Известно что газель можно поймать приручить но можно ли ее выучить наизусть
Понятие об этимологии
I. Создание мотивации изучения темы.
Вам надо сделать орфографический, морфемный и лексический разбор слов подлинный, подноготная. В каком порядке вы их будете выполнять, чтоб один вид разбора помогал сделать другой.
Возможные варианты работы:
1. Дети могут по-разному сделать морфемный разбор: с точки зрения современного и исторического членения слова на морфемы.
Спросим, почему так сделали морфемный разбор. (Исходили из значения слова в древности)
2. Может возникнуть трудность при орфографическом разборе слов. Спросим, что может помочь правильно написать слова. (Знания о том, что обозначали слова в Древней Руси.)
II. Введение понятия этимология, этимологический анализ.
III. Знакомство с «Кратким этимологическим словарём» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, со словарной статьёй словаря.
IV. Сообщения учеников.
Какие известные вам фонетические процессы изменили внешний облик слова пчела? Почему в слове бчела появилась буква П?
2) Первичное, прямое значение слова может быть восстановлено при изучении истории слова.
Почему новая строка в тексте называется красной?
Это название появилось в те времена, когда ещё не было книгопечатания и книги переписывались вручную.
В рукописных и старопечатных книгах красная строка была очень заметной, так как основной текст писали обычно чернилами (чёрной тушью), а начиная новую страницу или новую часть текста, писец рисовал сложный узор, выводил красной краской первую фигурную букву. В некоторых памятниках древнерусской письменности такие рисунки представляли собой яркие художественные миниатюры.
В современном русском языке отступ в начале строки называют или красной строкой, или абзацем.
3)Этимологический анализ помогает правильно написать слово.
Почему в слове аллея пишется ЛЛ?
Вывод: Для чего надо уметь производить этимологический разбор слова? (помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение, помогает правильно написать слово).
V. Игра «Брейн-ринг». (Класс делится на команды, предполагается работа со словарями.)
7) Почему мешок называют мешком? (Первоначально словом мешок называлось вместилище, изготовленное только из шкуры (меха) дикого зверя или домашнего животного.)
9) Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный. (Исторически в слове сердце корень тот же, что и в слове середина, среда.)
11) Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву О. (Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.)
VI. Знакомство с понятиями ономастика и топонимика.
1) Выяснить происхождение и значение своего имени и фамилии, обратившись к книгам: Л. Успенского «Слово о словах. Ты и твоё имя», В.А. Никонова «Словарь русских фамилий», А.В. Сусловой, А.В. Суперанской «О русских именах».
2) Почему Волгу назвали Волгой? (В книге Н.М. Шанского «В мире слов».)
3) Подобрать один-два вопроса по этимологии для всего класса.
«Занимательная этимология». 6-й класс
Класс: 6
1. Организационный момент. В русском языке есть немало слов, происхождение которых нельзя определить одними фактами его современной системы, например, слов дом, портной, тринадцать, врач, сено, брать и др. Происхождением таких слов, то есть выявлением их древнего значения и первоначального строения, занимается особая наука э т и м о л о г и я. Этимология – истинное значение слова. Для проведения этимологического разбора слов необходима работа с этимологическим словарем.
— Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков?
— Правда ли, что агрономы – это специалисты по астрам?
Команды предупреждены, что ответы должны начинаться словами, начинающими словами, выражающими сомнение: “Как вам сказать…”.
Вот как они могут звучать:
— Как вам сказать… В общем-то астрономы занимаются изучением небесных тел. Но учитывая, что астра в переводе с греческого означает “звезда”, а форма этого осеннего цветка напоминает звезду. Потом дети задают еще 2-3 вопроса.
3. Конкурс “Этимологический микроскоп”. Предлагаются вопросы разного происхождения.
— Почему стол назвали столом?
— Имеет ли луг отношение к югу?
— Почему компьютер называют компьютером?
— Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли ее выучить наизусть? Ответы можно найти в этимологических словарях, Наиболее доступным для школьников является “Школьный этимологический словарь русского языка” Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой.
Теперь о портике. Понятно, что прежде всего на ум приходит слово, образованное с помощью уменьшительного суффикса от имени существительного порт. Но есть и другой портик: навес, который поддерживается колоннадой (этот архитектурный термин латинского происхождения).
4. Конкурс “Болельщиков”.
Ведущий “бросает” в зал слово-старославянизм и “ловит” поочередно от болельщиков той и другой команды однокоренное русское слово. Например:
5. Конкурс капитанов. Можно выявить не только начитанность, сообразительность, но и умение быстро ориентироваться, с достоинством выходить из затруднительного положения, не унывая при любых обстоятельствах. Вопросы, требующие короткие и остроумные ответы.
— Как вы считаете, являются ли родственными саксофон и саксаул?
— Бывают ли бухты в форме восьмерки?
— Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный?
— Выскажите предположение, почему в слове печать надо писать букву е?
— Кем приходится графу графин?
— Чем отличается тапир от тапера?
— Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву о?
— Выскажите предположение, почему в слове трава пишется а?
Дети могут пользоваться толковыми и этимологическими словарями.
6. Конкурс выполнения домашнего задания. Можно поставить сценку “Прекрасная Незабудка и доблестный рыцарь Гладиолус”. Представляю такой состав действующих лиц.
Незабудка – девушка, красота которой неописуема.
Мать и мачеха – злая волшебница, выдающая себя за мать Незабудки.
Колокольчик и Одуванчик – поэт, влюбленный в незабудку.
Гладиолус – благородный чужестранец, имя которого с латинского переводится как “меч” и русское название – Шпажник.
Подснежник – поэт, влюбленный в Незабудку.
Флокс приятель Гладиолуса, отважный рыцарь (в греческом языке слово флокс обозначало “пламя”).
Герань – добрая волшебница.
Можно подготовить рассказ о цветке. Например, в книге С.Н. Приходько “ Хоровод цветов” рассказывается такая история гладиолуса:
“Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов – фракийцев, сделал их гладиаторами. Двум из них – Сенеку и Тереку, красавцам – юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва не состоялась – юноши не предали дружбу и родину. Тогда разъяренные римляне убили их. На месте воткнутых гладиаторами мечей расцвели прекрасные гладиолусы. С тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти”. Так гласит легенда. А мы напомним вам, что название гладиолус (“меч”) дано этому растению по форме его листьев, которые напоминают мечи или шпаги (отсюда русское шпажник).
7. Работа с этимологическим словарем.
Задание командам на засыпку: “Кто быстрее справится?”.
— Выпишите в левый столбик слова, состав и способ образования которых вы можете объяснить, а в правый – слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь:
— Вспомним стихотворение А.С. Пушкина “Зимняя дорога” и найдем слова, для определения состава и способа образования которых не требуется этимологический словарь.
8. Домашнее задание: пользуясь этимологическим словарем, подготовьте устное выступление на одну из данных тем: “История слова джинсы”, “История слова обворожить”.
—>Семченко Наталья Викторовна
Каталог статей
Технологическая карта модуля русского языка в 6 классе
Тема. Понятие об этимологии.
Цель: Организовать деятельность учащихся по совершенствовании знаний о сложных сложносокращённых словах; познакомить с понятием об этимологии, этимологическим словарём; развивать память, внимание, логическое мышление, воображение; развивать творческие способности учащихся.
Предметные: формировать умение работать со значимыми частями слова, формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о составе слова; сформировать понятие об этимологии.
Метапредметные: развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность; умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.
Личностные: формирование патриотического отношения к русскому языку, осознание его величия и могущества; развитие положительного отношения к учению, познавательной деятельности, стремление приобретения новых знаний, совершенствование имеющихся; осознание собственных трудностей и стремление к их преодолению; участие в творческом, созидательном процессе.
Тип модуля: комбинированный.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, ПК (презентация)
Приветственное слово. Мотивация учения.
Слушают учителя, участвуют в диалоге.
Проверка домашнего задания
Стр.26,27 (повторить правило), стр.32,33,35 (выучить правило)
Проверяют домашнее задание (презентация).
Мотивация учебной деятельности
— Художник показал на юмористических рисунках, как образовалось одно хорошо знакомое вам сложносокращённое слово. Расскажите по рисункам о его образовании. А как образован неологизм универсам?
— Итак, попробуйте сами определить цели модуля. Что нового узнаем? Чему будем учиться?
Выполняют задания, определяют тему модуля, ставят цели.
Упражнение 50, стр.33
Строгий генерал-лейтенант, плыть на северо-запад, лететь бизнесс-классом, зайти в интернет-кафе, купить диван-кровать, научно-популярный журнал, прибыть в штаб-квартиру.
Упражнение 53, стр.34
Театр юного зрителя
Общественное Российское телевидение
Всероссийский выставочный центр
Заведующий учебной частью
Высшее учебное заведение
Упражнение 55, стр.35
Выполняют задания, определяют способы образования, комментируют образование сложных и сложносокращённых слов.
Проверяют по слайдовой доске.
Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение (для некоторых слов оно указано в квадратных скобках). Что обозначает каждое сложносокращённое слово? С двумя словами составьте и запишите предложения.
Совхоз, РТС, обком, ВДНХ, МХАТ [мхат], ТЮЗ, СССР, спецкор, ГТО, ТАСС [тас], КПСС, комсорг, ВЛКСМ, РСФСР, облоно, ПТУ, ГАИ, ГЭС.
«Текстовый редактор №1» п.у.
Определите род глаголов с пропущенными окончаниями. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. ЦК принял.. важное решение об обязательном среднем образовании (комитет). 2. КПСС высоко поднял.. знамя борьбы за мир (партия). 3. СССР завоевал.. любовь трудящихся всего мира (союз). 4. РСФСР ра..кинул..(сь, ся) на тысячи к..лометров с севера на юг, с востока на зап..д (республика). 5. ВЛКСМ пр..звал.. молодёжь учиться и работать по-ленински (союз). 6. ВДНХ вызвал.. огромный интерес (выставка). 7. АПН СССР подготовил.. новые учебники (академия).
«Текстовый редактор №2» б.у.
Спишите, вставляя буквы. Подчеркните сложные и сложносокращённые слова. В сложных словах обозначьте корни и подчеркните соединительные гласные.
1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков. «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко. (К. Симонов.)
Выполняют задание на листочках.
Мотивация учебной деятельности
— Вам надо сделать орфографический, морфемный и лексический разбор слов подлинный, подноготная. В каком порядке вы их будете выполнять, чтоб один вид разбора помогал сделать другой.
Возможные варианты работы:
1. Дети могут по-разному сделать морфемный разбор: с точки зрения современного и исторического членения слова на морфемы.
Спросим, почему так сделали морфемный разбор. (Исходили из значения слова в древности)
2. Может возникнуть трудность при орфографическом разборе слов. Спросим, что может помочь правильно написать слова. (Знания о том, что обозначали слова в Древней Руси.)
Искон. Считают, что значение «настоящий, действительный» появилось потому, что при допросе раньше, добиваясь истины, били длинными палками — подлинниками. См.
— Сформулируйте тему модуля, поставьте цели.
Отвечают на вопросы, выполняют задания, определяют тему модуля, ставят цели.
Введение понятия этимологии
2. Знакомство с «Кратким этимологическим словарём» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, со словарной статьёй словаря.
Отвечают на вопросы. Запись темы модуля в тетради.
— Какие известные вам фонетические процессы изменили внешний облик слова пчела? Почему в слове бчела появилась буква П?
2. Почему новая строка в тексте называется красной?
Это название появилось в те времена, когда ещё не было книгопечатания и книги переписывались вручную.
В рукописных и старопечатных книгах красная строка была очень заметной, так как основной текст писали обычно чернилами (чёрной тушью), а начиная новую страницу или новую часть текста, писец рисовал сложный узор, выводил красной краской первую фигурную букву. В некоторых памятниках древнерусской письменности такие рисунки представляли собой яркие художественные миниатюры.
В современном русском языке отступ в начале строки называют или красной строкой, или абзацем.
3. Почему в слове аллея пишется ЛЛ?
Вывод: Для чего надо уметь производить этимологический разбор слова? (помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение, помогает правильно написать слово).
Слушают учителя, работают со слайдовой доской.
1. Игра «Брейн-ринг». (Класс делится на команды, предполагается работа со словарями.)
7) Почему мешок называют мешком? (Первоначально словом мешок называлось вместилище, изготовленное только из шкуры (меха) дикого зверя или домашнего животного.)
9) Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный. (Исторически в слове сердце корень тот же, что и в слове середина, среда.)
11) Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву О. (Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.)
2. Работа с учебником
Упражнение 58, стр.37.
Индоевроп. (польск. brzoza, болг. бреза, латышск. bērzs, нем. Brike, тадж. burz «вид дерева» и т. д.). Суф. производное от *bher «светлый, ясный», того же корня, что и белый. Береза буквально — «дерево с белой корой».
Скорее всего, заимств. в XVI в. из польск. яз., где kolczuga — суф. производное (ср. дерюга) на базе оборота zbroja kolcza (> кольчатая броня), фразеологической кальки нем. Kingelpanzer (Kingel «кольцо», Panzer «панцирь»). Кольчуга как вид защитной одежды пришла от немцев. Буквально — «состоящая из металлических колец». См. кольцо.
Работают с этимологическими словарями.
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Определяют проблемные места усвоения знаний.
свое эмоциональное состояние.
Выяснить происхождение и значение своего имени и фамилии, обратившись к книгам: Л. Успенского «Слово о словах. Ты и твоё имя», В.А. Никонова «Словарь русских фамилий», А.В. Сусловой, А.В. Суперанской «О русских именах». Стр.32-35 (повторить правило), стр.36 (читать), стр.37 (выучить определение). Б.у.упр.60,стр.37. П.у.упр.61(письменно). В.у.упр.59(письменно выполнить и дополнительное задание под оранжевым кружком)
Записывают задание в дневники.
Задания для входного (выходного контроля)
по теме «Сложные и сложносокращённые слова»
Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение (для некоторых слов оно указано в квадратных скобках). Что обозначает каждое сложносокращённое слово? С двумя словами составьте и запишите предложения.
Совхоз, РТС, обком, ВДНХ, МХАТ [мхат], ТЮЗ, СССР, спецкор, ГТО, ТАСС [тас], КПСС, комсорг, ВЛКСМ, РСФСР, облоно, ПТУ, ГАИ, ГЭС.
«Текстовый редактор №1» п.у.
Определите род глаголов с пропущенными окончаниями. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. ЦК (Центральный комитет) принял.. важное решение об обязательном среднем образовании. 2. КПСС (Коммунистическая партия Советского союза) высоко поднял.. знамя борьбы за мир. 3. СССР (Союз Советских Социалистических Республик) завоевал.. любовь трудящихся всего мира. 4. ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) вызвал.. огромный интерес (выставка).
«Текстовый редактор №2» б.у.
Спишите, вставляя буквы. Подчеркните сложные и сложносокращённые слова. В сложных словах обозначьте корни и подчеркните соединительные гласные.
1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков. «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко. (К. Симонов.)
Задания для входного (выходного контроля)
по теме «Сложные и сложносокращённые слова»
Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение (для некоторых слов оно указано в квадратных скобках). Что обозначает каждое сложносокращённое слово? С двумя словами составьте и запишите предложения.
Совхоз, РТС, обком, ВДНХ, МХАТ [мхат], ТЮЗ, СССР, спецкор, ГТО, ТАСС [тас], КПСС, комсорг, ВЛКСМ, РСФСР, облоно, ПТУ, ГАИ, ГЭС.
«Текстовый редактор №1» п.у.
Определите род глаголов с пропущенными окончаниями. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. ЦК (Центральный комитет) принял.. важное решение об обязательном среднем образовании. 2. КПСС (Коммунистическая партия Советского союза) высоко поднял.. знамя борьбы за мир. 3. СССР (Союз Советских Социалистических Республик) завоевал.. любовь трудящихся всего мира. 4. ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) вызвал.. огромный интерес (выставка).
«Текстовый редактор №2» б.у.
Спишите, вставляя буквы. Подчеркните сложные и сложносокращённые слова. В сложных словах обозначьте корни и подчеркните соединительные гласные.
1. Командир дивизии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков. «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. 3. Дверь распахнулась, и в подвал вв..лился комбат, старший лейтенант Рябченко. (К. Симонов.)
Презентация по русскому языку «Этимология слов» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проверка домашнего задания
Понятие об этимологии
Мини – исследование «Этимология слов» Слово Моё предположение Происхождение слова
Почему новая строка в тексте называется красной?
Почему в слове аллея пишется ЛЛ?
Правда ли, что слово врач образовалось от врать?
Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков?
Астрономы занимаются изучением небесных тел. Но, учитывая, что астра в переводе с греческого означает «звезда», можно считать, что в этом предположении есть доля истины.
Почему стол назвали столом?
Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли её выучить наизусть?
Почему мешок называют мешком?
Первоначально словом мешок называлось вместилище, изготовленное только из шкуры (меха) дикого зверя или домашнего животного.
Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву О.
Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.
Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога — головка — изнашивалась куда быстрей, чем голенище — халява. Предприимчивые сапожники пришивали к голенищу новую головку. Такие сапоги — пришитые «на халяву» — были намного дешевле новых.
– прозвали так за способность к пению. Т.е. петух образованно от слова петь. Петух
– этому слову предшествует греческое «огур» – незрелый (огурцы едят зелёными). Огурец
Толкование Крупное хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами Этимологический словарик Медведь-мёд, ведающий = знающий, где есть мёд
РУССКИЙ Большая часть национальностей – это имена существительные, а русский – это прилагательное, а значит какая-то характеристика. Что это за характеристика? Видимо качество описываемое словом русский, близко по значению слову русый. Русый – значит светлый. Так и русский – значит светлый. Если сердце у человека светлое, и помыслы чистые – значит его можно назвать русским.
Домашнее задание: Выяснить происхождение любого слова. Оформить на А4 + рисунок. Подготовить устное выступление.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-775241
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.