как называлась работа крестьян на барском поле

БАРЩИНА (в Древней Руси боярщина)

Отработочная рента, обязанность крестьян обрабатывать бар­ское поле или выполнять различные хозяйственные работы за полученный в пользование участок земли.

Впервые факт Б. был зафиксирован в «Русской правде» (XI в.) указанием на «ролейных закупов», живших на чужой земле и за это обрабатывавших по договору часть господской пашни. С XIII—XIV вв. Б. получила распространение в хозяйстве бояр и монастырей. Но до конца XVI в. крестьянин мог отказаться от нее в случае перехода к другому владельцу. Запрет Соборным Уложением 1649 перехода означал ликвидацию договорного характера Б.

Указ 5 апреля 1797 был первой попыткой законодательной регламентации путем ограничения Б. тремя днями в неделю и освобождения крестьян от ее исполнения в воскресенья и праздничные дни. В виде десятинной пашни Б. существовала в Архангельской губ. и в Зап. Сибири (в конце XVIII в. заменена оброком). Указом Петра I о приписке казенных крестьян к фабрикам и заводам (1721) создана новая форма заводской Б.

К концу XVIII в. на Б. находилось более половины помещичьих крестьян, а в первой половине XIX в. их удельный вес возрос до 72 %. Интенсивность Б. за первую половину XIX в. возросла на 65 %. Инвентарные правила 1847—1848 запрещали изменять зафиксированные размеры Б. на Правобережной Украине и в Белоруссии, где преобладала трехдневная барщина. Но на Украине и в Белоруссии применялись «сгонные дни», когда помимо обычных трех дней в неделю жители имения сгонялись на срочные работы. Б. считалась и работа на вотчинных мануфактурах. В удельной деревне Б. в виде общественной запашки практиковалась в 1820—1830-х.

Положениями от 19 февраля 1861 (смотрите Крестьянская реформа 1861 года) Б. сохранялась на период временнообязанного состояния бывших помещичьих крестьян (до 1882): 70 рабочих дней на душу мужского пола в год в виде издольной повинности. Позже сохранялась в виде отработочной системы.

Источник

Отработки

как называлась работа крестьян на барском поле. Смотреть фото как называлась работа крестьян на барском поле. Смотреть картинку как называлась работа крестьян на барском поле. Картинка про как называлась работа крестьян на барском поле. Фото как называлась работа крестьян на барском поле

Сенокос. Нижегородская губерния

Так, помещики нередко отказывались сдать в аренду за деньги оказавшиеся в их руках важные для крестьян пастбища и сенокосы или отрезки, отделявшие деревни от надельной земли. Крестьяне не могли обойтись без этих угодий и вынуждены были отрабатывать за них на самых невыгодных условиях. Такая же ситуация возникала, когда крестьянские и помещичьи земли располагались чересполосно. В этом случае помещик принуждал крестьян к отработочной аренде, угрожая штрафами за неизбежные потравы своей земли крестьянским скотом (севооборот у помещиков и крестьян был разный, поэтому выпас скота на скошенном поле начинался в разное время).

Помимо отработок за землю распространились также отработки за хлеб. По-другому они именуются кабальным наймом. Поскольку своего хлеба многим крестьянам не хватало не только до нового урожая, но даже до Рождества, им приходилось занимать его у помещика. При этом условия последующей отработки диктовал наниматель, пользуясь нависшей над крестьянином угрозой голода.

как называлась работа крестьян на барском поле. Смотреть фото как называлась работа крестьян на барском поле. Смотреть картинку как называлась работа крестьян на барском поле. Картинка про как называлась работа крестьян на барском поле. Фото как называлась работа крестьян на барском поле

Крестьяне Нижегородской губернии

Отработочная система сыграла определенную положительную роль в первые пореформенные годы, когда и крестьянское, и помещичье хозяйство ещё только приспосабливалось к новым условиям. Однако отработочная система и кабальный наём имели очень серьезные негативные стороны. Крестьянский труд при отработках и кабальном зимнем найме ценился очень дёшево (нередко в 2-3 раза ниже, чем при летнем вольном найме за деньги). Поэтому летняя отработка была для крестьян разорительной: она отвлекала рабочие руки от собственного хозяйства, давая недостаточную компенсацию. (Отработка зимой была для крестьян более выгодной, но помещики почти не нуждались в зимней работе.)

Отработочная система была особенно распространена в помещичьих хозяйствах. Одним из главных источников отработок были отрезки, произведённые во время реформы 19 ФВ 1861. Задыхаясь от малоземелья, крестьяне вынуждены были арендовать землю у помещиков, которые, помимо арендной платы, заставляли крестьян обрабатывать определённое количество помещичьей земли.

как называлась работа крестьян на барском поле. Смотреть фото как называлась работа крестьян на барском поле. Смотреть картинку как называлась работа крестьян на барском поле. Картинка про как называлась работа крестьян на барском поле. Фото как называлась работа крестьян на барском поле

Дед и бабка с внуком. Рязанская губ. Касимовский уезд, с.Увяз. 1910

Отработки всей тяжестью ложились на среднее и беднейшее крестьянство. Оплата труда при отработках опускалась до половины оплаты вольнонаёмных рабочих.

В конечном счёте отработочная система оказалась невыгодной и для помещиков. Она позволяла значительно уменьшить расходы на приобретение средств производства и рабочей силы, но из-за незаинтересованности крестьянина в результатах своего труда доходность имений, применяющих отработки, была низкой. Этим объясняется постепенный отказ помещиков от отработок и переход к найму батраков.

Источник

Карты, деньги, двести душ. Как в России зарабатывали на рабах

Дворянская усадьба как фирма

Каждая усадьба была автономным предприятием, где главной рабочей силой и основным источником дохода служили крепостные. Такая система начала формироваться в конце XVII века, а с 1745 года право владеть крестьянами закрепили только за дворянами.

Когда в 1861 году крепостное право в Российской империи отменили, в стране было:

Отличие экономики крепостного права от экономик других рабовладельческих систем было в том, что в России закрепостили не чужаков или пленников, а собственных крестьян.

Богатство дворянина измерялось тем, сколько у него было душ крепостных. Одним из самых богатых людей в истории Российской империи был граф Николай Шереметев, покровитель искусств и сенатор конца XVIII века.

От отца он получил 150 000 крестьян, что сравнимо с населением современной Керчи, Пятигорска или Находки. Около 60% дохода Шереметева обеспечивал оброк с крепостных, то есть ежегодные выплаты продуктами или деньгами. Ещё 40% доходов графа составляла продажа сельскохозяйственной продукции, которую производили его имения.

Содержать крестьян было не особо обременительно: на одежду, питание и лечение крепостных у Шереметева уходило примерно 13% всех доходов, около 92 000 рублей (около 138 млн рублей в пересчёте на современные деньги).

Николай Шереметев — хоть и самый богатый, но всё же типичный помещик своего времени, живущий на доходы от имений. В среднестатистической дворянской семье — скажем, в Саратовской губернии — дела обстояли похожим образом: основной доход приносили крестьянский оброк или барщина (бесплатный труд на земле барина).

Фото: russiainphoto.ru/МАММ / МДФ

Как был устроен рынок крепостных

Крепостные — актив с достаточно высокой ликвидностью. Если вы помещик и вдруг проигрались в карты, одним из вариантов поправить дела было продать часть крестьян. Тут были свои тонкости. По словам доктора исторических наук Игоря Куркина, не рекомендовалось продавать мужчин — они могут пригодиться для работ на поле и физически выносливее женщин.

Расценки на крестьян были разные: например, молодая девушка, которая ничему не обучена, стоила недорого — всего полтора рубля, а за артистку в крепостном театре можно было выручить больше 2000 рублей.

Один рубль в царское время стоил чуть больше 1500 нынешних рублей. Зарплата генерала составляла примерно 500 рублей в месяц, а школьного учителя — 25 рублей. Выходит, одна крепостная актриса могла стоить столько же, сколько высокопоставленный военный зарабатывал за полтора месяца, а преподаватель — за несколько лет.

Для продажи достаточно было разместить объявление в местной газете и перечислить, что умеет «товар», а также указать, как и где можно уточнить цену. Ещё один способ сбыть крепостного с рук — встретиться с приятелями-помещиками и сделать им коммерческое предложение.

Некоторые дворяне рассматривали продажу крестьян как один из основных источников дохода. Петербургская вдова Позднякова в своём имении неподалёку от Санкт-Петербурга воспитывала крестьянских девочек, обучая их ублажать мужчин. Когда девочки достигали 15 лет, Позднякова их продавала. Цена достигала до 500 рублей за крепостную. В итоге у вдовы был стабильный ежегодный доход.

Какие бизнес-риски несли дворяне

Крестьянин мог сбежать или подтолкнуть других на бунт против помещика. Регулярно случались нападения на господ. На 1842 год пришёлся пик недовольства крестьян: всего за год убили 15 помещиков.

Убийство было крайней мерой, гораздо чаще крепостные просто старались проучить барина. Например, в селе Куракино Полтавской губернии в 1849 году крестьяне выпороли камергера императорского двора Петра Базилевского. Базилевский постоянно загружал своих крепостных дополнительной работой. В конце концов они не выдержали, пришли в дом барина ночью, вытащили его из постели и выпороли на конюшне. А потом взяли с Базилевского расписку, в которой он клялся не рассказывать о произошедшем и не наказывать участников расправы.

Забавно, что Базилевский не угомонился. В 1853 году барин обнаружил, что из его сундука пропали деньги, и решил наказать крестьян. Ежедневно в дом приводили дворовых и по очереди секли на полу перед Базилевским. Сам помещик сидел на диване, считал удары и пил утренний кофе. В конце концов дворовые схватили Базилевского и снова его высекли. При этом один из крестьян сидел на диване в халате барина и подсчитывал удары.

Гуманное отношение к крепостным помогало снизить такие риски.

Фото: russiainphoto.ru/Московский музей-усадьба «Останкино»

Как дворяне погрузились в экономический кризис

Образ жизни дворянской усадьбы накануне отмены крепостного права описал Лев Толстой в повести «Утро помещика». Главный герой дворянин Нехлюдов — владелец большого поместья, находящегося в упадке.

Такой сюжет Толстой описывает неспроста: во второй половине XIX века наступил кризис усадебной культуры, в том числе с экономической точки зрения.

В повести одной из причин плачевного состояния поместья и крайней бедности крестьян стало нежелание отца Нехлюдова погружаться в управление усадьбой.

Действительно, финансовый успех помещика напрямую зависел от степени вовлеченности в дела усадьбы. Чтобы имение приносило гарантированный доход, требовалось относиться к положению барина как к работе на руководящей позиции.

Но дворяне массово демонстрировали непрактичность. В «Войне и мире» Толстого описываются несколько семей, находящихся на грани разорения из-за неумения управлять доходами и расходами. Пьер Безухов получает 500 000 рублей в год, но понятия не имеет, куда уходит пятая часть его дохода.

К субъективным проблемам добавились объективные: в первой половине XIX века резко упала рентабельность труда крепостных. В России развивалось фабричное производство. Станок работает эффективнее человеческих рук, поэтому доходы от крестьянского промысла падали. Вместе с ними снижалась платёжеспособность крестьян и росло взаимное недовольство помещиков и крепостных.

Фото: russiainphoto.ru/ГМИИ им. А. С. Пушкина

Какие антикризисные меры предпринимали дворяне

Помещики пытались наладить дела разными путями — чаще всего ужесточали требования к крепостным. Например, полностью лишали крестьян их собственных наделов и переводили их с барщины на работу исключительно на барском участке.

Однако богатые усадьбы всё равно приходили в упадок. Ответственность за это лежала не только на дворянах, но и на управляющих имениями. Управляющий — связующее звено между помещиком и крепостными, а в некоторых случаях, если речь идёт об опытном агрономе, и своего рода бизнес-консультант дворянина.

В теории, если барин не интересовался делами имения, он мог поручить управление наёмному работнику. Управляющий должен был разбираться в сельском хозяйстве, грамотно управлять финансами и обеспечивать стабильные доходы. Существовали даже целые династии «профессиональных» управляющих.

При этом и сами управляющие нередко относились к своим обязанностям довольно цинично: известны случаи воровства дворянского имущества и переводов земель на себя.

Ещё одной проблемой было недоверие крестьян к управляющему: дело в том, что на эту должность нередко приглашались иностранцы, которые плохо говорили по-русски и испытывали сложности в общении с крепостными.

В результате полностью делегировать ответственность за дела помещикам было некому. Поэтому дворянам приходилось брать дела в свои руки. И у некоторых это получалось отменно.

Фото: russiainphoto.ru/МАММ / МДФ

Пример — Дмитрий Полторацкий. Его родители владели четырьмя душами крепостных, а сам Дмитрий с детства обожал сельское хозяйство и ездил в Европу изучать достижения европейских агрономов. Потом Полторацкий удачно женился и купил имение Авчурино под Калугой.

Хозяйство в поместье находилось в плачевном состоянии, скота насчитывалось только 1000 голов, луга почти не использовались под посевы. Но Полторацкий был хорошим бизнесменом: в отличие от большинства дворян, он не боялся новых технологий и революционных методов ведения хозяйства. Например, ввёл новую систему земледелия, а также заменил соху на плуг новой модели, который позже прозвали «плугом Полторацкого». Это можно сравнить с переходом от настольного компьютера конца 90-х на MacBook последней модели.

После смерти Полторацкого его сын Сергей хозяйством не интересовался. Он входил в круг литературной элиты того времени и дружил с Тургеневым, Пушкиным и Чаадаевым. У Сергея Полторацкого было две страсти: книги и карты. После крупного проигрыша Авчурино описали за долги. По легенде Полторацкий-младший проиграл не только усадьбу, но и свою собственную жену.

История о том, как наследники пускают состояние родителей-дворян на ветер, типична. Карточные игры стали важной частью жизни дворян, а характеристики «он приятный игрок» было достаточно, чтобы человека приняли в обществе. Игры были настолько популярны, что императорская семья монополизировала производство игральных карт. Доходы от их продаж шли на благотворительность.

Отмена крепостного права окончательно подкосила экономику дворянских усадеб. Крестьяне и их бывшие хозяева стали постепенно переходить на капиталистическую систему отношений, в которой бесплатному труду больше не было места. Соответственно, одна дворянская семья больше не могла себе позволить иметь 100 000 или 150 000 душ, поскольку приходилось думать о зарплате. В итоге усадьбы постепенно стали уменьшаться и слабеть, пока революция не уничтожила имения и самих дворян.

Источник

Налоги средневековой и древней Руси барщина и оброк: это сколько и чем отличаются

Современная молодежь до конца не понимает ценность свободы и личного времени. Девушки и парни, просыпаясь утром, думают, как выпить чашечку кофе и просмотреть на страницах интернет-порталов последние новости.

А несколько сотен лет тому назад молодые люди не принадлежали себе, увядая и тратя свою жизнь на работу на чужих полях. Уже давно позабылось, что такое оброк и барщина. А это всегда нужно помнить, чтобы ценить свое настоящее….

Что называлось оброком

Какие повинности крестьян назывались оброком? В средние века крепостные обязаны были отдать определенную дань барину. Оброчная система предполагала выплаты как продуктами (натуральный оброк), так и денежными средствами (денежный оброк). Его изъятие происходило после выполнения работы, как говорилось из излишков производства.

Этим термином также могли называть аренду земельных участков, полей, лугов и лесов. Это понятие имело название отдачей в оброк. В лесах можно было охотиться, в реках рыбачить, а на свободных землях высаживать культурные растения. На участки на определенное время предполагались государственные льготы. А крестьян освобождали от повинностей, требуя только уплату договорной ренты.

Какие еще повинности крестьян входили в это понятие? Для городов было характерно отдавать в денежную повинность торговые лавки. При этом люди добровольно выплачивали определенную сумму денег за пользование местом. Следовательно, оброк в средние века был иногда добровольным, а не только принудительным. Сами бедняки были относительно свободными. Им требовалось платить за аренду земли, на которой они проживали и занимались сельскохозяйственными или ремесленными делами.

как называлась работа крестьян на барском поле. Смотреть фото как называлась работа крестьян на барском поле. Смотреть картинку как называлась работа крестьян на барском поле. Картинка про как называлась работа крестьян на барском поле. Фото как называлась работа крестьян на барском полеНатуральный оброк предполагал дань не только продуктами, но и изделиями ремесленников. Это была самая удобная форма эксплуатации крепостных, когда они отдавали плоды своего труда.

