Кастаньеты – это ударный музыкальный инструмент. В переводе с испанского название «castanuelas» означает «каштанки», ввиду визуального сходства с плодами каштанового дерева. В испанской Андалусии его называют «palillos», что в переводе на русский означает «палочки для еды». Сегодня он наиболее распространен в Испании и Латинской Америке.
Конструкция инструмента
Выглядят кастаньеты как 2 одинаковые пластинки, похожие по форме на ракушки, скреплённые между собой впалыми сторонами внутрь. В ушках конструкций есть отверстия, через которые протягивается лента или шнурок, крепящиеся к пальцам. Обычно инструмент делают из древесины твердых пород. Но сейчас можно встретить вариант, изготовленный из стеклопластика. При изготовлении инструмента для симфонического оркестра пластины крепятся к рукоятке и могут быть двойными (для получения более громкого звука на выходе) или одиночными.
Кастаньеты относят к группе идиофонов, в которых источник звука – это само приспособление, и какое-либо натяжение или сжатие струн не требуется.
История кастаньет
Интересный факт, что несмотря на ассоциации с испанской культурой, в частности с танцем фламенко, история инструмента берет свое начало в Египте. Найденные там специалистами конструкции датированы 3 тысячами лет до нашей эры. Также были найдены фрески в Греции с изображениями танцующих людей с погремушки в руках, которые выглядели практически как кастаньеты. Их использовали для ритмического сопровождения танца или песни. В Европу и саму Испанию инструмент попал позже – он был завезен арабами.
Есть другая версия, согласно которой, кастаньеты были привезены самим Христофором Колумбом из Нового Света. Третья версия гласит, что родина музыкального изобретения – Римская империя. Найти прародителей невероятно сложно, потому что следы подобных конструкций были найдены во многих древних цивилизациях. Но факт того, что это один из самых древнейших музыкальных инструментов, неоспорим. По статистике это самый популярный сувенир, который привозят в подарок из путешествий по Испании.
Как играть на кастаньетах
Это парный музыкальный инструмент, где детали имеют два разных размера. Он состоит из Хембры (hembra), что означает «женщина», и части, большей по размеру, – Мачо (macho), в переводе на русский язык – «мужчина». Хембра обычно имеет специальное обозначение, сообщающее, что звучание будет более высоким. Обе составляющих надеваются на большие пальцы левой (Мачо) и правой руки (Хембра), а узел, скрепляющий части, должен находиться на внешней стороне руки. В народном стиле обе части надеваются на средние пальцы, поэтому звучание происходит от ударов инструмента по ладони.
Несмотря на свою незатейливость и простоту конструкции, инструмент обладает огромной популярностью. Научиться играть на кастаньетах достаточно сложно, понадобится долгое время для освоения правильной работы пальцев. В игре на кастаньетах используется 5 нот.
Использование инструмента
Список использования кастаньет весьма разнообразен. Помимо танца фламенко и украшения гитарного исполнения их активно используют и в классической музыке, особенно когда речь идет о необходимости отражения испанского колорита в произведении или постановке. Самая распространённая ассоциация у непосвященных людей, слышащих характерные щелчки, это страстный танец красавицы испанки в красном наряде, отбивающей ритм пальцами и каблуками.
В театральной среде наибольшую популярность кастаньеты приобрели благодаря постановкам балета «Дон Кихот» и «Лауренсия», где исполняется характерный танец под аккомпанемент этого вида шумового музыкального инструмента.
Маракас относится к группе ударных музыкальных инструментов, так называемых идиофонов, то есть самозвучащих, не требующих для звучания дополнительных условий. Благодаря простоте способа звукоизвлечения они были первыми музыкальными инструментами в истории человечества.
Что такое маракас
Этот инструмент условно можно назвать музыкальной погремушкой, пришедшей к нам из Латинской Америки. Он похож на детскую игрушку, издающую при потряхивании характерный шуршащий звук. Его название более правильно произносить как «марака», но в русском языке закрепился неточный перевод с испанского слова «maracas», что является обозначением инструмента во множественном числе.
Упоминания о подобных погремушках музыковеды находят в древнейших рукописях, их изображения можно увидеть, например, на мозаике из итальянского города Помпеи. Римляне называли такие инструменты кроталонами. На цветной гравюре из «Энциклопедии», изданной в XVIII веке, изображен маракас как полноправный представитель семейства ударных.
Устройство
Первоначально инструмент изготавливался из плодов дерева игуэро. Латиноамериканские индейцы брали их за основу не только для музыкальных «погремушек», но и для предметов быта, например, посуды. Шарообразный плод аккуратно вскрывали, удаляли мякоть, насыпали внутрь мелкую гальку или семена растений и приделывали с одного конца ручку, за которую его можно было держать. Количество наполнителя в разных инструментах отличалось друг от друга – это позволяло маракасам звучать по-разному. Высота звука также зависела от толщины стенок плода: чем больше толщина, тем ниже звучание.
Современные ударные «погремушки» изготовляются в основном из привычных материалов: пластмассы, пластика, акрила и т. п. Внутрь насыпаются как натуральные материалы – горох, бобы, так и искусственные – дробь, бисер и другие похожие вещества. Ручка делается съемной; это нужно для того, чтобы исполнитель мог во время концерта менять количество и качество наполнителя для изменения звучания. Встречаются инструменты, изготовленные и традиционным способом.
История происхождения
Маракасы «родились» на Антильских островах, там, где жили коренные народности – индейцы. Теперь на этой территории расположено государство Куба. В древние времена ударно-шумовые инструменты сопровождали жизнь человека от рождения до смерти: они помогали шаманам совершать обряды, сопровождали различные танцы, ритуалы.
Невольники, привезенные на Кубу, быстро научились играть на маракасах и стали использовать их в короткие минуты отдыха. Эти инструменты и в настоящее время очень распространены, особенно в странах Африки и Латинской Америки: их применяют для сопровождения различных народных танцев.
Использование
Применяются шумовые «погремушки» прежде всего в ансамблях, исполняющих латиноамериканскую музыку. Группы и коллективы, исполняющие сальсу, самбо, ча-ча-ча и другие подобные танцы, невозможно представить без ударников, играющих на маракасах. Без преувеличения можно сказать, что этот инструмент является неотъемлемым участником всей латиноамериканской культуры.
Джазовые коллективы с его помощью создают соответствующий колорит, например, в таких музыкальных жанрах, как босанова. Обычно в ансамблях используется парное количество маракасов: каждая «погремушка» настраивается по-своему, что позволяет разнообразить звучание.
Эти ударные инструменты проникли даже в классическую музыку. Первым их использовал основоположник большой итальянской оперы Гаспаре Спонтини в своем сочинении «Фернан Кортес, или Завоевание Мексики», написанном в 1809 году. Композитору потребовалось придать характерную изюминку мексиканскому танцу. Уже в XX веке маракасы ввели в партитуры такие композиторы, как Сергей Прокофьев в балете «Ромео и Джульетта», Леонард Бернстайн в Третьей симфонии, Малкольм Арнольд в маленьких сюитах для симфонического оркестра, Эдгар Варез в пьесе «Ионизация», главную роль в которой выполняет ансамбль ударных инструментов.
Региональные названия
Сейчас существует много разновидностей маракасов: от больших шаров (предком которых был глиняный горшок-трипод, используемый древними ацтеками) до маленьких погремушек, похожих на детскую игрушку. Родственные инструменты в каждом регионе называются по-своему:
В Колумбии маракасы имеют три варианта названия: альфандоке, карангано и хераса, на острове Гаити – два: ассон и ча-ча, в Бразилии их называют либо бапо, либо каркаша.
Звучание «погремушек» отличается в зависимости от региона. Например, на Кубе маракас делают из металла (там он называется маруга), соответственно, звук будет более гулкий и резкий. Основное применение эти инструменты находят прежде всего в эстрадных ансамблях и коллективах, специализирующихся на народной латиноамериканской музыке.
Азербайджанский ударный музыкальный инструмент типа бубна.
Американский, индийский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Узбекский, таджикский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Узбекский, таджикский ударный музыкальный инструмент.
Узбекский, таджикский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Армянский, индийский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Ударный музыкальный инструмент на Востоке.
Азербайджанский ударный музыкальный инструмент типа бубна.
Азербайджанский, арабский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Азербайджанский ударный музыкальный инструмент типа бубна.
Азербайджанский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
БОТЕ
Африканский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Грузинский ударный музыкальный инструмент.
Армянский ударный музыкальный инструмент, вид литавры.
Таджикский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Армянский, индийский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Иранский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Корейский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Азербайджанский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Иранский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Арабский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Индийский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Арабский ударный музыкальный инструмент.
Китайский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
АДУФЕ
Португальский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Дагестанский ударный музыкальный инструмент.
Африканский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Казахский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Восточный ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Ударный музыкальный инструмент родом из Перу, представляющий собой коробку, выполненную из дерева или других материалов.
Латиноамериканский ударный музыкальный инструмент.
Африканский ударный музыкальный инструмент, вид литавры.
Индонезийский ударный музыкальный инструмент.
Старинный марийский ударный музыкальный инструмент.
Марийский ударный музыкальный инструмент.
Дагестанский ударный музыкальный инструмент.
Корейский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Корейский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана.
Корейский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
БАЛАДИ
Египетский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Древнеиндонезийский ударный музыкальный инструмент ангклунг делается именно из этой травы.
Китайский ударный музыкальный инструмент.
Индонезийский ударный музыкальный инструмент.
Якутский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Ударный музыкальный инструмент в виде корзинки с плоским дном.
Иранский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Китайский ударный музыкальный инструмент.
Адыгейский ударный музыкальный инструмент.
Восточный струнный ударный музыкальный инструмент.
Иранский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Корейский ударный музыкальный инструмент.
Мордовский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
АРИСТОН
Африканский ударный музыкальный инструмент.
Старинный китайский ударный музыкальный инструмент.
Индонезийский ударный музыкальный инструмент.
Казахский ударный музыкальный инструмент, вид литавры.
Индийский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Ударный музыкальный инструмент в виде металлического полушария, затянутого кожаной мембраной.
Ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания.
Южноамериканский ударный музыкальный инструмент.
Клавиатурный ударный музыкальный инструмент, состоящий из укреплённых на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками, родственник ксилофона.
Испанский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Струнный ударный музыкальный инструмент, тип цимбал.
Узбекский ударный музыкальный инструмент.
Грузинский ударный музыкальный инструмент, вид литавры.
Ударный музыкальный инструмент, часто бьющийся в быту.
Китайский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Струнный ударный музыкальный инструмент.
Многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения.
Японский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Узбекский ударный музыкальный инструмент, вид литавры.
БЕРИМБАУ
Однострунный ударный музыкальный инструмент, родом из Бразилии.
Ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания, тип ксилофона.
Ударный музыкальный инструмент, бубен, используемый в южноиндийской музыке.
Ударный музыкальный инструмент в виде ряда деревянных брусочков.
Ударный музыкальный инструмент, родственный бубну, используемый в Южной Америке, Португалии и других странах.
Украинский ударный музыкальный инструмент.
Ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к деревянным идиофонам с неопределённой высотой звучания.
КЛАВИКОРД
Старинный струнный клавишно-ударный музыкальный инструмент.
ДЖАЛТАРАНГ
Старинный клавишно-струнный ударный музыкальный инструмент.
Азербайджанский ударный музыкальный инструмент типа бубна.
Американский, индийский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Узбекский, таджикский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Узбекский, таджикский ударный музыкальный инструмент.
Узбекский, таджикский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Армянский, индийский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Ударный музыкальный инструмент на Востоке.
Азербайджанский ударный музыкальный инструмент типа бубна.
Азербайджанский, арабский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Азербайджанский ударный музыкальный инструмент типа бубна.
Азербайджанский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
БОТЕ
Африканский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Грузинский ударный музыкальный инструмент.
Армянский ударный музыкальный инструмент, вид литавры.
Таджикский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Армянский, индийский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Иранский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Корейский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Азербайджанский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Иранский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Арабский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Индийский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Арабский ударный музыкальный инструмент.
Китайский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
АДУФЕ
Португальский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Дагестанский ударный музыкальный инструмент.
Африканский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Казахский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Восточный ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Ударный музыкальный инструмент родом из Перу, представляющий собой коробку, выполненную из дерева или других материалов.
Латиноамериканский ударный музыкальный инструмент.
Африканский ударный музыкальный инструмент, вид литавры.
Индонезийский ударный музыкальный инструмент.
Старинный марийский ударный музыкальный инструмент.
Марийский ударный музыкальный инструмент.
Дагестанский ударный музыкальный инструмент.
Корейский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Корейский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана.
Корейский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
БАЛАДИ
Египетский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Древнеиндонезийский ударный музыкальный инструмент ангклунг делается именно из этой травы.
Китайский ударный музыкальный инструмент.
Индонезийский ударный музыкальный инструмент.
Якутский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Ударный музыкальный инструмент в виде корзинки с плоским дном.
Иранский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Китайский ударный музыкальный инструмент.
Адыгейский ударный музыкальный инструмент.
Восточный струнный ударный музыкальный инструмент.
Иранский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Корейский ударный музыкальный инструмент.
Мордовский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
АРИСТОН
Африканский ударный музыкальный инструмент.
Старинный китайский ударный музыкальный инструмент.
Индонезийский ударный музыкальный инструмент.
Казахский ударный музыкальный инструмент, вид литавры.
Индийский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Ударный музыкальный инструмент в виде металлического полушария, затянутого кожаной мембраной.
Ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания.
Южноамериканский ударный музыкальный инструмент.
Клавиатурный ударный музыкальный инструмент, состоящий из укреплённых на раме деревянных брусков, по которым ударяют колотушками, родственник ксилофона.
Испанский ударный музыкальный инструмент, вид бубна.
Струнный ударный музыкальный инструмент, тип цимбал.
Узбекский ударный музыкальный инструмент.
Грузинский ударный музыкальный инструмент, вид литавры.
Ударный музыкальный инструмент, часто бьющийся в быту.
Китайский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Струнный ударный музыкальный инструмент.
Многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения.
Японский ударный музыкальный инструмент, вид барабана.
Узбекский ударный музыкальный инструмент, вид литавры.
БЕРИМБАУ
Однострунный ударный музыкальный инструмент, родом из Бразилии.
Ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания, тип ксилофона.
Ударный музыкальный инструмент, бубен, используемый в южноиндийской музыке.
Ударный музыкальный инструмент в виде ряда деревянных брусочков.
Ударный музыкальный инструмент, родственный бубну, используемый в Южной Америке, Португалии и других странах.
Украинский ударный музыкальный инструмент.
Ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к деревянным идиофонам с неопределённой высотой звучания.
КЛАВИКОРД
Старинный струнный клавишно-ударный музыкальный инструмент.
ДЖАЛТАРАНГ
Старинный клавишно-струнный ударный музыкальный инструмент.
Барабаны — название ряда ударных музыкальных инструментов с неопределенной высотой звука. Подробнее читаем здесь.
Бубен — ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука. Проникнув в давние времена из Азии в Европу с труппами бродячих музыкантов, бубен получил широкое распространение в Италии и Испании, где стал народным инструментом. Подробнее читаем здесь.
Гонг — ударный инструмент с определенной высотой звука (обычно настраивается на какой-либо звук в пределах малой октавы). Родиной гонга является остров Ява, где и поныне встречаются гонговые оркестры. Подробнее читаем здесь.
Кастаньеты — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Он представляет собой 2 полые деревянные чашечки наподобие скорлупок, соединенных шнурком и насаженных на рукоятку. При встряхивании чашечки ударяются друг о друга, издавая сухой, щелкающий звук. Кастаньеты такого устройства называются оркестровыми. Подробнее читаем здесь.
Колокола — ударный инструмент с определенной высотой звука, применяющийся для имитации колокольного звона. Представляет собой набор металлических трубок или пластин, свободно подвешенных на перекладине. Подробнее читаем здесь.
Колокольчики — ударный инструмент с определенной высотой звука, представляющий собой ряд свободно укрепленных металлических пластин. Звук извлекается либо ударом палочек (простые колокольчики), либо с помощью клавишного механизма, подобного миниатюрному пианино (клавишные колокольчики). Подробнее читаем здесь.
Ксилофон — ударный инструмент с определенной высотой звука. Он представляет собой набор деревянных брусков различной величины (по-гречески xylon — дерево, древесина и phone — звук). Бруски располагаются в форме трапеции на соломенных валиках или специальных мягких подстилках с резиновыми прокладками. Подробнее читаем здесь.
Литавры — группа ударных инструментов с определенной высотой звука. Каждая литавра представляет собой установленное на специальную подставку медное полушарие с натянутой поверх него кожей. Звук извлекается ударом небольшой колотушки с шарообразным войлочным наконечником. Подробнее читаем здесь.
Тарелки — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Состоит из 2-х металлических дисков, к центру которых прикреплены небольшие кожаные ремешки для продевания пальцев рук. Подробнее читаем здесь.
Треугольник — ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Представляет собой прут из серебряной стали, изогнутый в виде равностороннего треугольника. Подробнее читаем здесь.
Челеста — ударно-клавишный инструмент, внешне напоминающий маленькое пианино. Изобретен в Париже в конце XIX века. Инструмент снабжен механикой фортепианного типа: при нажатии клавишей молоточки, покрытые фильцем, ударяют по металлическим пластинкам. Подробнее читаем здесь.
О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.
Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.