как называется роспись на стенах храма
Роспись храма
Полезное
Смотреть что такое «Роспись храма» в других словарях:
роспись — и; ж. 1. к Расписать расписывать (3 зн.). Приступить к росписи Владимирского собора. 2. Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта. Художественная р. Античная р. сосудов. Стены храма покрыты росписью. 3. Письменный перечень … Энциклопедический словарь
роспись — и; ж. 1) к расписать 3) расписывать Приступить к росписи Владимирского собора. 2) Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта. Художественная ро/спись. Античная ро/спись сосудов. Стены храма покрыты рос … Словарь многих выражений
Система росписи православного храма — Схема росписи Успенской церкви на Волотовом поле (XIV век). С раннехристианского периода до сегодняшнего дня интерьеры христианских храмов принято украшать иконами и настенной живописью. В искусстве Византии была разработана стройная система… … Википедия
История Покровского собора (Храма Василия Блаженного) — Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450 летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора. Собор Покрова Пресвятой … Энциклопедия ньюсмейкеров
ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ — († ок. 306), вмч. (пам. 26 окт.), один из наиболее чтимых святых в правосл. мире, покровитель г. Фессалоника (слав. Солунь). Греки именуют Д. С. Мироточцем (ὁ μυροβλύτης / μυροβλήτης), т. к. его мощи источали миро, а в визант. текстах… … Православная энциклопедия
ЗАРЗМА — Мон рь Зарзма Мон рь Зарзма[груз. ზარზმა], в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон рь (сер. 3 я четв. IX в., возобновлен в 1989) Ахалцихской, Тао Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в с. Зарзма, в ущелье р … Православная энциклопедия
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — Православный храм Церковь Спаса Преображения на Ильине улице … Википедия
ДУРА-ЕВРОПОС — [греч. Ϫοῦρα Εὔρωπος], древний город на берегу р. Евфрат, у одной из главных дорог, связывавших Дамаск с Месопотамией; в наст. время городище близ дер. Эс Салихия (Вост. Сирия); музей под открытым небом. Совр. название условно и образовано из… … Православная энциклопедия
ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — «Общий вид суздальского Спасо Евфимиева первоклассного монастыря». Гравюра. 1895 г. (ГВСМЗ) «Общий вид суздальского Спасо Евфимиева первоклассного монастыря». Гравюра. 1895 г. (ГВСМЗ) в г. Суздале Владимирской обл. Основан между 1355 и 1363/64 гг … Православная энциклопедия
ВЕРРИЯ — [Верия; греч. Βέῤῥοια, Βέροια], город в обл. Македония (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви. Находится в 75 км к юго западу от Фессалоники, у подножия горного массива Вермион. История Древнейшей археологической находкой на… … Православная энциклопедия
Роспись стен в храме
Сейчас много способов обработки внутренней поверхности помещений, какой бы площади ни касалось – жилого помещения или специального назначения.
Внутреннее убранство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Расписать храм гораздо сложнее, чем любое другое здание или учреждение. Тут особая организация порядка, подход иной и цели использования рисунков. Следует придерживаться христианских традиций и знаний церковного вида живописи.
Подготовка и материалы
Наряду с внутренней подготовкой художника, заранее изучают стили церковной росписи. Как правило, чаще используется византийский и русский стиль фрески. Этим мастерством владеют редкие живописцы, понимающие нюансы церковного направления.
Предварительно нужно ознакомиться с тем, в каком состоянии находятся стены и потолки в храме.
Возможно предварительно нужно будет укрепить поверхность армирующей сеткой и специальным составом, заштукатурить все проблемные места и только после этого, оценив влажность в помещении, нанести грунтовку под покраску. Очень желательно, чтобы она была с противоплесневой добавкой.
Материалы нужно подбирать крайне тщательно, не скупясь, так как такая роспись должна служить десятилетиями в отличии от росписи стен в квартире. Здесь используют силикатные, акриловые художественные и масляные краски.
Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками для придания максимальной естественности и эстетичности.
Как это происходит на практике
На что обратить внимание?
Сделать роспись стен в храме – задача ответственная, сюда приходят люди за духовным обновлением, поэтому каждая мелочь в рисунках играет какую-то роль:
Исходя из определения толкований Даля, фреска представляет собой в переводе из итальянского языка «свежая живопись». Раньше производилась только по сырой штукатурке, а аналогичная роспись «а секко» – по сухим стенам. И когда штукатурка высыхала, имеющаяся в составе известь высыхала, образуя тонкую пленку, что способствовало долговечности рисунка. Сейчас изображения производятся и на других поверхностях – даже на деревянных (например, при реставрации икон и иных храмовых принадлежностей).
Если брать во внимание храм, там подойдет только художественная ручная роспись – прорисовка отдельных деталей очень важна. И с технической стороны – необходимо подбирать краски разные по насыщенности и тонам и в основном используется старинная техника по сырой штукатурке, потому что она лучше и дольше держится.
Такие изображения держатся по 50-100 лет до следующей реставрации, поэтому подходить к процессу нужно очень основательно и тщательно.
Важно лишь хорошо подготовить стены, учитывая прежнюю основу во внимание, возможно в отдельных участках полностью обновить. Новая штукатурка и грунтовка помогут наносимым рисункам держатся долго, не меняя качественных характеристик.
К кому обращаться
Самый важный нюанс- роспись подчиняется общей идее церковного помещения, выдерживается примерно в одной яркости, за исключением выделения важных персон храма.
С этими всеми задачами справятся профессиональные православные артели православных художников, которые работают с душой, имеют богатый опыт и соответствующие знания, ездят они как правило по всей стране, обновляя все новые и новые храмы.
Мы не занимаемся подобными работами! Статья несет ознакомительный информационный характер.
Роспись стен храма и церкви
Внутреннее убранство храма не должно выглядеть «как Библия для неграмотных» по выражению Григория Богослова.
Каждый храм должен иметь свое лицо, при этом соблюдая законы канонической росписи.
«Желающий научиться живописи пусть полагает первое начало и несколько времени упражняется в черчении и рисовании без всяких размеров, пока навыкнет. Потом пусть совершится моление о нем Господу Иисусу Христу пред иконою Одигитрии.»
Далее приводится текст молитвы, которую надо прочитать новичку, дерзнувшему вступить на путь художника по росписи стен храма.
Сотворив молитву, можно приступать к делу
Начиная работу с купола храма, художник словно показывает своей работой, что есть главное в Божием храме, постепенно спускаясь в процессе работы до нижнего, наземного уровня высотой в человеческий рост.
Для ответственной работы в намоленном месте нужна бригада хорошо сработавшихся художников.
Материалы для художественных работ могут сочетать несколько типов краски, в зависимости от композиции. Например, для фигурных композиций можно применять одни краски, для орнаментов другие.
Подойдут силикатные, масляные краски, художественный акрил.
Вновь обратимся к труду иеромонаха Дионисия:
«Какие краски употребляются для стенной живописи и какие не употребляются
Иконные белила, ярь от меди, голубая краска (лахури), лак и арсеник не употребляются для стенной живописи, а прочие краски все употребляются. Однако о киновари надобно знать тебе, что если расписываешь наружную часть храма на таком месте, где дует ветер, то не клади ее, потому что она чернеет, а замени светло-коричневою краскою. Если же расписываешь внутренность храма, то прибавь к киновари немного стенных белил и константинопольской охры, и она не почернеет.»
Основные этапы в работе по росписи стен храма:
Разметка под роспись храма
Изображение основных архитектурных элементов
Роспись купола храма, орнаменты и изображения архангелов
Роспись под площадкой хоров
Архитектурные элементы, орнаменты наносятся с помощью кальки и трафаретов. Применяются трафареты для шрифтов на старославянском языке.
Роспись алтаря
Строго по канону расписываются восточные стены алтаря, апсиды. В центральной части образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего двенадцать апостолов.
В большом храме может быть несколько алтарей и престолов. Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками, для достижения естественных цветов и оттенков.
Примеры росписи стен в православных храмах
Благовещенский собор (Московский Кремль)
Благовещенский собор Московского Кремля невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи.
Собор был сооружен в 1489 году мастерами из Пскова.
Икона Богородицы из Деисусного чина, при входе в собор со стороны западной галереи, словно приглашает войти в церковь.
Уникальные сохранившиеся росписи, сделанные сыном Дионисием, художником Феодосием, с братиею. Средневековая артель, безымянная братия, сотворила для нас уникальную роспись, на которой лики выглядят словно живые.
Художники тех давних лет были обязаны сами изготавливать краску для росписи.
Вернемся к монументальной, настенной росписи Благовещенского собора. Трижды он украшался фресками в процессе переустройства.
Роспись собора называют многословной, состоящей из циклов. Каждый цикл состоит из подробных сюжетов, которые усложняются добавлением эпизодов и персонажей. Роспись стен Благовещенского собора Кремля сохранилась со времен Иоанна Грозного. Есть уникальные персонажи, которые не принято изображать в православных храмах:
Собор Святой Софии (Софийский собор), Киев
Сердцевина Софийского заповедника, православный храм XI века в стиле украинского барокко. Храм построен князем Ярославом Мудрым и сохранил уникальные фрагменты стенописи XVII-XVIII вв., больше 3000 м2.
В древности все боковые стены Софийского собора были украшены росписью водяными красками по сырой штукатурке. В XVII веке галереи, башни и хоры были обновлены клеевой краской. Поврежденные фрески были оштукатурены и забелены.
Новые требования эпохи привели к тому, что в XVIII веке были нанесены новые масляные изображения поверх фресок. Спустя век новую масляную живопись расчистили. Сюжеты древних фресок были повторены.
В соборе, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, были проведены реставрационные работы в наши дни. Восстановлены древние фрески, и там, где они были утеряны, оставлена живопись позднего периода.
В Соборе Святой Софии поражает синяя, глубокая лазурь на стенах храма. Как этого добивались художники по росписям храма в древности? Вот что пишет иеромонах Дионисий в труде «Ерминия, или наставление в живописном искусстве»:
«Как лазурью освещать стены.
Положи лазурь на плиту, подбавь к ней немного синели (), называемой хинти (индиго), чтобы лазурь не плесневела на стене, и сколько положил синели, столько же примешивай и стенных белил, сотри все это хорошенько и собери в чашку. Потом сперва прогрунтуй стену белилами, сваренными с льняным маслом, затем покрой черною краскою, и наконец освети лазурью. Отсвет ее делается и на черной умре и на темно-коричневой краске.»
В храме, созданном при Ярославе Мудром, имеется уникальная фреска «Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого». На фреске Ярослав держит макет Софийского собора, рядом с князем жена Ярослава и княгиня Ирина. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.
По легенде, у фигуры Христа, к которому идет княжеская семья, стояли также князь Владимир и княгиня Ольга.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
На берегу реки Костромы, недалеко от ее впадения в Волгу в XV-м веке основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь с каменным Троицким собором с двумя приделами.
Фресковый цикл Троицкого собора покрывают стены, словно ковром. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года. Эту грандиозную работу сумели сделать 18 человек! В воображении невольно возникают картины необыкновенно самоотверженного труда артели. Написание фресок в Троицком соборе был завершающим аккордом великого мастера.
Гурий Никитин прожил свою жизнь бобылем, был аскетом и подвижником. В писцовой книге XVII века назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», – то есть он был очень бедным человеком.
«Наименьший из живописцев», как в то время скромно себя величали мастера-монументалисты, расписывал стены храмов во многих городах, в том числе и в Московском Кремле: Успенский и Архангельский соборы. В кремле Ростова Великого – Успенскую и Воскресенскую церковь.
Пример иконописца Гурия Никитина ярко показывает какие требования предъявлялись к живописцам, создающим фрески на стенах церквей. Во всякое время художники, работающие в храмах, должны ценить свое призвание.
В наше время, когда появляется все больше храмов, на подобные работы много заказов. Цены зависят от объема работы, сложности образов. Конечно, подвижника и аскета наподобие Гурия Никитина сегодня не сыскать, но добротного художника встретить вполне возможно.
На момент написания статьи такие расценки:
— от 4000 руб м2, с учетом эскизов и проектов, но без подготовки стен и лесов и до 7 000 руб м2
150 т руб на 1000 м2 росписи)
Надпись на стене Благовещенского Собора в Кремле послужит вдохновением для всех художников, чье призвание – монументальная роспись в храмах: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»
Лучшие фрески и их великие художники в истории живописи
Фреска – это один из самых известных видов настенной живописи. В переводе с итальянского название этой техники значит «свежий». Изображение наносят на свежую, ещё не высохшую штукатурку. Сегодня, однако, термин «фреска» используют иногда ошибочно, называя так любую стенную живопись (в том числе «а секко», живопись масляными и даже акриловыми красками и другие виды).
Самые известные авторы фресок
Многие создатели настенных росписей приобрели мировую известность, а их произведениями восхищаются до сих пор.
Сандро Боттичелли (1445 – 1510)
Один из самых выдающихся живописцев эпохи Возрождения. Боттичелли больше всего известен своими картинами, однако написал и немало фресок. Примером его творчества может служить роспись стен Сикстинской капеллы.
Джотто (1266 – 1337)
Джотто – итальянский художник и архитектор, заложивший основы так называемого Проторенессанса. Произведения Джотто, при сохранении многих черт старого искусства – византийского и готического, приобретают совершенно новые для своего времени элементы: пластичность, пространственную глубину, выразительность жестов и поз.
Мазаччо (1401 – 1428)
Мазаччо – итальянский живописец начала XV века. Несмотря на недолгую жизнь, Мазаччо внёс заметный вклад в реформирование живописи раннего Возрождения. Даже в церковных произведениях Мазаччо использовал элементы, нарушавшие устоявшиеся традиции.
Например, это первый художник, который начал делать надписи на иконах, картинах и росписях в храмах современным шрифтом, а не старым готическим. Мазаччо добивался максимального реализма в своих творениях, а традиционные религиозные сюжеты использовал для отражения актуальных для его времени общественно-политических и философских идей.
Рафаэль (1483 – 1520)
Рафаэль – создатель одних из самых знаменитых фресок в мировом искусстве. Его работы отличаются монументальностью, выразительностью, развёрнутыми сюжетами, сложными композициями. Среди его лучших работ – «Афинская школа», «Парнас», «Диспут», «Триумф Галатеи».
Микеланджело (1475 – 1564)
Микеланджело Буонарроти – один из самых гениальных мастеров эпохи Возрождения. Это был человек со сложной судьбой и долгими духовными исканиями. В живописи он стремился придерживаться только самых высоких стандартов, как он их понимал.
Именно Микеланджело больше всего ратовал за «чистую фреску», не испорченную всякими дополнениями вроде масляных красок или «дорисовывания» изображения после высыхания штукатурки. Потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело, приводил в изумление как современников художника, так и людей, живших на несколько столетий позднее, вплоть до нашего времени.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519)
Великий гений Леонардо оставил относительно мало живописных произведений, поскольку в большей степени был занят наукой и изобретательством. Однако его картины и фрески получили мировое признание. Правда, самая знаменитая его работа – «Тайная вечеря» на самом деле фреской не является, хотя многие называют её именно так. Это образец «а секко», то есть роспись по сухой поверхности.
Пьетро Перуджино (1446 – 1524)
Перуджино – представитель умбрийской школы живописи. В своё время это был один из самых знаменитых художников; среди его учеников был в том числе и Рафаэль. Самая знаменитая фреска Перуджино – «Вручение ключей апостолу Петру», выделяющаяся стройностью композиции и яркостью красок.
Перуджино также завершал фрески Рафаэля после его смерти – редкий случай, когда учитель переживает своего ученика и завершает начатые им работы.
Лука Джордано (1634 – 1705)
Лука Джордано – итальянский живописец XVII века, творивший в период постепенного упадка фрески. Его прозвали Лука Фа-Престо, поскольку он создавал свои произведения очень быстро. Высокая скорость создания фресок, однако, сказывалась на их качестве: тогда как одни произведения считаются безусловными шедеврами, другие написаны весьма небрежно и представляют низкую художественную ценность.
Андреа Поццо (1642 – 1709)
Андреа Поццо – итальянский художник эпохи барокко. Стремился обновить жанр фрески, создавая так называемые иллюзионистические росписи, создающие впечатление реально существующих объектов. Также Поццо считается изобретателем техники «меццо».
Андрей Рублёв (1360 – 1428)
Андрей Рублёв – наиболее известный средневековый русский живописец. Среди его работ – множество икон и фресок. Однако не все росписи сохранились до наших дней. Примером сохранившихся работ могут служить фрески Успенского собора во Владимире; им тоже грозит опасность, поскольку не соблюдаются в должной мере режимы температуры и влажности.
Феофан Грек (ок. 1340 – ок. 1410)
Феофан – уроженец Византии, о чём говорит и его прозвище. Первое время он работал в византийских городах и генуэзских колониях в Крыму (Галата и Кафа), а затем приехал на Русь. Феофана отличал индивидуальный творческий стиль, его понимание традиций создания фресок различается с незыблемым византийским каноном.
Феофан смог расписать множество храмов в Новгороде и Москве. Примером его работ может служить «Спас Вседержитель» — роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.
Одна из характерных черт его стиля – крайне минимальное количество красок, из-за чего изображение кажется чуть ли не одноцветным; такая манера символизировала стремление к аскезе, отказу от мирских прелестей, что может указывать на психологический образ самого автора. Идеи Феофана и даже некоторые черты его стиля впоследствии перенимали другие создатели русских фресок.
Гурий Никитин (ок. 1620 – 1691)
Гурий Никитин – самый известный русский мастер фрески XVII века. Его монументальная живопись – яркий образец «фряжского стиля», сложившегося под влиянием европейского искусства. Гурий Никитин впервые начал изображать на стенах русских храмов пейзажи, бытовые сцены (например, роспись церкви Ильи-Пророка в Ярославле).
Лучшие фрески мира
«Страшный суд» Джотто
Одна из лучших фресок мастера, расположенная над входом в Капеллу дель Арена в Падуе. Произведение отличает высокая точность и детализация фигур, их динамичность, мифологическое событие передано очень реалистично. Такие фрески вовлекали зрителей в живое переживание библейских сюжетов, они не были простыми символами, как в старом средневековом искусстве.
«Страшный суд» Микеланджело
Ещё одно изображение мифического «страшного суда», теперь уже на стене Сикстинской капеллы. Микеланджело создал не просто живописный шедевр, а нарушил саму иконографическую традицию. Правила требовали показывать окончание «страшного суда», когда праведников бог уже отделил от грешников; однако Микеланджело изобразил начало события. На фреске яростный Иисус Христос поражает молнией людей, а те испытывают живые эмоции.
«Афинская школа» Рафаэля
«Афинская школа» — монументальное и реалистическое произведение, отличающееся невиданной для своего времени пространственной глубиной. Сюжет фрески необычен: она изображает собрание из более чем пятидесяти фигур – знаменитых философов разных стран и эпох. Здесь можно найти Платона, Аристотеля, Зенона, Зороастра и многих других мыслителей.
«Сотворение Адама» Микеланджело
Ещё одна знаменитая фреска из Сикстинской капеллы. Произведение наполнено глубоким философским смыслом. Бог протягивает руку навстречу руке Адама и почти касается её. Тем самым «создатель» даёт первичный жизненный импульс человеку; при этом руки персонажей не соприкасаются полностью, это символизирует невозможность соединения божественного и человеческого.
«Триумф святого Игнатия» Поццо
«Триумф святого Игнатия» Андреа Поццо – удивительная фреска конца XVII века, хороший пример «иллюзионистского» направления. На потолке церкви Сан-Иньяцио изображены летящие на облаках человеческие фигуры, при этом кажется, что они действительно летят под потолком и действие на самом деле разворачивается в храме.
«Триумф Аврелиана» Тьеполо
Фреска первой половины XVIII века, написанная в духе того времени – в популярном стиле рококо. Кроме того, она посвящена не религиозному или мифологическому, а вполне «гражданскому» историческому событию.
Произведению присуща виртуозность венецианской школы, последним представителем которой и был Тьеполо, но тенденции тогдашней моды добавили фреске некоторые недостатки. Например, автор даже не стремился передать реалистичность портретов героев – они скорее напоминают модников XVIII века.
«Битва при Ангиари» Леонардо
Эта фреска должна была стать самой масштабной и выдающейся из всех росписей Леонардо. По своим размерам она в три раза превосходила «Тайную вечерю». Однако наибольшую известность эта фреска заслужила тем, что её по неизвестным причинам… потеряли.
Ещё более неожиданным был тот факт, что относительно недавно её обнаружили снова. Оказалось, что это произведение было закрыто другим – фреской работы Вазари. При этом Вазари, который весьма ценил творчество Леонардо, не согласился уничтожить его произведение, а соорудил перед ним фальшивую стену, на которой и написал своё творение, тоже на военную тему.
«Тайная вечеря» Леонардо
Это произведение часто причисляют к фрескам, хотя написано оно по сухой штукатурке темперой. Монументальное творение Леонардо до сих пор окутано тайнами. К примеру, персонаж, сидящий по правую руку Христа – это не апостол Иоанн, как принято думать, а Мария Магдалина.
Иуда Искариот очень похож на Иоанна Крестителя, которого по сюжету не могло быть в помещении. Апостолы сидят группами по три человека, что связывалось как с четырьмя стихиями, так и со знаками зодиака.
«Смерть и вознесение святого Франциска» Джотто
Одно из выдающихся творений Джотто изображает множество людей, которые собрались вокруг усопшего святого Франциска; в верхней части фрески показана душа Франциска, возносящаяся на облаке на небеса. Однако Джотто поместил в своё творение, как теперь принято говорить, «пасхальное яйцо»: из облака проглядывает ехидно улыбающееся лицо дьявола. Исследователи считают это шуткой Джотто.
Фрески Кносского дворца
Древнейший Кносский дворец на острове Крит – настоящая «картинная галерея». Стены его залов украшены виртуозно написанными фресками; их особенность – преобладание красного и коричневого цветов. Портреты людей написаны настолько тщательно и детально, что исследователи считают, что они были написаны с натуры. Некоторые изображения показывают специфические развлечения тогдашних жителей Крита – упражнения акробатов с разъярёнными быками. Присутствует на фресках и характерный орнамент.
Описание
Почему же художники решили наносить изображения именно на свежую штукатурку? Дело в том, что когда она высыхает, то на её поверхности образуется тонкая прозрачная известковая плёнка. Она защищает изображение, делая его долговечным. Именно поэтому до наших дней сохранились многие фрески, написанные в средние века и даже в античную эпоху.
У фресковой живописи есть и свои ограничения. Например, размер поверхности, покрываемый изображением за один день, не такой большой, как при других техниках; однако произведение нужно закончить до того, как стена высохнет. Поэтому создание фрески – процесс трудоёмкий и сложный.
Живопись а секко (то есть по сухой штукатурке) позволяет создавать произведения более быстро; но по долговечности она заметно уступает фреске. Изображение, нанесённое на свежую штукатурку, нельзя перерисовать, переделать при необходимости, его можно лишь немного подправить.
Изначально для настоящей фрески не были доступны некоторые цвета, в том числе такой важный, как синий: все известные средневековым художникам синие пигменты теряли свои свойства во влажной среде. Поэтому небо и синюю одежду на таких изображениях добавляли позднее, когда покрытие высыхало.
Фреску наносили не на знакомую нам строительную штукатурку, основанную на цементе. Пригодная для нанесения изображения штукатурка называется левкасом. Для её приготовления необходимо смешивать известь с песком. Краски тоже используют особые – натуральные, разведённые водой. Поэтому для фресок характерен особый колорит; их яркие цвета не блекнут даже спустя много столетий.
Виды фресок
Базовый принцип создания фрески с течением времени изменялся и дополнялся. Свою роль играли климат, состав штукатурки, рецепт составления красок и т. д. Поэтому принято выделять несколько видов фресок.
«Истинную» фреску называют также «буон фреской». При её создании мастера наносили самый верхний слой грунта только на ту часть стены, которую собирались расписывать в данный момент. Краска при таком подходе не содержит связующих компонентов, поэтому должна успеть впитаться в грунт, пока он не высох.
Такая фреска была распространена в глубокой древности и в античную эпоху. Образцом её могут служить настенные росписи в Помпеях. В более позднее время чистая фреска широко применялась в эпоху Возрождения, прежде всего в итальянском искусстве. Такие произведения создавали Джотто (росписи в часовне Скровеньи), Микеланджело («Страшный суд») и другие художники.
Умение создавать чистые фрески считалось в Италии признаком высшего мастерства. Когда Микеланджело создавал свой «Страшный суд», ему посоветовали написать его масляными красками, но великий мастер возмутился и разразился бранью, заявив, что никакого другого стиля, кроме «буона», он не признаёт.
«Меццо» — вид искусства фрески, изобретённый в XVI веке. При этом подходе сухую штукатурку увлажняют вторично и на неё наносят изображение. Образцом такого стиля может служить творчество Андреа Поццо («Апофеоз Игнатия»).
В древнерусском искусстве, а также в итальянском до XVI века применялась смешанная техника. Основное изображение создавали на сырой поверхности, а после высыхания яичной темперой дописывали детали композиции.
Примерами могут служить произведения Дионисия – русского художника конца XV – начала XVI века (изображение святого Николая на куполе Ферапонтова монастыря), Андрея Рублёва (росписи Успенского собора во Владимире).
Этапы создания фрески
Прежде чем создавать произведение, необходимо подготовить поверхность. Стандартное количество слоёв штукатурки – два. В основе штукатурки для фрески лежит гашеная известь, смешанная с песком в определённой пропорции. На основной слой наносится дополнительный; это очень тонкий слой – 3 – 5 миллиметров. Пока верхний слой остаётся влажным, на нём можно писать.
Заранее необходимо подготовить шаблон. Это может быть обычный рисунок. Шаблон прикладывают к поверхности и продавливают контуры (графью) – это можно сделать, например, карандашом. Применяли и другой вариант: с шаблона снимали кальку с прорезанными отверстиями, и через них углём наносили контуры прямо на стену. Итальянские мастера эпохи Возрождения иногда усиливали контуры с помощью сангины – особого карандаша без оправы.
Теперь можно приступать к окрашиванию. Нередко художник для начала наносит так называемый подмалёвок, то есть закрашивает отдельные области серым цветом. Это необходимо для того, чтобы наносящийся поверх него основной цвет приобретал особый оттенок.
Серый подмалёвок позволяет добиться интересного оптического эффекта. Наиболее ортодоксальная цветовая палитра включает всего несколько красок; остальные цвета получаются с помощью наложения слоёв. Чтобы, например, получить коричневый цвет, нужно на серую основу наложить красную краску.
Когда изображение готово, штукатурке дают высохнуть. Это основной способ создания фресок. В определённых случаях прибегали к дополнению и уточнению произведения уже по сухой поверхности.
Чем отличаются фреска, мозаика и икона
Фреска, мозаика и икона – совершенно разные виды искусства. Фреска создаётся путём росписи водяными красками по влажной штукатурке. Мозаика – изображение, созданное из небольших кусочков твёрдого материала.
Икона же – это скорее жанр культовой живописи: портрет святого или изображение мифологического события. Понятно, что фрески и мозаики могут быть не только религиозными. В качестве примеров можно привести «Битву при Иссе» — античную мозаику, изображающую сражение Александра Македонского с персидским царём Дарием, или уже упоминавшийся «Триумф Аврелиана» — фреску светского содержания, да ещё и в актуальном для XVIII столетия стиле рококо. Иконопись обычно представлена малыми формами.
История развития
История фрески начинается в глубокой древности. А её исчезновение как вида искусства произошло относительно недавно (XVIII век).
Настенные рисунки и росписи – самый древний вид изобразительного искусства. В некотором смысле предшественниками фрески можно назвать образцы первобытной пещерной и наскальной живописи. Больше всего таких рисунков обнаружено в Европе, хотя пещеры с росписями имеются и в других частях планеты.
Желание украшать стены жилищ изображениями не исчезло и после того, как было освоено строительство и появилась настоящая архитектура. Природный камень уступил место искусственному (штукатурке).
Доподлинно неизвестно, когда появилась самая первая фреска, однако в эпоху Эгейской культуры (древнейшая Греция, второе тысячелетие до нашей эры) это искусство было уже широко распространено. Классическим примером эгейской фрески служат росписи Кносского дворца. Тогдашние изображения не были чистыми фресками; у красок был связующий компонент – обычно казеин или клей, а техника напоминала а секко. Обнаружены настенные росписи и в районе Акротири на Кипре. Славится своими росписями и Древний Египет.
Древние люди оценили возможность создания монументальных композиций на стене с использованием относительно доступных материалов. Искусство фрески перебралось в классическую античность. В древних Греции и Риме она обрела весьма широкую популярность.
В те времена известковую штукатурку наносили на стену в несколько слоёв (до семи), что упрощало создание росписей. Римляне, превосходные строители, изобретали новые методы повышения крепости штукатурки и сохранения изображений. Так, знаменитый архитектор Витрувий советовал покрывать высохшую фреску смесью масла и воска, которую затем нужно было нагреть и растереть. Сохранившиеся римские фрески можно видеть на стенах Геркуланума.
Фрески, создававшиеся в жилых и общественны помещениях, изображали бытовую жизнь людей, пейзажи, портреты. Особый смысл имела храмовая роспись, на которой были запечатлены боги, герои, мифологические сюжеты.
Обычай расписывать стены храмов бытовал во все времена и у многих народов. Поэтому неудивительно, что христиане продолжили эту традицию. В первые века христианства изобразительное искусство жило по преимуществу лишь в храмах; украшать жилые дома и прочие светские постройки у христиан было не принято, ведь для них это была «суета, отрывающая верующих от бога».
При этом христианский храм мог быть очень большим, и для его росписи было необходимо, чтобы покрытие стен долгое время оставалось влажным. Для этого количество слоёв штукатурки было уменьшено до двух, а в верхний слой вместо толчёного мрамора стали добавлять лён или паклю. В результате верхний слой штукатурки стало возможно наносить сразу на всю поверхность, отведённую для росписи.
Византийские фрески, украшающие стены многих храмов, считаются непосредственными предшественниками средневековой западноевропейской настенной живописи. «Греческую» технику переняли и древнерусские художники, поначалу строго придерживавшиеся её канонов (таковы фрески Софии Киевской). Однако постепенно состав материала для покрытия стен изменялся.
Известь перед нанесением на стены промывалась от «емчуги» — примеси, которая при высыхании выступала на поверхность и портила изображение. Из-за этого способность левкаса (штукатурки) удерживать краску снижалась; также увеличилась скорость высыхания покрытия.
Художники начали добавлять в краску клеящий компонент, а также более широко применять последующую роспись темперой (таковы фрески храмов Новодевичьего монастыря). В XVII веке русские мастера фресок создавали изображения уже полностью яичной темперой, а несколько позже пытались использовать для этого масляные краски, которые совершенно не подходили для этой техники. Старая «Византийская» школа уступила место новым веяниям.
Известны храмовые фрески и в других странах «греческой веры», то есть православных. Роспись неизвестного мастера «Белый ангел» в сербском монастыре Милешева стала одним из первых изображений, отправленных в космос. Красивый лик ангела на этой фреске сравнивается со знаменитой Моной Лизой.
Произведение иллюстрирует библейский сюжет – небесный посланник указывает жёнам-мироносицам на пустующую пещеру, где был погребён Христос. Другая известная фреска находится в сербской церкви в Студенице; это «Рождество богородицы», выделяющееся развёрнутым сюжетом.
В Европе это искусство было развито прежде всего в Италии. Исключением являлась только Венеция, слишком влажный климат которой не позволял создавать «истинные» фрески. До конца XIII века итальянцы придерживались византийских канонов, но позднее стали от них отходить.
В середине XV века подробное описание искусства фрески сделал Ченнино Ченнини – известный в то время художник; он же и придумал сам термин «фреска», и он же определил «чистую» разновидность этой техники.
Итальянские живописцы тщательно подходили к созданию произведений, так как изображения были гораздо сложнее в композиционном и цветовом смысле, чем византийские образцы. Вначале необходимо было сделать эскиз картины, потом перевести его контуры на кальку, а уже она прикладывалась к поверхности стены; через неё наносилось предварительное изображение, которое затем расписывали.
До XVI века окончательная отделка произведения производилась темперой после высыхания поверхности. Но в эпоху «Высокого Возрождения» художники стали считать эту технику «низкопробной» и почти не применяли её, отдавая предпочтение «чистой» фреске.
С другой стороны, некоторые живописцы начали применять новаторскую методику, названную «меццо»: роспись производили по заново увлажнённой штукатурке. Другие мастера пользовались иными техниками, прежде всего а секко. Самое известное произведение в этом стиле – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
С XVIII века фреска начала постепенно сдавать свои позиции. Тем не менее в это время она распространилась за пределы Италии, в первую очередь в такие страны, как Германия и Испания. Правда, с этого времени такие росписи начали выполнять не водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.
Виды современных фресок
В целом искусство фрески безвозвратно ушло в прошлое. Однако данная техника не исчезла совсем: в наше время такие изображения украшают стены многих частных домов и даже общественных организаций. Процесс создания современных фресок не совсем такой же, как у классических произведений, но общие принципы те же.
Наиболее востребованы такие виды современной фрески:
Использование фресок в современном интерьере
Фреска в наше время является довольно дорогим и поэтому «элитным» способом оформления интерьера. Помещение с расписными стенами может напоминать старинную виллу, дворец, владения богатых и выдающихся людей эпохи Возрождения. При этом, однако, современная фреска не испытывает ограничений ни в выборе сюжета, ни в стиле, ни даже в технике исполнения. Изображение может быть футуристическим, юмористическим, а может и подражать классическим формам.