какие виды контроля в доу
Контроль в дошкольном образовательном учреждении
Оксана Коршунова
Контроль в дошкольном образовательном учреждении
Я в своей работе применяю все виды контроля:
Виды и цели контроля
Тематический— привлечь внимание коллектива к определенным задачам:
-Итоговый – подвести итоги работы педколлектива за определенный промежуток времени;
-Персональный – изучить систему работы для ППО, выявление состояния работы по устранению недочетов по теме;
Фронтальный— всесторонняя, глубокая проверка деятельности воспитателей и ДОУ в целом:
-Предварительный – первичное представление о состоянии деятельности ДОУ;
-Текущий – получить общее представление о работе педагога; -Итоговый – комплексная оценка деятельности ДОУ;Выявление готовности детей к обучению в школе.
Самоконтроль— изучение и обобщение опыта, оказание методической поддержки и помощи:
-Частичный контроль с коррекцией деятельности.
Оперативный— выявление состояния работы педколлектива, воспитателей на определенном этапе:
-Предупредительный – предупреждение недостатков, отбор рациональных методов работы.
-Экспресс-диагностика – информационный сбор данных (анкетирование, тестирование, срезы).
-Выборочный – состояние работы по разделам программы, отдельным задачам.
Сравнительный— сопоставление результатов работы воспитателей по различным направлениям:
-Работа воспитателей в 2-х параллельных группах;
-Работа воспитателей одной группы;
-Взаимоконтроль – анализ и оценка пед. процесса воспитателя параллельной группы или др. группы.
[u]План контроля воспитательно-образовательного процесса
на 2013 – 2014 учебный год. [/u]
Сентябрь
1. Готовность кабинетов и групп к учебному году.
-проверить состояние предметно-развивающей среды и определить ее соответствие требованиям ФГТ, Образовательной программе, санитарным требованиям.
-изучить документацию работников детского сада и определить готовность сотрудников к новому учебному году.
-определить соответствие окружающей среды требованиям охраны труда и техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.
Вопросы для контроля:
1. Организация игровой развивающей среды.
2. Наличие зон учебной деятельности.
3. Наличие наглядной агитации для родителей.
4. Организация предметно-развивающей среды в кабинетах, залах.
5. Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности, противопожарного состояния. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
Октябрь
-культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших
(сравнительный контроль параллельных групп)
-соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;
подготовка и проведение родительских собраний;
-календарное планирование работы в группах.
Выполнение требований ФГТ к оборудованию групповых помещений логопедических групп.
Состояние работы коллектива по формированию единого здоровьесберегающего пространства
семьи, детского сада, социума. Контроль состояния коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
за работой молодых специалистов:
— подготовка и проведение совместной деятельности
Вопросы для контроля:
1. Соответствие содержания возрастным особенностям детей.
2. Использование атрибутов.
3. Эстетика атрибутов.
4. Роль воспитателя.
5. Привлечение к игре малоактивных детей.
6. Результативность проведения.
Ноябрь
-индивидуальный подход к детям.
-культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп)
-соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;
подготовка и проведение режимных моментов.
-календарное планирование работы в группах.
за работой медицинской сестры:
-Осмотр и прием детей
— осуществление контроля за соблюдением норм и качества продуктов.
-контроль заболеваемости. Проведение анализа заболеваемости.
За работой помощников воспитателей:
-Помощь в подготовке и проведении занятий
-сбор детей на прогулку.
работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.
— проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в подготовительных группах.
Состояние работы п формированию навыков личной безопасности через обучение ОБЖ. Развитие новых форм дошкольного образования., кружковая работа в детском саду.
Декабрь
-Подготовка и проведение рождественских и крещенских праздников с детьми.
-соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния на пищеблоке.
— перспективное и календарное планирование работы в группах.
За работой помощников воспитателей:
-Помощь в подготовке и проведении занятий
-сбор детей на прогулку.
Состояние работы по развитию познавательно-речевого развития детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности.
— проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе.
Январь
-культурно-гигиенические навыки детей во
время приема пищи (средние, старшие группы)
-Оформление родительских уголков, стендов, папок-передвижек и т. д.
-анализ причин отсутствия детей.
-культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших и средних группах)
-тематическое и календарное планирование.
-реализации образовательной программы.
— За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации.
-за работой членов ПМПк детского сада за отбором и подготовкой документации для обучения детей в логопедических группах.
Состояние работы по сотрудничеству детского сада, семьи и школы, других организаций с целью формирования у детей интегративных качеств.
Февраль
— за соблюдением режима дня.
-подготовка и проведение родительских собраний;
-календарное планирование работы по патриотическому воспитанию.
— оформление участков, материал для прогулки зимой.
— Состояние работы по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности. Кружковая работа.
Март
— за подбором материала и оформлением уголков патриотического воспитания.
— за соответствием мебели росту и индивидуальным особенностям детей;
-подготовка и проведение дня открытых дверей.
-календарное планирование работы в группах.
— За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации продуктов.
-выносной материал для прогулки.
— Состояние работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Апрель
— за выполнением утренней и коррегирующей гимнастики.
— соблюдение санитарных требований при проведении непосредственно образовательной деятельности.
-подготовка и проведение родительских собраний;
— работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.
— проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в младших группах.
— За содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
За работой помощников воспитателей:
-Помощь в подготовке и проведении занятий;
-сбор и сопровождение детей на прогулку.
индивидуальный подход к детям;
-соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;
подготовка и проведение режимных моментов.
— Проведение анализа результативности освоения программных знаний.
— Результаты выполнение программ по возрастным группам и детскому саду.
За работой помощников воспитателей:
-помощь в подготовке и проведении НОД
-сбор детей на прогулку.
Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» создана после выхода в свет Приказа Министерства.
Презентация для старших воспитателей ДОУ «Тематический контроль в ДОУ» (2) Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам.
Организация контроля в ДОУ
Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.
«Внутри садовский контроль — это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».
Внутренний контроль включает в себя:
• контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;
• контроль образовательного процесса.
Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать условия организации контроля:
• Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.
• Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.
• Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.
• Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.
• Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля — самоконтролю, то есть работе на доверии.
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:
Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.
Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений:
Какие виды контроля в доу
Организация контроля в ДОУ
Извлечения из Положения о контрольной деятельности в ДОУ, утв. Приказом № 122 от 28.08.2017г.
По времени: предупредительный (опережающий), оперативный (текущий, промежуточный), итоговый.
По содержанию: фронтальный (комплексный), тематический, оперативный
Оперативный контроль даёт информацию для последующего, уже более длительного контроля и анализа в процессе целевых посещений или тематической проверки, то есть он осуществляет функцию регулирования. Он осуществляется ежедневно, еженедельно, ежемесячно (анализ заболеваемости, выполнение натуральных норм, проведение спортивных развлечений, выполнение решений педсовета и т.д.), ежеквартально (выполнение сметы, проведение работы с семьёй, участие в методической работе и т.д.) Оперативный контроль осуществляется руководителем ДОУ, старшим воспитателем, врачом или медсестрой, завхозом, председателем профсоюзного комитета. Следует так же обеспечить гласность результатов оперативного контроля, представив его в таблице, в соответствующих графах которой можно показать цветом состояние работы по данному вопросу, а с помощью разных геометрических фигур – кто контролировал. Этот материал и является отчётом о проведении данного вида контроля.
Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:
Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.
Тематический контроль проводится с целью всестороннего изучения уровня работы по определенной узкой теме, например с целью выяснения системы в работе дошкольного учреждения над одной из актуальных проблем, намеченных в годовом плане.
Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе или изучается и анализируется деятельность конкретного педагога.
Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.
Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения материалов фронтальной проверки.
Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения фронтальной проверки в соответствии с планом работы ДОУ, но не менее чем за месяц до ее начала.
По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой заведующим д/с издается распоряжение (контроль за исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета или оперативное совещание.
При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.
Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана. Итоговый контроль включает: план, цель, сроки проведения, график, материалы итогового контроля (схемы, диаграммы, опросники, оценочные листы, протоколы и т.д.) Аналитическая справка включает в себя: положительный опыт работы педагогов, проблемы работы коллектива, план действий по выполнению программы.
Требования к контролю
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:
следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
контроль необходимо планировать;
в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
контроль и его итоги должны быть гласными;
контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.
Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.
Рекомендации по организации контроля
При его организации необходимо обращать внимание на следующее:
педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;
педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;
контролировать следует открыто;
осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;
осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;
при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.
При организации контроля также следует помнить о том, что:
контроль не должен ограничиваться инцидентами;
тотальный контроль порождает небрежность;
скрытый контроль вызывает только досаду;
необходимо контролировать всех, а не только ”любимого” сотрудника;
контроль – не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);
не контролировать из-за недоверия;
не держать своих выводов при себе.
При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:
1. Определение цели и объекта контроля.
2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
6. Проверка исполнения рекомендаций.
Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.
Организация контрольно-диагностической функции в дошкольных учреждениях
Организация контрольно-диагностической функции в дошкольных учреждениях
На современном этапе социально-экономического развития в образовании, в том числе и в дошкольном, происходят значительные изменения. Сегодня остро стоит вопрос обеспечения качества, а значит, повышения ответственности каждого, как руководителя, так и педагога за исполнение стоящих перед ним задач, возложенных на него должностных обязанностей.
Контроль позволяет собрать данные о результатах педагогического процесса, скорректировать отклонения в реализации поставленных перед ДОУ задач, выявить и систематизировать передовой педагогический опыт, способствует максимальному раскрытию творческого потенциала каждого педагога, а также является базой для принятия решений, т. к. позволяет установить отклонения в работе, причины и пути их устранения.
Исходя из этого определения, мы можем говорить о системе контроля,где каждым отдельным ее компонентом являются:
содержание контроля,
формы его проведения.
Можно говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении.
Принципами контроля являются:
• Стратегическая направленность контроля означает, что все основные усилия педагогов, контролируемых и контролирующих, должны быть сосредоточены на главных направлениях образовательного процесса.
• Целевая, предметная, персональная и временная определенность контроля, деятельность его субъектов будет осуществляться успешно, если будут точно определены
а) цель и задачи контроля;
б) предмет контроля;
в) состав контролирующей и контролируемой групп;
г) сроки контроля.
• Системность контроля. Этот принцип настраивает рассматривать образовательный процесс как целостную систему.
• Демократичность и толерантность. В настоящее время демократическое мышление и управление активно вытесняет авторитарное. В связи с этим этот принцип предполагает смещение центра тяжести с административного контроля, осуществляемого преимущественно единоначально, на коллективные формы контрольной деятельности, распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса. Контроль является не только делом администрации, но и педагогов, в определенной степени, и родителей.
Контроль должен быть открытым, гласным, ориентированным на конструктивное решение имеющихся проблем.
• Оптимальность и объективность. При реализации контроля следует избирать содержание, формы и методы, которые позволяют получать объективную информацию о состоянии контролируемого объекта.
• Созидательность осуществляемой проверки. Основное предназначение контроля заключается в том, чтобы способствовать созиданию положительных результатов в образовательном процессе, повышению качества, улучшению деятельности всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности.
Технология организации контроля
В каждом ДОУ следует создать единую систему контроля, цели и задачи которого вытекают из целей и задач воспитательно-образовательного процесса ДОУ, следовательно, он планируется в годовом плане (раздел 4 Контроль и руководство). Контроль будет эффективен в том случае, если он осуществляется своевременно и мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются. В процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки и выработка эффективных мер по их устранению. Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.
Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
При проведении любого вида контроля необходимо соблюдать определенную последовательность,или алгоритм:
Определить цели и объект контроля.
Разработать плана контроля.
Проанализировать собранный материал.
Выработать рекомендации и пути исправления недостатков.
Проверить исполнения рекомендаций.
Контроль может различаться по времени и содержанию.
Существуют пять самых распространенных форм контроля в ОУ: оперативный, тематический, фронтальный, итоговый и мониторинг.
I. Оперативный контроль – это текущий, ежедневный контроль. Его особенность заключается в том, что он помогает выявить и устранить незначительные сбои в деятельности педагогов и коллектива в целом. Если не замечать мелких отклонений в работе, то они могут привести к большим трудностям, преодолеть которые впоследствии будет нелегко.
Оперативный контроль условно можно разделить на несколько категорий
Требующий постоянного контроля
Требующие контроля реже (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально).
Вопросы, требующие постоянного контроля.
• Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
• Учебно – воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.
• Результаты медицинского осмотра детей.
• Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
• Организация питания.
• Выполнение режима дня.
• Вопросы преемственности в работе детского сада и школы.
• Повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов детского сада.
• Работа с молодыми воспитателями, наставничество.
• Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.
• Работа с неблагополучными семьями.
• Соблюдение правил внутреннего распорядка.
• Укрепление материальной базы.
• Финансово – хозяйственной деятельности.
Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
• Выполнение натуральных норм питания.
• Выполнение плана по детодням.
• Проведение физкультурных досугов, развлечений.
• Состояние документации в группах.
• Анализ детских работ по ИЗО и ручному труду.
• Выполнение решений педсовета.
• Документация и отчетность подотчетных лиц.
• Снятие остатков продуктов питания.
• Проведение дней методической учебы педагогических кадров.
• Подведение итогов смотров и конкурсов.
Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
• Участие в работе методических объединений.
• Анализ детской заболеваемости.
• Проведение дней здоровья.
• Уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах.
• Выполнение программы за квартал (по решению педагогического коллектива).
• Выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.
По формам организации оперативный контроль может быть предупредительным или опережающим и сравнительным.
Предупредительный контроль предупреждает ошибки, недостатки. Главным содержанием предупредительного контроля следует считать готовность педагога к проведению занятий, прогулки и т. п.
Сравнительный контроль. Позволяет сравнить методы и приемы работы 2-х воспитателей, работающих в одной группе, чтобы помочь выработать единые требования к детям.
II. Тематический контроль. Содержанием тематического контроля является изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, а цель контроля зависит от целей и задач годового плана ДОУ. Продолжительность тематического контроля в образовательном учреждении может быть до 10 дней. Контроль организуетсясразу в нескольких группах: параллельных и разного возраста. Такой тематический контроль носит характер сравнительного, т. е. сравниваются работа разных педагогов с детьми одного дошкольного возраста по конкретному вопросу, ЗУН воспитанников разных групп по одной и той же теме, анализируются система работы над какой-либо одной проблемой в разных возрастных группах.
Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.
1-й этап. Постановка целей тематического контроля.
Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т. п.
2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.
Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.
3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.
Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).
Затем по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу.
4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.
В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя,участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.
Проведение тематического контроляпредусматривает наличие следующего пакета документов:
1. Приказ, в котором отражено название, цель, сроки проведения, ответственный за его проведение, члены комиссии. Проводится старшим воспитателем, кроме этого к контролю привлекаются опытные педагоги ДОУ, специалисты.
2. План тематического контроля.
Более удачную и рациональную форму плана тематического контроля, чем тот, что был предложен К. Ю. Белой, трудно придумать.В нем выделено 5 блоков:
Обследование уровня развития детей;
Оценка профессиональных умений воспитателя;
Оценка предметно-развивающей среды, условий;
Оценка планирования работы;
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме
3. Рабочие материалы тематического контроля.
Весь контроль должны быть подтверждены рабочими материалами. Если запланирован анализ диагностики детей по определенному разделу программы, должны присутствовать диагностические карты в материалах контроля. Если старший воспитатель проводит собеседование с педагогами ДОУ, то перечень вопросов также должен быть в наличии. Все рабочие материалы оформляются в произвольной форме. Это могут быть записи старшего воспитателя в тетради, протоколы диагностирования детей, карты анализа занятий, режимных моментов и т. п. Все члены комиссии инструктируются, и между ними распределяются вопросы контроля, выдаются рабочие материалы.
4. Аналитический блок.
Для этого блока важно помнить, что получение результатов контроля не является самоцелью, это лишь этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению опыта. По итогам тематического контроляпишется аналитическая справка следующей структуры:
Вводная часть включает в себя:
Цель проверки; сроки проведения; проверяющих; проверяемых; тему проверки; предмет и программу проверки; объем работы.
Аналитическая часть включает в себя:
Общую характеристику изучаемого в ходе проверки вопроса (подтвержденную данными); позитивные моменты и недостатки; причины появления положительных и отрицательных результатов.
Заключительная часть включает в себя:
Выводы; рекомендации (с указанием ответственного и сроков исполнения).
В конце справки указывается должность, Ф. И. О. составившего справку, дата. Аналитическая справка по результатам контроля зачитывается на педсовете, рекомендации по коррекции воспитательно-образовательного процесса выносятся в проект решения совета педагогов. Материалы контроля хранятся с материалами педсоветов 5 лет.
III. Фронтальный контроль проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта в целом. Таким объектом выступает отдельно взятая группа. В год фронтально проверяется не более 2-3 групп. Продолжительность фронтального контроля от трёх до пяти дней.
В процессе фронтального контроля изучаются:
Санитарно-гигиеническое состояние группы; оснащение педагогического процесса; предметно-развивающая среда группы; воспитательно-образовательная работа с детьми, документация педагогов, работа с родителями.
Вы видите алгоритм фронтального контроля:
1. Определить объект контроля.
2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.
3. Определить приказом ответственного и группу проверяющих.
4. Составить план контроля и ознакомить с ней проверяемых.
5. Проконтролировать проверяемых.
6. Зарегистрировать все результаты контроля.
7. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.
По итогам фронтальной проверки составляется аналитическая справка. Итоги фронтальной проверки обсуждаются на малом педсовете с участием всех педагогов и специалистов, работающих на группе. В решение педсовета выносятся рекомендации по улучшению каких-либо направлений работы группы со сроками исполнения, либо по обобщению педагогического опыта и др.
IV. Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программ годового плана. Итоговый контроль включает:
материалы итогового контроля (диагностические карты, схемы, таблицы, вопросники, оценочные листы, анкеты для родителей;
Итоговым контролем можно считать и аттестацию, которая проходит раз в пять лет по отношению к каждому педагогу.
V. Мониторинг – это контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций динамики ее развития.
Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. (Майорова А, И., Сахарчук Л. Б., Сотова А. В., “Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении”).
В течение всего учебного года создается определенная база данных, которые собираются по блокам и классифицируются по определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года. Только такой анализ может служить основанием для постановки новых целей.
Основными принципами педагогического мониторинга являются:
принцип профессиональной целесообразности;
принцип непрерывности, целостности и преемственности.
Технологическая модель педагогического мониторинга включает в себя следующий набор компонентов: цель, объект, предмет, управляющая подсистема, управляемая подсистема.
Объект – профессиональная деятельность педагогов.
Предмет – процесс отслеживания уровня повышения профессиональной квалификации.
Управляющая система представлена деятельностью администрации в лице заведующей (общее программное руководство, стратегия управления, старшего воспитателя (подготовка к аттестации, отслеживание пед. процесса).
Управляемая система представлена в лице педагогических работников, которые реализуют свою деятельность в процессе воспитания и обучения детей и взаимодействия с родителями.
Также можно выделить четыре стадии педагогического мониторинга:
1. Исходно-диагностическая. Изучение исходного состояния уровня профессиональной квалификации посредством рабочей документации, технологической карты, профессиональной карты педагога. Предполагает ознакомление педагогов с результатами диагностирования.
2. Установочно-перспективная или подготовительная. Определение целей и задач повышения уровня квалификации, исходя из результатов профессиональных карт педагогов, годовых задач дошкольного учреждения и индивидуальной творческой темы. Предполагает создание программы повышения уровня профессиональной квалификации педагога.
3. Содержательно-деятельностная. Заполнение профессиональных карт педагогов по итогам работы за определенный период времени (квартал, полугодие и т. д., проведение индивидуальной коррекционной работы.
4. Оценочно-прогностическая. Обобщение результатов профессиональной карты педагога в форме таблиц, графиков, диаграмм, гистограмм; рассмотрение вопроса о возможном повышении квалификации педагога, выдача соответствующих рекомендаций, определение перспектив дальнейшего уровня квалификации, итоговый отчет руководителей ДОУ о результатах.
Правильно отрегулированный контроль дает возможность регулировать и корректировать процессы, подлежащие управлению.
Таким образом, представленная система контрольной деятельности понимается как обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса, сохранение и укрепление здоровья детей, их гармоничное и всестороннее развитие, способствует эффективности решения управленческих задач, успешной деятельности дошкольного учреждения. Правильная организация контрольной деятельности может быть успешной только тогда, когда она строится на уважении, доверии, успехе.
Фотоотчет о празднике «День дошкольных работников» 27сентября все работники дошкольных учреждений отмечают свой профессиональный праздник «День воспитателя и всех дошкольных работников» В.
Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.
Гимн для дошкольных работников У всех нас бывают какие-то праздники и вот я сочинила гимн для сада, может и вам кому-то пригодится,а мотив вы можете подобрать сами..
Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. «Весёлые лужицы». Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.
Конспект контрольно-проверочного занятия по развитию речи за 1 квартал во второй младшей группе Задачи. Напомнить детям названия и содержание знакомых произведений. Учить элементам пересказа и драматизации. Воспитывать интонационную.
Конспект контрольно — проверочного занятия в старшей группе Игра «Что? Где? Когда?» Цель. В игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об окружающем мире. Программные задачи. 1. Расширить кругозор.
Контрольно-проверочная НОД в первой младшей группе «Путешествие в лес. В поисках Колобка» Программное содержание:1. Закреплять знания, умения, навыки детей по развитию речи, элементарных математических представлений и познавательному.
Новый год в дошкольных группах — фотоотчет Новый год – чарующий праздник, которого всегда ждут с нетерпением взрослые и дети. Это замечательное веселое время и прекрасная возможность.
Видеоотчет о контрольно-итоговом занятии в средней группе «Одуванчик» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему просмотрю первый конспект занятия, которое я составила сама в должности воспитателя. Задачи: развивать.