В период расцвета феодализма такой вид повинности на местах совмещался с барщиной. Во время его распада снова вернулись к оброку, но преимущественно денежному.

С начала 16 века оброк несколько изменил структуру: крестьяне платили феодалу, а он пополнял царскую казну. Исключение было только для помещиков, которые выкупили земли у государства.

Со временем это стало причиной появления сложных экономических проблем, и поэтому оброк решили заменить другим видом повинности. Рассмотрим подробнее, что такое представляет собой барщина.

Это интересно! Милиция в средневековой Руси — опричнина Ивана Грозного: кратко об опричниках и целях их действия

Что собой представляет барщина

Барщина это труд крестьян во благо феодала в счет уплаты денежных средств за использование земли.

Такая форма политической и экономической зависимости крестьян пришла в 16 веке на смену оброку, что не оправдал надежд феодалов. Бедные крестьяне и их семьи еле сводили концы с концами, и денег выплачивать дань у них совершенно не было. Они могли и сами голодать, не имея излишков, чтобы продавать продукты сельскохозяйственной деятельности. Этот аспект касался тех земель, которые не отличались плодородием и высокими урожаями.

Барщинное хозяйство характеризуется отдачей земли крестьянам в пользование без платы за нее. Но долги надо было отдавать. И каждый это делал, как мог. Одни люди трудились на полях феодалов, другие рыбачили и охотились на их землях, а некоторые ухаживали за их поместьями и прислуживали. Каждый делал свой вклад и приносил пользу помещику, на чьей земле проживал.

Барщина предполагала следующие принципы:

Важно! Иногда барщина и оброк накладывались одновременно. И выполнение обеих повинностей приводило людей в отчаяние.

Отличия

Чтобы разобраться, чем отличается оброк от второй рассматриваемой обязанности крепостных, приведем сравнительную характеристику понятий.

Это интересно! Крестьянская война: Емельян Пугачев — восстание

Отмена повинностей

как называлась работа крестьян на барском поле. Смотреть фото как называлась работа крестьян на барском поле. Смотреть картинку как называлась работа крестьян на барском поле. Картинка про как называлась работа крестьян на барском поле. Фото как называлась работа крестьян на барском полеНесмотря на то, что они являлись кошмаром для множества крестьян, эти повинности действовали вплоть до 19 века.

Люди пытались бороться с системой, местами поднимая восстания. Но результата действия не давали и для бедняков все чаще всего заканчивалось бедой.

Первым шагом на пути к полному освобождению крестьян от повинностей стал указ о трехдневной барщине. Он на законодательном уровне ограничивал использование труда крестьян в пользу феодалов и царского двора.

Этот манифест запрещал принуждать крестьян к работе более чем три дня в неделю, и в воскресные дни. Указ Павла І одновременно носил религиозный и социальный смысл. С одной стороны, это запрет работы в воскресенье, когда нужно отдыхать и ходить в церковь, а с другой возможность крестьянам вести самостоятельное хозяйство для собственной прибыли.

Важно! Отмена повинности (барщины) состоялась по причине тяжелого экономического состояния страны. Люди были настолько зависимы друг от друга, что построить новую систему не было возможности. И даже те крестьяне, что в принципе имели возможность уйти, не могли этого сделать, потому что нужны были деньги.

Труд и повинности крестьян

Крестьянская реформа 1861 года

Вывод

Именно барщина и оброчная система, как повинности феодализма, повлияли на то, что экономика государства существенно отставала в развитии от других европейских стран. 1861 год ознаменовался отменой крепостного права, а через два года оброк был упразднен. И пройдет много времени до того, пока экономическое и политическое состояние государства изменится к лучшему. Самим людям понадобится несколько десятилетий, чтобы изменить сознание, и окончательно разрушить феодализм.

Это интересно! Из-за чего началась Гражданская война в России 1917-1922 годов

Источник

Как я уже говорил, в нашумевшем (и всё ещё очень даже шумящем) сериале «Крепостная» показаны отношения в помещичьих усадьбах, не имеющие ничего общего с исторической реальностью. Которая была самым натуральным кошмаром. Адом для крепостных крестьян. Пожизненной каторгой – и это в самом лучшем случае.

Это известно и по воспоминаниям современников. и по донесениям тайной полиции (после мятежа декабристов императоры по понятным причинам за помещиками присматривали).

Как известно, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Это сказал британский католический историк лорд Эктон, но это в полной мере относится к российским помещикам эпохи крепостного права. Которая длилась несколько столетий (!).

Из этого психологического факта и из вышеупомянутых донесений и воспоминаний можно сделать весьма неутешительный для «квасных патриотов» вывод. В каждом помещичьем имении помещики не только покупали и продавали крепостных (таких же людей, как они сами) как скот, не только избивали по поводу и без, не только издевались как хотели и когда хотели (де-факто помещики были неподсудны).

Но и содержали целые гаремы крепостных девушек и женщин, которых насиловали как хотели, когда хотели и сколько хотели. Причём начиная чуть ли не с 10-летнего возраста (педофилия и в те годы цвела буйным цветом).

Это к вопросу об «особой русской духовности, морали и нравственности» и «бездуховном и безнравственном Западе». Понятно, что западная элита не из ангелов состоит, но там такие «развлечения» были, мягко говоря, не приняты – в силу отсутствия крепостного права (сиречь рабства). А там где оно было (в США) уже тогда де-факто существовавшие «расовые законы», мягко говоря, не поощряли сексуальные отношения хозяев и рабынь.

Поэтому в реальности уровень и духовности, и морали, и нравственности на Западе просто несопоставимо выше, чем в России. Ибо не было там традиции повального изнасилования девочек, девушек и женщин практический всеми представителями элиты общества в течение столетий.

Исключения, наверное, были, но они лишь подтверждают кошмарное правило – изнасилование крепостных было настолько распространено, что считалось. отдельным и общепринятым видом барщины. Причём насилию подвергались даже. дочери помещиков, рождённые изнасилованными ими крестьянками. И российская элита считала это вполне нормальным.

Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Вообще весь строй крепостного хозяйства, вся система хозяйственных и бытовых взаимоотношений господ с крестьянами и дворовыми слугами были подчинены цели обеспечения помещика и его семьи средствами для комфортной и удобной жизни.

В том числе, и сексуальной, конечно. Кстати, помещицы тоже де-факто насиловали своих крепостных (зачастую обоего пола), принуждая их к половым отношениям. Когда хотели, сколько хотели и как хотели.

Мало кому известно, что насиловали не только крепостных. Но и дочерей, жён и сестёр более мелких дворян (тоже вполне себе стандартная практика, которую российская элита считала нормальной).

Случаев, когда в наложницах у крупного помещика оказывалась насильно увезенная от мужа идворянская жена (или сестра, или дочь) в эпоху крепостного права было немало. Причину самой возможности такого положения дел точно объясняет в своих записках некая Е. Водовозова.

По ее словам, в России главное и почти единственное значение имело богатство — «богатым все было можно». Ничего не напоминает? Впрочем, в советские времена «всё можно» было крупных партийным, советским и хозяйственным чиновникам, силовикам и так далее. Так что даже после Октябрьской революции некоторые кошмарные российские традиции никуда не делись.

Так что положение жён, дочерей и сестёр мелких дворян не сильно отличалось от положения крепостных баб и девок. Только жены незначительных дворян подвергались грубому насилию со стороны более влиятельного соседа, а крестьянские девушки и женщины со стороны «своих» помещиков. И в том, и в другом случае полиция не реагировала на жалобы никак. Опять – ничего не напоминает?

А.П. Заблоцкий-Десятовский, собиравший по поручению министра государственных имуществ (ну, и императора, ессно) подробные сведения о положении крепостных крестьян (и деяниях помещиков, что было несколько более интересно), отмечал в своем отчете:

Подробности чрезвычайно разнообразны. Иной помещик заставляет удовлетворять свои скотские побуждения просто силой власти, и не видя предела, доходит до неистовства, насилуя малолетних детей… другой приезжает в деревню временно повеселиться с приятелями, и предварительно поит крестьянок и потом заставляет удовлетворять и собственные скотские страсти, и своих приятелей»

«Должна идти, коли раба!»

Учитывая, что и в современной России рабство чрезвычайно распространено (многим женщинам просто элементарно некуда бежать от начальника, сожителя, полиции, местных богатеев, бандитов и т.д.), неудивительно, что этот кошмар продолжается и поныне. Особенно в провинции, где российские женщины практически беззащитны перед насильниками (и не только нелегальные иммигрантки).

Насилие в помещичьих усадьбах носило систематически упорядоченный характер. После окончания работ в поле господский слуга (из особо доверенных), отправляется ко двору того или иного крестьянина, в зависимости от заведенной «очереди», и уводит девушку — дочь или сноху, к барину на ночь. Причем по дороге заходит в соседнюю избу и объявляет там хозяину:

«Завтра ступай пшеницу веять, а Арину (жену) посылай к барину»…

Это продолжалось столетиями. После чего очень странно, что кто-то удивляется просто чудовищной жестокости, с которой восставшие крестьяне в Гражданскую войну расправлялись с помещиками и их семьями. А также со священниками, которые оправдывали весь этот ужас и требовали от крестьян смирения и покорности.

В.И. Семевский писал, что нередко все женское население (!!) усадьбы использовалось для удовлетворения господской похоти. Всё – от мала до велика. Некоторые помещики, не жившие у себя в имениях, а проводившие жизнь за границей или в столице, специально приезжали в свои владения на короткое время только для гнусных целей.

В день приезда управляющий имением должен был предоставить помещику полный список всех подросших за время отсутствия господина крестьянских девушек, и тот забирал себе каждую из них на несколько дней. Когда список истощался, он уезжал в другие деревни, и вновь приезжал на следующий год – с теми же мерзкими целями.

А.И. Кошелев писал о своем соседе:

«Поселился в селе Смыкове молодой помещик С., страстный охотник до женского пола и особенно до свеженьких девушек. Он иначе не позволял свадьбы, как по личном фактическом испытании достоинств невесты. Родители одной девушки не согласились на это условие.

Тогда он приказал привести к себе и девушку и ее родителей; приковал последних к стене и при них изнасильничал их дочь. Об этом много говорили в уезде, но предводитель дворянства не вышел из своего олимпийского спокойствия, и дело сошло с рук преблагополучно».

Тех крестьян, кто пытался сопротивляться, безжалостно пороли, сдавали в рекруты, ссылали в Сибирь, отправляли на тяжёлые работы (выписывая билет в один конец). а то и просто убивали. Формально непослушный крестьянин исчезал бесследно, но все прекрасно понимали, куда.

Эта практика нашла отражение даже в оригинальной авторской версии повести «Дубровский», по понятным причинам не пропущенной императорской цензурой и до сих пор малоизвестной. В ней Пушкин писал о повадках своего антигероя Кириллы Петровича Троекурова:

«Редкая девушка из дворовых избегала сластолюбивых покушений пятидесятилетнего старика. Сверх того, в одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных… Окна во флигель были загорожены решеткой, двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирилла Петровича.

Молодыя затворницы в положенные часы ходили в сад и прогуливались под надзором двух старух. От времени до времени Кирилла Петрович выдавал некоторых из них замуж [стандартная помещичья практика], и новые поступали на их место…»

Большие и маленькие Троекуровы населяли российские дворянские усадьбы, кутили, насильничали и спешили удовлетворить любые свои прихоти, нимало не задумываясь о тех, чьи судьбы они ломали (и снова – ничего не напоминает?). Один из таких бесчисленных типов — рязанский помещик князь (!) Гагарин. Довольно типичный представитель российской элиты.

«В его доме находятся две цыганки и семь девок; последних он растлил без их согласия [сиречь изнасиловал], и живет с ними; первые обязаны были учить девок пляске и песням. При посещении гостей они составляют хор и забавляют присутствующих.

Обходится с девками князь Гагарин так же жестоко, как и с другими, часто наказывает их арапником. Из ревности, чтобы они никого не видали, запирает их в особую комнату; раз отпорол одну девку за то, что она смотрела в окно».

Другой помещик – генерал (!!) Лев Измайлов устраивал колоссальные попойки для дворян всей округи, на которые свозили для развлечения гостей принадлежащих ему крестьянских девушек и женщин.

Генеральские слуги объезжали деревни и насильно забирали женщин прямо из домов. Однажды, затеяв такое «игрище» в своем сельце Жмурове, Измайлову показалось, что «девок» свезено недостаточно, и он отправил подводы за пополнением в соседнюю деревню.

Но тамошние крестьяне неожиданно оказали сопротивление — своих баб не выдали и, кроме того, в темноте избили Измайловского «опричника». Взбешенный генерал, не откладывая мести до утра, ночью во главе своей дворни и приживалов налетел на мятежную деревню.

Раскидав по бревнам крестьянские избы и устроив пожар, помещик отправился на дальний покос, где ночевала большая часть населения деревни. Там ничего не подозревающих людей повязали и жестоко избили.

Встречая гостей у себя в усадьбе, генерал, по-своему понимая обязанности гостеприимного хозяина, непременно каждому на ночь предоставлял дворовую девушку для «прихотливых связей», как деликатно сказано в материалах следствия (которое предсказуемо закончилось ничем). Наиболее значительным посетителям генеральского дома по приказу помещика отдавались на растление совсем молодые девочки двенадцати-тринадцати лет.

Число наложниц Измайлова было постоянным и по его капризу всегда равнялось тридцати, хотя сам состав постоянно обновлялся. В гарем набирались нередко девочки 10–12 лет и некоторое время подрастали на глазах господина. Впоследствии участь их всех была более или менее одинакова — Любовь Каменская стала наложницей в 13 лет, Акулина Горохова в 14, Авдотья Чернышова на 16-м году.

Одна из затворниц генерала, Афросинья Хомякова, взятая в господский дом тринадцати лет от роду, рассказывала, как двое лакеев среди белого дня забрали ее из комнат, где она прислуживала дочерям Измайлова, и притащили едва не волоком к генералу, зажав рот и избивая по дороге, чтобы не сопротивлялась.

С этого времени девушка была наложницей Измайлова несколько лет. Но когда она посмела просить разрешения повидаться с родственниками, за такую «дерзость» ее наказали пятидесятью ударами плети.

Нимфодору Хорошевскую, или, как Измайлов звал ее, Нимфу, он растлил, когда ей было менее 14 лет. Причем разгневавшись за что-то, он подверг девушку целому ряду жестоких наказаний.

Сначала высекли ее плетью, потом арапником и в продолжение двух дней семь раз ее секли (настоящее чудо, что она вообще выжила). После этих наказаний три месяца находилась она по прежнему в запертом гареме усадьбы, и во все это время была наложницей барина. После этого, ей обрили половину головы и сослали на поташный завод, где она провела в каторжной работе семь лет.

Кстати, о телесных наказаниях. Все крепостное право держалось на порке. Так, за укрывательство в деревне кого-либо из беглых крепостных подвергался наказанию плетьми старший член семьи с каждого двора.

Помещик времен Екатерины Болотов рассказывал в своих воспоминаниях о помещице, отдавшей приказание перепороть сразу 80 женщин за то, что они. не набрали нужного количества земляники.

Просматривая секретные доклады шефа жандармов Бенкендорфа за 20-е годы XIX века, можно не единожды встретить сообщение о помещичьих зверствах. но лишь о таких, которые заканчивались смертью крепостных во время истязаний.

О случаях же жестокой порки без смертельного исхода, конечно, никто никому не доносил; наказание такого рода было обыденным и ежедневным явлением. Впрочем, предание суду в отдельных случаях помещиков, запоровших крепостных насмерть, еще не означало их осуждения.

Неизвестно, чем закончилось, например, предание суду помещицы Белоруковой, которая запорола насмерть розгами и просмоленною веревкою. девятилетнюю девочку. Вероятнее всего, ничем (типа церковным покаянием).

Ещё одним примером такого «правосудия» является приговор по делу вдовы генерал-майора Елизаветы Эттингер в 1771 году. Было доказано, что по приказанию помещицы «таловыми длинными прутьями» был засечен насмерть ее крепостной. Наказание? Месяц тюрьмы. Крестьянин за убийство – даже менее жестокое – загремел бы на фактически пожизненную каторгу.

Поэтому у тех, кто знаком с реальной историей крепостного права в России, сериал «Крепостная» и ему подобные лживые сказки вызывают лишь отвращение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *