какие виды инструктажа по охране труда должны проводиться персоналу при работе на высоте
Новые правила работы на высоте 2021
Кому следует присваивать группы работ на высоте
С начала этого года группы работ на высоте требуется присваивать всем рабочим, для которых есть существенный риск падения с высоты свыше 1,8 метров, независимо от того, используют они стационарные, подвесные, переносные средства подмащивания или нет, так как в новой редакции правил это разделение убрали. Важно также отметить, что при чтении правил о работах на высоте, необходимо обращать внимание и на другие правила по охране труда. К примеру в новых правилах по охране труда на речном и морском транспорте отсутствует понятие высоты как 1,8 метров, там важное условие, что «существуют риски падения».
Оценку профессиональных рисков для высотников следует провести сразу после вступления новых правил в силу и незамедлительно внедрить новые данные в документацию СУОТ организации. Следует понимать, что теперь работодателя обязали проводить оценку рисков, в том числе и при производстве работ на высоте. Хотя по прежнему единой методики оценки профессиональных рисков в стране нет, при этом это положение закреплено в ст.209 ТК РФ. Важно отметить, что в ПОТах появилось четкое разделение на работы с высоким риском падения с высоты, а также на аналогичные работы с низким риском. Именно это и должен определить работодатель, так как он несет ответственность за полноту и качество проведения оценки рисков.
Изменения для планов производства работ (ППР) и технологических карт (ТК)
Какие работы на высоте требуют наряда-допуска
Для производственных задач, связанных с высоким риском падений работников, требуется оформить наряд-допуск, в котором указываются отсылки к действующим ППР или ТК.
Назначается ответственный за безопасность на высотном объекте, который проводит инструктаж по безопасности работ на высоте с каждым членом бригады. Он же осуществляет предварительную подготовку рабочих площадок, допуск сотрудников, выдачу утвержденных в СУОТ СИЗ и документальный учет всех производимых работ в журнале.
Группы допуска для высотных работ
Работники, допускаемые до производства работ на высоте с нарядом-допуском, в новой редакции правил охраны труда делятся на три группы.
1 группа – рядовые члены бригады, работающие под контролем мастера или в составе группы.
2 группа – мастера и бригадиры.
К 3 группе относятся:
Обучение производству работ на высоте
Присвоение групп допуска невозможно внутри предприятия или организации, этим занимаются сертифицированные учебные центры. Высотную стажировку осуществляют специалисты, имеют 2 группу допуска к таким работам и практический стаж не менее года.
Качественное обучение с практическими занятиями очень важно, ведь если произошел несчастный случай, после которого человек погиб или получил серьезные травмы, при расследовании будут учитывать статистику его занятий. В случае некачественной подготовки ответственность переносится с работодателя на центр.
Разрешение производить высотные работы при неблагоприятных погодных условиях
Естественно, работы на высоте в условиях повышенной опасности проводятся в случае крайней необходимости, с нарядом-допуском, предварительным инструктажем и под контролем лица, ответственного за безопасность. Руководство же обязано внедрить все необходимые мероприятия по снижения рисков падения работников, так как именно руководитель несет ответственность за такие работы.
Сертификация СИЗ и коллективных систем безопасности для работ на высоте
Новые правила этого года регламентируют обязательную сертификацию анкерного устройства, чего не было ранее. Другие требования к средствам и системам безопасности:
От индивидуальных спасательных устройств (ИСУ) правила требуют максимальной эффективности при использовании любым пользователем на любом строительном объекте. В любой момент времени они должны обеспечивать плавный спуск со скоростью не выше 2 м/с, без вращений и застреваний. ИСУ не применяются повторно.
Новые требования охраны труда к плану эвакуации и спасения пострадавших работников
Разрешение работать электроинструментом на переносных лестницах
Если в предыдущие годы такой вид работ на высоте с пневматическим, электрическим или иным инструментом с подвижными частями был под запретом, то новые правила охраны труда его разрешили, но со следующими оговорками:
Другие изменения
Внесение изменений в СУОТ предприятия
После вступлению в силу новых изменений от специалистов по охране труда ожидается доработка всей необходимой документации, причем сделать это нужно в сжатые сроки. Часть производственных процессов, связанных с высотными работами, теперь требуют наличия ППР или ТК, также может потребовать оценка профессиональных рисков при выполнении тех или иных задач.
Если риски падения и получения значительных травм достаточно велики, руководство может принять решение об обучении группы сотрудников для повышения их квалификации. Стажировка проводится в специализированных центах.
Вам также может понравится:
30 сентября 2021 года. Встреча Клуба профессионалов охраны труда «ОРИЕНТИР» в Гатчине.
Какие работники должны проходить обязательные медицинские осмотры
Возмещение расходов на охрану труда за счет средств ФСС в 2021 году
Обязанности работника в области охраны труда
Сэкономьте ресурсы
Благодаря нашим услугам, вы сможете сосредоточиться на развитии бизнеса вашей компании, а охраной труда займутся сотрудники «Центра обеспечения охраны труда».
Адреса
Отделение в Санкт-Петербурге:
Улица Маршала Говорова, 35, корп. 4, офисы 608 и 615
Поиск по сайту
1. Вводные положения
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр обеспечения охраны труда» (ОГРН: 1134700000247, ИНН:4705470524) – частная компания, обеспечивающая передачу значительных массивов информации между своими ресурсами и пользователями. Часть этой информации относится к личной или конфиденциальной информации (далее – конфиденциальная информация), т.е. не предполагает ее раскрытие третьим лицам без особых на то причин. Компания «Центр обеспечения охраны труда» будет прилагать все разумные усилия для того, чтобы:
1) Конфиденциальная информация о пользователях собиралась Компанией «Центр обеспечения охраны труда» только в минимально необходимом объеме;
2) Конфиденциальная информация использовалась исключительно в тех целях, которые были заявлены при ее сборе;
3) конфиденциальная информация не попадала в третьи руки, кроме случаев, оговоренных в данном Соглашении или явно оговоренных законодательством РФ. Действующая версия Соглашения размещена в открытом доступе сети Интернет по адресу: Соглашение о конфиденциальности.
2. Предмет соглашения
Соглашение конфиденциальности распространяется на всю ту информацию, которую Компания «Центр обеспечения охраны труда» может получить о пользователе во время его пребывания на сайтах и отдельных рекламных страницах, созданных Компания «Центр обеспечения охраны труда» для рекламных, информационных, учебных и других целей и которая, в принципе, может быть однозначно соотнесена с данным конкретным пользователем.
3. Получение, использование и раскрытие конфиденциальной информации
Компания «Центр обеспечения охраны труда» также автоматически собирает ряд технических данных, включая IP адрес, cookie, историю посещений браузера и др.
Адреса электронной почты, полученные Компанией «Центр обеспечения охраны труда» могут использоваться Компанией «Центр обеспечения охраны труда» для отправки пользователям сообщений, в т.ч. и рассылок. Пользователи Компании «Центр обеспечения охраны труда» всегда могут отписаться от получения таких рассылок в будущем.
Компания «Центр обеспечения охраны труда» никому не продает и не передает конфиденциальную информацию о пользователях. Компания «Центр обеспечения охраны труда» может передать конфиденциальную информацию третьим лицам только в случаях, когда это необходимо для оказания услуг клиенту.
4. Безопасность личных данных
Доступ к конфиденциальной информации, представленной пользователем Компанией «Центр обеспечения охраны труда» или персональным настройкам пользователя на сайте Компанией «Центр обеспечения охраны труда» защищен паролем.
5. Изменения в Соглашении о конфиденциальности информации
Компания «Центр обеспечения охраны труда» может вносить изменения в Соглашение о конфиденциальности в одностороннем порядке, в т.ч. и без предварительного уведомления пользователей.
Изменения порядка обучения по охране труда: обзор проекта, комментарии экспертов
эксперт по трудовому праву и охране труда
С 1 марта 2022 года как учебным центрам, так и работодателям придется руководствоваться требованиями нового Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда. Разберемся, какие изменения нас ждут
Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда, которому следовали работодатели и обучающие организации более 18 лет, скоро утратит силу. Сейчас проект изменений находится в стадии оценки регулирующего воздействия. Вы можете заранее ознакомиться с текущей версией проекта (ID 02/07/01-21/00112477).
Общие изменения
Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:
Порядок обучения для ИП
Новый Порядок не распространяется на работодателей-физлиц, не являющихся ИП. Действующий Порядок № 1/29 пока обязателен для ИП и юрлиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц.
Работодатели-физлица, не являющиеся ИП, — это те, кто нанимают работников для личного обслуживания и помощи в домашнем хозяйстве (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).
Новые виды обучения
Проект Порядка обучения вводит в обиход работодателей:
Эти виды не являются абсолютно новыми, но прежний Порядок № 1/29 их отдельно не регламентировал.
Последнюю редакцию проекта вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Организация инструктажей по охране труда
Общие нововведения
После 1 марта 2022 года работодатели должны будут проводить:
При этом целевой инструктаж не приравнивается к инструктажам на рабочем месте.
Законодатели корректируют обязательный набор требований к журналу регистрации инструктажей. Теперь нужно указывать число и месяц рождения, раньше требовался только год. Необходимо полностью прописывать свои имя и отчество, если вы проводите вводный инструктаж, — ранее было достаточно указать инициалы. Эта мелочь может стать основанием для привлечения к ответственности особо рьяным инспектором.
Вводный инструктаж
Вводный инструктаж, помимо работников, обязателен для командированных и практикантов. Законодатели уделили особое внимание программе. В приложении № 1 к новому Порядку обучения определен примерный перечень тем. Они могут быть дополнены в зависимости от специфики деятельности и от того, какие факторы воздействуют на работников.
Инструктажи на рабочем месте
Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:
По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.
В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.
Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.
Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:
Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.
Целевой инструктаж
Законодатели определили, что программа целевого инструктажа должна включать требования охраны труда, предъявляемые к запланированным работам (мероприятиям) и указанные в ЛНА работодателя, и должна содержать вопросы оказания первой помощи пострадавшим.
Перечень сотрудников, для которых следует проводить целевой инструктаж, указан в п. 17 проекта.
Что предпринять работодателю
Подготовиться к переходу на новый Порядок обучения можно в несколько этапов:
Проведение стажировок
В Порядке обучения появится глава, посвященная стажировке на рабочем месте. Такой вид обучения нужен, чтобы сотрудники приобретали практические навыки безопасных методов и приемов выполнения работ.
Для отдельных видов могут быть предусмотрены периодические тренировки или учения. В состав тренировок нужно включить вопросы применения СИЗ, например, страховочных привязей при работе на высоте, электрозащитных средств при работе в действующих электроустановках. Периодичность и содержание тренировок и учений определяет работодатель с учетом требований, установленных НПА по охране труда.
К стажировке на рабочем месте можно допустить работников, успешно прошедших инструктажи и обучение по охране труда по программам, представленным в п. 43 проекта. Это означает, что стажировка также является процессом обучения, оформляемым отчетом о стажировке, и после стажировки работник подлежит проверке знаний требований охраны труда. В отчете о стажировке должен быть сделан вывод о том, что работника можно допустить к самостоятельной работе.
В отчете о стажировке должны быть указаны:
Минимальный срок стажировки — два рабочих дня.
Как подготовиться работодателю
Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, и составьте ее программу. В Положении о СУОТ пропишите, каким образом будете отбирать наставников и фиксировать результаты стажировки. Неплохо заранее предусмотреть в бюджете организации статью на материальное стимулирование наставников.
Обучение первой помощи пострадавшим
Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:
Законодатели определили круг лиц, для которых обязательно обучение оказанию первой помощи.
С 1 марта 2022 года обучаться должны (п. 31 проекта Порядка):
В проекте нового Порядка обучения установлены требования к составу учебной программы и ее продолжительности:
Периодичность — не реже раза в три года.
Как подготовиться работодателю
Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.
Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.
Обучение использованию средств индивидуальной защиты
Андрей Любимов, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала:
Определен круг лиц, которых надо обучать применению средств индивидуальной защиты (СИЗ). Это обязательно для принимаемых и переводимых на другую работу сотрудников, кто использует СИЗ II класса риска. Проводиться оно должно не позднее 60 календарных дней с момента кадрового события.
Обучение можно организовать как в рамках обучения по ОТ, так и по отдельной программе, но не реже одного раза в три года. Если работодатель составляет отдельную программу, результаты фиксируются в протоколе. Удостоверение не требуется. Если же учеба проходит в рамках единой программы обучения по охране труда, проверку знаний можно объединить с оформлением одного протокола.
Работодатель, члены комиссии вашей организации по проверке знания требований ОТ по вопросам использования СИЗ, инструктирующие, специалисты по охране труда, уполномоченные по охране труда проходят обучение только в УЦ.
Как подготовиться работодателю
Определите, кто должен проходить обучение. Руководствуйтесь нормами выдачи СИЗ, не забудьте о дежурных средствах защиты (приложение № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).
Составьте и утвердите у руководителя перечень профессий и должностей работников, которых можно учить внутри организации, а кого следует направить в УЦ.
Изменения в порядке обучения требованиям охраны труда
Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:
Установлены правила обязательного обучения требованиям охраны труда в учебных центрах (п. 86 проекта Порядка). Определено минимальное количество сотрудников, которых организация должна направить в УЦ, чтобы обеспечить работу внутренней комиссии по проверке знаний. Оно зависит от среднесписочной численности работников, категории риска организации и рассчитывается согласно приложению № 4 к проекту Порядка.
Как подготовиться работодателю
Скорректируйте локальные документы: установите, для кого будете проводить внутреннее обучение, а кого направите в организации, оказывающие услуги обучения по охране труда. При этом руководствуйтесь п. 41 проекта нового Порядка.
Составьте и утвердите программы, в которых перечислите темы теоретических и практически занятий, формы обучения, формы проверки знаний, а также количество часов по каждому занятию.
Выбор программы зависит от категории работников:
Кто из работников будет учиться по какой программе, зависит от оценки профрисков или должностных обязанностей. В п. 50 проекта указано, по каким программам нужно обучать работодателя, специалиста по ОТ, рабочих. Каждую из программ работодатель разрабатывает самостоятельно и утверждает ЛНА, согласовывать ее ни с кем не требуется.
Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ
И к УЦ, и к работодателю предъявляются особые требования по практическим занятиям. Их длительность — не менее четверти от общего количества часов. Практические занятия нужны для формирования умений и навыков безопасного выполнения работ, проводятся с обязательным применением технических средств обучения и наглядных пособий.
Провести обучение исключительно в дистанционном формате возможно только по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ должно включать себя и очные занятия.
Корректировать содержание программ нужно, если:
Как подготовиться работодателю
Утвердите перечень профессий и должностей работников, которые должны пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности (пп. 3 п. 43 проекта Порядка).
Сроки обучения согласно проекту:
Это означает, что ежегодное обучение по охране труда обязательно только для тех, кто выполняет работы, перечисленные в вашем локальном перечне работ повышенной опасности.
Если произойдут изменения в правилах, в других НПА, в технологии выполнения работ, потребуется провести внеплановое обучение. Проект отводит на это 60 календарных дней. Если совпали сроки планового и внепланового обучений, достаточно провести плановое по актуализированным программам.
Организация проверки знания требований охраны труда
Плановую и внеплановую проверки знаний после обучения требованиям охраны труда, первой помощи пострадавшим, использованию СИЗ можно проводить как у работодателя, так и в стороннем учебном центре.
Планируется, что с 1 марта 2022 года информация о работниках, успешно прошедших обучение, будет вноситься в Реестр обученных по охране труда лиц.
При неудачной проверке знаний на повторную проверку у сотрудника будет 30 календарных дней. При этом до прохождения проверки знаний зарплата работнику начисляться не будет и к работе он не допускается.
По итогам проверки знаний работодатель составляет протокол. Проект нового Порядка обучения дает право работодателям вести протоколы проверки знаний в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством РФ.
Как подготовиться работодателю
Необходимо составить перечень профессий и должностей работников организации, подлежащих обучению по охране труда, стажировке на рабочем месте, инструктажам по охране труда.
Перечень должен содержать:
Составив такой перечень, например в виде электронной таблицы, легко определить, кого можно освободить от инструктажей по охране труда, для кого обучение нужно проводить только в УЦ, с какой периодичностью обучать рабочих, если их труд связан с условиями повышенной опасности, и пр.
Если работнику не проводится стажировка, инструктаж, обучение безопасным методам, то ставьте в перечне прочерк или ноль. Это поможет поставить фильтр. Готовый перечень утвердите у руководителя организации.
Организация обучения внутри организации
С 1 марта 2022 года работодатель, решивший проводить обучение работников по ОТ самостоятельно, должен уведомить об этом Минтруд. Для этого надо внести информацию в личный кабинет организации, который сформирует Минтруд России. Там же указать среднесписочную численность, количество мест для обучения и пр.
В качестве мест обучения допустимо использовать рабочие места. Для этого нужно оснастить их плакатами, стендами, информационно-справочными системами (ИСС). Этот пункт проекта вызывает вопросы: не у каждого работодателя есть возможность закупить лицензионный ключ ИСС на каждое учебное место. Систему необязательно закупать, можно создать ее силами штатных программистов. Главное — вовремя подгружать в систему НПА по охране труда и обновлять их. На поиск финансирования или разработку ИСС нужно время, поэтому стоит озаботиться этим вопросом уже сейчас.
Полный перечень сведений, которые нужно указать в личном кабинете, смотрите в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Минтруд рассмотрит документы и в течение пяти рабочих дней направит решение работодателю. Пока не будет положительного решения, с 1 марта 2022 года придется всех работников направить на обучение в УЦ, если подошли сроки.
Вы можете провести такое обучение и проверку знаний чуть раньше, например, в ноябре 2021-го — феврале 2022 года. И тогда все заботы об обучении, перечнях и реестрах можно будет отложить до разумных сроков.
Организация обучения по охране труда в микропредприятиях
Микропредприятия ждут два важных новшества:
Все виды инструктажей по охране труда, за исключением целевых, проводимых по наряду-допуску, смогут проводить сами работодатели или аутсорсинговые организации по ОТ.
К микропредприятиям относятся организации, у которых средняя численность персонала составляет до 15 человек по итогам года, а годовая выручка до налогообложения не превышает 120 млн руб. (ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).
Реестры организаций и обученных лиц
К 1 марта 2022 года Минтруд России должен сформировать три реестра:
Требования к реестрам указаны в п. 126–129 проекта Порядка обучения.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Образец заполнения журнала регистрации вводного инструктажа 17.1 КБ
Образец заполнения журнала регистрации инструктажа на рабочем месте 17.9 КБ
Порядок заполнения личного кабинета работодателя 17.9 КБ
Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 1 МБ