какие виды деятельности способствуют приобщению ребенка к социальной деятельности в реальном плане
Тестовое задание по теме: «Современные программы обучения и воспитания в детском саду»
Тест по дисциплине «Теоретические основы дошкольного обучения» к разделу 3. Современные программы воспитания и обучения детей в детском саду
1. Укажите программы социального развития детей:
2. Что входит в понятие «социальная действительность»?
а) материальные объекты
б) общественные явления
в) все то, что окружает ребенка
3.Выделите средства ознакомления с социальной действительностью:
г) дидактические пособия
4.Какая функция знаний характеризует приобщение ребенка к ценностям познания:
5. Какая из тенденций приобщения детей к социальной действительности не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста?
а) необязательности знаний
б) формального приобщения детей к социальной действительности
в) перегруженности детей знаниями о социальной действительности
6.В ходе какого процесса ребенок приобщается к сфере социальной действительности:
7.Какие методы приобщения к социальной действительности активизируют познавательную активность детей?
а) сюрпризные моменты
б) переключение на другую деятельность
в) элементарный и причинный анализ
8.Какие виды деятельности способствуют приобщению ребенка к социальной действительности в реальном плане?
в) бытовая деятельность
9.Что является содержанием приобщения дошкольников к социальной действительности?
а) отношение к самому себе
б) отношение к Родине
в) отношение к людям разных национальностей
г) ознакомление с пространственными и временными отношениями
а) Земля наш общий дом
б) Что я знаю о себе
г) Дружат дети всей Земли
11. Какое понятие является стержневым в программе « Я – человек»?
12. Какие нормативные документы лежат в основе социального развития ребенка?
а) Декларация прав ребенка
б) Концепция дошкольного воспитания
в) Положение о дошкольном учреждении
13.Назовите исследователей проблем социального развития детей дошкольного возраста:
14.Назовите показатели социального развития ребенка:
а) уровень овладения навыками самообслуживания
б) социальная адаптация
в) социальный статус
15.Результатом социального развития ребенка дошкольного возраста является:
1.а б в 2. б 3. а б 4. б 5.а б в 6. а 7. а 8. б в 9.а б в10. а б в11. а 12. а б 13. б в 14. а в г15.в
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-1441822
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку
Время чтения: 1 минута
Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Средства приобщения детей к социальной действительности
Елена Разумцова
Средства приобщения детей к социальной действительности
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладении элементами культурного наследия.
Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность», предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому сегодня для педагога очень важно творчески подойти к проблеме ознакомления с социальной действительностью.
Знания о возрастных и психологических особенностях позволяют эффективно знакомить их с социальной действительностью.
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь,как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…
Одним из ведущих методов обучения является – игра. Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Г. В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.
Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой технике, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.
В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивает моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.
Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.
Социальна игра и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит его играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения и т. д.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переходит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.
Процесс ознакомления детей с социальной действительностью и родным краем осуществляется различными методами и приемами. Целесообразно помнить, что обучение детей не ограничивается занятиями. Более того, как отмечала в свое время А. П. Усова, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений и других мероприятий. Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий.
Средства приобщения детей к социальной действительности:
Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.
Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса.
Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная). Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.
Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».
Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.
Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств.
Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
Успешная реализация программ по социальному развитию возможна только при условии учета особенностей социально-эмоционального развития дошкольников. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием каждого ребёнка. Полезно вести записи в дневнике – отмечать успехи и затруднения в развитии контактов со взрослыми и сверстниками, типичные трудности поведения и общения, преобладающее эмоциональное состояние, а также склонности, любимые занятия и игры.
Особенности взаимодействия педагогов и родителей в подготовке детей к школе Одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном образовании является проблема подготовки детей к школе. В связи с перестройкой.
Родительский клуб как форма организации взаимодействия с родителями по формированию детской субкультуры. Тема: «Родительский клуб как форма организации взаимодействия с родителями по формированию детской субкультуры». «От того как прошло детство,.
Создание условий для приобретения социального опыта детьми раннего возраста
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. В группах раннего возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица,с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие: семья, детский сад, общество. Ребенок внимательно следит за тем, как поступают и общаются окружающие его люди. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Суть таких отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.
Родители должны соблюдать те же правила общения с ребенком, что и педагоги, обеспечивая стабильность окружающей обстановки и поддержку проводимой в детском саду работы. Поэтому в индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости выработки общих требований к поведению и речи ребенка.
Известно, что социальноеразвитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса.
Сегодня мы обращаемся к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности ДОУ, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Для решения поставленной задачи в нашем дошкольном учреждении ведётся работа в следующих направлениях: обогащение предметно – пространственной среды; реализация общеобразовательной программы для полноценного психического, физического, эмоционального, интеллектуального развития и обучения детей; использование здоровьесберегающих технологий для усвоения основ культуры.
В нашей группе создана развивающая среда, которая обеспечивает безопасность жизни детей, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми Еёосновные черты таковы: взрослый в общении с детьмипридерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.Предметно-игровая среда в группе отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно также отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр.
Согласно ФГОС основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение. На 3 году жизни действия по отношению к сверстнику как к неодушевленному предмету идут на убыль. Появляется стремление заинтересовать его собой. Все чаще малыши испытывают удовольствия от совместных игр. Поэтому я веду целенаправленная работа по развитию навыков общения.
Считаю, что наиболее эффективные методы социализации заключаются в последовательном моделировании приемлемых форм поведения и установления с малышом теплых, дружеских взаимоотношений. Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья является важной составляющей качественного образования в целом. Так как именно «благополучный» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. Своё общение с детьмиосуществляю с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. В работе с детьми используем демократический стиль общения, т. к. именно он позволяет установить между ребенком и воспитателем доверительные, раскрепощенные отношения, создаёт условия для развития детского общения.
Для этого использую следующие приемы: упражнения на подражание, инсценировки, музыкальные игры, песенки, подвижные игры, развлечения, праздники, театр, чтение и обсуждение сказок, иллюстраций.
Овладение речью является важнейшим событием в этом возрасте. Речь приобретает функцию основного психического инструмента. Она становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением. Проведение работы по речевому общению проходит в непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет каждому ребёнку с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила речевого общения. Особенность работы заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.
Для развития средств общения я использую следующие приемы: вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, знакомство с мирилками, драматизации, наблюдения.
Контакты между детьми дают им дополнительные впечатления, положительные переживания, открывают возможность продемонстрировать свои умения. Способствуют раскрытию творческого начала и самобытности. В ходе общения друг с другом у малышей налаживаются и совершенствуются совместные практические и игровые действия, формируются представления о другом человеке.Для развития потребности в общения я использую следующие приемы: обучение позитивным способам общения, разрешения конфликтов, сопоставление поведения с этическими категориями «хорошо-плохо», «добро-зло» при обсуждении сказок, просьба оказания помощи, пересказ любимого мультика друзьям и взрослым, телесно-ориентированные упражнения, коллективные развивающие игры, совместная творческая деятельность.
Использую в своей работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Вывод: проводимая работа позволяет каждому ребёнку с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила поведения и речевого общения.
Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста Цель: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Задачи: Создать.
Создание условий для развития познавательной активности ребенка посредством игровой деятельности (из опыта работы) «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.
Карта контроля «Создание условий для организации работы по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста» Карта контроля\\r\\n«Создание условий для организации работы по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста» Дата проведения контроля:.
Из опыта работы «Дидактические игры и упражнения по экологии с детьми раннего возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №35 «БЕРЕЗКА» ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО.
Создание условий для художественно-эстетического развития детей раннего возраста Слайд № 1 Представление педагога Слайд № 2. Предметно – пространственная развивающая среда. При формировании высших психических функций.
Создание условий для адаптации детей в группе раннего возраста Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее, прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок.
Создание условий для работы с одарёнными детьми Создание условий для работы с одарёнными детьми (кадровых, информационных, материально-технических) Высокий уровень квалификации педагогов.
Создание условий развития ребенка, открывающих возможность для приобретения опыта в двигательной деятельности В период коренных социальных преобразований и реформ, экономической модернизации общества, а также в связи углублением экологических проблем,.
Создание условий в ДОУ для успешной социализации детей раннего возраста с ОВЗ Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между.