как называется ниша в стене мечети указывающая киблу
Михраб
Михра́б (مِحْراب) — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колонами и аркой, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке. К нему обращаются лицом мусульмане во время молитвы. Он часто расположен в середине стены.
В истории исламского богослужения михраб является инновацией начала VIII века (конец первого века Хиджры). Хотя михраб никогда не упоминается пророком Мухаммедом, однако, исламские теологи единодушно признали его хорошей религиозной инновацией. Согласно одной из этимологий, это слово не исконно арабское, а персидское и означает первоначально нишу в храме митраистических божеств. [источник не указан 1296 дней]
Михраб каирской мечети
Михраб «Ворота рая», происходящий из мавзолея Али ибн Джафара в Куме,хранимый в Иранском национальном музее
Полезное
Смотреть что такое «Михраб» в других словарях:
Михраб — (араб. святилище), полукруглая, многогранная, реже прямоугольная в плане молитвенная ниша в мечети, в стене, обращённой к Мекке (в ранних мечетях к Иерусалиму). Михраб завершается полукуполом, украшается орнамент, резьбой, инкрустацией,… … Художественная энциклопедия
МИХРАБ — (арабское святилище), молитвенная ниша в мечети, в стене, обращенной к Мекке (в ранних мечетях к Иерусалиму). Михраб завершается полукуполом, украшается орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью … Современная энциклопедия
МИХРАБ — (араб. святилище) молитвенная ниша в стене мечети, обращенная к Мекке; украшается орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью … Большой Энциклопедический словарь
Михраб — ниша в стене мечети, обращенная в сторону Киблы. Во множественном числе «махариб». Это слово упоминается в аяте Корана 3: 37. Обычно михрабы украшаются красивыми узорами, орнаментами, резьбой по камню. Многие из них представляют ценность в… … Ислам. Энциклопедический словарь.
михраб — сущ., кол во синонимов: 2 • ниша (14) • святилище (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
михраб — (араб. святилище), молитвенная ниша в стене мечети, обращённая к Мекке; украшается орнаментальной резьбой, инкрустацией, росписью. * * * МИХРАБ МИХРАБ (араб. святилище), молитвенная ниша в стене мечети, обращенная к Мекке (см. МЕККА) ;… … Энциклопедический словарь
Михраб — (араб. святилище) молитвенная ниша; помещается в обращенной к Мекке стене мечети. Полукруглые, многогранные, реже прямоугольные в плане М. завершаются полукуполом; украшаются орнаментальной резьбой по стуку, мрамору, глине, дереву,… … Большая советская энциклопедия
Михраб — ниша в мечети, обращенная в сторону Мекки. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * Молитвенная ниша в мечети, обращенная в сторону Мекки. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
михраб — михр аб, а … Русский орфографический словарь
михраб — Мәчеттә мулла намаз укыр өчен билгеләнгән махсус урын, түр … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Михраб в мечети
Михрабом в мечетях называют стенную нишу, которую выкладывают и украшают аркой, а также иногда двумя колоннами. Обустройство такой ниши призвано указать направление на Киблу (Мекку), и чаще всего ее делают в центре стены. Лицом к этой нише обычно молится имам, стоящий во главе намаза и руководящий им, поскольку во время молитвы имам должен быть впереди всех остальных молящихся.
Михраб имеет то же название, что и вариант христианского алтаря или аспиды. Это сравнительно поздний элемент мусульманской религиозной архитектуры, так как такие ниши начали делать в мечетях только с начала восьмого века. Нет ни одного упоминания Пророка Мухаммада ﷺ о михрабе, но исламскими теологами он был единодушно признан полезным и красивым элементом общей атрибутики мечетей по всему миру наряду с такими элементами как купол, минареты и минбар. Переплетаясь с отличительными особенностями каждого конкретного мусульманского храма, которые зависят, прежде всего, от общественных и культурных факторов каждой конкретной страны, они участвуют в создании уникального архитектурного стиля, который и отличает исламские храмы и делают их особенными и уникальными.
Обязательным элементом при строительстве храма этот элемент не является, но он используется как часть храмовой мусульманской архитектуры, начиная с восьмого века, практически постоянно, и сейчас уже трудно себе представить место поклонения мусульман без этого элемента.
Первый михраб стал использоваться в мечети в качестве архитектурного элемента в конце первого века хиджры во время благочестивого халифа Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз. Первые из них имели форму ниши со сводами, один из них располагался в том месте, где когда-то за много лет до этого совершал намаз Пророк Всевышнего ﷺ – он украшен аятами из Корана и сохранился до наших дней. На сегодняшний день практически все мечети в мире имеют михраб: нет его только в храме Масджид-аль-Харам в Мекке.
Примечателен михраб, который был сооружен в кордовской Соборной мечети (на двух фотографиях слева): там ниша интересна тем, что является центральной частью, архитектурным ядром композиции Соборной мечети, организована и украшена в лучших традициях арабской архитектуры. Ее убранство по традиции того времени представляет собой удивительные живописные изображения многообразия окружающего мира, звезд и неба, растений и цветов, элементов подводного мира. Сам михраб Соборной мечети, а также пространство, примыкающее к нему, выделено с помощью сочетания фактур и материалов, а также с помощью освещения и сочетания разных орнаментов, в том числе геометрического, растительного и эпиграфического.
Как напоминание о расцвете Кордовского халифата в десятом веке сохранилось убранство пространства перед михрабом в кордовской Соборной мечети: здесь перед ним пространственные ячейки причудливо убраны куполами и арками, потолки сделаны из дерева и покрыты росписью, а также украшены мозаикой.
Сооружение михрабов в мечетях долгое время вызывало неоднозначную реакцию у ученых-богословов, однако в большинстве случаев все эти разногласия были связаны с тем, что само слово в арабском языке могло пониматься неоднозначно. Ученые говорили о том, что во времена Пророка ﷺ таких ниш в местах поклонения не существовало, но их начали сооружать уже в раннеисламский период после того, как была признана их несомненная польза: этот элемент указывает направление на Киблу, является отличительным элементом именно мечети.
Посланник Аллаха ﷺ именно это и имел в виду, когда говорил запретить жертвенники, поскольку считал неуместным подобное проявление показного восхищения кем или чем-либо.
Что же касается михрабов мечетей, то они представляют собой нечто иное: это углубление в здании, который конструктивно может иметь связь с доисламским элементом храмовой архитектуры, но функционально не имеет с ним ничего общего.
Вокруг общеарабского значения понятия велось в свое время достаточно много споров. Нуруддин аль-Хайтами в своей многотомной хадисоведческой работе называл михрабы «центрами собраний», а ибн аль-Асир в своем сборнике говорил о них как о почетных возвышенных местах и тоже называл их «центрами собраний». Он указывал на то, что именно в связи с этой функциональностью михраб в мечети получил такое же название, ведь они тоже являются самыми почетными местами.
Муса аль-Джухани в сборнике ибн Абу Шэйбы «аль-Мусаннаф» рассказывает, что Посланнику Аллаха ﷺ принадлежат такие слова: «Моя община будет пребывать в благе до тех пор, пока не начнут возводить … жертвенники, подобные жертвенникам христиан», и поясняет, что речь идет о запрете элемента именно подобного христианскому алтарю – такие сооружения называли тогда михрабами. Всем остальным сооружениям, о которых нельзя сказать, что они подобны христианским алтарям, нет никаких запретов.
Вопросы относительно того, каково отношение исламской богословской науки к факту сооружения михрабов в мусульманских храмах, периодически возникают. Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин отвечал, что разногласия по этому вопросу между учеными действительно были: мубахом, мустахаббом или суннатом следует считать построение михрабов. Мнение самого шейха заключается в том, что построение таких элементов следует считать мубахом, то есть тем, что разрешено, и в ханбалистком мазхабе наиболее распространенное мнение именно такое. Допустимо считать их построение мустахаббом, поскольку в нем много пользы, в том числе и тот факт, что его расположение указывает несведущему человеку, в какой стороне находится Кибла. По поводу того, что Посланник Аллаха ﷺ запрещал “михрабы” как “жертвенники, подобные жертвенникам христиан”, он поясняет, что если они будут специфическими, а не подобными христианским, то таких запрет не касается. Относительно того, является ли он в этом случае бидаатом и его наличие в местах поклонения не уподобляет ли мусульман неверующим, шейх отвечает, что это мнение ошибочно, ведь следует учитывать функциональность: он обустраивается для того, чтобы обозначать направление на Киблу (на фотографии справа михраб в мечети Хазрет Султан в городе Астана).
Будучи заимствованным у других религий как элемент архитектуры, михраб наполнился в мусульманской практике новым смыслом и новой функциональностью и стал совершенно самостоятельным специфическим исключительно для ислама элементом архитектуры. Мусульманский михраб в храме – это место моления имама, которое сформировалось не в плане термина, а по самой своей сути, еще в эпоху Посланника Аллаха ﷺ. Абу Хурайра رضي الله عنه ) ) говорит об этом, приводя хадис: «После того как мы встали на молитву и стоя, прежде чем к нам выйдет Пророк, благословение Аллаха ему и мир, выровняли ряды, он появился перед нами и когда встал в своём месте для намаза, вспомнил, что он в состоянии “ритуальной не чистоты” …», после чего имам «встал в своей молельне», что является прямым упоминанием особого места для имама, коим на сегодняшний день и является михраб.
Другими словами, михраб сегодня – это и место для имама во время намаза, и ориентир, указывающий направление на Киблу (михраб в обычной молельной комнате на фотографии слева указывает молящимся направление молитвы), и элемент архитектуры, который является отличительной особенностью для мусульманских мечетей. Уже сейчас в арабском языке настолько распространено именно исламское толкование термина, что его воспринимают как ведущее значение термина, а все остальные употребления слова «михраб» в контексте остальных религиозных конфессий как раз нуждаются в уточнении.
Если рассматривать мечеть как архитектурную форму, обладающую рядом особенностей, то важно помнить, что это, прежде всего, именно место для молитвы, для поклонения Всевышнему, дом Всевышнего. Самая первая мечеть, которую основал Пророк Мухаммад ﷺ, представляла собой всего лишь огороженную камнями территорию для молитвы. Ислам положительно относится, чтобы мусульманин имел комфортный дом, но от мест поклонения требует лишь того, чтобы они были скромными и чистыми.
С периода средневековья в мечетях стали размещать и религиозные школы, в которых преподавались не только духовные дисциплины, но и общеобразовательные предметы. Чуть позже появилась практика проведения собраний жителей селений в здании храма. Странник или паломник мог рассчитывать на то, что здесь приютят его и предоставят ночлег.
По своей архитектуре мечеть представляет собой огороженный двор квадратной или прямоугольной формы, к которому примыкает молитвенный зал. Крыша обычно выполняется в виде куполов, которые отличаются от куполов церквей, к тому же у мечети есть отличительная особенность – наличие конических башен и минаретов, которые пристраивают к основному зданию, обычно в количестве, кратном 2. Более девяти минаретов в мечети быть не может, а в небольшом храме может быть и вовсе один минарет или совсем без минарета. Минареты служат для того, чтобы муэдзин с него призывал к намазу правоверных мусульман.
Мечети по всему миру отличаются архитектурным разнообразием: во многом оно обусловлено климатом или региональными особенностями того места, где построен храм.
Практически в каждом мусульманском храме обязательно присутствует михраб как архитектурный элемент, который имеет неисламское происхождение, но на сегодняшний день настолько прочно влился в качестве элемента мусульманских мест поклонения, что стал их отличительной особенностью точно так же, как минарет. Он бывает всегда в форме ниши или углубления в стене главной молельни, и обычно эту нишу выделяют с помощью используемых стройматериалов или цвета.
Ниша эта несет не только эстетическую функцию, но и направляющую: михраб указывает всем верующим, в какой стороне находится Кибла, поэтому во время намаза мусульмане должны стоять, повернувшись лицом к нему. По правую сторону от ниши обычно располагается место для имама, его трибуна в виде лестницы или минбар – именно с минбара имам ведет праздничные проповеди и пятничные молитвы.
Еще одна отличительная особенность мечетей наряду с михрабом – это обязательное наличие у входа источника воды – фонтана, раковины или какой-то емкости, которые обустраиваются для совершения ритуального омовения.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Как называются разные части мечети?
Разные части мечетей имеют свои названия, пишет Hurriyet.
Мечеть – это место, предназначенное для богослужения. Как правило, она состоит из разных частей и элементов. Если одни из них общие для всех мусульманских храмов, другие имеются только в некоторых. Какие составные части и элементы выделяются в мечети?
1 – Минарет: башня, которую раньше строили для произнесения с ее вершины азана и сообщения каких-то вестей. В современных мечетях они выполняют по большей части декоративную функцию. Как правило, минареты проектируют в 1,5 раза выше мечети.
2 – Минбар: кафедра, с которой имам произносит пятничные проповеди (хутба).
3 – Михраб: ниша в стене, направленной в сторону киблы. В михрабе стоит имам во время проведения коллективного намаза. Также он помогает прихожанам определить сторону, в которую надо совершать намаз.
4 – Айван: сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны. Встречается в сельджукской, османской, иранской архитектуре.
5 – Портик: галерея, поддерживаемая колоннами или арками.
6 – Место для опоздавших на намаз: это место включает в себя расположенные ближе к входу части айвана и портика. Здесь совершают намаз те, кто опоздал на начало молитвы.
7 – Хюнкар махфили: это часть, предназначенная для молитвы султана, членов семьи и высокопоставленных чиновников. Такой элемент возник в мечетях Османской империи.
8 – Курси: кафедра, с которой произносят проповедь разные проповедники.
9 – Женский зал: часть мечети, отведенная для совершения намаза женщинами.
10 – Муэдзин махфили, мукабарийа: специальная платформа в главном зале, предназначенная для муэдзинов.
11 – Внутренний двор: двор мечети, окруженный айваном.
12 – Кладбище, хазире: кладбище в саду мечети, которое является одним из элементов многих османских мечетей. Здесь обычно хоронили людей, построивших мечеть, или государственных деятелей.
13 – Шадырван, сабиль: фонтан для омовения во дворе или у входа мечети. Встречается в османской архитектуре.
14 – Мукаббира: место, с которого имам повторяет для собравшихся восхваления Аллаха (такбир).
15 – Гасильхане: помещение, где омывают и готовят к погребению умерших
16 – Мусалла ташы: каменная скамья, на которой устанавливают тело умершего при совершении заупокойного намаза. Встречается, в частности, в турецких мечетях.
18 – Пиштак (мадхал-и раис, сардар или джюмле капысы): оформленный в виде высокого портала главный вход в мечеть.
В какую сторону правильно молиться мусульманину
При совершении молитвы в исламе нужно располагаться, строго ориентируясь относительно определённого направления. Разберёмся, куда молятся мусульмане и как самостоятельно определить сторону независимо от места вашего нахождения.
Почему важно направление
Праведные мусульмане при совершении молитвенных и ритуальных действий должны строго соблюдать определённый набор правил. Среди них ключевое место занимает кибла или кыбла. С арабского языка это слово переводится как «направление».
Под термином кибла понимается точное направление в сторону священной Каабы. При выполнении религиозных обрядов правоверный должен строго придерживаться киблы, т. е. располагаться лицом в сторону священной Каабы.
Кибла служит ориентиром для всех мусульман при совершении молитвы. Она символ духовного единения всех правомерных, независимо от их местонахождения и проживания. Ориентация, учитывающая расположение Каабы, имеет существенное значение при возведении мечетей.
Почему в сторону Каабы? Аль-Кааба аль-Мушаррафа «Досточтимая Кааба» — главная мусульманская святыня, которая представляет собой постройку в форме куба, расположенную во внутреннем дворе Запретной Мечети в городе Мекке.
Сура 2:142 Корана: «И где бы ты ни оказался, обращай лицо в сторону Заповедной Мечети. Вот она, истина от Господа твоего, и Аллах ведает о том, что вы вершите. И где бы ты ни оказался, обращай лицо к Заповедной Мечети, и где бы вы ни оказались, обращайте лица к ней, чтобы у людей, если только они не нечестивцы, не было довода против вас».
7 способов для определения киблы
В прошлом определение ориентации для молитвы было ключевой задачей, которая ставилась в мусульманском научном мире. Без умения определить нужное направление невозможно правильно провести молитвенные обряды. Для путешественников и людей в чужой местности проблема определения киблы была трудновыполнимой. Так, мусульманину было трудно сориентироваться, находясь в пустыне. Стремление точно определять направление для молитвы стало катализатором развития географии, математики, астрономии.
При разрешении проблемы, дающей возможность быстро определять, в какую сторону молиться мусульманину, стоит определить координаты и месторасположения Каабы.
Есть семь основных способов, позволяющих быстро определить, в какую сторону молиться правоверному мусульманину, где бы он ни находился.
Математический
Раньше в условиях отсутствия соответствующего инструментария проблему определения направления мудрецы пытались решить вычислением точных координат местонахождения и расчётом соотношения этих координат с местонахождением Мекки. Для этого на основе тригонометрии и геометрии высчитывалась широта и долгота различных географических пунктов. На основе этих данных составлялись специальные таблицы, в которых указывались направления расположения Каабы относительно различных географических пунктов. Аналогичные таблицы по конкретным географическим пунктам составлялись в привязке к географическим и астрономическим ориентирам.
Специальные астрономические таблицы в исламе называются зидж. С их помощью можно находить географические координаты места и азимут (угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет) киблы.
Карманный компас
Для применения компаса нужно знать приблизительное расположение места вашего пребывания и Мекки на географической карте. Основываясь на этих знаниях, компас поможет определить киблу. Так, Москва находится на севере относительно Мекки. Для молитвы в западных регионах России нужно определить по компасу юг — туда и направлена кибла.
Географическая карта
Определить ориентир для молитвы можно с помощью карты. Нужно посмотреть расположения места пребывания и определить его отношение к Мекке.
Москва, Архангельск и Ростов находятся на севере относительно Мекки. Для молитвы в этих городах нужно смотреть на юг. В Омске, Иркутске и Красноярске нужно смотреть на юго-запад, т. к. они находятся на северо-востоке относительно Мекки.
Молитва в Москве на Проспекте мира
Определить направление север-юг поможет компас или расположение солнца (звёзд). Для определения сторон света по солнцу нужно в полдень выйти на улицу и стать спиной к светилу. Лицо будет направлено на юг. Это правило действует в Северном полушарии. Ночью, при ясной погоде, север можно определить по Полярной звезде. Она находится в хвосте созвездия Малая Медведица (самая яркая звёздочка малого ковша). От звезды нужно провести вертикальную линию к горизонту. Это и будет направление на север.
Механические часы
В солнечную погоду, зная своё местоположение на географической карте, можно воспользоваться часами. Они помогут определить стороны света. Для этого их аккуратно кладут на горизонтальную поверхность часовой стрелкой на солнце. Биссектриса (луч из вершины угла, разделяющий угол на две равные части) угла между стрелкой и отметкой двенадцать часов будет указывать направление на юг. При определении юга до наступления двенадцати часов дня юг будет располагаться с правой стороны от солнца, после двенадцати часов — с левой стороны от солнца.
Интернет-приложения
Электронные карты, компьютерные программы и приложения — самый простой и современный способ. Программы с помощью спутниковой навигации легко определят местонахождение и укажут направление киблы.
Интернет приложение в поиске киблы
Расположение мечетей
Находясь рядом с мечетью, проблемы, в какую сторону молиться, не возникнет. При строительстве мечетей в стене ближайшей к Мекке оборудуется специальная ниша — михраб. В эту нишу становится имам при совершении коллективных обрядов. Михраб ориентирован так, что указывает направление в сторону главной мусульманской святыни. Для совершения молитвы мусульмане становятся лицом к михрабу.
В ситуациях, когда ориентировка расположения мечети была ошибочной, для определения направления в помещении определённым образом располагаются ковры. Для арабских стран характерны таблички, которые стрелочками указывают направление расположения Мекки.
Грех ли молитва в другом направлении
При отсутствии надёжных ориентиров, когда самостоятельно установить киблу не получается, можно спросить о направлении у другого мусульманина. Такие действия будут восприняты нормально. Неправильная ориентация во время молитвы из-за ошибки «подсказчика» не будет считаться грехом для спрашивающего человека.
В экстренных ситуациях и случаях, когда присутствует угроза жизни, молящийся человек может произвольно выбирать направление для молитвы. Ошибка в таких условиях не будет считаться грехом.