какие виды материалов включает в себя банк методических разработок на сайте фмс
Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 5-11 классов на уроках всеобщей истории и истории России
Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Учебное пособие для 5–11 классов.
Настоящее учебное пособие входит в состав учебно-методических материалов, созданных в рамках совместного проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Основная цель этого проекта — содействовать формированию разумного финансового поведения российских граждан и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. Одна из целевых групп проекта — будущие активные потребители финансовых услуг, то есть сегодняшние учащиеся общеобразовательных школ.
Пособие представляет собой первый опыт разработки учебных материалов по финансовой грамотности для использования при изучении всеобщей истории и истории России в рамках курсов основного и среднего общего образования. Главы пособия синхронизированы с темами примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования, а также с пара графами учебников федерального перечня. В пособии представлены образцы текстов, по аналогии с которыми или на базе которых могут быть созданы главы в рамках регионального компонента.
Каждая глава завершается контрольными вопросами и заданиями, которые помогают учащимся освоить материал. Для их выполнения в конце пособия приводятся удобные графические органайзеры. Предусмотрены задания повышенной сложности.
Для изучения материалов пособия на сайте fingram-history.oc3.ru приводятся дополнительные цифровые образовательные ресурсы.
Учебное пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала на уроках истории, для внеклассного и самостоятельного изучения.
Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Методическое пособие.
Настоящее методическое пособие входит в состав учебно-методических материалов, созданных в рамках совместного проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Основная цель этого проекта — содействовать формированию разумного финансового поведения российских граждан и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. Одна из целевых групп проекта — будущие активные потребители финансовых услуг, то есть сегодняшние учащиеся общеобразовательных школ.
Пособие представляет собой методическую часть комплекта, которая призвана помочь педагогам использовать учебные материалы по финансовой грамотности для преподавания курсов всеобщей истории и истории России в рамках основного и среднего общего образования.
Эти материалы синхронизированы с темам примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования, а также с параграфами учебников федерального перечня.
Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности: модуль «Банки»
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Очень часто в жизни встречаются ситуации, когда нам нужны деньги, а их нет, или они есть, но пока не нужны. Деньгами мы расплачиваемся за разные товары, используя при этом разные технологии. Помощником в этих делах для нас выступают банки. Как сделать так, чтобы общение с ними было для нас полезно и не создавало финансовых угроз? Именно об этом данный модуль.
Финансовая грамотность: учебная программа. Модуль «Банки» (10 – 11 классы, СПО)
В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и системы их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических ресурсов.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. Модуль «Банки»
Пособие — финансовая азбука банкира. В нём на доступном для обучающихся уровне рассмотрены основные банковские операции для частных лиц. Для каждого занятия подобраны примеры жизненных ситуаций, типичных для изучаемых тем, а также вопросы для самоконтроля с наиболее экономически оптимальными ответами. Отечественный опыт организации банковского дела дополнен мировым, что позволяет обучающимся сравнивать кредитные, депозитные и расчётные операции в России и за рубежом.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Модуль «Банки»
Методические рекомендации, содержащиеся в пособии, позволяют преподавателю качественно подготовиться к занятию и увеличить степень интерактивности при объяснении нового материала. Приведены примеры групповых и индивидуальных заданий с ответами, тем дискуссий и эссе, практических задач и кейсов.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. Модуль «Банки»
Пособие состоит из четырёх блоков. Первый блок содержит исторические информационные материалы по специфике организации отечественного банковского дела, второй — типичные финансовые задачи с решениями, третий – информационно-просветительские материалы с актуальными аспектами оценки надёжности банков, анализом договоров и др., четвёртый – кейсы по эффективному управлению денежными средствами.
Финансовая грамотность: информационные материалы для родителей по финансовым терминам, используемым в банковской сфере
С целью финансового просвещения родителей обучающихся и привлечения их к активному участию в учебном процессе в пособие включены 2 словаря: словарь общих финансовых терминов, которые надо знать всем клиентам банков, и словарь терминов, связанных с конкретными финансовыми услугами банков.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Модуль «Банки»
В контрольных измерительных материалах представлены тестовые задания, многие из которых предполагают многовариантность ответов. Для нахождения их обучающиеся должны критически проанализировать условия задач, вспомнить изученное, аргументированно представить свою точку зрения.
Рекомендации по внедрению программ повышения финансовой грамотности в образовательную практику общеобразовательной организации с использованием УМК и других образовательных ресурсов, созданных в рамках Проекта Минфина России
Возможности для включения программ повышения финансовой грамотности в образовательную программу общеобразовательной организации
1. Реализация программы самостоятельного курса «Финансовая грамотность» или «Основы финансовой грамотности» в рамках внеурочной деятельности, в качестве факультативного или элективного курса
В соответствии с ФГОС начального, основного и среднего общего образования образовательная программа общеобразовательной организации содержит две части. В рамках второй части (часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений) есть возможность включать во внеурочную деятельность курсы финансовой грамотности, а в 10-11 классах – элективные и факультативные курсы.
Рекомендации по включению программ курсов «Финансовая грамотность» во внеурочную деятельность с использованием УМК:
2. Реализация программ обязательных предметов (в рамках обязательной части основной образовательной программы)
Определенные обязательные предметы содержат в себе ряд тем или модулей по финансовой грамотности.
Таблица 1 Включение тематики финансовой грамотности в обязательные предметы
Предмет | Нач. общее образование | Основное общее образование | Среднее общее образование |
Окружающий мир | Деньги, семейные ресурсы, покупки в магазинах | — | — |
Математика | Простые расчеты покупок, решения бытовых задач | Расчеты простых и сложных процентов (вклады, кредиты;размер заработной платы, налогов и др.) | Сложные финансовые расчеты (кредиты, вклады), решение бытовых финансовых задач |
ОБЖ | — | Элементарная финансовая безопасность при совершении покупок, в том числе через интернет | Финансовая безопасность во всех сферах жизни человека. Защита персональной финансовой информации |
Обществознание | — | Основные понятия финансовой грамотности, финансовое планирование, семейный бюджет. Способы разумного взаимодействия семьи с финансовыми институтами, права потребителя финансовых услуг, способы их защищать. Ведение семейного бюджета | Финансовая грамотность. Основы управления личными (семейными) финансами, формирование личных сбережений, пенс. накоплений. Финансовое планирование; финансовые риски, уплата налогов, инвестирование. Роль, функции и задачи Центрального банка Российской Федерации |
Литература | — | Изучение финансового поведения на примере литературных героев:«Мертвые души»,«Дачники» и др. | Изучение финансового поведения на примере литературных героев:«Анна Каренина»,«Преступление и наказание»,«Вишневый сад» |
География | — | Анализ социально-экономического положения населения России, характеристика уровня доходов, качества жизни | Изучение влияния типа хозяйства, характера государства на уровень благополучия населения разных стран, в том числе через определение уровня фин. грамотности |
Информатика | — | Использование различных компьютерных программ для ведения семейного бюджета, осуществления различных расчетов, в том числе через интернет | Использование различных компьютерных программ для ведения семейного бюджета, осуществления различных расчетов, в том числе через интернет |
Экономика | — | — | Отдельный модуль, посвященный финансовой грамотности, включающий все основные темы |
Право | — | — | Гражданское право в части регулирования правоотношений в сфере оказания услуг финансовыми организациями. Защита прав потребителей финансовых услуг |
Индивидуальный проект | — | — | А) индивидуальный проект по тематике финансовой грамотности Б) финансовое обеспечение расчетов нефинансовых проектов. |
3. Включение тематики финансовой грамотности в программу воспитания и социализации
Б) В рамках образовательных событий общеобразовательной организации (игры, квесты, ярмарки, соревнования по финансовой грамотности как разовые или периодические мероприятия).
Образовательная организация может использовать просветительские материалы, методики и вспомогательные образовательные ресурсы, созданные в рамках проекта Минфина России (материалы и сценарии для проведения мероприятий можно найти на сайтах: вашифинансы.рф; ХочуМогуЗнаю.рф; финлагерь.рф).
4. Реализация дополнительных программ в общеобразовательной организации
В систему дополнительного образования могут быть включены программы кружка «Финансовая грамотность».
В отличие от внеурочной деятельности, в кружках могут обучаться дети из разных классов и дети разного возраста. Так, логично объединять детей начальной школы в одну группу, детей 5-7 классов – в другую, детей 8-9 классов – в третью и 10-11 класс – в четвертую. На одно занятие рекомендуется отводить 30-90 минут, при этом использовать преимущественно интерактивные формы обучения. УМК по финансовой грамотности могут быть использованы для такой работы.
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 3 классов в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 16 часов (2–3 классы).
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Финансовая грамотность: учебная программа. 2 – 3 классы общеобразовательной организации
Программа курса «Финансовая грамотность» составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся – С. Федин). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён учебно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2,3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях.
Предлагаемое пособие поможет учащимся 2 и 3 классов освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В доступной и занимательной форме в пособии изложены начальные базовые понятия из мира финансов, рассказывается об истории денег и о современных деньгах. Дети также узнают, как формируются доходы семьи, на что в семье тратятся деньги и как с умом ими управлять
Пособие содержит методические рекомендации по преподаванию курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах общеобразовательной школы. Для каждого занятия определены цель и ключевой вопрос для обсуждения, описана организация учебной деятельности, приведены ответы к заданиям в рабочей тетради.
В пособие включены задания для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность» для 2 и 3 классов. Это проектные, исследовательские и тестовые задания, практические задачи и кроссворды. Предлагаемый материал позволит педагогам провести проверку знаний, скорректировать методику преподавания, выявить темы, которым необходимо уделить дополнительное внимание.
Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 4 классов
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 классов в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 16 часов (4 класс).
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразовательной организации (начальное общее образование)
Программа курса составлена для 4 класса (авторы материалов для учащихся Ю.Корлюгова, Е.Гоппе). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации
Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразовательной организации
Методические рекомендации включают описание методов преподавания, формы и системы оценивания, краткое тематическое планирование для начальной школы. Для каждого занятия приведены цель изучения, ключевой вопрос для обсуждения на занятии, ссылка на тот или иной учебный материал, жизненные ситуации, отвечающие теме занятия, план занятия и задания для учащихся с ответами. В связи с тем, что курс может изучаться во 2–3 классах или 4 классе, учитель может использовать материал полностью или выбрать отдельные задания в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 классы общеобразовательной организации
Курс имеет практическую направленность и даёт возможность каждому ребёнку получить представление о деньгах, финансах семьи, управлении бюджетом семьи и её взаимодействии с финансовыми институтами. Позитивное отношение родителей к изучению их детьми этого курса и их активное участие в этом процессе будет способствовать реализации учебных целей. В пособии подробно описаны формы взаимодействия родителей с детьми, с учителем. Приведены виды исследовательских и творческих работ, игры, моделирующие жизненные ситуации.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 4 классы общеобразовательной организации
Контрольные измерительные материалы включают разнообразные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.