масштабе возможна разработка и осуществление стратегии развития человеческого общества на Земле». Главным правозащитники считают отстоять права личности, защитить ее достоинство, сформировать отвращение ко лжи и любым видам насилия.

3. Страсбургский суд.

(Мультимедиа, раздел «Страсбургский суд», слайды 19-27)

В случае, если гражданин не нашел правды в судах своего государства, то может обратиться в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, расположенные в городе Страсбурге. Европейский Суд решает исключительно определенные правовые нарушения, не нашедшие должной защиты на национальном уровне. (Презентация по теме «Страсбургский суд», подготовленная студентами с использованием СМИ и Интернет-ресурсов)

Вступает в силу Европейская система защиты прав человека в рамках Совета Европы. Эти организации могут рассматривать жалобы государств или отдельных лиц. Решения этого суда обязательно для государств-участников. Именно Факультативный протокол дал возможность гражданам обращаться с жалобами на нарушение прав, которые можно подать в комитет по правам человека при ООН.

В данную организацию сегодня обращаются и Россияне. Количество дел из России постоянно растет: в 2001 году – 2490 жалоб, в 2002-м – 4716, в 2003-м – 6602, в 2004-м – 7855, в 2005-м – 10 009. «Россия, как и год назад, рекордсмен по количеству поступивших к нам исков. По данным на сентябрь 2006 года, к нам поступило 18500 дел из России, и это 20,8 процента всех поступивших исков», заявил председатель Европейского суда по правам человека Люциус Вильдбахер. В целях повышения эффективности мер по соблюдению прав человека указом Президента РФ создана Комиссия по правам человека. Особый институт по правам человека в РФ называется Уполномоченный по правам человека в РФ.

В завершение нашего занятия вы выполняете тестовые задания в течение 10 минут. По окончании работы меняемся работами в паре и проверяем по ключу на экране. Затем сдаем работы. Кроме оценки за тест наиболее активные студенты получают оценки, а также те, кто выполнял опережающее задание.

Домашнее задание:

Учебно-методическая литература:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *