какие виды инноваций существуют
Классификация инноваций
Подходы к определению инноваций
В самом общем случае инновация трактуется как преобразование потенциального научно-технического прогресса в реальный, который воплощается в новых продуктах и технологиях на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, как закономерный, объективный процесс совершенствования производства. Однако, все существующие подходы к определению понятия инновация можно классифицировать следующим образом:
1. Объектный:
− Собственное объектный, суть которого состоит в том, что инновация выступает как объект-результат НТП: новая техника, технология. Представители данного направления – Шумпетер, Завлин, Гохберг.
− Объектно-утилитарный – инновация выступает как объект – новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники, причем акцент делается на утилитарной стороне нововведения, его способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом. Представители этого направления – Соколов, Фатхутдинов.
2. Процессный:
− Собственно процессный, суть которого состоит в том, что инновация рассматривается как комплексный процесс, который включает разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских стоимостей – товаров, техники, технологий, организационных форм и др. Представители направления — Пригожин, Хучек.
− Процессно-утилитарный – инновация выступает как процесс создания, распространение и использование новых потребительских стоимостей, при чем акцент делается на утилитарной стороне нововведения. Представители такого направления – Твисс, Санто, Мескон.
− Процессно-финансовый – инновация выступает как процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Представитель данного направления – Морозов.
Однако, большинство авторов трактуют понятие инновации в рамках собственно объектного подхода. Остановимся на формулировании понятия инновации в рамках именно этого подхода и согласимся с принятым в мировой практике определением:
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, который получил воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности или в новом подходе к социальным услугам.
Классификация инноваций
Существует большое количество подходов к классификации инноваций. Рассмотрим основные виды классификаций инноваций:
1.по сфере применения
− материально-технические (техника, технология, материалы)
− социальные
− экономические
− организационно-управленческие
− правовые
− педагогические
2.по инновационному потенциалу
− радикальные (базовые)
− комбинаторные (использование разных соединений)
− совершенствующих (улучшающие, дополняющие)
3.по преемственности
− замещающие
− отменяющие
− поворотные
− открывающие
− ретровведення
4.по масштабу
− инновации, новые в мировом масштабе (открытие, изобретения, патенты)
− новые в стране
− новые в области
− новые для фирмы
5.по форме нововведения
− открытие, изобретения, патенты
− рационализаторские предложения
− ноу-хау
− товарные знаки, торговые марки, эмблемы
− новые документы, которые описывают технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.
6.по стадии внедрения
− инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга
− инновации, внедряемые на стадии НИОКР
− организационно-технологическая подготовка производства
− производство (включая тактический маркетинг)
− сервис, осуществляемый изготовителем
This work by Koroteev. M. is licensed under a Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported License.
Инновационное предпринимательство
Понятие инновации и ее характеристики
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретиру-
ется как превращение потенциального научно-технического прогресса в
реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Пробле-
матика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разра-
батывалась в рамках экономических исследований НТП.
Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято
определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть
реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т. п.
Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый
или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в ре-
зультате использования новшества и реализуемую на рынке или вне-
дренную в производственную, управленческую или иную деятельность.
Другими словами, технологическое новшество является источни-
ком технологической инновации, которая приобретает такое качество с
момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс
такого преобразования называется инновационным процессом. В свою
очередь, процесс введения новшества на рынок принято называть про-
цессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке
оно становится инновацией.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной
экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда род-
ственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный
процесс», «инновационное решение» и т. п.
В литературе насчитываются сотни определений. Например, по
признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации
технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные
и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех
стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Раз-
личные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки,
В. Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твист, И. Шумпетер, Э. Род-
жерс и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета
своего исследования.
1. Понятие инновации и ее характеристики
НТП – взаимосвязанное поступательное развития науки и техники, проявляющееся в постоянном воздействии науки, изобретений и открытий на уровень техники и технологии с одной стороны и в применении новейших приборы и оборудования в научных исследованиях. НТП стимулирует качественные преобразования материального производства и непроизводственной сферы, ведет к повышению производительности труда и является частью социального прогресса.
Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководствами Фраскати (1963 г.) Осло (1992 г.) и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики.
В соответствии с этими стандартами:
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Разграничение понятий «инновация – новшество», это не синонимы
Новшество — оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований.
Инновация — использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера).
Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога.
Свойства инновации:
— научно-техническая новизна, преимущества по сравнению с традиционными решениями;
— производственная применимость, совместимость с сложившейся практикой и технологической структурой;
— коммерческая реализуемость. Способность удовлетворять рыночному спросу, приносить прибыль производителю (по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия). Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, т.е. риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенностью спроса.
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Объектами инновационной деятельности является разработка техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.
Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс,а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.
Инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций.
Инновации в организации-нужны ли они? Классификация инноваций
Инновации в организации, что это такое и зачем они нужны современной фирме? Какие виды инноваций существуют и как они могут повлиять на увеличение доходов и прибыльности бизнеса? Как оценить уровень развития инновационного потенциала и его роль в конкурентоспособности организации? Этим вопросам и посвящается данная статья. Она для тех, кто хочет разобраться с вопросами роли новшеств в бизнесе, выгод и рисков, которые они несут. Чтобы не отстать от современных изменений и тенденций, нужно знать основные направления инновационного развития.
Нужны ли инновации в организации?
Термин «инновации» достаточно широко используется в настоящее время. По мнению власть имущих мы строим в настоящее время инновационную экономику. По мнению маркетологов, выживают в условиях конкуренции только инновационные организации. По мнению бизнесменов самое постоянное в мире – это перемены, а значит, любому бизнесу априори суждено заниматься инновациями, чтобы сохранить и приумножить прибыль.
Что такое инновации?
Инновации – это новое в организации – новые знания, новые идеи. А главное – это новые продукты и услуги или новые процессы и бизнес-модели. Цель разработки или внедрения новых элементов – повышение эффективности бизнеса. В свою очередь эффективность базируется на увеличении интереса потребителей, что ведет к росте доходов и прибыли организации.
Родоначальник термина Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Другой известный ученый Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных бизнес-процессов. Другие названия инноваций – новшества, прогрессивные изменения.
В любом случае инновации – это результат творческой деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к управлению организацией.
Какие виды инноваций существуют?
Чтобы возник своеобразный «стерео-эффект» в подходе к такому сложному и интересному явлению, каким являются инновации, необходимо сделать их классификацию. Правильная классификация базируется на правильных критериях. Таблица 1.
Примечание: таблицы очень объёмные, поэтому могут не корректно отображаться на мобильных устройствах.
Критерии классификации и виды инноваций | |||||||||||
Виды инноваций | Виды инноваций | Виды инноваций | |||||||||
По технологическим параметрам | |||||||||||
продуктовые | процессные | ||||||||||
По типу новизны | |||||||||||
новые для отрасли в мире | новые для отрасли в стране | новые для данной организации | |||||||||
По глубине вносимых изменений | |||||||||||
радикальные (базовые) | улучшающие | модификационные (частные) | псевдо инновации | ||||||||
По сферам деятельности организации | |||||||||||
технологические | производственные | экономические | торговые | социальные | управленческие |
По месту в системе управления организации | |||||||||||
инновации на входе (сырье, материалы, машины, оборудование, кадры и т.п.) или сырьевые инновации | инновации на выходе (изделия, услуги, информация и т.д.) или продуктовые инновации | инновации преобразования (технологии, менеджмент) или обеспечивающие (связывающие) инновации | |||||||||
По распространенности | |||||||||||
единичные | диффузные | ||||||||||
По преемственности | |||||||||||
замещающие | отменяющие | возвратные | открывающие | ретровведения | |||||||
По охвату ожидаемой доли рынка | |||||||||||
локальные | системные | стратегические | |||||||||
По инновационному потенциалу | |||||||||||
совершенствующие | перестраивающие | ||||||||||
По длительности инновационного цикла | |||||||||||
оперативные (до 1 года) | краткосрочные (1- 2 года) | среднесрочные (до 5 лет) | долгосрочные (свыше 5 лет) |
По широте воздействия | |||||||||||
глобальные | трансконтинентальные | транснациональные | отраслевые | региональные | фирменные | ||||||
По источнику идеи | |||||||||||
открытие | изобретение | рационализаторское предложение | прочие | ||||||||
По степени интенсивности выражения | |||||||||||
слабые | сильно- выраженные | массовые | инновационный «бум» | ||||||||
По темпам осуществления инноваций | |||||||||||
быстрые | нарастающие | замедленные | затухающие | равномерные | скачкообразные | ||||||
По результативности | |||||||||||
высокоэффективные инновации | инновации средней эффективности | инновации низкой эффективности | |||||||||
По значимости для конкретной организации | |||||||||||
существенные | несущественные |
Наиболее значимыми критериями инноваций являются такие виды инноваций, как по глубине изменений, по темпам осуществления (динамике) и по результативности. Те или иные виды инноваций по данным критериям не являются независимыми. Так, чем глубже изменения тех или иных параметров организации, тем медленнее они обычно осуществляются, но имеют больший потенциальный эффект.
Закономерности эффективности инноваций
Проанализировав огромное количество действующих бизнес-организаций, ученые установили следующие основные закономерности:
Если третий блок инноваций ориентирован на исчерпание существующего потенциала организации (частота его реализации составляет около 70 %), то первый блок направлен на развитие этого потенциала, перевод его на качественно новый уровень.
Опять же если третий блок практически не требует инвестиций, является «быстрым» и наиболее выгодным по текущему критерию «затраты – прибыль», то первый блок предполагает инвестиционную компоненту: возможно, строительство новых цехов, приобретение нового оборудования, появление новой инфраструктуры и т.п. Это растягивается по времени на 3-5- 10 лет и является менее выгодным по критерию текущих финансовых результатов, но более эффективным в стратегическом аспекте.
Организации инновационные и консервативные
Еще известный исследователь инноваций Й. Шумпетер разделил все организации на новаторов, которые являются генераторами нововведений и образцами прогрессивного корпоративного развития, и имитаторов (консерваторов, аутсайдеров), воздерживающихся от инноваций или внедряющих прогрессивные изменения только вслед за новаторами и не торопясь.
Ясно, что для организаций-аутсайдеров характерно производство морально устаревшей продукции, наличие значительной доли изношенных фондов, преобладание консервативного персонала. Если отставание не преодолевается вообще, то консерватору грозит банкротство.
Почему некоторые организации не спешат внедрять инновации? Потому-что новшество – это всегда дополнительные риски. А что, если новая продукция не будет пользоваться спросом? А что, если затраты на новое оборудование не окупят себя? А что, если нововведения не вызовут ожидаемый прирост прибыли?
Особенно много рисков несут в себе инновации в неизведанном пространстве, где нет никаких аналогов и стандартных решений.
В целом под инновационной организацией считается такая, которая обладает значительным инновационным потенциалом и стремится его наращивать и развивать. Инновационная направленность организации является ее важным конкурентным преимуществом, так как позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды. При этом усиливаются адаптивные способности бизнеса, расширяется горизонт принятия управленческих решений, возрастают разнообразие и вариативность продукции/услуг. Как правило, рынок всегда меняет отношение к организации на более позитивное, если она становится более интересной, разнообразной, креативной.
В инновационной организации всячески поощряют сотрудников новаторского типа, с развитым воображением и азартом. Приветствуются поисковые работы и выработка рационализаторских предложений, творчество и вдохновение, новые мысли и идеи, экспериментирование.
Основные отличия инновационной организации от консервативной приведены нами в следующей таблице 2
Отличительные признаки инновационной организации от консервативной
Отличительные признаки | Консервативная организация | Инновационная организация |
Характер целей | Цели 1 уровня: выживание, достижение быстрого коммерческого успеха, рост прибыли, рост продаж, расширение доли рынка | Цели 2 уровня качества: развитие инновационного потенциала организации, обеспечение долгосрочной жизнеспособности, удовлетворение потребностей клиентов, развитие «своего» рынка, обеспечение устойчивого роста бизнеса, обеспечение лояльности и развития персонала |
Приоритетная информационная база принятия управленческих решений | Прошлый опыт. Текущая экономическая ситуация. Существующие проблемы. | Опережающее информационное пространство: патенты, научные разработки, изобретения, новые идеи, технологии, новые потребности, опыт фирм лидеров рынка. |
Подход к принятию решений | Одновариантный. Детерминалистический. Однонаправленный. Реактивный. | Многовариантный. Итеративный. Экспериментальный. Проактивный. |
Алгоритм управления | Традиционный, опирающийся на стереотипное представление. Жесткий. | Инновационный. Имитационный. Преимущественно опережающий. Гибкий. |
Сфера возможной эффективности | Стабильная внешняя среда. Преимущества – структурированная, проверенная система | Нестабильная или стохастическая среда. Недостатки – определенная сложная система |
Уровень стратегичности управления | Низкий. | Высокий. |
Генотип организации | Традиционный. Зависимый от внешних влияний. Склонный к регрессу. | Самообучающийся. Самопроектирующий. Саморазвивающийся. Растущий. |
Таким образом, инновационная организация имеет много конкурентных преимуществ перед консервативной.
Оценка инновационного потенциала
Для качественного управления инновациями необходимо иметь современную модель оценки инновационного потенциала организации. Согласитесь, что невозможно управлять тем, что не измеряется. Если возможно оценить состояние инновационного потенциала в данный момент, проанализировать динамику развития, значит можно ставить и перспективные цели развития инновационного потенциала. А именно он является гарантом высоких финансовых результатов в будущем.
Для оценки степени инновационности вашего бизнеса и перспектив его выживания и развития, вы можете обратится к нам. По нашей уникальной методике можно не только оценить уровень инноваций, но и научить вас измерять и управлять им самостоятельно.