какие виды хоров бывают
Какие виды хоров бывают
Раздел І
ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ
Хоровое пение – массовое демократическое искусство. Оно способствует музыкально-эстетическому воспитанию не только самих участников хорового исполнительства, но широких масс слушателей.
Хор – это коллектив организованных и объединенных общими целью и задачами певцов, способных в своем исполнении воссоздать хоровую партитуру различной трудности и различных музыкальных жанров от простейшей народной песни до сложнейших произведений хоровой литературы.
Хор – это организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должно быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.
Высокие женские голоса называются сопрано.
Низкие женские голоса – альты.
Высокие мужские голоса – тенора.
Низкие мужские голоса – басы.
Высокие детские голоса – сопрано (высокие голоса мальчиков иногда называют – дискантами).
Нередко каждая партия делится на две группы, такое деление называется divisi.
Типы хоров
В зависимости от состава певческих голосов хоры подразделяются на два типа: однородные и смешанные. Однородные – это детские, женские, мужские хоры. Смешанные – это хоры включающие женские и мужские голоса. Разновидностью смешанного типа является хор, в котором партии женских голосов исполняют детские голоса. К типу смешанных хоров относятся также юношеские и неполные смешанные хоры.
Детский хор. Все детские хоры по возрастному признаку разделяются на три группы: младший хор, средний хор и старший хор.
Младший хор. Основу репертуара этого хора составляют народные песни, детские песни современных композиторов, несложные образцы произведений белорусских, русских и зарубежных классиков. Звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. Диапазон хора ограничен пределам первой и началом второй октавы. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия.
Средний хор. Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно-выразительным средствам репертуар. В программу включаются произведения двухголосные. Рабочий диапазон среднего хора: до1 – ре2, ми2. Звук этого хора характеризуется уже большей насыщенностью.
Старший хор. Сила звука старшего хора может достигать по необходимости большой насыщенности, динамической напряженности и выразительности. Но часто пользоваться этим не следует в целях охраны детского голоса. У мальчиков в возрасте 11-14 лет, у которых еще не появились признаки мутации голос звучит наиболее ярко, с тембровой окраской грудного звучания. У девочек того же возраста начинает появляться тембр женского голоса. В репертуарный план данного хора включают двух-трехголосные произведения с сопровождением и a`cappella. Рабочий диапазон партии сопрано: ре1, ми1 – ре2, фа2; альтов: симал – до2, ре2.
Женский хор. Это коллектив, обладающий большими исполнительскими возможностями, широким диапазоном. Рабочий диапазон хора: сольмал., лямал. – фа2, соль2. Репертуар для таких коллективов в хоровой литературе обширен, разнообразен по стилю, образам, исполнительской манере.
Надо отметить, что профессиональных академических женских хоров нет. Но их довольно много в художественной самодеятельности, в специальных музыкальных учебных заведениях.
Мужские хоры. Звучание мужского хора характеризуется своеобразными оттенками тембровых красок, широким диапазоном динамических нюансов. Наибольшая и ведущая голосовая нагрузка в таком коллективе приходится на партию теноров. Рабочий диапазон мужского хора: мибольш – фа1, соль1. Произведения для мужского хора существуют самые разнообразные, богата ими и оперная литература.
Смешанные хоры. Характеризуются наличием женских (сопрано и альты) и мужских (тенора, басы, баритоны) голосов. П.Г. Чесноков называл этот тип хора наиболее совершенным. Этот коллектив обладает уникальными художественно-исполнительскими возможностями. Рабочий диапазон: ляконтрокт – си2. Хоровая литература богата самыми различными по содержанию, стилю, средствам хоровой выразительности произведениями для смешанного хора.
Юношеские, неполные смешанные хоры. Считаются коллективы, в которых принимает участие старшие школьники – юноши и девушки, учащиеся 9-11 классов. Причем в школьных хорах все юноши чаще поют в унисон (в силу физиологических возрастных изменений происходящих в их голосовом аппарате). Если в хоре есть женские голоса – сопрано, альты и одна мужская унисонная партия, то такой юношеский хор можно считать неполным смешанным хором.
Хоры состоящие только из девочек-старшеклассниц называют хором девушек или женским хором.
При объединении юношеской группы певцов с детскими голосами мальчиков создается уникальный коллектив, способный исполнять разнообразную и довольно сложную программу, предназначенную для смешанных хоров.
Хоровые партии
Основу коллектива составляют хоровые партии, каждая из которых характеризуется только ей присущими тембровыми особенностями, определенным диапазоном, художественно-исполнительскими возможностями.
Хоровые партии детского хора
Детские голоса младших и средних возрастных групп (7-10 лет), как правило, не подразделяются на хоровые партии по каким-либо тембровым или диапазонным особенностям. В большинстве случаев хор просто делят на две примерно равные половины, где первая группа поет верхний голос, а вторая – нижний.
Диапазон голосов учащихся (7-10 лет): симал. – до2, ми2. Основные свойства голоса детей этого возраста – звонкость, ровность, полетность – формируются при условии правильного его воспитания.
Хоровые партии старшего хора (11-14 лет). Старший школьный хор чаще состоит из двух хоровых партий – сопрано и альтов. Рабочий диапазон сопрано до1, ре1 – ми2, соль2. Голос у девочек отличается легкостью, подвижностью. В партию сопрано зачисляются и мальчики., которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.
В партию альтов направляются учащиеся, у которых более насыщено звучит нижний регистр. Их диапазон: лямал. – ре2. При комплектовании той или иной партии в старшем хоре необходимо тщательно проверять каждого участника, выявлять его диапазон, характер звукообразования, тембровую окрашенность, характер дыхания.
Хоровые партии взрослого хора
Партия альтов чаще выполняет гармоническую функцию. Рабочий диапазон фамал., сольмал. – до2, ре2. Комплектование альтовой хоровой партии очень сложная задача, так как настоящие низкие женские голоса встречаются редко. В альтовую партию зачисляются певцы, которые без напряжения могут исполнять нижние звуки альтового диапазона.
Партия теноров. Рабочий диапазон домал., мимал. – соль1, ля1. Крайние звуки названого диапазона используются в хоровой литературе редко. Верхний регистр у теноровой партии звучит ярко, выразительно, с большой силой. Особенностью, расширяющей диапазон партии, является наличие у теноров фальцета, позволяющего исполнять легким звуком верхние звуки диапазона и звуки среднего регистра, окрашивая их особым тембром. Теноровой партии часто поручается основная тема произведения, нередко тенора дублируют партию сопрано; много примеров когда тенора исполняют звуки гармонического сопровождения.
Партию басов делят на две группы: баритоны и басы. Особую редкость и ценность для хора представляют певцы третьей группы низких хоровых мужских голосов – октависты. Наличие в коллективе одного, двух октавистов значительно расширяет исполнительские возможности хора.
Виды хоров
Вид хора определяется количеством самостоятельных хоровых партий. По видам хоры бывают:
— ОДНОГОЛОСНЫЕ (хор младших школьников);
— ДВУХГОЛОСНЫЕ (детский хор или женский, состоящий из партий сопрано и альтов);
— ТРЕХГОЛОСНЫЕ(неполный смешанный – сопрано, альты и юноши, поющие в унисон; детский или женский хор – первые, вторые сопрано и альты);
— ЧЕТЫРЕХГОЛОСНЫЕ (смешанный хор – сопрано, альты, тенора, басы; женский или детский хор – первые и вторые сопрано, первые и вторые альты);
— ПЯТИГОЛОСНЫЕ (смешанный хор – сопрано, альты, тенора, баритоны и басы и т.д.).
Расстановка хора
Хоры на сцене и на репетиции располагаются по хоровым партиям. Родственные партии в смешанном хоре объединяются: высокие женские и высокие мужские голоса – сопрано и тенора, низкие женские и низкие мужские голоса – альты, баритоны, басы.
Схемы нескольких традиционных способов расположения хоров различных типов.
виды хоров
смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.
По количеству участников различают:
вокально-хоровой ансамбль — от 12 до 20 участников;
камерные хоры — от 20 до 30-50 участников;
средние хоры — от 40 до 60-70 участников;
большие хоры — от 70 до 120 участников;
сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хэппининг-перфоманс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские, церковные и учебные хоры.
«Хоровой коллектив. Типы и виды хоров»
1. Характеристика хорового коллектива……………………………………….6
5. Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением..14 Заключение ……………………………………………………………………. 19
Список использованной литературы и источников ……………………….22
Многие участники самодеятельных хоров, получившие певческие навыки, пополняют собой ряды артистов профессиональных хоровых коллективов. Бурное развитие хоровой самодеятельности в Советском Союзе продолжалось до 1990-х гг. В этот период в стране произошли перемены как в политической, общественной, экономической и культурной сферах, произошла переоценка ценностей, и интерес к хоровой самодеятельности стал пропадать. В настоящее время у значительной части населения отсутствует интерес к высокохудожественным ценностям, классические виды искусства теряют популярность. Таким образом, ослабевает развивающая роль искусства, усиливается его развлекательная сфера, что особенно явно выражается в деятельности средств массовой информации. Это касается и хорового искусства, в частности хоровой самодеятельности.
Используя хоровое пение как средство музыкального воспитания, хормейстер ставит перед собой следующие задачи:
— развитие у участников интерес и любовь к хоровому пению;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;
— формировать художественный вкус;
— развивать певческий голос: формировать красивое, естественное звучание, расширять диапазон;
— прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;
Проблема хорового пения заключается в ряде вопросов хормейстера, связанных с работой хорового коллектива над художественной отделкой музыкальных произведений.
Объект: Хоровой коллектив. Типы и виды хоров.
Цель курсовой работы : раскрыть сущность понятий хоровой коллектив, типы и виды хоров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
1. Изучить определение хорового коллектива.
2. Охарактеризовать типы хоров.
3. Охарактеризовать виды хоров.
5. Выявить функции хормейстера, а также репертуар и работу над хоровым произведением.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы и источников, приложение.
Характеристика хорового коллектива
Хор – понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор – вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора.
Хор – это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии – унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения – звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор – это ансамбль вокальных унисонов. [1, с. 362]
Хоровое исполнительство выражено двумя формами музицирования – пение без сопровождения (a’cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования – в натуральном или темперированном строе – повышается роль интонации. Точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре – основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде. Строй в хоре зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, а также от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта. [2, с. 154]
Строй в хоре всегда сопряжен с выполнением множества различных взаимосвязанных задач – от организации певческо-хорового процесса и воспитания (обучения) певцов до встраивания собственно хоровой звучности с выявлением проблем ансамбля и строя. При этом важные задачи в процессе выстраивания хора – создание ансамбля вокальных унисонов, высотное единообразие исполняемых звуков, тембровое их единство – решаются при условии правильно организованной вокально-хоровой работы с певцами. В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств – музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художественно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.
Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии. [7, с. 58-59]
Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело статус профессионального искусства. Отсюда происходят две основные формы хоровой деятельности – профессиональная и любительская, отсюда и собственные названия – хор профессиональный и хор любительский (народный, самодеятельный). Под первым понимают хор, состоящий из специально обученных певцов, под вторым – хор, в котором принимают участие все желающие в нем петь. Занятия в любительских хорах не столь регламентированы, как в профессиональных.
В хоровом исполнительстве различают два основных направления – академическое и народное, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.
Академический хор (или капелла) опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы – академическую манеру пения. В рассмотрении проблематики вокально-хорового пения мы будем отталкиваться от понятия академической манеры пения.
Народный хор – вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе. [10, с. 118-119]
Хоровые произведения могут быть охарактеризованы по количеству самостоятельных хоровых партий в них, что определяется понятием вид хора. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трех-, четырех- и более. Принципы применения divisi (разделения) в хоровых партиях связаны с высотными соотношениями певческих голосов, а также с их гармоническими и темброво-колористическими сочетаниями. Известно, что divisi гармонически насыщает хоровое изложение, но в то же время заметно ослабляет силу звучания хоровых голосов.
Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия, представляющая собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в общих своих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Именно с хоровой партии (группа певцов) начинается строительство хоровой звучности во множестве аспектов: хоровая партия представляет собой начальный объект работы дирижера в установлении ансамбля и строй, в художественной отделке произведения. В связи с этим обнаруживается проблема наименьшего количества певцов (голосов) в хоровой партии – 3-4 певца, а также их тембровое и динамическое равновесие. [11, с. 209-210]
Хор, состоящий из мужских голосов, называется однородным мужским.
Хор, состоящий из женских голосов, называется однородным женским.
Хор, состоящий из женских и мужских голосов, называется смешанным.
СОПРАНО характеризуется высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Чаще всего этой партии поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Диапазон: «до» первой октавы – «ре» второй октавы.
АЛЬТЫ отличаются более низким, плотным, насыщенным звуком. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют ведущую роль, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: «ля» малой октавы – «ре» второй октавы.
ТЕНОРА: присуще подвижное, лёгкое, но в то же время твёрдое, сильное звучание. В смешанном хоре это средний голос, но иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: «до» малой октавы – «ля» второй октавы.
В настоящее время встречается четыре типа хоров: женский, мужской, детский и смешанный. [4, с. 131]
Смешанный хор (полный состав)
Диапазон смешанного хора более четырех октав «соль-ля» контроктавы до 3 октавы. Смешанный хор обладает большой динамикой силы звука от еле слышного рр до ff, способного соперничать с симфоническим оркестром.
Диапазон «ля» контроктавы – «до» 2 октавы. Мужской хор обладает большой динамичностью звучания, яркими тембровыми красками. Партия теноров является ведущим мелодическим голосом и поет более плотным грудным звуком.
Диапазон от «фа» малой октавы до «до» 3 октавы. Крайние звуки встречаются редко. Наиболее часто встречается смешанное и тесное расположение голосов. Много оригинальных сочинений и обработок народных песен для женского хора создали русские и зарубежные композиторы.
Выразительные и технические возможности детского хора тесно связаны с возрастными особенностями состава.
Детскому голосу характерны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Звучание детского хора отличается непосредственностью, искренностью исполнения. Детский хор обладает большими исполнительскими возможностями. [12, с. 85-86]
Понятие вид хора связывается с количественным содержанием хорового состава, который, как исполнительская форма, имеет обычно равночисленные хоровые партии и группы. Таким образом, под понятием вид хора подразумевается характеристика исполнительского коллектива и произведения по количеству самостоятельных хоровых партий.
Однако следует заметить, что количество самостоятельных хоровых партий не учитывает эпизодических разделений ( divisi ) одной из хоровых партий. Например, если четырехголосие в смешанном хоре (С, А, Т, Б) сменяется на пяти-, шести-, семиголосный, ибо здесь увеличение количества голосов эпизодическое.
Хоровые партитуры, насчитывающие более четырех голосов и, следовательно, называющиеся пяти- (и более) голосными видами хоров, встречаются редко. Чаще можно встретить четырехголосные виды хора с эпизодическим разделение одной из хоровых партий. [5, с. 72-73]
При divisi хоровое изложение гармонически насыщается и появляется возможность исполнения многозвучных аккордовых сочетаний диапазоном до четырех октав, однако сила звучания таких аккордов несколько ослаблена. [8, с. 182]
Значение: владение вокально-хоровой техникой помогает хору правильно передать идейно-художественное содержание исполняемого произведения. Понимание произведения и большая любовь к нему певцов хора является важным условием для хорошего исполнения.
Основу вокально-хоровой техники составляют: певческая установка, дыхание, атака звука, приёмы звукообразования, приёмы звуковедения, округление звука, резонаторы, регистры, тесситура, ансамблевые навыки, навыки интонирования, интонирование ступеней лада, интонирование интервалов, дикционные навыки, навыки пения с нюансами. [9, с. 74]
Атака звука. Существует твердая и мягкая атака звука. Надо запомнить, что мягкая атака звука должна быть постоянным способом, которым следует начинать звук. Т.е. начинать его чрезвычайно осторожно, как бы едва касаясь голосовыми связками.
Приемы звукообразования. Звукообразование или фонация происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает в от колебаний голосовых связок, а усиливается и темброво окрашивается с помощью резонатора. Моменты звукообразующего процесса: легкий зевок, высокая позиция звука. В овладении техникой пения большую роль играет выработка единой манеры звукообразования. Голос певца, владеющего единой манерой формирования звука, отличается особой ровностью тембровой окраски, единым колоритом звучания в объеме всей звуковой палитры.
Одним из средств музыкальной выразительности является музыкальная фразировка. Под фразировкой следует понимать художественное, музыкально-осмысленное исполнение отдельных построений (мотива, фразы, предложения и т.д.), а также разграничение их цезурой или дыханием. Музыкальная фразировка соответствует фразировке литературного текста. Точка грани между фразами называется цезурой. Нельзя выразительно прочитать текст песни, не соблюдая знаков препинания, так нельзя выразительно спеть и ее мелодию, не соблюдая цезур. В большинстве случаев цезура выполняется посредством смены дыхания.
Отчётливая дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Поэтому большое внимание в хоре уделяется воспитанию правильной и ясной певческой дикции. Дикционные навыки помогают хору выделить наиболее важные по смыслу слова текста, обычно совпадающие с кульминациями музыкальных.
Помимо выше перечисленных средств музыкальной выразительности есть и другие: цезура, нюансы, темп, фермата, тембр и др.
Полноценное, правдивое исполнение хорового произведения может быть осуществлено лишь при правильном использовании средств музыкальной выразительности. [6, с. 54-55]
Функции хормейстера. Репертуар и работа над хоровым произведением
Сущность дирижёрской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижёра, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, инженером, планирующим звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным диспетчером, точно распределяющим время и качество звучания, контролёром качественной стороны исполнения. Дирижёр совмещает в себе функцию актёра и режиссёра, задумывая и ставя музыкальный спектакль и одновременно играя в нём главную роль.
Но к тому же дирижёр ещё и организатор, и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив, и помогающий каждому развивать необходимые качества.
Большую роль в работе хора играет репертуар, определяющий творческое лицо хорового коллектива. Главная задача руководителя создание ценного в идейно-художественном отношении и интересного как для исполнителей, так и для слушателей репертуара. При отборе репертуара руководитель обязан учитывать постепенное совершенствование технических навыков и художественно-исполнительский рост хора. [13, с. 301-302]
Ставя перед собой задачу, создать хор, следует, прежде всего, определить, что это будет за коллектив, какой контингент участников в возрастном и количественном отношении он будет охватывать в настоящее время, какой у хора будет репертуар и репертуарное направление, каковы его специфические особенности. Следует определить заранее и объём, масштаб работы с хором в области развития музыкальной грамотности хористов, рассчитать, сколько времени будет отведено на занятия хоровым сольфеджио, слушание музыки, беседы, разбор услышанного. Важно также определить сферу деятельности хора в общественной жизни города, района.
Руководитель хора должен сделать всё от него зависящее для создания коллектива перспективного, прогрессивного, с хорошей внутренней атмосферой, интенсивно развивающегося как в области непосредственно хоровой и обще музыкальной, так и в области нравственной, эстетической, воспитательной. [2, с. 201]
Приём в хор обычно проходит так: прослушиваются все участники и отбираются наиболее музыкальные из них. Вначале особенно важно выделить наиболее способных.
Для того чтобы участники коллектива, исполняя произведение искусства, действительно сопереживали авторский замысел, необходимо воссоздавать картину художественного образа, анализировать его становления, находить объяснения каждому выразительному проявлению его особенности. Только тогда проникновение в замысел произведения будет полным и исполнитель может стать сотворцом, а не механическим озвучивателем написанного.
Однако сотворчество включает в себя не только умение проникать в замысел автора, но и большую эрудицию, то есть широкий кругозор и объем музыкальных знаний.
Однако не всякое произведение может вызвать положительное чувство сопереживания, всколыхнуть мысли, чувства, эмоции. Эмоциональный отклик на произведения искусства зависит от идейно-художественной ценности произведения, а также от степени подготовленности к его исполнению и восприятию.
Одна из ведущих задач хорового исполнительства сделать музыкальное искусство постоянной потребности человека, предметом его увлечения и глубокого интереса. Так, практика многих коллективов показывает, что систематическое музицирование, коллективное исполнительство превращается в потребности музыкального высказывания, самовыражения. [13, с. 402]