какие виды евреев существуют

Евреи бывают разные. Часть 1: ашкеназы и сефарды.

Один мой старый израильский знакомый однажды рассказал мне историю, как, репатриировавшись в Израиль в 1972 г. из одной из прибалтийских стран, его мама увидела на улице, впервые в жизни, чернокожих тейманим, и удивленно спросила: «А это что, тоже евреи. ». Этот же вопрос могут задать многие из нас, впервые приехав в Землю Обетованную, и видя огромное разнообразие еврейских типов – и белые европейцы, и смуглые арабы, и чернокожие эфиопы, кого только нет, – и все евреи.

Да, значит, евреи бываю разные – решите вы и будете абсолютно правы. Евреи бывают совершенно разные во всем их многообразии во внешности, культуре, ментальности во всех концах света… Раньше всех их можно было увидеть, будь вы средневековым путешественником, как Петахия из Регенсбурга или Биньямин из Туделы, обошедшие весь мир и описавшие еврейские общины в разных странах. Мы же предлагаем нашим читателям узнать обо всех, никуда не уезжая, прочитав нашу серию статей о разных евреях мира.

На протяжении многих столетий в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев, каждая со своими культурными и языковыми особенностями. Две основные на сегодняшний момент субэтнические группы евреев – это ашкеназы и сефарды.

Евреи пришли в Европу из Палестины через Италию. Известно, что еврейские общины в Европе существовали уже в римских колониях, еще до того, как варварские племена германцев завоевали сначала бывшую провинцию Германия, а потом всю Галлию. Еврейская община в Кельне, например, известна с 321 г. – еще до появления тут христианской общины. Однако до XI в. историческая роль этих еврейских общин была весьма незначительна.

Со времен средневековья Германия (а точнее, Юго-Запад Германии и Север Франции) носит название Ашкеназ – отсюда и ашкеназим.

какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют

Махзор из Вормса 1272 г. с самой ранней фразой на идиш.

По поводу самого этого слова ученые спорят очень давно. Впервые оно встречается в Торе в т.наз. «таблице народов» (Берешит 10:1-3). Ашкеназ – один из правнуков Ноаха (Ноя), внук Яфета. Ашкеназ по библейской традиции получил для себя и своих потомков земли для расселения где-то на Севере. Где находились эти земли? Общепризнано мнение, что это были земли Европы, то ли ее север, то ли восточные и юго-восточные берега Черного моря. Некоторые полагают, что топоним Ашкеназ дал основу для названия Скандинавия (от ошибочной идентификации Ашкеназа с «Ас-Скандз» – арабским названием Скандинавии и всех стран Северной Европы в целом), а потом «спустился» южнее и стал обозначать область расселения древних германских племен, включая и пределы нынешней. Иное мнение – имя Ноева «правнука» Ашкеназа соответствует названию племени ашкуза, известного по ассирийским клинописным и греческим источникам – они же скифы, известные также и нам из школьного курса истории Украины.

Трудно определить, когда термин Ашкеназ был впервые применен именно к Германии. Вероятно, после 1000 г., когда существование особой группы евреев, живущих к северу от Альп и Пиренеев и имеющих собственные обычаи и ритуалы, стало уже свершившимся фактом.

какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют

Выпечка мацы в Нюрнберге, из книги 1716 г.

Постепенно ашкеназская община сформировала собственную религиозную школу. Здесь не было того общекультурного блеска, характерного для испанской общины, но была глубокая проработка Галахи, Талмуда и Писания. Именно ашкеназы дали миру такого авторитета, как Раши, и авторов Тосафот – глубочайших комментаторов Талмуда. Сефарды же уделяли больше внимания систематической кодификации Галахи или созданию обобщающих норм. Однако ашкеназские и сефардские культурные центры влияли друг на друга.

Наиболее известные еврейские общины того времени находились в городах Вормс, Трир, Шпеер, Майнц, Труа. В XI в. наиболее ярким представителем этих общин был р. Гершом бен Иегуда из Майнца, прозванный Меор а-Гола («светоч диаспоры»; 960-1028 гг.), который выработал новые общинные установления – таканот – в них, среди прочего, запрещалось многоженство.

С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита, в литургии и в шрифте.

В последующие века происходила миграция евреев дальше на восток – в Богемию, Моравию, Польшу, Украину. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев.

Ашкеназы пережили в своей истории множество катаклизмов, погромов и войн. Но именно они составляют сейчас большинство (около 80 процентов) среди всех евреев мире.

Диспут между еврейскими и христианскими учеными. (И. фон Армсхейм, гравюра 1483 г.)

Топоним Сфарад упоминается у пророка Овадии (1:20) и отождествляется в Таргуме Ионатана с Испанией. Ученые предполагают, что первоначально термин «Сфарад» служил ивритским названием города Сарды – столицы Лидии, где был легендарный царь Крез (в западной части Малой Азии, к северо-востоку от Измира).

Испанские евреи считали, что из Иерусалима в Сфарад они попали давным-давно, ещё после разрушения Первого Храма, в эпоху «вавилонского пленения», в VI в. до н. э., однако историки утверждают, что еврейские общины начали возникать здесь не позднее I в. н. э. Сведения о них крайне скудны, но всё-же имеются, а вот субэтнос «сефарды» сформировался скорее всего уже в эпоху средневековья.

Отождествление Сфарада с Испанией встречается уже в сочинениях гаонов (кон.VI – сер. XI в.).

какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют

Португальские евреи в синагоге

Опираясь на непрерывную цепь традиции, идущей из античной Римской империи, евреи Эрец Ашкеназ поддерживали прочные контакты с сохранившимися итальянскими и, косвенным образом, также палестинскими центрами римской цивилизации. Сефарды, со своей стороны, долго были частью глобальной мусульманской цивилизации, центр которой, как всеобщий, так и еврейский, находился в Вавилонии, поэтому они стали наследниками вавилонской традиции и мировоззрения и были духовно были под их большим влиянием. Разделение между ашкеназскими евреями и их южными соседями продолжает, таким образом, на новом уровне древнюю дихотомию между Палестиной и Вавилонией.

Пиренейский полуостров является уникальным примером т.наз. феномена «пограничных культур». Совместное проживание на ограниченной территории в течение долгого времени мусульман, иудеев и христиан создало значительные возможности для контактов и заимствований. Сефарды активно участвовали в общественной и культурной жизни страны, занимали высокое положение при дворе правителей. При дворе кордовских халифов придворным врачем, руководителем дипломатии и, наконец, просто главным советником был еврей Хасдай ибн Шапрут. С X века Пиренейский полуостров становится важнейшим центром еврейской учености и культуры. Крупнейшими поэтами еврейской Испании были Шломо ибн Гевироль и Иегуда Галеви (XI в.), великими законоучителями, комментаторами Писания являются Маймонид и Авраам ибн-Эзра. С трудами Аристотеля христианская Европа в Средние века знакомилась в основном по латинским переводам с арабского, сделанным испанскими евреями в XIII в.

какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют

Португальские сефарды в Нидерландах в сукке.

31 марта 1492 г. испанские монархи Фердинанд и Изабелла издали указ об изгнании евреев со всех подвластных им территорий, включавших почти весь Пиренейский полуостров, или креститься и остаться. Часть испанского еврейства приняла крещение, но тайно исповедовали заветы Торы – так появились марраны, однако большинство евреев предпочло покинуть страну, но сохранить веру.

В средние века сефарды Испании считали себя еврейской элитой. В отличие от своих собратьев в других частях Европы, и не только Европы, испанские евреи часто имели хорошее светское образование, высокие государственные посты, были зажиточными людьми. Даже после своего изгнания из Испании эти евреи сохранили сильное чувство групповой гордости.

После изгнания с Пиренейского полуострова сефарды и ашкеназы во многих европейских государствах оказывались бок о бок, и где бы это ни происходило – в Амстердаме или в Гамбурге, в Лондоне или в Бордо – две общины жили обособленно друг от друга, смешанные браки между их представителями были крайней редкостью.

При том, что суть иудаизма одинакова для всех евреев, существуют некоторые различия в традициях и соблюдении у ашкеназов и сефардов.

Принципиально отметить, что ашкеназская и сефардская общины выработали принципиально разные школы в подходе к разработке галахи. Например, один из ярчайших представителей сефардской галахической мысли Риф (р. Ицхак Яаков hа-Коhен аль-Фаси 1013-1103) в своей книге сокращает Талмуд, убирая из него все сложные дискуссии, сводя каждый отрывок к постановке вопроса, двум-трем основным мнениям и ответу. В отличие от него «ашкеназ» Рош (аббревиатура Ашер бен-Иехиэль, 1250-1328) «расширяет» Талмуд: добавляет мнения позднейших законоучителей, комментирует текст и т.д. и лишь в конце дает ответ.

какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют

Фрагмент стены синагоги дель-Трансито (Sinagoga del Tránsito, Толедо, XIV в.).

Еще одно различие в подходах сефардского и ашкеназского методов – в принципах «Галаха по большинству» и «Галаха по последнему». Сефардская галахическая школа основывается прежде всего на первом принципе, ашкеназская – на втором (это различие между сефардской и ашкеназской религиозными культурами сохраняется до сего дня). При этом, когда основное место занимает принцип «галаха по большинству», то, для выяснения «большинства», мнения всех высказавшихся по этому вопросу законоучителей как бы «взвешиваются» – конечно, в соответствии с «удельным весом» каждого, но безотносительно ко времени, когда каждый из них жил. Создается как бы «вневременный бейт-дин (суд)» из книг учителей, и этот суд выносит решение. При этом принципиально не учитывается изменение эпохи и ситуации в целом, изменений в быте, обычаях общества и ментальности и т.д. Мир полагается постоянным, и Тора в нем неизменна.

Иной подход – «Галаха по последнему» – придает больший вес тем законоучителям, которые ближе к нашему времени: во-первых, потому, что если уж эти «последние», которые, конечно же, видели и изучали мнения великих предшествующих авторитетов, все же решили по-иному – то, значит, есть на это причины, и нам тоже следует об этом задуматься; и, во-вторых, потому, что эти «последние» ближе к нам по всему стилю жизни, и, следовательно, их решения более адекватны для нас. При этом подходе также большое внимание уделяется живым действующим обычаям, даже если они не зафиксированы в авторитетных книгах прошлого.

Кроме того, ашкеназы и сефарды следуют разным религиозным авторитетам по многим религиозным вопросам. Например, кодификатор Йосеф Каро в своем кодексе «Шулхан арух» чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов Галахи). Иссерлес пополнил «Шулхан арух» глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.

какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют

Синагога в г.Вормс (также известна как Синагога Раши), построена в 1034 году.

В настоящее время сефардами нередко называют (особенно в Государстве Израиль) всех евреев-неашкеназов. Обычно это все восточные евреи, выходцы из Азии и Африки, не ведущие своего происхождения от испанских изгнанников, но близкие к ним по обычаям: иракские, йеменские, иранские, курдские, кочинские (индийские) и др. Наиболее точный термин для определения евреев восточного происхождения, популярный в последние годы – «эдот а-Мизрах» (общины Востока).

Настоящие сефарды нередко определяют себя как «сат» или «самех-тет» – по первым буквам от «сфаради тагор» – «чистый сефард», и весьма гордятся своим происхождением – через своих славных предков, живших в Испании, они считали себя потомками иерусалимской аристократии и иудейских царей. Рассказывают, что у некоторых даже есть ключи от фамильных домов в родной Барселоне или Толедо. Но таких «самех-тетников» мало, около 10 процентов от всех, кого сейчас мы именуем сефардами.

Источник

Как выглядят коренные евреи: 5 мелочей во внешности, по которым все понятно

Евреи, как и представители многих других народностей, сегодня живут по всему миру, а не только на территории Израиля. Однако даже в условии смешения с другими расами и большого количества внутренних групп, у них можно выделить общие черты. Мы изучили внешность ашкенази, сефардов, фалаши, сабров и многих других, разузнали, как выглядят коренные евреи и подобрали 5 фактов об их внешности, которые заслуживают внимания и могут сильно удивить.
У них не всегда густые черные кудри

В основном у коренных евреев черные, жесткие и вьющиеся волосы. Этот признак можно увидеть у большинства: сефардов, евреев Средней Азии, фалаши, сабров, крымских иудеев и татов. Но есть отдельная ветвь евреев, их называют ашкенази. И они совсем непохожи на вышеописанных брюнетов. В них течет кровь немцев, литовцев и поляков, поэтому волосы у таких евреев средней плотности, прямые и больше рыжие или светлые. Однако одно сходство все же есть. И те и другие склонны к ранней потере волос на голове.

Внешний облик коренных евреев настолько отличается от славянского типа, что широко использовался в русской литературе.

Вот как писатель Лесков отразил все цвета волос израильтян в своем творчестве: «В строю они (евреи) учились хорошо; фигуры, разумеется, имели неважные. Не один который-нибудь, а все трое: и вороной, и рыжий, и пегий…»
какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют
Саша Барон Коэн / Википедия

У них широко поставленные глаза навыкате

Отличить коренного еврея в толпе можно по его глазам. Они имеют выпуклую шарообразную форму и обычно широко расставлены. Нижнее веко при этом ярко выражено и напоминает четко очерченный валик. Сюда же относится и сильная асимметрия, когда один глаз выше другого. Эти признаки имеют доминантный ген и сохраняются даже у смешанных евреев, когда глаза принимают глубоко посаженное положение.

Несмотря на такой яркий внешний вид, образ коренных евреев в русской литературе был достаточно долго сильно негативным. Отчасти это связано с историческими и религиозными причинами.

Вот как поэт Лермонтов описывал глаза евреев: «Он мне не нравится… глаза… стеклярус точно. Взглянуть — не человек — а с чертом не похож»

Ему вторил писатель Салтыков-Щедрин:
«Человек он был молодой, с пунцовыми губами, пухлыми руками, с глазами, выпяченными, как у рака».
какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют
Роман Абрамович / Википедия

У них крючковатый нос в форме шестерки

Коренного еврея выдает его характерный профиль. Удлиненная спинка с горбинкой от переносицы и тонким окончанием стремительно уходит вниз.

«Кончик загибается вниз, напоминая крючок, а крылья приподняты», — описывает типичный еврейский профиль в своем труде израильский антрополог Джекобс.

Кончик носа при этом может иметь форму капли или быть сильно заостренным. Такой нос чаще всего встречается у евреев из Средней Азии, сабров и йеменских племен. Однако, у израильтян других групп бывают самые разные типы носов. Например, у ашкенази они с вогнутой спинкой, а не с выпуклой. А у сефардов нос и вовсе прямой средних размеров.

Вот как отразил эту внешнюю особенность евреев писатель Тургенев: «Этот человек, по прозвищу Гиршель, нос имел кривой и длинный и все покашливал…»
какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют
@agutinleonid

У них мочки ушей находятся близко к черепу

У коренного еврея довольно специфичные строение и положение ушной раковины. Помимо плотно прижатой к голове заостренной верхней кромки у них слабовыраженные мочки ушей. Последние будто вырастают из шеи. Такой эффект создается из-за отсутствия пространства между челюстью и нижней частью уха. Они срастаются вместе, а средняя часть ушной раковины при этом заметно отставлена в сторону. Но характерен еще и наклон уха. Оно будто уходит по горизонтали чуть в сторону.

На эту тему есть много рассуждений. Так, автор Виктор Лупа отметил:
«Один достаточно известный профессор сказал, что люди со сросшимися мочками ушей и широко расположенные глазами имеют иудейские корни».
какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют
Натали Портман / Черный лебедь / Двадцатый век Фокс

У них вытянутый и приплюснутый овал лица

Форма головы у коренного еврея тоже довольно специфичная. Округлый овал лица удлиненного черепа сопровождается короткой шеей, что визуально дает эффект сдавленности. Его же продолжает строение височной части. Сплющенность идет по боковой части головы от висков и до затылка, который и сам довольно плоский. Профиль коренного еврея при этом напоминает треугольник. Во многом этому способствует скошенная линия лба и опущенный подбородок.
какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют
@ptuxerman

Конечно, сегодня внешность израильтян может быть самая разная. Ведь даже учитывая приверженность раввинскому браку, прошло уже довольно много времени и коренные евреи смешали свои гены с остальными народностями. К тому же хоть каждая национальность и имеет свои характерные черты, в наши дни довольно странно вычислять, кто к какой нации принадлежит только по внешности. Ведь все люди равны независимо от носа и подбородка. Бесспорно, черты лица и антропология интересные темы, но придавать большого значения им не стоит.

Источник

Этнические группы евреев

какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют

какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуют

В течение веков в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев, характеризующиеся культурными и языковыми особенностями. Многие из них говорят или говорили на особых еврейских этнолектах, диалектах и языках.

Содержание

Европа

Кавказ

Северная Африка, Передняя и Средняя Азия

Евреи, происходящие из Северной Африки, Передней и Средней Азии, называются общим термином «мизрахи».

Другие африканские страны

Индия и Дальний Восток

Ни у одной из групп евреев в Индии не сложился собственный еврейский язык или хотя бы заметно отличающийся диалект. Еврейским алфавитом ограниченно пользовались лишь багдадские евреи для своего еврейско-арабского диалекта. Ни кочинские евреи, ни бней-исраэль не использовали еврейского письма. Небольшое количество евреев иракского происхождения проживает также в Бирме, Индонезии и Сингапуре.

Ссылки

См. также

Примечания

ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ — в России. Проблемы образования. Россия многонациональное гос во. Нерусское население составляет ок. 20% и включает, по оценкам офиц. статис тич. учреждений, представителей ок. 120 этносов. Специалисты этнографы иногда насчитывают в России в 2 3… … Российская педагогическая энциклопедия

Этнические меньшинства в Армении — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Этнические меньшинства в Армении составляют 2,3 % населения страны, согласно переписи 20 … Википедия

Этнические меньшинства в Азербайджане — Этнические меньшинства в Азербайджане[источник не указан 669 дней] Сод … Википедия

Этнические чистки — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Этнические меньшинства в Израиле — В Израиле наравне с еврейским большинством, проживают люди (как граждане страны, так и нет), принадлежащие к различным этническим группам. По закону они пользуются равными правами и свободами. По большей части, члены семей евреев,… … Википедия

Этнические меньшинства — Национальное меньшинство, или этническое меньшинство представители этнической группы, проживающей на территории какого нибудь государства, которые являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности и осознают себя национальной… … Википедия

Этнические чистки в Чечне — Геноцид в Чечне насильственные действия, осуществляемые по национальному признаку, направленные против мирного, в основном этнически нечеченского (русского и т. д.), населения в Чеченской Республике в период с 1990[1][2] г. по… … Википедия

Евреи — יהודים Альберт Эйнштей … Википедия

Еврей — Евреи Альберт Эйнштейн • Рамбам • Голда Меир • Эмма Лазарус Общая численность: 13,6 млн.[1] Расселение … Википедия

Источник

Кто такие евреи и что значит быть евреем

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Кто такие евреи? [↑]

Еврейский народ назван в Торе «царством священников». Это народ, избранный Всевышним из всех других народов для освящения Его Имени в этом мире.

В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э. ) вышедшие из Египетского рабства евреи удостоились получить Тору непосредственно от Б-га. С тех пор вся жизнь еврейского народа строится и «вертится» вокруг Торы. Даже Генрих Гейне, ассимилированный поэт-выкрест, называл Тору «портативным отечеством еврея». Верность Торе давала евреям силы сохраниться и выжить, несмотря на тяжелейшие условия изгнания и постоянные преследования. Рассеянные по всему свету, евреи продолжали держаться за Тору и оставались евреями. И переживали своих преследователей.

На сегодняшний день еврейский народ состоит из различных субэтнических групп, основными из которых являются ашкеназы (изначально общины Центральной Европы) и сефарды (потомки испанских и португальских евреев, вынужденные покинуть Пиренейский полуостров и расселившиеся преимущественно в Северной Африке и на Ближнем Востоке). Они далеко не однородны и включают в себя множество групп и общин с разными обычаями. Кроме них выделяются йеменские евреи, мизрахи и многие другие.

какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуютЕвреи разных направлений молятся рядом у Стены Плача в Иерусалиме

Вопрос о том, «кто является евреем», возник сравнительно недавно. Удивительно, но еще в XVIII веке по вопросу определения еврейства наблюдался полный консенсус: понятие «еврей» было тождественно понятию «иудей» или «лицо еврейского вероисповедания». На протяжении тысяч лет евреем считался любой человек, который родился от матери-еврейки или принял иудаизм, и это никем не ставилось под сомнение. Другими словами, до XIX века никто не разделял национальный и религиозный компоненты в еврействе, и евреями считались исключительно те, кого сегодня называют «евреями по Галахе» (т. е. те, кто является евреями с точки зрения иудейского религиозного законодательства, и никто более).

Откуда взялись евреи? [↑]

Еврейский народ происходит от Авраама, которого изначально звали Аврам, но Всевышний изменил его имя и судьбу.

Авраам родился в 1948 году от сотворения мира (1812 году до н. э. ) в Междуречье. Само его имя Авраам означает «отец многих народов», но именно Авраам — это первый человек, которого Тора называет словом «иври» (еврей): «И пришел беглец и известил Аврама — иври…» (Берешит 14:13).

После Потопа духовный путь Ноаха продолжил его старший сын Шем. Правнук Шема Эвер был последним праведным духовным лидером до смешения языков и единственным из потомков Шема, кто не принимал участия в строительстве Вавилонской башни.

Прапраправнуком Эвера был Терах — отец Авраама.

Всевышний открылся Аврааму и велел ему покинуть родину — Ур-Касдим — и переселиться за реку Евфрат, в Землю Кнаан, которая станет вечным уделом еврейского народа и получит название Эрец-Исраэль (Земля Израиля). Б-г заключил союз с Авраамом, потом с его сыном Ицхаком, а затем — с сыном Ицхака Яаковом.

У Яакова было 12 сыновей. Они являются родоначальниками 12-ти Колен (ивр. «шватим») еврейского народа.

Евреи, иудеи, Израиль и сыны Израиля, Йешурун [↑]

В Танахе — «еврейской Библии» — еврейский народ называется по-разному: «иврим» (евреи), «йеудим» (иудеи), а также Исраэль, «бней Исраэль» (сыны Израиля) и Йешурун.

Слово «иври» связывают с именем праведного Эвера — предка Авраама. Другое объяснение — «пришедший с той стороны»: в Земле Кнаан Авраам был пришельцем с другого берега реки Евфрат. Авраам, в отличие от Ноаха, Шема и Эвера, занимал «активную жизненную позицию», проповедуя веру в Единого Б-га и отрицая идолопоклонство. Наши мудрецы, толкуя название «иври», объясняли, что весь мир был по одну сторону, а Авраам — по другую.

Слово «йеуди» изначально означало человека из колена Йеуды или, в более широком смысле, — жителя Иеуды (Иудеи, Иудейского царства на юге Земли Израиля в эпоху Первого Храма), а после того, как это государство перестало существовать, так начали называть всех евреев вообще. Отсюда происходит термин «йаадут» (иудаизм), возникший уже после Вавилонского пленения.

какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуютРелигиозный еврей в талите и тфилине во время утренней молитвы

Большую общность людей Тора часто называет именем ее руководителя или прародителя. Именно поэтому еврейский народ Тора часто называет «Израилем» (Исраэль) или «сынами Израиля». Имя «Исраэль» праотец Яаков получил после победы над ангелом-покровителем Эсава: «И сказал (ангел): Не Яаков отныне имя тебе будет, а Исраэль; ибо ты боролся с (Б-жьим) ангелом и с людьми и победил» (Берешит 32:29).

Понятие «Йешурун», которое несколько раз употреблено в книге Дварим, а также встречается у пророка Йешаяу — это возвышенное, поэтическое название еврейского народа. Принято считать, что оно обозначает качество справедливости и прямоты, в идеале присущем евреям. По другому мнению, «Йешурун» — это форма имени «Исраэль».

Двенадцать колен [↑]

Еврейский народ часто называют «двенадцатью коленами Израиля», однако тут необходимо сделать ряд уточнений. У еврейского народа 3 праотца — Авраам, Ицхак и Яаков и 4 праматери — жена Авраама Сара, жена Ицхака Ривка и жены Яакова Лея и Рахель. Последние дали в жены Яакову своих служанок, сыновья которых в некотором смысле считаются детьми Леи и Рахель соответственно.

Перечислим 12 колен Израиля так, как о них изначально говорится в Торе:

— два сына Билги, служанки Леи: Дан и Нафтали;

— два сына Зилпы, служанки Рахель: Гад и Ашер.

Праотец Яаков, его дети и члены их семей — всего 70 человек — спустились в Египет, фактическим правителем которого был сын Яакова Йосеф. В конце книги Берешит (первой книги Пятикнижия) рассказывается, как находящийся на смертном одре Яаков благословил сыновей, дал отдельное благословение каждому из двенадцати. Дальнейшая судьба каждого из 12 колен соответствовала полученным благословениям.

Двоих сыновей Йосефа — Менаше и Эфраима — Яаков «назначил» родоначальниками самостоятельных колен: «И ныне, два твоих сына, рожденных тебе на земле Египта до моего прихода к тебе в Египет, мои они: Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут моими» (Берешит 48:5). После Исхода из Египта колено Йосефа не рассматривается Торой как отдельное колено, теперь это два колена — Эфраима и Менаше. Таким образом, колен становится 13.

Вместе с тем, колено Леви (левиты) после Исхода занимает особое положение, как полностью посвятившее себя служению Б-гу. Мидраш говорит, что левиты, в отличие от других колен, никогда не были рабами в Египте — их сделали надсмотрщиками над остальными еврейскими рабами, а они, защищая и покрывая своих братьев, несли наказания за их «проступки». В отличие от других колен левиты даже в самых тяжелых ситуациях не изменяли Всевышнему и не поклонялись идолам — ни в Египте, ни во время событий с золотым тельцом в Синайской пустыне.

Когда Тора сообщает, в каком порядке колена шли во время переходов по пустыне, она не упоминает левитов (Бемидбар 1:47). Хотя часть колена Леви должна была охранять Мишкан (переносной Храм), а позднее — Храм в Иерусалиме, левиты не были учтены в переписи мужчин старше 20 лет, из которых состояла еврейская армия (Бемидбар 1:47) и не получили для своего колена территории в Земле Израиля — для них предназначены города в пределах других колен (т. е. левиты не должны были работать на земле — их обеспечивали другие колена). Таким образом, колена Леви во многих случаях как бы исключается из счета колен, поэтому их снова становится 12.

Левиты и коэны [↑]

Одной из «ветвей» колена Леви — потомкам Аарона, старшего брата Моше Рабейну, — Всевышний даровал священство. Лишь «коэны» (священники) служат в Храме, благословляют народ и выкупают первенцев. Остальным мужчинам колена Леви были делегированы функции обслуживания Храма, в частности, перенос частей Мишкана при переходах, уборка храмовых помещений, забота о храмовой утвари. Кроме того, левиты сопровождали служение пением и игрой на музыкальных инструментах, а также охраняли Храм.

какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуютЕврейский юноша получает благословение от коэна — потомка священников иерусалимского Храма

Левиты были знатоками Закона и на них было возложено духовное руководство народом Израиля. Рамбам пишет, что любой еврей, который хочет полностью посвятить себя изучению Торы, может уподобиться в этом левитам.

Иудеи и 10 потерянных колен [↑]

В 928 году до н. э. умер царь Шломо. После этого единое Израильское царство разделилось на два отдельных государства — Йеуда (Иудея) и Северное Израильское царство, первое располагалось на территории колен Йеуды и Биньямина, а второе занимало обширные земли остальных 10 колен. 200 лет спустя Северное Израильское царство пало под ударами ассирийских войск (сильнейшей армии в мире на тот момент) и навсегда прекратило свое существование. Ассирийская империя практиковала переселение народов, поэтому 10 колен были согнаны со своих земель и расселены малыми группами на подконтрольных завоевателям территориях, а на их место переместили другие покоренные племена.

В 586 году до н. э. Иудея была захвачена армией вавилонского царя Нэвухаднецара. Иерусалимский Храм был разрушен, а народ угнан в плен и расселен в различных провинциях Вавилонской империи, сменившей Ассирию на политической карте. Вскоре после этого Персидская империя подчинила себе Вавилон. В 516 году до н. э. царь персов Корэш II дал евреям право возвратиться в Землю Израиля и построить новый Храм в Иерусалиме.

Вавилонское пленение населения Иудеи не привело к ассимиляции. Когда евреи начали возвращаться в Землю Израиля, в персидском Вавилоне оставалась огромная еврейская диаспора, но и те, кто остался, не отказались от своего еврейства и не смешались с местным населением. А 10 колен Северного Израиля исчезли и считаются потерянными.

Таким образом, от 12 колен Израиля до наших дней, насколько нам известно, сохранились лишь три — населявшие Иудею потомки сыновей Яакова Йеуды и Биньямина, а также потомки той части колена Леви, которая проживала на территории Йеуды до Вавилонского пленения. При этом колено Биньямина было сравнительно малочисленным и потому утратило традиционно передаваемое знание о своем происхождении, «растворившись» в колене Йеуды.

Однако сегодня есть целый ряд групп, которые считают себя потомками 10 потерянных колен и пропавшей вместе с ними части колена Леви, проживавшей в Северном Израильском царстве. Среди них есть такие, которых все считают евреями, и те, еврейское происхождение которых не было установлено.

В частности, многие горские и бухарские евреи называют себя потомками колена Эфраима, а грузинские евреи относят себя к колену Иссахара. В Индии существуют племена, называющие себя «Бней Эфраим» и «Бней Менаше». В крупных городах Пакистана и Индии с древних времен изолированно жила группа «Бней Исраэль», которую некоторые связывают с коленом Звулуна и коэнскими семействами. Община «эфиопских евреев» — «Бета Исраэль» («Дом Израиля») или «Фалаша» («пришельцы» на древнеэфиопском языке) — относит себя к потомкам колена Дана. Нигерийских евреев-игбо в ряде источников тоже называют потомками колена Дана, а также колен Леви, Звулуна, Эфраима и Менаше. Африканский народ лемба, живущий в Зимбабве и ЮАР, генетически связан с коэнами.

Согласно пророчеству, 10 колен «вспомнят» о своем еврействе в дни Окончательного Избавления (Йешаяу 27:13): «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ассирийской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Господу на горе святой в Иерусалиме».

Кто еврей? [↑]

До дарования Торы евреем считался любой человек, который служит Единому Творцу и продолжает путь Авраама. Поэтому жены праотцов еврейского народа — еврейки, а, например, брат-близнец Яакова Эсав — нееврей.

Когда сыны Израиля получили Тору на горе Синай, это окончательно превратило их в народ. Тора регламентировала вопрос определения еврейства на все поколения. Согласно Галахе (еврейскому религиозному законодательству), евреем считается любой человек, рождённый матерью-еврейкой, или прозелит, принявший Тору и заповеди в соответствии с установленной процедурой в признанном раввинском суде («гиюр»). Таким образом, еврейство — это не совсем национальность, поскольку евреем можно не только родиться, но и стать, приняв соответствующее сознательное решение, в то время как французом, например, стать невозможно, если ты им, конечно, не родился.

На протяжении долгой истории еврейского народа случались и массовые отходы от Торы, и массовые возвращения к ее строгому соблюдению. Часть евреев ассимилировалась, но всегда оставались те, кто передавал Традицию дальше. Кроме того, к еврейскому народу присоединялись прозелиты.

У евреев не принято вести миссионерскую деятельность, направленную на другие народы, но есть обязанность приобщать к Торе своих собратьев, которые от нее отошли. Тем не менее, случались и массовые добровольные переходы в еврейство знати и армий целых стран, как это произошло в случае с Адиабеной в начале I века н. э. и Хазарским каганатом в середине VIII века н. э.

«Гер» (прозелит) становится евреем, принимая на себя все заповеди Торы, все постановления мудрецов, все обычаи общины, частью которой он собирается стать. Без этого нельзя стать евреем. Несоблюдающий еврей остается евреем, как сын, восставший против отца и ушедший из дому, при этом все равно остается сыном своего отца. Рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике, говорил: «Не кто еврей, а что еврей».

В последние двести лет предпринимаются активные попытки отделить еврейство как национальность от иудаизма как вероисповедания. Получила распространение теория о том, что «евреи по отцу», на самом деле, такие же евреи, как и «евреи по матери», и лишь «происки раввинов» мешают признать этот «очевидный факт».

какие виды евреев существуют. Смотреть фото какие виды евреев существуют. Смотреть картинку какие виды евреев существуют. Картинка про какие виды евреев существуют. Фото какие виды евреев существуютЕврейский мальчик с Торой в день Бар мицвы — Совершеннолетия

В 1948 году н. э. было создано государство Израиль, в котором был принят «Закон о возвращении», согласно которому право на получение израильского гражданства было предоставлено не только евреям, но и родственникам и потомкам евреев. Тем не менее, само еврейство в этом законе в целом определено в соответствии с алахой: евреем считается человек, который рождён от матери-еврейки, а также лицо, принявшее иудаизм путем прохождения гиюра. При этом закон исключает из числа евреев тех, кто перешел в другую веру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *