Известно что многие емкие выражения нередко поражались суевериями
17 суеверий и примет русского народа.
17 суеверий и примет русского народа.
Сверхъестественное и нечто таинственное всегда привлекало человечество.Верить приметам или нет — личное дело. Но даже те люди, которые не считают себя суеверными, инстинктивно не любят просыпать соль и встречать на дороге черных кошек.
А ещё есть примета, что примета не работает, пока о ней не знаешь. Поэтому бывает полезно знать некоторые приметы, которые помогают наладить отношения с деньгами.
Желание человека защитить себя и создать вокруг положительную среду для благополучной жизни со временем привело к такому понятию, как суеверие.
Причём в разных странах вера в подобные магические силы отличается. Ни для кого уже не считается секретом, что русский народ является весьма суеверным.
1. Нельзя ничего делать в пятницу, 13-е.
Со временем боязнь 13 только усугубилась.
2. Нельзя передавать что-либо через порог.
Скажите, ну разве вам не знакомы люди, которые никогда не здороваются, и тем более не передают ничего через порог? Как думаете, откуда это странное суеверие взялось?
Всё дело в том, что в древние времена прах предков хранился под порогом дома, и тревожить их, передавая что-либо через порог, считалось крайне опасным.
Именно поэтому нельзя и сидеть на пороге, который до сих пор считается границей между двумя мирами – безопасным домом и враждебным миром, или и того страшнее – миром живых и миром мёртвых.
3. Нельзя возвращаться с полдороги.
Это суеверие так же связано с порогом и именно с его функцией границы между мирами. Не достигнув цели, человек возвращается домой ослабленный, и именно на пороге-границе его может ждать что угодно — от оскорблённых излишним беспокойством духов предков, до сущностей, мечтающих просочиться в наш мир. Чтобы нейтрализовать неудачи, притянутые возвращением, снова уходя, стоит посмотреть в зеркало, способное удваивать силы и энергию человека.
4. Нельзя дарить часы.
Даже сейчас, в наш просвещённый век, такой подарок как часы считается нежелательным. Почему же?
Поверье это пришло к нам из Китая, где считается, будто получить в подарок часы считается приглашением на похороны. У нас же считается, что подаренные часы будут отсчитывать срок дружбы с человеком, а то и считать время оставшейся ему жизни. Кроме того, стрелки часов относятся к острым предметам, которые, вместе с колющими, дарить крайне не рекомендуется, дабы избежать ссор и взаимных обид.
Чтобы нейтрализовать разрушительное действие часов, нужно попросить за них монетку — тогда будет считаться, что часы вы не подарили, а продали.
5. Нельзя отмечать сорок лет.
Сорок лет – единственный юбилей, который не принято отмечать, тем более для мужчин.
В основе этой традиции лежит представление о связи числительного «сорок» со смертью.
Предположительно, это связано с тем, что ещё в Киевской Руси было принято «проверять умерших» на нетленность, и в XVII веке срок, по которому определялась нетленность мощей, был установлен в 40 дней. Поэтому число «сорок» прямо связывалось с похоронами. Тем более оно так «созвучно» с поминальным, сороковым днём по смерти, да и вообще, во всех религиях считается фатальным.
Соответственно, тот, кто празднует сорокалетие – не проявляет должного уважения ни к умершим, ни к самой смерти, а значит, навлекает на себя болезни, неудачи, а то и гибель.
6. Нельзя сразу выходить из дома, а нужно «присесть на дорожку».
Эта примета основана на предавней вере людей в добрых и злых духов, управляющих миром. Считалось, что домашние духи цепляются к человеку, мешая ему в дороге и пытаясь вернуть обратно, а значит хорошей дороги не будет. Присев перед долгой дорогой, духов можно обмануть — они подумают, будто никто никуда уже не едет, и потеряют бдительность. А это значит, что отправиться в путь можно будет без лишнего «багажа». Кстати, эта примета перекликается с запретом на возвращение с пол дороги. Духи могут разозлиться на то, что их обманули, и причинить ещё больше пакостей в дороге.
Тем более, у этой приметы есть и практическое объяснение — перед дальней дорогой всегда полезно присесть, привести в порядок мысли и ещё раз всё обдумать.
7. Нельзя есть с ножа.
Нож – одно из первых и главных орудий защиты и добычи пищи человека, а значит с самого начала времён, он был не просто куском металла, а предметом, имеющим сакральное значение.
Нож считался не только орудием труда, но и орудием защиты — как от реальных опасностей, так и от всяческой нечисти. Такой важный магический предмет требовал к себе особого отношения, и использовался только после проведения особых ритуалов. Есть с него — означало гневить духов, которые и делают человека злым и агрессивным.
Кроме того, таким образом можно банально порезаться.
Перекрёсток всегда считался местом мистическим, где в прямом смысле пересекаются миры — наш и невидимы. На перекрёстках проводится огромное количество ритуалов, которые не всегда направлены на добро и справедливость. Многие люди, проходя через перекрёсток, говорят, будто ощущают там непонятное беспокойство. Вполне вероятно, что в действие вступает сила самовнушения, а может и нет…
Считается, будто если «перевести» болезнь или несчастье на какую-нибудь вещь, и выбросить её на перекрёсток, её заберёт нечисть. Именно для того, чтобы не забрать себе чужие неприятности, и не стоит ничего подбирать на перекрёстках, ведь чем дороже найденная там вещь, тем серьёзней беда или болезнь, сведённая на неё.
9. Нельзя ходить в одном башмаке.
Данную примету соблюдали во все времена. Старые люди говорят, что если человек позволяет себе ходить в одном башмаке или в одном тапке, то он очень рано становится сиротой. Еще в Библии сказано: «Каждой твари по паре». Обувь всегда символизировала единение. Два башмака – это пара. Разъединяя пару обуви, вы разъединяете тех, кто дал вам жизнь. А это ваши родители. Пол беды, если у ваших родителей не сложилась совместная жизнь, и они просто разойдутся. А если в семье настоящая любовь, то кроме смерти ничего не сможет разъединить любящие сердца.
10. Нельзя выносить мусор после заката солнца.
Это, наверное, самая популярная у мужчин примета) В принципе, её знает каждый, но вот не всем известны её корни.
Во-первых считается, что если вынести мусор после захода солнца, о вас будут ходить сплетни, и это неудивительно – с какой бы радости выносить из дома что-то под покровом темноты?
Ведь соседи бдят и не переминут обсудить то, почему же вы так прячете свой мусор. Ещё говорят, будто, вынося мусор ночью, вы выносите из дома деньги, но это логическому объяснению не поддаётся абсолютно. Еще одно объяснение связано с верой в добрых и злых духов.
Для того, чтобы добрые духи вошли на ночь в дом (естественно чтобы защитить домочадцев от духов злых), нужно подготовиться к их визиту и вынести из дома весь сор. Кто не успел, тот опоздал, и смысла в выносе мусора, соответственно и нет.
11. Черная кошка
В то время хозяева боялись выгнать это животное из дома, так как очень им дорожили, считая его членом своей семьи. Бегающая по селу, кошка означала несчастье. Но со временем количество этих бродячих животных становилось всё больше и больше, и данный предрассудок стал относиться только к чёрным кошкам. Ведь издревле чёрный цвет у всех ассоциируется с нечистой силой.
12.Сглаз
13.Соль
Да, во что только наш русский человек не поверит, лишь бы предостеречь себя, уберечь от несчастий, чтобы самому создать хорошую судьбу, наивно предполагая, что всё предопределено. Взять даже такую примету с солью, будто, если её рассыплешь, то поссоришься с кем-то из своих близких людей, вот такие они, суеверия русские.
Но и здесь есть своё обоснование. Дело в том, что в Древней Руси соль стоила больших денег. Её утрата могла привести к рукоприкладству. Вот отсюда и такое поверье.
14.Зеркало
15.Ведро
В деревнях, конечно, примет и суеверий намного больше, чем в больших городах. Всё это объясняется большим свободным временем, не ограниченным городской суетой и возможностью обсуждения среди соседей. Русские суеверия, приносящие удачу и неудачу, передаются здесь из поколения в поколение.
16.Луна
17. Деньги
Существует и такая примета, как бросание риса на жениха и невесту. Рис, как символ плодородия, должен оберегать новобрачных от злых духов.
Плохие и хорошие суеверия
Да стоит ли отрицать, что и в наше время порой какая то примета, к примеру, битая посуда, в какой то момент успокаивает крохотной надеждой хотя бы тем, что потеря восполнится каким то счастьем. Ведь бывают такие моменты в жизни, когда может помочь только вера, пусть это и неправда, но даже самый маленький огонёчек надежды способен победить дурные, чёрные мысли, так часто сбивающие нас с пути истинного.
Плохие суеверия, напротив, вызывают самые негативные, дурные, пессимистические мысли у человека. И в такие моменты очень трудно переубедить самого себя в благоприятном исходе дела.
Как показывает практика, многие суеверия приносили удачу благодаря смягчению внутреннего напряжения, душевному спокойствию. Этим можно привести в пример положительное действие амулетов, влияющих на уверенность человека в своих решениях.
Как, например, можно пренебречь такими суевериями, которые пророчат беды, несчастия и разорения. Ведь иногда легче сделать так, как советует народная мудрость, чем потом долго жалеть о своём проступке.
И вообще, чем больше позитивных мыслей, добрых намерений и чистых помыслов мы будем созидать, тем меньше мы будем задумываться стоит ли, например, переходить через дорогу, не переплюнув три раза через плечо, если пробежала чёрная кошка, или рассказывать своим друзьям и близким заранее о своих возможных достижениях, чтобы исключить неудачу. Потому что, чем больше мы верим в плохие приметы, тем чаще они сбываются. Не зря всё чаще мы слышим на различных тренингах о том, что наши мысли материальны.
Настраивайте себя только на самое хорошее, отсекая от себя, как сорняки, негатив и пессимизм. Помните о том, что мы сами, а не какие то потусторонние силы, будь то хорошие или плохие, строим свою жизнь. И от того сценария, что мы задумаем, будет зависеть не только наша жизнь, но и жизнь наших родных и близких нам людей.
Будьте счастливы! И на всякий случай, ни пуха Вам, ни пера!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Известно что многие емкие выражения нередко поражались суевериями
Было бы неверным умолчать о том, что хитрые-прехитрые выражения нередко порождались самыми разнообразными суевериями, обычаями, обрядами и приметами. А их было предостаточно в старые времена — и у нашего народа, и в других странах.
Другие рассказывали, будто чудовище, проглотив туловище человека, почему-то всегда орошает его голову слезами и только тогда заканчивает свое страшное пиршество.
Вот это «лицемерие» крокодилов еще в древности дало повод для возникновения выражения, известного у всех народов. Крокодиловы слезы — фальшивые слезы, притворные сожаления.
Выходит, что крокодиловы слезы — это не слезы коварства и лицемерия, да, строго говоря, и не слезы вообще. Тем не менее выражение продолжает жить в языке многих народов. А зачем языку от него отказываться? Плачут ли крокодилы или нет, есть немало людей, льющих притворные, крокодиловы слезы.
Астрономия — наука о небе и небесных телах. Не так давно рядом с этой великой наукой существовала (за рубежом существует и сейчас) шарлатанская в своей основе наука — астрология. Астрологи уверяли, будто «судьба» человека зависит от того, «под какой звездой он родился», потому что разные звезды в разное время года и суток поднимаются на небосклон, а люди родятся тоже в разное время. Составляя гороскопы — особые «волшебные» таблицы расположения звезд на небе и их движения, звездочеты предсказывали события и в жизни людей, и в жизни всего мира. При этом некоторые звезды у них числились «счастливыми», другие — нет.
Отсюда и пошло сочетание слов Родиться под счастливой звездой и многие другие образные выражения: Его звезда взошла или закатилась (то есть «началась» или «кончилась» его слава).
Древние народы представляли себе Землю в виде тела довольно причудливой формы: глубокой тарелки, за краями которой простирался, окружая ее со всех сторон, бесконечный океан. Таким образом, люди полагали, что вполне возможно пройти ее От края до края.
Наши представления в области географии стали совсем другими, а в языке по-прежнему живет давно уже отброшенный наукой образ. И, желая сказать: «Где-то очень далеко», мы говорим: На краю земли, как будто она осталась для нас такой же тарелкой, какой была в глазах данайцев и троянцев, египтян и вавилонян.
Поистине удивительна и нежданна судьба некоторых словосочетаний! Кое-где в древности после торжественного сожжения тела покойника на погребальном костре «разбирали» его кости. Это делали благоговейно, с великим тщанием. Собранные кости омывали вином и молоком или душистыми маслами, бережно складывали в урны и погребали, восхваляя благие дела усопшего и лучшие черты его характера.
Таков был обычай. Как все обычаи, он нередко исполнялся только для виду: тогда благоговейность «разбирания» и «омывания костей» переходила в нечто прямо противоположное. Так и сложились употребительные сегодня иронические выражения: Разбирать по косточкам или Перемывать косточки, что значит: зло сплетничать о ком-нибудь, перечислять недостатки человека.
Иногда невинное и постоянно попадающееся в нашей речи сочетание слов говорит нам, если выяснить его происхождение, о таких страшных и жестоких вещах, что становится как-то не по себе. Говоря: У него на лбу написано, мы разумеем очень простую вещь: «сразу видно по выражению лица». А происходит это сочетание слов от зверского обычая — и в Древней Греции, и на Руси — клеймить преступников на лице или на лбу раскаленным железом, оставляя на них неизгладимые уродливые знаки. Таким образом, у этих несчастных и на самом деле всегда было «на лбу написано» их горькое прошлое.
От этого варварского обычая пошли многие ходкие выражения нашего языка: Заклеймить позором, Запятнанная репутация. Дело в том, что «пятнать» во многих местах России и значило «клеймить». Даже название знакомой вам ребячьей игры «пятнашки» связано с этим страшноватым словом: догнал и шлепнул рукой — как заклеймил.
В прекрасной книге, которую обязательно нужно прочесть, в «Легенде о Тиле Уленшпигеле», рассказывается, как у доброй голландской женщины родился малютка Тильберт, Тиль Уленшпигель.
«…Кума Катлина завернула его в теплые пеленки, присмотрелась к его головке и показала на прикрытую пленкой макушку.
— В сорочке родился! — сказала она радостно».
Что за странности? Неужели же есть люди, которые являются на свет «в сорочках», то есть уже в рубашонках? Ведь слово «сорочка» значит «рубашка».
Значит, но не только это. Раньше «сорочками» называли и разные пленки, перепонки — скажем, ту, которая находится под скорлупой яйца.
И вот, оказывается, изредка случается, что новорожденные являются на свет с головками, покрытыми тоненькой пленкой; она затем скоро спадает. Наши предки считали такую пленку счастливой приметой; французы и сейчас зовут ее «шапкой счастья».
Конечно, теперь никто уже всерьез не думает, будто кусочек пленки на головке малыша может сделать его счастливчиком. Но все же о людях удачливых, которым «везет», мы и поныне говорим, улыбаясь: В сорочке родился! Ныне это уже не примета, это только поговорка.
А теперь — презанятнейшая история о происхождении фразеологической цепочки, которая началась с одного суеверного обычая, а кончилась… вот чем она окончилась, вы сейчас узнаете сами.
Лить колокола — пушку лить — пушкарь — брать на пушку — пулю отлить — получите с Пушкина.
Слыхали ли вы шуточные выражения, где упоминается фамилия великого поэта: За счет Пушкина, А кто за тебя делать (читать, писать, работать и т. д.) будет, Пушкин? Пусть Пушкин платит, Получишь с Пушкина.
Родословная этих фразеологизмов очень не проста и на первый взгляд кажется даже невероятной.
Чтобы проследить ее, познакомимся сначала с одним обычаем, который сложился на Руси еще в XIV веке.
В те времена отливка колокола была делом сложным, требующим и высокого мастерства, и хитроумных приспособлений, и, как полагали, соблюдения обрядов и учета примет. Тогда-то и вошло в обычай распространять в народе самые нелепые слухи «от сглазу», без чего колоколу хорошо не отлиться, малиново не звенеть.
Прочтите вот этот отрывок из книги бытописателя Вл. Гиляровского «Москва и москвичи», написанную более полувека назад.
«Колокола льют! Шушукаются по Сухаревке[2] — и тотчас же по всему рынку, а потом и по городу разнесутся нелепые россказни и вранье. И мало того, что чужие повторяют, а каждый сам старается похлеще соврать и обязательно действующее лицо, время и место действия точно обозначить.
Так называли Сухаревский рынок, уже давно исчезнувший
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Музыка
К сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес"
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Тест ЕГЭ с ответами 3 вариант
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) вклЮчим 2) зАсветло 3) пАртер 4) принЯл
А2. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?
1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.
2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.
3) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.
4) Русский язык — это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) прочитая рассказ
2) менее значительный
3) в две тысячи пятом году
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая растения средней полосы,
1) у меня появился интерес к этой проблеме.
2) некоторые из них используются для озеленения участков.
3) они были собраны в гербарий.
4) обратите внимание на их отличия от растений других зон.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.
3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни.
4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Соседка поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда.
2) Только увлечение создаёт то напряжение духовных сил, которое приведёт к развитию способностей.
3) К сожалению, есть ребята, которые за всю школьную жизнь не решили самостоятельно ни одной задачи.
4) Инженеры постоянно вносят изменения в конструкции отдельных узлов автомобиля, которые позволяют сделать их работу более экономичной и эффективной.
Прочитайте текст и выполните задания А7 — А12.
(1). (2)А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (3)Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50—100 мг витамина С в сутки. (4)«Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5) При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6). цинга часто поражала мореплавателей, долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Аскорбиновая кислота, или витамин С, участвует в организме во многих ферментативных реакциях.
