как называется фигура выполняемая гимнастами на полу или в полете
Термины
Хват — способ удержания спортсмена на снаряда в процессе выполнения упражнения. Различают виды хвата: сверху, снизу, снаружи, оборотный хват рук с внутренней стороны снаряда, смешанный, скрестный, дальний и узкий.
Вис — положение тела, при котором плечи находятся ниже точки хвата.
Упор — положение тела, при котором плечи располагаются выше точек опоры.
Подъем — перемещение из виса в упор или из более низкого упора в более высокий. Может выполняться силой, махом вперед или назад, переворотом-силой, махом вперед или назад — разгибом, дугой.
Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад без промежуточной опоры или с опорой руками.
Оборот — круговое движение тела вокруг гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.
Большой оборот — круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.
Перемах — маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.
Круг — круговое движение ногами над снарядом или его частью.
Перелет — перемещение из виса или упора с одной стороны (части) снаряда в вис или упор на другой стороне (части) снаряда с отпусканием обеих рук.
Группировка — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах, колени прижаты к груди, а руки обхватывают нижнюю часть ног.
Согнувшись — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.
Прогнувшись — положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым.
Сальто — полный переворот через голову без промежуточной опоры на руки с места, с разбега или в полёте.
Флик-фляк (фляк) — прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.
Пируэт — сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.
Угол — положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.
Крест — положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.
Шпагат — положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность (угол между двумя ногами составляет примерно 180º).
Элемент — составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.
Соединение — сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно.
Упражнения (комбинации) — сочетания отдельных элементов и соединений в целостном едином и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.
Переход — перемещение спортсмена на снаряде вправо или влево при выполнении какого-либо технического элемента.
Выкрут — выполнение упражнения вращательным движением в плечевых суставах.
Словарь гимнастической терминологии
Взмах – целостное движение, начинающееся толчком и продолжающееся по инерции в других звеньях тела.
Вис – положение занимающегося на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.
Вис присев – вис, при котором занимающийся находится в приседе лицом к снаряду.
Вис прогнувшись – вис на нижней жерди прогнувшись с опорой ступнями о верхнюю жердь.
Вис стоя – вис в стойке с отклонением от вертикального положения в пределах 45°.
Волна – сложное целостное движение, состоящее из последовательного разгибания в одних суставах и сгибания в других (вперед, вправо, влево, книзу).
Волна рукой – волнообразное движение рукой, начинающееся сгибанием руки и опусканием кисти, затем разгибания (от себя) с одновременным подниманием кисти.
Восьмерка – фигура, состоящая из двух пар противодуг.
Вперед – указание о направлении движения, выполняемое кратчайшим путем, единственно возможное направление движения.
Выкрут – оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. Различают (по направлению) выкрут вперед и назад.
Выпад – движение (или положение) с выставлением и сгибанием ноги.
Гимнастическая терминология – это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения упражнений.
Группировка – согнутое положение тела (лежа, сидя, в приседе).
Двойной подскок – два пружинящих подскока: первый основной, второй – дополнительный (меньше по амплитуде).
Дистанция – расстояние между стоящими в колонне.
Дробление – способ деления колонны на две и более таких же колонн, но соответственно меньших в глубину.
Замах – предварительный мах ногами назад после толчка ногами.
Замыкающий – последний в колонне.
Запись общеразвивающих упражнений – при записи движения надо указывать: исходное положение; название движения; направление; конечное положение.
Зигзаг – движение по различным углам зала.
Интервал – расстояние между стоящими в шеренге.
Исходные положения ног – стойка или иные положения, из которых выполняются упражнения.
Кач – однократное маятникообразное движение гимнаста вместе со снарядом. Качи, которые повторены несколько раз, называют раскачиванием.
Колонна – строй, в котором занимающиеся стоят в затылок один за другим.
Крест – крестообразное положение гимнаста на кольцах.
Круг – круговое движение руками, ногами, туловищем, головой, а также ногами (ногой) над снарядом или его частью.
Кувырок – вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову (кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с прыжка, кувырок назад).
Курбет – прыжок с руки на ноги.
Мах – свободное движение тела относительно оси вращения.
Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.
Маховые движения ногами – обозначаются терминами: перемах, круг, скрещивание, обратное скрещивание (выполняется махом вперед и назад, согнув ноги), круг двумя, круг поперек, круг прогнувшись, вход, переход, выход и их сочетание.
Мост – дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.
Наклон – сгибание тела.
Направляющий – первый в колонне.
Неполный переворот – вращательное движение тела прыжком с одной его части на другую.
Оборот – круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда, выполняемое из упора. Различают: оборот правой (левой); оборот вперед, назад; большой оборот, то же в висе сзади и др.
Обход – движение вдоль границ зала.
Основная стойка – положение, соответствующее строевой стойке.
Переворот – вращательное движение тела с полным переворачиванием с одной или двумя фазами полета (в сторону, с головы; с прыжка, на одну).
Переворот назад – вращательное движение тела назад с опорой на руки.
Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры. Различают: перекат вперед, назад, в сторону, круговой перекат.
Перекидка – равномерное вращательное движение тела с полным переворачиванием без фазы полета.
Перелет – перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с его отпусканием.
Петля – выполняется в любом направлении.
Поворот – вращательное движение вокруг вертикальной оси тела или вокруг продольной оси (поворот руки, ноги). Различают повороты: переступанием на носках, скрестный, поворот махом, круговой, в приседе и т. д.
Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают повороты: махом вперед, назад, в стойке, вокруг опорной руки, в стойку на руках и др.
Поворот разгибом – выполняется движением подъема с поворотом кругом в упор лежа.
Подскок – небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением.
Подъем – переход в упор из виса или более низкого упора в более высокий. Различают подъем силой, подъем силой поочередно, подъем переворотом, подъем разгибом и др.
Подъем разгибом – подъем, выполненный из упора согнувшись на ноги.
Полушпагат – положение шпагата, но с согнутой ногой, находящейся впереди.
Присед – положение гимнаста на согнутых ногах.
Проходы – расхождение встречных колонн.
Пружинное движение руками – целостное пружинное движение с одновременным сгибанием во всех суставах.
Прыжок – преодоление расстояния (высоты, длины) или препятствия свободным полетом после отталкивания.
Прыжок – свободный полет после отталкивания ногами. Различают прыжок: прямой, прогнувшись, согнувшись, открытый, закрытый, в группировке, шпагатом и др.
Равновесие – горизонтальное положение занимающегося в стойке на одной ноге, в висе или упоре.
Разведение – деление колонны на две, вдвое меньше по фронту.
Размахивание – мах, выполненный несколько раз. Способы размахивания: силой, изгибами, с прыжками.
Рондат – переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.
Сальто – свободное переворачивание тела в воздухе.
Сведение – соединение двух колонн в одну, вдвое большую по фронту.
Сед – положение сидя на снаряде.
Сед на бедре – сед, при котором вес тела находится на бедре одной ноги.
Сед ноги врозь – положение сидя с разведенными врозь ногами.
Сед под углом – положение сидя с поднятыми вперед ногами.
Седы – положения сидя на полу или снаряде.
Слияние – способ соединения двух или большего числа колонн в одну такую же колонну, но соответственно большую в глубину.
Соскок – спрыгивание со снаряда из виса или из упора.
Спад – движение, противоположное подъему. Медленный спад называют опусканием.
Спереди – положение гимнаста передней стороной к опоре.
Стойка – вертикальное положение тела ногами вверх. Различают стойки: на лопатках, на голове, на руках.
Стойка ноги врозь – ноги расставлены на шаг.
Стойки на снарядах – стойка на плечах, на руках, на одной руке. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.
Темповый подскок (подскок) – небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед.
Термин – (гимнаст.) – краткое (по возможности, однословное) условное обозначение двигательного действия.
Упор – положение занимающегося, при котором его плечи находятся выше точек опоры.
Упор лежа – положение, при котором угол между телом и плоскостью опоры не менее 45°.
Упор лежа на бедрах – бедра касаются опоры, тело максимально прогнуто.
Упор лежа сзади – положение, при котором спина обращена к опоре.
Упор на коленях – опора руками и коленями, носки вытянуты.
Упор присев – присед, колени вместе, руки опираются впереди носков снаружи.
Упор согнувшись – тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги прямые, ладони касаются опоры.
Упор стоя – положение, при котором тело находиться под углом не менее 45° к плоскости опоры.
Упоры – положения, в которых плечи находятся выше точек опоры.
Упражнение с предметами – при их наименовании основным признаком служит положение предмета (его направление) и совершаемый путь.
Фигурная маршировка – такое передвижение группы занимающихся шагом, бегом и другими способами, при котором на ходу они образуют определенные фигуры.
Фланг – боковая оконечность строя.
Целостный взмах – выполняется всеми звеньями тела.
Шеренга – это строй, в котором занимающиеся становятся рядом по одной линии.
Шпагат – сед с предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги).
Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.
Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур.
Изначально колокол расценивался как маневр, при котором истребитель становится невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель. В наши дни эту фигуру можно видеть не в боях, а во время выступлений пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Русь».
Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная.
Впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь.
Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин однажды наблюдал за полетом неопытных летчиков. Один из них решил сделать бочку, но при этом значительно потерял скорость и нырнул вниз. В этот момент летящий за ним пилот проскочил вперед и акробат оказался у него на хвосте. Покрышкин и его сослуживцы окрестили фигуру «кадушкой» и не раз применяли прием в борьбе против авиации фашистов. Сейчас бочка входит в комплекс фигур, выполняемый на состязаниях по самолетному спорту.
Впервые фигура выполнена на моноплане Фоккер Е.III 25-летним немцем Максом Иммельманом в 1915 году во время Первой мировой войны. Этот маневр позволил Иммельману оказаться выше и позади вражеского самолета, хотя они до этого были на встречных курсах. За год полетов Иммельман сбил 15 вражеских самолетов, а английские летчики лишь завидев, что немец поднялся в воздух, шли на посадку.
Фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики.
Самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса.
В начале XX века штопор был главной причиной гибели летчиков. Считалось, что выйти из штопора нельзя. Но 24 сентября 1916 года летчик Константин Арцеулов на самолете Ньюпор-XXI на высоте 2000 метров намеренно ввел самолет в штопор и вышел из него. На следующий день Арцеулов подал начальству Севастопольской авиашколы рапорт, в котором предлагал ввести штопор в программу обучения.
В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.
Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота.
Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле Бурже.
Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз.
Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х.
Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.
Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов (на Су-27, на Су-37 — до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно.
Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.
Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою.
Фигура делается примерно так же, как и хаммерхед, но не с зависанием, а с поворотом на горке (фигура пилотажа, когда самолет набирает высоту с постоянным углом наклона).
Предположительно опрокидывание (так переводится название фигуры с французского), или же поворот на горке (под этим названием фигура известна в России), появилось в 1930-х. Разница между маневрами ранверсман и хаммерхед состоит в том, что самолет уходит от противника, идущего встречным курсом, не строго вертикально, а под углом 50–60°, на горку.
Те пилоты, которые могли справиться с этой сложной фигурой, получали преимущество в бою. Ведь применить ее можно при атакующих и контратакующих действиях, она позволяет быстро изменить направление полета без потери высоты.
Словарь гимнастической терминологии
Взмах – целостное движение, начинающееся толчком и продолжающееся по инерции в других звеньях тела.
Вис – положение занимающегося на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.
Вис присев – вис, при котором занимающийся находится в приседе лицом к снаряду.
Вис прогнувшись – вис на нижней жерди прогнувшись с опорой ступнями о верхнюю жердь.
Вис стоя – вис в стойке с отклонением от вертикального положения в пределах 45°.
Волна – сложное целостное движение, состоящее из последовательного разгибания в одних суставах и сгибания в других (вперед, вправо, влево, книзу).
Волна рукой – волнообразное движение рукой, начинающееся сгибанием руки и опусканием кисти, затем разгибания (от себя) с одновременным подниманием кисти.
Восьмерка – фигура, состоящая из двух пар противодуг.
Вперед – указание о направлении движения, выполняемое кратчайшим путем, единственно возможное направление движения.
Выкрут – оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. Различают (по направлению) выкрут вперед и назад.
Выпад – движение (или положение) с выставлением и сгибанием ноги.
Гимнастическая терминология – это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения упражнений.
Группировка – согнутое положение тела (лежа, сидя, в приседе).
Двойной подскок – два пружинящих подскока: первый основной, второй – дополнительный (меньше по амплитуде).
Дистанция – расстояние между стоящими в колонне.
Дробление – способ деления колонны на две и более таких же колонн, но соответственно меньших в глубину.
Замах – предварительный мах ногами назад после толчка ногами.
Замыкающий – последний в колонне.
Запись общеразвивающих упражнений – при записи движения надо указывать: исходное положение; название движения; направление; конечное положение.
Зигзаг – движение по различным углам зала.
Интервал – расстояние между стоящими в шеренге.
Исходные положения ног – стойка или иные положения, из которых выполняются упражнения.
Кач – однократное маятникообразное движение гимнаста вместе со снарядом. Качи, которые повторены несколько раз, называют раскачиванием.
Колонна – строй, в котором занимающиеся стоят в затылок один за другим.
Крест – крестообразное положение гимнаста на кольцах.
Круг – круговое движение руками, ногами, туловищем, головой, а также ногами (ногой) над снарядом или его частью.
Кувырок – вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову (кувырок вперед, длинный кувырок, кувырок с прыжка, кувырок назад).
Курбет – прыжок с руки на ноги.
Мах – свободное движение тела относительно оси вращения.
Мах дугой – переход из упора в вис дугообразным движением.
Маховые движения ногами – обозначаются терминами: перемах, круг, скрещивание, обратное скрещивание (выполняется махом вперед и назад, согнув ноги), круг двумя, круг поперек, круг прогнувшись, вход, переход, выход и их сочетание.
Мост – дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.
Наклон – сгибание тела.
Направляющий – первый в колонне.
Неполный переворот – вращательное движение тела прыжком с одной его части на другую.
Оборот – круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда, выполняемое из упора. Различают: оборот правой (левой); оборот вперед, назад; большой оборот, то же в висе сзади и др.
Обход – движение вдоль границ зала.
Основная стойка – положение, соответствующее строевой стойке.
Переворот – вращательное движение тела с полным переворачиванием с одной или двумя фазами полета (в сторону, с головы; с прыжка, на одну).
Переворот назад – вращательное движение тела назад с опорой на руки.
Перекат – вращательное движение тела с последовательным касанием опоры. Различают: перекат вперед, назад, в сторону, круговой перекат.
Перекидка – равномерное вращательное движение тела с полным переворачиванием без фазы полета.
Перелет – перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с его отпусканием.
Петля – выполняется в любом направлении.
Поворот – вращательное движение вокруг вертикальной оси тела или вокруг продольной оси (поворот руки, ноги). Различают повороты: переступанием на носках, скрестный, поворот махом, круговой, в приседе и т. д.
Поворот – движение тела вокруг вертикальной оси. Различают повороты: махом вперед, назад, в стойке, вокруг опорной руки, в стойку на руках и др.
Поворот разгибом – выполняется движением подъема с поворотом кругом в упор лежа.
Подскок – небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением.
Подъем – переход в упор из виса или более низкого упора в более высокий. Различают подъем силой, подъем силой поочередно, подъем переворотом, подъем разгибом и др.
Подъем разгибом – подъем, выполненный из упора согнувшись на ноги.
Полушпагат – положение шпагата, но с согнутой ногой, находящейся впереди.
Присед – положение гимнаста на согнутых ногах.
Проходы – расхождение встречных колонн.
Пружинное движение руками – целостное пружинное движение с одновременным сгибанием во всех суставах.
Прыжок – преодоление расстояния (высоты, длины) или препятствия свободным полетом после отталкивания.
Прыжок – свободный полет после отталкивания ногами. Различают прыжок: прямой, прогнувшись, согнувшись, открытый, закрытый, в группировке, шпагатом и др.
Равновесие – горизонтальное положение занимающегося в стойке на одной ноге, в висе или упоре.
Разведение – деление колонны на две, вдвое меньше по фронту.
Размахивание – мах, выполненный несколько раз. Способы размахивания: силой, изгибами, с прыжками.
Рондат – переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.
Сальто – свободное переворачивание тела в воздухе.
Сведение – соединение двух колонн в одну, вдвое большую по фронту.
Сед – положение сидя на снаряде.
Сед на бедре – сед, при котором вес тела находится на бедре одной ноги.
Сед ноги врозь – положение сидя с разведенными врозь ногами.
Сед под углом – положение сидя с поднятыми вперед ногами.
Седы – положения сидя на полу или снаряде.
Слияние – способ соединения двух или большего числа колонн в одну такую же колонну, но соответственно большую в глубину.
Соскок – спрыгивание со снаряда из виса или из упора.
Спад – движение, противоположное подъему. Медленный спад называют опусканием.
Спереди – положение гимнаста передней стороной к опоре.
Стойка – вертикальное положение тела ногами вверх. Различают стойки: на лопатках, на голове, на руках.
Стойка ноги врозь – ноги расставлены на шаг.
Стойки на снарядах – стойка на плечах, на руках, на одной руке. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись и др.
Темповый подскок (подскок) – небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед.
Термин – (гимнаст.) – краткое (по возможности, однословное) условное обозначение двигательного действия.
Упор – положение занимающегося, при котором его плечи находятся выше точек опоры.
Упор лежа – положение, при котором угол между телом и плоскостью опоры не менее 45°.
Упор лежа на бедрах – бедра касаются опоры, тело максимально прогнуто.
Упор лежа сзади – положение, при котором спина обращена к опоре.
Упор на коленях – опора руками и коленями, носки вытянуты.
Упор присев – присед, колени вместе, руки опираются впереди носков снаружи.
Упор согнувшись – тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги прямые, ладони касаются опоры.
Упор стоя – положение, при котором тело находиться под углом не менее 45° к плоскости опоры.
Упоры – положения, в которых плечи находятся выше точек опоры.
Упражнение с предметами – при их наименовании основным признаком служит положение предмета (его направление) и совершаемый путь.
Фигурная маршировка – такое передвижение группы занимающихся шагом, бегом и другими способами, при котором на ходу они образуют определенные фигуры.
Фланг – боковая оконечность строя.
Целостный взмах – выполняется всеми звеньями тела.
Шеренга – это строй, в котором занимающиеся становятся рядом по одной линии.
Шпагат – сед с предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги).