Известно что русское ударение имеет несколько функций прочитайте
Школьный этап олимпиады по русскому языку 9 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задания для 9 класса
Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.
1) мУзыка – музЫка, 2) твОрог – творОг, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4) зАмок – замОк, 5) кОмпас – компАс, 6) вОлос – волОс, 7) бАгрить – багрИть, 8) пиццЕрия – пиццерИя, 9) оптОвый – Оптовый, 10) хОдите – ходИте.
Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:
Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).
Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.
Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.
Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.
Ударение различает литературный и народно-поэтический варианты слова.
В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)
В современном русском языке слово тень обладает необычным свойством, благодаря которому учёные-лингвисты сделали вывод, что в древности это слово было не женского, а мужского рода. Попробуйте догадаться, в чем заключается это свойство.
Объясните образование слов и правописание выделенных букв в словах: ра сс ориться, пятито нн ый, оде сс кий.
Оксюмороном называется сочетание, основанное на антонимическом значении компонентов: живой труп, убогая роскошь, сухое вино и т.п.
Почему фразеологизм сгореть от /со стыда с этимологической точки зрения является оксюмороном?
Какими частями речи являются подчёркнутые формы? Какими членами предложения они являются? Какие наблюдения, касающи-еся истории образования частей речи, вы можете сделать на этом осно-вании?
Во многих языках есть слова, которые возникли путем перехода имен собственных в имена нарицательные. Есть такие слова и в русском языке. Чаще всего это иноязычные заимствования, но есть и примеры такого перехода собственно русских имен. Приведите примеры подобных случаев и объясните первоначальное значение слов (не более 7 слов).
Прочитайте отрывок из книги известного современного лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва»: «Увы, для слов не существует музеев. Мы яростно спорим, хорошо это или плохо, что в русском языке появляется так много новых слов, и совершенно не обращаем внимания на то, что тем временем другие слова постепенно исчезают. Конечно, об исчезновении слов всем известно, и любой мало-мальски образованный человек засыплет меня примерами: смерд, чело, десница, засим, вечерять, токмо, паче… Но это все мертвые слова, которые мы никогда не используем в обычной речи, а в современных словарях, если они туда попадают, им соответствует помета «устаревшее». В несуществующем музее слов их следовало бы поместить в какие-то первые залы. Гораздо интереснее смотреть на слова, уходящие из языка в двадцатом и двадцать первом веках, попросту говоря, на наших глазах».
Далее автор книги предлагает открыть пункт приема уходящих слов, ведь у каждого читателя свой языковой опыт. Какие бы слова вы предложили поместить в музей слов сегодня, в XXI веке? Объясните свой ответ выбор (не более 5 слов с объяснением).
В рассказе А.П. Чехова «Жалобная книга» есть такое предложение:
«Кто найдёт кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».
Понятно, что автор намеренно допускает ошибки в речи персо-нажа, чтобы показать его уровень культуры и представить его как человека безграмотного. Исправьте все возможные ошибки в этой записи и объясните необходимость исправлений.
Составьте и запишите предложение таким образом, чтобы при его пунктуационном оформлении были использованы все знаки препинания.
Восстановите предложения, правильно вставив слова боязливо и боязно.
Девочка …. оглянулась. Д евочке было ….
Определите, чем различаются в современном русском языке слова боязливо и
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.
Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:
Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).
Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.
Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.
Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.
Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.
Ударение не выполняет различительной функции (слова- дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы
В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)
2. Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.)
3. Какое значение имело слово анекдот во времена А.С. Пушкина:
… до дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
4. В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: снять, три, въезд, сжал, увёз? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.
5. Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.
6. Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования: рукоделие, стеклоделие, виноделие, сыроделие.
7. Прочитайте предложения:
1) Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём. Проблему беженцев следует решать путём переговоров. Все надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.
Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении?
8. Какими буквами может быть выражено окончание существительных в форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ваш ответ примерами (не менее трех примеров на одну букву).
9. В поэме Д.Г.Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского есть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь, спасли души своей любовь.
1) Каково значение слова «пря» в этом предложении?
2) В современном русском языке есть существительные, которые образованы от того же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но не более 5 таких существительных.
Ударение различает общеупотребительный и
профессиональный варианты произношения слова.
Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова
Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.
Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы
В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов максимум.
2. а) как псу муха (польск.) – как слону дробина; как слону булочка;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в апельсинах;
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь, поспешишь – людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи торопились, да маленькими уродились;
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) – когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино заговенье, на турецкую пасху.
по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным, нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);
1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено более одного эквивалента.
1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.
2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.
3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого слова – по 1 баллу.
4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.
по 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки.
Итого: 10 баллов максимум
6. 1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;
2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;
Итого: 13 баллов максимум.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная частьречи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу;
за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений – по 1 баллу;
за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;
Итого: 7 баллов максимум.
8. И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)
Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)
А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)
Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)
Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)
По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за примеры на И,Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е..
9. Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание».
родственное также спор.
В корне пр / пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1 группы; 3 балла за слово спор ; 1 балл за возможное указание на этимологическое родство или чередование в корне.
Олимпиада (школьный этап) по русскому языку 8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Ответ:
1) Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). 4, 7
2) Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. 6,10
3) Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. 5
4) Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. 1
5) Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова. 3
6) Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). 2
7) В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) 8, 9
Оценка:
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов.
Задание 2.
а) как псу муха (польск.) – как слону дробина;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус;
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь,
поспешишь – людей насмешишь;
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –
когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг.
по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным,
нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);
1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено
более одного эквивалента.
В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.
Оценка: по 2 балла за каждое приведенное словосочетание.
1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;
2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;
4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже– 1 балл, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже,– 1 балл.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть
речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
Пря (ж. устар.)- спор, борьба, состязание. Возможные слова:
распря, прения, препирательство, препирание..
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждый пример слова.
Общее количество баллов за олимпиаду: 61 балл.
Школьный этап олимпиады по русскому языку 7-8 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Школьный тур олимпиады по русскому языку
Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.
1) мУзыка – музЫка, 2) твОрог – творОг, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4) зАмок – замОк, 5) кОмпас – компАс, 6) вОлос – волОс, 7) бАгрить – багрИть, 8) пиццЕрия – пиццерИя, 9) оптОвый – Оптовый, 10) хОдите – ходИте.
Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:
В XVIII веке у слова манера был вариант мужского рода. Какие указания на это сохранились в современном языке?
Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём.
Проблему беженцев следует решать путём переговоров.
Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении?
Какими буквами может быть выражено окончание существитель-ных в форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ваш ответ примерами (не менее трех примеров на одну букву).
Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования : рукоделие, стеклоделие, виноделие, сыроделие.
1. О каком явлении в русском языке (и русской культуре) писали
П.Ф. Кузмищев и В.И. Даль? Объясните значение выделенного термина в словах В.И.Даля, приведите современные эквиваленты.
2. Напишите, как барышни середины XIX века называли три вещи, о которых пишет П.Ф.Кузмищев? Объясните значение этих слов в XIX веке и
в современном русском языке.
Известно, что в каждой из следующих пар оба слова происходят из одного и того же корня, восходящего к греческому языку: ипподром — гипподром, василёк — базилик, рифма — ритм, кентавр — Центавр, игемон — гегемон.
Проанализируйте данные пары слов и, основываясь на этих данных, найдите в современном русском языке существительные, которые соответствуют следующим устаревшим словам: вивлиофика; иакинф; Омир; ифика.
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов максимум.
В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.
По 2 балла за каждое приведенное словосочетание
Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр-,
нулевое окончание. Четыре звука [ здал ].
1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.
2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова сдал – 2 балла.
3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого
4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения
морфемного разбора) – слова сдал – 1 балл, слова три – 2 балла.
словосочетания (кружным путём). Часть речи – существительное.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть
речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа
действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу;
за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений
за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с
существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;
Итого: 7 баллов максимум.
И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)
Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)
А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)
Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)
Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)
По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за
примеры на И, Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е..
Задание 6. Ответ и оценка:
1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;
2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;
существительное» – 1 балл;
4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже, являясь прямым дополнением – 2 (1+1) балла, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже, являясь косвенным дополнением – 2 (1+1) балла.
Итого: 13 баллов максимум.
1. П.Ф. Кузмищев и В.И. Даль пишут о заимствовании слов в русский язык из иностранных. Термину чужеречие сегодня соответствуют термины заимствование, заимствованное/иностранное/иноязычное слово, экзотизм, варваризм.
а) Слово колье обозначает ожерелье (шейное украшение) из драгоценных камней, жемчуга и т.п. И в XIX веке и сегодня слова ожерелье и колье являются синонимами.
б) Слово браслет сегодня употребляется в 2 значениях:1) украшение, охватывающее запястье, или держатель для наручных часов; 2) обычно во мн.
в) Слово сонетка (русское образование (образованное на русский манер (по русской модели словообразования) от французского слова (или основы французского слова) sonnette – звонок, колокольчик) обозначало звонок, колокольчик. В современном русском языке не употребляется, употребляются русские слова звонок, колокольчик.
1. За название явления – 1 балл, за любое из заимствование, заимство-ванное/иностранное/иноязычное слово (и за все три вместе) – 1 балл, по 1 баллу за экзотизм, варваризм. (всего до 4 баллов)
2. По 0,5 балла за слова колье, браслет, 1 балл за слово сонетка (всего до 2 баллов)
а) 0,5 балла за значение, 0,5 балла за указание на синонимы (всего 1 балл)
б) 1 балл за современное значение слова браслет (по 0,5 балла за каждое из значений;
1 балл за правильное объяснение значения слова запястье; 1 балл (0,5+0,5) за указание на синонимию в прошлом и ее отсутствие в современном языке (всего до 3 баллов)
в) 0,5 балла за указание на значение слова сонетка, 1 балл за указание на образование данного слова по русской модели словообразования от французской основы (при помощи суффикса с русским окончанием); 0,5 балла за указание на неупотребление в современном языке слова сонетка (всего до 2 баллов).
Итого: 12 баллов максимум.
Библиотека; гиацинт; Гомер; этика.
1 балл за слово библиотека, по 2 баллу за каждое следующее слово.
Итого: 7 баллов максимум
Максимальное количество – 75 баллов
1) мУзыка – музЫка, 2) твОрог – творОг, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4)
зАмок – замОк, 5) кОмпас – компАс, 6) вОлос – волОс, 7) бАгрить – багрИть,
8) пиццЕрия – пиццерИя, 9) оптОвый – Оптовый, 10) хОдите – ходИте.
Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в
№ Функция ударения Номера пар слов
1 Ударение различает слова (смыслоразличительная функция ).
3 Ударение различает общеупотребительный и
4 Ударение различает современный и устаревший варианты
5 Ударение различает литературный и народнопоэтический
дублеты, когда разница в месте ударения не значима).
Представлены варианты нормы
7 В одном из слов ударение просторечное (отражает
неграмотную разговорную речь).
Отметьте не верные высказывания?
Отметьте не верные высказывания.
1)Орфоэпическая норма регламинтирует словоупотребление.
2)Орфоэпическая норма регламентирует ударения.
3)Орфоэпическая норма регламентирует употребление падежных норм.
4)Орфоэпическая норма регламентирует произношение.
5)В пределах литературной нормы имеется некоторое количество вариантов ударения.
6)Ударения в русском языке разноместно и подвижно.
7)Ударение в русском языке никогда не служит для смыслоразличия.
8) В семантических вариантах ударения выполняет смыслоразличительную функцию.
9) После гласных на месте букв э, е в иноязычных словах произноситься звук [э] (без предшествующего [й]).
10) Для уточнения норм произношения следует обращаться к этимологическому словарю.
Падает ударение в словах творогпадает ударение в словах творог сливовый грушевый кулинария средства оптовый?
Падает ударение в словах творогпадает ударение в словах творог сливовый грушевый кулинария средства оптовый.
Докажи что при помощи ударения можно различать слова?
Докажи что при помощи ударения можно различать слова.
Укажите, какую функцию выполняет ударение в словах : 1?
Укажите, какую функцию выполняет ударение в словах : 1.
Найдите слово, в котором ударение выполняет а) смыслоразличительную функцию или б) ударение является неверным?
Найдите слово, в котором ударение выполняет а) смыслоразличительную функцию или б) ударение является неверным.
СвекОльный – свЁкольный, Угольный – угОльный.
Ударение в слове творог?
Ударение в слове творог.
Проверочное слово к слову «пару» ударение на «а»?
Проверочное слово к слову «пару» ударение на «а».
Подбери по 3 пары слов которые различаются только а)одним гласным звуком б)одним согласным звуком в)местом ударения?
Подбери по 3 пары слов которые различаются только а)одним гласным звуком б)одним согласным звуком в)местом ударения.
Написть предложение к словам замок (ударение на а) замок (ударение на о) гвоздики (ударение на о) гвоздики (ударение на и) атлас (ударение на первую а) атлас (ударение на второю а) стрелки (ударение н?
Написть предложение к словам замок (ударение на а) замок (ударение на о) гвоздики (ударение на о) гвоздики (ударение на и) атлас (ударение на первую а) атлас (ударение на второю а) стрелки (ударение на е) стрелки (ударение на и) ирис (ударение на первую и) ирис (ударение на второю и) Заранее Спасибо!
Дайте определение термина ударение?
Дайте определение термина ударение.
Приведите примеры слов с неподвижным и подвижным ударением.
Выпишите вначале слова, которые имеют двоякое произношение.
Объясните, чем различаются варианты.
Неизреченный, жернов, жердочка, усмиренный, сушу, желчный, совершенный, современный.
1)Белочка соберает орешки осенью 2)Медведи впадают в спячку осенью 3)Осенью листья с деревьев падают 4)Осень золотая пора 5)Осенью начинается школьная пора.
Осень всё тепло уже уходит. Золотистые листочки они были разноцветные и оранжевые и желтые даже бордовые. Осень она бывает разной Красивой и необыкновенный. Осенью часто бывают дожди иногда осенью может выпасть первый снег. Могу сказать что Осень..
Образовано от двух слов : дальний и восток с помощью соединительной гласной е.
Сущ + прич. (гл. слово – сущ. ) : смеющимися детьми ; темнеющим лесом ; засеянных полей ; падающих листьев. Сущ. + прич. (гл. слово – причастие) : любящего отца ; рисующий портрет ; читаемый репортаж ; написанный брату ; пишущие сочинения ; крепк..