какие виды экспериментальных исследований вы знаете
Основы экспериментальных исследований в легкой промышленности
Введение
Введение
Общей чертой, объединяющей инженеров, социологов, биологов и других ученых является то, что они проводят эксперимент. Биологи экспериментируют на животных, инженеры на различных установках, вычислительных машинах и промышленных объектах.
Эксперимент составляет основу и сущность обучения бакалавра – результатом бакалаврской работы является постановка эксперимента, получение результатов и их обсуждение.
Под экспериментом (от латинского experiment, переводится как “проба”, “опыт”) понимается система операций и воздействий на объект, предназначенных для получения информации об объекте, явлении на основе результатов измерений.
Эксперименты и экспериментаторы могут отличаться друг от друга, но фактически планирование, проведение и анализ всех экспериментов осуществляется в одинаковой последовательности.
Хотя объекты исследований различны, однако методы экспериментальных исследований имеют много общего :
— каким бы простым эксперимент не был, вначале ставится план его проведения;
— стремятся уменьшить число переменных, поскольку это упрощает его работу и делает ее более экономичной;
— все стараются исключить влияние внешних (случайных факторов);
— необходимо контролировать ход эксперимента;
— всех интересует точность измерительных приборов и точность получения данных;
— и наконец, в процессе любого эксперимента необходимо анализировать получаемые результаты и давать их интерпретацию, поскольку без этого решающего этапа весь процесс не имеет смысла.
Мы с вами будем рассматривать инженерный, практических эксперимент, причем под объектом исследования будем понимать реальный процесс, устройство, конструкцию.
1. Классификация видов экспериментальных исследований
1) По форме представления результатов выделяются следующие виды экспериментов:
Например : с помощью разрывной машины определяем, рвется ли кожа.
Или: определяем сминаемость материала (мнется/ не мнется).
Определение наличия примесей в жидкости.
Любой эксперимент, каким бы сложным он не казался, заканчивается представлением результатов, формулировкой выводов, выдачей рекомендаций. Эта информация может быть представлена в виде графиков, чертежей, таблиц, формул, статистических данных или словесных описаний. Качественный эксперимент, как правило, предусматривает именно словесное описание. Однако словесное описание – самый неэффективный способ представления результатов, поскольку не позволяет дать количественные рекомендации, анализировать свойства объекта в иных условиях, решать задачи его управления. В инженерной практике основное содержание эксперимента должно представляться числом или количественными зависимостями.
Например : на разрывной машине определяют прочность на разрыв.
Количественное содержание примесей.
2) По условиям проведения различают:
Например : исследуется скорость крашения при различных температурах.
В промышленных экспериментах эти условия обеспечить значительно сложнее. Усложняются измерения и сбор информации, значительно больше влияние различного рода помех на организацию и проведение эксперимента, измерительные приборы, поэтому особенно необходимо использовать специальные методы. Требуется по возможно меньшему числу измерений получить наиболее достоверные результаты. Заметим, что в современной математической статистике имеются специальные методы, которые при том же количестве измерений позволяют повысить точность или даже при их уменьшении получить более представительную информацию.
3) По виду воздействий на объект различают:
Активный эксперимент – это такой эксперимент, когда уровень (значение) фактора для каждого опыта задает исследователь. Он целенаправленно изменяет условия функционирования процесса и наблюдает результаты. Такой эксперимент можно планировать.
Например : тот же пример с химизмом крашения – температуру или концентрацию крашения изменяет экспериментатор.
Пассивный – это эксперимент, в котором уровень факторов регистрирует исследователь в каждом опыте, но не задает его значение. В дальнейшем он обрабатывает результаты такой регистрации и пытается давать рекомендации.
Например : при крашении используются разные красители. Условия неизменны.
Например: повышение температуры (фактор) ведет к стойкому окрашиванию (стойкость – функция отклика).
1. виды экспериментов
1. Классификация видов экспериментальных исследований
1) По форме представления результатов выделяются следующие виды экспериментов:
Например : с помощью разрывной машины определяем, рвется ли кожа.
Или: определяем сминаемость материала (мнется/ не мнется).
Определение наличия примесей в жидкости.
Любой эксперимент, каким бы сложным он не казался, заканчивается представлением результатов, формулировкой выводов, выдачей рекомендаций. Эта информация может быть представлена в виде графиков, чертежей, таблиц, формул, статистических данных или словесных описаний. Качественный эксперимент, как правило, предусматривает именно словесное описание. Однако словесное описание – самый неэффективный способ представления результатов, поскольку не позволяет дать количественные рекомендации, анализировать свойства объекта в иных условиях, решать задачи его управления. В инженерной практике основное содержание эксперимента должно представляться числом или количественными зависимостями.
Например : на разрывной машине определяют прочность на разрыв.
Количественное содержание примесей.
2) По условиям проведения различают:
Например : исследуется скорость крашения при различных температурах.
В промышленных экспериментах эти условия обеспечить значительно сложнее. Усложняются измерения и сбор информации, значительно больше влияние различного рода помех на организацию и проведение эксперимента, измерительные приборы, поэтому особенно необходимо использовать специальные методы. Требуется по возможно меньшему числу измерений получить наиболее достоверные результаты. Заметим, что в современной математической статистике имеются специальные методы, которые при том же количестве измерений позволяют повысить точность или даже при их уменьшении получить более представительную информацию.
3) По виду воздействий на объект различают:
Активный эксперимент – это такой эксперимент, когда уровень (значение) фактора для каждого опыта задает исследователь. Он целенаправленно изменяет условия функционирования процесса и наблюдает результаты. Такой эксперимент можно планировать.
Например : тот же пример с химизмом крашения – температуру или концентрацию крашения изменяет экспериментатор.
Пассивный – это эксперимент, в котором уровень факторов регистрирует исследователь в каждом опыте, но не задает его значение. В дальнейшем он обрабатывает результаты такой регистрации и пытается давать рекомендации.
Например : при крашении используются разные красители. Условия неизменны.
Например: повышение температуры (фактор) ведет к стойкому окрашиванию (стойкость – функция отклика).
Научный эксперимент: основные разновидности, их функции
Что такое эксперимент в научном исследовании
Эксперимент (от латинского слова «экспериментум» — опыт, проба) — действие, которое мы предпринимаем для того, чтобы подтвердить или опровергнуть какую-либо гипотезу или теоретическое положение.
Эксперимент может быть также проведен из любопытства, как исследование неких жизненных процессов, окружающей реальности.
Для успешного результата процедуру следует проводить не один раз, а повторно, т.е. должна присутствовать константа, а вывод надо основывать на логическом анализе полученных данных.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В науке это один из доступных способов познания действительности, обоснованный принципами повтора и доказательности. Условия и способы проведения всегда индивидуальны. Стратегия эксперимента в научной деятельности предполагает наблюдение с определенной целью. Выбираются явление или объект. Потом ставятся условия, где все будет проходить, они продумываются заранее.
В психологической науке объект — живой человек, поэтому экспериментатор действует совместно с объектом. Целью является выполнение различных заданий, изучение поведения объекта, его изменений и взаимосвязей.
Эксперимент — главный источник эмпирических, т.е. полученных через органы чувств данных, а также опытных знаний. Считается основным методом изменения и исследования реальности.
Отличия эксперимента от исследования:
Классификация экспериментов
Методов и видов экспериментов существует довольно много, потому что их функции и проведение сильно отличаются. Если обобщить все взгляды, то картина классификации будет выглядеть так:
Лабораторный эксперимент
Он же называется искусственным, то есть условия для его проведения создаются экспериментаторами в лабораторной обстановке, а не в реальной. Испытуемый знает о том, что является объектом для эксперимента, но замысел и ожидаемый результат как правило остаются в тайне.
Плюсы такого способа:
Но искусственность является также и самым значимым минусом, потому что такой опыт оторван от жизни и может совсем не соответствовать настоящей ситуации. То, что сделано в лаборатории, не всегда способно дать ростки на реальной почве и остается навсегда только интересным открытием, никак не применимым на практике, а потому бессмысленным.
Минусов довольно много:
Несмотря на недостатки, в науке этот метод считается высшей формой эмпирического знания. Он дает лучшие и наиболее точные результаты при условии правильного проведения и контроля.
Естественный эксперимент
Происходит в полевых, т.е. естественных для подопытного индивида условиях с минимальным вмешательством исследователя. Был впервые разработан пионером в области психологии и педагогики А.Ф. Лазурским. Широко данный вид опытов используется в прикладных исследованиях и при решении социально-психологических проблем.
Независимая переменная не привносится извне, а вплетена в естественный ход событий и деятельность объекта. Эксперимент проводится в общении, во время трудовой, учебной или игровой деятельности.
Отдельно можно выделить следственный эксперимент. В нем хоть сама процедура искусственная, но зато сочетается с естественными условиями, в которых произошло преступление.
Экспериментальные задания или внешняя стимуляция в ходе опыта являются частями привычной работы или жизни индивида, не требуют дополнительного обучения или инструкций.
Естественный эксперимент — в какой-то мере промежуточная форма между собственно экспериментом и объективным наблюдением, потому что исследователь играет пассивную роль наблюдателя, его вмешательство происходит обычно только на этапе подготовки.
Метод включает в себя минусы:
Таким образом, несмотря на большую приближенность к жизни, полевые эксперименты часто не дают таких точных и детальных итогов, как искусственные.
Формирующий эксперимент
Он используется в основном в педагогике, особенно в детской, а также в педагогической психологии и занимает промежуточное положение между лабораторным и полевым. Может применяться также к животным и к неживой природе.
Его смысл в том, что экспериментатор активно воздействует на подопытного. Он воспроизводит специальные ситуации, которые пробуждают появление определенных психических функций и помогают их изменять и формировать для достижения конечной цели. В процессе происходит формирование психики и свойств личности. Это продолжается длительное время и называется лонгитюдным исследованием.
Синонимы: преобразующий, творческий, воспитывающий, психотерапевтический, генетико-моделирующий, созидательный, метод активного формирования психики.
В ходе такого опыта можно добиться не только положительного, но и калечащего результата, поэтому важно, чтобы исследователь подходил к своей работе с морально-этических позиций.
Положительные и отрицательные результаты экспериментов
Результаты контролируемых опытов могут быть как положительными, так и отрицательными, но в последнем случае надо разделять, когда отрицательный исход является ожидаемым, запрограммированным, а когда нет. Положительный результат не всегда характеризует удачный опыт, он может произойти из-за влияния посторонних факторов, как например всем известный эффект плацебо, когда человек, принимающий пустышку, излечивается наравне с тем, кто принимает настоящее лекарство.
Примеры экспериментов
Рассмотрим описание нескольких психологических примеров, т.к. область психологии и социологии часто привлекает внимание общества. Несмотря на то, что многие из них выглядят весьма сомнительно с этической точки зрения, они помогают людям определить, какие методы поведения в отношении окружающих являются злом и должны быть в будущем убраны из нашей жизни, а какие — помогают развитию и более полной самореализации индивидуума в социуме.
Хоторнский эффект
Такое название получил ряд социально-психологических экспериментов, проведенных группой ученых в США в 20-30-х годах XX века на фабрике «Вестерн Электрикс». Нужно было определить причину снижения производительности рабочих. Выяснилось, что выработка зависит от того, что испытуемые выросли в собственных глазах из-за повышенного внимания к ним со стороны исследователей и почувствовали себя в более высоком социальном статусе. Было сказано, что на производительность влияет осознание престижности своей работы и социальные связи в группе. Однако, эти результаты стали потом считать спорными и полученными случайным путем. Рабочие просто считали психологов шпионами руководства компании и боялись попасть под сокращение.
Эксперимент Милгрэма
Описан психологом из Йельского университета в 1963 году. В нем было показано, насколько велика у людей степень подчинения начальству и повиновения «авторитету», несмотря на конфликт с личными убеждениями и нравственные страдания. Испытуемому было приказано причинять физическую боль разрядом электрического тока другому человеку, который был ни в чем не виноват (его роль исполнял актёр, но второй участник опыта об этом не знал). Выяснилось, что если в рабочие обязанности входит причинять боль, то даже моральные мучения от такой «работы» ей не помеха. Необходимость повиновения тому, кто стоит выше по статусу, укоренена в сознании людей очень глубоко.
Интересно, что изначально эти опыты проводились для того, чтобы понять, что двигало немцами, служившими в нацистских концлагерях. Автор предполагал отправиться в Германию, так как по традиции считается, что немцы более дисциплинированны и склонны к подчинению, однако вскоре Стэнли Милгрэм выяснил, что американцы в этом плане ничем не отличаются от представителей германского народа. Страх неподчинения начальнику оказался выражен одинаково у всех.
Эффект Рингельмана
Был описан французским профессором сельскохозяйственной инженерии в 1913 году. Рингельман установил, что чем больше группа, тем меньше индивидуальная производительность каждого из участвующих в ней. Это связано с тем, что в группе снижается личная ответственность, ведь неудача может быть переложена на группу в целом, а не на отдельного работника, который плохо работает. Когда человек работает один, он выкладывается максимально, потому что отвечать за сделанное придется только ему.
Чудовищный эксперимент
Название говорит само за себя. Его идея пришла в голову американским ученым из Айовского университета в 1939 году. Им захотелось узнать, можно ли вызвать заикание у абсолютно здоровых детей. Были отобраны 22 ребенка из сиротского приюта, которых поделили на две группы. В первой группе детей хвалили за хорошее чтение и за правильную речь, а во второй ругали и всячески высмеивали. Вследствие чего у участников второй группы появились дефекты в произношении и застенчивость. У некоторых проблемы сохранились до конца жизни. Результаты опытов были скрыты от общественности, чтобы не портить репутацию экспериментаторов и не сравнивать их деятельность с нацистскими опытами над людьми во время войны.
История психологии знает и более чудовищные эксперименты, отличавшиеся неоправданной жестокостью: мальчик Брюс Реймер, которого из-за ошибки хирурга решили воспитывать как девочку, опыты на животных под названиями «источник отчаяния» и «приобретенная беспомощность» и многие другие. Это позорная страница в науке, ведь несмотря на пользу от психологических опытов, нужно всегда помнить о том потенциальном вреде, который они могут нанести объекту исследования и именно его ставить во главу угла, когда принимается решение о целесообразности исследования.
Организация и математическое планирование эксперимента. Учебное пособие
В учебном пособии кратко представлены основные теоретические данные, которые позволят правильно спланировать эксперимент, провести его и обработать полученные результаты. В каждом разделе присутствуют подробные примеры использования алгоритмов обработки экспериментальных данных. Учебное пособие снабжено заданиями на самостоятельную проработку, вопросами для самоконтроля и всеми необходимыми справочными материалами.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация и математическое планирование эксперимента. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Основы экспериментальных исследований
§1. Понятие эксперимента
Эксперимент наряду с наблюдением, измерением и описанием относится к эмпирическим методам познания, что подразумевает практическое изучение реально существующих и доступных объектов исследования или их моделей. Большинство практических научных исследований реализуется в виде эксперимента. Именно разработка теоретических основ экспериментальных исследований дала тот толчок развитию науки и техники, результат которого мы и наблюдаем сейчас.
Эксперимент — это последовательность действий, направленных на получение информации об объекте исследования путем контролируемых воздействий на него в воспроизводимых условиях.
Объектом исследования (ОИ) обычно выступает технологический процесс, о котором требуется получить необходимую информацию. Наиболее часто это экспериментальная информация о реакции объекта исследования на изменение внешнего воздействия. В этом случае эксперимент проводится для улучшения (или оптимизации) показателей работы технологического агрегата с целью повышения производительности и/или качества производимой продукции, уменьшения себестоимости и т. д.
Предмет исследования является определенной частью объекта исследования, это могут быть его отдельные свойства, особенности и т. д.
Воздействия на объект производится в виде опытов.
Опыт — это воспроизведение исследуемого процесса в лабораторных или промышленных условиях с регистрацией его результатов.
Последовательность действий при проведении эксперимента включает в себя следующие шаги:
— выбор объекта исследования, установление целей, определение факторов, влияющих на объект, а также откликов, которые будут контролироваться, составление плана проведения эксперимента;
— проведение всех предусмотренных планом опытов и регистрация результатов;
— выбор необходимой методики обработки экспериментальных данных, и их анализ с получением всей необходимой информации;
— подготовка и реализация нового экспериментального исследования, если это необходимо.
§2. Факторы, отклики и требования к ним
В ходе любого эксперимента стоит задача установить наличие и вид статистической связи между факторами и откликом.
Фактором называют входную величину, которая воздействует на ОИ, т.е. управляет его поведением и вызывает определенную реакцию на ее изменение. Фактор принимает в некоторый момент определенное значение, которое называют его уровнем.
Обычно фактор обозначают латинской буквой Х, если их несколько то к букве добавляют номер фактора Х1, X2, X3… Xn,
К факторам предъявляют следующие требования:
— факторы должны быть управляемыми, т.е. исследователь в любой момент должен иметь возможность установить необходимый уровень фактора из плана эксперимента.
— факторы должны быть независимы друг от друга, т.е. уровень одного фактора не должен быть зависим от того на каком уровне находится другой фактор. Например, при исследовании процессов деформации брать в виде факторов одновременно температуру и сопротивление деформации, поскольку последнее зависит от первой. Поэтому необходимо использовать только один из них. Если это будет температура, то вторым фактором можно добавить, например, еще и скорость деформации.
— факторы должны быть совместимыми, т.е. комбинации их уровней возможно реализовать на практике (позволяет оборудование и технологический процесс) и они должны быть безопасными (сочетания факторов не должны приводить например к аварии, взрыву).
Факторы делятся на такие группы:
— контролируемые и управляемые — это факторы, уровень которых можно и измерить, и установить в любой момент времени на нужное значение (напряжение, расход газа и т.д.).
— контролируемые, но неуправляемые факторы — это факторы, величину которых можно измерить, но установить конкретный уровень невозможно (температура окружающей среды, влажность);
— неконтролируемые и неуправляемые — это факторы, уровни которых невозможно измерить или даже предугадать наличие самих факторов (износ механизмов, усталость металла, стресс у оператора механизма).
Отклик (еще можно встретить термины: параметр, реакция) — выходная величина на значение которой влияют факторы. Отклик обозначают латинской буквой Y.
Функция отклика — это уравнение, которое характеризует математическую связь между откликом и факторами
Таким образом в результате обработки экспериментальных данных на выходе необходимо получить подобную функцию отклика: y=f (x1, x2,… xn)
§3. Виды экспериментальных исследований
Экспериментальные исследования можно разделить на виды по нескольким признакам (рисунок 1.1).
По характеру получаемых результатов различают качественный и количественный эксперимент.
В результате качественного эксперимента устанавливается только сам факт наличия и направление влияния факторов на отклик, но количественные результаты исследования не приводятся и математическую модель не получают. Например, можно просто установить, что повышение скорости разливки на машине непрерывного литья заготовок приводит появлению дефекта «ромбичность», но не оценивать степень этого влияния.
Рисунок 1.1 — Виды экспериментов
Количественный эксперимент подразумевает получение математической модели связи между факторами и откликом или хотя бы количественную ее характеристику. Например, можно установить математическую зависимость между количеством металлолома в завалке дуговой электросталеплавильной печи и удельным расходом электроэнергии на плавку.
По степени контроля за процессом эксперимент делится на активный и пассивный.
Если исследователь выполняет только роль наблюдателя, то эксперимент называется пассивным. Так как отсутствует возможность (или необходимость) в управлении уровнями факторов, и выполняется только измерение их величины. Также о пассивном эксперименте можно говорить, если выполняется статистическая обработка уже имеющихся данных за какой-либо период.
Активный эксперимент производится путем прямого вмешательства исследователя в изучаемый процесс, т.е. управление уровнями факторов, которое должно выполняться по разработанному плану эксперимента.
По условиям проведения различают промышленный, лабораторный, натурный, полевой эксперименты и т. д.
По характеру взаимодействия с объектом исследования различают материальный, вычислительный и мыслительный эксперименты.
Материальный эксперимент предусматривает работу исследователя непосредственно с натурным объектом исследователя или с его физической или аналоговой моделью.
Вычислительный эксперимент предполагает работу не с самим объектом исследования, а с его математической (чаше всего компьютерной) моделью. В настоящее время для вычислительных экспериментов в технике наиболее часто используется метод конечных элементов.
Формы, типы и виды экспериментального исследования
К основной форме психологического исследования относится прежде всего лабораторный эксперимент. Это — экспериментальное исследование, перенесенное в искусственные условия в целях снижения влияния дополнительных переменных, влияющих на ход и его результаты. В психологической литературе против лабораторного эксперимента чаще высказываются три соображения. Это, во-первых, искусственность эксперимента — выпадение существенных для изучаемого явления условий. Так, эксперименты Г.Эббингауза над памятью с бессмысленным материалом являются искусственными, поскольку они не учитывают смысловые связи, которые существенно влияют на работу памяти. Но сущностью эксперимента в отличие от простого наблюдения является не искусственность условий, а наличие экспериментального воздействия на изучаемый процесс. Во-вторых, это — аналитичность и абстрактность эксперимента. Эксперимент обычно берет изучаемый процесс изолированно, внутри определенной системы условий, причем системы условий зачастую далекой от реальной ситуации. Результаты такого эксперимента часто механически переносятся из лаборатории на практику. Третье, это — роль воздействия экспериментатора. Поскольку всегда в эксперимент напрямую или опосредовано включен исследователь, то задача состоит не в нейтрализации его влияния, а в учете и организации этого влияния. «Поэтому, — писал С.Л.Рубинштейн, — чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с предэкспериментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним».
Второй разновидностью экспериментального метода является естественный эксперимент, занимающий промежуточное положение между собственно экспериментом и простым наблюдением. Естественный эксперимент, предложенный А.Ф.Лазурским (Психология общая и экспериментальная, 1925, сочетает экспериментальность исследования с естественностью. В ходе естественного эксперимента воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность испытуемого наблюдается в ее естественном протекании. Поэтому в условиях естественного эксперимента применяются различные способы маскировки экспериментального воздействия.
В психологических исследованиях применяется, по крайней мере, два типа экспериментов. Это — поисковый (эксплораторный) эксперимент, цель которого в выявлении связи между независимыми и зависимыми переменными и подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, при помощи которого определяются характеристики связей между независимыми и зависимыми переменными.
К видам экспериментального исследования относятся: критический эксперимент, пилотажное, полевое и лабораторное исследования.
1. Критический эксперимент — это проверка правдоподобности возможных гипотез. Он включает, прежде всего, тщательную теоретическую разработку научной проблемы, выявление специфического объекта и предмета, а также «дизайн» и организацию исследования.
3. Полевое исследование (естественный эксперимент) — это система изучения связи независимых и зависимых переменных при неполном контроле воздействия внешних переменных.
4. Лабораторное исследование (эксперимент) представляет собой изучение связей независимых и зависимых переменных при относительно полном контроле факторов внешних переменных.
И, наконец, в экспериментальной психологии и педагогике особое внимание уделяют применению экспериментальных форм.
Собственно говоря, классическим экспериментом в педагогике и психологии называют формирующий эксперимент, где независимая переменная создается искусственно экспериментатором. Она, воздействуя на испытуемых, формирует у них новую зависимую переменную. В констатирующем эксперименте сам фон, развитие испытуемых, условия, ситуации и пр. являются стимулом, воздействующим на выборку, создавая экспериментальный эффект.
Планирование эксперимента и контроль переменных
Экспериментальная гипотеза
Планирование эксперимента начинается после выработки гипотезы, которая формулируется в процессе знакомства исследователя с фактическим материалом по данной социальной (научной) проблеме. Проблема лежит в основе социальной (научной) потребности.
Научная (исследовательская) проблема представляет собой осознанное противоречие между имеющимся знанием и неопознанной частью предмета исследования, противоречие, на разрешение которого направлена деятельность исследователя. Проблемная ситуация возникает тогда, когда открыто психологическое явление, не поддающееся объяснению на основе господствующей теории и поэтому возникает потребность в новом экспериментальном знании. В проблеме всегда присутствует два «компонента»: известная часть и неизвестная, которые представляют собой диалектическое противоречие.
Проблема может быть поставлена либо правильно, либо нет. Умение правильно поставить исследовательскую проблему чрезвычайно ценное качество исследователя. Искусству постановке научных проблем надо долго и систематически учиться. Чтобы им полностью овладеть, необходимо в совершенстве познать психологическую науку, быть знакомыми с ее историей, законами, которым она подчиняется в своем развитии. Как писал А.Герцен, задача университетов это «возбудить вопросы, научить спрашивать».
Проблема — становящееся знание, то есть что-то такое, которого еще нет и вместе с тем, которое уже есть, когда проблема разрешена.
Разрешение исследовательской проблемы начинается с формулировки гипотезы, с предположения о том, что стремится получить в результате эксперимента психолог.
Экспериментальная гипотеза это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо психологического факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы.
Гипотеза представляет собой форму развития психологического знания. Это потенциально новое или потенциально истинное знание, которое, сохраняя определенную преемственность в отношении устаревшей теории, должно содержать новое знание.
По одной и той же проблеме может формулироваться несколько исследовательских гипотез, причем нередко диаметрально противоположных. Диаметрально противоположные гипотезы называются конкурирующими.
Проблема выбора из ряда конкурирующих гипотез достоверной связана с методологическими трудностями. И, прежде всего, с тем, что никакое число опытных подтверждений не гарантирует истинность гипотезы, а делает ее более правдоподобной.
Парадокс состоит в том, что конкурирующие гипотезы отражают присущие человеческому мышлению, природным явлениям, эмпирическим фактам противоречия, взаимоисключающие стороны и тенденции, которые могут быть адекватно объяснены на основе единой теоретической концепции.
В своем развитии гипотезы проходят три стадии.
Первая стадия — стадия вероятности гипотезы, когда идея, выдвигаемая автором, может иметь вероятность существования или правдоподобия более 50%.
На второй стадии — стадии обоснования гипотезы, происходит определение теоретических оснований выдвигаемых гипотетических положений.
Третья стадия — стадия проверки гипотезы, определяется как процедура теоретической и практической апробации и экспериментального подтверждения/опровержения. В общем плане, если следствия из гипотезы соответствуют действительности, значит она подтверждается, принимается в качестве «истинной», в обратном случае гипотеза опровергается и ее считают ложной.
Исследователь при формировании гипотезы ориентируется наэкспериментально-теоретические подходы к структуре личности, группы, на объект исследования в целом.
На основе гипотезы определяется экспериментальная задача, то есть цель исследования в определенных экспериментальных условиях. Ее элементами могут быть:
· выделение объекта исследования (рандомизация, репрезентативность выборки, выбор эквивалентных групп);
· определение предмета исследования (определение зависимых и независимых переменных);
· выбор, конструирование инструмента регистрации (валидность измерительных средств);
· определение средств, методов и форм воздействия (разработка методик психолого-педагогического, физического или иного воздействия);
· организация процедуры эксперимента (выбор плана или «дизайна» эксперимента);
· алгоритма действий и последовательности процедур, анализ факторов, угрожающих внутренней и внешней валидности;
· подбор методов обработки, накопления и хранения данных («ключи», методы стандартизации данных, базы данных);
· определение методов анализа и интерпретации данных (теоретические и эмпирические методы).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.