какие виды классификации методической продукции существуют ответ на тест
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ для методистов учреждений дополнительного образования
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЦЭВД «Творчество»
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
составитель методист Икаева И.В.
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Методисты оформляют результаты своей деятельности в методической продукции:
1. Организационно-инструктивная продукция предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики образовательного процесса, проведение мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.
1.1. инструктивно-методическое письмо включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет круг функций и деятельности педагога или коллектива по выполнению решений.
1.2. методическая записка дает пояснения методическим материалам, изложенным более сжато. Методическая записка дает ответы на следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой; кому она адресована; на основании каких документов, фактов составлена методическая работа; какова система изложения материала.
1.4. методические рекомендации – методическое издание, содержание, комплекс коротких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагогов. Создаются для оказания помощи коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении педагогического опыта с учетом условий и особенностей деятельности педагога, коллектива. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты, образцы действий; применительно к определенной группе лиц или мероприятий. Рекомендации имеют точный адрес.
СХЕМА НАПИСАНИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа. Изложение главного тезиса, что рекомендуется сделать по улучшению существующего положения. Методические указания по решению организационных вопросов. Примерные варианты проведения с советами как лучше сделать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические и другие средства использовать.
Описание перспективы результатов рекомендованного. Какие задачи поможет решить, чему научит. Здесь можно дать краткое перечисление других форм работы, способных закрепить образовательный эффект, развить приобретенные навыки.
Методрекомендации содержат список литературы по данной теме, список использованной литературы при подготовке данной работы, а также ФИО автора.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Название и форма проведения мероприятия;
Пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на который рассчитано мероприятие. Условия для его проведения;
Методические советы на подготовительный период;
Сценарный план, ход проведения;
Методические советы организаторам и постановщикам;
Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.);
Список используемой литературы;
ФИО автора разработки, должность, место работы.
Педагог, методист определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме; структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.
В плане предусматривается подбор литературы, поиск адресов ППО, затем определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др.
Далее отрабатываются технологии и осуществляется практическая работа по теме исследования.
Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы.
Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования оформляется документально.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Журнал «Дополнительное образование» №1 2004г.
Журнал «Дополнительное образование» №4 2004г.
Журнал «Дополнительное образование» №2 2003г.
Журнал «Педагогика» №2 2003г.
Журнал «Педагогика» №3 2003г.
Журнал «Педагогика» №5 2005г.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
МПД – способы диагностического изучения в системе педагогических отношений, в состав которых входят общенаучные (наблюдение), социально-психологические (опрос: беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические (личностные опросники, тесты, проективные методики), педагогические (изучение документации, продуктов труда).
Наблюдение – ведущий эмпирический метод педагогического исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом, целенаправленном восприятии явления, процесса, индивида, группы. Сущность наблюдения – фиксация внешних проявлений наблюдаемого объекта. Технология наблюдения включает в себя: постановку цели, проектирование программы восприятия, наблюдение и фиксацию наблюдаемого, контент-анализ полученной информации. К технике относятся: протокол, аудиовизуальная аппаратура.
Опрос – метод сбора информации, источником которой служит устное или письменное суждение индивида. Виды опроса: анкетирование, беседа, интервью.
Беседа – способ получения информации на основе непосредственной свободной коммуникации, свободный диалог.
Интервью – беседа с жестко спланированными вопросами и ослабленной обратной связью, так как задает вопросы только интервьюер.
Анкетирование – письменный опрос с помощью анкеты.
Опросник личностный – стандартизированный набор утверждений, с которыми испытуемый может либо согласиться, либо нет. Нацелен на изучение индивидуально-личностных характеристик: психологического самочувствия, самооценки, форм поведения, темперамента и т.д.
Тесты – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых измеряются характеристики личности (интеллектуальные особенности, психические процессы – память, внимание; опыт – знания, умения, навыки; эмоциональная сфера; личностные свойства).
Проективные методики – разновидность тестов, основанная на проекции личностных смыслов (бессознательных переживаний, влечений, установок).
Метод – способ достижения конкретной цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности (Советский энциклопедический словарь).
Методология – учение о структуре, логической операции, методах и средствах деятельности (Советский энциклопедический словарь).
Методика (в образовании) – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах (Пед. словарь Г.М. Коджаспирова).
Методика обучения и воспитания – отрасль педагогической науки, учение о методах обучения, воспитания. Это обучение может быть или общим, если имеются в виду общие методы образования, присущие всем направлениям обучения и воспитания школьников, или частным, если дело касается только тех методов, которые применяются для обучения или воспитания в каком-либо определенном направлении (Пед. словарь В.А. Мижерикова).
Методическая работа – часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.
Цели методической работы:
освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся.
повышение уровня общей дидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы.
обмен опытом между членами педколлектива, выявление и пропаганда передового актуального педагогического опыта.
Методическая разработка – методическое издание, содержащее конкретные материалы в помощь педагогу (Словарь-справочник В.М. Полонского).
Методические рекомендации – методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания.
Принципы организации детского досуга – теоретические обобщения, отражающие и заключающие в себе устоявшиеся и проверенные практикой главные правила реализации досуговой педагогики. Воспитатель руководствуется следующими принципами:
принцип общественной значимости, общественной результативности досуговой деятельности.
принцип самодеятельности и индивидуального подхода к участникам досуговых занятий.
принцип занимательности и развлекательности.
принцип гуманизации воспитания личности.
принцип коллективного творческого дела с возникающей целью (И.П. Иванов)
Досуговая деятельность – целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам, реализующаяся в системе культуры и досуга. Досуг всегда деятельностен; отличается абсолютной добровольностью. Грамотно организованный досуг – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности. Досуг объективно дает школьникам шанс реализоваться. Досуг – сфера активного самовоспитания. Существуют условия, способствующие эффективности досуговой деятельности: разновозрастная компания; культура досуга; создание бесконфликтной обстановки; наличие базы досуга (помещение, аппаратура, спортинвентарь и т.д.).
Рефлексия – внутренняя психологическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.
Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений за счет и посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В самовоспитание входят самоцелеполагание, саморегуляция, самоуправление, самопознание, самоприказ, самоконтроль и т.д.
Эвристика – наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека.
Боровиков Л.И. Самоанализ профессиональной деятельности учителя. Сибирский учитель. 2003.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1999.
Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург. 2002.
Научно-методическое обеспечение деятельности внешкольных учреждений. Екатеринбург. 2002.
Ситник А.П. Методическая работа или развитие профессиональной культуры. Школа 2006 №2.
Виды и структура методической продукции
Основные виды методической продукции и особенности их разработки
Классификация методической продукции:
-излагает сведения, подлежащие распространению;
-разъясняет приемы и методы;
-обобщает ценный педагогический опыт;
-объясняет цели и порядок действий, методику организаций различных мероприятий;
— показывает возможные формы проведения дел и т.д.
Основные виды методической продукции:
Примерная схема написания:
2)пояснительная записка (задачи проводимого дела, условия для проведения, форма и методика проведения );
3) оборудование, оформление (ЭСО, варианты текстов для оформления, перечень музыкальных произведений для сопровождения);
4)методические советы на подготовительный период (распределение поручений) ;
5)ход проведения дела;
6)подробный сценарий, где даются ссылки на авторов и литературные источники;
7)методические советы организаторам (где лучше проводить, как создать эмоциональный настрой, возможные ошибки и пути их предостережения) ;
8)методические советы на период ближайшего последствия (подведение итогов);
10)автор разработки, должность, место работы
Примерная схема написания методических рекомендаций
1)пояснительная записка (обоснование актуальности, краткий анализ дел по данному вопросу, указывается точный адресат, разъясняется, какую помощь она может оказать);
2) изложение главного текста (что рекомендуется делать для решения данного вопроса)
3) методические рекомендации по решению организационных вопросов (оформление, распределение поручений и т.д.),примерные варианты проведения данного дела с советами; описание перспективы результатов в данном деле
5) автор работы, год создания, имеющиеся рецензии.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ НЕКОТОРЫХ видов методической продукции.
• Методические рекомендации – структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия; • раскрывает одну или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта;
• В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
• Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
• Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
На титульном листе должны быть обозначены:
название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
фамилия, имя, отчество автора; название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
•сути рассматриваемых вопросов;
• предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, педагогам, зам. директоров по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
• источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
• возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
• описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);
• дать советы по решению:
• организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию т.д.);
• материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
• финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
• кадровому обеспечению (требования к экспертам); • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
• предостеречь от типичных ошибок и рисков.
5) Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников. •
6) Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть: • планы проведения конкретных дел, мероприятий; • тестовые задания; • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; • методики определения результатов по конкретным видам деятельности; • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
• Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д. Примерная схема методической разработки
• сведения об авторе;
• условия осуществления мероприятия;
• перечень используемого оборудования и материалов;
• описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
• методические советы по его организации и подведению итогов;
• список использованной литературы;
• приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
Структура методической разработки
Целевая группа. Возраст, другие параметры целевой группы, количество участников.
Цель, задачи. Цель и задачи мероприятия должны показать, с какими именно аспектами профориентации вы предлагаете работать на данном мероприятии. Задачи должны конкретизировать поставленную вами цель.
Содержание мероприятия. Основные темы, понятия, проблемы, информация, работа с которыми будет предложена участникам мероприятия.
Методы. Краткое описание основных методов, используемых на данном мероприятии.
Необходимые ресурсы: место, время, материалы, оборудование.
План проведения мероприятия с описанием:
— действий организаторов
— инструкций даваемых участникам
— предполагаемых действий участников
— реакций на действия участников (фиксирование, оценивание, задавание вопросов, предоставление правильных ответов, проч.)
Предполагаемый эффект / последействие мероприятия для участников.
По желанию – образцы раздаточного материала.
Прикладная методическая продукция
• Дидактические материалы – это совокупность наглядных учебных средств, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал. Виды дидактических материалов:
• демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);
• раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);
• Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях. Требования к дидактическим материалам
• ориентация на обучение с опережением
• вариативность форм и способов подачи материала;
• нацеленность на развитие творческих способностей Технология создания и применения дидактических материалов
• Определение целей обучения
• Отбор содержания учебного материала
• Разработка средств контроля знаний и способов их применения
• Включение дидактических материалов в образовательный процесс
Виды методической продукции
Дается описание основным видам методической продукции и требованиям, предъявляемым к ним. Рекомендовано начинающим методистам
Просмотр содержимого документа
«Виды методической продукции»
Виды методической продукции
Методическая продукция – один из способов выражения и распространения методических знаний.
Методическая продукция очень разнообразна. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку). В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи:
— излагает сведения, подлежащие распространению;
— разъясняет приемы и методы;
— обобщает ценный педагогический опыт;
— объясняет цели и порядок действий;
— методику организации различных мероприятий;
— показывает возможные формы проведения дел и т.д.
Существует несколько способов ее классификации, например: по периодичности, по адресату, по характеру информации, по инновационному потенциалу, по функциональному назначению.
Классификация методической продукции по функциональному назначению:
Прикладная методическая продукция.
Учебная (образовательная) продукция.
Назначение информационно-методической продукции состоит в том, чтобы, используя различные ее виды:
А) изложить сведения, подлежащие распространению;
Б) проанализировать передовой педагогический опыт;
В) разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии и т.д.
К информационно-методической продукции относятся:
1. Аннотация – краткая характеристика содержания книги, методического пособия, разработки. В ней раскрывается назначение предлагаемого материала.
2. Бюллетень – регулярно публикуемые краткие официальные материалы. Выпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических работников о новинках литературы, об инновационных формах работы и т.д.
3. Газета – периодическое текстовое листовое издание, содержащие официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам образования, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу.
4. Газетное издание – листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата.
5. Вестник – выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического характера, нормативные правовые акты.
6. Информационно-методическая выставка – наглядная форма ознакомления читателей с новинками литературы, методических материалов, освещающих передовой педагогический опыт работы, и других видов методической продукции.
7. Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.
8. Листок – периодическое или продолжающее текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц, содержащее общественно-политическую, научную или производственную информацию.
9. Методический информационный справочник – сборник вопросов и ответов на злободневные проблемы по организации и содержанию работы.
10.Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные стороны анализируемого события.
11. Методическое описание – путем простого изложения подробно сообщается об интересном событии, проведенном массовом мероприятии или о том, как его можно провести.
12. Описание передового педагогического опыта – обобщение и систематизация актуального опыта с инновационной педагогической идеей.
13. Портфолио – собрание документов и иных материалов, характеризующих опыт работы или достижения в какой-либо деятельности.
14. Рекомендательный библиографический список (указатель) – библиографический список (указатель), назначение которого – помочь читателю в выборе литературы для углубленного изучения темы и расширения познаний в какой-либо области.
15. Реферат – краткое изложение в письменной форме литературных данных (книг, статей, научных работ), которые отражают точку зрения автора и дополняются имеющимися практическими данными по этому вопросу.
Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой.
Требования к реферату.
отражать точку зрения автора на рассматриваемую проблему и накопленный результативный опыт;
по характеру информации носить информационно-аналитический или пропагандистский характер;
привлекать внимание к актуальным темам и проблемам.
не должен содержать поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал.
По характеру информации он носит информационный характер. Описательно-информационный стиль реферата используется в том случае, если задача состоит в создании целостной картины развития той или иной отрасли науки или практики, где квалификационный читатель сам мог бы отобрать то, что ему необходимо. Рекомендательный характер присущ реферату, освещающему узкую тему, где отбор материала и характер его обработки направлены на популяризацию наиболее значимого и ценного материала.
Примерная структура реферата:
тема, автор, занимаемая должность, место работы;
введение – содержит краткий анализ избранной проблемы, обоснование актуальности; описание предмета, цели и задач предстоящего исследования; описываются методики и технологии исследования);
теоретическая часть – содержит анализ концептуальных положений по избранной проблеме; анализ первоисточников; раскрывает научное состояние проблемы, ее новые аспекты, требующие дальнейшего углубленного изучения и т.д.);
практическая часть – включает авторские разработки, описание позитивных и негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д. Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.
заключение – содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования;
приложения – прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности.
При написании реферата рекомендуется указать следующее:
план изложения темы;
метод и методологию работы;
область применения результатов;
16. Реферативное издание – непериодическое или периодическое информационное издание, представляющее собой упорядоченную совокупность библиографических записей, составляющих реферат.
17. Реферативный журнал – периодическое реферативное издание.
18. Реферативный сборник – периодическое или продолжающее реферативное издание, выходящее в виде сборника.
19. Рецензия – критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания.
20. Сводный реферат – реферат, составленный на основе двух и более исходных документов.
21. Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен и иных языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными. Словарь представляет собой глоссарий (совокупность терминов, требующих прояснения) и соответствующие ему дефиниции (определения терминов).
22. Устное выступление представляют собой средство коммуникации, выполняющее ряд важных функций коммуникации.
Форма устного выступления обладает целым рядом достоинств. Прежде всего, она дает широкую возможность разъяснить то, что хочется довести до сведения. Именно в беседе лучше всего достичь тех целей, которые невозможно достичь письменным соглашением. Устное выступление позволяет учитывать особенности выступающих их психологические особенности, настрой, эмоции.
Схема содержания устного выступления:
Один-два примера по теме выступления из жизни (экономики, политики, искусства, быта и т. д.), свидетельствующие о наличии проблемы, требующей анализа в выступлении (лекции, докладе и т. д.).
Ссылка на официальные государственные документы (законы, указы, постановления, распоряжения, предписывающие определенный порядок деятельности людей, но требующие популярного разъяснения людям (аудитории).
2. Общая характеристика объекта (предмета) рассмотрения, т. е. того явления, события, процесса, которому посвящено выступление.
Что это такое (определение понятия)? Каковы его основные признаки (свойства, черты, функции или структурные компоненты)?
3. Подробный анализ и оценка объекта рассмотрения в соответствии с целью выступления.
Структурный анализ объекта (из каких компонентов он состоит и что собой представляет каждый из них).
Функциональный анализ объекта: какую роль играет в объективном жизненном процессе, какие функции (естественные, социально-исторические, политические, экономические, правовые и т. д.) выполняет.
Анализ и оценка каждого из компонентов или функций рассматриваемого объекта с точки зрения интересов деятельности слушателей.
Какие теоретические выводы вытекают из изложенного?
Какие напрашиваются практические выводы для слушателей?
Каковы конкретные задачи слушателей в свете этих выводов?
23. Отчет – один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных.
Отчёт – это сообщение или документ, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Часто состоит из информации о служебном деле, направляемой руководству или вышестоящему должностному лицу.
Цель отчета – информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя рекомендации, предложения или другие мотивационные элементы.
Отчёт часто имеет структуру научного исследования: введение, методы, результаты и обсуждение. Отчёты могут быть устными или письменными. Формат доклада может быть как простым, с заголовками по темам, так и более сложным — в него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, рефераты.
Различают два вида отчетов: промежуточный и итоговый. Промежуточный отчет аккумулирует в себе результаты отдельных, обозначенных в плане, этапов работы.
Итоговый (заключительный) отчет завершает весь цикл работы по проблеме.
Ответственность за достоверность представляемых в отчете данных несут руководитель ЭП от образовательного учреждения и утвержденный научный руководитель от курирующей организации (консультант).
24. Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.
В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.
Конспектирование может осуществляться тремя способами:
— цитирование (полное или частичное) основных положений текста;
— передача основных мыслей текста «своими словами»;
Все варианты предполагают использование сокращений.
При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:
проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;
выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;
записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.
Разделяют четыре вида конспектов:
Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.
Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.
Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.
Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.
Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.
План работы над конспектом:
Определите цель составления конспекта.
Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные, т.е. сделать библиографическое описание документа.
Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает. «, «раскрывает. «).
Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
2. Организационно-методическая продукция
Назначение этого вида методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий, раскрытия методики образовательно-воспитательного процесса в творческих объединениях.
К организационно-методической продукции относятся:
1. Инструктивно-методическое письмо – методическое издание, содержащее конкретные указания и разъяснения, вытекающие из нормативного правового акта вышестоящей организации.
2. Инструкция – это собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность.
3. Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы:
— решению, каких задач способствует данная методическая работа;
— на основании каких документов и фактов составлена;
— система изложения материала.
4. Памятка – брошюра или листовка, содержащая необходимый минимум сведений для выполнения какой-либо деятельности.
5. Положение о структурном подразделении – основной документ, определяющий статус, задачи и функции структурного подразделения, а также отражающий основные направления и содержание работы, структуру, штаты и управление, включая права и ответственность.
6. Положение о массовом мероприятии – документ, регламентирующий порядок организации и проведения всероссийских или региональных массовых мероприятий в системе дополнительного образования детей.
7. Методические рекомендации – комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики.
Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.
8. Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации (Полонский В.М.).
Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Данный вид методической продукции помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала.
Методическая разработка может представлять собой:
разработку конкретного занятия;
разработку серии занятий;
разработку темы программы:
разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
разработку общей методики преподавания предметов;
разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.
Примерная схема методической разработки:
Название и форма проведения мероприятия.
Пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст участников, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения.
Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, лозунгов, плакатов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).
Методические советы на подготовительный период (распределение поручений).
Сценарный план, ход проведения мероприятия.
Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.
Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятия, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).
Методические советы на период ближайшего последствия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т.п.).
Автор разработки, должность, место работы.
9. Сборник материалов (тезисов докладов) научно-практической, методической конференций, семинаров, «круглых столов» представляет собой собрание методических материалов разных авторов, представивших свои доклады на методических мероприятиях разных типов.
3. Прикладная методическая продукция.
Прикладная методическая продукция – это вспомогательный материал, дополняющий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции: деловая игра, диаграмма, график, картотека, каталог, плакат, сборник упражнений, сценарий, тематическая папка, тематическая подборка материалов и др.
Рассмотрим каждый из вышеназванных видов более детально.
1. Сценарий – подробная запись праздника, массового мероприятия.
Самый распространенный вид методической продукции.
В сценарии дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты стихов, поэтических произведений, песен и т.д. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников праздника на сцене и т.д.
Для облегчения работы, текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а ремарки ближе к левой.
Примерная схема сценария:
Название (сценарий праздника «Школьные годы чудесные!»); адресат; цели и задачи; участники, реализующие сценарий, действующие лица; полный текст выбранного сценария, использованная литература.
Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква к букве, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.
Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:
* театрализация – речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основные условия театрализации – это не сцена, а наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;
* возможность общения – организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;
* атмосфера приподнятости, возбуждения – одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими, со всеми участниками», «через рассказ».
2. Графическая информация – информация, создаваемая при помощи наглядных графических образов, раскрывающих содержание графического документа.
При составлении отчетов часто используются графики и диаграммы. График позволяет наглядно проследить рост изменения какого-либо явления и дать сравнительную характеристику.
3. Деловые игры – методы имитации принятия решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам, путем воссоздания реальной жизненной ситуации.
4. Картотека – систематизированное в алфавитном порядке (как правило – по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.
6. Каталог – нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов.
7. Плакат – листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанного с одной стороны, и предназначенное для экспонирования.
8. Плакат инструктивно-методический – вид методической продукции, используемый в том случае, если содержание методического материала невозможно раскрыть только в словесной форме. Информация, помещенная на плакате, должна точно раскрывать суть вопроса и название плаката.
9. Плакат информационный – позволяет ознакомиться с предстоящими мероприятиями или итогами выполненной работы. Примером информационного плаката могут служить печатные издания, информирующие о передовом опыте работы.
10.Сборник упражнений – издание, содержащее методический материал для обучения актива: упражнения, ситуации, задачи по различным проблемам образования детей.
11.Тематическая папка – содержит нормативные документы, регулирующие деятельность образовательного учреждения в определенном направлении; методические рекомендации; разработки и сценарии массовых мероприятий; материалы из опыта работы; библиографию, дидактический материал.
12.Тематическая подборка материалов необходима в целях накопления материалов для написания методических рекомендаций, разработок массовых мероприятий. Это может быть подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на определенную тему. Помещается материал в папку для бумаг, скоросшиватели, альбомы, конверты.
4. Научно-методическая продукция
1. Тезис – положение или утверждение.
Тезисы повторяют, сжато формулируют прочитанное. Они передают суть содержания книги, статьи, доклада и позволяют обобщить материал. Процесс составления тезисов дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.
2. Статья – самостоятельное научное произведение, представляющее изложение своих мыслей по актуальным проблемам.
5. Учебная (образовательная продукция).
Творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода.
1. Учебник – учебное издание, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
2. Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебным пособиям относятся:
Учебно-наглядное пособие – учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.)
Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания.Учебно-методическое пособие – издание, в котором раскрывается методика выполнения какой-либо деятельности, порядок операций, процессов, действий.
Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над усвоением учебного предмета.
Самоучитель – учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
Хрестоматия – учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения дисциплины.
Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
К практикуму относится задачник.
Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).
Методическая продукция является частью информационно-методического фонда образовательного учреждения. Систематизация методических материалов проводится с учетом их содержания и общей направленности.
Материалы могут быть объединены:
по возрастному принципу (работа педагогов с детьми разного возраста);
по адресатам (педагоги дополнительного образования, методисты, руководители творческих объединений, руководители ОУ);
по направлениям деятельности (организационно-массовая, методическая, исследовательская, опытно-экспериментальная).