как звали жениха бабы яги поле чудес

Жених Бабы Яги? Какой ответ в игре Планета кроссвордов?

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

Вообще, я считала (сама не знаю почему), что женихом Бабы Яги является Кощей. И это несмотря на то, что между ними в сказках есть некая вражда.

Но оказывается, женихом Бабы Яги является леший! Ну по крайней мере такой ответ заложен в игре Планета кроссвордов.

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

Жених Бабы Яги- это кащей бессмертный. они очень подходят друг другу.

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

Просто этот персонаж не так популярен, как первый, поэтому многие частенько так ошибаются.

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

Баба Яга это один из основных персонажей славянского фольклора. Она фигурирует в некоторых сказках. Согласно ним, живет она в избушке на курьих ножках. А вот в женихах у нее ходит другой легендарный персонаж, Леший.

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

Кощея Бессмертного вполне можно было бы назвать мужем Бабы Яги, настолько они по-злодейски похожи. Но ответ не будет верным, поэтому придется подыскивать обладательнице избы на курьих ножках другого жениха. Таким женишком вполне может быть Леший, поскольку оба этих ярких персонажа обитают в лесу. На Лешем и остановимся. Совет да любовь!

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

Довольно неожиданный вопрос. Казалось бы, Бабушка Яга по природе своей холостячка, независимая и самодостаточная личность. Однако и ей человеческое не чуждо, не лишена она человеческих слабостей и нуждается в надежном плече. Возможно, разнообразия ищет.

Леший, но были и другие кандидаты.

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

Есть такой интересный, часто встречающийся в сказках, персонаж, кстати, прекрасно Яге подходящий. И это вовсе не Кощей, хотя современные дети наблюдали его в мультфильмах, якобы ухлестывающего за старушкой, а. леший, именно это в кроссворде и будет верным ответом.

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

По моему мнению Кащея который ещё и бессмертный можно было бы назвать её женихом, во многих сказках они очень тесно общаются.

Но на самом деле её жених Леший.

Слово «Леший» и есть правильный ответ на этот кроссворд.

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

Подвох этой загадки в том, что многие люди, ошибочно начинают думать что это Кощей, так как именно он всегда идет в сказках рядом с ней, как негативный персонаж, однако ведь он всегда держится по сюжету в стороне от нее, а если бы был ее женихом, то жил бы с ней вместе, но этого нет. Женихом же бабы Яги является Леший, который тоже живет с ней в лесу, хоть и является однозначно теневым персонажем по сравнению с ней.

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

Ответ на эту загадку прост для тех, ктопомнит сказку. Лягушка, велела Ивану: Как услышишь стук да гром, не пугайся, скажи, это моя лягушонка в коробчонке едет. Так Иван и сказал. А лягушонка приехала на пир в образе царевны, которой на самом деле и оказалась. Таким образом правильным ответом будет слово КОРОБЧОНКА. Десять букв, как и сказано в задании.

Источник

Немного биографии Бабки-Ежки

Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) — древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну.

Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице — это бесспорные следы матриархата.

При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.

Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга — существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь — кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Дубликаты не найдены

Это всё хорошо. А как имя-отчество Бабы Яги?
Эту тайну раскрыли Стругацкие в «Понедельнике».
И так.

Бабу Ягу зовут Наина Киевна.

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

Говорил ли Георгий Жуков: «Солдат не жалеть, бабы ещё нарожают»?

как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть фото как звали жениха бабы яги поле чудес. Смотреть картинку как звали жениха бабы яги поле чудес. Картинка про как звали жениха бабы яги поле чудес. Фото как звали жениха бабы яги поле чудес

Расхожую фразу, которая характеризует её автора как жестокого военачальника, обычно приписывают маршалу Жукову. Мы проверили, говорил ли он такое.

(Для ЛЛ: похожие фразы много кто говорил, причастность непосредственно Жукова установить не удалось)

Контекст. За последние десятилетия цитата прочно обосновалась в литературе, СМИ и соцсетях. В связи с Жуковым её приводили не только люди гражданские: «Газета.Ru», журналист Дмитрий Гордон, прозаик Александр Бушков, но и такие фронтовики, как писатель Борис Васильев и полковник Владимир Сафир.
А вот что рассказывал сценарист культового в своё время сериала «Штрафбат» Эдуард Володарский в своём интервью 2004 года «Московскому комсомольцу»:

«Генерал Эйзенхауэр в своих воспоминаниях пишет, как он увидел под Потсдамом огромное поле, устланное трупами русских солдат. Выполняя приказ Жукова, они штурмовали город в лоб — под кинжальным огнём немцев. Вид этого поля поразил Эйзенхауэра. Ему стало не по себе, и он спросил Жукова (не дословно, но за смысл я ручаюсь):
— На черта вам сдался этот Потсдам? Зачем вы за него столько людей положили?
В ответ Жуков улыбнулся и сказал (эти слова, воспроизведённые Эйзенхауэром, я запомнил точно):
— Ничего, русские бабы ещё нарожают».

Во многих источниках об этом эпизоде акцент делается не на встречном огне, а на минных полях, которые якобы приходилось преодолевать штрафникам по приказу Жукова.
На портале «Свободная пресса» фраза приписывается другому маршалу — Ворошилову — со ссылкой на директора Государственного архива РФ Сергея Мироненко. Сам же Мироненко в интервью «Комсомольской правде» в 2001 году назвал фразу «Надо технику спасать, а солдат бабы новых нарожают» «знаменитыми словами советского полководца», не уточнив, какого именно. Ещё одним вероятным автором цитаты является генерал-фельдмаршал Борис Шереметев, который в совместной книге Александра Бушкова и Андрея Буровского «Россия, которой не было — 2» успокаивает Петра I после неудачного штурма Нарвы (1703 год): «Не плачь, государь! Что ты! Бабы новых нарожают!»

Для начала рассмотрим ту версию происхождения фразы, которую приводит Эдуард Володарский. В своём интервью он говорит о штурме Потсдама. Однако здесь сразу возникает серьёзное противоречие. Дело в том, что на самом деле Георгий Жуков познакомился со своим американским коллегой Эйзенхауэром уже после победы над Германией, в начале июня 1945 года в берлинском районе Венденшлосс. Вот что пишет об этом сам Жуков:

«Встретились мы по-солдатски, можно сказать, дружески. Д. Эйзенхауэр, взяв меня за руки, долго разглядывал, а затем сказал: «Так вот вы какой!»».

Что касается вышеупомянутых воспоминаний Дуайта Эйзенхауэра, то их рассмотрел известный журналист и знаток Анатолий Вассерман в своей статье «»Бабы ещё нарожают»: откуда и зачем взялась эта русофобская фальшивка»:

И действительно, если заглянуть в главу под названием «Россия» перевода эйзенхауэровских воспоминаний, то ничего подозрительного мы там не увидим. Точнее, подозрительным будет отсутствие даже того человеколюбивого обсуждения, о котором пишет Вассерман, не говоря уже о циничной фразе Жукова. Однако если обратиться к оригиналу, то окажется, что глава «Россия» гораздо объёмнее, чем её русский перевод. В частности, она содержит следующие фрагменты:

«Большим откровением оказалось для меня его описание русского метода наступления через минные поля. Маршал Жуков буднично заметил мне: «Существует два вида мин: противопехотные и против машин и танков. Когда мы упираемся в минное поле, наша пехота продолжает наступление так, словно бы его там не было. Мы рассматриваем потери, понесённые от противопехотных мин, как равные тем, которые мы бы понесли, если б немцы решили защищать данный участок плотным сосредоточением сил вместо минных полей. Наступающая пехота не детонирует противомашинных и противотанковых мин, поэтому после того, как она проходит минное поле и укрепляется на противоположной стороне, за ними идут сапёры и боронят проходы, по которым могут пройти машины».

Мне представилась отчётливая картина того, что произошло бы с любым американским или британским командующим, который попытался бы прибегнуть к подобной тактике, и ещё более яркая картина того, что заявили бы люди в любой из наших дивизий, если б мы попытались сделать подобную практику частью нашей тактической доктрины».

Таким образом, хотя версия Володарского и не подтверждается, однако Эйзенхауэр, вопреки утверждению Вассермана, в своих воспоминаниях действительно был шокирован советской тактикой прохождения минных полей. По крайней мере утверждал такое. Другая ошибка, допущенная Анатолием Александровичем, касается первоисточника цитаты. Вассерман пишет, что им стал фильм 1937 года «Пётр Первый», и далее приводит вышеупомянутый разговор Петра и Бориса Шереметева. Однако, если открыть соответствующий эпизод, окажется, что полководец говорит государю иную фразу: «Бог милостив, Пётр Алексеевич! Народу хватит!»

Источник

Женихи Бабы Яги Пьеса

Пьеса в 3-х действиях
Действующие лица:
1. Баба Яга
2. Змей Горыныч
3. Кощей Бессмертный
4. Кот учёный
5. Рассказчик

РАССКАЗЧИК
Рано утром Бабка Ёжка
Прокатилась на ступе немножко,
Встала на подножку –
И поломала ножку.
Произошло крушение,
Баланса нарушение.

Отправилась в больницу,
Ей быстро помогли.
И вот Ягу проведать
Посетители пришли.

Приехал Змей Горыныч,
Гостинцы ей привёз:
С десяток жаб сушёных
Он вынул на поднос.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
Сказал ей: «Поправляйся,
Подружечка Яга!
Полезла ты, признайся,
Неведомо куда
И поломала ногу –
Но это не беда,
А вот снесла бы голову –
И что тогда. »

БАБА ЯГА
— Голубчик Змеюшка родной,
Вот видишь, как пошло:
Хотелось мне в полёт душой,
Меня и понесло…

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
— Меня взяла бы ты с собой,
Тебя я поддержал бы.
Давно хочу дружить с тобой,
И жить не возражал бы!
Я – жених с головой,
Кто сравнится со мной?!
Целых три головы на плечах у меня,
Богатырь я и телом, и духом!
Да не вижу жены рядом лучше тебя,
С твоей внешностью, разумом, слухом…
Так здоровьем я силён,
Добротой не обделён,
Так богат, не женат и бездетен –
Не найдёшь себе лучше на свете!
Вот поправляйся и решай
Судьбу свою скорей.
Не жду я долго, так и знай.
Пусть ждёт тебя Кощей!

БАБА ЯГА
Про себя так подумала Баба Яга:
«Не красив ты, голубчик, досадно.
Да и три головы у тебя без ума,
На одну хоть бы было – и ладно!
А с другой стороны,
Кавалер без головы –
Это преимущество:
Ничего не понимает
В жизни и имуществе!»

РАССКАЗЧИК
Следом Кощей пожаловал,
Подарки не забыл,
Поганок с мухоморами
Принёс ей и вручил.
Готовил, видно, речь,
Чтобы Ягу развлечь:

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
— Ну что ж, голубушка Яга,
Избушка мне твоя мила,
Твой образ жизни мне знаком –
Я поддержу тебя во всём!
Я ж сам бессмертный
И не слишком вредный.
Я жених, как никто, удалой,
Я всегда остаюсь молодой!
И богатство моё, не секрет,
Таково, что и равного нет!

БАБА ЯГА
— Знаю, знаю, соколик Кощей,
Самый лучший в роду нечистей!
Плохо только одно, что бессмертье своё
Проживаешь ты стареньким дедом,
Молодые года от тебя далеко,
И не вспомнишь их с твоим веком.
От тебя же, вечного бессмертного,
Юность дальше, чем от любого смертного.
Ты со многими жёнами жил –
И всех их давно пережил.

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
— А ты разборчива, Яга,
Не знал я до сих пор.
Пойду к Кикиморе тогда,
Женюсь, я в этом скор.
Раз ты отказываешь мне,
То я пойду к Кикиморе!

БАБА ЯГА
— Иди, иди, милок!
Не будешь одинок!

Вдруг третий посетитель
Пожаловал к Яге.
Его так рада видеть
Старушка на метле.

К Яге пришел любимый
Учёный Кот Матвей,
И яблок молодильных
Принёс в лукошке ей.
Котёнком он отправился
Учиться за моря,
Потом к Яге направила
Кота его родня,
Чтоб научила бабушка
Премудрости дитя,
И кот с успехом справился,
Всё знает не шутя.
Вот только состояние
Вложил в науку он,
Совсем без содержания
Живет в лесу глухом,
Даёт уроки белкам,
Те скачут с ним по веткам.
Зато красив, умён и молод,
Такой жених Яге так дорог!

КОТ УЧЁНЫЙ
— Здравствуй, Бабушка Яга!
Ты куда это пошла?
Врачи вылечили ножку?
Будешь бегать по дорожкам?

БАБА ЯГА
— Да, дружочек мой Коток,
Я здорова, как бычок!
Могу бегать, прыгать, петь,
Даже в ступе полететь…

КОТ УЧЁНЫЙ
— Не спеши, бабуля, в путь,
Полежи еще чуть-чуть.
Нужны силы на дорогу,
Окажу тебе подмогу.

БАБА ЯГА
— Что ж бабулей меня ты зовёшь?
Не стара я еще, чтоб всерьез.
Я стараюсь летать по утрам,
Свежим ветром дышу по ночам,
И здоровый образ жизни веду,
Да и нервную систему берегу.
На меня же ты не смотришь никак,
И не думаешь обо мне – это так.

КОТ УЧЁНЫЙ
— Как не думаю, бабуля Яга?
Молодильных яблок набрал для тебя!
Кушай, бабушка, и молодей,
Здоровей и крепни поскорей.

БАБА ЯГА
— Ну и ты меня, милок, не забывай,
К себе в гости иногда приглашай.
Я душой еще совсем молода,
Я и в мыслях, словно дева, юна…

КОТ УЧЁНЫЙ
— Понимаю, к чему клонишь, Яга.
Только что я за жених для тебя?
Хоть и молод, и умён, но не богат,
Потому и для тебя я простоват.
Для меня же ты скорее образец
Лесной шумности, бездумности вконец:
Интриги вечно крутишь,
В болоте воду мутишь,
С кикиморами шутишь
И нечистью всей рулишь,
С волками дружбу водишь
И по оврагам ходишь,
Ночами путников пугаешь
И в целом по лесу шалишь.
Скажу тебе уж честно я,
Что ты несовременная,
Отстала бесконечно ты
От общего мышления.

БАБА ЯГА
— Зачем меня ругаешь, мой милок?
Тебе я преданна душою и навек.
Твоя шкурка так красива и мягка,
А усы придают лишние года,
Глазки быстрые и смелые,
Зубки острые и белые…

Источник

Фольклор русского северо-востока, передававшийся многие века от поколения к поколению, благодаря Афанасьеву и другим собирателям не погиб и поясняет многое в истории Яги и Золотой бабы. Итак, в путь по этой неведомой дорожке.
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окруженной забором из человеческих костей старая Яга. Временами злобная ведьма налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз и к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Яга имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их. Кто она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему ее имя чаще всего встречается в сказках северо-восточной Руси, мы и постараемся разобраться. Хотя биография ее достаточно загадочна и темна.

Немудрено, что англичанин Джильс Флетчер, рыскавший по северу России не нашел ее в 1588 году на предполагаемом месте нахождения в устье Оби и с огорчением записал в своем сочинении «О государстве русском», в главе о пермяках, самоедах и лопарях: «. Но что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе (о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи), дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня». (Н. Веселовский. Мнимые каменные бабы // Вестник археологии и истории. — Спб» 1905).

Если выше упоминавшееся свидетельство Джильса Флетчера, отождествлявшего Золотую бабу уральских угров и Ягу бабу, принять за кончик путеводной нити, то терпеливо разматывая путаный клубок исторических сведений, археологических находок, старинных ритуалов и обрядов, поверий и преданий, современной краеведческой литературы и старинных народных сказок, можно прийти к выводу, что сказочный образ Яги возник в русском народном творчестве, как результат многовекового взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно-угорской культур.
Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и в зырянских сказках. В настоящем эссе предпринята попытка осветить фольклорные контакты между русским и финно-угорским населением, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о бабе Яге.

В народных русских сказках угорские мотивы проступают достаточно отчетливо.
Постоянное место обитания Яги — дремучий лес на границе света и тьмы, добра и зла. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что лежа в ней Яга занимает всю избу. Подходя к ней, герой обыкновенно говорит: «Избушка-избушка. Встань к лесу задом, ко мне передом!» Повернулась избушка, а в ней Баба-Яга: «Фу-фу! Русским духом пахнет. Тот ей в ответ: «Ты, старая, прежде напой-накорми, а потом про вести спрашивай». Несомненно, что сказка эта придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом обских угров. Фраза о русском духе попала в нее не случайно. Деготь, широко применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей раздражал чуткое обоняние таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбный жиры. Гость, зашедший в юрту в «смазных сапогах», оставлял после себя стойкий запах русского духа».

Народоволец С. Швецов, отбывавший ссылку в Сургуте, оставил в своих «Очерках Сургутского края» любопытную запись, подтверждающую, что производство дегтя местному населению было незнакомо еще в конце XIX века: «… никто из местных жителей не умеет гнать деготь и рыбаки покупают по рублю и дороже за ведро, …».
Нашел свое отражение в сказке и обычай северного гостеприимства; гостя полагается сначала накормить, а затем можно расспрашивать.

Такое переодевание должно было ввести в заблуждение шайтана- показать ему, что путник стоит к нему спиной, покидает запретное место, а не приближается к нему. И тогда обманутый дух оказывался неспособным причинить зло нарушителю покоя его владений. Причем Евладов подчеркивает, что войти на территорию идола разрешалось только со строго определенной стороны.

Свидетельство Дж. Флетчера имеет для нас выдающееся значение не только вследствие весьма малого числа письменных известий начала XVI века о русском Севере и Сибири, но и потому, что оно исходит от наблюдателя, поставленного в непривычные для него условия, что, естественно, обострило его внимание и позволило замечать детали, ускользающие от внимания путешественников из пограничных областей, для которых многие факты не представляли интереса, поскольку были привычными. Как, например, для коми-зырян привычна избушка на курьих ножках, из-за чего она не попала в их волшебные сказки. Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских, а затем и в зырянских сказках. Не случайно в начале книги предпринята попытка осветить возникновение контактов между русским и финно-угорским населением.

В предисловии Зеленина к изданию 1915 года сборника «Великорусских сказок Вятской губернии» отмечается: «. пользующимися известностью в околотке сказочниками оказываются здесь чаще солдаты. Даже и сказочники не солдаты, бесспорно, позаимствовали многие свои сказки от солдат. «. Это положение очевидно справедливо не исключительно для Вятской губернии, но и для других областей. Именно новгородские дружинники, казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о бабе Яге.

А.С.Пушкин обратил свой поэтический взор к Северу еще в молодые годы в период работы над “Русланом и Людмилой”. Вероятно к тому времени Пушкин был достаточно наслышан о некогда могущественной в необозримых северных просторах касте языческих колдунов. Выросшая на финнской мызе Суйды, няня Пушкина Арина Родионовна могла с самого детства впитывать в сознание яркие образы северного финского эпоса: седобородого добродушного колдуна Вяйнямейнена и злобной колдуньи Лоухи. Романтическое воображение Пушкина, подпитанное сказками Арины Родионовны, нарисовало в поэме коварную колдунью-северянку Наину.Вот как рассказывает о родине Наины Финн: “. Природный финн, в долинах нам одним известных, гоняя стадо сел окрестных, в беспечной юности я знал одни дремучие дубравы. Тогда близ нашего селенья как милый цвет уединенья, жила Наина. ”

Яга, как и Наина, одинокая обитательница леса. Несомненно, что это близкие по облику и по духу персонажи и появились из одного фольклорного источника. Но Яга значительно старше и приходится Наине «крестной матерью», если так можно сказать о нечистой силе. Как и Яга, Наина не ведьма — существо сверхъестественное, а колдунья — существо человеческое, способное вершить чудеса при помощи магической науки, заговоров и заклинаний, иначе говоря — шаманка.

В том, что у Пушкина надменная красавица северянка становится в конце концов колдуньей, нет ничего необычного. У языческих финно-угорских племен с их культом женского божества, женщины-шаманки встречались довольно часто. Вероятно, сведения о языческих шаманах и волхвах, почерпнутые Пушкиным из литературы о Севере, преломившись в его воображении, нарисовали нам образ колдуньи, чье имя, характер и внешность более всего напоминает знакомую нам всем с детства Ягу.
Из сказок своей няни юный Пушкин мог усвоить, что “в краю пустынных рыбарей”, на финском Севере “живут седые колдуны”. И навеянные сказками Севера образы Пушкин включил в свою поэму, в которую они так же органично влились, как сливались между собой культуры славян и финно-угров.

Взаимопроникновение сюжетов коми и русского фольклора ясно заметно, если сопоставить сказки народа коми и сказки собраний Афанасьева, Зеленина, Ончукова. При наложении сюжетов они калькируются, но по объему, яркости сюжета, обилию деталей, красочности и образности языка русский вариант представляет собой значительно ухудшенную копию пермяцких сказок, видимо, более ранних.
Мы уже говорили, что Наина должна была принадлежать к одному из финно-угорских народов Северного Урала, которым обязана своим именем, не упомянутым ни в одном из известных толкователей имен собственных.
Можно предполагать, что Пушкинская северянка Наина унаследовала свое имя от хантыйского най, что означает одновременно и необыкновенную женщину и пламя. Наина, най — женщина-пламя, жгучая красавица, душа огня, фея пламени. И в этом ее связь с Ягой. Во всех известных сказках о Яге неизменно присутствует печь, а сама она выступает как хранительница очага. (Вспомним наблюдение С.Бартенева и «арась Яги»).

У хантов и манси, считавших лягушку своей прародительницей, существовал обычай: если кто-нибудь случайно раздавил лягушку, то во ‘искупление греха он должен был отлить ее изображение из свинца и положить в избушку вместе с иттармами предков. Как близкое к Сорни-най божество, Нарас-най могла находиться в одной кумирне с ней, что послужило поводом для сказочников к объяснению родства между Йомой-ягой и лягушкой. Там же, среди священных жертвенных стрел, возможно, хранилась и та, которую царевна-лягушка достала из болота своему суженому.

Судя по многочисленности в капище ступок с пестами, возможно, представлявших собой некий фаллический символ, луков, стрел и веретен, можно сделать вывод о том, что эти предметы составляли обычный набор приношений идолам, связанных именно с рождением ребенка.

Аркадий Захаров
По следу бабы Яги.
Эссе.

Аркадий Захаров
По следу бабы Яги.
Эссе.

Поскольку в былине объединены несколько сюжетов героического эпоса известные по другим источникам, то на былине можно бы не останавливаться, если бы в ее конце не появились персонажи и герои к богатырским подвигам Ильи Муромца непричастные и по происхождению инородные.

Это сказание о сражении Алеши Поповича с бабой Горынкой за обладание ее прекрасной дочерью, волшебницей и богатыршей Ягой Ягиничной. Чтобы оправдать включение этого эпизода в былину, сказитель делает Илью Муромца случайным свидетелем битвы между Поповичем и Горынкой. Довольно неприглядным свидетелем и подстрекателем: «Бей ее по титькам, по белькам. Под гузно!».

В отличие от других супостатов, реально угрожавших спокойствию Руси и утихомиренных русскими богатырями, Горынка ничем не провинилась, никому не угрожала, не поджигала, никого не грабила, не убивала. И не было никакого основания для нападения на нее Алеши Поповича, кроме ее языческой сущности да ее замечательной дочери Яги Ягиничны.

Обратите внимание: в былине впервые названа мать Яги – баба Горынка и обозначен отец Яги, вероятно Яг, Ягу или Ягве.

Взял нечестно означает: против воли невесты, силой, принуждением, без согласия и благословения родителей, без строгого обряда венчания. Далее по тексту былины: «Обвенчали Алешу Поповича с дочерью бабы Горынки и на славу справили брачный пир. Дочь же бабы Горынки была как и ее мать, сильная богатырша и великая волшебница. Шибко она невзлюбила своего мужа Алешу Поповича и уже на подклети сказала ему: «Немного мы с тобою, Алешенька, наживем!». Понимала, несчастная, что с такими замашками и норовом как у Алеши Поповича на свете долго не живут. А может и догадывалась, что языческие злые духи не спустят Поповичу и расквитаются с ним за гибель своей приспешницы Горынки.

Так вскоре и случилось: гордое и хвастливое слово и разудалые замашки погубили богатыря. Нашлась и на него управа в виде волшебных сил, которые воздали ему по заслугам и превратили в каменного болвана – каменную бабу. Сказитель относит каменное изображение Алеши Поповича к числу нечисти, которая возможно оживет перед концом света. Прозвище Попович для сказителя-старовера и беспоповца отнюдь не означает благочестия и не гарантирует его носителю спасения от высшей справедливости..

Так пресекся род Яги. Но в сказках она продолжает здравствовать.
Вот такие открытия в родословной известной всем, но не очень знакомой Яги удалось сделать в архиве П.А. Городцова. Там еще много чего найдется интересного и неожиданного. О народных истоках сказок Ершова и Пушкина, например.
Но об этом как ни будь, в другой раз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *