Как исправить почерк у ребенка 9 лет методика
Как исправить почерк у ребенка
Многие родители, видя в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?
Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.
Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения. И начинать занятия желательно как можно раньше.
Но сначала немного теории… Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка.
Как исправить почерк у ребенка?
Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.
Для формирования красивого почерка необходимо :
Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме
2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку
Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.
Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.
3. Сформировать графический навык
Конечная цель формирования графического навыка — это красивое и быстрое письмо.
Показателями сформированности графического навыка являются:
Связанность характеризуется количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую.
Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.
Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса.
Секреты красивого почерка
Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:
1.Одинаковый наклон
Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.
2. Одинаковую высоту
Все строчные буквы умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.
Высота заглавных букв в два раза больше.
Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:
3. Одинаковую ширину
Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».
Ширина строчных букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».
Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.
Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.
Ширина между словами равна ширине строчной «ш».
При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.
Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.
А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.
В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.
Как улучшить почерк у ребёнка
Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений и развивают выносливость к письменным нагрузкам.
Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.
Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.
Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:
При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.
Важные правила!
Пример графического упражнения:
Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между линиями.
Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.
Постепенно задача усложняется.
Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.
Также можно присоединить следующие упражнения:
Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.
Упражнение 1
Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.
Упражнение 2
Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.
Упражнение 3
На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.
Упражнение 4
Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 5
Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.
Советую воспользоваться уже готовым тренажером!
Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.
Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.
О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер
Приобретая тренажер, вы получите:
С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.
Ребенок получит:
Рекомендуемый возраст 6-13 лет.
Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.
А также
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Как исправить почерк ребенка — обзор методик и упражнений для школьников
Не так давно в программе обучения начальной школы кроме русского языка, арифметики, чтения был предмет, который назывался «чистописанием». Во времена Сталина чистописание было обязательным предметом с первого по третий класс. Главным учебным материалом на этом уроке были прописи. Именно по ним дети учились быстро и красиво писать. К сожалению, сегодня этот предмет в обязательную программу обучения не входит. А жаль! Ведь красивый и четкий почерк по-прежнему является одной из ступенек, ведущей к высокому интеллекту. И это не просто слова.
О чем может рассказать родителям почерк их ребенка, мы уже писали в предыдущей статье. Сегодня мы поговорим о том, как можно исправить почерк ребенка. Мы предложим вниманию наших читателей несколько эффективных методик, которые способны не только научить ребенка красиво писать, но и улучшить координацию и ритм его движений, разбудить «спящие» зоны мозга, отвечающие за механизм очень сложного навыка – письма.
Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения
Прежде чем рассказать о существующих эффективных методиках исправления почерка, давайте рассмотрим самые часто встречающие погрешности детского письма.
Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но хотелось бы отметить, что чаще всего они наблюдаются в комплексе. Однако природа у них может быть абсолютно разная. Главная задача родителей состоит в том, чтобы своевременно начать борьбу с этими погрешностями. Чем раньше начнутся занятия по исправлению почерка, тем успешней будут результаты.
Самые простые упражнения для детей для исправления почерка
Прописи
Сегодня в отделах школьных принадлежностей в продаже имеются самые разные виды прописей. Эти прописи позволяют ребенку совершать ряд простых действий: рисовать кружочки, обводить квадратики, чертить палочки. В свою очередь эти действия помогают развить у ребенка мелкую моторику рук, откорректировать посадку при письме, отработать правильное положение ручки в руке. Специалисты рекомендуют приобретать сразу несколько видов прописей.
Недавно в продаже появилась очень полезная книга Ольги Лысенко «Каллиграфия» — или как научить ребенка писать красиво, бегло и устойчиво. Курс Ольги Лысенко состоит из:
Два основных принципа методики О. Лысенко.
Курс О. Лысенко был высоко оценен российскими учителями.
Для исправления и отработки навыков письма в домашних условиях прекрасно подходит тренажер Тарасовой. Этот тренажер состоит из трех тетрадей-прописей. Каждая пропись разбита на темы. По специальной линеечке дети должны обводить буквы, до той поры пока мышцы руки не запомнят правильное написание буквы.
Как помочь сформировать красивый почерк у ребенка: советы
Для того чтобы ребенок писал красиво с ним, безусловно, необходимо заниматься.
Все эти упражнения позволят ребенку подготовиться к освоению навыка письма.
Очень часто причиной некрасивого почерка у ребенка становится неправильное положение тела при письме.
Правильная поза при письме:
Три недели занятий и правильная посадка при письме станет для ребенка привычной.
Неправильное положение тетрадки на столе
Чтобы рука ребенка во время письма могла свободно передвигаться, тетрадь на столе должна лежать с определенным наклоном – десять-пятнадцать градусов.
Неправильная обложка на тетради
Обложка не только сохраняет внешний вид тетради, но и позволяет ей не скользить по столу во время письма. Лучшим вариантом считаются обычные тонкие полиэтиленовые обложки. Модные жесткие обложки для тетрадей скользят по поверхности стола.
Ручка для письма
Ручка должна быть не слишком короткой и не слишком длинной. Педагоги начальной школы рекомендуют приобретать ручки с оптимальной длиной в 15 сантиметров. Для детей не годятся ребристые ручки и плоские четырехгранные. Эти ручки требуют от ребенка дополнительных усилий для их удержания и затрудняют процесс освоения навыка письма.
Письмо – наука довольно сложная для всех детишек. Поэтому во время занятий ребенка (особенно маленького) не следует перегружать. Преподаватели начальной школы рекомендуют, чтобы выполнение письменного задания не занимало больше пятнадцати минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Во время перерыва родители могут поиграть с ребенком в теневой театр. Для этой игры достаточно иметь настольную лампу и немного фантазии. Эта игра прекрасно развивает у детей мелкую моторику рук. Кроме того, детишки учатся дифференцировать и согласовывать движения своих рук.
Еще раз хотим напомнить всем родителям, что изменить почерк ребенка в лучшую сторону – задача вполне реальная. А вместе с «новым» почерком ребенок обретет уверенность в себе, новые черты характера и новую жизнь. Последние исследования европейских специалистов показали, что в начале процесса обучения письму ребенок претерпевает огромные психические и физические нагрузки. Эти нагрузки сравнимы с нагрузками, которые испытывают космонавты во время старта ракеты. Что уж говорить, нелегкая эта наука каллиграфия! И родители должны приложить все усилия, чтобы максимально помочь ребенку в ее освоении.
«Как курица лапой»: как исправить детский почерк и нужно ли это делать
Кажется, что вручную в 2020 году мы подписываем разве что документы, да и то не всегда. Но зачем тогда детей до сих пор заставляют страдать над прописями, да еще и оценки за почерк снижают? Мы поговорили с нейропсихологом, преподавателем каллиграфии и школьными учителями — и выяснили, почему важно писать от руки и как сделать почерк красивым.
Детям начальной школы правописание дается с большим трудом. Они даже не особо видят перспективу этого занятия, потому что многие уже привыкли набирать слова на телефоне или планшете. Но почерк — это не только про красоту и аккуратность. В процессе письма задействуются все три сенсорные системы нашего мозга: визуальная, кинестетическая и аудиальная. Когда мы пишем от руки, работает мозг, развиваются моторика и память, плюс это занятие тренирует усидчивость и при правильном подходе может даже считаться чем-то вроде медитации.
Почему дети стали писать хуже?
Во-первых, до реформы 1968 года дети в школах писали перьями. И уроки чистописания был у них каждый день — с 1-го по 3-й класс. Это была ежедневная практика, подкрепленная мотивацией: компьютеров тогда не было, а работы, написанные красивым почерком, очень ценились. Прописи тоже были другими: дети переписывали образец из них в чистовик до тех пор, пока результат не становился очевидным. В современных же прописях выделяются 3 строчки на одну букву — на этом упражнения по чистописанию заканчиваются. Так что зумеры ни в чем не виноваты: раньше дети писали чище просто потому, что работы выполняли гораздо больше.
Вместе с учителями мы выделили топ трудностей у учеников младших классов, которые только учатся писать:
Начинать писать можно и в 3, и в 4 года, и в 5 лет, только это не будет аккуратно. И скорее даже бесполезно. Нужна ежедневная практика, которой дети в таком возрасте вряд ли захотят заниматься. А отбивать желание не стоит. В этом возрасте важнее развивать функции, которые потом напрямую будут отражаться на письме: крупная и мелкая моторика, пространственное мышление, вестибулярный аппарат, тонус, графомоторные навыки.
Вообще, почерк начинает формироваться у человека только в 9–11 лет, окончательным становится лишь к 20–22 годам и даже на этом этапе может претерпевать некоторые изменения. Самый простой пример — врачи, у которых из-за большого объема документации меняется скорость, и сам почерк (в сторону нечитаемости, к сожалению).
Письмо от руки — важный навык, он развивает разные отделы мозга, интегрирует разные его функции
Конечно, есть вероятность, что электронные устройства скоро вытеснят ручное письмо, но пока такого не происходит, и это радует.
Если у ребенка плохой почерк, то нужно прописать с ним отдельные буквы. Не получаются буквы — вернуться к элементам. Если и здесь сложности — возвращаемся на этап развития графомоторных навыков, когда нужно раскрашивать, проводить прямые линии, рисовать круги и зигзагообразные элементы.
Почему школьники должны продолжать писать от руки
Если понятно, что ребенок младшего школьного возраста не справляется с этими задачами, вероятнее всего, ему нужна помощь специалиста и возвращение на более ранний этап развития — формирование крупной моторики и зрительно-моторной координации, связанной, например, с ловлей мяча.
Почему важны штрихи и чем плоха шариковая ручка
Артем Лебедев, преподаватель национальной школы искусства красивого письма, каллиграф:
Ровный почерк — это ровные буквы. Ровные буквы — ровные штрихи одинаковой высоты. Чтобы научиться их выполнять, нужно контролировать наклон, расстояние и высоту этих штрихов. Нужно поставить перо в одно место, провести в нужном направлении и поднять его, перенести и начать заново — то есть каждое движение делать осмысленно.
Упражнение: взять широкие ручки и фломастеры и закрашивать клеточку в одно движение. Это тренирует и глазомер, и точность, потому что закрасить нужно строго одну клетку.
Обычно если ребенок может провести несколько ровных линий без линейки, то научиться писать для него — дело времени
Чтобы научиться красиво писать, нужно правильно видеть форму. Чтобы детям было интересно, можно образовывать какой-то контурный силуэт: например, паровозы, автомобили, человечков, просто какие-то фигуры — не так важно. Идея — образовать фигуру из штрихов. Потому что просто рисовать по 50 штрихов в 10 строчках значит навсегда забыть про любовь к письму, можно чокнуться. А рисунки — это весело, и в то же время тренируется навык.
Вот только работать нужно карандашом или пером. Шариковая ручка в неокрепших руках может сыграть злую шутку. Это неуправляемое скольжение, шарик внутри нее вертится, и держать ее можно по-разному (и тремя, и четырьмя, и пятью пальцами, наклон тоже не важен) — писать все равно будет. Но рука устает, потому что находится в напряжении (на ручку же нужно нажимать), детей это постепенно раздражает. Они расслабляются, почерк портится.
А перьевая ручка пишет плавно и дисциплинирует. Чернила текут, если ее поставить ровно, а если наклонить — течь не будут, и никакое давление не поможет. Получается, основная задача — задавать пальцами правильный вектор движения. Такая ручка определяет правильный хват, плюс у нее нет крутящегося шарика (он есть, но он не вертится), и происходит некое сцепление с бумагой. Это немного тормозит движение: не сильно ощутимо, но этих микроторможений достаточно, чтобы сделать ровную линию. Поэтому у детей, которые начинают писать перьевыми ручками, почерк аккуратнее.
7 важных навыков, которые мы теряем, когда совсем перестаём писать от руки
Сейчас есть бюджетные школьные перьевые ручки. Туда вставляется чернильный картридж (они продаются во всех канцелярских магазинах). Еще можно учиться писать простым грифельным карандашом. То есть лучше использовать те инструменты, у которых нет шарика.
Ручку нужно держать тремя пальцами, чтобы кончик ее смотрел в правое плечо (у правшей)
Научно доказано, что именно 3 пальца отвечают за творческое развитие в коре головного мозга.
Поэтому чаще всего ручки трехгранные (есть и четырех-, и пяти-, но это декоративные). Даже перьевые ручки для детей сейчас делают с трехгранными насадками, чтобы их можно было держать тремя пальцами: корпус ручки кладется на средний, придерживается большим, сверху — указательный.
Левый угол тетради должен смотреть в середину груди. Сидеть нужно с прямой спиной, чтобы у ребенка формировалась правильная осанка. Как это проверить?
Спешка и безотрывное письмо
Ребенку часто дают слишком мало времени на отработку навыков, прописывания отдельных элементов, пропускают этап формирования графомоторных навыков (ребенок готовит руку к письму: чертит прямые линии, зигзаги, рисует окружности и раскрашивает). На каждый этот этап нужно выделять достаточное количество времени, чтобы навык окончательно сформировался.
Еще одна ошибка — требование безотрывного письма. Поэлементное письмо дается детям проще, а по мере нарастания навыков и скорости оно автоматически становится непрерывным.
Новая канцелярия или эстетика
Мотивация — не менее важный вопрос. Мне в детстве очень нравилось писать в новых тетрадях, используя новый красивый инструмент — это было главной мотивацией. Мама постоянно разорялась на ручки, блокноты, карандаши, и эта страсть осталась у меня до сих пор. Но важно уточнить, что хороший инструмент не значит дорогой. Не нужно бежать в магазин, покупать ребенку Parker за немыслимые деньги и говорить: пиши, и никакие отмазки не принимаются.
У кого-то мотивация в эстетике и красоте, у кого-то — в этой самой канцелярии, кому-то обещают купить велосипед за хорошие оценки (не скажу, что это самый действенный способ, но он есть). Если ребенок хочет развиваться, он занимается, тогда и виден результат.
Мелкая моторика
Самая распространенная проблема почерка — плохо развитая мелкая моторика. Значит, нужно тренировать пальцы. Для этого есть несколько веселых и эффективных упражнений:
Пространственное мышление
Если ребенок не умеет визуализировать объекты и плохо воспринимает расположение, размер и форму вещей, то это тоже может отрицательно сказаться на почерке, потому что буквы вылезают за строчки, начинают скакать. Что делать?
Что советуют учителя?
Анастасия Бондарева, МАОУ «Лицей 14» г. Владимира:
Почерк — это индивидуально: у кого-то буквы больше, у кого-то меньше, и их все нужно вписать в каноны узкой линейки, что вызывает у детей много затруднений.
Сейчас много действительно интересных прописей (например, прописи Пушкина). Косая линейка помогает задать правильную конфигурацию букв. Я на уроках использую мелкие логопедические шарики с шипами («су-джок») для стимуляции нервных окончаний. Хорошо помогают пальчиковые гимнастики. Все это развитие мелкой моторики, и только после этого можно приступать к упражнениям в тетрадях. Советую больше обводить: развивается и двигательная, и зрительная память.
Что делать, если будущий первоклассник не хочет писать от руки?
А еще у детей сегодня все чаще встречаются проблемы с речью, целеполаганием и различными психическими процессами. В век информатизации и компьютеризации очень многое перешло на автоматический режим. Именно поэтому письмо от руки — это развитие мозга. Почему в начальной школе детям часто исправляют почерк и снижают за него оценки? Потому что учителя заботятся не о формальности (красивые буквы), а о всестороннем развитии ребенка через письмо, то есть стараются сделать то, что современная школа ученикам не предлагает.
Екатерина Кравченко, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1530 («Школа Ломоносова») г. Москвы:
Во-первых, я бы рекомендовала следить за посадкой, наклоном тетради и держанием ручки. Звучит банально, но это правда работает. Сел ровно, тетрадь положил правильно — и вуаля, вот он, нужный наклон, вот они, красивые буквы. Во-вторых, удобная ручка. Не нужно покупать декоративные ручки с блестками, фигурками и прочим нагромождением: это отвлекает, да и держать их неудобно.
А еще детей нельзя торопить. Они хотят быстрее закончить работу и убрать тетрадь в дальний угол, а работать нужно не на скорость, а на результат. Вначале я использую тетради в частую линейку: в них нагляднее видны сами буквы и соединения. При переходе на широкую линейку можно подкладывать лист с разлиновкой: это поможет привыкнуть к новому формату и «не мельчить».
Важно не надоесть детям с одним и тем же типом заданий, тогда ребенку будет нравиться все, что ты ему предлагаешь.
Почерк — работа не разовая. Исправить его можно в любом возрасте, нужно лишь определить этап, на котором сформировалась проблема, и устранить ее. Главное — упорство, время и желание.
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Ангелину Браун.