как сидят в китае на полу
Почему китайцы спят на твердом? Это полезно для здоровья?
Многие иностранцы, приехав в Китай, удивляются жесткости местных матрасов. Иногда спальные места такие твердые, что некоторые сравнивают их с голым полом. Большинство самих китайцев точно не знают, почему кровати жесткие, но многие отмахиваются пользой для здоровья и привычками. Разбираемся, почему в Китае спят «по-солдатски».
Жесткие матрасы полезнее для позвоночника?
И да, и нет. Твердые матрасы обычно рекомендуют при заболеваниях позвоночника, остеохондрозе. В Китае считается, что именно во сне на твердых матрасах в теле человека свободно циркулирует кровь. Китайская медицина говорит, что спать надо на твердом, но не уточняет, насколько жесткой должна быть кровать. Традиционная китайская мебель, кстати, тоже твердая. В китайских гостиных часто можно встретить деревянные диваны и кресла без какой-либо обивки или подкладок.
Для здорового человека средней комплекции и роста лучше всего подойдут матрасы средней жесткости. Также врачи советуют, чтобы матрас по-разному прогибался под разными частями тела, тогда позвоночник, независимо от позы сна, будет ровным. Однако при различных заболеваниях спины жесткость матраса нужно подбирать индивидуально. Некоторым людям, наоборот, показаны мягкие матрасы.
Тогда, может быть, твердые матрасы дешевле?
Не совсем, хотя у китайцев распространено мнение, что в дешевых отелях кровать жесткая, а в дорогих гостиницах кровати очень мягкие. Все также знают, что европейцы спят на мягких матрасах, а долгое время все иностранцы воспринимались как богатые и состоятельные люди.
Но еще 40 лет назад многие китайцы спали на деревянных досках или на канах — твердых лежанках, которые подогревали снизу с помощью печки (土炕 tǔkàng). Каны были распространены на севере Китая, и сейчас сохранились в удаленных глухих районах страны.
Традиционный кан в китайской деревне. Сейчас такие делают с электрическим обогревом. Фото: Sohu
Со временем уровень жизни в стране стал повышаться, и люди смогли позволить себе настоящие матрасы. Однако привычка спать на твердом осталась, поэтому даже дорогие и визуально мягкие и толстые матрасы часто оказываются жесткими. Сейчас появляется тенденция покупать более мягкие кровати, и найти современные анатомические матрасы совсем не сложно, хотя они дороже.
А, я слышал, на твердом не так жарко
Верно. Китайцы подтвердят, в жару лучше спать на бамбуковой циновке из длинных прутьев или мелких плиток. Если поедете в летний лагерь в китайский университет, не удивляйтесь циновке на тонком матрасе. Это не способ сэкономить, так действительно прохладнее. А на мягкую постель циновку не положишь: она будет проваливаться и сломается.
Фото: 5law.cn
Значит, это культурная привычка китайцев?
Скорее всего. Раз китайцы растут на твердых матрасах, то и во взрослой жизни скорее предпочтут их. Поэтому даже за границей выходцы из Китая ищут «родные» твердые матрасы. Говорят, что в Китае они все равно жестче, чем самые твердые местные изделия.
Любопытно, что по некоторым исследованиям, в Азии, где больше всего распространены жесткие спальные места, люди спят лучше всего. 84% азиатов хорошо высыпаются несколько и более раз в неделю и реже других принимают снотворные. Насколько это связано с жесткостью кроватей, неизвестно.
В интернете смеются: иностранец и китаец спят на одинаковых матрасах. Иностранец жалуется: «Господи, как же твердо! Спать невозможно. Поменяйте, поменяйте!» Китаец говорит: «Ух ты, неплохо. Намного удобнее, чем тот, что был у меня раньше». Мягкость матраса зависит от мыслей человека, а не от матраса, пишут интернет-пользователи.
Елизавета Петрова
10 необычных фактов о жизни китайцев
12 февраля 2021 года — Китайский Новый год. Востоковед Анна Бессмертная объясняет необычные вещи в интерьерах и жизни китайцев, которые нас удивляют
В любом доме или отеле вы увидите четное количество цветов в вазе. Не спешите приносить соболезнования, никто не умер. Четное число — символ симметрии, которая лежит в основе гармонии мира. Имеет значение и сам цветок. Наиболее почитаемые цветы у китайцев — пионы, символ любви и богатства. На втором месте — желтые хризантемы, символ радости, счастья и легкой жизни. В почете и искусственные цветы.
Китайская сервировка и порядок подачи блюд имеют свои законы. Например, прием пищи и чаепитие — два отдельных процесса. И уж точно китаец не поймет русского анекдота: «Вы к нам надолго? — Пока не надоем. — Что, даже чаю не попьете?» Чаепитие — это важная церемония. Для нее выделяется время, не связанное с приемом пищи: или за полчаса до, или после еды. Запивать еду, с точки зрения китайской медицины, вредно. Это приводит к снижению концентрации желудочного сока и замедляет пищеварение, а также влияет на восприятие вкуса блюд. По этой же причине суп в Китае подают ближе к завершению трапезы, а не в начале, как принято у нас.
Обеденный стол — непременно круглый, с крутящимся диском в центре. И это действительно очень удобно. Во-первых, не надо просить передать то или иное блюдо, достаточно крутануть стол. Во-вторых, за круглым столом умещается больше людей, чем за прямоугольным. И, наконец, круглый стол сближает и уравнивает сидящих за ним людей — ведь никто не сидит во главе стола! Но если вас позвали в ресторан, не спешите занять любое свободное место. Приглашающий (хозяин) садится за стол лицом ко входу, самым почетным гостям предлагаются места рядом с ним. Счет оплачивает тот, кто пригласил. Если обед в кругу друзей, то по окончании трапезы начинается спор, кто платит. Спор сопровождается выбрасыванием денег на стол, запихиванием их обратно в карман хозяину, каждый требует от официанта взять именно его деньги. Накормить гостя в Китае почетно и очень важно.
В Китае нет домов под номером 4 и всех прочих номеров с присутствием этой цифры. Связано это с тем, что произношение числительного 4 в китайском языке созвучно со словом «смерть», отсюда и массовое суеверие. В китайских домах нет 4, 14, 24 этажей, в самолетах китайских авиакомпаний вы не найдете рядов с этой цифрой, в доме с таким номером никто не купит квартиру. Зато за номера, в которых есть восьмерка — знак бесконечности и богатства, самое счастливое число для китайцев, — придется доплачивать, будь то номер дома, номер машины или телефона.
При каждом рабочем кабинете, будь он в доме или в престижном офисном центре, расположено спальное место. Неужели китайцы, самая трудолюбивая на свете нация, спят на работе? Да, спят. Тихий час — это святое. Я много лет привыкала к тому, что звонить китайцам с 13 до 14 абсолютно бессмысленно. Не ответят, даже если дело на миллион. Те, у кого нет кабинета, выходят спать на лавочки в парке, можно увидеть спящих китайцев за столиками в кафе и просто на газетке в парке. Поначалу эта картина немного удивляет, потом привыкаешь. Ровно в 14.00 все они встанут и пойдут работать. Кстати, поспать можно и в магазинах ИКЕА. Только в Китае посетителям ИКЕА разрешают отдыхать и спать на продаваемой мебели.
Возможно, ни в одной стране мира не относятся к цвету так ревностно, как в Китае. Скрытый смысл цветов будет преследовать вас повсюду. Он определяет выбор одежды и палитру оформления интерьера. Желтый цвет — самый почитаемый в Китае. Это символ плодородия, стабильности, успеха и вечности, а также символ императорской власти. Веками одежду желтого цвета имели право носить только члены императорской семьи. Красный цвет символизирует жизненную силу, активность, радость. Поэтому традиционная свадебная одежда именно красная. Сила красного цвета отпугивает злых духов, и поэтому дом всегда украшают атрибутикой этого цвета. Белый цвет — это цвет увядания, старости и смерти, цвет похорон и погребальной одежды. Именно отсюда происходит шутка о белых тапочках.
Фэншуй присутствует в жизни каждого китайца. Кто-то ревностно соблюдает все правила, кто-то пытается их отрицать, но так или иначе чтит вековые традиции. Курьезный случай связан с известным офисным комплексом Липпо в Гонконге. Вода из фонтанов, предусмотренных конструкцией фасада, вытекала из здания. Так как вода, по мнению специалистов по фэншую, связана с богатством, то, вытекая из здания, она привела к банкротству огромных компаний-арендаторов, в чем и обвинили архитекторов.
Другой пример — третий терминал международного аэропорта Пекина, построенный к Олимпийским играм по проекту Нормана Фостера (Norman Foster). Колоссальные размеры — длина 3,25 км и площадь 1,3 млн квадратных метров — делают его самым большим сооружением в мире. Британский архитектор постарался вложить в свое детище понимание китайских традиций. Отсюда красно-золотая гамма, резкий изгиб перекрытий и форма здания, схожая с силуэтом дракона.
Ранее Фостер уже сталкивался с принципами фэншуй. В 1985 году по его проекту было построено 47-этажное здание Банковской корпорации Гонконга и Шанхая (Hong Kong and Shanghai Bank). Тогда Норман Фостер не был знаком с фэншуй, поэтому его архитектурные планы подверглись существенным изменениям, на которых настаивали китайские заказчики. Например, треугольные детали каркаса здания первоначально были направлены вниз, а по совету мастера фэншуй их направили вершинами вверх, чтобы не ранить входящих людей и символизировать подъем энергии. Уровень полов с восточной стороны здания понизили, чтобы открыть доступ утренней благотворной энергии.
Почему древние китайцы сидели и спали на полу?
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему древние китайцы имели обыкновение сидеть и спать на полу?
Еще в доисторические времена китайцы создали напольные циновки для сидения и, соответственно, деревянные столики на низких ножках.
С периода Сражающихся царств (479 — 221 до н.э.) использовалось ложе на полу — предок китайских кроватей. При династиях Цинь и Хань выработался полный комплект домашней низкой мебели для сидения и сна на полу.
В период династий Вэй и Цинь производство мебели не только испытывало влияние мастеров династий Восточной и Западной Хань, но, в свою очередь, оказывало сильное воздействие на производителей мебели последующих династий Суй [581 — 618] и Тан [618 — 907]. В тот период северные и западные меньшинства начали использовать высокую мебель, типа высокой кровати Ху, используемой китайскими кочевниками. После недолгого периода адаптации, такая высокая мебель, как круглые и квадратные табуреты и столы, стала больше использоваться. В то же самое время начали постепенно изготавливать все более высокие кровати и кушетки, пока не стало возможным сидеть на них, свесив ноги. Однако низкая мебель все еще доминировала в быту.
Во время династий Суй и Тан сидение на полу все чаще заменялось сидением на высоких стульях. Высокая мебель — стулья, табуреты, столы и кровати на высоких ножках, появилась на рынке мебели и понравилась высшим слоям общества. Они старались купить мебель для спальни в современной манере, следуя за новыми тенденциями моды, которые казались более удобными. В это время в Китае была в обиходе и высокая, и низкая мебель.
Ко времени династии Сун [960 — 1279] кровати, столы, стойки для полотенец, стулья и табуреты на высоких ножках вошли в крестьянский быт, вытеснив многотысячелетнюю традицию сидения на полу. При династии Сун развитие китайской мебели достигло своего апогея.
История развития мебели в древнем Китае показывает, что изменение стиля жизни древних людей — от сидения на полу к сидению на высоких стульях, произошло после династии Сун. Это означает, что традиция сидения на высоких стульях имеет историю всего в одну тысячу лет. Можно задаться вопросом, почему древним китайцам до этого момента не приходило в голову, что сидеть на более высоком стуле более удобно? Этого не понять с помощью логических рассуждений, особенно, если вы читали о невероятных технических достижениях и изобретениях древнего Китая, о которых говорится в книге «Мэн Си Би Тань», написанной Шень Куо во время династии Сун. Возможно ли, что только после появления Ху Чуан древние китайцы поняли, что можно сидеть на высоких табуретах?
Известно, что во времена легендарного правителя Хуан-ди (Желтый Император, 246 — 210 до н.э.), совершенствующегося в Дао, китайская культура была культурой совершенствования. Тогда все ученые, студенты, врачи и чиновники должны были сначала сидеть в медитации, скрестив ноги, регулировать дыхание и ци, и только потом браться за дело. Представители всех слоев общества ценили спокойствие ума и регулировали дыхание перед началом любого дела. Фактически, все общество было средой для совершенствования. Если проследить историю китайских школ совершенствования, не трудно увидеть, что взлеты и падения школы Дао соответствуют высоте табуретов. Так было, когда высокая кровать Ху появилась при династиях Вэй и Цзинь, когда в совершенствование начало проникать влияние конфуцианства и сыновнее повиновение в даосизме.
