Качественные параметры деятельности юриста в конкретной сфере
Качество профессиональной деятельности юриста
Профессионально важные качества юристов обусловлены прежде всего их взглядами, направленностью и последовательностью мировоззрения, которое способствует выработке каждой личностью понимания социальной значимости своей профессии, идейной убеждённости; воспитывает чувство долга, справедливости, объективности, честности, как комплекс профессиональных функций; предопределяет активность личности, как стремление принимать деятельное участие в жизни общества, проявляя при этом социально важную инициативу.
Сложность и ответственность деятельности по осуществлению правосудия требуют мобилизации всех способностей личности, поскольку последние прямо зависят от её психологической структуры и избранной профессии. Профессиональные функции формируют психические качества личности, подчиняя их требованиям, предъявляемым той или иной сфере человеческой деятельности. Поэтому каждый субъект, выполняющий правоохранительную работу, должен сознательно совершенствовать свои психологические качества, анализировать их состояние применительно к избранной им профессии.
Типовые элементы профессиональной деятельности юриста:
правовая оценка представленных или найденных фактов;
программирование поиска, проверки, оценки фактической информации;
поиск правовой информации;
подбор правовых норм, получение юридического вывода;
ведение в правовых рамках переговоров, выступление в судах и других органах, посредничество для решения конфликтов;
подготовка и оформление правовых документов в виде решений, справок, предложений, разработка и обоснование позиций;
контроль за процессом и результатами чьей-либо деятельности и др.
формально-определённый характер выполняемой юридической работы;
наличие пределов свободы выбора методов работы;
степень творческой самостоятельности при решении правовых задач;
подконтрольный характер деятельности;
доступность информации и информационная насыщенность выполняемой работы;
темп выполнения работы, её непрерывность;
сложность использования технических средств;
возможная конфликтность деятельности и др.
Профессиональная деятельность юриста (адвоката, следователя, нотариуса, юрисконсульта, судьи и др.) связана с решением юридических дел.
Юридическое дело, предусмотренное нормами права определённое жизненное обстоятельство, решение которого требует конкретных действий (операций) на основе норм процессуального права и влечёт юридические последствия.
Юридические дела: гражданские споры, правонарушения, семейные и трудовые конфликты и др. Юридическое дело как жизненное обстоятельство, прямо предусмотренное законом, нуждается в юридическом обеспечении со стороны юриста-профессионала. Уголовным законом предусмотрено, что такое преступление и какие виды наказания следует применять к преступнику за посягательства на объекты, охраняемые законом. Преступление требует применения мер уголовного наказания со стороны государства, которое в лице уполномоченных органов решает юридическое дело.
Юридически значимые вопросы решаются правоприменительными (юристами-практиками: судьями, прокурорами, следователями, нотариусами и др.) в виде конкретных действий, операций. Решение юридического дела представляет собой определённый юридический процесс.
Система действий (операций) представляет собой определённый нормами права порядок (процедуру). Соответствующим законодательством чётко названы участники юридического процесса и распределены функции между ними, а также указано, каким образом он должен осуществлять свои функции.
Обеспечение нормального функционирования и поступательного развития демократического правового социального государства объективно предполагает активное участие в этом процессе юристов как социально-профессиональной группы. Эффективность правового регулирования правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности во многом зависит от состояния этой социально-профессиональной группы, от тех качеств, которыми располагают входящие в неё юристы. Это диктует необходимость постоянного исследования путей формирования, реального состояния и тенденций развития общих и специальных качеств юристов, что позволит вносить своевременные коррективы в практику юридического образования, систему повышения квалификации, соответствующую воспитательную работу.
Качественные признаки деятельности юриста
Они обычно отражают технологический уровень профессии юриста. В данном случае выделяют те качественные признаки, которые по определению отражают свойства именно и только деятельности, взятой как процесс. Эти параметры отражают тот факт, что деятельность (разумеется, не только юриста) осуществляется как труд разной степени сложности. Она требует самых разнообразных навыков, умения, приемов, различного владения ими.
Выступая в качестве разграничительных либо идентифицирующих признаков, качественные параметры определяют и количественную характеристику тех или иных видов деятельности юриста, а соответственно, всегда могут иметь количественное выражение.
Можно выделить следующие группы качественных параметров деятельности:
1) общие качественные признаки, свойственные в различной степени в разных сочетаниях всем видам и направлениям профессиональной юридической деятельности;
2) признаки, отражающие специфику направления деятельности (следствие, судебное рассмотрение дел, юридическое консультирование, разрешение конфликтов и пр.);
3) признаки, характеризующие особенности решения отдельных видов профессиональных задач или осуществления производств (формулирование правовой позиции, выступление в суде, консультирование по вопросам налогообложения, ведение переговоров в связи с заключением контракта и т.п.). Так, еще постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. «Порядок подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд» особо регламентировалась процедура закрытых переговоров, включая этапы подготовки и публикации предложений, представления заявок и прямые переговоры. Эта процедура меняла или расширяла именно качественные показатели деятельности юриста, участвующего в переговорах данного вида или готовящего их. С тех пор и законодательство в этой части изменялось, и все равно принятый порядок не решает всех вопросов.
Общие качественные признаки деятельности
К ним относятся:
степень формализации выполняемой юридической работы;
пределы свободы выбора методов работы;
степень тривиальности решаемых правовых задач;
уровень риска для исполнителя;
информационная насыщенность и темп выполнения работы, непрерывность осуществляемых операций;
степень ответственности юриста;
сложность и характер использования технических средств;
потенциальная конфликтность деятельности.
Этот перечень ни в коем случае не является исчерпывающим. Но он отражает те качества и свойства деятельности юриста, которые хотя и в недостаточной степени, но все же осознаны практиками и исследованы в литературе, а главное — объективно присущи профессиональной юридической деятельности.
Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 2919 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Тема 8. Качественные параметры деятельности юриста в конкретной сфере (направлении).
8.1. Общие качественные параметры:
8.1.2. Степень формализации выполняемой юридической работы;
8.1.3. Пределы свободы выбора методов работы;
8.1.4. Степень тривиальности решаемых правовых задач;
8.1.5. Подконтрольность деятельности;
8.1.6. Уровень риска для исполнителя;
8.1.7. Информационная насыщенность и темп выполнения работы, непрерывность осуществляемых операций;
8.1.8. Степень ответственности юриста;
8.1.9. Доступность информации;
8.1.10. Сложность и характер использования технических средств;
8.1.11. Потенциальная конфликтность деятельности;
8.2. Признаки, отражающие специфику конкретной сферы (направления) юридической деятельности;
8.3. Признаки, характеризующие особенности решения отдельных видов профессиональных задач или осуществления производств.
Тема 9. Анализ условий для реализации юридической деятельности в конкретной сфере (направлении).
9.1. Организационное обеспечение;
9.2. Правовое обеспечение;
9.3. Материальное обеспечение:
9.4. Информационное обеспечение;
9.6. Внедрение инновационных технологий.
Тема 10. Управление коллективом в юридической деятельности.
10.1. Содержание и формы коллективного труда в юридической деятельности.
10.2. Групповой потенциал. Командная работа. Основы формирования эффективных команд.
10.3. Биографические и социально-психологические факторы, определяющие процессы управления коллективами. Управление мужской и женской командой. Управление смешанными трудовыми коллективами.
10.4. Модель системы организации и мотивации труда юристов и ее базовые компоненты.
10.5. Организационные и диагностические аспекты совершенствования организации и мотивации труда юриста.
5.2. Темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Таблица 3.1*
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий |
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||
темы 1-5,7-8 | Лекция с презентацией. Семинар в виде проблемных дискуссий и анализа деловых ситуаций | |||
тема 6 | Семинар в виде проблемных дискуссий и анализа деловых ситуаций | |||
3. | Тема 7-8 | Семинар в виде проблемных дискуссий и анализа деловых ситуаций | ||
Тема 9 | Семинар в виде круглого стола | |||
Тема 10 | Семинар в виде круглого стола | |||
ВСЕГО | ||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
юрист в сфере уголовного судопроизводства;
Таблица 3.2*
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий |
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||
темы 1-5,7-8 | Лекция с презентацией. Семинар в виде проблемных дискуссий и анализа деловых ситуаций | |||
тема 6 | Семинар в виде проблемных дискуссий и анализа деловых ситуаций | |||
3. | Тема 7-8 | Семинар в виде проблемных дискуссий и анализа деловых ситуаций | ||
Тема 9 | Семинары в виде круглого стола | |||
Тема 10 | Семинары в виде круглого стола | |||
ВСЕГО | ||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
*заочная- ГВД форма обучения для профилей:
юрист в сфере недвижимости;
правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 100 %.
Практические и семинарские занятия.
Таблица 4
№ темы дисциплины. | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудоемкость в часах |
Тема 1 – 5 | Семинар 1: Юристы в системе общественного разделения труда. Сущность и особенности юридической деятельности. Характеристика основных сфер, направлений и видов юридической деятельности. Методика изучения деятельности юриста в конкретной сфере (направлении) Социально-психологическая характеристика деятельности юриста в конкретной сфере (направлении). Предметная характеристика деятельности юриста в конкретной сфере(направлении). | Проблемные дискуссии. Анализ деловых ситуаций | |
Тема 6 | Семинар 2: Выделение элементов, образующих правоохранительную деятельность в сфере правосудия. | Проблемные дискуссии. Анализ деловых ситуаций | |
Тема 7-8 | Семинар 3: Количественные и качественные параметры деятельности юриста в конкретной сфере (направлении). | Проблемные дискуссии. Анализ деловых ситуаций | |
Тема 9 | Семинар 4; Анализ условий для реализации юридической деятельности в конкретной сфере (направлении). | Круглый стол. | 2/4* |
Тема 10 | Семинар 5; Управление коллективом в юридической деятельности. | Круглый стол. | 2/4* |
Итого: | 14/16* |
*заочная- ГВД форма обучения для профилей:
юрист в сфере недвижимости;
правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам
Самостоятельная работа
5.4.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
Таблица 5
5.4.2 Формы самостоятельной работы
Таблица 6
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Темы 1-10 | Работа с учебной литературой, нормативными правовыми актами, материалами справочно-правовой системы | 40/36* |
Тема 6 | Подготовка к семинару 2 | |
Тема 9 | Подготовка к семинару 4 | |
Тема 10 | Подготовка к семинару 5 | |
Итого: | 60/56* |
*заочная- ГВД форма обучения для профилей:
юрист в сфере недвижимости;
правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
1. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
5.4.5.Методические указания по освоению дисциплины
Используемые формы и методы обучения: лекции, семинарские занятия, проблемные дискуссии, анализ деловых ситуаций, круглые столы. При проведении лекционных и семинарских занятий по дисциплине «Организация и управление юридической деятельностью»преподаватель использует наглядно-иллюстрационные (в том числе раздаточные) материалы.
Методические рекомендации преподавателю
При проведении лекций преподаватель:
1) формулирует тему и цель занятия;
2) излагает основные теоретические положения;
3) под запись дает определения основных понятий, расчетные формулы в области государственного кадастра недвижимости;
4) проводит примеры из отечественного опыта ведения государственного кадастра недвижимости и текущие статистически данные по отдельным сегментам государственного кадастра недвижимости для наглядного и образного представления изучаемого материала.
При проведении семинаров преподаватель:
1) формулирует тему и цель занятия;
2) предлагает студентам ответить на вопросы, вынесенные на семинар;
3) организует дискуссию по наиболее сложным вопросам;
4) предлагает студентам провести обобщение изученного материала.
В случае проведения аудиторных занятий (как лекций, так и семинаров) с использованием активных методов обучения (деловых игр) преподаватель:
1) предлагает студентам разделиться на группы;
2) предлагает обсудить сформулированные им проблемы государственного кадастра недвижимости согласно теме лекции, раскрывая актуальность проблемы и ее суть, причины, ее вызывающие, последствия и пути решения;
3) организует межгрупповую дискуссию;
4) проводит обобщение с оценкой результатов работы студентов в группах и полученных основных выводов и рекомендаций по решению поставленных проблем.
5) использует формы промежуточного и итогового контроля знаний обучаемых.
Методические рекомендации обучающимся по изучению дисциплины:
При подготовке к аудиторным занятиям, непосредственно в ходе проведения лекций и семинаров студенты могут пользоваться учебной литературой (согласно утвержденному перечню основной и дополнительной литературы по данному курсу), учебно-методическими материалами (включая данную учебную программу), положением РГУП по проведению экзаменов и зачетов.
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
6.1.Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций.
Таблица 7
Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
Тема 1 | ОК-5 | собеседование |
Тема 2-9 | ПК-9 | Контрольная работа |
Тема 10 | ПК-10 | Собеседование |
Пример темы контрольной работы:
«Модель системы организации и мотивации труда юристов и ее базовые компоненты».
Зачет проводится в устной форме (два вопроса). Вопросы к зачету включены в Фонд оценочных средств по дисциплине в составе УМК.
Организация и управление юридической деятельностью. Лекция (Тезисы)
Наталия Ивановна Бурмакина
Организация и управление юридической деятельностью
© Бурмакина Н. И., 2017
© Российский государственный университет правосудия, 2017
В литературе, посвященной исследованию профессии юриста как самостоятельной профессиональной группы, выделяют следующие характерные черты:
1) осуществляется в строго фиксированной сфере общественной жизни;
2) представляет собой систему постоянно выполняемых действий, связанных с юридической квалификацией, разрешением правовых споров, исполнением законодательных установлений, защитой прав, свобод и законных интересов личности;
3) является основным трудовым занятием и средством существования (материального обеспечения) жизни людей, принадлежащих к юридической профессии.
Основные черты и специфика юридической профессии предопределяются сущностью и своеобразием труда юристов. Сущность юридического труда заключается в обеспечении правового регулирования общественных отношений, которое, в свою очередь, служит одним из ведущих инструментов управления государственно-организованным обществом. В этом управлении ключевая роль отводится юристам, в том числе вся система действий и операций в сфере права.
В качестве особенностей юридической профессии можно отметить и тот факт, что она по своему характеру умственная, творческая, так как связана с постоянным поиском наиболее рациональных вариантов решения конкретных юридических конфликтов. Творческий характер юридической профессии придает и то, что она требует больших знаний и искусства принятия правильных, юридически обоснованных и справедливых правовых решений.
Еще одна особенность этой профессии состоит в том, что предметом профессиональной деятельности юристов выступают поведение людей, их отношения друг с другом.
Юристы участвуют в нормативном правовом регулировании общественных отношений и тем самым устанавливают границы действий индивидов, их объединений, юридических лиц и других субъектов правового общения.
Юристы также оценивают их действия в процессе правоприменительной деятельности, в том числе при привлечении к различным видам юридической ответственности, при проведении профилактической работы.
Специфика профессии юриста состоит в ее непосредственной связи с законностью, установлением и поддержанием правопорядка.
Юристы в системе общественного разделения труда. Сущность и особенности юридической деятельности
Возникновение юридической профессии было предопределено потребностью общества в правовом регулировании отношений между людьми, что, в свою очередь, вызвало изменения в сложившемся разделении общественного труда. С разделением труда связано возникновение частной собственности, классов, различных социальных групп, слоев населения, появление государства, права, иных явлений, которые обусловили потребность в труде юристов.
Любой труд, в том числе юриста, предполагает расходование рабочей силы – духовной, психической, интеллектуальной, эмоциональной, физической и т. д. В содержании труда юристов обычно выделяют социальный и функциональный аспекты.
Социальный аспект труда юриста. С точки зрения социальной характеристики труд юриста, как уже отмечалось выше, является умственным, творческим, интеллектуальным.
Вместе с тем, социальный аспект труда юристов непосредственно связан с целями, на которые этот труд ориентирован, с интересами, которые защищаются юристами, с ролью юриста в общественной и политической жизни.
Функциональный аспект труда юриста в принципе не зависит от его социального характера. Содержание этого труда не зависит от специфики общества и государства, в котором он реализуется, поскольку большинство юридических услуг, оказываемых населению, таких как правосудие, правовая охрана и т. д., в целом идентичны у разных народов.
Истоки любой профессии лежат в трудовой деятельности людей, которая представляет собой сугубо человеческий способ отношения к миру в целях его преобразования и подчинения человеческой воле, создания того нового, что не было произведено природой.
Трудовая деятельность – это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.
Трудовая деятельность включает четыре составляющие: сам процесс деятельности, ее цели, средства, результат. Эти элементы должны быть согласованы и сбалансированы, нельзя один элемент преувеличивать за счет другого. Результат как бы венчает деятельность, и она осуществляется ради достижения определенного результата.
В современных условиях выделяют два типа разделения труда: собственно социальный и профессиональный (специализированный). Разделение труда свидетельствует о том, что появляются различные профессиональные группы, которые образуют устойчивые общности людей, объединенных трудовым опытом, навыками, определенным кругом знаний, использованием сходных методов и т. д. Профессиональное разделение труда не только разъединяет, но и сплачивает людей во имя изменения мира, который преобразуется не сам по себе, не только по своим внутренним законам, но и благодаря профессиональной деятельности людей.
Профессиональная деятельность юристов – это самостоятельный род занятий, который обусловлен общественным разделением труда и одновременно общая, социально детерминированная деятельность, подразделяемая на отдельные виды в соответствии со специализацией труда юристов.
В целях реализации Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» в настоящее время осуществляется разработка профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты имеют комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовые функции, знания и умения.
Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных ст. 57 и 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.
Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих сайтах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.
Так, на сайте http://profstandart.rosmintrud.ru размещен приказ Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 23.03.2015 № 183-н, утвердивший профессиональный стандарт для следователя-криминалиста.
Характеристика основных видов юридической деятельности
Основные виды юридической деятельности: