какие виды мониторинга выделяют по целям
Методический материал. «Виды мониторинга»
Мониторинг в образовании –система организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития
Отличие мониторинга от контроля:
Объектами мониторинга выступают различные уровни образования, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Мониторинг качества образования является важнейшим условием повышения эффективности управления системой образования. Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях реформы школы, обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, обостряющихся проблем доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки учащихся.
Мониторинг в той или иной мере существовал в системе школьного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и инспекторские проверки.
Организация мониторинга возможна лишь на базе отработанной стандартной методики получения и анализа информации о состоянии знаний и умений учащихся. С этой целью необходимо совершенствовать мониторинг качества обучения посредством развития федеральной системы тестирования.
Основная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования
К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей качества образования, инструментарий, базы данных для накопления информации, методики анализа, переработки и интерпретации информации.
Составные части мониторинга
Получение и накопление информации
Принципы построения мониторинга: 1) полнота данных; 2) неизбыточности данных; 3) эффективности данных; 4) целостности данных; 5) совместного использования данных разными специалистами; 6) простоты работы с данными; 7) секретности личных данных.
В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:
1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);
2-й уровень – внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени);
3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).
2. Виды мониторинга
Классификация видов мониторинга . В основу классификации видов мониторинга могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его основные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др.
Чаще всего классификация видов мониторинга проводится в соответствии с его основными функциями: информационной, диагностической, сравнительной и прогностической.
Информационный мониторинг . Проведение информационного мониторинга нацелено на сбор, накопление, анализ, интерпретацию данных. Анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер. Отличительной чертой информационного мониторинга является отсутствие анализа, сопоставления результатов мониторинга на различных уровнях управления качеством образования. В рамках информационного мониторинга анализ направлен, на выявление степени согласованности данных с некоторыми нормами и стандартами.
Например, анализ данных мониторинга аттестационного тестирования выпускников школ нацелен на установление соответствия учебных достижений выпускников требованиям ГОС. При анализе таких данных следует принимать во внимание средние размеры классов по школам внутри района, количество учащихся, приходящихся на одного преподавателя в школе, ежегодные расходы на учебные материалы, размер библиотечных фондов, данные о квалификации преподавателей в школах, число сотрудников вспомогательного состава и т.д.
Диагностический мониторинг . Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различными темами или разделами учебного плана большинство учащихся. Преподаватели выявляют проблемы усвоения учебного материала и осуществляют деятельность по диагностическому мониторингу на уровне класса. В районе диагностические системы мониторинга нацелены на определение отдельных слабо усвоенных умений и навыков;
Сбор данных для диагностического мониторинга обычно проводится с помощью педагогических измерений. В качестве основного инструментария используются корректирующие критериально-ориентированные тесты, которые сопровождаются диагностическими тестами для установления причин пробелов в усвоении учебного материала.
Данные диагностического мониторинга не используют для проведения сравнений между школами или районами.
В сравнительном мониторинге обычно используют количественные шкалы, стандартизированные тесты учебных достижений и профессионально разработанные анкеты для сбора дополнительной информации о факторах, находящихся вне деятельности школ, но существенно влияющих на результаты их образовательной деятельности.
Проведение сравнительного мониторинга нередко включает измерения входных данных и итоговых результатов обучения, поскольку многие из них значимо влияют на итоговые учебные достижения учащихся. Межшкольные, межрайонные или межрегиональные сравнения стимулируют соревнование и мотивируют педагогов к улучшению образовательного процесса.
Наибольшие трудности при проведении сравнительного мониторинга связаны со сбором дополнительной информации по ряду показателей, находящихся вне сферы влияния школ, но требующих учета при проведении межшкольных, межрайонных и других сравнений. Прогностический мониторинг. Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и негативных тенденций в развитии образовательных систем. Он очень важен для решения управленческих задач в образовании, связанных с формированием социального заказа и соответствующих потенциалу системы образования.
Опыт реформирования в образовании показал, что стратегические решения зачастую приходится принимать в условиях отсутствия необходимой информации, в результате не учитываются все возможные последствия проводимых нововведений и преобразований. Примером тому может служить предоставление образовательным учреждениям права на оказание платных (услуг, которое, с одной стороны, сыграло положительную роль а с другой — имело негативные, неучтенные последствия. В частности оно способствовало коммерциализации общего образования, расширению практики использования денежных средств родителей.
Рассмотренные виды мониторинга редко встречаются в практике образования в чистом виде. Их выделение имеет смысл для описания требований к проведению, обеспечивающих корректность сбора, анализа и интерпретации данных. Как правило, в образовании проводят комплексный мониторинг, сочетающий в различных пропорциях перечисленные выше виды.
Показатели эффективности мониторинга
-Повышение информированности администрации школы
-Тенденция к повышению педагогического мастерства учителя
-Повышение качества обучения
-Наличие в школе банка диагностических работ по всем предметам и результатов мониторинговых работ
Глава 1. Основные понятия о мониторинге. Общая структура мониторинга. Классификация видов мониторинга. Системы и службы мониторинга
Е.Г. Язиков, А.Ю. Шатилов
Геоэкологический мониторинг
Учебное пособие для вузов.- Томск, 2003.- 336 с.
Глава 1. Основные понятия о мониторинге. Общая структура мониторинга. Классификация видов мониторинга. Системы и службы мониторинга
1.3. Классификация видов мониторинга
В последние годы наряду с предложенными классификациями можно остановиться на одной из них (Хуторский и др., 1999), в которой классификация мониторинга окружающей среды проводится по следующим признакам:
1) Классификация по наблюдениям за реакцией составляющей биосферы:
2) Классификация по факторам и объектам воздействия мониторинга различных сред:
– атмосферы – приземного слоя и верхней атмосферы, атмосферных осадков;
– гидросферы – поверхностных вод (воды рек, озер и водохранилищ), вод океанов и морей, подземных вод
– литосферы, в том числе почвы.
3) Классификация по масштабам воздействия:
4) Классификация по методам наблюдения:
5) Классификация систем и подсистем (мониторинг по Ю.А. Израэлю):
– и варианты: биоэкологический, геоэкологический, биосферный.
В своей монографии М.С. Панин (2002) приводит классификацию мониторинга, опираясь на фундаментальный труд под редакцией Л.А. Муравья (Экология …, 2000). По объектам наблюдения различают атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д. Существует классификация мониторинга по факторам, источникам и масштабам воздействия (рис. 1.3.1 и табл. 1.3.1).
Рис. 1.3.1. Блок схема системы мониторинга (Экология…, 2000)
Классификация систем (подсистем) мониторинга
Существующие или разрабатываемые системы (подсистемы) мониторинга
Глобальный мониторинг (базовый, региональный, импактный уровни), включая фоновый и палеомониторинг.
Национальный мониторинг (например: Общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения внешней среды).
Межнациональный мониторинг (например: Мониторинг трансграничного переноса загрязняющих веществ).
Реакция основных составляющих биосферы
Биологический мониторинг, включая генетический.
Экологический мониторинг (включая вышеназванные).
Мониторинг антропогенных изменений (включая загрязнение и реакцию на него) в атмосфере, гидросфере, почве, криосфере и биоте.
Факторы и источники воздействия
Мониторинг источников загрязнения.
Ингредиентный мониторинг (например, отдельных загрязняющих веществ, радиоактивных излучений, шумов и т.д.).
Острота и глобальность проблемы
Мониторинг по физическим, химическим и биологическим показателям.
Спутниковый мониторинг (дистанционные методы).
Варианты: биоэкологический, геоэкологический, биосферный мониторинг.
Мониторинг факторов воздействия – мониторинг различных химических загрязнителей (ингредиентный мониторинг) и разнообразных природных и физических факторов воздействия (электромагнитное излучение, солнечная радиация, шумовые вибрации). Мониторинг источников загрязнений – мониторинг точечных стационарных источников (заводские трубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных (города, поля с внесенными химическими веществами) источников. По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным. По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:
– глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;
– базовый (фоновый) – слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;
– национальный – мониторинг в масштабе страны;
– региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы;
– локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
– импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах.
Классификация систем мониторинга может основываться и на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим и биологическим показателям, дистанционный мониторинг).
Химический мониторинг – это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ. Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения окружающей среды приоритетными высокотоксичными ингредиентами, представленными в таблице 1.3.2.
Классификация приоритетных загрязняющих веществ и контроль за их содержанием в различных средах (Экология …, 2000)
Виды и организация мониторинга
Обеспечение должного качества производственного процесса достигается благодаря объективной информации о функционировании и развитии всех элементов производственной системы, получаемой в мониторинговом режиме.
В разных видах человеческой деятельности издавна применяется наблюдение, как особый способ познания, основанный на относительно длительном, целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности. Блестящие образцы организации наблюдений за природной средой были даны еще в первом веке нашей эры. Тридцать семь томов «Естественной истории» Гая Секунда Плиния (старшего) содержат сведения по астрономии, физике, географии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, истории. Они стали наиболее полной энциклопедией вплоть до эпохи средневековья. Много позднее, в XX веке, в науке возник термин мониторинг для обозначения повторных целенаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами окружающей среды в пространстве и времени.
1. Сферы применения мониторинга
Выделяют несколько оснований для классификации систем мониторинга:
1. По областям применения (в экологии и биологии, медицине, экономике и бизнесе, в промышленности и образовании).
2. По средствам проведения (бывает мониторинг педагогический, психологический, социологический, медицинский, демографический).
3. По способам сбора информации:
o первая группа включает те его виды, при которых возможно непосредственное описание объектов без каких-либо измерений;
o четвертая группа включает виды, при которых измерение проводится опосредованно, с привлечением технологий научного исследования, использованием особо оговоренных систем критериев и показателей.
Другими источниками для классификаций могут стать данные о потенциальных пользователях, способах распространения информации, времени реализации, широте охвата.
2. Виды мониторинга
2.1 Виды мониторинга по целям
Информационный предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.
Базовый выявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления.
Проблемный позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем, известных и насущных в плане управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих в зависимости от задач:
· проблемный функционирования представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или проблеме; его применение не ограничено временными рамками;
Управленческий имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений. Для системы образования этот вид мониторинга может быть расширен путем исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение систем оценок для определения динамики, качества влияния внешних или внутренних факторов.
2.2 Виды мониторинга по основаниям экспертизы
Динамический: основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.
Конкурентный: выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем.
Сравнительный: в качестве основания выступают результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня.
Комплексный: используется несколько оснований для экспертизы.
Безосновной: предметом анализа являются результаты, полученные в одном исследовании. Такой способ не может быть корректным, но существует, порождая массу ошибок и недоразумений.
3. Организация мониторинга
К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.
3. 2 Факторы и условия
При проведении измерений в системах результаты часто оказываются смещенными, искаженными, неверно или неточно отражающими реальное состояние дел. Ниже приведен перечень факторов, знание которых необходимо при организации мониторинга и анализе его результатов.
Они могут быть условно разбиты на четыре группы (по Г.П. Щедровицкому):
· контролируемые при проведении измерения;
· контролируемые при определенных условиях;
· неконтролируемые, но учитываемые;
· неконтролируемые и неучитываемые.
2. Профессионализм и подготовленность специалистов. Это фактор, контролируемый при проведении обследования. Процесс измерения разбивается, как правило, на несколько этапов: создание инструментария, проведение измерения, интерпретация результатов, подготовка рекомендаций, которые могут быть реализованы разными специалистами.
4. Статистическая регрессия: вариант искажения результатов в процессе проведения обследования подробно описан Кэмпбеллом.
5. Цикличность. Социальные процессы носят ярко выраженный цикличный характер, поэтому, занимаясь социальными измерениями, необходимо учитывать и эти факторы.
7. Значимость индикатора и его смещение. В том случае, если существует индикатор, значимый для испытуемых (и он им известен), указанный индикатор испытывает неосознанное или осознаваемое воздействие со стороны испытуемых и начинает смещаться.
8. Нарушение в информационных потоках. Проводя измерения в социальных системах, мы априори предполагаем, что объект измерения обладает какой то значимой информацией, специальное знакомство с которой при измерении не предполагается. Но может быть так, что часть этой информации отсутствует или владение ею недостаточно.
9. Различные мотивации участников в естественных условиях. При изучении социальных систем достаточно привлекательной выглядит возможность получения информации в естественных условиях. Однако часто оказывается, что одни и те же действия, реализуемые в ситуациях управления, осуществляются с неодинаковыми целями.
10. Эффект повторного измерения. Если какое-либо задание уже выполнялось, это скажется при его повторении. Вопрос том, при каких условиях мы можем считать такие влияния достаточно малыми с точки зрения их воздействия на конечный результат измерения.
11. Изменения группы под влиянием отношений окружающих, вызванных экспериментальным воздействием. Попадая в те или иные экспериментальные условия, люди начинают оценивать свое положение относительно тех, кто в такие условия не попал. Если эти оценки активно поддерживаются окружением и референтными окружающими, то у представителей этой группы начинает вырабатываться иная система оценивания.
12. Групповая фальсификация результатов. Методологии классического эксперимента знает ситуацию, когда респонденты договариваются, какие оценки будут давать. Эта достаточно редкая ситуация возникает, когда нет непосредственного личного взаимодействия между «объектом» измерения и тем, кто его проводит.
13. Изменение группы в процессе проведения эксперимента. Эти изменения могут носить как случайный, так и систематический характер. Они могут быть естественными и спровоцированными.
14. Естественное развитие. В процессе эксперимента происходит естественное развитие как всей группы, так и ее отдельных членов. Причем чем меньше дети, тем динамика их развития больше.
15. Разные события для разных групп. Экспериментальные или сравнительные группы, отобранные для измерения, проживают собственную жизнь, наполненную событиями, определяющими процесс групповой динамики, и протекающую вне временной и территориальной зон эксперимента. Существует опасность, что различные воздействия в межэксперментальный период вызовут различные смещения оценок.
16. Различия во внутренней жизни групп. Кроме внешних событий, которые могут оказать существенное влияние на результаты, существует и объективные закономерности жизни группы, связанные с ее морфологией и определяющие качественные изменения, различные в каждом конкретном случае.
17. Различия в скорости протекания внутригрупповых процессов. Экспериментальное или управленческое воздействия на ту или иную группу могут дать одинаковый эффект. В одних группах он может проявиться быстро, и, соответственно, его можно зафиксировать. Другие группы преодолевают достаточно длительный период адаптации, прежде чем появится эффект, на который рассчитывали инициаторы воздействия. Существует реальная опасность зафиксировать отсутствие эффекта, хотя он еще просто не проявился.
18. Условия, вызывающие реакцию на эксперимент. Реальные изменения, наблюдаемые в условиях и вне эксперимента, могут оказаться неэквивалентными.
19. Интерференция воздействий возникает, когда один и тот же испытуемый подвергается различным воздействиям, разнесенным по времени.
20. Синергизм. В случае совместного проявления некоторых воздействий, одно из которых может носить естественный, а другое экспериментальный (отслеживаемый) характер, эффект может значительно превзойти предполагаемые и вероятные эффекты каждого из них. При этом существует опасность восприятия эксперимента как неудавшегося, поиск ошибок или третьего воздействия.
21. Компенсаторность. Один эффект может компенсировать другой: два или несколько воздействий, проявляясь одновременно, могут скомпенсировать эффект, который вызывается иными событиями. Примером повышение субъективных оценок уровня удовлетворенности заработной платой при наличии дополнительных возможностей для творчества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Монография А.Н. Майорова «Мониторинг в образовании» (СПб., 2002) (Разделы I, II, III, IV, V, VII);
2. М.И. Иродова, Т.А. Степановой, О.Ф. Рожковой, В.В. Юдина «Использование системы мониторинга для управления НПО в условиях рынка» (Ярославль, 2004 г.) (Разделы V, VI);
Классификация видов мониторинга
Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления (рис. 14):
• наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;
• оценку фактического состояния окружающей среды и уровня ее загрязнения;
• прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.
Различают несколько видов мониторинга. По территориальному признаку выделяют локальный, региональный и глобальный (биосферный) мониторинга. По используемым методам – наземный, авиационный и космический. По методам исследований – химический, биологический, физический и др.
Локальный мониторингобычно ведут применительно к отдельным объектам, например, лесным, водным, горным, которые чаще всего подвержены интенсивным антропогенным воздействиям. Его конечная цель состоит в обеспечении такой стратегии хозяйствования, при которой концентрации приоритетных загрязняющих веществ антропогенного происхождения не выходят за допустимые пределы (ПДК). Разновидность локального – импактный мониторингосуществляется, как правило, в особо опасных зонах и местах.
|
Рис. 14. Схема мониторинга
Региональный мониторинг– слежение за процессами и явлениями в пределах значительного по площади района, который обычно отличается от соседних по природным условиям. Это, например, природные зоны, ландшафтные комплексы, рекреационные территории вокруг городов и т. п.
Глобальный мониторингпроводится с целью получения информации о биосфере в целом или об отдельных биосферных процессах, в частности, изменении климата, состоянии озонного экрана и т. п. Конкретные цели глобального мониторинга, а также его объекты определяются в ходе международного сотрудничества в рамках различных международных соглашений и деклараций.
Известно, что антропогенные изменения развиваются, в отличие от природных, гораздо быстрее и последствия их весьма опасны, поскольку они могут стать необратимыми. Поэтому важно иметь информацию об исходном состоянии изучаемого объекта до начала антропогенного воздействия. В случае невозможности получения такой информации (что часто имеет место на практике), она может быть реконструирована (смоделирована) по имеющимся данным, полученным за относительно большой промежуток времени. Это может быть сделано, например, по результатам наблюдения за составом ледников, состоянием древесных колей, которые относятся к периоду, предшествовавшему началу заметного антропогенного воздействия, а также по данным, полученным в местах, удаленных от источника загрязнения. В этом случае проводится фоновый мониторинг,или мониторинг фонового загрязнения ОС. Укажем, что природный фон – естественная концентрация или степень воздействия природных веществ и других агентов на что-либо.
Ныне создана мировая сеть станций фонового мониторинга, которая охватывает все типы экосистем: наземные (лесные, степные, пустынные, высокогорные) и водные (морские и пресноводные). Эта работа осуществляется под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). На территории России в 11 биосферных заповедниках расположены станции комплексного фонового мониторинга; они являются частью глобальной международной наблюдательной сети.
Наземный мониторингпроводится, во-первых, для уточнения данных, полученных с космических или авиационных аппаратов, а во-вторых, для наблюдений, которые не могут быть осуществлены другими методами. К таковым, например, может быть отнесено определение физических или химических параметров приземного слоя воздуха и почв, растительности или вод. При этом часто используют живые организмы – биоиндикаторы.Например, по покраснению хвойных иголок можно судить о содержании в атмосферном воздухе кислых газов (SО2). Отдельные виды лишайников используют как показатели присутствия определенных загрязняющих веществ.
Авиационный мониторингориентирован на региональные или локальные явления. Например, он широко используется в целях инвентаризации лесов, выявления площадей, пораженных пожарами, промышленными загрязнениями, вредителями.
Космический мониторингпозволяет составить представление об отдельных изменениях в биосфере, которые при других методах не выявляются.
Первый экологический искусственный спутник Земли (ИСЗ) «Космос-1906» был запущен в конце 1987 г. Программа полета таких ИСЗ предусматривает получение и обработку данных дистанционного зондирования Земли, выполнение съемок ряда территорий СНГ, Антарктиды и Мирового океана. На основе космической информации ведутся планомерные широкомасштабные исследования природных ресурсов, окружающей среды, изучаются результаты воздействия на нее хозяйственной деятельности.
Единая государственная система экологического мониторинга Россиисоздана с целью наблюдения за происходящими в ОПС физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствия его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.
В зависимости от принципа классификации имеются различные системы мониторинга (табл. 9).
Наиболее универсальным является комплексный экологический мониторинг окружающей среды.
Комплексный экологический мониторингокружающей среды – это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки их фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов.
При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды: а) проводится постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем; б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
Классификация систем (подсистем) мониторинга
| Существующие или разрабатываемые системы (подсистемы) мониторинга |
Универсальные системы | Глобальный мониторинг (базовый, региональный, импактный уровни), включая фоновый и палеомониторинг. Национальный мониторинг (например, общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения внешней среды). Межнациональный мониторинг (например, мониторинг трансграничного переноса загрязняющих веществ) |
Реакция основных составляющих биосферы | Геофизический мониторинг. Биологический мониторинг, включая Генетический. Экологический мониторинг (включающий вышеназванные) |
Различные сферы | Мониторинг антропогенных изменений (включая загрязнения и реакцию на них) в атмосфере, гидросфере, почве, криосфере и биоте |
Факторы и источники воздействия | Мониторинг источников загрязнения. Ингредиентный мониторинг (например, отдельных загрязняющих веществ, радиоактивных излучений, шумов и т. д.) |
Острота и глобальность проблемы | Мониторинг океана. Мониторинг озоносферы |
Методы наблюдения | Мониторинг по физическим, химическим и биологическим показателям. Спутниковый мониторинг (дистанционные методы) |
Системный подход | Медико-биологический (состояния здоровья) мониторинг. Экологический мониторинг |
Климатический мониторинг. Вариант: биоэкологический, геоэкологический, биосферный мониторинг |
Система комплексного экологического мониторинга предусматривает:
– выделение объекта наблюдения;
– обследование выделенного объекта наблюдения;
– составление для объекта наблюдения информационной модели;
– оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;
– прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;
– предоставление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.
Основные цели комплексного экологического мониторинга состоят в том, чтобы на основании полученной информации:
1) оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека (т. е. провести оценку соблюдения экологических нормативов);
2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются (т. е. провести диагностику состояния экосистем и среды обитания);
3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб, т. е. обеспечить заблаговременное предупреждение негативных ситуаций.
Руководит проведением государственного мониторинга Министерство природных ресурсов РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.
В Российской Федерации функционируют несколько ведомственных систем мониторинга: например, служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета, служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода, служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнений сельскохозяйственных земель Роскомзема и др.
Российское космическое агентство проводит экологический мониторинг территорий и объектов, загрязненных компонентами ракетного топлива. Ныне создана комплексная система экологического мониторинга космодромов России, а также космодрома Байконур, расположенного на территории суверенного государства Казахстан.
Экологическая экспертиза
И экологический контроль
Экспертиза – это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники или искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а поэтому основываются на суждениях специалистов.
Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ регулирует отношения в области экологической экспертизы. Он направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на эту среду и предусматривает реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Наряду с этим законом действует постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы».
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и другой деятельности;
• обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
• комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и другой деятельности и его последствий;
• обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
• независимости экспертов при осуществлении полномочий в области экологической экспертизы;
• научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
• гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
• ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрено проведение двух видов экспертиз: государственной и общественной.
Государственная экологическая экспертиза представляет собой систему государственных природоохранных мероприятий, направленных на проверку соответствия проектов, планов и мероприятий в области народного хозяйства и природных ресурсов требованиям защиты окружающей среды от вредных воздействий.
Общественная экологическая экспертизаорганизуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами являются охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.
Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:
• выдвигать предложения в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
• направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
• получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов, и информацию о результатах ее проведения;
• осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.
При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.
Экологический контроль. Задачи экологического контроля, структура контроля.
Контроль в области охраны окружающей среды – ООС – (экологический контроль) – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона ООС). Целью проведения экологического контроля является обеспечение исполнения природоохранного законодательства, соблюдение экологических требований и обеспечение экологической безопасности.
Согласно Закону об охране ОПС перед экологическим контролем стоят следующие задачи:
– наблюдение за состояние окружающей природной среды и ее загрязнением под влиянием хозяйственной или иной деятельности;
– проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению ОПС, соблюдение требований природоохранного законодательства и нормативов качества ОПС.
В Российской Федерации осуществляются четыре вида экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный (ст. 64).
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной средыосуществляется уполномоченнымина то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.
В настоящее время государственный экологический контроль осуществляет Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ (федеральный орган исполнительной власти) в лице государственных инспекторов.
Государственные инспектора имеют право в установленном порядке (ст. 66):
–проверять соблюдение нормативных документов, работу очистных сооружений и др. обезвреживающих устройств, средств контроля и выполнения планов природоохранных мероприятий;
– проверять соблюдение требований, норм и правил при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и др. объектов;
– проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы;
– предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства;
– приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства;
– привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области ООС.
Следует отметить, что, согласно Закону ООС, по предписанию контролирующего органа допускается только приостановление деятельности предприятия. Полностью работа предприятия может быть остановлена только на основании решения суда (ст. 34 Закона ООС).
Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами РФ иными общественными организациями, трудовыми коллективами, отдельными гражданами.
Производственный экологический контроль организуют сами субъекты хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения выполнения мероприятий по ООС, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством. Сведения об организации производственного контроля представляются в органы, осуществляющие государственный и муниципальный экологический контроль (ст. 67).
Муниципальный экологический контроль должен осуществляться органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Общественный экологический контроль должен осуществляться общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты контроля представляются в органы государственной власти, органы местного самоуправления (ст. 68).