С тех пор совершенствующиеся начали покидать суетный мир и уходить в глухие горы для самосовершенствования. Когда высокие стулья и кровати стали преобладать на китайском рынке мебели при династии Сун, мирские люди перестали понимать и принимать истинных совершенствующихся. Обычные люди начали смешивать буддизм, даосизм и конфуцианство. Позже, при династии Сун, в школах начал вводиться рациональный подход к классике, что ослабило конфуцианство и изменило господствующую идеологию китайцев.
Замена сидения на полу сидением на стуле может казаться признаком прогресса человеческой цивилизации. Кто мог знать, что, возможно, это была причина отклонения человека от праведного пути, что постепенно привело к падению морали.
Спасибо за использование нашего раздела комментариев.
Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.
Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.
Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]
С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times
Секрет долголетия японцев: На чем спать, чтобы долго жить и быть здоровым
Жители Страны восходящего солнца известны своим отменным здоровьем и долголетием. Среди них меньше всего людей с онкологией, гипертонией и ожирением. Средняя продолжительность жизни японцев — 84 года.
Такими результатами не может похвастаться больше ни один народ мира. Специалисты, изучающие этот феномен, выделили несколько факторов, способствующих долголетию народа Японии.
3 лайфхака от японцев
На первом месте стоит питание, богатое морепродуктами, овощами-фруктами и рисом. Японцы очень умеренны в еде. Кушают понемногу. Предпочитают острые, а не сладкие блюда. Каждый кусочек долго смакуют, благодаря чему никогда не переедают.
Второй лайфхак — особая культура тела. Японцы очень много двигаются. Для того чтобы открыть двери в традиционном японском доме и пройти в другую комнату, человеку приходится дважды сесть на корточки и дважды подняться на ноги. Японцы много работают, поголовно занимаются спортом. Тайцзи и цигун — в приоритете.
Еще один лайфхак связан со сном. В Японии очень мало людей, страдающих болезнями опорно-двигательного аппарата. До 90—100 лет старички остаются бодрыми, выполняют домашнюю работу, помогают нянчить внуков. Такая заслуживающая уважения подвижность связана и с увлечением гимнастикой, и с привычкой спать на твердой постели.
Как спят в Стране восходящего солнца
В западных странах привыкли нежиться в мягкой постельке. Образ принцессы, которая сквозь 100 мягких перил почувствовала одну маленькую горошину, мог родиться только в воображении западного человека. В Японии не привыкли так баловать и нежить свое тело. Согласно восточной философии, любая чрезмерность — враг идеала.
С древнейших времен японцы живут в очень скромно обставленных домах. 4 стены, застеленный татами пол, приземистый столик для чайной церемонии — вот все «богатство» традиционного японского дома. Пышных кроватей с балдахинами, как при дворе Людовика XIV, здесь не увидишь.
Тысячелетиями японцы спали практически на полу, подстелив под усталое тело обычную соломенную циновку. Мягкости такая «постель» не придавала, но не прямо же на пол укладываться спать цивилизованному человеку!
В Средние века знать стала позволять себе сон на татами — жестких матах, аналогичных тем, которыми застилали полы. Только в XVII веке у японцев появилось подобие современной европейкой кровати — матрас футон. Его делали из плотного хлопка, набивали натуральной шерстью или хлопком-сырцом. Сверху клали две почти плоские подушки и стелили хлопчатобумажное белье.
Плюсы сна на полу
Высота японского футона никогда не превышала 5 см, но и это для привыкших к спартанским условиям самураев было истинной роскошью. Футоны стоили дорого — порядка миллиона иен, — поэтому позволяли их себе только знатные и очень богатые господа. Да и они не сооружали многоярусных постелей в духе Принцессы на горошине.
Японцы с древнейших времен знали, что спать на твердом основании полезно для позвоночника. На мягком ложе спина прогибается, позвонки давят на диски, что приводит к защемлению и грыжам. Такого не происходит, если постель располагается на твердой основе или прямо на полу.
Всем, кто страдает от заболеваний позвоночника, стоит перенять опыт восточных братьев или приобрести ортопедический матрас в магазине «Магия сна». Второй вариант будет адекватной заменой футону: и о спине позаботится, и сон сделает приятным.
ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЙ ЖИЛИЩЕ И ИНТЕРЬЕР НАЧИНАЯ С ХАНЬСКОЙ ЭПОХИ ДО СРЕДНИХ ВЕКОВ
Жилое помещение в ханьскую эпоху почти никогда не было самостоятельным, отдельно стоящим строением. Оно было основным, но не единственным компонентом более крупного комплекса-усадьбы (чжай), которая была основной единицей застройки, как в сельской местности, так и в черте города. Обнесенная стеной, такая усадьбы была изолирована от внешнего мира.
Простейшая ханьская усадьба состояла из соединенных вместе в виде буквы Г жилых помещений, к которым часто присоединялось отхожее место. Дополненная стеной-забором, усадьба получала в плане форму квадрата и приобретала вид замкнутого дворика.
Более сложный вариант усадьбы мог включать в себя шесть отдельных строений: жилой дом, помещение у ворот (сени), амбар, кухню, башню, отхожее место, совмещенное со свинарником.
Устройство ханьской усадьбы, изображенное на каменном барельефе, обнаруженном в районе Чэнду.
В 1-3 вв. широкое распространение получили усадьбы, представлявшие собой подобие небольшой крепости. Подсобные и хозяйственные надстройки усадьбы обеспечивали ее хозяевам автономное решение всех повседневных нужд. Амбар, служивший хранилищем для зерна, имел приспособление для проветривания внутреннего помещения. Колодец, располагавшийся в непосредственной близости к кухне, служил источником питьевой воды. Отхожее место располагалось на втором этаже и совмещалось с находившимся под ним свинарником.
Что касается интерьера ханьского жилища, то как и в предшествующие времена, в доме почти не было мебели. Основным предметом внутренней обстановки были циновки, которыми было застелено все жилое помещение. Циновки были двух типов: грубые из тонких полосок расщепленного бамбука, и более тонкие, сплетенные из стеблей. Края циновок обшивались полосками ткани.
Тан. Янь Либэнь. «Императоры прошлых династий. Фрагмент свитка 5». Свиток на шелку. Из собраний Бостонского музея Изобразительных Искусств.
Рядом с сидением, за спиной сидящего ставили ширму пин (см. статью История китайской мебели до династии Мин). Ширмы делали из ткани, натянутой на раму, дерева, покрытого и расписанного лаком, либо украшенного резьбой.
Так как находясь в доме, человек большую часть времени проводил непосредственного на полу, застеленном циновками, входящий в помещение снимал при входе обувь.
Древние китайцы придавали большое значение манере сидеть, единственно приемлемой позой считалось сидеть на пятках, подогнув под себя ноги. В такой же позе в ханьское время сидели и на топчане. Совершенно недопустимым считалось сидеть, свесив ноги вниз, скрестив ноги, или вытянув их вперед.
План усадьбы в Динцунь, провинция Шаньси. Около 1593 г. 1 Вход в усадьбу 2 Флигель, расположенный против главного здания усадьбы 3 Главное здание 4 Боковые флигели (восточный и западный) 5 Внутренний двор
К концу первого тысячелетия нашей эры в Китае окончательно сложились те особенности архитектуры и техники строительства, которые в своей совокупности составили своеобразный облик китайского жилища. В правление династий Тан и Сун в основном завершилось формирование специфических черт современного традиционного китайского жилища. Как и в предшествующие эпохи, не отдельное здание, а комплекс строений составляет в нем минимальную архитектоническую единицу.
Усадьба прямоугольная в плане, ограничена по периметру стеной и ориентирована по сторонам света (все помещения во дворе располагались симметрично, вдоль оси, проходящей с юга на север), включает в себя следующие компоненты:
К минскому времени складывается характер застройки усадьбы, свойственной китайцам вплоть до нашего времени. Судить об особенностях усадьбы минского времени можно по сохранившейся до нашего времени усадьбе, построенной в 1377 году для потомков Конфуция. Усадьба, частично перестраивавшаяся впоследствии, и тем не менее сохранившая свой первоначальный облик, обнаруживает в своей планировке ряд черт, сближающих ее с традиционным китайским городом:
О многих аспектах материальной культуры минского времени можно судить по миниатюрным моделям усадеб, выполненных из обожженной глины и весьма реалистично имитирующих бытовавшие прототипы. Наиболее простая по планировке усадьба имела два двора и одно центральное здание, в более сложном подтипе усадьбы внутреннее пространство имело трехчастное деление с двумя центральными зданиями. Одно из зданий было значительно выше остальных и представляло собой двухэтажную башню, приспособленную для круговой обороны.