2) Витамин С необходим для синтеза белка соединительной ткани животных — коллагена.
3) На фармацевтических фабриках аскорбиновую кислоту получают из дешёвого доступного сырья — глюкозы.
4) Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту.
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
А9. Какое сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) людям необходимо получать (предложение 3)
2) дёсны становятся слабыми [и] начинают кровоточить (предложение 5)
3) не образуются волокна (предложение 5)
4) цинга поражала (предложение 6)
А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
2) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЛИШЁННЫХ из шестого (6) предложения текста.
1) страдательное причастие
4) действительное причастие
А12. Какое слово в тексте имеет значение «система однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности»?
1) пища (предложение 3)
2) витамин (предложение 3)
3) ткань (предложения 4, 5)
4) десна (предложение 5)
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) сх..матический, к..мпонент, предл..гается
2) обн..влённый, сост..вление, проб..раться
3) сист..матизация, ф..рмулировка, ум..лчать
4) обог..щение, сл..гаемое, д..льнейшая
А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..красный, пр..тендент, пр..вередливый
2) бе..вкусный, и..пить, чере..чур
3) п..едестал, в..юга, пред..юбилейный
4) поз..вчерашний, р..столковать, пр..дедушка
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
3) неж..шься, изуч..нный
4) кудахч..шь, немину..мый
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. ута..вать
Б. фасол..вый
В. повел..вать
Г. назойл..вый
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.
2) Желтоватая мгла, (не)похожая на пыль, поднималась на востоке.
3) Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.
4) Наречия — (не)изменяемые слова.
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!
2) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения.
3) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.
4) Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.
2) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.
3) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.
4) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершенно разных по своим очертаниям берега: один — древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой — низкий, пологий, болотистый у воды.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.
1) 1,2,4 2) 2 3) 1,3 4) 2, 4
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.
1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1,3 4) 3, 4
А27. Прочитайте текст.
За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты — лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. Чтобы спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Природные катастрофы; засухи, наводнения, пыльные бури и лесные пожары, оползни и снежные лавины в горах — зачастую являются результатом деятельности человека, нарушающей законы природы.
2) Ни одна продуманная и хорошо организованная система мер не поможет сохранить природу, если человечество допустит, чтобы произошла техногенная или природная катастрофа.
3) Результатом интенсивной хозяйственной деятельности человека стало разрушение многих природных ландшафтов, обмеление и загрязнение рек и озёр, сокращение площадей лесов, уничтожение сотен видов животных и растений.
4) Последствия разрушения природы в результате бездумной хозяйственной деятельности человека гибельны для человечества, поэтому сегодня необходима система мер по сохранению природы.
Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗО; В1—В8; С1.
(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, — говоришь, глядя на него. — Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (П)Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» — думаешь себе.
А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Чинопочитание преображает человека внешне.
2) На Руси обращение к человеку зависело от его социального положения.
3) Преклонение перед чинами переносилось из канцелярий и ведомств в повседневную жизнь.
4) Иностранцы строят своё общение с русскими людьми в зависимости от финансового положения последних.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 1—2 представлено рассуждение.
2) Предложение 7 подтверждает содержание предложения 6.
3) В предложении 8 представлено повествование.
4) В предложении 10 содержится элемент описания.
А30. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.
В1. Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом.
В2. Из предложения 8 выпишите все подчинительные союзы.
В3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ПОПОДЛИЧАЕТ ПЕРЕД ПЕРВЫМ (предложение 3).
В4. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение, в состав которого входит(-ят) односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые). Напишите номер этого сложного предложения.
В5. Среди предложений 3-9 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 2-6 найдите сложное предложение, в котором есть только придаточное уступительное. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 1-8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка (цифры вписать через запятую, без пробелов, как они должны идти в тексте).
«Особенности поэтики Н.В. Гоголя ярко проявляются в эпизоде из романа «Мёртвые души». Обращение к персонажам античной мифологии, а также использование таких синтаксических средств, как_______ (например, «пересчитать нельзя» в предложении 2) и_______ (в предложении 6), употребление тропов:_______ («высматривает орлом», «куропаткой спешит» в предложе ниях 7, 8) и_______ («уничтожился в песчинку» в предложении 9) — отражают неравнодушное отношение автора к изображаемому и создают в тексте особую ироническую интонацию, характерную для творчества Н.В. Гоголя».
Список терминов: 1) риторический вопрос 2) лексический повтор 3) разговорная лексика 4) метонимия 5) литота 6) эпитеты 7) вопросно-ответная форма изложения 8) сравнение 9) инверсия