какие виды игрушек по воспитательному воздействию

Консультация для воспитателей «Виды игрушек»

какие виды игрушек по воспитательному воздействию. Смотреть фото какие виды игрушек по воспитательному воздействию. Смотреть картинку какие виды игрушек по воспитательному воздействию. Картинка про какие виды игрушек по воспитательному воздействию. Фото какие виды игрушек по воспитательному воздействию Юлия Жаворонкова
Консультация для воспитателей «Виды игрушек»

Виды игрушек

1. Игрушки для подвижных и спортивных игр

2. Игрушки для сюжетно-ролевых игр

3. Игрушки для дидактических игр

4. Игрушки для строительно-конструкторских игр

5. Театральные игрушки.

6. Музыкальные игрушки

В современной педагогике игрушки принято делить по видам детских игр. Такое деление приблизительно, поскольку практически все игрушки обладают многообразными функциями (дидактической, развлекающей, забавляющей и пр., что позволяет использовать одну и ту же игрушку в разных видах игр.

1. Среди игрушек для подвижных и спортивных игр можно отметить: каталки, серсо, бильбоке, кольцебросы, воздушные змеи, самокаты и т. д. В качестве игрушек такого типа могут выступать уменьшенные копии спортивных снарядов: мячи, скакалки, детские велосипеды, гимнастический инвентарь и т. п.

3. Игрушки дчя дидактических и познавательных игр сконструированы с учетом определенной обучающей программы, которая усваивается ребенком в процессе игры. Некоторые игрушки разработаны на основе принципа автодидактизма (погремушки, пирамидки, вкладыши, матрешки и пр.). К дидактическим игрушкам относятся головоломки (например, игрушки венгерского инженера Э. Рубика, а также настольные и нас’толь-но-печатные игры с правилами. Такие игрушки смыкаются с игрой, и подчас трудно провести четкую границу между игрой и игрушкой. Наборы и комплекты игрушек разной сложности создаются для систематического обучения и развития детей.

5. Театральными игрушками принято называть: куклы-театральные персо-нажи, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания, сценок, ро сказкам, басням и другим произведениям; декорационное панно на определенные темы, театральные переносные сцены, теневые театры; магнитные, фланелевые и др. устройства, состоящие из экрана-основы и крепящихся к нему фигурок; театральные костюмы и их элементы, парики и маски театральных персонажей.

Театральные игрушки используются в детских театрах при организации театрализованных игр, развлечений на праздниках, при проведении обучающих сюжетных игр и в самостоятельной игре детей, включающей элементы театрализации.

Музыкальные игрушки находят применение на занятиях по эстетическому воспитанию, на музыкальных праздниках, в сюжетно-ролевых и познавательных играх, используются детьми для самостоятельного музицирования.

«Откуда появилась игрушка». «Виды игрушек» Проблема исследования. Цель : Развивать познавательные, творческие, интеллектуальные способности детей. Активизировать речь. Расширять.

какие виды игрушек по воспитательному воздействию. Смотреть фото какие виды игрушек по воспитательному воздействию. Смотреть картинку какие виды игрушек по воспитательному воздействию. Картинка про какие виды игрушек по воспитательному воздействию. Фото какие виды игрушек по воспитательному воздействиюКонсультация «Виды творчества для развития ребенка» Ребенок более чувствителен взрослого, потому что для него это все впервые, он воспринимает все иначе, ярче, эмоциональней. Он по-другому.

Консультация для педагогов «Виды дидактических игр, задачи игр» Игра со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие.

Консультация для воспитателей «Виды арифметических задач, используемых в работе с дошкольниками» Простые задачи, т. е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием, принято делить на следующие группы. К первой группе относятся.

Консультация «Экспертиза игрушек» Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее. Прошлое. Педагогическая экспертиза в нашей стране существует давно, уже более двух столетий.

Консультация на тему «Виды бумагопластики» Дошкольный возраст – период активного развития творческих навыков и мышления ре-бенка. Психологи и педагоги отмечают значи-тельно более.

Консультация «Виды техник по нетрадиционному рисованию» Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста Дети с самого раннего возраста пытаются.

Источник

Классификация и ассортимент игрушек по воспитательному (педагогическому) назначению.

В основу классификации игру­шек по воспитательному назначению положена их педагогиче­ская направленность, что позволяет наиболее полно проанали­зировать потребительские свойства игрушек, а именно: их вли­яние на умственное, физическое и эстетическое развитие детей. По воспитательному назначению игрушки подразделяют на 8 групп.

