какие виды дотации существуют
Дотация
Дотация – это денежные средства, которые выделяются государственным или местным бюджетом с целью оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям и организациям.
Цель предоставления дотаций
Так как за счет дотации часть стоимости продукции, товаров, работ, услуг оплачивается из бюджетных средств, то предоставление дотаций позволяет предотвратить банкротство и не допускать превышения цен на определенные потребительские услуги и товары.
Также за счет дотаций осуществляется поддержка местных бюджетов и малообеспеченных слоев населения.
Кому предоставляется дотация
Дотация выплачивается предприятия, у которых выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг меньше осуществленных издержек на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг.
Таким образом, дотация компенсирует издержки и покрывает убытки.
Самым большим сегментом дотируемых организаций являются организации и предприятия научной сферы и сельскохозяйственной отрасли, поддержка которых является важным приоритетом для национальной экономики. Также дотация предоставляется нижестоящим бюджетам с целью покрытия разницы между их расходами и доходами и гражданам для покрытия их убытков.
Дотация для населения
Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.
Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:
регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;
финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;
компенсации оплаты проезда определенным категориям граждан в определенных видах транспорта.
Классификация дотаций в зависимости от категории получателей
Таким образом, в зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:
межбюджетные трансферты – это трансферты, выделяемые из федерального бюджета с целью поддержки бюджетов другого уровня;
перечисление денежных средств организациям и предприятиям, в случае если доходы этих компаний существенно меньше расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ или услуг;
пособия, выплачиваемые малообеспеченным гражданам с целью покрытия понесенных убытков или доплата.
Основные особенности предоставления дотаций
Рассмотрим особенности предоставления дотаций в зависимости от категории получателей.
Финансовая поддержка субъектов РФ
Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.
Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.
Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;
дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
Дотации этого вида предоставляются для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов.
Отметим, что различия между регионами нашей стране весьма существенны по ряду причин. Таковыми являются:
масштабы налоговых отчислений, производимых субъектом в федеральный, а не в свой собственный, бюджет.
За счет дотаций регионы-реципиенты (получатели бюджетных трансфертов) решают свои социально-экономические вопросы, обеспечивают малообеспеченным гражданам страны необходимый уровень жизни и предоставляют социальные гарантии.
Отметим, что законодательством РФ предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые в течение продолжительного времени находятся в числе дотационных субъектов. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляет более чем 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, то регион заставят принять особенные меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.
Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого характера и не предполагается возврат дотаций, порядок расходования этих средств контролируется со стороны Счетной Палаты РФ. Субъекты, которые нарушают установленный порядок и не исполняют свои обязательства должным образом, в будущем году уже не смогут рассчитывать на дотационную поддержку государства.
Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ
Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а другая половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федераций, членов Правительства РФ.
Отметим, что дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на осуществление конкретных президентских программ и решение задач общегосударственного значения, которые выполняются в данном конкретном субъекте федерации.
Дотации производителям
Государственные дотации могут предоставляться отраслям хозяйства или отдельным производствам. За счет дотаций компенсируются понесенные издержки, покрываются производственные убытки.
Государственную поддержку получают предприятия, чья деятельность важна для региона или страны в целом, а так же те организации, продукция которых включается в необходимый потребительский минимум, и повышение цен на эту продукцию привело бы в дальнейшем к социальному взрыву. Как правило, к дотационным предприятиям относятся организации с низкой рентабельностью.
Таким образом, государство, предоставляя дотации, решает две задачи.
С одной стороны, дотации защищают предприятие от банкротства, а с другой осуществляется сдерживание роста потребительских цен на продукцию предприятия.
Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости.
Также дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т. п. Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.
Помощь гражданам
Рассчитывать на получение дотации могут и отдельные граждане. Но только в том случае, если граждане смогут подтвердить свою принадлежность к той или иной льготной категории.
Отметим, что для того чтобы получить дотационную поддержку, необходимо не только соблюсти ряд обязательных условий для получения дотации, но документально подтвердить факт выполнения этих условий. Например, получить дотацию на жилье могут те граждане, чья квартира не превышает нормы социального жилья, установленной в данном регионе.
В качестве мер поддержки дотации могут предоставляться и работодателем. Так, например, работодатель может предоставлять сотрудникам предприятия дотацию на проезд к месту работы, на питание, производить доплаты на содержание несовершеннолетних детей. Возможность получения таких дотаций, как правило, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом с работниками предприятия.
На практике предоставляются дотации студентам ВУЗов, которые обучаются за счет бюджета. Как правило, ВУЗ устанавливает ограниченное количество получателей дотаций, к которым могут относиться, например, сироты, учащиеся из многодетных семей, или инвалиды. Причем при ежегодном предоставлении необходимых документов дотацию можно получать за весь период обучения.
Отметим, что дотации, которые были получены гражданами из бюджета, обратному возврату не подлежат.
Тихие омуты: как распределяются субсидии и субвенции российского бюджета
Какой объем бюджетных средств в России распределяется неконкурентным образом? Как получают деньги университеты, больницы, исследовательские центры и другие бюджетные учреждения? Сколько средств и на какие цели распределяется по регионам год за годом? Это лишь малая часть вопросов о том, как устроен российский бюджет. Где искать ответы?
Открытые финансы
Надо отдать должное Минфину и Федеральному казначейству — с 2015 года большой объем информации публикуется на Едином портале бюджетной системы. Среди прочего там есть «Реестр субсидий» — раздел о трансфертах, субсидиях и субвенциях из федерального бюджета, то есть о средствах, перечисляемых другим уровням бюджетной системы и организациям на выполнение госзаданий, софинансирование целевых расходов (субсидии) или на исполнение определенных полномочий (субвенции). Раздел содержит не только общую информацию о каждой субсидии, но и сведения о проведенных по ней платежах, распределителях и получателях, тексты соглашений о предоставлении субсидий и госзадания организаций. Все это доступно в формате открытых данных через открытый API.
Благодаря этому у проекта КГИ «Госзатраты» появилась возможность в 2018 году создать специальный подпроект «Госзатраты. Субсидии». На основе открытых данных реестра были созданы профили распределителей и получателей, как, например, ОТР, что сделало данные еще более удобными для работы аналитиков и исследователей.
15 трлн руб.
Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.
Механизм субсидий и субвенций используется правительством для перераспределения части доходов в пользу регионов, Министерством науки и высшего образования — для выдачи заданий университетам по обучению на бюджетных местах; с помощью этого механизма оказывается поддержка крупнейшим государственным и негосударственным НКО, СМИ, представителям общественности и коммерческим компаниям. Главная особенность такого подхода к распределению общественного блага состоит в том, что в отличие от госзаказа (госзакупок и госконтрактов) субсидии гораздо менее жестко регулируются. А они охватывают заметную часть государственного бюджета.
Субсидии-2018
Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.
Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.
Получателями субсидий являются:
Крупнейшие субсидии были выданы Минтрансом для госкомпании «Российские автомобильные дороги» (74,8 млрд руб.), а также Минэкономразвития в адрес минэкономики Калининградской области (56 млрд руб.) и минфина Крыма (43 млрд руб.).
Особые правила
Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.
Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию. У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний. Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни. Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.
Прозрачность «Цифровой экономики»
Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».
Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.
Ответы на эти вопросы, в частности, покажут, как государство собирается достигать обещанного технологического прорыва и стоит ли нам (предпринимателям, журналистам, просто гражданам) вообще на него надеяться.
Дотации — что это и кому положены
Слово «дотация» образовано от латинского «dotatio». Оно переводится как пожертвование или дар. Это средства, которые безвозмездно передаются государством для поддержки организаций, фирм или граждан. Государство в большинстве случаев осуществляет помощь из средств федерального бюджета. Дотационное финансирование осуществляется тогда, когда оно имеет важное значение для государства. В частности, это относится к поддержке малообеспеченных слоёв населения.
1. Что такое дотация простыми словами
Принято считать, что обычно человек или фирма должны платить за себя сами. Однако оплата расходов в некоторых случаях перестаёт быть частным делом и приобретает важное общественное и государственное значение.
Например, если фирма продаёт газонокосилки и получает хорошую прибыль, это в первую очередь её заслуга. С другой стороны, если она разорится, то для общества ничего страшного не произойдёт.
Такая помощь даёт возможность удерживать приемлемые цены на нужном уровне. Дотации получают предприятия, деятельность которых важна для общества. Они выплачиваются для компенсации расходов в тех случаях, когда это имеет важное государственное или социальное значение. Дотации, например, могут быть направлены на поддержку сельского хозяйства или науки. Эти отрасли неприбыльны, но исключительно важны.
Существует другой вид дотаций. Они могут выплачиваться малообеспеченным гражданам. В качестве примера можно указать на такие доплаты:
Дотациями также называются суммы, которые перечисляются подчинённым бюджетам при наличии у них убытков. Без этих поступлений они не смогут обеспечить выполнение своих обязанностей.
2. Особенности дотационных выплат
Хотя на практике применяется много видов дотаций, у них имеются общие особенности:
Доказав право на получение средств, получатель может тратить деньги по своему усмотрению. Важно отметить, что предоставление дотаций может сопровождаться теми или иными требованиями к получателям.
Иногда это может включать меры по повышению доходности или требования к качеству продукции. Дотации, компенсирующие убытки, которые связаны с наличием причин объективного характера помогают развивать государство и экономику. Однако если убытки связаны с неграмотным руководством, непрофессиональным выполнением обязанностей, то возникает необходимость в принятии мер, которые исправят ситуацию.
3. Для производителей
Существуют несколько различных видов бюджетных выплат: дотации, субвенции, субсидии и другие. Отличительной особенностью рассматриваемого вида выплат является нецелевой характер. Обычно дотации выполняются по такой схеме:
Государство решает, деятельность каких предприятий и организаций для него имеет особое значение. Обычно речь идёт об отраслях, необходимых для развития страны и имеющих важное социальное значение. Для того, чтобы они могли оплачивать расходы и продолжать свою деятельность, государство безвозмездно передаёт нужные суммы.
Оно в первую очередь поддерживает фирмы, которые производят продукцию, входящую в потребительский минимум. Если на их товары будут повышены цены, это резко понизит уровень жизни большинства граждан и сможет привести к социальному напряжению.
Примером таких фирм являются производители хлебобулочных изделий. Отказываясь от повышения цен, эти предприятия существенно уменьшают свои доходы. При этом у них есть значительные расходы, которые необходимо оплачивать. В них входят выплата зарплаты, покупка сырья, ремонт техники, административные и другие выплаты.
Если не будет получена финансовая помощь, то фирмы вынуждены будет прекратить свою деятельность и население не сможет покупать хлеб. Чтобы этого не случилось, из бюджета им поступают дотации, позволяющие не только оплачивать затраты, но и приносящие небольшую прибыль, которая может быть потрачена на развитие производства.
Аналогичная ситуация существует при производстве других жизненно необходимых товаров. Дотации выплачиваются также в тех отраслях, которые жизненно важны для общества и развития экономики. К ним, в частности, относятся научные учреждения, учебные заведения, культурные учреждения. В их число включаются детские сады, школы, больницы.
Иногда дотации предназначены для того, чтобы поддержать конкурентоспособность целых отраслей по отношению к иностранным производителям. Обычно для этого принимаются комплексные меры, куда кроме дотаций включаются налоговые льготы, изменения таможенных ставок и другие.
4. Межбюджетный выравнивающий трансферт
Субъекты Российской Федерации в своих бюджетах имеют доходную и расходную часть. Если первая больше второй, они могут финансировать свою деятельность самостоятельно. Однако такое возможно не всегда. Иногда расходная часть существенно превышает доходную.
Это зависит от особенностей конкретного региона. В некоторых из них, например, имеется развитая промышленность, в других экономика построена в основном на деятельности сельскохозяйственных предприятий. Понятно, что бюджеты в этих регионах будут выглядеть по-разному.
Если расходная часть превышает доходную, то это значит, что в регионе кто-то недополучит бюджетное финансирование. Чтобы этого не произошло государство выплачивает выравнивающую дотацию. Она предназначена для того, чтобы этот субъект РФ, мог полноценно выполнять свои задачи. Такие дотации выравнивают прибыльность бюджетов регионов.
Надо отметить, что хотя дотации предоставляются в соответствии с возникшей необходимостью, тем не менее те субъекты, которые регулярно получают значительные дотации, находятся под особым контролем руководства страны. Их могут обязать принять определённые меры для сокращения расходной и увеличения доходной части регионального бюджета.
5. Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов
Необходимость в финансировании может возникнуть при изменении соотношения расходов и доходов региональных бюджетов. Половина средств, необходимых для дотаций из федерального бюджета распределяется при помощи закона о бюджете на очередной год. Оставшаяся часть направляется по решению специальной комиссии, в которую входят депутаты Государственной Думы, сенаторы Совета Федераций и члены Правительства.
Таким образом, государство финансирует не только подчинённые бюджеты, но и президентские программы, а также выполнение задач, имеющих важное для страны значение.
6. Дотации гражданам
Граждане имеют различные уровни доходов. Малообеспеченные не имеют возможности оплачивать свои расходы полностью. Государство заботится о таких гражданах, предоставляя им необходимую помощь. Она рассчитана на определённые категории граждан. Для того, чтобы её получить, люди должны подтвердить документально, что они соответствуют необходимым требованиям.
Помощь гражданам может предоставляться не только из бюджета, но и выплачиваться работодателем. Он может это делать, например, для поддержки сотрудников в следующих вопросах:
Помощь может предоставляться ВУЗами для тех студентов, которые учатся за счёт бюджета. Ей обычно могут пользоваться инвалиды, сироты, студенты из многодетных семей. Для получения средств они должны ежегодно предоставлять подтверждающие документы. Получение дотаций может происходить на протяжении всего срока обучения.
Хотя большинство дотаций гражданам выдаётся в заявительном порядке, тем не менее есть такие, которые получают в автоматическом режиме. Примером является доплата к пенсии, связанная с прожиточным минимумом. Как известно, существует прожиточный минимум, который определяется не только для всей страны, но и для отдельного региона. Они могут отличаться между собой.
Если доход неработающего пенсионера меньше общегосударственного прожиточного минимума, то ему делают доплату до этого уровня. Если региональный больше федерального, то разница оплачивается из соответствующего бюджета. Обе упомянутых дотации не требуют писать заявления и подавать документы для рассмотрения.
7. Как можно получить помощь
Для получения помощи гражданами, прежде всего необходимо уточнить информацию о доступных видах. Это можно сделать несколькими способами:
Здесь можно узнать не только о видах доступной помощи, но и об условиях её получения, требуемых документах. Обычно помощь адресуется малообеспеченным людям. Для получения нужно подтвердить свой статус. В большинстве случаев могут потребоваться следующие документы:
Дотации выдаются на определённый срок. В большинстве случаев он составляет шесть месяцев. Когда он истечёт, будет нужно вновь документально подтвердить своё право на получение выплат.
Перед обращением за получением помощи необходимо уточнить условия получения и состав необходимых документов для обращения за ней.
Дотации — это выплаты из бюджета, которые направлены на решение важных общегосударственных задач, в том числе социальной поддержки населения. В большинстве случаев финансирование осуществляется на федеральном уровне, хотя иногда может осуществляться из региональных или местных бюджетов. Предприятие также имеет возможность таким образом поддерживать своих работников. При этом выплаты могут быть регламентированы законодательством, обусловлены коллективным договором или трудовыми контрактами.
Депутаты предложили Минфину индексировать дотации регионам
Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал правительству и Минфину как курирующему бюджет ведомству с 2022 года начать индексировать по фактической инфляции текущего года дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (на них приходится более 20% всех трансфертов центра в бюджеты субъектов Федерации). Об этом говорится в размещенном на сайте Госдумы (.docx) заключении комитета на проект федерального бюджета:
«. Комитет полагает, что при подготовке законопроекта ко второму чтению по фактической инфляции должны быть индексированы не только. социальные выплаты, но также дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».
Межбюджетные трансферты регионам осуществляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и «иных» трансфертов. Среди дотаций основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые призваны обеспечить регионы финансовыми ресурсами, гарантирующими минимальные потребности в средствах на выплату зарплаты, оплату коммунальных услуг, социальное обеспечение, образование и т.д. В 2021 году регионы получат выравнивающие дотации на сумму чуть более 718 млрд руб. (по сравнению с 2020 годом их сумма почти не изменилась), следует из материалов Минфина России.
Исходя из того, получает или не получает регион дотацию на выравнивание, его принято относить к донорам или реципиентам, отмечалось в материалах Счетной палаты (.pdf). Эти дотации регионам особенно важны, потому что в отличие от субсидий и субвенций они являются нецелевыми трансфертами и предоставляют больше возможностей региональным властям, подчеркивала Счетная палата.
Ускорение инфляции в этом году
«Мы это предложение ни с кем не обсуждали — только подготовили заключение, члены комитета по финрынку с ним согласились. Дальше дело комитета по бюджету — учесть его или нет. Мы также подумаем о том, чтобы ко второму чтению подготовить поправки об индексации», — пояснил РБК председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
На слушаниях в Совете Федерации 5 октября также прозвучала рекомендация предусмотреть ежегодную индексацию общего объема дотаций регионам на выравнивание «не ниже уровня инфляции» (не уточняется, прогнозной или фактической), закрепив соответствующее положение в Бюджетном кодексе.
По регламенту рассмотрение поправок ко второму чтению проекта федерального бюджета проводится в комитете Думы по бюджету после рассмотрения их в соответствующем профильном комитете. Поправки в проект бюджета может подготовить и правительство. Однако ни депутатскими, ни правительственными поправками уже нельзя увеличить общие расходы, заложенные во внесенном в Госдуму проекте, — их можно только перераспределить между статьями.
Согласно проекту федерального бюджета в 2022 году дотации на выравнивание должны вырасти на 5,6%, до 758,6 млрд руб. В последующие два года заложен их рост на 1,7–2,5% (до 791 млрд руб. в 2024 году). Министр экономического развития Максим Решетников 12 октября заявил, что его ведомство повысило прогноз по инфляции в России на конец 2021 года с 5,8 до 7,4%. Предложение комитета по финрынку предполагает, что дотации нужно индексировать на величину фактически сложившейся инфляции 2021 года.
Между тем министр финансов Антон Силуанов заявил 19 октября в Совете Федерации, что дотации на выравнивание решено увеличивать ежегодно не ниже прогноза по инфляции на очередной год. «По дотациям и индексации: на следующий год у нас объем дотаций растет выше, чем темпы инфляции», — сказал Силуанов, подразумевая официальный прогноз по инфляции на 2022 год (4%). «В последующие годы темпы роста [дотаций] ниже, чем инфляция. И мы договорились о том, что дотацию, как и раньше это было, будем определять на уровне не ниже, чем прогноз по инфляции», — заверил министр.
РБК направил запрос в Минфин.
Варианты индексации дотаций
Сейчас дотации на выравнивание получают все регионы, чей уровень бюджетной обеспеченности (индекс налогового потенциала, поделенный на индекс бюджетных расходов) не превышает единицу. Стабильно выше единицы этот показатель у Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Татарстана, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и еще ряда субъектов. Однако со следующего года количество получателей дотации на выравнивание должно сократиться, поскольку планка по уровню бюджетной обеспеченности снижается до 0,9. Например, исходя из уровней бюджетной обеспеченности, рассчитанных Минфином на 2021 год, на дотацию больше не смогут претендовать Белгородская, Липецкая, Тульская, Ярославская, Калининградская, Челябинская, Иркутская, Новосибирская области. Минфин пока не публиковал распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2022 год.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер в марте предлагал отложить или вообще отменить снижение порога до 0,9, а вместо этого индексировать дотации на выравнивание, чтобы увеличить дотации для низкообеспеченных территорий и одновременно не отбирать их у тех регионов, чей уровень бюджетной обеспеченности варьируется от 0,9 до 1. В итоге на совещании у президента Владимира Путина в конце сентября был предложен компромиссный вариант: проиндексировать фонд выравнивающих дотаций на инфляцию, накопленную с 2017 года, но при этом те регионы, которые превысят новый критерий в 0,9, не лишатся этих дотаций одномоментно — для этих субъектов дотации будут сокращаться ежегодно на 25%. Этот вариант был оформлен в виде поручения президента правительству со сроком исполнения до середины декабря, следует из информации на сайте Кремля. Накопленная инфляция с 2017 года по сентябрь 2021-го составляет 21,7%, следует из данных Росстата.
Исходя из заявлений Силуанова, рекомендаций депутатов и сенаторов и поручения президента, можно заключить, что объем дотаций на выравнивание в 2022–2024 годы определенно изменится по сравнению с текущим проектом бюджета, но как — пока неясно. Вечером 20 октября Минфин разместил на портале regulation.gov.ru проект поправок в методику распределения дотаций на выравнивание, им предлагается закрепить одно из президентских поручений: в частности, регионы, которые должны были лишиться дотации в 2022 году, все-таки получат 75% дотации 2021-го, затем — 50% и т.д. У других субъектов прирост дотации в 2022 году не может превышать 10% к дотации 2021-го. Однако об индексации дотаций в этом проекте ничего нет.
Вопросы к механизму
Замысел индексировать дотации на выравнивание в целом адекватен, поскольку за то время, за которое принимается бюджет и считаются индексы, инфляция частично съедает средства, сказал РБК старший директор, руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Кроме того, дотации на выравнивание — это деньги, которые выделяются на обеспечение всем жителям равных возможностей по получению бюджетных услуг, а стоимость оказания услуг, безусловно, год от года возрастает, добавляет она.
В то же время, по словам Анисимовой, есть вопросы к механизму такой потенциальной индексации: индекс бюджетных расходов, который входит в формулу для расчета уровня бюджетной обеспеченности и, соответственно, от которого в конечном счете зависят объемы дотаций, уже учитывает заработные платы в субъекте, стоимость жилищно-коммунальных услуг и коэффициент уровня цен в каждом регионе. «Коэффициент уровня цен содержит в том числе субъектовое значение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (он считается на основе потребительских цен в субъекте — то есть инфляция на уровне субъекта уже учитывается)», — отмечает эксперт АКРА. Наконец, формула основывается в том числе на среднем подушевом уровне налоговых доходов регионов, который считается на основе показателей прогноза консолидированного бюджета — и в этом показателе тоже будет заметно влияние инфляции, подчеркивает она. Поэтому при разработке механизма нужно будет убедиться, что инфляция нигде не учтена дважды, резюмирует Анисимова.
Общая проблема индексации
За пределами президентского поручения оказались страховые пенсии по старости, которые также выплачиваются из Пенсионного фонда (хотя фактически частично финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета). На выплату страховых пенсий в 2022 году планируется направить более 8 трлн руб. Дело в том, что параметры индексации пенсий по старости до 2024 года были зафиксированы законом о повышении пенсионного возраста: с 1 января 2022 года пенсии должны вырасти на 5,9%. В 2018 году, когда в России увеличивали пенсионный возраст, предполагалось, что страховые пенсии будут ежегодно расти быстрее инфляции, но индексация 1 января 2022 года может впервые оказаться ниже инфляции, если цены в текущем году вырастут больше чем на 5,9%.
«Предусматриваемая законопроектом [о федеральном бюджете] индексация страховой пенсии и социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, окажется ниже прогнозного уровня инфляции на конец 2021 года на 1,5–1,6 процента», — заметил в своем заключении на проект бюджета комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, однако воздержался от каких-либо рекомендаций на этот счет. Президент не исключил дополнительной поддержки пенсионеров и семей с детьми в 2022 году, в том числе через механизм единовременных выплат.