Известно что для развития плесени необходимы
Известно что для развития плесени необходимы
Алексей проводил наблюдения за появлением плесени на ягодах крыжовника, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить влияние температуры на развитие плесени, он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое по два десятка свежих ягод. Одно блюдце он поместил в тёмный шкаф, а другое убрал в холодильник и стал наблюдать. Через несколько дней Алексей обнаружил, что сначала плесень появилась на ягодах в тёмном шкафу, а спустя ещё некоторое время — на ягодах в холодильнике.
Если бы Алексей захотел выяснить, влияет ли влажность на развитие плесени, с помощью какого эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.
Сравни условия нахождения ягод крыжовника в двух разных блюдцах в описанном эксперименте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Температура ягод крыжовника в двух блюдцах: одинаковая / различная
Освещённость ягод крыжовника в двух блюдцах: одинаковая / различная
Температура | Освещённость |
Сравним условия нахождения ягод крыжовника в двух разных блюдцах в описанном эксперименте.
Температура ягод крыжовника в двух блюдцах: различная.
Освещённость ягод крыжовника в двух блюдцах: различная.
Ответ: температура — различная, освещённость — различная.
По результатам эксперимента сделай вывод о том, как температура влияет на скорость появления плесени.
Ответ: На ягодах, хранящихся в холодильнике, плесень появилась позже. Значит, в холоде плесень развивается медленнее.
Сравни условия нахождения ягод крыжовника в двух разных блюдцах в описанном эксперименте. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных слов.
Температура ягод крыжовника в двух блюдцах: одинаковая / различная
Освещённость ягод крыжовника в двух блюдцах: одинаковая / различная
Количество ягод: одинаковое / различное
Температура | Освещённость | Количество |
Для успешного выполнения задания необходимо внимательно прочитать условие и рассмотреть картинки, далее выбрать верные слова.
Алексей проводил наблюдения за появлением плесени на ягодах крыжовника, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить влияние температуры на развитие плесени, он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое по два десятка свежих ягод. Одно блюдце он поместил в тёмный шкаф, а другое убрал в холодильник и стал наблюдать. Через несколько дней Алексей обнаружил, что сначала плесень появилась на ягодах в тёмном шкафу, а спустя ещё некоторое время — на ягодах в холодильнике.
Ответ: температура — различная, освещённость — одинаковая, количество — одинаковое.
ВПР по биологии 2019 — 6 класс — вариант 3
1. Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.
1.1. Подпишите под каждой фотографией соответствующее название объекта живой природы, используя слова из предложенного списка: кишечнополостные, мхи, папоротники, водоросли.
Ответ
1.2. Три из изображённых на фотографиях объекта живой природы объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из этого ряда. Объясните свой выбор.
Ответ
1) Объект: кишечнополостные;
2) Объяснение, например: кишечнополостные – животные.
2.1. Рассмотрите рисунок с изображением последовательности приготовления препарата кожицы чешуи лука (рис. 1). Что обозначено на рисунке буквой А?
Ответ
2.2. С какой целью используют это оборудование в исследовании?
Ответ
для размещения объекта
2.3. Сергей рассматривал под микроскопом участок корня и сделал рисунок (рис. 2). Какую зону корня он обозначил на рисунке цифрой 2?
2.4. Рисунок 2 был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп?
Ответ
3. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова (словосочетание), используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов (словосочетания) на места пропусков в тексте.
Процессы жизнедеятельности
Для процессов жизнедеятельности всем клеткам растения необходима энергия, которую они получают при дыхании. При дыхании кислород необходим растениям для расщепления _______(А) веществ. После их расщепления образуются _______(Б) и вода. При фотосинтезе образуются органическое вещество глюкоза и _______(В). Обмен газами при дыхании и фотосинтезе осуществляют устьица, расположенные в кожице листа.
Список слов (словосочетание):
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ
4. На представленном ниже рисунке исследователь зафиксировал свои наблюдения за кукурузой. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
4.1. Какое общее свойство организмов иллюстрируют изменения, происходящие с растением?
Ответ
рост И/ИЛИ развитие
4.2. За счёт чего происходят эти изменения?
Ответ
деление клеток И/ИЛИ рост клеток
4.3. Какой орган обеспечивает воздушное питание кукурузы?
Ответ
5. Рассмотрите изображение клетки и выполните задания.
5.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке цитоплазму, ядро, митохондрию.
Ответ
5.2. Какую функцию в клетке выполняет митохондрия?
Ответ
Образование энергии для жизнедеятельности клетки;
ИЛИ в митохондрии образуется вещество, которое является источником энергии.
5.3. Где в клетке расположены хромосомы?
Ответ
6. Мария и Владимир собрали образцы растений и подготовили их для гербария. Для каждого растения им необходимо оставить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова (словосочетание) из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на
фотографии.
Список слов (словосочетание):
Ответ
Царство | Отдел | Род | Вид |
---|---|---|---|
Растения | Покрытосеменные (Цветковые) | Кувшинка | Кувшинка белая |
7. На диаграмме показано соотношение количества видов разных систематических групп организмов.
7.1. Какая из указанных систематических групп, не относящаяся к растениям, представлена наибольшим количеством видов?
Ответ
7.2. Какова роль этой группы организмов в природе? Укажите одну роль.
Ответ
Грибы разрушают остатки растений и животных;
ИЛИ служат пищей для животных;
ИЛИ вызывают болезни растений и животных.
8. Известно, что для развития плесени (микроскопических грибов) необходимы определённые условия. Алексей решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое по два десятка свежих ягод крыжовника. Одно блюдце он поместил в шкаф, а другое убрал в холодильник и стал наблюдать. Через несколько дней Алексей обнаружил, что сначала плесень появилась на ягодах в шкафу, а спустя ещё некоторое время – на плодах, которые были в холодильнике.
8.1. Влияние какого условия на развитие плесени иллюстрирует данный опыт?
Ответ
влияние тепла / температуры
8.2. Сформулируйте вывод о влиянии этого условия на развитие плесени.
Ответ
Температура замедляет или ускоряет развитие плесени;
ИЛИ температура влияет на развитие плесени;
ИЛИ развитие плесени замедляется при воздействии низких температур.
8.3. Используя рисунки, решите, какое из условий опыта, проведённого Алексеем, является обязательным для развития плесени. Обоснуйте свой ответ.
Ответ
1) ответ на вопрос: наличие ягод, так как плесень образовалась в обоих блюдцах;
2) обоснование, например: для развития микроскопических грибов (плесени) необходимы питательные вещества, которые содержатся в ягодах.
9. Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.
9.1. Опишите особенности растений амариллиса и традесканции, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.
Ответ
Амариллис: | Традесканция: |
---|---|
1) выносливое; 2) комнатная температура; 3) увлажнённая почва; 4) прямые солнечные лучи; | 1) выносливое; 2) комнатная температура; 3) увлажнённая почва; 4) полутень. |
9.2. По каким из приведённых в описании позиций эти растения имеют одинаковые характеристики содержания?
Ответ
1) амариллис и традесканция – выносливые растения;
2) для содержания необходима комнатная температура.
3) для содержания необходима увлажнённая почва.
10.1. Рассмотрите изображения животных: паук, медведка, рак. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием животного подпишите название среды обитания взрослой формы организма: наземно-воздушная, водная, почвенная.
Паук, медведка и рак
Ответ
10.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие животного мира Земли.
Животный мир Земли
1 – Простейшие
2 – Губки
3 – Кишечнополостные
4 – Плоские черви
5 – Кольчатые черви
6 – Моллюски
7 – Паукообразные
8 – Ракообразные
9 – Насекомые
10 – Иглокожие
11 – Рыбы
12 – Земноводные
13 – Пресмыкающиеся
14 – Птицы
15 – Млекопитающие
Под каким номером на схеме указаны группы организмов, к которым относят изображённых на фотографиях животных? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Ответ
10.3. К какой группе животных их относят?
Известно что для развития плесени необходимы
Как называют процесс, в ходе которого возник наблюдаемый результат?
В изображенном на рисунке опыте экспериментатор взял три стакана и положили на дно каждого по нескольку зёрен пшеницы. В первый стакан воду не наливали. Во второй налили воды столько, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Третий стакан наполнили до половины водой. Все три стакана накрыли стеклом и оставили в теплом помещении.
Через 5 дней посмотрели, какие изменения произошли с семенами.
Знание в области какой ботанической науки позволит изучить данный процесс?
В изображенном на рисунке опыте экспериментатор взял три стакана и положили на дно каждого по нескольку зёрен пшеницы. В первый стакан воду не наливали. Во второй налили воды столько, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Третий стакан наполнили до половины водой. Все три стакана накрыли стеклом и оставили в теплом помещении.
Через 5 дней посмотрели, какие изменения произошли с семенами.
Ответ: физиология растений.
Назовите ещё одно обязательное условие (не указанное на рисунке), чтобы данный процесс прошел успешно?
В изображенном на рисунке опыте экспериментатор взял три стакана и положили на дно каждого по нескольку зёрен пшеницы. В первый стакан воду не наливали. Во второй налили воды столько, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Третий стакан наполнили до половины водой. Все три стакана накрыли стеклом и оставили в теплом помещении.
Через 5 дней посмотрели, какие изменения произошли с семенами.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
---|---|
Проводящая | . |
Покровная ткань | Кожица |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
2) ситовидные трубки
4) древесинные волокна
В ответе укажите номер правильного ответа.
Ответ: ситовидные трубки.
Какую функцию выполняет столбчатая ткань листа?
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно указана функция | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Рассмотрите рисунок семени. Какая структура обозначена на рисунке цифрой 1?
Ответ: семенная кожура ИЛИ кожура семени.
Каково значение этой структуры в жизнедеятельности семени?
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильно указано значение | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Ольга рассмотрела срез стебля под микроскопом и сделала рисунок. Что она изобразила на рисунке под цифрой 8?
К какой ткани относятся клетки, отмеченные на рисунке цифрой 8?
Ответ: проводящая ткань ИЛИ ксилема ИЛИ древесина.
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Работа корней обеспечивает поступление в клетки растения воды и неорганических веществ. Поглощённые с помощью _______(А) растворы минеральных веществ транспортируются по восходящему пути ко всем органам. В клетках листа происходит фотосинтез, в результате которого образуется глюкоза. По нисходящему пути транспортируются растворы _______(Б), которые поступают ко всем клеткам растения. Транспорт веществ по нисходящему и восходящему путям обеспечивает ________(В).
1) запасающая ткань
2) проводящая ткань
3) корневой волосок
4) органические вещества
5) неорганические вещества
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Исследовательский проект «Выявление условий возникновения плесени и ее роль в жизни человека»
Автор:
Швалев Кирилл Александрович,
ученик 4 класса,
МАОУ СОШ № 279
Научный руководитель:
Лемех Лидия Васильевна
Слайд 2. Цель информационного проекта:
Задачи исследования:
Слайд 3. Объект исследования: плесень, полученная на продуктах питания путем эксперимента.
Гипотеза: предполагаю, что для развития плесневых грибов необходимы определенные условия.
Актуальность: в быту мы часто сталкиваемся с налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и вместе с тем покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным? Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.
Слайд 4. Методы исследования:
Слайд 5. Грибы – особое царство живых организмов, насчитывающее более 100 тысяч видов. Они сочетают в себе признаки и растений и животных. Главное отличие грибов от растений – неспособность вырабатывать для себя питательные вещества. Что же такое плесень?
Слайд 8.
Слайд 9. Плесень появилась на Земле 200 млн лет назад. Она окружает нас повсюду. Плесень всегда рядом с нами, даже если мы её не видим и не чувствуем. Она не боится радиации и выживает даже в космосе. Не так давно на Чернобыльской АЭС было обнаружено огромное количество плесени. Она росла, густея в местах усиленного радиационного излучения. Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось, что в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.
Плесень обожает грязь. Чем грязнее жилище, тем больше грибков. Излюбленные места обитания плесени — дома, где неправильно устроены водостоки и плохо изолированы полы. А еще плесень «любит» все деревянное, поскольку пористая древесина легко накапливает воду. Так же благотворные условия для развития плесени образуются в цветочных горшках.
Слайд 10. Для выявления условий развития плесневых грибов мы поставили опыты. Для этого мы взяли три кусочка хлеба и три корки апельсина и поместили их в шесть контейнеров. Результаты наблюдений заносили в таблицу.
Слайд 12. Третий и четвертый контейнеры (где корка апельсина и кусочек хлеба также находятся на влажных салфетках) мы поместили в холодильник.
Слайд 13. Через пять дней после закладки опыта кусочки апельсина и хлеба в контейнерах под №5 и №6 (на влажной салфетке при комнатной температуре) покрылись полностью плесенью, а в остальных контейнерах остались без изменений.
Слайд 14. Через неделю после закладки опыта начал появляться слабый зеленоватый налет на кусочках апельсина и хлеба в контейнерах под №3 и №4 (на влажной салфетке в холодильнике).
Мы решили изменить условия для этих контейнеров и перенесли их из холодильника в теплое место.
Через два дня количество налета на продуктах резко увеличилось.
Слайд 15. Таким образом, мы сделали следующие выводы:
Слайд 16. Также мы заметили, что появившаяся плесень на корочке хлеба была серого цвета, а на кожуре апельсина – зеленая.
Обратившись в бактериологическую лабораторию Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора г.Гаджиево, я рассмотрел появившуюся плесень под микроскопом.
Слайд 17. Сравнив ее с образцами из лаборатории, я выяснил, что серая плесень на хлебе – это гриб мукор, а зеленая на корочке апельсина – пеницилл.
Слайд 18. Род микроскопических грибов пеницилл часто встречается в природе. Самую большую известность пенициллы приобрели после того, как было обнаружено, что некоторые из них образуют вещество, способное даже в самых малых количествах быстро убивать многие болезнетворные бактерии. Это открытие сделал в 1929 году английский микробиолог Александр Флеминг. Именно пенициллин (вещество из пеницилла) стал первым в истории человечества антибиотиком. Различные виды антибиотиков используют для лечения самых разнообразных инфекций.
В начале 40-х годов XX в. советским микробиологам (Ермольевой и ее помощнице Березиной) тоже удалось получить пенициллин. Первым пациентом, исцеленным советским пенициллином, оказался боец, раненый в грудь осколком снаряда. В полевом госпитале осколок вынули из его груди, однако рваная рана долго не заживала. Бойца в бессознательном состоянии доставили в Центральный госпиталь, где ввели нужную дозу пенициллина. Рана быстро стала заживать. В первые два месяца, благодаря лечению пенициллином, в Центральном госпитале поправилось более тысячи фронтовиков.
Слайд 19.
Что касается черной плесени, то она опасна тем, что от нее практически невозможно избавиться, так как она мутирует и становится более агрессивной. В древности считалось, что дом, который поразила черная плесень, необходимо сжечь.
Слайд 20. Вот некоторые из заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, бронхиальная астма.
Слайд 21. Но у плесени, кроме вредных, есть и полезные свойства. Как уже было сказано, плесневый гриб пеницилл оказал человечеству огромную помощь в развитии медицины. Так же плесень применяют для получения различных лекарственных препаратов. Плесень так же открыла двери в восхитительный мир вкуса. Взять, к примеру, сыр. Польза сыров с плесенью: содержат кальций, белок, витамины группы В, положительно воздействуют на кровеносную систему, улучшают работу кишечника.
В России этот грибок, называемый серой гнилью портит ягоды и фрукты. Но в Германии и Франции благодаря этому виду грибка получают самые вкусные и знаменитые сорта вин. В этих странах эту плесень называют «благородной».
Слайд 22. В классе мною был проведен опрос, в котором учащимся было предложено ответить на ряд вопросов.
На основе полученных данных мною были построены круговые диаграммы.
Слайд 23.
1. Где вы встречаете плесень в своей жизни?
— в продуктах питания – 18 человек;
— в подъезде, на даче, в других помещениях – 6 человек;
— я её не замечал(а) – 3 человека.
Слайд 24.
2. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на продукте небольшой кусочек плесени?
— выброшу весь продукт – 21 человек;
— срежу заплесневелую часть, остальной съем – 4 человека;
— не задумывался(лась) над этим – 2 человека.
Слайд 25.
3. Как вы считаете, какой вред для здоровья человека имеет плесень?
— вызывает пищевое отравление – 18 человек;
— вызывает аллергию и другие заболевания – 7 человек;
— никакого вреда – 2 человека.
Представлены на рисунках 1-3.
В ходе исследования я выяснил:
— большая часть (67%) учащихся в моем классе встречали плесень в продуктах питания;
— 22% моих одноклассников встречали плесень в подъезде, на даче, в других помещениях;
— 78% ребят поступят правильно и выбросят заплесневелый продукт;
— но, тем не менее 15% срежут плесень и съедят продукт.
— 67% считают, что плесень вызывает пищевое отравление и только 26% считают, что плесень вызывает аллергию и другие заболевания.
Слайд 25. Для того чтобы в домашних условиях продукты меньше подвергались воздействию плесневых грибков, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Продукты не покупать впрок.
2. Хранить продукты в холодильнике, где температура воздуха намного ниже комнатной температуры.
3. Сушка продуктов при хранении.
4. Фрукты и овощи хорошо промыть, просушить, держать в холодильнике.
Слайд 26. Есть несколько способов борьбы с плесенью в наших домах:
2. Не допускайте протекания воды из кранов, это повышает влажность.
4. Снизить влажность в помещении возможно с помощью кондиционера. Но помните, что сам кондиционер может стать источником грибов и их спор. Используйте кондиционер с фильтрами, не позволяющими расти внутри плесени.
5. Необходимо обеспечить хорошее отопление. На даче не выключайте отопление ночью. Формирование сырости на стенах значительно больше тогда, когда комната остывает.
7. Проветривайте влажную одежду, прежде чем уберёте ее.
8. Не держите в комнате высушенные цветы, они часто содержат плесень.
9. Избегайте использования подушек, матрацев и мебели, заполненной каучуковой пеной, так как от пота они плесневеют.
11. А для сохранения урожая от плесени в хранилищах необходимо устранять условия, которые способствуют ее развитию, т.е. следить за влажностью и температурой воздуха.
Слайд 27. Выводы: проделав опыт, мы подтвердили наше предположение: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов. Замедленный рост плесени наблюдается при пониженной температуре, доступе воздуха и уменьшении влажности. На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесневых грибов. Но условия развития плесневых грибов сходные. Поэтому следует применять различные способы защиты продуктов и помещений от плесени. Все специалисты, так или иначе изучающие проблему борьбы с плесневыми грибами (строители, химики, микробиологи), заявляют, что главным в борьбе с плесенью является устранение причин возникновения плесени.
Плесень для человека и друг и враг. Человек научился использовать её в пищу и в производстве лекарств, но так же она поражает продукты питания, появляется в жилище человека. Но надо учиться налаживать свой быт так, чтобы поддержать здоровье и экологическое благополучие.
Слайд 28.
Литература
5. Плешаков В.В. Мир вокруг нас. 3 класс. 1 часть.//Учебник для 3 класса начальной школы.- М.: «Просвещение».-2006г.