1–я группа–игрушки, способствующие развитию первона­чальных движений и восприятии. К ним относятся сенсорно–мо­торные игрушки – различные погремушки, под­вески, шарики, мячи и др. Эти самые первые в жизни ребенка игрушки развивают у него чувство осязания, координацию дви­жений.

Игрушки данной группы, ярко окрашенные, полированные, из легко моющихся пластических масс, резины и древесины, при­влекают малышей звучанием, формой, цветом. Различные точе­ные из дерева матрешки, шары, башенки, мозаики способствуют умственному развитию детей. В них сочетаются познавательные функции с эмоциональностью ‘и занимательностью.

2–я группа – игрушки, способствующие физическому разви­тию детей. Игрушки этой группы способствуют развитию у де­тей силы, ловкости, меткости ударов и бросков, т.е. укреплению физических сил, а также укрепле­нию мускулатуры, усилению гибкости тела. Это игрушки, необходимые для бега и ходьбы (обручи, тележки, каталки, санки и др.), развития мышц рук и пальцев (башенки, матрешки, разъемные коробочки и другие полые игрушки), бросания (мячи, кегли, городки и др.), для меткости (игрушечные пистолеты, луки, ружья и др.).

3–я группа–игрушки, знакомящие детей с окружающей при­родной средой (образно–сюжетные игрушки). В этой группе иг­рушки, весьма разнообразные по своему содержанию: они зна­комят детей с окружающим внешним миром, животными, приро­дой, людьми, способствуют развитию речи, сообразительности, расширению кругозора детей. В этой же группе игрушки, зна­комящие детей с предметами домашнего обихода (посуда, одежда, мебель), транспортом. Многие игрушки снабжены ме­ханизмами, приводящими их в движение.

4–я группа – игрушки, знакомящие детей с элементами на­уки и техники, – политехнические игрушки. В этой группе иг­рушки, которые в занимательной, доступной для них форме знакомят детей с конструкцией и действием отдельных машин, механизмов, различных сооружений, помогают развить трудолю­бие, внимательность, аккуратность, учат понимать схемы и чер­тежи. Это–наборы для сборки моделей самолетов, вертолетов, автомобилей, вездеходов, подъемных кранов; различные кон­структоры; действующие модели различных машин. Политехнические игрушки способствуют развитию у детей смекалки, сообразительности, творческой мысли. Умение читать чертежи, разбираться в монтаже, регулировке работы игрушек, уход за ними повышают техническую грамотность ребят, спо­собствуют их политехническому образованию.

5–я группа–игрушки, знакомящие детей с трудовыми про­цессами. Эти игрушки способствуют трудовому воспитанию де­тей. Такими игрушками для детей ясельного и школьного возраста являются лопатки, грабли, ведерки, лейки, совки. Для де­тей школьного возраста изготовляют различные конструкторы для самостоятельных работ, наборы цветной бумаги для вырезания, переводные картинки, аппликации, детские швейные машинки.

6–я группа – игрушки, способствующие музыкальному и художественному развитию детей. В этой группе музыкальные и театрально–художественные игрушки. Музыкальные иг­рушки помогают ребенку воспроизвести несложные мелодии, развивают у него слух и чувство ритма, прививают любовь к му­зыке, знакомят с основами музыкальной грамоты. Это–детские музыкальные инструменты (ги­тары, балалайки, гусли, скрипки), дудочки, музыкальные органы и погремушки, губные гармошки, музыкальные коро­бочки, бубны и барабаны.

Театрально–художественные игрушки – театр ку­кол, образы героев рассказов и сказок в театральных костюмах, театральные куклы, различные разрезные картинки из картона, альбомы для раскрашивания картинок.

7–я группа–настольные игры. Эти игрушки, содержащие элементы обучения, способствуют развитию у детей памяти, со­образительности, выдержки, находчивости, чувства коллекти­визма, дисциплинируют детей, развивают у них глазомер, меткость, ловкость. К этой группе игрушек относят игры–голово­ломки, домино, шахматы, шашки и др.

8–я группа – игрушки–забавы. Это особая группа игрушек: они воспитывают у детей жизнерадостность, чувство юмора и умение удивляться. Главное в таких игрушках – элемент неожи­данности. Это игрушки с механизмом движения: звери в движе­нии, поющие птицы, автотрассы, железные дороги, аэропорты и др.

1.2.2. Классификация и ассортимент игрушек по возрастному назначению.

Теоретическое обоснование классификации состоит в том, что при разработке новых образцов игрушек необходимо, прежде всего, учитывать, на кого они рассчитаны и каким дол­жен быть их воспитательный эффект. Дети разных возрастов значительно отличаются уровнем своего развития, у них по–раз­ному проявляются интересы к окружающим их предметам и яв­лениям.

По возрастной предназначенности игрушки классифицируют на следующие основные группы.

1) для детей ясельного возраста до трех лет. Для детей первого года жизни игрушки являются предметом первой необ­ходимости: ведь с помощью них у ребенка развиваются зрение, слух, восприятие цвета, хватательные движения. Эти игрушки, как правило, ярко окрашены, легкие, хорошо озвученные, с про­стой и совершенной геометрической формой. Дети в возрасте от 1 до 3 лет и третьего года жизни быстро развиваются, много времени проводят на воздухе в различных подвижных играх. Для укрепления мышц рук и ног детям этого возраста рекомендуются каталки, тележки, кони–качалки, обручи, лопатки, лейки, совки, трехколес­ные велосипеды, водоплавающие игрушки. Большое место в играх детей этого возраста имеют образные игрушки: куклы, кукольная посуда и мебель, фигурки животных, ку­бики, автомобили, мячики.

2) для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет. У детей дошкольного возраста игры носят сравнительно творческий характер и достаточно раз­нообразны. Дети этого возраста проявляют особый интерес к яв­лениям окружающего мира, различным предметам. Дети этого возраста любят фантазировать, поэтому игры их носят твор­ческий характер, а игрушки становятся более разнообраз­ными.

3) для детей школьного возраста от б–7 до 17 лет.

Источник

Игрушка как психолого-педагогический инструмент.

«Игрушка как психолого-педагогический инструмент»

Собирова Любовь Михайловна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций.

Игрушки известны человечеству с глубокой древности. По сей день при раскопках обнаруживают различные фигурки, маленькие повозки, свистки в виде птиц, которые современные специалисты классифицируют как игрушки, датированные 3000 г. до н. э. Анализируя древние игрушки, можно сказать, что уже тогда они имели педагогическую направленность: маленькие лошадки обучали мальчиков держаться в седле, деревянные мечи — подготавливали будущего воина к битвам, куклы и посуда предназначались для девочек и подготавливали их к будущей семейной жизни.

1. ВИДЫ ИГРУШЕК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ХОДЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР-ЗАНЯТИЙ

Игрушки можно классифицировать:

По возрастному назначению:

от рождения до 1 года;

от 5 лет до 10 лет;

от 10 лет и старше.

По воспитательному (развивающему) назначению:

Сенсорные (до года в основном звуковые — погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные — калейдоскоп, цветные контурные изображения);

Двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки);

Образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

Общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например, совок и ведёрко, оружие);

конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

По материалу изготовления:

В условиях технического прогресса появилось большое количество игрушек, предназначенных для различных целей. Как же разобраться в таком разнообразии? Прежде всего нужно определить, для каких целей используется та или иная игрушка. Основные принципы выбора игрушек для самых маленьких: игрушки должны быть безопасными, многофункциональными и помогать ребёнку гармонично развиваться.

Очень часто взрослые допускают одну и ту же ошибку: скупают всё подряд. В результате детская комната превращается в изобилие машинок, мягких игрушек или кукол, к которым грудничок совершенно равнодушен.

Прежде всего, игрушки для детей до 1 года должны соответствовать возрасту и отвечать потребностям малыша. Обязательно все игрушки должны соответствовать определённым педагогическим требованиям и учить кроху чему-то полезному. Радиоуправляемые автомобили и большие куклы пусть подождут, пока малыш подрастёт, ребёнку пока нужны совсем другие игрушки.

На первом году жизни игрушка является для малышей прекрасным тренажёром для развития движений и координации. Незамедлительно ребёнок отреагирует на появление вращающихся каруселей или мобилей. В специализированном интернет-магазине большое количество разнообразных подвесок с двигающимися разноцветными фигурками. По механизму вращения подвески подразделяются на электрические и механические. Устанавливать мобили нужно таким образом, чтобы расстояние от фигурок до грудки младенца было примерно 30 см.

Современные модели мобилей долго не надоедают малышу, так как имеют несколько схем движения, играют различные мелодии и имеют несколько подсветок. При выборе модели желательно отдавать предпочтение лёгким конструкциям, ведь устройство может случайно упасть на малыша. Не исключено, что подросшему ребёнку удастся оторвать одну из фигурок, и она тут же окажется у него во рту. Поэтому необходимо приобретать качественные мобили, которые выполнены из безопасных материалов и не содержат токсических веществ. Впоследствии забавные игрушки можно использовать отдельно.

Прежде чем приобретать красочные игрушки для маленьких карапузов, ева, металла и других экологичных материалов. В 21 веке вряд ли получится полностью обойтись без пластмассовых изделий, но такие игрушки не должны преобладать среди других. Желательно, чтобы игрушки были окрашены необходимо прочитать, из какого материала выполнено изделие и используемые красители. Весёлые гномики, кубики, пирамидки или прорезыватели должны быть изготовлены из безопасного материала, так как малыш все пробует на зуб. Игрушки могут быть выполнены из ткани, кожи, меха, дер в естественные цвета. Таким же принципом необходимо руководствоваться, когда покупаются игрушки для детей 2 лет.

Стоит избегать игрушек с острыми углами, которые могут поранить малыша. Ещё следует убедиться, что игрушка достаточно прочная и при падении на пол не распадётся на опасные осколки. Хорошая игрушка для маленького ребёнка должна быть многофункциональна. Например, игрушка-погремушка может быть приятна на ощупь, развивать тактильные ощущения, зрение и слух. Мячик можно катать, бросать или превратить в сказочного колобка.

На первом году жизни малышу понадобятся контрастные игрушки для развития зрения, музыкальные, чтобы ребёнок научился различать звуки. Для весёлого купания незаменимы резиновые игрушки, а для интеллектуального развития нужны развивающие.

В последние годы всё чаще родителями и педагогами используются так называемые игровые планшеты: специальные звуковые игрушки, где при нажатии на различные клавиши звучат звуки, издаваемые птицами и животными. Отношение к таким игрушкам у педагогов неоднозначное. В связи с тем, что в этом возрасте мышление ребёнка предметно-манипулятивное, лучше всего, если вы сами покажите ребёнку мягкую игрушку птички или собачки и изобразите звук, который они издают (гав-гав, чик-чирик и т.д.).

В 2 года, когда ребёнок начинает значительно дольше удерживать своё внимание на одном предмете и концентрировать его на занятиях значительно продолжительное время. В этот период он учится всему буквально на лету, и задачей педагогов является обеспечение различными материалами для всестороннего развития.

В этот период малышам подойдут:

2. Кубики разных размеров

3. Варианты мозаики

5. Магниты на магнитную доску с цифрами, рисунками, буквами

6. Развивающие музыкальные плакаты

7. Различные говорящие игрушки, детские планшеты и т.д.

8. Пальчиковые краски, крупные раскраски с наклейками любимых мультипликационных героев

9. Конструкторы с крупными деталями, или «лего», но под присмотром взрослых

10. Коляски, гладильные доски, кухни

11. Наборы инструментов (для мальчиков)

14. Мячи на присосках с тарелками

15. Картонные домики.

Именно сейчас очень активно развиваются моторика и речь ребёнка, его координация. Дети крайне подвижны и не могут долго заниматься одним делом, поэтому в течение дня в ход идут самые разные игрушки и игры-занятия.

Подбор игрушек происходит систематически с учётом возраста ребёнка, его нервно-психического развития с опорой на ведущую деятельность и совершенствования недостатка какой-либо деятельности (которая выявляется в эпикризный срок специалистами психолого-педагогический комиссии). Вот почему, подбирая игрушки для ребёнка, необходимо, прежде всего, руководствоваться её развивающими характеристиками. Основополагающую роль в познании окружающей среды для ребёнка раннего возраста играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Как отмечает Л.Н. Павлова, «развитие познавательной активности ребёнка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о предмете и его свойствах и вызывающих его эмоциональный отклик».

Таким образом, задача педагогов, окружающих ребёнка раннего возраста, заключается в грамотной организации игрового места, насыщении его такими предметами и игрушками, играя с которыми, ребёнок будет познавать их свойства.

2. МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР-ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРУШЕК

В процессе педагогической работы я всегда обращаю внимание ребёнка на различные свойства предметов, учу выполнять действия с ними.

В период раннего возраста формируется интерес к образной игрушке, предпосылки игры и первые сюжетные игры с предметным содержанием (сюжетно-отобразительные). Самостоятельная игра ребёнка этого возраста во многом зависит от того, как воспитатели организуют предметно-игровую среду. Игрушки в этом возрасте, по сути, определяют и тему игры ребёнка, и характер игровых действий, поэтому чрезвычайно важен грамотный их подбор. Для усвоения ребёнком элементарных игровых действий «наиболее важны прототипические игрушки, поскольку они ярко выделяют основные специфические функции предметов, направляют ребёнка на развёртывание сюжета».

В интерьере групповой комнаты для детей от 3-х лет размещается кукольный уголок с крупной игрушечной мебелью, почти в рост ребёнка (стол, стул, шкаф, плита, умывальник и пр.), набором детской посуды. Здесь же располагается крупная игрушечная кроватки с постельными принадлежностями. Такие игрушки особенно важны для воспитанников домов ребёнка ещё и потому, что именно среди этих игрушек дети учатся жить в окружающем мире, реально отображая социальные действия, соответствующие общепринятому назначению того или другого предмета.

Особое значение для психического развития ребёнка раннего возраста имеют дидактические игрушки. Широкое применение дидактических игрушек в работе с детьми раннего возраста является тем дополнительным стимулом, который может существенно повлиять на психическое развитие детей данной категории, отчасти компенсируя недостаточность других необходимых для полноценного развития факторов. Действуя с предметами, разными по форме, цвету, величине, материалу, фактуре, массе, звуковым свойствам, дети накапливают сенсорный опыт, что способствует развитию органов зрения, слуха, осязания, а это в свою очередь является ещё одним стимулом для развития речи и эмоционального мира. Совершенствование мелкой моторики пальцев оказывает положительное воздействие не только на сенсорную сферу ребёнка, но и, как отмечала М.М. Кольцова, на своевременное развитие речевого аппарата, так как между центрами, отвечающими за эти действия в коре головного мозга устанавливается взаимовлияние.

В детском учреждении устанавливается комбинированный дидактический столик для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук с ящичками, полочками, специальным скатом для шариков, устройством для вкладывания в полое пространство шаров, кубов, призм, со специальными столбиками для нанизывания колец, с цветными полями для подбора соответствующих втулочек, грибочков и т.п.

Подробно роль дидактической игрушки в познавательном развитии ребёнка раннего возраста была рассмотрена Л.Н. Павловой. Ей же была разработана классификация дидактических игрушек, рекомендованных для занятия с детьми раннего возраста:

Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы, полусферы и пр., имеющие сквозное отверстие. Упражнения с данными видами игрушек способствуют развитию моторики пальцев, координации рук, особенно при осуществлении противоположный операций: нанизывание и снятие предметов.

Объёмные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы, параллелограмм и другие) предназначены для целенаправленного манипулирования, группировки и соотнесения их по цвету, величине или форме.

Геометрические игрушки-вкладыши: разноцветные кубики, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для сортировки и подбора их по цвету, форме, величине, а также составления одноцветных и разноцветных башен. Данный вид игрушек даёт возможность развить у ребёнка пространственную ориентировку, познакомить его с физическими свойствами полых предметов. При действии с полыми игрушками дети тренируют кончики пальцев, дифференцируют роль большого, указательного, среднего пальцев.

Народные сборно-разборные дидактические игрушки (матрёшки, яйца и пр.) способствуют формированию пространственной ориентировки, умения собирать предмет из двух одинаковых или однотипных частей (подобранные по цвету и величине, они используются для закрепления навыка группировки предметов или же соотнесения по одному или нескольким свойствам).

Небольшие сюжетные игрушки: куколки, машинки, ёлочки, грибочки, овощи и фрукты, а также предметы, подобранные по определённым признакам: коробочки, катушки, вазочки, природный материал (шишки, жёлуди, листы), группируемые по цвету, величине или форме.

«Почтовые ящики», доски Сегена.

Наборы «Маленькие и большие» (фигурки людей, животных, геометрических форм);

Наборы кубиков и шаров различного цвета и величины;

Лото (овощи, фрукты, посуда и т.п.);

Игры типа «Парные картинки»;

Лото «Разрезанные картинки» (из 2-х, 3-х частей);

Музыкальные игрушки: погремушки с бубенцами и колокольчиками, звучащие неваляшки. При этом важно, чтобы у игрушек были конкретные «голоса» — низкий и высокий, тихий и громкий. Такие игрушки должны иметь чистое, приятное мелодичное звучание, разнообразное по высоте и тембровому звучанию, и в то же время привлекающие ребёнка своим внешним видом.

Сюжетно-образные игрушки: куклы; фигурки людей и животных (игрушки в виде реалистических скульптур из различного рода материалов); предметы игрового обихода (игрушки и атрибуты, изображающие предметы быта и культуры); технические игрушки (игрушки, изображающие средства передвижения, простейшие орудия труда).

В дальнейшем при игровой развивающей работе с ребёнком целесообразно использование и дидактических игр, и игрушек, предназначенных для развития специфических действий с предметами, что, в свою очередь, способствует пониманию и анализу свойств предметов (их величины, цвета, формы, качества поверхности) и, соответственно. Способствует развитию не только речи, но и таких психических функций, как память, внимание, мышление, воображение.

На третьем году жизни я начинают использование различных музыкальных и театральных игрушек, способствующих, помимо развития словаря, формированию и совершенствованию интонационных, высотных и темповых модуляций голоса.

Особое значение для развития эмоционального мира детей, имеют театрализованные игры и представления, разыгрываемые либо только взрослым, либо совместно взрослым и ребёнком. Кукольные театральные наборы чаще всего соответствуют подбору персонажей хорошо знакомых ребёнку народных сказок: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Медведь и лиса», «Колобок», «Волк и козлята», «Буратино» и т.п. При этом возможно и самостоятельное разыгрывание сказочного действия, и проигрывание известных сказок по ролям, придумывание новых сюжетов.

При проведении занятий мы используем следующие методы исследования: хронометраж игры детей, создание проблемных ситуаций в игре.

Хронометраж игровой деятельности ребёнка длился около получаса, наблюдение ведётся за изменением деятельности и настроения детей, за количеством и целью обращений воспитателя и детей к наблюдаемому ребёнку и его ответные действия. А также проявления инициативы в социальных связях и речевые высказывания ребёнка. Все эти данные записываются в протоколе, а затем обрабатываются в виде индивидуальных карт с использованием условных обозначений. Целью такой обработки было наглядно продемонстрировать состояние детей на начало эксперимента, в период адаптации, когда все проблемы детей выступают наиболее ярко.

Анализируя данные из хронометража, мы можем сказать, что настроение детей в большинстве случаев было уравновешенным. Но так как не все дети умели организовать свою деятельность, то у некоторых детей наблюдалось возбуждение, переходящее в агрессию. Это возбуждение прослеживалось, когда ребёнок манипулировал с предметами, не разворачивая сюжет игры, иногда совершая 2–3 последовательных действия. Причиной такого поведения, вероятно, служило большое количество новых игрушек, плохое руководство со стороны взрослого и детская конкуренция. Эти дети старались просто завладеть большим количеством игрушек и таким образом обратить на себя внимание воспитателей и детей. Отрицательные эмоции появлялись из-за конфликтов по поводу игрушек. В процессе наблюдения за детьми выявился ребёнок с преобладающем подавленным настроением. Этот ребёнок вёл себя очень замкнуто, предпочитая сидеть на стуле, наблюдая за происходящем. Изменение в настроении было только тогда, когда я читала с этим ребёнком книгу, но это изменение носило кратковременный характер. Обращения воспитателя к такому ребёнку были по поводу переключения с одного вида деятельности на другой, также были попытки вызвать речевую активность, но эти обращения не меняли состояние ребёнка. В прогнозе адаптации этот ребёнок считается условно готовым. Его проблемные зоны — это избирательность в контактах с детьми и взрослыми, неуверенность в себе, третья группа нервно-психического развития, в игре отставание на два эпикризных срока. Все это говорит нам о том, что ребёнку необходима индивидуальная помощь в формировании активности и инициативы.

Теперь мы обратимся к развитию игровой деятельности и взаимоотношениями, связанными с ней. У некоторых детей уже присутствует сюжетно-ролевая игра, но у большинства её ещё нет.

Длительность игры от 5 до 20 минут. Тематика игр определяется теми сюжетами, на которые детей наталкивает оборудование в тематических игровых уголках, это игры в «семью», «парикмахерскую» и «доктора». Своей инициативы в организации игрового места дети не проявляют, это может объясняться тем, что идёт адаптация или неправильной организацией игрового пространства. Сюжет разворачивают из 2–4 действий, иногда берут на себя определённую роль, в основном в одиночку. Но не отвергают заинтересовавшихся детей, и сами пытаются привлечь других играющих. Но руководство игровой деятельностью осуществляется недостаточно грамотно. Так, только один воспитатель обучает игровым действиям и играет совместно с ребёнком. В остальных случаях руководство сводилось к формированию правил поведения, разрешения конфликтов и оценивания деятельности. Чаще воспитатели для переключения с одной деятельности на другую используют дидактические игры, чтение книг, знакомство с новой игрушкой.

Итак, в результате проведённой работы мы выяснили, что наиболее проблемными зонами является использование воображаемых предметов, предметов заместителей и обозначение их словом.

Проанализировав создавшуюся ситуацию, мы определили, что в группе не создана соответствующая игровая обстановка. У детей нет необходимости использовать предметы заместители, так как у них есть все реальные игрушки и такая проблема у них не стоит, даже когда у ребёнка не хватало ножа для разрезания воображаемого хлеба, то предложение экспериментатора использовать палочку вызвало бурный протест, и ребёнок не смог решить данную проблему. Тогда мы стали использовать игры для развития воображения (например, «На что похоже», «Какая игрушка», «Что это такое» и другие). Для формирования фазы подготовки игры я предложила, прежде чем разворачивать игру с детьми попросить их продумать какие игрушки им понадобятся. Также расположить игрушки так, чтобы стимулировать инициативу ребёнка, не создавая тематических уголков, которые не заставляют ребёнка думать и готовить свою игру.

Для проведения дальнейшей работы необходимо быть уверенными в том, что у детей есть соответствующий игровой опыт.

Поэтому, для развития сюжетной игры детям необходимы разнообразные впечатления. Детские впечатления пополняются на тематических экскурсиях, во время наблюдений. Мы решили организовать экскурсии в кабинет врача, на кухню и за работой няни в группе. В кабинете врача была заранее продумана ситуация с приёмом больного. Во время экскурсий и наблюдений воспитатель обращает внимание детей на главное, существенное. Тем самым, помогая разобраться в получаемых впечатлениях. Затем мы совместно с другим воспитателем группы разработали серию игр — занятий по данным темам, которые постепенно перешли в совместные игры с детьми. Где, играя с малышами, воспитатели поддерживали у них интерес, стараясь усложнить её содержание, но не мешая проявлению самостоятельной инициативы.

Для проведения занятий с отобранными детьми мы подготовили шесть проблемных игр, проводившихся индивидуально с каждым ребёнком. В исследованиях К.Л. Печоры разработано 3 вида проблемных ситуаций: конфликтные, проблемные и напряжённые. Конфликтные ситуации сочетают в себе определённый конфликт, с проявлением отрицательных эмоций персонажа, и ту проблему, в которой он находится (плачет, не хочет, дерётся, отнимает и т.д.). Проблемные ситуации содержат констатацию какого-то факта, не раскрывающего последовательность игровых действий (например: руки грязные, одежда мокрая, чай горячий, машина сломалась и т.д.). Напряжённые ситуации включают в себя проблему с нагнетанием обстановки (чего-то хочет быстрей, скорей).

Итак, для каждой группы проблем была подготовлена своя тема и соответствующее оборудование. Занятия начинались с самостоятельной игры ребёнка в предложенные игрушки, а педагог, идя от игры ребёнка, ставил перед ним проблемы. Если ребёнок затруднялся с решением задачи, то вместе с педагогом, путём наводящих и прямых вопросов, разворачивалась цепочка действий, приводящая к совместному решению. Самым высоким уровнем проявления инициативы в игре считается, когда ребёнок сам организует игру, ставит проблемы и их решает.

Детям были предложены следующие ситуации:

оборудование: ванна, кукла, кубик, кирпичик, баночка из-под шампуня, лист бумаги.

проблемная — кукла грязная, кукла мокрая;

конфликтная — плачет, мыло в глаза попало; голову мыть не хочет;

напряжённая — кукла хочет игрушку помыть. Скорей, пока вода не остыла;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *