Как исправить товарно транспортную накладную
Как исправить в ЕГАИС ошибку неправильно принятой или отказанной накладной?
При работе в системе ЕГАИС иногда бывает, что по ошибке была неправильно обработана накладная (неправильно принята, отказана или принята с актом разногласия).
В данной статье мы постараемся описать как самостоятельно исправить эту ошибку, поскольку не все программы для ЕГАИС имеют функционал на «распроведение» накладных.
Простыми словами документооборот по накладной выглядит следующим образом:
Если по какой-то причине Вы сформировали акт неправильно (например, вместо отказа Вы приняли ТТН, или вместо приемки Вы отказали ТТН), то документооборот в ЕГАИС успешно завершится, но не будет соответствовать действительности (будут недостоверные остатки у Поставщика и Получателя).
Если Вы первый раз столкнулись с проблемой «ошибочного» Акта на ТТН, то настоятельно рекомендуем ознакомиться со статьей о том, как обрабатывается ТТН в ЕГАИС.
Не нужно паниковать!
Как отменить акт?
Отмена акта на ТТН описана в технической документации на УТМ ЕГАИС и не является каким-то «взломом» системы. В вашей программе для ЕГАИС, возможно, кнопка отмены акта уже имеется, просто надо ее найти (уточните у разработчиков о ее наличии). В данной статье мы расскажем о ручном способе отмены акта на ТТН.
Создаем запрос на отмену акта
В технической документации на УТМ ЕГАИС (п. 2.7.) описан документооборот при отмене акта для ТТН. Для запроса на отмену акта на ТТН необходимо составить документ RequestRepealWB.xml (шаблон документы Вы можете скачать в конце статьи в приложениях) и отправить его в УТМ.
Скачиваем шаблон документа, распаковываем и вносим в него правки при помощи стандартной программы MS Windows «Блокнот»:
Сохраняем изменения в документе, имя файла RequestRepealWB.xml при этом должно сохраниться!
Отправляем запрос на отмену акта на ТТН
Для отправки запроса на отмену акта на ТТН необходимо перейти на домашнюю страницу УТМ (обычно она открывается по адресу http://127.0.0.1:8080 ) и переходим на вкладку «Исходящие». Для отправки документа RequestRepealWB.xml необходимо нажать на кнопку «самолетика», как показано на рисунке, и отправить документ в ЕГАИС.
Если Вы все сделали правильно, то в результате отправки файла УТМ выдаст сообщение об успешной отправке:
А что дальше?
Как мы сможем понять что ТТН «распровелась» (т.е. отменился первичный акт по ТТН)?
Согласно документации на УТМ ЕГАИС ваш запрос на отмену акта на ТТН должен прийти вашему Поставщику, а он в свою очередь должен принять или отказать этот документ. Поэтому мгновенного результата ждать не стоит. Наша практика показывает, что может пройти не один день, чтобы отменился первичный акт.
Отменился ли акт на ТТН можно проверить, уточнив статус ТТН в ЕГАИС.
Cтатус у ТТН
Проверить статус ТТН можно на сайте https://check1.fsrar.ru на вкладке «Поиск по Идентификатору накладной«. Ниже приведен пример запроса статуса ТТН (статус ТТН в ЕГАИС «Принята«, описание статуса «получателем составлено подтверждение, либо акт расхождений, подтвержденный отправителем«).
В том случае, если Вы сформировали правильный запрос и Поставщик подтвердил отмену акта на ТТН, статус вашей накладной должен поменяться на «Распроведена по запросу Repeal».
После получения такого статуса Вы можете заново отправить акт на ТТН (заново подтвердить, отказать или принять с актом разногласия).
Товарная накладная: ошибки, требующие внимания бухгалтера
Бухгалтер постоянно рискует получить запрос на пояснение или отказ в вычете от налоговой из-за того, что отправил или принял неправильно оформленные документы – особенно при большом документообороте.
Чтобы избежать таких последствий, можно запомнить специальный чек-лист для проверки ошибок. Проверили дату – поставили мысленно галочку – уверены, что здесь ошибки уже не будет. Мы же подготовили список «опасных мест» для ТОРГ-12, на которые надо обратить внимание в первую очередь, и несколько рекомендаций, как свести риск ошибок к минимуму.
Проверка входящей или исходящей бумажной ТОРГ-12
Проверяем взаимосвязь товарной накладной с ТТН или транспортной накладной. Так как товарную накладную составляют в один день с отгрузкой или сразу после нее, дата ее создания не должна быть указана как предыдущий день и раньше. Ошибка в дате – повод для налоговой службы признать сделку нереальной. А отсутствие даты принятия товара в накладной даст им право снять вычет (Постановление ФАС Московского округа от 7 марта 2014 г. № Ф05-977/2014).
Опечатались в ИНН? Готовьтесь к тому, что налоговая служба не сможет идентифицировать поставщика и покупателя и получит право снять расходы у покупателя.
Согласно Письму ФНС от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104, ошибки в этих реквизитах при правильно указанном ИНН не помешают учесть расходы, но из-за нестыковок с другими документами вам придется предоставлять пояснения.
Особенно обратите внимание на стоимость и количество товаров, которые должны совпадать с данными счета-фактуры и транспортной накладной. В другом случае это будет поводом признать сделку нереальной и снять расходы.
Нельзя подтвердить расходы накладной без подписей или в том случае, если ее подписали неуполномоченные лица. Если ваш поставщик отказался от использования печати (имеет право согласно Федеральному закону от 06.04.15 № 82-ФЗ), попросите приложить письмо, подтверждающее этот факт.
Если реквизиты договора или заказа, по которому отгружен товар, и транспортной накладной не указаны или указаны с ошибкой, ждите – придет запрос пояснения.
Количество мест и масса товара, конечно же, должны совпадать с данными, указанными в табличной части накладной. Ошибка станет еще одним поводом для налоговой запросить пояснения.
Ошибки при переносе данных товарной накладной в «1С»
Этот тип ошибок не менее важен, так ошибки при переносе данных с бумажных документов могут повлиять на финансовый итог.
Необходимо различать номера документа, указанного контрагентом (красный цвет в примере), и номер документа, который присваивает база (зеленый цвет в примере).
Дата документа (красный цвет в примере) может отличаться от даты ввода документа (зеленый цвет в примере).
Услуги не должны быть занесены в закладку «Товары», и наоборот. Если это услуги, то поле «Склад» должно остаться пустым.
Не забудьте сравнить конечную сумму по документу: совпадает ли она с той, что указана на бумажном документе, а также выбран ли верный способ расчета НДС.
Обратите внимание, какой счет-фактура (при наличии) связана с этой накладной. В самом счете-фактуре также проверьте правильность проставления номеров и дат.
Способ вносить товарные накладные в «1С» без ошибок
Вы можете установить на свой компьютер программное обеспечение, которое поможет автоматизировать ввод бумажных документов. Например, используйте «Скан-Загрузку документов» – программу, которая позволит распознавать информацию с ТОРГ-12, счетов-фактур или УПД с отсканированного документа. Программа сама вносит эти данные в «1С».
Для начала необходимо указать папку, где хранятся сканы документов, или сканер, с которого будут поступать изображения.
При обработке документа для правильного распознавания нужно указать вид документа и тип печатной формы. Из доступных в данной папке файлов выбрать нужный и запустить процесс расшифровки.
Программа даст вам возможность предварительно просмотреть распознанные данные, прежде чем создавать на их основании запись о поступлении товаров. Благодаря этому можно проверить, все ли данные указаны верно.
Если товар от поставщика приходит с одним наименованием, а приходовать нужно с другим, программу достаточно один раз «научить», как значится данная номенклатура у вас. Так, если в номенклатуре поставщика мука, например, называется «Мука пшеничная», а в базе – «Пшеничная мука», программа не найдет соответствие и выделит такое поле красным. Надо нажать на это поле, выбрать из базы соответствующую номенклатуру (или ввести 1 раз вручную) – и в следующий раз программа уже запомнит и подберет соответствие самостоятельно.
Также программа проверяет расчет НДС. Даже если случается ошибка в цифрах, происходит автоматическая проверка: программа сверит количество, сумму, цену, ставку НДС, сумму НДС и итоговую сумму с НДС. В случае расхождения программа выделит поля, нуждающиеся в проверке.
В результате информация будет внесена, и вам останется при необходимости заполнить остальные поля (например, «Склад») и провести документ. Программа становится незаменимым помощником в тех случаях, когда вы получаете товарные накладные со списком наименований более 10 строк.
Попробуйте сами! По этой ссылке можно скачать бесплатную лайт-версию «Скан-Загрузки документов».
Вычет НДС и ошибки в товарно-транспортной накладной
Как известно, при налоговой проверке специалисты ФНС уделяют немало внимания товарно-транспортным накладным (ТТН). Это вполне логично, ведь при отсутствии или неправильном оформлении этого документа инспекторы могут не признать расходы и отказать в вычете НДС. Что же чаще всего становится поводом для возникновения вопросов по оформлению ТТН у налоговиков? Об этом вы сможете узнать из нашей статьи.
Товарно-транспортная накладная — унифицированная форма 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Этот первичный документ подтверждает факт заключения договора перевозки и служит основанием для расчета между его сторонами. Кроме того, ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей: на ее основании отправитель груза списывает товар, а получатель принимает его к учету. Налоговая служба придерживается мнения, что любые перевозки грузов, помимо случаев, когда покупатель забирает товар самостоятельно, необходимо сопровождать составлением ТТН. Чтобы сделать это правильно, стоит обратить внимание на самые распространенные претензии специалистов ФНС к рассматриваемому первичному документу.
Несоответствие номенклатуры товаров в ТТН и других документах
Самое очевидное нарушение, которое обязательно привлечет внимание проверяющих — перечень товаров в ТТН не соответствует тому, что указано в договоре на перевозку, а также прочих товаросопроводительных и транспортных документах. По мнению специалистов ФНС, это может говорить о фиктивном характере сделки. Позицию налоговиков поддерживают и арбитражные суды (постановление ФАС Уральского округа от 11.04.13 №Ф09-1788/13). Во избежание подобных подозрений следует следить за тем, чтобы номенклатура товаров в договоре, ТТН, счете-фактуре и товарной накладной была полностью идентична.
Незаполнение либо неполное заполнение транспортного раздела ТТН
Рассматриваемый документ состоит из двух разделов. В первом из них, товарном, указываются характеристики перевозимых товарно-материальных ценностей, а именно количество, масса, цена, упаковка и прочие данные. По поводу заполнения этого раздела обычно вопросов не возникает.
А вот второму разделу, транспортному, на практике уделяют внимания не все организации. Порой эта часть документа остается полностью или частично незаполненной, несмотря на то, что правила требуют заполнять и ее. Здесь указываются различные сведения о доставке товара: марка и номер автомобиля, имя водителя, номер его удостоверения и другая информация.
На пустоту этого раздела инспекторы непременно обратят внимание и могут счесть сделку фиктивной со всеми вытекающими последствиями. Как показывает судебная практика, в этом вопросе арбитры в основном поддерживают мнение налоговой службы (постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.01.15 №А27-4455/2014, постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.05.15 №А70-6399/2014).
Указание в ТТН незарегистрированного либо неподходящего транспорта
Еще одна группа нарушений, которые могут кончиться для организации штрафами и доначислениями налогов, связана с характеристиками указанных в ТТН автомобилей. Сюда можно отнести транспорт:
Первые два факта выясняются при запросе в Госавтоинспекцию, к чему проверяющие могут прибегнуть в целях подтверждения достоверности данных. При выявлении такой информации у инспекторов будут веские причины подозревать фиктивность сделки, не принять расходы и отказать в вычете по НДС. И суд, как показывает практика, скорее всего, встанет на сторону ФНС (постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.04.15 №А75-8836/2012). Избежать такой ситуации несложно, если заранее затребовать у транспортной компании копии всех документов на автомобиль, а после составления ТТН сверить эти данные.
Что касается непригодности транспортного средства для перевозки указанного в ТТН товара, то тут инспекторы оценивают физические характеристики того и другого. Иначе говоря, они определяют, мог ли конкретный автомобиль доставить данное количество груза. Если у проверяющих возникают какие-либо сомнения, то они могут заподозрить налогоплательщика в недобросовестности и отказать в принятии расходов по сделке. Тот факт, что она носила реальный характер, придется доказывать в суде, и тут все зависит от конкретных обстоятельств. В судебной практике есть дела, в которых арбитры поддерживали как позицию ФНС, так и налогоплательщиков.
В частности, одной из Ставропольских компаний удалось доказать, что их водитель на легковом автомобиле смог развести товар по нескольким ТТН всего за один рейс. Арбитр принял во внимание, что транспортное средство эксплуатировалось с прицепом, и поддержал позицию компании (постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.02.15 №А63-7198/2013). А в другом случае тот же самый арбитражный суд встал на сторону инспекторов ФНС, которые утверждали, что задокументированный в ТТН объемный груз невозможно перевезти на указанных там же легковых машинах. Справедливости ради отметим, что в этом случае несоответствие транспорта перевозимому грузу стало одним из признаков фиктивности сделки наряду с отсутствием у компании штата, расчетного счета и другими (постановление АС Северо-Кавказского округа от 20.04.15 №А63-7807/2014).
Указанный в ТТН пункт разгрузки вызывает сомнения
С точки зрения реальности сделки имеет не последнее значение и то, где был товар разгружен. А именно: есть ли по указанному адресу складское помещение, подходит ли оно для принятия указанного количества товара, связывают ли налогоплательщика с местом выгрузки какие-либо хозяйственные отношения. Все это инспекторы могут узнать в ходе проверки, сделав запросы в соответствующие организации. Если выявится спорная информация, у инспекторов могут возникнуть подозрения, что перевозка состоялась только «на бумаге».
В арбитражной практике по этому поводу есть решения как в пользу налоговой службы, так и в пользу компаний (предпринимателей). При наличии других признаков недобросовестности налогоплательщика — например, непредоставлении отчетности в ФНС, отсутствии имущества и прочих — суд может расценить сомнительное место разгрузки, как показатель фиктивности сделки (постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.06.15 №А25-841/2014). Но есть и противоположные исходы, например, постановление АС Северо-Западного округа от 28.07.15 №А52-3102/2014.
Перевозчик отрицает знакомство с грузополучателем
Если какие-либо параметры ТТН вызывают сомнения проверяющих, они, как было сказано выше, заподозрят, что сделка была фиктивной. Чтобы удостовериться в обратном, инспекторы могут обратиться за информацией к перевозчику. Тот должен подтвердить факт доставки товара в адрес проверяемого налогоплательщика, иначе убедить ФНС в реальности сделки последнему не удастся. И тогда придется платить доначисленные налоги и штрафы либо отстаивать свою правоту в суде.
Арбитры по подобным делам выносят разные решения в зависимости от показаний представителей перевозчика. Если, например, водитель, указанный в ТТН, не может вспомнить каких-то деталей, вплоть до поставщика товара, но в целом факт доставки груза не отрицает, то у грузополучателя есть шансы побороться за свою позицию. В судебной практике решения в пользу налогоплательщика в делах подобного рода есть, например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.02.15 №А63-7198/2013. Однако при отрицании перевозчиком факта доставки в адрес компании она практически полностью теряет шансы доказать, что сделка была реальной, особенно если против этого найдутся дополнительные аргументы (постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.06.15 №А32-43413/2013).
Транспортная накладная 2021: скачать бланк, образец заполнения
С 25 июля 2011 года при перевозке грузов по территории России применяется транспортная накладная. А с 1 января 2021 года действует новая форма этого документа. На этой странице — транспортная накладная на 2021. Скачать бланк и образец заполнения документа здесь вы можете бесплатно. Далее читайте, что поменялось в накладной и как теперь ее оформлять.
Новый бланк накладной на перевозку груза
Получите бланк бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
В 2017 форма транспортной накладной изменилась. Действует новая редакция правил перевозки грузов автотранспортом (постановление Правительства от 12.12.2017 № 1529). Теперь они регулируют грузоперевозки тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами (а не транспортировку тяжеловесных или крупногабаритных грузов, как раньше). Вместе с правилами обновились и формы соответствующих документов.
В разделе 13 транспортной накладной теперь указывается маршрут движения тяжеловесного, или крупногабаритного, или перевозящего опасный груз транспорта. Аналогичные изменения — в разделе 15. Теперь в нем приводится стоимость услуг перевозчика и порядок расчета платы за перевозку опасных грузов или грузов, перевозимых тяжеловесным или крупногабаритным транспортом. Как заполнить транспортную накладную? Образец с измененными разделами — ниже.
А с 1 января 2021 года в документ добавили некоторые показатели, которых не было ранее:
Чем ТТН отличается от ТН?
До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?
Товарно-транспортная накладная (ТТН):
Транспортная накладная (ТН):
Транспортная накладная с ошибкой: можно ли учесть расходы на перевозку?
Для подтверждения расходов на перевозку грузов используется транспортная накладная. Если она оформлена с ошибками или ее вообще нет, как организации подтвердить затраты?
Федеральная налоговая служба в письме от 19.04.2021 г. № СД-4-2/5238 разъяснила, как компании учитывать затраты на перевозку, если накладной нет или ее оформили неверно.
Расходы на транспорт и накладная
Для учета расходов в целях налога на прибыль они должны быть документально оформлены и иметь экономическое обоснование. Это относится и к затратам на транспорт.
При автомобильных перевозках документом, который подтверждает заключение договора на перевозку груза, является транспортная накладная. Ее составляет отправитель грузов. Накладная оформляется в трех экземплярах, один из которых остается у грузоотправителя, второй передается грузополучателю, а третий – автотранспортной компании, которая будет перевозить грузы.
В транспортной накладной указываются сведения о сторонах сделки, перевозимых товарно-материальных ценностях, дополнительных документах, транспортном средства, осуществляющем перевозку, пункте и дате погрузки товара, а также дата его доставки и другие данные.
Подтверждение расходов
Федеральная налоговая служба в своем письме отмечает, что накладная используется для подтверждения расходов в бухучете только тогда, когда правильно заполнен раздел 16 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы».
Если этот раздел не заполнен, на перевозку нужно оформлять другой первичный документ. В него должны быть включены все необходимые реквизиты, которые приводятся в статье 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Если накладной нет, компания имеет право представить другие документы, которые косвенно подтверждают затраты на перевозку. В них также должны быть приведены все необходимые реквизиты. Если накладная не соответствует установленной форме, это не может быть причиной для признания расходов неподтвержденными.
В целях налога на прибыль для подтверждения расходов используется совокупность документов, в частности, счета-фактуры, платежные документы и т.д.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование