какие виды информационных систем выделяют по их назначению
Какие виды информационных систем выделяют по их назначению
в профессиональной деятельности»
ГБПОУ «Александровский профессиональный колледж». Дедова Е.А.
Раздел 1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности
Тема 1.1. Классификация информационных систем.
Информационная система – это коммуникационная система по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающая работника любой информацией для реализации функции управления, т.е. упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий.
Свойства информационной системы:
Делимость (выделение подсистем, что упрощает анализ, разработку, внедрение и эксплуатацию ИС);
Целостность (согласованность функционирования подсистем системы в целом).
Состав информационной системы:
Информационную среду (совокупность систематизированных и организованных специальным образом данных и знаний);
Классификация ИС по назначению
Информационно – управляющие – системы для сбора и обработки информации, необходимой для управления организацией, предприятием, отраслью.
Системы поддержки принятия решений – накапливают и анализируют данные для принятия решений в различных сферах деятельности людей.
Информационно – поисковые – системы, предназначенные для поиска информации, содержащиеся в различных базах, вычислительных системах.
Информационно – справочные – автоматизированные системы, работающие в интерактивном режиме и снабжающие пользователя справочной информацией.
Системы обработки данных – обрабатывают и архивируют большие объемы данных.
Классификация ИС по структуре аппаратных средств.
— Однопроцессорные (строятся на базе одного ПК);
— Многопроцессорные (используют ресурсы нескольких процессоров);
— Многомашинные (вычислительные комплексы, где комплекс оборудования и терминал сосредоточен на одном ПК);
— Системы с удаленным доступом ( телеобработкой обеспечивает связь между терминалами пользователей и вычислительными средствами методов передачи данных по каналам связи);
— Вычислительные сети (взаимосвязанная совокупность территориально сосредоточенных систем обработки данных, средств и систем связи и передачи данных, обеспечивающая пользователям дистанционный доступ к вычислительным ресурсам и коллективное использование этих ресурсов).
Классификация ИС по режиму работы
— Пакетная обработка (обработка данных, накопленных заранее таким образом, чтобы пользователь не мог влиять на обработку, пока она продолжается).
— Режим индивидуального пользования (в распоряжение одного пользователя предоставляются все ресурсы системы).
— Режим коллективного пользования (одновременный доступ к ресурсам нескольким независимым пользователям, т.е. система, обслуживает запрос каждого пользователя без прерываний).
Классификация ИС по характеру взаимодействия с пользователем.
— Диалоговый режим (взаимодействие человека с системой обработки информации, при этом человек и система обмениваются информацией в темпе, соизмеримом с темпом обработки информации человеком).
— Интерактивный режим (взаимодействие человека и процесса обработки информации, выражающийся в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмотренных механизмом управления конкретной системы и вызывающих ответную реакцию процесса).
— Режим реального времени (режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними процессами в темпе, соизмеримым со скоростью протекания этих процессов).
Классификация ИС по уровню автоматизации
— ручные (все операции по переработке информации выполняется человеком),
Структура ИС. Типы обеспеч ивающих подсистем
Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
В набор компонентов информационной системы включают:
Компоненты системы обработки данных;
Все компоненты информационной системы позволяют качественно и в максимальном объеме реализовать функции управления предприятием.
Функциональные компоненты – система функций управления – полный набор (комплекс) взаимосвязанных во времени и пространстве работ по управлению, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей.
a) Цели предприятия реализуются с помощью функциональных подсистем, в состав которых входят различные модули – симуляторы и бизнес – приложения.
b) Функциональные подсистемы разрабатывают функциональные задачи.
c) Для функциональных задач предлагаются различные варианты моделей и алгоритмов решения задач.
Все системы обработки ИС включают следующий набор компонентов, называемых видами обеспечения:
Информационное обеспечение – совокупность методов и средств по размещению и организации информации, включающих в себя системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документации (обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства), схем информационных потоков, циркулирующих в организации и методология построения баз данных.
Программное обеспечение – совокупность программных средств для создания и эксплуатации СОД средствами вычислительной техники, в состав которых входят базовые (общесистемные) и прикладные (специальные) программные продукты.
Техническое обеспечение – комплекс технических средств, применяемых для функционирования СОД и включает устройства, реализующие типовые операции обработки данных.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование ИС, которые включают нормативные акты договорных взаимоотношений между заказчиком и разработчиком ИС, правовое регулирование отклонений
Лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств, используемых на различных стадиях создания и эксплуатации СОД.
Организационные компоненты (персонал).
Новая организационная структура фирмы.
Персонал (штат, должностные инструкции ).
Тенденция развития ИС.
3 поколение ИС (1980 – 1990 гг.) определяется появлением вычислительных сетей, объединяющих разрозненные ИС в единую систему.
4 поколение ИС (1990 г – до наших дней) характеризуется иерархической структурой, в которой центральная обработка и единое управление ресурсами ИС сочетается с распределенной обработкой данных. В качестве центральной вычислительной системы используется суперкомпьютер. Наиболее рациональным решением является модель ИС, организованная по принципу: центральный сервер системы ® локальные серверы ® станции клиенты
Какие виды информационных систем выделяют по их назначению
Рассмотрим различные подходы к классификации ИС с целью выявления их значимых характеристик.
Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.
Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков: объёмов решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, тип хранимых данных, степень автоматизации информационных процессов, характер обработки данных и т.д.
По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные [1]. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Создание и эксплуатация фактографических информационных систем требует либо изначально структурированных данных, таких, например, как финансовые массивы бухгалтерских автоматизированных информационных систем., либо предварительной структуризации данных, как, например, в информационной системе отдела кадров, где все данные по сотрудникам структурируются по ряду формализованных позиций.
Несмотря на интенсивное развитие и распространение фактографических информационных систем, огромная часть неструктурированных данных, необходимых для информационного обеспечения деятельности различных предприятий и организаций, остается в неавтоматизированном или слабо автоматизированном виде. Например, данные представленные в электронном виде в текстовых файлах, но без средств систематизации, обработки, анализа и эффективного поиска. К таким данным относятся нормативно-правовая база, массивы служебных документов делопроизводства и документооборота. Для хранения подобной информации создаются документальные информационные системы, информация в которых представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов.
В дальнейшем будут рассматриваться фактографические информационные системы.
Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления организацией, ИС делятся на [1]:
· Ручные ИС, которые не предполагают использование современных технических средств переработки информации, все операции выполняются человеком.
· Автоматические ИС. Все операции по переработке информации в автоматических ИС выполняются без участия человека.
· Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия «информационная система».
В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие [1].
Информационно-поисковые системы – система, выполняющая функции хранения больших объёмов информации, быстрого поиска требуемой информации, добавление, удаления и изменения хранимой информации, вывода информации в удобном для человека виде. Например, ИС библиотечного обслуживания.
Информационно-решающие системы осуществляют, кроме ввода, систематизации, хранения и представления информации, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации информационно-решающие системы делят на управляющие и советующие.
Управляющие информационные системы ( Management Information Systems – MIS ) обслуживают управленческий уровень организации, обеспечивая менеджеров докладами, в некоторых случаях с интерактивным доступом к текущей работе организации и историческим отчетам. Обычно они ориентируются на внутренние, не относящиеся к окружающей среде результаты. MIS прежде всего обслуживают функции планирования, управления и принятия решений на управленческом уровне. Примерами управляющей ИС могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета.
Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. Например, с уществуют медицинские ИС для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при работе с подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить иное по сравнению с рекомендуемым решение.
В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС [2]:
· Информационные системы организационного управления – предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.). Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, бухгалтерский учет и другие экономические и организационные задачи.
· ИС управления технологическими процессами – служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.
· ИС автоматизированного проектирования – предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии.
· Интегрированные (корпоративные) ИС – используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.
Существует классификация ИС в зависимости от уровня управления, на котором система используется [2]:
· Информационная система оперативного уровня – поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Такая ИС обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На оперативном уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой.
· Информационные системы специалистов – поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков.
· Информационные системы уровня менеджмента – используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования.
· Стратегическая информационная система – компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации. Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача – сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы.
В [2] приводит классификацию информационных систем по масштабу:
· Одиночные информационные системы могут содержать несколько простых приложений, связанных общим информационных фондом, и рассчитаны на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место.
· Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы и строятся на основе локальной вычислительной сети.
· Корпоративные информационные системы ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети.
Избачков Ю.С. и Петров В.Н. [2] приводят так же классификацию информационных систем по способу организации архитектуры (по методике взаимодействия клиента с базой данных). По способу организации архитектуры групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на классы:
· системы на основе многоуровневой архитектуры. Многоуровневая архитектура стала развитием архитектуры клиент-сервер и в своей классической форме состоит из трех уровней: нижний уровень – приложения клиентов, средний уровень – сервер приложений, верхний уровень – удаленный специализированный сервер базы данных, выделенный для услуг обработки данных и файловых операций.
По способам организации хранения данных выделяют иерархические, сетевые и реляционные ИС [3]:
· Иерархическая модель базы данных состоит из объектов с указателями от родительских объектов к потомкам, соединяя вместе связанную информацию. Иерархические базы данных могут быть представлены как дерево (рис.3), состоящее из объектов различных уровней. Верхний уровень занимает один объект, второй — объекты второго уровня и т. д.
· Сетевая модель данных. Сетевой подход к организации данных является расширением иерархического. Данная модель базируется на использовании представления данных в виде графа. С точки зрения теории графов сетевой модели, соответствует произвольный граф. В иерархических структурах запись-потомок должна иметь только одного предка. В сетевой структуре данных потомок может иметь любое число предков (рис.4).
· Реляционная модель данных предполагает, что данные хранятся в так называемых плоских таблицах. Фактически данные могут быть организованы и иначе, но пользователи и приложения, обращающиеся к данным, должны работать с данными так, как если бы они размещались в таких таблицах. В упрощенном виде плоская таблица – это таблица, каждая ячейка которой может быть однозначно идентифицирована указанием строки и столбца таблицы. Кроме того, в одном столбце все ячейки должны содержать данные одного простого типа.
Проведённый анализ различных подходов к классификации ИС позволяет выделит следующие существенные признаки, характеризующие ИС:
· степень автоматизации информационных процессов – степень участия человека в процессах получения, передачи, хранения и изменения информации;
· тип хранимых данных (структурированные и неструктурированные данные);
· характер обработки данных (информационно-поисковые, информационно-решающие системы);
Виды информационных систем. Основные понятия информационных систем. История Microsoft SQL Server 2008
Виды информационных систем
Информационные системы бывают электронными и не электронными. К неэлектронным информационным системам относятся:
К электронным информационным системам относятся:
Существует три вида информационных систем:
Все электронные информационные системы делятся на два класса по способу хранения информации:
Преимущества и недостатки технологии Файл-Сервер : | Преимущества и недостатки технологии Клиент-Сервер : | ||
---|---|---|---|
+ | простота разработки; | + | простая синхронизация данных; |
+ | независимость компьютера от сети; | + | низкая стоимость аппаратного обеспечения (мощным должен быть только сервер); |
+ | высокая защита от несанкционированного доступа; | + | оперативное изменение структуры данных; |
— | не оперативное обновление данных на нескольких компьютерах; | — | низкая защита от несанкционированного доступа; |
— | высокая стоимость компьютеров для работы в такой системе; | — | зависимость от компьютерной сети; |
— | сложность изменения структуры данных. | — | высокая стоимость. |
Основные понятия информационных систем
Любая информационная система или база данных (с точки зрения их создания) в языках программирования состоят из трёх компонентов:
Разработка ИС по технологии клиент-сервер состоит из нескольких этапов:
Замечание: При создании и заполнении таблиц информационной системы необходимо следовать 3 правилам:
Информационная система, которая удовлетворяет этим условиям, называется нормализованной информационной системой или базой данных.
История Microsoft SQL Server 2008, его версии и системные требования
В середине 90-х г. (в частности в 1995г) Microsoft создала операционную систему Windows NT и вместе с компанией Sybase выпускает первую версию SQL Server для Windows версии 4.1.
Понятие, классификация и виды информационных систем
Различные виды информационных систем предусматривают использование ПК в качестве основного технического средства, которым осуществляется обработка любой информации. Компьютеры, на которых присутствуют специализированные программные средства, представляют собой техническую основу, а также являются главным инструментом подобных систем.
Что это такое?
Все виды информационных систем представляют собой специализированный программно-аппаратный комплекс, главным предназначением которого является обеспечение надежности хранимых данных в компьютере, а также выполнение целого ряда функций, являющихся специфическими для какой-то определенной предметной области. Помимо этого, такие комплексы предоставляют пользователю предельно удобный и при этом легко осваиваемый интерфейс.
На сегодняшний день различные виды информационных систем используются практически в любых областях современного общества, включая:
Во время того как создаются различные виды информационных систем, могут возникать самые разнообразные проблемы, относящиеся к формальному алгоритмическому или же математическому описанию решаемой задачи. От того, насколько качественно будет создана данная система, непосредственно зависит эффективность ее работы, а также степень автоматизации, определяющаяся степенью участия человека во время принятия тех или иных решений, основанных на полученной информации.
Чем более точным является математическое описание задачи, тем больше будет возможностей для того, чтобы при помощи компьютера обеспечить полную обработку всей информации, и тем меньшим окажется непосредственное участие самого человека во всех этих процессах. Именно этим и определяется степень автоматизации различных задач.
Структурированные
Данный вид информационных систем представляет собой задачу, в которой известны абсолютно все элементы, а также то, каким образом они взаимосвязаны. В структурированных задачах присутствует возможность выражения их содержания в виде математической модели, у которой есть предельно точный алгоритм решения. Стоит отметить, что в преимущественном большинстве случаев такие задачи приходится решать по нескольку раз, при этом они носят рутинный характер. Главной целью, для которой применяются эти виды информационных систем в организации, стоит выделить решение структурированных задач, а также обеспечение полной автоматизации их решения, то есть когда роль человека во всем процессе является практически отсутствующей.
Неструктурированные
Такие задачи обуславливают невозможность выделения определенных элементов или же становления между ними определенной связи. Из-за того, что такие виды информационных структур не предусматривают возможности создания первоначального математического описания и, соответственно, последующей разработки алгоритма, их решение связано с целым рядом трудностей. Возможности применения в данном случае информационной системы являются незначительными, то есть в большинстве случаев в таких ситуациях решение принимает непосредственно сам человек, который основывается на собственном опыте, а также различных данных, которые были им получены из разных источников.
Экспертные
Экспертная информационная система и ее виды представляют собой программу, которая ведет себя как эксперт в определенной области. Другими словами, такая система является зачастую строго специализированной, и все ее решения соответствуют рассматриваемой области.
Среди типичных примеров использования таких экспертных систем стоит выделить решение задач наподобие локализации неисправностей в различном оборудовании, например, в медицинских диагностических аппаратах.
Другие виды
Также классификация и виды информационных систем предлагают еще несколько основных вариантов:
Сфера применения
Информационные системы изначально предназначаются для того, чтобы обеспечить полностью автоматическое выполнение определенных задач, возложенных на разные структурные подразделения.
Среди основных функций, которые берут на себя различные виды информационных систем управления, стоит выделить:
Управление технологическими процессами
Основные виды информационных систем управления технологическими процессами используются для того, чтобы автоматизировать различные функции, которые на данный момент возлагаются на производственный персонал. Такие системы довольно активно сегодня используются в процессе организации. Они помогают поддерживать технологический процесс в современной машиностроительной и металлургической промышленности.
Автоматизированное проектирование
Понятие и виды информационных систем автоматизированного проектирования предусматривают автоматизацию различных функций, которые возлагаются на архитекторов, конструкторов, дизайнеров или же инженеров-проектировщиков, осуществляющих создание новой техники или различных технологий. Среди основных функций, которые берут на себя такие системы, стоит выделить проведение инженерных расчетов, формирование проектной и графической документации, а также подробное моделирование проектируемых на данный момент объектов.
Интегрирование
Эти системы предназначаются для того, чтобы полностью автоматизировать все функции фирмы, в связи с чем они охватывают весь цикл работ, начиная от проектирования и заканчивая последующим сбытом продукции. Стоит отметить, что создание таких систем является достаточно сложным, так как в данном случае требуется тщательный подход с точки зрения главной цели, к примеру, получение прибыли, завоевание определенного рынка сбыта и многое другое.
Стоит отметить тот факт, что такой метод может спровоцировать возникновение значительных изменений в структуре самой компании, и на это решаются далеко не все управляющие.
Информационно-поисковая
Изначально стоит рассмотреть, как в данном случае осуществляется постановка задачи в общем виде. Для этого вам следует ответить на три вопроса:
Если рассматривать, какие используются основные источники информации в Интернете, то здесь виды данных в информационных системах будут представлять собой всевозможные документы www, статьи, расположенные в группах новостей или же списках, рассылки, различные библиотечные файлы, справочники адресной информации и множество других источников.
В данном случае можно осуществлять поиск информации вручную, то есть узнавать адреса из различных специализированных журналов или же использовать всевозможные бумажные справочники, в которых записаны данные, классифицированные по категориям. В Интернете самое главное – это научиться использовать специальные инструменты, главной целью которых является сбор информации о ресурсах, а также предоставление пользователям услуги предельно быстрого поиска.
Что представляет собой такая система?
Информационно-поисковая система – полноценный программно-аппаратный комплекс, имеющий собственный веб-интерфейс, а также позволяющий в короткие сроки найти ту или иную информацию на просторах Интернета. Программная часть поисковой системы – это базовый движок, включающий в себя целый комплекс программ. Он в большинстве случаев представляет собой строжайшую коммерческую тайну той организации, которая разработала поисковую систему.
Главной задачей, которая ставится перед такой системой, является тщательный поиск различных данных, которые являются релевантными информационным потребностям тех или иных пользователей. Крайне важно в данном случае ничего не потерять в процессе поиска информации, то есть определить абсолютно все документы, которые относятся к пользовательскому запросу, но не предоставляющие ничего лишнего. Именно с этой целью используется характеристика, которой определяется качество проведенной процедуры поиска, и называется она «релевантность».
Метапоисковая система
Данный формат информационных систем представляет собой специализированный инструмент, который отправляет запрос пользователя сразу в несколько поисковиков и каталогов, а иногда – в скрытое виртуальное пространство, в котором собираются данные. Как правило, они не индексируются преимущественным большинством традиционных поисковых систем. Собирая необходимые результаты, такая система полностью стирает какие-либо дублированные ссылки, после чего в полном соответствии с установленным ей алгоритмом объединяет и группирует результаты, формируя, таким образом, общий список.
В отличие от отдельных директорий, метапоисковые виды структур информационных систем не предусматривают наличие базы данных, но при этом экономят огромнейшее количество времени, так как нет никакой необходимости в том, чтобы вводить запросы в различных поисковиках. Именно по этой причине в большинстве случаев выдача является релевантной в самой высокой степени. Наиболее часто метапоисковые системы используются специалистами-вебмастерами, которые стараются выяснить, есть ли их сайт в топе выдачи главных поисковых систем, какие у него на данный момент рейтинги, и насколько популярными являются ссылки.