Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Пути движения в зданиях. Коридоры/холлы для инвалидов

Коридоры/холлы. Ширина полосы движения

Ширина пути движения (в коридорах, галереях и т.п.) должна быть не менее;

Ширину перехода в другое здание следует принимать не менее 2,0 м.

Нормативами установлена минимальная полоса движения для встречного движения двух колясочников шириной 1,8 м. На действующих объектах часто встречаются более узкие коридоры, расширить которые невозможно.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Между тем в коридорах с полосой движения шириной 1,5 м два колясочника на стандартных колясках шириной 0,7 м смогут проехать мимо друг друга с незначительными затруднениями, эта ширина достаточна и для разворота на кресле-коляске.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

При движении по коридору инвалиду на кресле-коляске следует обеспечить минимальное пространство:

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

В коридоре с полосой движения шириной 1,2 м разминуться двум колясочником невозможно. Поэтому в таких коридорах необходимы разъездные площадки (карманы, холлы, части коридоров, свободные от мебели). В крайнем случае, можно одному колясочнику въехать в ближайший кабинет и пропустить другого инвалида на кресле-коляске.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «на себя» – не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Ширина и глубина площадки определяются с учетом необходимой свободной зоны рядом с дверью со стороны ручки не менее 0,6 м для двери при открывании «на себя» и не менее 0,3 м при открывании «от себя». Чем шире дверное полотно, тем шире необходима площадка перед дверью.

В связи с этим недопустимо делать двери в углу или загромождать подход со стороны дверной ручки мебелью.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

По применению тактильных указателей в здании в новой версии 2016 года внесены существенные изменения.

СП 59.13330.2016 – 6.2.3 Участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, стационарными препятствиями должны иметь тактильно-контрастные предупреждающие указатели глубиной 0,5–0,6 м с высотой рифов 4 мм.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Предупреждающие тактильно-контрастные указатели должны быть:

– на расстоянии 0,3 м от препятствия или плоскости дверного полотна, если дверь открывается по ходу движения;

– на расстоянии ширины полотна двери от плоскости дверного полотна, если дверь открывается навстречу движению;

– непосредственно перед выходом на лестничную площадку через открытый проём без двери.

Необходимо использовать предупреждающие тактильные указатели с конусными рифами.

Одно из основных нововведений в СП за 2016 год касается параметров дверей.

Ранее требование 0,9 м применялось именно к ширине проёма при открытой на максимум двери, т.е. прохода «в чистоте», а дверное полотно при этом должно было быть несколько шире, чем 0,9 м с учетом угла открывания двери, ширины дверного полотна, конструкции ручки и других обстоятельств, которые могут сузить ширину прохода через дверной проём.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Теперь не менее 0,9 м должно быть само дверное полотно, а образуемый при открытии двери проём может быть и менее 0.9 м.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола.

Пороги допускаются только во входных дверях (при входе в жилой дом, общежитие, интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.). Их высота или перепад высот не должен превышать 0,014 м. Высота порога измеряется с той стороны двери, где он выше.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

На каждом этаже, где ожидаются посетители, следует предусматривать зоны отдыха на два-три места, в том числе для инвалидов на креслах-колясках. При большой длине этажа зону отдыха следует предусматривать через 25-30 м.

В местах отдыха или ожидания следует предусматривать возможность размещения не менее одного места для инвалида на кресле-коляске или пользующегося костылями и тростью, а также его сопровождающего.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Рекомендуется обеспечивать их подсветку, выявлять цветом и фактурой материала места сидения маломобильных посетителей. При этом важно, чтобы поверхность мест сидения контрастировала с покрытием пола.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Высота коридоров по всей их длине и ширине должна составлять в свету не менее 2,1 м. Подходы к различному оборудованию и мебели должны быть по ширине не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м.

Под маршем открытой лестницы и другими нависающими элементами внутри здания, имеющими высоту в свету менее 2,1 м, следует устанавливать барьеры, ограждения или иные устройства, препятствующие доступу ММГ в эту зону.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Конструктивные элементы и устройства внутри зданий, а также декоративные элементы, размещаемые в габаритах путей движения на стенах и других вертикальных поверхностях, должны иметь закругленные края и не выступать более чем на 0,1 м на высоте от 0,7 до 2,1 м от уровня пола. Если элементы выступают за плоскость стен более чем на 0,1 м, то пространство под ними должно быть выделено бортиком высотой не менее 0,05 м.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

При размещении устройств, указателей на отдельно стоящей опоре они не должны выступать более чем на 0,3 м это могут быть пожарные шкафы, полки, навесные витрины под лестничные пространства. Если указанные препятствия огорожены, то они н представляют опасности.

Открытые участки стен коридоров могут оборудоваться сплошными поручнями на высоте 0,9 м – для взрослых, 0,7 м – для подростков, 0,5 м – для детей младшего возраста. Они могут быть использованы в качестве опорных устройств для людей, испытывающих трудности в перемещении, и в качестве направляющих для незрячих и слабовидящих.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Ковровые покрытия на путях движения должны быть плотно закреплены, особенно на стыках полотен и по краям. Такие покрытия могут служить тактильной направляющей для незрячих и слабовидящих.

Источник

Общие требования к входам и путям движения

Входы

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединённого с этим зданием (п. 3.13).

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев, что устанавливается заданием на проектирование. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2% (п. 3.14).

Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м, а в жилых зданиях – не менее 1,5 м при ширине не менее 2,2 м.

Дренажные и водосборные решетки, устанавливаемые в полу тамбуров или входных площадок, должны устанавливаться заподлицо с поверхностью покрытия пола. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 0,015 м. Предпочтительно применение решеток с ромбовидными или квадратными ячейками (п. 3.15).

При наличии контроля на входе следует предусматривать контрольные устройства, приспособленные для пропуска тех категорий инвалидов, для которых будет доступен проектируемый объект (п. 3.16).

Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъёмные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п. 3.17).

Пути движения

Ширину прохода в помещении с оборудованием и мебелью следует принимать не менее 1,2 м. Ширина балконов и лоджий должна быть, как правило, не менее 1,4 м в свету. Ширину коридора или перехода в другое здание следует принимать не менее 2,0 м. Подходы к различному оборудованию и мебели должны быть не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м (п. 3.18).

Диаметр зоны для самостоятельного разворота на 90-180° инвалида на кресле-коляске следует принимать не менее 1,4 м. Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных приборов, аппаратов и устройств для инвалидов следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м. Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании «от себя» должна быть не менее 1,2 м, а при открывании «к себе» – не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м (п. 3.19).

Конструктивные элементы внутри зданий и устройства, размещаемые в габаритах путей движения на стенах и других вертикальных поверхностях, должны иметь закругленные края, а также не должны выступать более чем на 0,1 м на высоте от 0,7 до 2,0 м от уровня пола. При размещении устройств, указателей на отдельно стоящей опоре они не должны выступать более чем на 0,3 м.

Под маршем открытой лестницы и другими нависающими элементами внутри здания, имеющими размер в свету по высоте менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т.п. (п. 3.20).

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проёмами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки (п. 3.21).

В помещениях, доступных МГН, не допускается применять ворсовые ковры с толщиной покрытия (с учетом высоты ворса) – более 0,013 м. Ковровые покрытия на путях движения должны быть плотно закреплены, особенно на стыках полотен и по границе разнородных покрытий (п. 3.22).

Дверные и открытые проёмы

Ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м.

Дверные проёмы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м (п. 3.23).

В полотнах наружных дверей, доступных инвалидам, следует предусматривать смотровые панели, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, нижняя часть которых должна располагаться в пределах 0,3-0,9 м от уровня пола. Нижняя часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой (п. 3.24).

Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути (п. 3.25).

На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и турникеты. На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто». Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с (п. 3.26).

Источник

Понятие о людских потоках в зданиях

Передвижение людей представляет собой один из тех функциональных процессов, которые характерны для зданий любого назначения. Очень важно учитывать это движение при большом количестве людей и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, землетрясение). При этом возникают людские потоки, движение которых может быть вынужденным. Такое передвижение называется аварийной эвакуацией.

Для передвижения людей в помещениях предусматриваются проходы между оборудованием, а в зданиях – коммуникационные помещения, которые занимают относительно большую площадь. Поэтому знание закономерностей движения людских потоков необходимо для правильного проектирования зданий.

Исследования движения людских потоков на научной основе начались в 1937 г. С. В. Беляевым в Институте архитектуры Всероссийской академии художников. В начале процесс движения представлялся механистически как движение «элементарного потока» (один ряд шириной 0,6 м двигающихся в затылок друг другу людей). Скорость по горизонтальному пути – 16 м/мин; при подъеме по лестницам – 8 м/мин; при спуске – 10 м/мин; пропускная способность – 25 чел/мин. Критерием безопасности вынужденной эвакуации было предложено считать ее продолжительность.

Экспериментальные исследования движения людских потоков были проведены А. И. Милинским во Всесоюзном научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО) в 1946–1948 гг. и развиты в последующие годы В. М. Предтеченским и его школой на кафедре архитектуры гражданских и промышленных зданий МИСИ им. В. В. Куйбышева, теперь МГСУ. В результате была разработана теория движения людских потоков, близко отражающая действительную картину процесса движения.

Движение людских потоков представляет собой сложный процесс, на который большое влияние оказывает психологическое состояние людей, участвующих в движении. Движение может быть нормальным и аварийным, беспорядочным и поточным, согласованным (ходьба в ногу) и несогласованным, длительным и кратковременным, свободным и стесненным. Для проектирования наибольшее значение имеет нормальное, массовое, поточное, несогласованное, стесненное, длительное движение.

Двигаясь в одном направлении, люди образуют людской поток шириной 5 и длиной l. Параметры потока и пути движения представлены на рис. 12.8. Габариты людей в виде проекции человека на горизонтальную плоскость показаны на рис. 12.9. Они зависят от возраста, одежды, переносимого груза. Число людей в потоке может быть выражено суммой их горизонтальных проекций на поверхность пола, т.е

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Рис. 12.8. Схема людского потока

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Рис. 12.9. Габариты человека в виде его проекции на горизонтальную плоскость

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

где f – площадь горизонтальной проекции одного человека, м2.

Плотностью людского потока D называется отношение числа людей, выраженного в суммарной площади их проекций, к площади пути, занимаемой потоком:

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Так как и число людей, и площадь пути выражены в квадратных метрах, плотность потока – величина безразмерная. Исследованиями установлено, что свободное движение возможно при D = 0,05, т.е. один человек на 2–2,5 м2. При бо́льших плотностях движение уже становится стесненным. Максимальная плотность, при которой движение практически останавливается, составляет D = 0,92, т.е. 7,4-9,2 чел/м2 (в зависимости от одежды). В условиях аварийной эвакуации плотность может быть даже больше единицы за счет давления людей друг на друга и уменьшения площади их проекции на горизонтальную плоскость. Это – основная причина несчастных случаев с людьми.

Скорость движения людского потока v зависит от его плотности и вида пути (рис. 12.10, 12.11). Эти зависимости получены в результате большого количества натурных наблюдений и их последующей обработки методами математической статистики. Представлены средние значения. Чем меньше плотность, тем больше могут быть отклонения от средних значений. В зоне высоких плотностей отклонения не превышают ±10 м/мин.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Рис. 12.10. Скорость движения по горизонтальным путям в зависимости от плотности потока для разных условий движения:

1 – аварийное; 2 – нормальное; 3 – комфортное

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Рис. 12.11. Скорость движения людских потоков в зависимости от их плотности:

1 – проемы; 2 – горизонтальные пути; 3 – лестницы (спуск); 4 – лестницы (подъем)

Отношение скорости движения людей в аварийных (или комфортных) условиях к скорости в нормальных условиях называется коэффициентом условий движения и обозначается μ. Например, при движении по горизонтальным путям и через проемы в аварийных условиях μ = 1,36 : 1,49. В комфортных условиях μ = 0,63 + 0,25D. При спуске по лестнице в аварийных условиях μ = 1,21, а в комфортных – 0,76. При подъеме по лестнице в аварийных и в комфортных условиях величина μ соответственно равна 1,26 и 0,82. При движении в нормальных условиях для любого вида путей движения μ = 1. С помощью этих коэффициентов, зная скорость движения людей в нормальных условиях, легко получить значения скоростей при вынужденной эвакуации или комфортном движении.

Величиной, связывающей плотность потока D, скорость ν и ширину пути δ, является пропускная способность Q, т.е. число людей, проходящих через «сечение» пути шириной δ в единицу времени:

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Произведение плотности потока и скорости его движения называется интенсивностью (или количеством) движения q:

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Теория движения людских потоков определяет основные закономерности движения, которые рассматривают общий путь, преодолеваемый потоком, как сумму участков, отличающихся по виду пути (горизонтальные, наклонные, проемы) или по ширине. Границей смежных участков называется такое сечение пути, где меняется ширина пути δ, вид пути или то и другое одновременно. Для беспрепятственного перехода потока через границу смежных участков пропускная способность их должна быть одинаковой:

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях(12.1)

Для определения интенсивности движения на участке п + 1 выражение (12.1) надо представить в развернутом виде через интенсивность движения и ширину участков:

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях(12.2)

Отсюда следует, что интенсивность движения на смежных участках пути обратно пропорциональна ширине этих участков. Если пропускная способность первого участка (Qn) больше, чем второго (Qn+1), то перед границей смежных участков пути образуется скопление людей, так как в единицу времени по первому участку к его границе подходит больше людей, чем способен пропустить второй участок за то же время.

Во время движения людского потока через границу смежных участков при скоплении людей происходит разуплотнение потока. Оно состоит в том, что при образовании скопления перед границей и на границе с плотностью Dmax плотность на следующем участке после границы оказывается значительно меньше Dmax. Разуплотнение потока объясняется тем, что в определенном для каждого вида пути диапазоне плотностей одному значению интенсивности движения (q) соответствуют два значения плотности (D) (рис. 12.12, 12.13). Разуплотнение потока происходит только в тех случаях, когда второй участок имеет некоторую протяженность. В проемах, где длина пути мала, разуплотнение потока не проявляется.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Рис. 12.12. Движение людского потока через границу смежных участков пути одного вида, но разной ширины при Qn = Qn+1:

а – план пути; 6 – схема пути; в – расчетный график

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Рис. 12.13. Схемы путей движения при образовании скопления людей (а) и при разуплотнении потока после скопления (б)

Слияние людских потоков происходит в тех местах здания, где сходятся различные пути движения (рис. 12.14). Слияние людских потоков предполагает, что либо головные части потоков подходят одновременно к месту слияния, либо, что гораздо чаще, к месту слияния потоки подходят в разное время. При этом один поток как бы вклинивается в другой. В результате на участке, по которому движется объединенный поток, последний приобретает разные параметры. Он как бы состоит из нескольких частей, идущих друг за другом и имеющих разные плотности и скорости движения. При дальнейшем движении плотности и скорости движения этих частей выравниваются и образуется поток с едиными параметрами. Этот процесс называется переформированием людского потока.

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Рис. 12.14. Схема слияния людских потоков

Все рассмотренные закономерности можно оценить по времени, затрачиваемому на преодоление возникающих препятствий, и с достаточной степенью точности рассчитать время эвакуации людей из здания. Расчет и проектирование путей движения людских потоков осуществляются по расчетным предельным состояниям. Первым расчетным предельным состоянием называется такое состояние путей движения, при котором они перестают удовлетворять предъявляемым к ним эксплуатационным требованиям по времени движения, т.е. когда пути движения не могут пропустить в заданное время установленное количество людей, например при вынужденной эвакуации людей:

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Вторым расчетным предельным состоянием называется такое состояние путей движения, при котором они перестают удовлетворять предъявляемым к ним эксплуатационным требованиям по удобствам движения, т.е. когда на путях движения создаются такие плотности потока D, которые превышают установленные предельные плотности Dnp для данного здания по требованиям удобства и комфорта движения:

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Расчет по второму предельному состоянию ведется для таких зданий или помещений, где необходимо не допустить высоких плотностей людских потоков, например залов для проведения общественных мероприятий, лечебных учреждений и т.п. Так как общий путь движения людского потока в здании слагается из различных участков, отличающихся по ширине и виду движения, то общее время движения потока может быть рассчитано по формуле

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

где l – длина участка пути, м; v – скорость движения но участку, м/мин; μ – коэффициент условий движения; N – число людей в потоке, м2; Qn и Qn+1 – пропускные способности участков п и п + 1, м/мин.

Первый член суммы выражает общее время движения потока по участкам, а второй – общее время задержек движения. Для оценки удобства движения устанавливается плотность потока на каждом участке пути

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

В зданиях необходимо не допускать скопления людей и обеспечивать кроме заданного ίπρ беспрепятственность движения согласно равенству пропускных способностей смежных участков в соответствии с формулой (12.1).

Если при расчете оказывается, что это равенство не соблюдается, необходимо увеличить ширину участка п + 1. Для определения требуемой наименьшей ширины Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданияхучастка п + 1 можно воспользоваться следующей формулой, полученной из выражения (12.2), в котором qn+l принимается равной qmах для данного вида пути:

Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Смотреть картинку Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Картинка про Как назначаются параметры путей движения в зданиях. Фото Как назначаются параметры путей движения в зданиях

Расчет движения людских потоков и определение размеров коммуникационных помещений производятся в следующем порядке.

Более глубоко методы расчета движения людских потоков и эвакуации людей из зданий в аварийных и комфортных условиях изучаются в магистратуре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *