Как рассчитать параметры рыночного равновесия

Экономическое равновесие

Экономическое равновесие – это состояние экономики, при котором объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения.

Частный вид экономического равновесия – это рыночное равновесие, представляющее собой ситуацию на определенном рынке, когда спрос на продукт или услугу равен его предложению. При этом объем продукта и его цена называются равновесными, или ценой рыночного клиринга.

Равновесная цена определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения и представляет собой цену, при которой объем рыночного спроса будет равен объему рыночного предложения. Соответственно, под равновесным объемом понимают объем спроса и предложения, который сложится на рынке при равновесной цене.

Механизм рыночного равновесия выражается в изменении рыночной цены в соответствии с изменением спроса и предложения до тех пор, пока перераспределение товаров на рынке не будет осуществляться в зависимости от величины покупательной способности потребителей. В случае если спрос будет превышать предложение, цена будет расти до тех пор, пока их величины не сравняются. Если же предложение превысит спрос, то цена, напротив, будет снижаться до момента установления равнозначных значений спроса и предложения.

Выделяют два вида рыночного равновесия:

– устойчивое, когда после нарушения равновесия на рынке устанавливаются прежние равновесные цена и объем;

– неустойчивое, когда после нарушения равновесия устанавливается новое рыночное равновесие и изменяются равновесные цена и объем.

Исследованию особенностей формирования экономического и рыночного равновесия посвящены работы А. Маршалла и Л. Вальраса.

Источник

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Закон спроса и предложения

Определение

Рыночное равновесие (англ. Market Equilibrium) является ситуацией на рынке, когда достигнут такой уровень цены, при которой объем спроса равен объему предложения. Другими словами, по этой цене, называемой равновесной, производители готовы и имеют возможность поставить на рынок в точности такой объем товара, который хотят и могут приобрести потребители.

График

На рис.1 приведен пример модели рыночного равновесия для общего и частного случая.

Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Смотреть фото Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Смотреть картинку Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Картинка про Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Фото Как рассчитать параметры рыночного равновесия

Рисунок 1 – Модель рыночного равновесия

Как мы можем видеть на обеих графиках, равновесие достигается в точке E, где пересекаются кривые спроса (D) и предложения (S). Координатами этой точки на графике являются равновесный объем (Qe) и равновесная цена (Pe).

Механизм рыночного равновесия

Для того чтобы ответить на вопрос, каким образом рынок достигает состояния равновесия, рассмотрим два возможных сценария, которые схематически представлены на рис. 2.

Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Смотреть фото Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Смотреть картинку Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Картинка про Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Фото Как рассчитать параметры рыночного равновесия

Рисунок 2 – Механизм рыночного равновесия

Избыточное предложение

Предположим, что цена на товар установилась на уровне P1, что выше уровня равновесной цены Pe (рис. 2а). По этой цене покупатели могут купить количество товара QD, которое меньше, чем количество товара, которое готовы поставить по такой цене производители QS. В этом случае на рынке возникает избыточное предложение, величина которого может быть рассчитана по следующей формуле:

Возникшая конкуренция между производителями вынудит их снижать снижать цены до равновесного уровня, пока вновь не будет достигнуто равенство объемов спроса и предложения.

Избыточный спрос

Рассмотрим обратный сценарий, когда уровень цены P1 окажется меньше чем равновесный (рис. 2б). По такой цене покупатели готовы купить количество товара QD большее, чем количество товара QS, которое готовы поставить на рынок производители. В этом случае на рынке возникает избыточный спрос или дефицит товаров. Формула для расчета его величины следующая:

Возникшая конкуренция между покупателями приведет к росту цен, по мере которого производители будут увеличивать предложение товаров пока вновь не будет достигнуто рыночное равновесие.

Закон спроса и предложения

Понимая действие механизма, благодаря которому наступает рыночное равновесие, мы можем сформулировать закон спроса и предложения, гласящий, что цена на любой товар устанавливается на таком уровне, при котором достигается равенство объема спроса и объема предложения.

Сдвиги рыночного равновесия

Очевидно, что равновесная цена и равновесное количество товара не могут оставаться константой, поскольку спрос и предложение постоянно изменяются под воздействием неценовых факторов. В результате воздействия одного или нескольких из них происходит сдвиг рыночного равновесия, как это схематически показано на рис. 3.

Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Смотреть фото Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Смотреть картинку Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Картинка про Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Фото Как рассчитать параметры рыночного равновесия

Рисунок 3 – Сдвиг рыночного равновесия

Предположим, что увеличение располагаемого дохода потребителей привело к сдвигу кривой спроса вправо из положения D0 в положение D1, как это продемонстрировано на рис. 3а. В результате осуществится сдвиг рыночного равновесия из точки E0 в точку E1. При этом произойдет как увеличение равновесного количества товара с Q0 до Q1, так и увеличение равновесной цены от уровня P0 до P1.

На рис. 3б показан сдвиг кривой предложения вправо из положения S0 в положение S1, который произошел по причине выхода на рынок новых производителей. Следствием этого стало смещение рыночного равновесия из точки E0 в точку E1. В результате равновесный объем увеличился с Q0 до Q1, а равновесная цена, напротив, снизилась с уровня P0 до P1.

Анализ изменений рыночного равновесия

Проведение анализа изменений рыночного равновесия предполагает три последовательных шага.

Примеры решения задач

Задача 1

Предположим, что правительство ужесточило требования иммиграционного законодательства, что привело к снижению потока иммигрантов в страну. Необходимо определить, как данное решение повлияет на точку равновесия рынка аренды жилья.

Решение

Проведем анализ изменений рыночного равновесия, воспользовавшись приведенной выше методикой.

Графически результаты проведенного анализа приведены на рис. 4.

Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Смотреть фото Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Смотреть картинку Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Картинка про Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Фото Как рассчитать параметры рыночного равновесия

Рисунок 4 – Изменение рыночного равновесия в результате смещения кривой спроса влево

Таким образом, ужесточение иммиграционного законодательства приведет одновременно и к снижению стоимости аренды, и к уменьшению количества сделок.

Задача 2

В результате урагана банановые плантации получили серьезный ущерб, что вынудило производителей пересмотреть свой прогноз по ожидаемому урожаю в сторону уменьшения. Определите, как изменится рыночное равновесие в этом случае.

Решение

Проведем анализ изменений.

Графическая интерпретация проведенного анализа продемонстрирована на рис. 5.

Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Смотреть фото Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Смотреть картинку Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Картинка про Как рассчитать параметры рыночного равновесия. Фото Как рассчитать параметры рыночного равновесия

Рисунок 5 – Изменение рыночного равновесия в результате смещения кривой предложения влево

Как мы можем видеть, последствием урагана для рынка станет уменьшение предложения бананов и рост цены на них.

Источник

Расчет параметров рыночного равновесия при введении налога на производителей

Решение

Рыночное равновесие достигается при равенстве объемов спроса Qd и предложения Qs :

Qd = Qs Подставив в равенство функции спроса и предложения, получим:

Для того чтобы определить равновесный объем, необходимо в уравнение спроса или предложения подставить равновесную цену

Таким образом, равновесная цена составляет Р=30 ден. ед., а равновесный объем – Qd =40 ед

.Б) параметры равновесия, если введен налог в размере 5 руб. за 1 шт

Расчет параметров рыночного равновесия при введении налога на потребителей

До введения налога рыночное равновесие достигалось при цене Р0 и объеме Q0(на рисунке — в точке пересечения кривых спроса D и предложения S). Рассчитаем параметры равновесия

В результате введения налога произойдут следующие изменения:

· Поскольку вводится налог на потребителей, то для них цена возрастет и составит Pd. Количество товара, которое потребители приобретут по данной цене, составит Q1(на рисунке — точка пересечения кривой спроса D и цены Pd).

· Чистая цена, которую получат производители, составит Ps. Количество товара, которое производится при данной цене Ps, составит Q1 (на рисунке — точка пересечения кривой предложения S и цены Ps).

Теперь по пунктам ответим на поставленные в задаче вопросы.

1. Как изменятся равновесные цена и объем продукции? Рыночное равновесие достигается тогда,когда объем продаж производителя равен объему покупок потребителя:

Равновесный объем продаж Q1 после введения налога соответствует цене Pd на кривой спроса и цене Ps на кривой предложения. Разница между ценой покупки Pd и ценой продажи Ps составляет величину налога t:

Так как кривые спроса, предложения и размер налога заданы, параметры рыночного равновесия после введения налога можно найти из уравнений:

Подставив первые два уравнения в третье получим:

Введение налога на потребителей приведет к росту цены продажи. Она составит Pd= Ps + 5.

Подставляем Pd в уравнение и получим:

Подставив равновесную цену Ps в уравнение предложения, получим равновесный объем Q1:

Тот же результат можно получить, если подставить цену покупки Pd в уравнение спроса:

Q1 = 100 – 2 × 32,5 = 35

После введения налога на потребителей в размере 5руб за ед. равновесный объем на рынке составит 35 ед. при равновесной цене (Ps ) 27,5 за ед. Таким образом, введение налога на потребителей приведет к сокращению равновесного объема на 5 ед. (40 – 35) и равновесной цены на 2,5 руб. (30 – 27,5).

2. Каков доход государства от введения налога? За каждую единицу проданного товара государство получит 5 руб.. Общая сумма налогов, полученных государством, составит:

Дг = Q1 × t = 35 × 5 = 175 руб.

Графически общая сумма доходов государства представлена на рисунке суммарной площадью прямоугольников A и D.

3. В какой степени пострадают от введения этого налога потребители и производители? Для того чтобы определить, каким образом налоговое бремя распределяется между покупателями и производителями, необходимо определить размер их потерь в результате введения налога. Объем покупок потребителей в результате введения налога сократился с 40 ед. до 35 ед., а цена покупки возросла с 30 руб. до 32,5 руб. Общие потери потребителей (в результате роста цены и сокращения объема покупок) с введением налога графически представлены суммарной площадью фигур А и В. При налоге потребителям каждая единица товара обходится на 2,5 руб. дороже, чем без налога, т.е. они дополнительно тратят:

Q1 × 2,5 = 35 × 2,5 = 87,5руб.

Q1 × 2,5 = 35 × 2,5 = 87,5руб.

Расчет параметров рыночного равновесия при введении налога на производителей

.Как изменятся равновесные цена и объем продукции? Рыночное равновесие достигается тогда, когда объем продаж производителя равен объему покупок потребителя:

Разница между ценой покупки Pd и ценой продажи Ps составляет величину налога t:

Определяем параметры рыночного равновесия до введения налога:

Параметры рыночного равновесия после введения налога определяем с помощью уравнений:

Введение налога на производителей приведет к тому, что получаемая ими чистая цена уменьшится. Введение налога на производителей не отразится на цене покупки Pd, а цена продажи будет равна Ps = Pd – 5. Сделав все необходимые подстановки, получаем:

Ps = 32,5 – 5 = 27,5 руб.
Q1 = 100 – 2 × 32,5 = 100-65=35 ед.

После введения налога на производителей равновесный объем составил 35 ед., а равновесная цена – 32,5 руб. Таким образом, равновесный объем сократился на 5 ед., а равновесная цена возросла на 2,5 руб.

2. За каждую единицу продан ого товара государство получит 5 руб.. Общая сумма налогов, полученных государством, составит:

Дг = Q1 × t = 35 × 5 = 180 руб.

До введения налога цена продажи составляла 30 руб., а после введения налога – 27,5 руб., т.е. при налоге производители за каждую проданную единицу товара получают на 2,5 руб. меньше. Часть налоговых поступлений, оплачиваемая производителями, составит:

Q1 × 2,5 = 35 × 2,5 = 87,5 руб.

Таким образом, при введении налога на производителей покупатели оплачивают такую же часть налоговых поступлений как и производители.

Источник

Определение и функции равновесной рыночной цены

Максимизация прибыли – естественное желание всех субъектов коммерческой деятельности. Рост рентабельности невозможно обеспечить без оптимизации системы ценообразования. Выработка ценовой и товарной политики предприятий должна соотноситься с двумя факторами: уровнем спроса и предложения в целевом сегменте.

Вопрос: Вправе ли налоговый орган учесть рыночную цену недвижимости для расчета предельной суммы доходов по УСН и пересчитать налоги по ОСН в случае ее превышения, если организация продала взаимозависимому лицу недвижимость по заниженной цене?
Посмотреть ответ

Понятие равновесной рыночной цены

Равновесная рыночная цена – идеальное сочетание уровня издержек предприятия и степени доходности деятельности. Она позволяет определить точку безубыточности, идентифицировать оптимальные объемы производства и сбалансировать ценообразование.

Вопрос: Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)?
Посмотреть ответ

Равновесная цена на рынке отображает равенство между объемом спроса на конкретную продукцию и существующего в избранном сегменте предложения от производителей. Достижение такого уровня стоимости означает, что рынок сбалансирован, на нем отсутствуют признаки дефицита или переизбытка. При этом в краткосрочной перспективе нет предпосылок для существенного изменения цены в сторону повышения или понижения. Удержание равновесной цены в условиях рыночной экономики на протяжении длительного периода времени затруднительно.

КСТАТИ, величины равновесных рыночных цен используются в качестве ориентиров не только субъектами предпринимательства, но и контролирующими органами.

Что означает равновесная цена

Сравнение ценовой точки равновесия с текущими ценами в избранном сегменте продаж позволяет выявить ниши для расширения производства, наращивания объемов предложения, обнаружить бесперспективные пути развития компания и выделить главные стратегические цели для формирования коммерческой политики предприятия. Как это работает:

Вопрос: Как определяется рыночная цена сделки в целях налогового контроля?
Посмотреть ответ

В первой ситуации предпринимателям для увеличения прибыли придется искать пути снижения собственных издержек: за счет сокращения персонала, снижения требований к качеству исходного сырья. Альтернативный вариант – разработка нового продукта с аналогичными характеристиками, но с меньшим уровнем капиталоемкости и материалозатратности.

Вторая ситуация позволяет занять свою нишу на рынке без расходов на инновационные мероприятия. Предпринимателям для извлечения прибыли достаточно взять на вооружение существующие технологии производства и оперативно внедрить их. Альтернативный вариант – создание уникального продукта, у которого нет аналогов. В этом случае ниша будет пустовать, ценообразование формируется одним участником рынка, на конечную стоимость будут влиять издержки производства и расходы на рекламу. Без последних не обойтись, ведь потребители не знают о существовании такого товара. Их надо убедить, что изделие им необходимо.

ВАЖНО! При вливании в нишевой сегмент рынка необходимо предварительно рассчитать оптимальный объем производства, чтобы с появлением нового конкурента не возник эффект затоваривания (следствие – значительное снижение цены и рентабельности, возможно появление убытков).

Процесс уравновешивания ценовых показателей может происходить двумя способами:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Экономические закономерности по уравновешиванию цен путем корректировки уровня спроса и предложения актуальны не только для производственной сферы, но и для услуг, работ.

Спектр факторов, влияющих на цену

Равновесный уровень цен может меняться под воздействием снижения или повышения спроса, предложения. Оптимальное сочетание этих двух показателей помогает стабилизировать ситуацию на рынке и полностью удовлетворять потребности покупателей, обеспечивать нормальный уровень прибыли субъектам предпринимательства.

На цену влияют две группы факторов:

Покупатель при оценке оптимальности заявленной цены на товар соотносит стоимость со степенью необходимости изделия. Если продукция обладает для потребителя незаменимыми свойствами, аналогов ей нет, конкурентная среда характеризуется лояльными условиями для производителей, то цену на нее можно устанавливать высокую. В этой ситуации покупатели будут вынуждены приобретать товар даже по завышенным расценкам.

Если уровень полезности для потребителя низкий, то при повышении стоимости (даже незначительном) процент продаж будет сокращаться. Перед производителями становится вопрос о снижении цены для увеличения спроса. Сделать это можно за счет минимизации издержек.

ВАЖНО! При ценообразовании надо устанавливать расценки на продукцию не ниже суммы понесенных на ее производство затрат.

Равновесные цены в отдельном сегменте рынка представляют собой сочетание стоимости, которую потребители готовы платить за возможность владения конкретным товаром, и стоимости, которая будет покрывать производственные издержки и приносить прибыль предприятию-изготовителю.

На величину потребительского спроса могут оказывать существенное влияние такие факторы:

Предложение может корректироваться под воздействием таких факторов:

СПРАВОЧНО! Налоговая нагрузка на равновесную стоимость не оказывает прямого воздействия. Обязательства перед бюджетом производственные компании закладывают в цену товара, вследствие чего снижается спрос. Точка равновесия будет достигнута, но величина оптимального уровня производства будет скорректирована.

Как определить равновесную рыночную цену

Определение точки равновесия в вопросах ценообразования начинается с анализа взаимосвязи между величиной спроса и предложения. Оптимальным значением цены является уровень, при котором вся производимая продукция будет распродаваться. Например, предприятие решило заняться выпуском бюджетных моделей вязаных зимних шапок, себестоимость единицы продукции находится на уровне 105 рублей. Анализ конъюнктуры рынка и возможностей компании представлен в таблице:

Цена, руб./ед.Объем производства, тыс.шт.Спрос, тыс.шт.Излишек / дефицит
130300750-450
140430660-230
150450600-150
1805005000
20052047050
250570400170
500707250457

Если устанавливать минимальную цену, предприятие готово выпускать не более 300 тысяч шапок. При этом спрос будет значительно выше, так как конкуренция в этом ценовом диапазоне низкая. В итоге будет сформирован дефицит. По мере роста цены компания готова наращивать объемы производства. Одновременно с этим будет ужесточаться конкурентная среда, а потребительский спрос пойдет на спад. В итоге при ценах выше 500 рублей за единицу на рынке появятся признаки затоваривания (в случае с сезонными товарами можно не успеть исправить ошибки в ценообразовании, понесенные издержки не окупятся).

Цена 520 рублей может считаться приемлемой, но надо быть готовым к тому, что в среднесрочной перспективе объемы продаж будут постоянно сокращаться. В каждом сезоне у предприятия будут оставаться нереализованными 50 тысяч шапок. В следующем периоде могут измениться тенденции моды или предпочтения потребителей, что значительно сократит возможности продажи прошлогодних остатков. В этой ситуации придется либо существенно снижать цены (иногда требуется понижать цены до уровня себестоимости или работать в убыток), либо создавать на их основе новые модели. Идеальным сочетанием спроса и производства будет характеризоваться цена в 500 рублей. Именно это значение и будет равновесной стоимостью.

Источник

Как рассчитать параметры рыночного равновесия

5. Эффект замещения.

6. Принцип убывания маржинальной полезности.

8. Детерминанты спроса.

10. Нормальные товары.

Групповая дискуссия по теме

Задача 1. Расчет параметров рыночного равновесия при отсутствии налогов на потребителей и производителей

Условие задачи

Спрос и предложение фирмы на рынке описываются уравнениями: Q d =200-5Р; Q s =50+Р. Определите параметры рыночного равновесия.

Решение

Рыночное равновесие достигается при равенстве объемов спроса Q d и предложения Q s :

Подставив в равенство функции спроса и предложения, получим:

200 — 5Р = 50 + Р
200 – 50 = Р + 5Р
Р = 25

Для того чтобы определить равновесный объем, необходимо в уравнение спроса или предложения подставить равновесную цену:

Таким образом, равновесная цена составляет 25 ден. ед., а равновесный объем – 75 ед.

Задача 2. Расчет параметров рыночного равновесия при введении налога на потребителей

Условие задачи

Кривая спроса описывается уравнением Q d =70-2Р, а кривая предложения — уравнением Q s =10+Р. Правительство ввело налог на потребителей в размере 9 долл. за единицу. Определите:

Решение

До введения налога рыночное равновесие достигалось при цене Р 0 и объеме Q 0 (на рисунке — в точке пересечения кривых спроса D и предложения S). Рассчитаем параметры равновесия:

70 — 2Р=10 + Р
3Р=60
Р=20 долл.
Q 0 =30 ед.

В результате введения налога произойдут следующие изменения:

Теперь по пунктам ответим на поставленные в задаче вопросы.

1. Как изменятся равновесные цена и объем продукции? Рыночное равновесие достигается тогда, когда объем продаж производителя равен объему покупок потребителя:

Равновесный объем продаж Q 1 после введения налога соответствует цене P d на кривой спроса и цене P s на кривой предложения. Разница между ценой покупки P d и ценой продажи P s составляет величину налога t:

Так как кривые спроса, предложения и размер налога заданы, параметры рыночного равновесия после введения налога можно найти из уравнений:

Q d = 70 — 2Р
Q s =10 + Р
Q d = Q s
P d — P s = 9

Подставив первые два уравнения в третье получим:

Введение налога на потребителей приведет к росту цены продажи. Она составит P d = P s + 9. Подставляем P d в уравнение и получим:

70 – 2(P s + 9) = 10 + P s
70 – 2 P s – 18 = 10 + P s
3 P s = 42
P s = 14
P d = 23

Подставив равновесную цену P s в уравнение предложения, получим равновесный объем Q 1 :

Тот же результат можно получить, если подставить цену покупки P d в уравнение спроса:

Q 1 = 70 – 2 × 23 = 24

После введения налога на потребителей в размере 9 долл. за ед. равновесный объем на рынке составит 24 ед. при равновесной цене (P s ) 14 долл. за ед. Таким образом,введение налога на потребителей приведет к сокращению равновесного объема на 6 ед. (30 – 24) и равновесной цены на 6 долл. (20 – 14).

2. Каков доход государства от введения налога? За каждую единицу проданного товара государство получит 9 долл. Общая сумма налогов, полученных государством, составит:

Д г = Q 1 × t = 24 × 9 = 216 долл.

Графически общая сумма доходов государства представлена на рисунке суммарной площадью прямоугольников A и D.

3. В какой степени пострадают от введения этого налога потребители и производители? Для того чтобы определить, каким образом налоговое бремя распределяется между покупателями и производителями, необходимо определить размер их потерь в результате введения налога. Объем покупок потребителей в результате введения налога сократился с 30 ед. до 24 ед., а цена покупки возросла с 20 долл. до 23 долл. Общие потери потребителей (в результате роста цены и сокращения объема покупок) с введением налога графически представлены суммарной площадью фигур А и В. При налоге потребителям каждая единица товара обходится на 3 долл. дороже, чем без налога, т.е. они дополнительно тратят:

Q 1 × 3 = 24 × 3 = 72 долл.

Q 1 × 6 = 24 × 6 = 144 долл.

Задача 3. Расчет параметров рыночного равновесия при введении налога на производителей

Условие задачи

Предположим, что кривая спроса описывается уравнением Q d =400- Р, а кривая предложения — уравнением Q s = 100 + 2Р. Правительство ввело налог на производителей в размере 15 долл. за единицу продукции.

Решение

1. Задача решается аналогично предыдущей (см. Задача 2), с той лишь разницей, что налогом облагаются не потребители, а производители. Определяем параметры рыночного равновесия до введения налога:

400 — P d = 100 + 2(P d – 15)
3P d = 330
P d = 110 ден. ед.
P s = 110-15 = 95 ден. ед.
Q 1 = 400 – 110 = 290 ед.

Параметры рыночного равновесия после введения налога определяем с помощью уравнений:

Q d = 400 — Р
Q s =100+ 2Р
Q d = Q s
P d — P s = 15

400 — P d = 100 + 2(P d – 15)
3 P d = 330
P d = 110 долл.
P s = 110 – 15 = 95 долл.
Q 1 = 400 – 110 = 290 ед.

После введения налога на производителей равновесный объем составил 290 ед., а равновесная цена – 110 долл. Таким образом, равновесный объем сократился на 10 ед., а равновесная цена возросла на 10 долл.

2. За каждую единицу проданного товара государство получит 15 долл. Общая сумма налогов, полученных государством, составит:

Д г = Q 1 × t = 290 × 15 = 4350 долл.

Q 1 × 10 = 290 × 10 = 2900 долл.

До введения налога цена продажи составляла 100 долл., а после введения налога – 95 долл., т.е. при налоге производители за каждую проданную единицу товара получают на 5 долл. меньше. Часть налоговых поступлений, оплачиваемая производителями, составит:

Q 1 × 5 = 290 × 5 = 1450 долл.

Таким образом, при введении налога на производителей покупатели оплачивают в 2 раза большую часть налоговых поступлений, чем производители.

Подведение итогов дискуссии

Проверка рабочей тетради

Проверка выполнения тренировочных тестов

Тестовые задания

1. Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях:

а) если цена на товар растет, предложение этого товара увеличивается;

б) если цена на товар растет, предложение этого товара снижается

в) если цена на товар падает, предложение этого товара увеличивается;

г) если цена на товар падает, предложение этого товара сокращается.

2. Для товара, относящегося к категории нормальных, понижение дохода ведет к:

а) смещению кривой спроса на этот товар вверх;

б) смещению кривой спроса на этот товар влево;

в) смещению кривой спроса на этот товар вправо;

г) смещению кривой спроса на этот товар вниз.

3. Если товар X является субститутом (взаимозаменяющим) для товара

У, то повышение цены на товар X приведет к:

а) понижению спроса на товар У;

б) понижению спроса на товар X;

в) увеличению спроса на товар X;

г) увеличению спроса на товар У.

4. Для издательства, выпускающего учебники, повышение цены на

бумагу приведет к тому, что кривая предложения:

а) переместится так, что возникнет потребительский выигрыш;

г) станет параллельной оси цен.

5. Максимальная цена, которая может быть установлена на рынке по закону, — это:

б) полная экономическая цена;

в) выигрыш производителя;

6. Если куриные окорочка — это товар низшей категории, то как

повлияет экономический бум в стране на их цену и продажу:

а) цена увеличится, объем продаж упадет;

б) цена увеличится, объем продаж возрастет:

в) цена снизится, объем продаж упадет;

г) цена снизится, объем продаж возрастет;

7. Что из перечисленного ниже не является фактором, приводящим к смещению спроса:

а) цены субститутов.

б) потребительский доход.

в) затраты на рекламу.

г) цены взаимодополняющих товаров.

д) цена самого товара.

8. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется в:

а) росте предложения;

б) снижении предложения;

в) росте объема предложения;

г) падении объема предложения.

9. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) спрос равен предложению;

б) цена равна издержкам плюс прибыль;

в) уровень технологии меняется постепенно:

г) объем предложения равен объему спроса.

10. Если спрос возрастает, а предложение снижается, то:

а) равновесная цена повышается, а равновесное количество сокращается;

б) и равновесная цена, и равновесное количество повышаются;

в) и равновесная цена, и равновесное количество сокращаются;

г) равновесная цена сокращается, а равновесное количество повышается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *