как наградили экипаж самолета севшего на кукурузное поле
Посадившие самолет в кукурузное поле летчики получили звезды Героев России
От мечты к подвигу
Ранее президент своим указом присвоил им звания Герой России. Остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.
Ранее Юсупов говорил, что не считает себя героем. «Я выполнял то, что должен был выполнить: спасал самолет, пассажиров, экипаж», – отметил командир воздушного судна. По его словам, решение сажать самолет в поле возникло после того, как у самолета стал отказывать второй двигатель. Экипаж решил сажать самолет без выпуска шасси, так как это безопасней, пояснил он.
15 августа пассажирский Airbus А321 «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку. Лайнер, вылетевший из подмосковного «Жуковского» в Симферополь, почти сразу после вылета столкнулся со стаей птиц. Чайки попали в двигатель, что привело привело к значительным перебоям в работе авиационной техники. На борту самолета находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. В результате аварийной посадки никто не погиб. Пострадали, согласно данным МЧС, 75 человек, только один был госпитализирован.
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
«На солнце, вдоль рядов кукурузы». Как пилоты спасли пассажиров самолета A321
Пассажирский самолет «Уральских авиалиний», выполнявший рейс Москва – Симферополь, совершил аварийную посадку на кукурузном поле в подмосковной деревне Рыбаки. На борту самолета находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. В результате жесткого приземления все находившиеся на борту люди выжили, пострадали 74 человека. Разбираемся, в чем причины происшествия и как пилотам удалось сохранить жизни людям.
Посадка на брюхо
Москва 24 сняла с коптера севший в поле самолет А321
Airbus A321, принадлежащий авиакомпании «Уральские авиалинии», выполнял рейс Москва – Симферополь. На борту находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. Но сразу после взлета в двигатели попала стая чаек, что привело к перебоям в их работе.
Экипаж в лице командира Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина был вынужден совершить аварийную посадку в Раменском районе Московской области на кукурузном поле у деревни Рыбаки между ближним и дальним маяком системы посадки аэродрома. Момент посадки пассажиры снимали на телефоны.
«После взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, тяги не хватало, высота плавно падала. На «ручном» командир взял управление на себя», – рассказал Георгий Мурзин.
«Мы сначала очень резко взлетали, самолет поднимался, потом появился какой-то звук и повторялся через каждые пару секунд. Потом самолет начал потихоньку падать. Первый раз я ударился головой об сидение передо мной. Потом мы стали резко падать. Такое ощущение, что самолет будто прыгал, потом резко затормозил, все кричали», – вспоминает он.
Пилоты посадили А321 на брюхо – шасси при посадке были убраны. Перед приземлением экипаж выключил двигатели. После аварийного приземления эвакуацией пассажиров из салона руководили бортпроводники «Уральских авиалиний»: Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина и Яна Ягодина. Пассажиров рейса вывезли с места приземления на специальных автобусах.
Пассажиры аварийного рейса рассказали о ситуации на борту Airbus А321
В результате жесткой посадки за медпомощью обратились 74 человека, из них 19 детей. Жертв удалось избежать. В основном пассажиры получили средние и легкие травмы конечностей.
Жена командира Airbus A321 Дамира Юсупова Наталья рассказала телеканалу Москва 24, что еще не видела супруга после случившегося. «Он пока ничего не рассказывает, просто позвонил и сказал, что все живы. Я просто рада, что мой муж жив, очень жду его домой, хочу, чтобы он скорее вернулся», – говорит женщина.
Удача или профессионализм?
Многие эксперты согласны: случившееся – большая редкость и удача, но спасти людей помогла не только она. По мнению председателя комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олега Смирнова, пилоты приняли единственно верное решение, которое было возможно в конкретной ситуации.
«Производя снижение, экипаж обнаружил, что единственный работающий двигатель начал тоже отказывать. И, будучи на предпосадочной прямой, командир корабля принял очень правильное профессиональное решение – не ждать, пока откажет еще один двигатель, а потом камнем падать на землю. А посадить самолет перед собой», – говорит эксперт.
Видео: телеграм-канал Mash
Кроме того, эксперты указали на высокое качество самого пилотирования: помимо того, что отказали оба двигателя, Юсупов и Мурзин сажали самолет с полным весом и на ручном управлении – без компьютеров. «Если двигателей нет, то самолет фактически планирует, летчик может максимум только подрулить. И посадить его еще и так, чтобы он не загорелся, не развалился», – пояснил независимый авиационный эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич.
Кстати, по мнению Лукашевича, кукурузное поле – достаточно удачная площадка для экстренной посадки: на ней нет оврагов, никаких препятствий. «Сама кукуруза там уже такая высокая, под два метра. Она сыграла, возможно, роль запененной полосы», – добавил специалист.
На месте аварийной посадки Airbus A321 продолжают работать спецслужбы
Эксперты также отмечают, что сажать самолет без шасси, а «на брюхо» – еще одно грамотное решение пилотов. Однако оно было принято вопреки инструкциям: производитель рекомендует обратное. Инструкции выпускать шасси при посадке на сушу есть в чек-листе из презентации Airbus, посвященной действиям пилотов при экстренной посадке на воду и сушу.
Эксперты в летной отрасли заявили РБК, что выпуск шасси становится бессмысленным, если у экипажа нет достаточной высоты или времени на эту процедуру. «Шасси выходят очень медленно. Если самолет летит низко над землей, меньше 300 метров, то одна стойка может выйти, а может – нет. Это может быть еще большей проблемой, чем на голое брюхо садиться: самолет может крутануть во время касания», – поясняют эксперты, отмечая, что руководящие документы позволяют отклониться от любых инструкций, если пилот «действует на основании опыта и знаний и в целях успешного завершения полета».
«Шасси в любом случае бы сломались, и самолет все равно опустился бы на брюхо. Поэтому не было просто никакого смысла их выпускать. Но если бы пилоты пытались посадить самолет с шасси, те могли бы надломиться, выгнуться и пробить крыло или бак», – говорит Лукашевич
В целом, по словам экспертов, попадание птиц в двигатель – ситуация не такая уж и редкая. «Каждый год примерно более тысячи случаев», – пояснил Сытник. Однако не всегда это приводит к отказу двигателей. «В первую очередь, это зависит от размера птицы. Двигатель, например, спокойно «пережевывает» птицу размером с воробья», – отметил Лукашевич.
При этом специалисты единогласно отметили, что конструкция Airbus A321 не является причиной происшествия. По их словам, самолет очень надежный. Дело скорее в том, что лайнер столкнулся не с отдельными птицами, а со стаей.
По словам Сытника, птицы – частые гости аэропортов. «Как правило, недалеко от аэродромов какие-то свалки находятся, отходы туда выбрасываются. Птицы там питаются. Поэтому часто бывают столкновения с ними», – пояснил собеседник Москвы 24. К слову сказать, Минприроды настаивает на проверке свалок в районе аэропорта в Жуковском.
Место аварийной посадки A321 в поле сняли с коптера
Для таких случаев в аэропорту работают системы отпугивания птиц. «Они борются с птицами при помощи звуков, выстрелов, крики подбитой птицы, крики хищных птиц включают. В общем, как могут, так и распугивают», – добавил Сытник. В аэропорту Жуковский во время взлета Airbus A321 комплексная система по отпугиваю птиц была в исправном состоянии и работала.
Установить истинные причины аварии следователям только предстоит. «Скорее всего, это стечение обстоятельств. Но следователи обратят внимание на все факты», – выразил мнение заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. После происшествия уже было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).
Второй день рождения
Фото: скриншот телеканала Москва 24
Чудо в Жуковском – хотя и редкий, но не единственный случай, когда мастерство пилотов и слаженная работа экипажа помогали посадить самолет в экстренной ситуации и сохранить жизни всем находящимся на борту людям. Возможно, второй день рождения праздновали все, кто летел из Таллина в Москву 21 августа 1963 года. Лайнер авиакомпании «Аэрофлот» вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55, и через некоторое время у самолета заклинило стойку шасси (передняя опора застряла в полуубранном положении).
Вернуться в аэропорт вылета не было возможности из-за тумана, поэтому воздушное судно решили посадить на ближайшем аэродроме в Ленинграде. Причем пилотам предстояла посадка «на брюхо». В «Шоссейной» – так тогда назывался Пулково – к приему Ту-124 приготовились все экстренные службы, пожарная техника и машины скорой помощи доставили к грунтовой полосе. Самолет вырабатывал топливо, нарезая круги над городом, и вдруг остановился один из двигателей. Пилоты взяли курс на взлетно-посадочную полосу – второй двигатель тоже отказал. Единственное, что оставалось, сажать самолет на Неву в черте города. Лайнер пролетел над Литейным, Большеохтинским и строящимся мостом Александра Невского – и благополучно сел на воду. Все пассажиры и члены экипажа выжили.
Чудом на Гудзоне окрестили приводнение Airbus А320, летевшего по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл в январе 2009 года. Почти сразу после вылета из аэропорта лайнер столкнулся со стаей птиц, что привело к отказу обоих двигателей. Самолет начал терять высоту. Лайнеру была необходима аварийная посадка, однако шансов долететь до какого бы то ни было аэропорта не было – командир взял курс на реку Гудзон. Невысокая скорость и небольшая высота, на которую успел подняться самолет, помогли предотвратить разрушения фюзеляжа при соприкосновении с водой. Пассажиры выбрались на крылья, откуда их эвакуировали на катерах и речных трамваях. Без пострадавших не обошлось: некоторые пассажиры переохладились, ведь температура воды была в районе +2 градусов. Однако все 150 пассажиров и 5 членов экипажа остались живы.
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
А год спустя пилоты российской авиакомпании «Алроса» посадили полностью обесточенный самолет в тайге. 7 сентября 2010 года Ту-154 выполнял рейс по маршруту Полярный (город Удачный) – Домодедово (Москва). Спустя 3,5 часа полета пропало электропитание, перестала работать навигация, связь, топливные насосы. Пилоты снизили самолет с более чем десяти до трех тысяч метров, чтобы найти площадку для посадки. Они заметили заброшенный аэродром «Ижма», который время от времени использовался как вертолетная площадка.
Начальник взлетно-посадочной полосы Сергей Сотников, несмотря на то, что она была недействующей, поддерживал ее в рабочем состоянии, очищал от кустарников, не давая зарасти. Пилотам удалось приземлиться на скорости выше расчетной, с неработающими закрылками, на полосу, которая была в два раза короче нужной для Ту-154 – все 72 пассажира и 9 членов экипажа остались живы. После капитального ремонта лайнер снова поднялся в небо. 29 сентября 2018 года, за день до окончания сертификата летной годности, воздушное судно приземлилось в новосибирском аэропорту Толмачево и отправилось на заслуженный отдых в музей авиации.
«Кому-то выгодно скрывать истину»: Эксперты указали на странности с севшим в кукурузе А321
«И при чём здесь чайки?»
О странностях выводов по «кукурузному чуду», как назвали в народе удачное приземление А321 на поле, Антипов рассуждает в своём аккаунте Facebook. Он сравнивает свой постоянный анализ темы с неожиданно попавшим в аварийную ситуацию сразу после вылета из аэропорта самолётом с темой еды: мол, пищу тоже надо тщательно пережёвывать, чтоб от неё была польза. Так и с самолётом: по мнению Антипова, только установление истинных причин ЧП поможет избежать подобного в будущем.
Он объясняет, что вытянутость огня по вертикали говорит о том, что догорает топливо не в газовой струе двигателя. Но ещё подозрительнее то, что очаг пламени, судя по фотографиям, перемещался вдоль фюзеляжа, причём с той же скоростью, что и воздух, обтекающий самолёт.
Крови не было
Он говорил, что двигатель, в который попали чайки, не был обагрён кровью птиц. На опубликованных в Сети фотографиях самолёта нет следов крови на входном сопловом аппарате и его внутренней поверхности, отмечал Антипов. В свою очередь, с такой позицией ранее не согласился бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полётов Александр Романов. Он отмечал, то, что на фото не видно внешних следов попадания птиц в двигатель, ни о чём не говорит. Специалист указал, что снимков разреза двигателей никто не публиковал, да и к тому же внешние следы могли быть стёрты во время аварийной посадки.
Впрочем, доводы оппонента не убедили Антипова. По его словам, есть ряд нюансов, которые по совокупности расходятся с «чаячьей» версией о ЧП. В частности, сложно говорить о неких стёртых следах на внутренней поверхности воздухозаборника правого двигателя.
«Героями не считаю»
Лётчик-испытатель Герой России Александр Гарнаев также считает, что правду об аварийной посадке на кукурузное поле лайнера «Уральских авиалиний» A321 попытаются замолчать. По его словам, расшифровки чёрных ящиков и разговоров уже готовы, и, вероятно, сейчас тем, кто уже знает правду, будут «передавливать глотки».
Своё мнение по поводу расследования инцидента с аварийной посадкой A321 в Жуковском Александр Гарнаев выразил в Facebook.
Он отмечал, что в прессе так и не появилось ответов на элементарные вопросы. К примеру, какова в том взлёте A321 c UUBW на пятикилометровой ВПП была расчётная величина V1, насколько до или после V1 произошло первое столкновение с птицами и было ли оно единственным.
А лётчик-испытатель, почётный президент Международного авиационно-космического салона МАКС Магомед Толбоев в корне не согласен с утверждением коллеги. По словам Толбоева, Гарнаев не обладает необходимой квалификацией, чтобы делать выводы о произошедшем.
«Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы»: как родилась знаменитая фраза после посадки самолёта A321
15 августа 2019 года пассажирский самолёт A321, выполнявший плановый рейс Москва — Симферополь, сразу после взлёта из аэропорта Жуковский столкнулся со стаей чаек. У лайнера отказали оба двигателя. Однако пилоты смогли совершить невозможное — успешно посадили самолёт на кукурузное поле.
Никто из 226 пассажиров и семи членов экипажа, находившихся на борту лайнера, не получил серьёзных травм. А фраза «Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы», которую во время эвакуации пассажиров произнёс 32-летний бортпроводник Дмитрий Ивлицкий, стала крылатой.
Вместе с автором фразы RT ещё раз пережил события того дня.
— Дмитрий, с экипажем, который летел с вами в тот день, вам приходилось работать раньше?
— Это был первый полёт. Мы, конечно, виделись на земле, но в командировку таким составом летели впервые. Составы ведь постоянно меняются.
— Когда вы поняли, что произошло ЧП и полёт идёт не по плану?
— Сначала всё было штатно: разбег, самолёт оторвался от земли. А секунд через 30 начались шум, сильная вибрация. Я думал, что сейчас вернёмся на второй круг в аэропорт. Спустя примерно минуту я увидел, что правый двигатель то набирает обороты, то сбрасывает, были слышны хлопки, так называемый помпаж двигателя.
Командир корабля по аварийной связи обычно предупреждает нас о действиях, которые нужно будет проводить. В этот раз никакой информации не поступило. У пилотов не было на это времени. Мы сидели и ждали посадки.
Когда садились, было два соприкосновения с землёй и ощущение, что мы сели в аэропорту, но сели жестковато. Остановились, как мне показалось, быстро.
— Как на всё реагировали пассажиры?
— Пассажиры сидели спокойно — было раннее утро, многие были полусонными, поэтому просто смотрели на меня. Во взглядах читался вопрос: «Что происходит?» Я кивал им, мол, всё хорошо, сейчас вернёмся в аэропорт.
— А вы сами в тот момент что чувствовали?
— Во время посадки паника у меня внутри, конечно, была, но я не подавал вида. Нужно было сохранять хладнокровие, хотя на наших местах маленькие окошки, плохо было видно, что происходит снаружи.
Несмотря на это, весь экипаж действовал чётко по инструкциям, ступора ни у кого не было. Вся техника безопасности ведь отработана до автоматизма, как и должно быть.
Мы проходим обучение, практику, отрабатываем посадки и на сушу, и на воду.
Бортпроводники проходят обучение в том числе и по медицине, ведь ситуации бывают разные — в моей практике были и приступы эпилепсии, и аэрофобия.
— Как развивались события после посадки самолёта?
— Все сидели спокойно на своих местах, была тишина и темнота. Никто не вскакивал и не кричал. Я пошёл узнать, что происходит, потому что связь не работала, вообще ничего не работало. Когда я подошёл к кабине командира, мне и сказали начинать эвакуацию.
Как только мы открыли аварийные выходы и проверили трапы, пассажиры начали спускаться из самолёта на землю.
— Фраза про кукурузу и солнце — ваша импровизация? Почему, на ваш взгляд, она стала такой популярной?
— Когда все пассажиры покинули самолёт, оказалось, что кукуруза в поле вокруг них метра два в высоту. Куда идти — непонятно. Единственный ориентир — это солнце. Я ещё стоял наверху, в дверях самолёта, и мне было видно дорогу, куда уже подъезжали машины экстренных служб. Вот так и родилась эта фраза, чтобы люди могли дойти за помощью.
Мне приятно, что эта фраза тогда немного разрядила обстановку и вызвала у людей улыбку. Мы на тему этой посадки практически не шутим, но меня за тот полёт коллеги иногда в шутку называют початком.
— Как перенесли всё случившееся члены экипажа?
— Конечно, взяли отпуск, чтобы восстановиться и снова начать работать. Ходили к психологу, чтобы абстрагироваться от этой ситуации.
Но после этого рейса мы очень сплотились. Члены экипажа стали почти родными друг другу, большой семьёй. Созваниваемся, у нас есть свой чат, где все рассказывают, как у них дела.
С пассажирами того рейса, кстати, тоже есть чат. Иногда мы в нём общаемся. Помню, что кто-то летел в первый (и, как теперь уверяют нас, в последний) раз, один молодой человек сделал предложение своей девушке, ещё одна пассажирка, беременная, родила ребёнка.
— Как отреагировали на случившееся ваши родные, друзья?
— В первую очередь, когда все пассажиры вышли из самолёта, я сам позвонил маме. Но она не взяла трубку — в Екатеринбурге было ещё шесть утра. Мама обычно, когда смотрит новости и видит что-то про самолёты, сразу звонит мне. И тогда я перезвонил сестре. Сказал, что в новостях будут сообщать про самолёт, не переживай, да, я на этом рейсе, но всё хорошо.
У друзей был, конечно, шок. Посыпались десятки сообщений, вопросы, как всё произошло. Слова благодарности и поддержки, заявления, что это чудо и второй день рождения. Для всех это было большое событие, а для нас — работа.
Расшифровка переговоров пилотов севшего на поле А321 опубликована в сети
«Он все время грезил небом»
Дамир Юсупов родился и вырос в небольшом поселке Игарка Красноярского края — сейчас там живет около 4,4 тыс. человек. Его отец тоже был пилотом — летал он на вертолете Ми-8. Юноша решил пойти по его стопам и поступить в летное училище. Однако туда его не приняли из-за неудачно пройденной медкомиссии.
Тогда Юсупов решил стать юристом. Получив высшее юридическое образование, в 90-х годах вместе с семьей он перебрался в Сызрань. Там он несколько лет проработал юристом при горадминистрации. Однако желание стать пилотом не покидало Дамира. Он решил вновь попытать счастье. И вот, свершилось: в 33 года Юсупов поступил в филиал Санкт-Петербургского университета гражданской авиации, который расположен в городе Бугуруслане Оренбургской области. Там он выучился на летчика и получил диплом с отличием.
«Такой же, как все мальчишки рос. И дрались, и всякое бывало. Хорошо учился, в армии был танкистом. Ну а затем поступил в летное училище, закончил его с хорошими оценками. Примером, наверное, я для него был, и он пошел по моим стопам летчика», — рассказал порталу «КТВ-Луч» отец пилота Касим Юсупов.
«Он все время грезил небом, поэтому поехал в учиться в летное училище, окончил с отличием. Дамир всегда был дисциплинированным, отличником», — отметил его брат в разговоре с сайтом kp.ru.
«Мы учились вместе в Бугурусланском летном училище. Знаю его с хорошей стороны, летал и учился на пятерки, английский язык знает в совершенстве. Грамотный, общительный, у меня о нем только положительное мнение», — сказал один из одногруппников Юсупова.
Сразу по окончании университета 35-летнего Дамира взяли на работу в «Уральские авиалинии». В 2018 года он прошел конкурсный отбор кандидатов на должность командира воздушного судна. Успешно освоив программу, в августе прошлого года Юсупова перевели на новую должность.
Его общий налет составляет более 3000 часов, что относительно немного: минимум для получения должности командира воздушного судна составляет 1,5 тыс. часов. Он может управлять такими самолетами, как Airbus A320, 319 и 321. Юсупов выполнял рейсы не только в России, но и за границей — летал в Китай, Турцию, Арабские Эмираты, Тунис и Египет. Кроме того, он перевозил на спецрейсах хоккейную команду «Ак Барс», футбольную команду «Рубин», а также сборную России по фигурному катанию.
Многодетный отец и футбольный фанат
Бывшая коллега Юсупова по экипажу характеризует его как хорошего, мужественного, крайне ответственного и доброго человека с хорошим чувством юмора, сообщает портал E1.RU.
У летчика-героя четверо детей. Со своей второй супругой Натальей он познакомился пять лет назад — произошло это, как ни странно, в небе. Тогда Юсупов, который летел в качестве пассажира, попал с ней на один рейс. Наталья в тот момент была с дочерью — именно она первая заговорила с Дамиром. Так они познакомились и больше не расставались.
Известно, что Юсупов — большой футбольный фанат. С детства он болеет за московский «Спартак».
Узнав о любви пилота к футболу, екатеринбургский «Урал» подарил ему и другим членам экипажа А321 бессрочные абонементы на домашние матчи. Летчик пообещал обязательно воспользоваться подарком.
«Я немного виноват»
Напомним, что 15 августа Юсупов и еще шесть членов экипажа должны были доставить 226 пассажиров из московского аэропорта Жуковский в Симферополь. Однако уже спустя несколько минут после отрыва от ВПП судно столкнулось со стаей птиц — в результате один из двигателей вышел из строя. Пилот подал диспетчеру сообщение «ПАН-ПАН» и заявил о вынужденной посадке посреди кукурузного поля.
В сети опубликована текстовая версия переговоров пилотов самолета Airbus А321 «Уральских авиалиний» Дамира Юсупова и Георгия Мурзина.
«До того, как отказал второй двигатель, я планировал набрать определенную высоту, на ней задержаться, обработать отказ, правильно рассчитать все и вернуться в аэропорт.
Но мы поняли, что набрать высоту и сохранить текущую не удастся. Боязни и страха не было, поле я видел перед собой. Надеялся, что сядем как можно мягче.
Старался садить с наименьшей вертикальной скоростью. Также я принял решение не выпускать шасси, потому что это было безопаснее для посадки», — заявил Юсупов в ходе пресс-конференции.
В результате самолет мягко проскользнул по кукурузному полю и остановился. Люди эвакуировались по надувным трапам — никто из них не получил серьезных травм. Спустя 20 минут после аварийной посадки Дамир позвонил супруге и рассказал о произошедшем. «Просто позвонил и сказал, что все живы. Я просто рада, что мой муж жив, очень жду его домой, хочу, чтобы он скорее вернулся», — заявляла Наталья Юсупова телеканалу «Москва-24».
Уже вечером на пресс-конференции летчик заявил, что не считает себя героем. «Я выполнял то, что должен: спасал самолет, пассажиров, экипаж. Сейчас можно сказать, что я немного виноват, что не доставил всех до места назначения. Хочу всем пожелать здоровья и не бояться летать», — пояснил командир А321.