Как исправить шепелявость у ребенка в домашних условиях
Шепелявость: причины, виды, пути исправления
Шепелявость, а по-научному – сигматизм, является одним из наиболее распространенных дефектов произношения у детей.
Проблема касается некоторых шипящих и свистящих звуков: ш, щ, ц, ч, с, ж, з, дж, дз. Причины нарушений могут иметь основания как анатомические, так и психологические.
В чем заключается шепелявость?
Шепелявость, сигматизм (лат. sigmatismus) – это дефект произношения, который заключается в неправильном выговаривании шипящих звуков, т. е. произносимых при участии верхних и нижних зубов. Суть шепелявости – это искажение, обход или замена шипящих звуков. Нарушение может быть как в звучании одного, так и нескольких звуков.
Сигматизм: основные причины
Причин шепелявости может быть сразу несколько. Чаще всего повинны аномалии в строении органов артикуляции. Это, например, слишком большой или толстый язык, либо короткая уздечка, ограничивающая свободу движения языка. Часто влияют дефекты прикуса, расщелины нёба, гипертрофия миндалин, аномалии зубов. Кроме прочего, встречается низкая эластичность мышц, обеспечивающих артикуляцию.
Проблема возникает, когда мышцы языка слишком слабо или, наоборот, сильно напрягаются. Другие причины – проблемы со слухом, а также хронические заболевания верхних дыхательных путей. Шепелявость может спровоцировать затянувшееся кормление ребенка при помощи соски.
Еще один распространенный фактор – дурной пример, который показывают ребенку сами взрослые. Малыш начинает подражать взрослым, которые разговаривают с ним, нарочито сюсюкая, коверкая правильное произношение слов. Особенно грешат этим мамы, бабушки, няни и старшие сёстры.
Старший ребенок может наблюдать за младшим братом или сестренкой и видеть, что взрослые разговаривают с ним отдельным («лялечным»)языком, из ревности («Почему ему можно так разговаривать, а мне – нет?»). Ну и, несомненно, желанием привлечь к себе внимание родителей, которое было частично потеряно из-за рождения младшего ребенка.
Также известны случаи в смешанных, двуязычных (билингвальных) семьях, где родители – разных национальностей. Они часто не выговаривают звуки второго языка в семье, носителем которого они не являются. Несомненно, в процессе подражания такое неправильное произношение передается и детям.
Виды шепелявости
Выделяется несколько разновидностей шепелявости. Чаще всего встречается языково-зубная (межзубная) и губно-зубная. Сигматизм межзубной возникает нередко в процессе замены молочных зубов на коренные. Деформации подвергаются свистящие звуки: с, з, ц, дз. Аномалия характеризуется тем, что язык располагается по средней линии или сбоку рта и проскальзывает между зубами. Шепелявость губно-зубная заключается в том, что звуки исполняются без участия языка. Возникает щель между нижней губой и верхними резцами или между верхней губой и нижними резцами. Произведенный звук походит на резко звучащий ф.
Другие виды сигматизма – боковые. Здесь искажению чаще подвергаются звуки ч, щ, ш, ж. Наблюдается, если щель возникает в боковых секторах полости рта. Это также шепелявость переднезубная, которой свойственен слишком большой упор кончика языка на резцы. А ещё есть шепелявость носовая, когда воздух проникает через нос. Более редкие виды – шепелявость гортанная, когда звуки искажаются из-за шума, возникающего в гортани и шепелявость губная. В частности, когда язык при произнесении звуков не задействуется, а между губами образуется щель.
Упражнения для исправления шепелявости
Если вы обнаружили, что ребенок шепелявит, требуется незамедлительное посещение логопеда! Он не только оценит работу артикуляционного аппарата ребенка, но и пропишет эффективные и правильные упражнения. Случается, что некоторые причины сигматизма можно устранить лишь через определенные хирургические процедуры, такие, как, например, подрезание уздечки под языком.
Какие бывают упражнения против шепелявости? Например, массирование сердцевины языка (кошачий хребет), касание кончиком языка верхних и нижних зубов, подтягивание языка к гортани (чайной ложкой). Не менее важны упражнения для губ. А также позитивная мотивация к повторению правильно проговоренных крылатых фраз, стихов, речёвок, куплетов, частушек, пословиц, скороговорок. Например, извечная «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Безусловно, игровая, неутомительная форма таких речевых упражнений чрезвычайно важна для коррекции произношения ребенка.
Как уже упоминалось выше, помним, что основа успеха – правильная, грамотная речь в общении с ребенком. Нормальным, «взрослым» языком, без каких-либо «лялечных», «пусичных» искажений, сюсюканий.
Как правило, подбор и последовательность упражнений определяет логопед. В этом процессе исправления нарушений очень важны не только регулярные занятия у специалиста, но и ежедневная работа с ребенком в домашних условиях. Проблемой нельзя пренебрегать, так как со взрослением шепелявость у ребенка будет исправить все сложнее.
Если шепелявящий ребенок посещает детский сад, где есть немало младших детей с такой же проблемой – это не так критично, там он будет одним из многих и незаметен. И совсем другое дело, когда он пойдет в школу, где он столкнется со старшими детьми и с ровесниками, у которых чаще всего шепелявость уже будет исправлена. В таком случае есть большой риск получить издевательства одноклассников, что чревато в дальнейшем тяжёлыми психологическими проблемами.
Как долго длится логопедическая терапия при стигматизме?
Может оказаться, что ребенок сможет правильно произносить звуки уже после нескольких занятий с логопедом. Но иногда результаты придется ждать несколько месяцев и даже лет. Вид терапии, ее продолжительность и частота зависит от сложности дефекта, возраста ребенка и его способностей, а также вашего терпения.
Как избавиться от шепелявости: упражнения
Галина Грабина
Как избавиться от шепелявости: упражнения
Если при разговоре звук «с» меняется на «ш», возможно, у вас неправильное расположение языка. Обычно, при произношении звука «с» язык расположен слегка за зубами. Если расположение другое, то это может указывать на его напряженность.
Снятие напряжения Самое простое упражнение, чтобы расслабить язык. Облизывайте верхнюю часть губы сверху вниз. Снимите напряжение, потом нужно произносить проблемные буквы. Это упражнение напрягает мышцы и поможет сделать их более эластичными.
«Чашечка» Челюсть сохраняйте в неподвижном состоянии, а языку придайте форму чашечки, будто хотите удержать воду. Не высовывайте язык наружу. Постарайтесь равномерно приподнять его по бокам и на кончике. Попробуйте произнести звук «З». Может не получиться, но выйдет похоже на «Ж». «Непослушный язык» Приоткройте рот, выдвиньте и уложите язык теперь на нижнюю губу. Произнесите «ля –ля –ля». Упражняясь, кончиком языка касайтесь обоих уголков рта. Нижняя губа не должна подворачиваться.
«Блинчик» Представьте, распластайте на нижних зубах язык, как блинчик, слегка высунув вперед. Верхними зубами легонько постукиваем по языку. После этого пусть язык полежит в спокойном состоянии. Упражняйтесь, пока манипуляции не станут легкими и непринужденными.
«Пробка» Ежедневно прочитывайте вслух главу из печатного издания, зажав между передними зубами пробку от бутылки.
«Разговор с закрытым ртом» Сомкните губы и разомкните внутри рта зубы. Ежедневно прочитывайте несколько абзацев или проговаривайте текст минут 30. Старайтесь, чтобы вас было слышно. Установка звука «ш» Вытяните вперед губы, сожмите зубы, поднимите язык к небу, не касайтесь последнего.Попробуйте имитировать шипение змеи: «Ш-ш-ш». Для максимального эффекта зажмите одну щеку большим пальцем, а другую – средним. Выполнять упражнение около недели – пока закрепится навык. Вначале занятий нужно закреплять каждый звук. Чтобы звуки усваивались лучше, делайте это нараспев.
Далее начните справляться с шепелявостью, произнося слоги, небольшие слова и фразы. Если появился положительный результат, можете переходить к сложноподчиненным словам и небольшим скороговоркам. Можно отрабатывать звук «ш», применяя несложную артикуляционную гимнастику. Интенсивно пожуйте с закрытым ртом.
Улыбнитесь, растягивая разомкнутые губы, но не разжимайте челюсти. Сверните губы в «трубочку». Чередуйте «улыбку» и «трубочку», постепенно ускоряя движения. Есть упражнения, которые развивают речевое дыхание.
«Гуси шипят» Расставьте ноги на ширину плеч, руки закрепите на поясе. Считайте про себя от 1 до 4 и наклоняйтесь вперед.Вытяните шею и произнесите на длинном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторять медленно 4—5 раз.
«Косарь» Ноги расставьте на ширину плеч. Обе руки немного сгибаются в локтях и вытягиваются вперед. Пальцы сожмите в кулаки. Разворачивая корпус вправо-влево, повторяйте движения косаря,широко двигая руками одновременно проговаривайте: «Ж-у-х! ж-у-х!». Темп средний, делать 7— 8 раз. «Пилим дрова» Нужен напарник. Встаньте лицом друг к другу. Ноги расставьте, нужно, чтобы левая нога была впереди. Возьмитесь за руки (напрямую, двигайте ими — сгибайте и разгибайте, будто распиливаете дрова.Во время движения проговаривайте: «Ж-ж-ж-ж». Упражняйтесь в умеренном темпе. Длительность — 35—40 секунд.
«Паровоз» Мелкими шагами ходите по помещению, а если нет возможности — ходите на месте. Согните руки и двигайте ими поочередно вперед-назад,проговаривайте звук движущегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Упражнение делайте 35—40 секунд.
Скороговорки Для исправления дефекта речи успешно используется проговаривание скороговорок с нужными звуками. — Для отработки звука «ч» Для отработки звука «ч» можно применять скороговорки. «У нас в печурочке золотые чурочки». «Чудак под диванчик прячет чемоданчик». Чтобы правильно произносить этот звук, нужно немножко выдвинуть округленные губы вперед. Зубы должны быть сомкнуты, но не полностью — оставьте маленькую щель. Широкий кончик языка нужно поднять к твердому небу, которое расположено у основания верхних передних зубов. В образовавшуюся между зубами щель, воздух проходит быстро и, благодаря тому, что делает толчок, получается нужный звук «Ч».
—Для восстановления звука «ш» можно использовать скороговорку. «Кукушка кукушонку купила капюшон». Для правильного воспроизведения этого звука сделайте нужно губы выдвинуть вперед. Широкий кончик языка поднимите к передней части твердого неба, но не нужно касаться передних верхних зубов и обязательно оставьте щель. Боковые края языка прижимайте к задним крупным зубам верхней челюсти так, чтобы не выходила по бокам струя выдыхаемого воздуха. Выходящий вперед изо рта воздух образует звук «ш».
— Отрабатывайте звук «щ» «Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет». По артикуляции звуки «Щ» и «Ш» очень похожи между собой. Но, в случае формирования звука «щ», касайтесь твердого неба серединой языка. Упражнения для дыхания 101Иногда происходит так, что в разговоре, при сильном волнении пропадает четкость правильность произношения звуков. Сделайте следующее. Перед важным разговором не надо волноваться. Сделайте упражнения для дыхания – это поможет вам успокоиться. Глубоко вдохните, надуйте живот, при выдохе – втяните. Продумайте речь дома, заранее. Если чувствуете, что речь становится быстрее, то сделайте паузу, вдох и продолжайте разговор.
Улыбнитесь, показывая зубы, но не сжимая челюсть. Язык расположите у верхних зубов или прямо посередине и со всей силы выдохните воздух. Если все было проделано правильно, вы сможете услышать легкий свист, который означает, что вы на правильном пути.
Подкрепить результат, необходимо еще несколько раз улыбаясь проговаривать звук «с» — нараспев, громко и долго. После того, как первая ступень будет достигнута, приступайте к изучению слогов. «Сы-со-се-са-су-сы» — выговаривайте по несколько раз, тщательно следя за своим языком, артикуляцией и мимикой лица. После того, как и слоги вы стали выговаривать легко, начните работать над словами. Говорите медленно, но громко, протягивая звук С. «С-с-с-сани», «С-с-солнце» и так далее.
Конспект ОД для детей младшей группы с элементами песочной терапии «Как избавиться от плохого настроения?» Методическая разработка образовательной деятельности для детей младшей групп из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории».
Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников Считается, что это система естественного оздоровления организма. Ее можно отнести к к альтернативному направлению медицины, которая лечит.
Игровые упражнения, как средство формирования речевого выдоха Ребенок приходит в детский сад. Его ждет интересная, увлекательная жизнь в коллективе, где он найдет друзей, умных наставников, научится.
Игры и упражнения телесно-ориентированных техник как компонент здоровьесберегающей технологии Цель: способствовать быстрому снятию заблокированных эмоций (радости, хорошего настроения, удовольствия) «Перекрестное марширование».
Воспитательский час «Как избавиться от цыпок?» Цель: Профилактика кожных заболеваний, значимость тщательного и постоянного мытья рук Задачи: Образовательные: Формировать умение правильного.
Как избавиться от плохого настроения Как избавиться от плохого настроения. 1. Помните, что именно Вы хозяин своего настроения, можно сказать уверенно «всё в Ваших руках». 2.
Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши.
Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка. Игры и упражнения» Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов,.
Конспект ООД «Как избавиться от плохого настроения?» из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории» Методическая разработка образовательной деятельности для детей младшей групп из цикла игровых образовательных ситуаций «Песочные истории».
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и речи детей.
Шепелявость у детей: причины, симптомы, лечение
Шепелявость у детей: причины, симптомы, лечение
Расстройство речи у детей. Шепелявость на сегодня – это одно из самых часто встречаемых нарушений речи у малышей. Под ним следует понимать неправильное произношение шипящих звуков.
Шепелявость (в педиатрии данное нарушение называется сигматизм шипящих звуков) встречается сейчас повсеместно у детей разного возраста. И чем раньше выявить такое нарушение, тем проще и быстрей можно от него избавиться.
Данный дефект речи трудно отнести к опасным проблемам с точки зрения физического здоровья. Но вот с точки зрения психологии может быть нанесен урон здоровью ребенка. Ведь подобная особенность приносит достаточно большой дискомфорт психологического характера, особенно в подростковом возрасте.
Наблюдая расстройство речи у детей, шепелявость логопеды и дефектологи делят на несколько видов. Кроме того, не стоит путать шепелявость с картавостью, как это делают многие.
Врачи выделяют следующие виды:
призубная: в процессе произношения кончик языка принимает неправильное место относительно зубных рядов вверху и внизу, произносится шипящий громкий звук;
Сразу отметим, что современная педиатрия уже знает методы, как бороться с данным недугом.
Расстройство речи у детей. Шепелявость: причины, симптомы, лечение
На сегодняшний день врачи выделяют несколько причин шепелявости у детей:
Основными симптомами, при которых следует обратиться к специалисту, называют нарушение произношения шипящих звуков, неправильное расположение языка при разговоре. При разговоре ребенок начинает как бы пришептывать. Причем обращать на это внимание стоит, когда у малыша появятся коренные зубы и не останется молочных.
Среди методов корректировки речи и избавления от данного недуга специалисты отдают предпочтение тренировкам речевого аппарата при помощи специальных упражнений, например, проговаривать скороговорки. Причем врач сам подбирает упражнения на каждый день.
При необходимости устранения непроходимости носовых каналов, восстановления слуха специалист-логопед уходит на второй план, а к работе приступает ЛОР, но после все же возвращаемся к логопеду. Среди вероятных мероприятий: постановка речи и артикуляционное восстановление, коррекция языковой уздечки методом подрезания, ортодонтия для нормализации зубного ряда и т.д.
Как исправить шепелявость у ребенка в домашних условиях
РЕБЕНОК ШЕПЕЛЯВИТ. ПОЧЕМУ ПРАВИЛЬНО ПОМОЧЬ СМОЖЕТ НЕ КАЖДЫЙ ЛОГОПЕД?
Ребенок шепелявит и не может внятно произнести слова…
Сегодня примерно у половины детей в возрасте до 6-7 лет встречается патология, связанная с нарушением речи.
Одной из причин может быть гипотонус – состояние пониженного мышечного тонуса. Среди прочего, при гипотонусе неправильно работает язык, кажется большим и не очень-то удобным для общения. Еще одним маячком для родителей должен стать непроизвольно открывающийся рот: например, когда ребенок рисует, смотрит мультик или чем-то увлечен.
В этом случае очень важно вовремя заняться миофункциональной коррекцией, в том числе миогимнастикой – зарядкой для языка. Иначе ребенок не научится говорить четко. Но это еще не все последствия: ребенку будет удобно дышать через рот, а это чревато нарушением микрофлоры полости рта и повышенным риском развития кариеса.
К какому специалисту обратиться за помощью?
В «Мегадента Клиник» такой доктор есть: Шатрова Светлана Сергеевна, специалист по миофункциональной коррекции.
Светлана Сергеевна научит ребенка правильному речевому дыханию и предложит гимнастический комплекс для приведения языка в «спортивную» форму, чтобы он не занимал так много пространства в ротовой полости и «не уклонялся» от речевой функции.
Познакомьтесь со Светланой Сергеевной на консультации или во время комплексного осмотра Denta Five!
Нарушения произношения свистящих звуков «с, з» или «шепелявость»
В этой статье мы продолжим разговор о шепелявости, но уже подробнее остановимся на искаженном «шепелявом» произнесении звуков «с, з». Под понятием «шепелявость» понимается неправильное произнесение звуков, которое сопровождается шипением, присвистом и другими «шумными» оттенками.
Обычно маленькие дети произносят свистящие сначала смягченно (пример: собака – «сябака», зубы – «зюбы»), но к 3.5-4 годам твердое произнесение свистящих должно быть успешно освоено. Чтобы правильно произнести звуки «с, з» необходимо следующее:
В том случае, если есть нарушения в строении зубов, язык плохо подвижен, напряжен или чрезмерно расслаблен, могут возникнуть дефекты произношения свистящих звуков – шепелявость.
Шепелявое произнесение звуков «с, з» разделяется на 2 основные формы:
2. Замена свистящих звуками другими – научное название «парасигматизм».
Чаще всего свистящие звуки заменяются на «сь,зь», «ш,ж» (пример: собака – сябака, шабака), однако бывают и совсем нетипичные замены на звуки «т, х,г» (пример: собака – хабака, зубы – губы, санки – танки и т.д). Только замены на «сь, зь» до3- 3.5 лет являются нормальными, типичными, и есть большая вероятность, что ребенок самостоятельно научится правильно произносить свистящие звуки. Если же сразу появляются нетипичные, режущие слух замены звуков, то родителям следует обратить на это внимание и записаться на консультацию к логопеду.
Детям лучше всего начинать занятия с логопедов в 5 лет – к этому возрасту ребенок уже может контролировать себя, лучше осознает движение мышц губ и языка.
В том случае, если в детстве не удалось исправить шепелявость, то этот дефект остается и мы часто слышим его в речи взрослых и подростков.
В основном у взрослых и подростков наблюдается межзубное произнесение, связанное с неправильным строением зубов, прикуса (особенно передний открытый прикус, когда между зубами получается дыра и кончик языка постоянно высунут). После лечения у ортодонта, ношения брекетов, зубы уже смыкаются, но привычка просовывать язык между зубов и шепелявить остается. Тогда без помощи логопеда не обойтись. На занятиях специалист покажет, как правильно ставить язык, зубы, а затем поможет ввести новый правильный звук в речь.
Из практического опыта:
Жанна, 27 лет: было нарушение прикуса, заканчивает лечение у ортодонта, носит брекеты. Нарушены 6 звуков, в том числе «с, з». За 4 занятия научилась правильно произносить эти звуки и уже в речи активно их использует (постоянно тренируется дома, активно использует новые звуки на работе при общении с коллегами и клиентами).
Если шепелявость мешает вам полноценно общаться, вызывает стеснение при общении, то никогда не поздно записаться на прием к логопеду, который поможет обрести красивую четкую речь.