какие виды мониторинга существуют
Вопрос №92. Виды мониторинга и их характеристика.
Базовый мониторинг выполняет слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний.
Глобальный мониторинг осуществляет слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и ее экосфере, включая все их экологические компоненты (основные материально-энергетические составляющие экологических систем) и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях.
Региональный мониторинг производит слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.
Импактныймониторинг – это мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.
Мониторинг окружающей человека среды осуществляет слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение создающихся критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов (табл. 4).
Реализация мониторинга требует использования достаточно широко развитого математического обеспечения, включающего комплексы математических моделей изучаемых явлений.
Разработка модели конкретного явления или природной системы связана с выбором ее концептуальной структуры и наличия замкнутого пакета машинных программ. Наиболее распространенным типом моделей являются наборы дифференциальных уравнений, отражающие биологические, геохимические и климатические процессы в изучаемой системе. При этом коэффициенты уравнений либо имеют конкретный смысл, либо определяются косвенным образом через аппроксимацию экспериментальных данных.
Моделирование реальной природной системы, в основе которой заложены экспериментальные данные, и проведение над ней многочисленных экспериментов позволяют получить количественные оценки взаимодействий различных компонентов сообществ как в природных системах, так и сформировавшихся в результате вторжения в природную среду хозяйственной деятельности человека.
Глава 1. Основные понятия о мониторинге. Общая структура мониторинга. Классификация видов мониторинга. Системы и службы мониторинга
Е.Г. Язиков, А.Ю. Шатилов
Геоэкологический мониторинг
Учебное пособие для вузов.- Томск, 2003.- 336 с.
Глава 1. Основные понятия о мониторинге. Общая структура мониторинга. Классификация видов мониторинга. Системы и службы мониторинга
1.3. Классификация видов мониторинга
В последние годы наряду с предложенными классификациями можно остановиться на одной из них (Хуторский и др., 1999), в которой классификация мониторинга окружающей среды проводится по следующим признакам:
1) Классификация по наблюдениям за реакцией составляющей биосферы:
2) Классификация по факторам и объектам воздействия мониторинга различных сред:
– атмосферы – приземного слоя и верхней атмосферы, атмосферных осадков;
– гидросферы – поверхностных вод (воды рек, озер и водохранилищ), вод океанов и морей, подземных вод
– литосферы, в том числе почвы.
3) Классификация по масштабам воздействия:
4) Классификация по методам наблюдения:
5) Классификация систем и подсистем (мониторинг по Ю.А. Израэлю):
– и варианты: биоэкологический, геоэкологический, биосферный.
В своей монографии М.С. Панин (2002) приводит классификацию мониторинга, опираясь на фундаментальный труд под редакцией Л.А. Муравья (Экология …, 2000). По объектам наблюдения различают атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д. Существует классификация мониторинга по факторам, источникам и масштабам воздействия (рис. 1.3.1 и табл. 1.3.1).
Рис. 1.3.1. Блок схема системы мониторинга (Экология…, 2000)
Классификация систем (подсистем) мониторинга
Существующие или разрабатываемые системы (подсистемы) мониторинга
Глобальный мониторинг (базовый, региональный, импактный уровни), включая фоновый и палеомониторинг.
Национальный мониторинг (например: Общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения внешней среды).
Межнациональный мониторинг (например: Мониторинг трансграничного переноса загрязняющих веществ).
Реакция основных составляющих биосферы
Биологический мониторинг, включая генетический.
Экологический мониторинг (включая вышеназванные).
Мониторинг антропогенных изменений (включая загрязнение и реакцию на него) в атмосфере, гидросфере, почве, криосфере и биоте.
Факторы и источники воздействия
Мониторинг источников загрязнения.
Ингредиентный мониторинг (например, отдельных загрязняющих веществ, радиоактивных излучений, шумов и т.д.).
Острота и глобальность проблемы
Мониторинг по физическим, химическим и биологическим показателям.
Спутниковый мониторинг (дистанционные методы).
Варианты: биоэкологический, геоэкологический, биосферный мониторинг.
Мониторинг факторов воздействия – мониторинг различных химических загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и разнообразных природных и физических факторов воздействия (электромагнитное излучение, солнечная радиация, шумовые вибрации). Мониторинг источников загрязнений – мониторинг точечных стационарных источников (заводские трубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных (города, поля с внесенными химическими веществами) источников. По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным. По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:
– глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
– базовый (фоновый) – слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
– национальный – мониторинг в масштабе страны;
– региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы;
– локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
– импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах.
Классификация систем мониторинга может основываться и на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим и биологическим показателям, дистанционный мониторинг).
Химический мониторинг – это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ. Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения окружающей среды приоритетными высокотоксичными ингредиентами, представленными в таблице 1.3.2.
Классификация приоритетных загрязняющих веществ и контроль за их содержанием в различных средах (Экология …, 2000)
Классификация и виды мониторинга
1) Локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический) мониторинг. В программу входит наблюдение за изменением в различных сферах содержания загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными или иными неприятными свойствами. Постоянным наблюдениям подвергаются следующие загрязняющие вещества, наиболее опасные для природных экосистем и человека:
· в поверхностных водах – радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бензпирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;
· в атмосферном воздухе – оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бензпирен, азот, фосфор, углеводороды;
· в биоте – тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бензпирен, азот, фософор.
Тщательно исследуют такие вредные воздействия как радиацию, шум, вибрацию, электромагнитные поля и др.
2) Региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) мониторинг. Наблюдение ведется за состоянием крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и др.), где имеется отличия параметров от базового фона в виду антропогенных воздействий. Изучаются трофические связи (биологические круговороты) и их нарушения, оценивается возможность использования ресурсов природных экосистем, конкретных видов деятельности; анализируется характер и количественные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду этих регионов. Например, ведут контроль за состоянием популяций исчезающих видов животных в пределах какого-либо региона и т.д.
3) Глобальный (биосферный, фоновый) мониторинг. Основная задача – обеспечить наблюдение, прогноз и контроль возможных изменений в биосфере в целом. Его называют еще фоновым или биосферным. Объектами глобального мониторинга является атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни человечества. Разработка и контроль глобального мониторинга окружающей среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и всемирной метеорологической организацией (ВМО). Основными целями этой программы является:
· организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
· оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;
· оценка колическтва и распределения загрязенния в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;
· оценка критических проблем, возникших в результате с/х деятельности и землепользования
· оценка реакций наземных экосистем на воздействия окружающей среды;
· оценка загрязнения океана и влияние загрязнений на морские экосистемы;
· создание системы предупреждения о стихийных бедствиях в международном масштабе.
Национальным мониторингом называют систему мониторинга в рамках одного государства. Такая система отличается от глобального мониторинга не только масштабом, но и тем, что основными задачами национального мониторинга являются получение информации и оценка состояния окружающей среды в национальных интересах. В условиях Беларуси создана НСМОС.
4) Космический мониторинг. При выполнении работ по программе глобального мониторинга особое внимание уделяют наблюдением за состоянием природной среды из космоса. Космический мониторинг позволяет получить уникальную информацию о функционировании экосистем, как на региональном, так и на глобальном уровне. По сравнению с другими видами мониторинга космический мониторинг имеет ряд преимуществ. Так, например, с его помощью возможно оперативно получить информацию о природной среде с больших территорий Земли, что особенно важно при возникновении ураганов, наводнений и других стихийных бедствий. Чрезвычайно важным является создание системы космического мониторинга лесных пожаров для малозаселенных пространств.
5) Биологический мониторинг. Основной задачей биологического мониторинга является определение состояния биотической составляющей биосферы и ее реакции на антропогенное воздействие. Биологический мониторинг включает мониторинг живых организмов – популяций (по числу, биомассе, плотности и другим признакам), подверженных различным воздействиям. В этой подсистеме мониторинга целесообразно выделить следующие наблюдения:
а) за состоянием здоровья человека, воздействием на него среды (медико-биологический мониторинг);
б) за наиболее чувствительными к данному виду воздействия (или комплексу воздействий) популяциями (например, растительности к воздействию двуокиси серы) или за «критическими» популяциями по отношению к данному воздействию (например, зоопланктона в Байкале к сбросам целлюлозных предприятий).
Особое место в биологическом мониторинге занимает генетический мониторинг (наблюдение за возможными наследственными изменениями у различных популяций).
Очень значимым с точки зрения практических действий при организации мониторинга в любых масштабах, с любыми целями является мониторинг загрязняющих веществ и других факторов воздействия в различных средах.
Мониторинг в различных средах (различных сред) включает:
· мониторинг приземного слоя атмосферы и верхней атмосферы;
· мониторинг литосферы (в первую очередь почвы).
Не менее важной с практической точки зрения представляется классификация систем мониторинга по факторам и источникам воздействия.
1) Мониторинг факторов воздействия – мониторинг различных загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и других факторов воздействия (электромагнитное излучение, тепло, шумы). Здесь, в первую очередь, мониторингу должны быть подвергнуты наиболее вредные факторы: токсичные вещества, наиболее стойкие и подвижные, имеющие токсичные дочерние продукты, образующиеся при распаде и превращениях, и опасные при воздействии в сочетании с другими веществами.
2) Мониторинг источников воздействия – среди источников воздействия, и в первую очередь загрязнений, следует выделить:
а) точечные стационарные источники (заводские трубы);
б) точечные подвижные источники (транспорт);
в) пространственные источники (города, поля с внесенными химическими веществами).
Операционный мониторинг (мониторинг производственного процесса) включает в себя наблюдение за параметрами технологического процесса для подтверждения того, что показатели деятельности природопользователя находятся в диапазоне, который считается целесообразным для его надлежащей проектной эксплуатации и соблюдения условий технологического регламента данного производства. Содержание операционного мониторинга определяется природопользователями.
Методический материал. «Виды мониторинга»
Мониторинг в образовании –система организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития
Отличие мониторинга от контроля:
Объектами мониторинга выступают различные уровни образования, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Мониторинг качества образования является важнейшим условием повышения эффективности управления системой образования. Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях реформы школы, обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, обостряющихся проблем доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки учащихся.
Мониторинг в той или иной мере существовал в системе школьного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и инспекторские проверки.
Организация мониторинга возможна лишь на базе отработанной стандартной методики получения и анализа информации о состоянии знаний и умений учащихся. С этой целью необходимо совершенствовать мониторинг качества обучения посредством развития федеральной системы тестирования.
Основная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования
К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей качества образования, инструментарий, базы данных для накопления информации, методики анализа, переработки и интерпретации информации.
Составные части мониторинга
Получение и накопление информации
Принципы построения мониторинга: 1) полнота данных; 2) неизбыточности данных; 3) эффективности данных; 4) целостности данных; 5) совместного использования данных разными специалистами; 6) простоты работы с данными; 7) секретности личных данных.
В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:
1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);
2-й уровень – внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени);
3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).
2. Виды мониторинга
Классификация видов мониторинга . В основу классификации видов мониторинга могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его основные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др.
Чаще всего классификация видов мониторинга проводится в соответствии с его основными функциями: информационной, диагностической, сравнительной и прогностической.
Информационный мониторинг . Проведение информационного мониторинга нацелено на сбор, накопление, анализ, интерпретацию данных. Анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер. Отличительной чертой информационного мониторинга является отсутствие анализа, сопоставления результатов мониторинга на различных уровнях управления качеством образования. В рамках информационного мониторинга анализ направлен, на выявление степени согласованности данных с некоторыми нормами и стандартами.
Например, анализ данных мониторинга аттестационного тестирования выпускников школ нацелен на установление соответствия учебных достижений выпускников требованиям ГОС. При анализе таких данных следует принимать во внимание средние размеры классов по школам внутри района, количество учащихся, приходящихся на одного преподавателя в школе, ежегодные расходы на учебные материалы, размер библиотечных фондов, данные о квалификации преподавателей в школах, число сотрудников вспомогательного состава и т.д.
Диагностический мониторинг . Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различными темами или разделами учебного плана большинство учащихся. Преподаватели выявляют проблемы усвоения учебного материала и осуществляют деятельность по диагностическому мониторингу на уровне класса. В районе диагностические системы мониторинга нацелены на определение отдельных слабо усвоенных умений и навыков;
Сбор данных для диагностического мониторинга обычно проводится с помощью педагогических измерений. В качестве основного инструментария используются корректирующие критериально-ориентированные тесты, которые сопровождаются диагностическими тестами для установления причин пробелов в усвоении учебного материала.
Данные диагностического мониторинга не используют для проведения сравнений между школами или районами.
В сравнительном мониторинге обычно используют количественные шкалы, стандартизированные тесты учебных достижений и профессионально разработанные анкеты для сбора дополнительной информации о факторах, находящихся вне деятельности школ, но существенно влияющих на результаты их образовательной деятельности.
Проведение сравнительного мониторинга нередко включает измерения входных данных и итоговых результатов обучения, поскольку многие из них значимо влияют на итоговые учебные достижения учащихся. Межшкольные, межрайонные или межрегиональные сравнения стимулируют соревнование и мотивируют педагогов к улучшению образовательного процесса.
Наибольшие трудности при проведении сравнительного мониторинга связаны со сбором дополнительной информации по ряду показателей, находящихся вне сферы влияния школ, но требующих учета при проведении межшкольных, межрайонных и других сравнений. Прогностический мониторинг. Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и негативных тенденций в развитии образовательных систем. Он очень важен для решения управленческих задач в образовании, связанных с формированием социального заказа и соответствующих потенциалу системы образования.
Опыт реформирования в образовании показал, что стратегические решения зачастую приходится принимать в условиях отсутствия необходимой информации, в результате не учитываются все возможные последствия проводимых нововведений и преобразований. Примером тому может служить предоставление образовательным учреждениям права на оказание платных (услуг, которое, с одной стороны, сыграло положительную роль а с другой — имело негативные, неучтенные последствия. В частности оно способствовало коммерциализации общего образования, расширению практики использования денежных средств родителей.
Рассмотренные виды мониторинга редко встречаются в практике образования в чистом виде. Их выделение имеет смысл для описания требований к проведению, обеспечивающих корректность сбора, анализа и интерпретации данных. Как правило, в образовании проводят комплексный мониторинг, сочетающий в различных пропорциях перечисленные выше виды.
Показатели эффективности мониторинга
-Повышение информированности администрации школы
-Тенденция к повышению педагогического мастерства учителя
-Повышение качества обучения
-Наличие в школе банка диагностических работ по всем предметам и результатов мониторинговых работ
КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ МОНИТОРИНГА?
КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ МОНИТОРИНГА?
Как вы уже знаете, мониторинг бывает внешний и внутренний. Внутренний мониторинг производится силами команды исполнителей проекта, внешний предусматривает контроль сторонними наблюдателями либо организациями, в том числе финансирующими, государственными и вышестоящими органами.
Кроме этого, виды мониторинга могут быть определены в соответствии с логикой построения ЛСС: от общей цели через цель проекта к видам деятельности, при условии выполнения допущений, при которых возможно осуществление деятельности. В соответствии с этой классификацией можно выделить:
• Мониторинг ресурсов / деятельности
В основном его цель – отследить использование ресурсов, таких, как:
– Финансы (Какая сумма была потрачена на (канцтовары, стройматериалы, закупку продуктов и так далее) в отрезок времени с… по.). Информация представляет интерес в первую очередь для бухгалтерского учета.
– Оборудование (Сколько дней в месяц используется оборудование? Какова загрузка оборудования и т.д.). Касается вопросов аренды, приобретения и эксплуатации необходимого оборудования.
– Материалы: сколько какого материала требуется для осуществления деятельности; сколько цемента надо на заливку фундамента; сколько продуктов необходимо на приготовление обедов на N человек в день и какими они должны быть.). Показатели могут относиться как к количественным, так и качественным характеристикам материалов.
– Человеческие ресурсы (Сколько человек приняли участие в мероприятии.). Если же вопрос касается оценки трудозатрат, как правило, емкость ресурса оценивается в человеко-днях.
Мониторинг результатов должен показать, что конкретно было сделано для целевой группы за время работы проекта. В данный момент ответственное лицо не интересует произведенный эффект, только «голая» статистика.
Например, если в рамках программы борьбы со СПИДом распространялись презервативы среди представителей целевой группы, то в данный момент ответственное лицо интересует только количество розданных средств гигиены.
• Мониторинг воздействия (уровень цели проекта)
Мониторинг воздействия предполагает получение обратной связи от целевой группы в прямом или косвенном виде. Часто измерить степень проведенного воздействия на целевую группу бывает сложно, тогда в ход идут косвенные показатели.
Например, если в рамках программы борьбы с распространением СПИДом среди представителей целевой группы распространялись презервативы, мы не можем прямо измерить эффективность от их применения. Однако, при отсутствии других одновременно действующих проектов в той же сфере, мы можем проследить общую статистику роста количества презервативов, приобретенных в аптеках и магазинах, и сделать выводы на основании косвенного показателя.
• Мониторинг влияния или эффекта (уровень общей цели)
Этот вид мониторинга должен определить тот эффект, который будет получен в результате осуществления деятельности. В отличие от процесса проведения оценки проекта, когда мы рассматриваем ожидаемый эффект, здесь мы оцениваем все изменения в поведении целевой группы – положительные, отрицательные, и даже связанные с результатом косвенно.
В рамках той же программы борьбы с распространением СПИДом мы можем обнаружить, что кроме использования предохранительных средств в поведении представителей целевой группы наметились определенные изменения, например, становится все более популярной идея воздержания.
У проекта всегда есть окружение – весь мир вокруг, и этот мир влияет на деятельность в рамках проекта. К категории показателей мониторинга окружения, как правило, относятся показатели, которые отвечают за анализ допущений.
Например, если для осуществления некоторой стадии проекта нам необходимы определенные погодные условия, мы должны регулярно отслеживать прогноз погоды, чтобы вовремя внести изменения в разработанный план действий.
Мониторинг деятельности и результатов, как правило, состоит в получении информации, производимой внутри организации. В процессе осуществления мониторинга влияния и окружения, получаемая информация, как правило, существует вне организации. Для осуществления такого вида мониторинга часто приходится подбирать косвенные показатели, поскольку размер целевой группы может быть очень большим либо измерение прямого показателя может быть дорогостоящим или занимать много времени. Такие показатели надо использовать с осторожностью, поскольку они могут значительно исказить требуемую информацию.
Итак, мониторинг может быть внутренним и внешним. Схема мониторинга может разрабатываться исходя из логики проекта в целом, и для каждого элемента логикоструктурной схемы могут быть определены соответствующие показатели. Также при разработке схемы мониторинга надо учитывать специфику тех показателей, которые производятся внутри организации, и тех, которые будут получаться извне.
Читайте также
КАКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ КАПИТАЛОМ ВЕРНЫ, А КАКИЕ НЕТ
КАКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИИ КАПИТАЛОМ ВЕРНЫ, А КАКИЕ НЕТ Управление капиталом — это 90% игры. Менеджмент денежными ресурсами — это самый важный аспект в торговле, когда дело доходит до основного момента. Ларри Вилльямс превратил 10.000 долларов в 1.1 миллиона долларов
5.6. Адаптация финансового мониторинга
5.6. Адаптация финансового мониторинга Главное, что руководству высокотехнологичных кредитных организаций целесообразно учитывать при адаптации осуществления процесса ФМ к условиям электронного банкинга, это то, что применение таких технологий радикально изменяет
1.2.2. Общие принципы мониторинга. Техника интервьюирования при проверке залога и подписании актов мониторинга
1.2.2. Общие принципы мониторинга. Техника интервьюирования при проверке залога и подписании актов мониторинга Вышеприведенный анализ мониторинга основных типов залога не охватывал единых принципов мониторинга. В данном разделе эта нехватка информации
Процедура мониторинга
Процедура мониторинга Основной целью мониторинга является оценка полноты, правильности и своевременности выполнения плана мероприятий. Исходя из этого, если план мероприятий отсутствует, то отсутствуют и основания для проведения мониторинга. Во многих случаях
1.2. Инвестиции – какими они бывают
1.2. Инвестиции – какими они бывают Классификацию инвестиций можно разбить на несколько групп: по объекту инвестирования, по срокам инвестирования, по видам вложений и по форме собственности. Так же группировать виды инвестиций можно по территориям, отраслям, источникам
КАКИЕ БЫВАЮТ ИННОВАЦИИ?
КАКИЕ БЫВАЮТ ИННОВАЦИИ? Инновации принято подразделять на две категории: технологические и нетехнологические. К инновациям технологической категории относятся изменения, касающиеся средств, методов, технологий производства. Нетехнологические инновации – это
Какие бывают названия
Какие бывают названия При выборе ресторана учитывается его будущее местоположение, потенциальные посетители, категория, например элитность, специфика, одновременно определяется его будущий желаемый имидж.Что касается общих принципов выбора наименования ресторана,
6.2. Какие виды налогов бывают. Ликбез для руководителя
6.2. Какие виды налогов бывают. Ликбез для руководителя 6.2.1. Категории налогоплательщиков Государству необходимо обеспечивать государственные нужды и необходимые для этого деньги государство собирает с общества. Система сбора и распределение денег называется
9.1. Какие сайты бывают? Классификация сайтов
9.1. Какие сайты бывают? Классификация сайтов Возможно, Вы не новичок и уже имеете свою страничку в Интернете… Но, это ничего не меняет: Вам нужна не личная страница, а сайт, который будет представлять Ваш бизнес – проект, Вашу компанию, Ваше дело. Интернет – пространство
Какие дома продаются быстро? Какие медленно? Почему?
Какие дома продаются быстро? Какие медленно? Почему? Например, дома в некоторых восточных районах Москвы продаются медленно, потому что экологическая обстановка там осложнена частыми западными ветрами, несущими с собой вредные вещества со всего города.Медленно
Цены бывают разные
Цены бывают разные Специалисты различают несколько видов цены: цена предложения, цена спроса и реальная цена сделки.Продавец всегда хочет продать подороже, покупатель – купить подешевле. Продавец выставляет цену предложения, покупатель называют свою – цену спроса.
194. Какие личные качества бизнес-тренера полезны для работы, а какие могут помешать?
194. Какие личные качества бизнес-тренера полезны для работы, а какие могут помешать? Я бы выделил три полезных качества: чувство юмора, харизму и коммуникабельность.Пожалуй, лучший бизнес-тренер из тех, которых я встречал, – Радислав Гандапас. Невероятное чувство юмора,
Какие виды заработной платы?
Какие виды заработной платы? Уровень заработной платы в сфере связей с общественностью относительно высок. Это утверждение справедливо для всех уровней организационной лестницы, от начинающих и до высшего руководства. Устойчивый рост доходов по мере приобретения
Какие обязательства вас связывают? Какие стремления вами движут? Чего вы хотите добиться?
Какие обязательства вас связывают? Какие стремления вами движут? Чего вы хотите добиться? Иногда E начинает самоутверждаться, забывая о миссии компании – потребностях, которые она призвана удовлетворять в ближайшей и долгосрочной перспективе.Этой ловушки не избежал и я
Глава 9 Какие виды полученного вами обучения и развития вы находите наиболее полезными и интересными?
Глава 9 Какие виды полученного вами обучения и развития вы находите наиболее полезными и интересными? Я рассчитывала, что этот вопрос даст мне информацию о том, кто был хорошим тренером: с точки зрения предложенных тем, чем именно понравился тот или иной тренинг, кто
Какие бывают клиенты
Какие бывают клиенты Существуют различные типы списков, и следует понимать, чем они отличаются друг от друга. Зачастую, когда речь заходит о списках, люди оглашают цифру: «У меня есть 30 000 адресов!» Но подобное утверждение ни о чем толком не говорит. Давайте рассмотрим